Научная статья на тему 'Закарпатские русины в борьбе за свою национальную идентичность: современные проблемы'

Закарпатские русины в борьбе за свою национальную идентичность: современные проблемы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
453
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Закарпатские русины в борьбе за свою национальную идентичность: современные проблемы»

М.Ю. Досталь

Закарпатские русины в борьбе за свою национальную идентичность: современные проблемы

Русины (или карпатороссы, руснаки и пр.) являются четвертым восточнославянским народом, наряду с русскими, украинцами и белорусами.

Борьба русинов за свою национальную самобытность имеет давние традиции. В середине XIX в. они вместе с другими славянскими народами втупили в период своего первого национального возрождения, заложили основы самобытной литературы, сумели добиться некоторой административной автономии края в период революции 1848-1849 гг. в Австрийской империи. Начавшаяся после дуалистического соглашения 1867 г. жестокая мадьяризация подавила ростки национальной культуры Угорской Руси. С включением региона в состав независимой Чехословакии в 1919 г. Подкарпатская Русь получила статус автономии, хотя не до конца реализованной, но вместе с тем и реальную возможность развития и даже расцвета национальной культуры русофильской, украинофильской и русинской ориентации. После нацистской оккупации Чехословакии в 1939 г. Закарпатье было включено в состав хортистской Венгрии, а после Победы над фашистской Германией в 1945 г. в состав СССР (УССР)1. После чего использование самоназвания «русины» в официальных документах страны было запрещено, и всех представителей этой национальности бесцеремонно записали украинцами. С 1989 г. (с периода перестройки), по мнению авторитетного канадского историка П.Р. Магочи, они переживают свое третье национальное возрождение2.

В настоящее время в мире проживает приблизительно 2 млн. русинов на Украине, в Словакии, Венгрии, Сербии, Польше, Румынии, Молдавии, США, Канаде и др. Причем в Закарпатье их насчитывается по разным оценкам примерно 650 - 850 тыс. (из 1,253 млн.) человек, что составляет 65-70% местного населения. (По результатам официальной украинской переписи населения 2001 г. было зарегистрировано 10 069 русинов, но эти данные, по мнению лидеров русинского движения, сфальсифицированы)3.

Таким образом, этот край законно может претендовать на автономный статус, за что высказалось на всеукраинском референдуме в декабре 1991 г. 78% населения. Но этот статус украинскими властями русинам до сих пор не был предоставлен. Между тем, уже в 22 странах мира признали их право называться отдельным народом, этого не сделано лишь на Украине, хотя 92% населения края голосовали за ее «самостийность»4.

Только на Украине, вопреки ее Конституции (в статье 11 зафиксировано уважение к правам национальных меньшинств), национальному законодательству и ратифицированным Верховной Радой Украины международным актам о правах человека, национальных и лингвистических меньшинств русинам отказано даже в праве на выражение своей национальной идентичности5. Права национальных меньшинств признаны на Украине для русских, поляков, евреев, крымских татар, румын и пр. Только русинам отказано в таком праве: их признают лишь субэтносом — украинской этнической группой. Но для этнической группы русины слишком многочисленны и, главное, обладают развитым национальным самосознанием.

Сойм подкарпатских русинов так определил существующие в действительности признаки национальной идентичности русинов: а) наличие исторической территории, б) исторической памяти о своем родном крае, в) массовой народной культуры (фольклор, архитектура, прикладное искусство, язык, песни, духовность), г) осознание прав и обязанностей всех членов общества независимо от положения, д) региональный и экономический комплекс с развитой инфраструктурой для решения своих экономических проблем, е) официальные данные переписи населения граждан, которые идентифицировали себя русинами6.

Почему же русины на Украине не признаются отдельным этносом? К тому есть причины экономического, культурно-национального и этнополитического порядка. Закарпатье является мощным транспортным и энергетическим узлом Украины. Через него идут железнодорожные и автомобильные магистрали, газо-и нефтепроводы из России в Центральную и Западную Европу. Понятно, что

официальный Киев не хочет передавать управление «лакомой» территорией в руки местной русинской (а также венгерской, немецкой, цыганской и пр.) элиты, сознающей уникальную культурную целостность всего региона7. Отметим, что русинов здесь поддерживают и другие нац. меньшинства, объединявшиеся в 1990-е годы в Демократическую Лигу национальностей Закарпатья8.

