Научная статья на тему 'Еврорегион "Карпаты": моделирование развития конфликтных ситуаций'

Еврорегион "Карпаты": моделирование развития конфликтных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
98
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Ключевые слова
EUROREGION "KARPATY" / RUTHENIANS / TRANSCARPATHIA / CENTER / PERIPHERY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бредихин Антон Викторович

Автор рассматривает в статье вопросы трансграничной интеграции, в частности этноконфликтного взаимодействия по оси Центр-Периферия. В качестве примера приводится опыт еврорегиона «Карпаты» и русинского национального движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Еврорегион "Карпаты": моделирование развития конфликтных ситуаций»

Исторические и политические науки УДК 323.172

Бредихин Антон Викторович,

аспирант кафедры стран постсоветского зарубежья Российского государственного гуманитарного университета, старший преподаватель кафедры связей с общественностью и рекламных технологий Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского

ЕВРОРЕГИОН «КАРПАТЫ»: МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

Аннотация: Автор рассматривает в статье вопросы трансграничной интеграции, в частности этноконфликтного взаимодействия по оси Центр-Периферия. В качестве примера приводится опыт еврорегиона «Карпаты» и русинского национального движения.

Ключевые слова: Еврорегион «Карпаты», русины, Закарпатье, Центр, Периферия

Abstract: In the article the author considers the questions of cross-border integration, in particular etnoсonflikt along the axis of the Centre-Periphery. The experience of the Euroregion «Karpaty» and Ruthenian national movement is given as an example.

Keywords: Euroregion "Karpaty", Ruthenians, Transcarpathia, Center, Periphery

Еврорегион «Карпаты» представляет собой трансграничное объединение в состав которого входят: Польша - Подкарпатское воеводство и гмина Ропа Малопольского воеводства; Венгрия - 5 округов северной и северо-восточной части страны: 1) Боршод-Абауй-Земплен; 2) Гайду-Бигар; 3) Гевеш; 4) Яс-Надькун-Солнок; 5) Саболч-Сатмар-Берег; Украина - четыре области: 1) Закарпатская; 2) Ивано-Франковская; 3) Львовская; 4) Черновицкая; Словакия

два края: 1) Кошицкий; 2) Прешовский; Румыния - 5 округов: 1) Бихор; 2) Ботошань; 3) Марамуреш;4) Сату-Маре; 5) Селаж; 6) Сучава; 7) Харгита. Общая площадь еврорегиона «Карпаты» составляет 161 279 тыс. км , а численность населения свыше 16 миллионов человек. Взаимодействие в рамках его организации осуществляется в экономической, социокультурной, политической, экологической сферах.

При этом в рамках еврорегиона существуют конфликтные ситуации, связанные с этнокультурной его составляющей, которая нами и будет рассмотрена в данном исследовании на примере его украинской части, которая составляет 36,4 % от территории всего еврорегиона. Результаты данного исследования были представлены ранее на международной конференции кафедры конфликтологии Южного федерального университета.

Современное пространство Украинского государства носит в себе ряд нерешенных проблем и конфликтных предпосылок. Представляя собой «мозаику регионов» Украина обладает слабым Центром, неспособным выступать в качестве интегрирующего региона страны. Периферия в данном случае выступает в качестве серьезного игрока на украинском политическом пространстве, а Центры Периферии способствуют приходу к власти в стране своих политических элит. В большинстве случаев за подобными действиями Периферии стоят внешние игроки, заинтересованные в дестабилизации политической обстановки в стране и стремящиеся привести Украину в состояние «разрыхленности», когда ее периферийные регионы будут находиться в зоне влияния и управления внеукраинских Центров.

Актуальность заинтересованности внешних игроков в дестабилизации Закарпатского региона обуславливается его важным положением регионального «энерготранзитного коридора».

Великие державы в большинстве своем интересует экономический фактор требований, что и объясняется актуализацией процесса экономического колониализма. Он заключается в установлении контроля внешними акторами за

экономической сферой региона. Особое рассмотрение требует вопрос транспортировки энергоресурсов по территории региона.

При наличии между продавцом и покупателем энергоресурсов буферного пространства каждая из сторон стремится гарантировать их транспортировку через территории третьих государств. Но «парады суверенитетов» начала 1990-х гг. и 2008 г. способствовали тому, что малые народы, проживающие на территории, через которые проходят транспортные сети, заявляют о своем праве на данную транзитную систему и на доходы от нее. Подобные заявления поступает в купе с требованиями образования независимого государства.

Поддержку малым народом в борьбе за независимость могут оказывать великие державы, заинтересованные в стабильности поставок энергетических ресурсов в свои страны.

Лорд Артур Джеймс Бальфур перед оккупацией всего Кавказа британской армией в 1918 году на фоне хаоса сказал: «Меня волнует тот, кто контролирует железную дорогу, по которой качается нефть. Аборигены пусть хоть разорвут друг друга на куски». [1] Этим и можно объяснить стремление национальных элит к доступу за контролем транспортировочных путей. Мы же рассмотрим данный процесс на примере требований национальных русинских элит Закарпатья.

Закарпатская область современной Украины занимает важное геополитическое положение в плане газотранспортных сетей, соединяющих РФ и ЕС. Официальный Киев заинтересован в сохранении подконтрольности данного региона и не стремится признавать наличие там русинской проблемы. Позиция же русинских лидеров в данном вопросе весьма категорична, и немаловажный оттенок в ней приобретает то, что по территории Закарпатья проходят газораспределительные сети, играющие весомую роль во время «газовых воин» между Россией и Украиной.

Взаимодействие основных акторов Закарпатского конфликта

Кроме газотранзитного, можно выделить и ряд иных факторов.

Фактор №1. Территория Закарпатской области вошла в состав СССР в ноябре 1944 года, когда Православный съезд, собравшихся в Мукачево по инициативе о.Алексея Кабалюка обратился к И.В.Сталина с просьбой принять Подкарпатскую Русь в состав СССР на правах 16-й союзной республики [2]. Что и было сделано правительством СССР путем изменения статуса Подкарпатской Руси, то есть включения ее в качестве Закарпатской области в составе Украинской ССР. До этого момента территория Подкарпатской Руси никогда не входила ни в состав СССР, ни в Российскую империю, а находилась в составе Австро-Венгерской империи, после распада которой вошла в состав Чехословакии и затем Венгрии.

Фактор №2. Украинское правительство отказывается признавать русинов в качестве отдельного от украинцев народа. В качестве отдельного народа русинов признали все страны, где они проживают: Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, Румыния, Сербия, Хорватия, США, Канада, признала русинов и Россия. Когда проходила Всероссийская перепись населения в 2000 году, то они были включены в список народов, проживающих на территории Российской Федерации. В период своей президентской предвыборной

кампании 2004 года В.А.Ющенко пообещал представителям североамериканской диаспоры русинов признать их в качестве народа, благодаря чему и получил максимальную поддержку в Закарпатской области. Но своего обещания не сдержал.

Фактор №3. 1 декабря 1991 года на территории Закарпатской области был проведен референдум за "специальный самоуправляемый статус территории Закарпатской области...в качестве субъекта в составе Украины" [3, с. 38]. На нем 72,8% высказалось за получение Закарпатской областью автономного статуса, но референдум был признан недействительным, хотя и получил поддержку в Закарпатском областном Совете.

Вся совокупность данных причин, включая воздействия внешних акторов, и привела к созданию конфликта по оси Центр - Периферия. Дальнейшее развитие ситуации в регионе может складываться согласно различным моделям развития конфликта Ужгород ¥8 Официальный Киев. Основные роли в данных моделях будут играть внешние акторы, заинтересованные в поддержке русинского движения и дестабилизации нынешней Украины.

Согласно первой модели, наиболее реалистичной, конфликт не получает дальнейшего развития. Правительство В.Ф.Януковича сохраняет Украину в качестве унитарного государства и русины не получают автономии, желание иметь которую они изъявляли как на референдуме 1 декабря 1991 года, так и в «Меморандуме Правительства Республики Подкарпатская Русь» 2008 года. Сойм Подкарпатских русинов может быть кооптирован в государственные структуры Закарпатского региона, либо, что более вероятно, сохранит свой прежний статус.

Согласно второй модели, русины получат автономию в составе Украинской Федерации. «Политическое русинство» будет так же кооптировано во власть региона. Однако Украинская Федерация не может существовать продолжительное время. Периферия, увеличив свои властные полномочия,

будет добиваться больших функций и попадет под влияние внешних Центров, что приведет к распаду Украины.

Согласно третьей модели, русинское национальное движение, возглавляемое т.н. «Правительством республики Подкарпатская Русь» выходит из состава Украины и образует свое независимое государство. В подобной ситуации территория Закарпатья попадет как экономически, так и политически под влияние внешних акторов:

1) Закарпатье может войти в состав «Великой Венгрии», проект которой продвигается нынешним руководством страны, возглавляемом Виктором Орбаном. Орбан рассматривает Закарпатье в качестве территории незаконно отторгнутой согласно Трианонскому договору 1920 года. Уже сейчас венгерским правительством принят закон о двойном гражданстве и упрощении выдачи венгерского гражданства бывшим гражданам Венгрии и их потомкам. Данный закон распространяется и на всех жителей Закарпатского региона;

2) Закарпатье может стать частью нового Российского геополитического союзного образования. В его состав, кроме Закарпатья и России могут войти Белоруссия, Северный Казахстан, Приднестровье, возможно вхождение и Украины. Русинские лидеры, в том числе и глава Сойма Подкарпатских русинов о. Дмитрий Сидор, говорят о том, что русины есть часть Русского мира и хранят в себе «древнюю русскость». Русинское движение уже сейчас поддерживает фонд «Русский мир», а Генеральный консул России во Львове Евгений Гузеев призвал Правительство РФ начать финансовую поддержку русинских организаций.

Литература

1. Нарочницкая Н.А. Какими будут политические последствия признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии?// Столетие - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.stoletie.ru/fakty_i_kommentarii/kakovi_politicheskie_posledstviya_prizn

aniya_rossie_nezavisimosti_juzhno_osetii_i_abhazii_2008-08-26.htm (дата

обращения: 30.08.2008)

2. Неменский О.Б. Восточнославянский этнический сепаратизм: русины и казаки // Актуальные проблемы Европы: Сб. науч. трудов. - Вып. 3: Сепаратизм в современной Европе / Ред.-сост. О.Н.Новикова. - М.: ИНИОН РАН, 2009. - С. 149-174.

3. Магочш П.-Р. Народ нивыдкы: 1люстрована iсторiя карпаторусинов/ Потовмачив по русинськы В.Падяк; Сюжетш комент. ид ш. В.Падяка.-Ужгород: Выд-во В. Падяка, 2007. - 120 с.: ш. + Карты - Русин. мовою.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.