Кроме того, власти Украины, взяв курс на создание унитарного государства с единым украинским языком, жестко противостоят не только русскоязычным регионам, но и русинскому Закарпатью, боясь создать прецедент сепаратизма, ведущего, по их мнению, к распаду страны. Но это нежелание найти необходимый консенсус с регионами приводит к перманентному политическому кризису. В 1996 г. Кабинет министров Украины принял пресловутый тайный «План мероприятий по решению проблемы украинцев-русинов», согласно которому следовало «четко засвидетельствовать и продекларировать позицию украинского государства о бесперспективности выделения Закарпатья на какой-либо основе - культурной, этнической, тем более административно-территориальной». Планировалось разработать систему мероприятий по украинизации Закарпатья в сфере языка, культуры, кадровой политики и создать учебники и произведения, «интерпретирующие историю украинцев-русинов Закарпатья как неотъемлемой части украинского этноса», а также препятствовать проведению референдума по самоидентификации русинов9.

Долгое время в непризнании русинов особой национальностью Украину поддерживала и Советская Россия. Полна драматизма сама история включения Закарпатья в состав УССР и СССР. Православный съезд русинов в Мукачево 18 ноября 1944 г., созванный по инициативе канонизированного ныне схиархи-мандрита Алексея (Кабалюка), принял обращение к Сталину с просьбой о включении этого края в состав именно Российской Федерации. В нем, в частности, говорилось: «Мы, нижеподписавшиеся представители православных общин Карпатской Руси, выражая волю всего православного русского народа, просим включить Карпатскую Украину (Карпатскую Русь) в состав СССР в форме: Карпаторусская Советская Республика»10. Съезд послал делегацию в Москву. Ее с почестями приняли в Патриархии и обещали всяческое содействие". Тем временем коммунисты Закарпатья 19 ноября провели свою учредительную конференцию, а 26 ноября Первый (и последний) съезд народных комитетов Закарпатской Украины, принявший «Манифест о воссоединении Закарпатской Украины с Советской Украиной в составе Советского Союза»12. И это «волеизлия-ние» закарпатских украинцев было поддержано Кремлем. Сложные дипломати-

ческие переговоры между Э. Бенешем и И. Сталиным окончились подписанием 29 июня 1945 г. договора о том, что Закарпатская Украина (Подкарпатская Русь) входит в состав УССР13. После этого началась тотальная украинизация края.

Как мы указывали, «третье возрождение русинов» началось в 1989 г., когда вся общественность Украины была взбудоражена далеко идущими идеями суверенизации союзных республик. Здесь на перекрестке различных культур, в контактной зоне западной католической и восточнославянской православной цивилизаций у полиэтничного населения (русины, венгры, украинцы, словаки, румыны, русские, немцы, цыгане) выработалось свое местное самосознание. Отделенное от Украины Карпатскими горами Закарпатье тяготеет к странам Центральной и Юго-Восточной Европы и первым из регионов Украины стало проявлять инициативу в деле развития регионального сотрудничества с Центральной Европой, выступая за создание здесь свободной экономической зоны14.

Экономическая подоплека завуалировано проявлялась в этноконфессио-нальной и национальной борьбе. В 1989 г. вышла из подполья запрещенная в 1949 г. греко-католическая церковь (в прошлом - один из оплотов идеологии русинства), начала восстанавление своей организационной структуры и борьбу за передел имущества с православной церковью. Сформировавшееся в 1990 г. «Общество подкарпатских русинов» было встречено в штыки украинскими националистами, сгруппировавшимися вокруг возрожденной «Просвиты» и «Общества украинского языка им. Т.Г. Шевченко». Следует отметить, что посредством галицийских националистов в борьбу за регулирование умонастроений в регионе вступили не только Ватикан, но и с 1991 г. спецслужбы США. Был разработан общий проект Карпатского Еврорегиона, цель которого - через СМИ и систему грантов внушить общественности стойкое впечатление об общности, в том числе, украинской Галичины, Закарпатья и пограничных регионов Польши. Позднее строились планы создания Западной федеративной республики Гали-чина с последующим отделением от Украины15.

Но русинские патриоты не поддались этим провокациям. В сентябре 1990 г. «Общество подкарпатских русинов» приняло «Декларацию о возврате прав самобытного народа русинам и восстановления русинской автономии». Оно обратилось к президенту СССР М.С. Горбачеву и Верховному Совету СССР с просьбой отменить Указ Президиума Верховного Совета о преобразовании «Закарпатской Украины» в «Закарпатскую область» от 22 января 1946 г. и создать автономную республику «Подкарпатская Русь». В 1991 г. начались переговоры в Москве представителей «Общества подкарпатских русинов» с председателем

Совета Национальностей Верховного Совета СССР, которые не были завершены из-за происшедшего в Москве августовского путча и последовавшего распада Советского Союза'б.

В начале марта 1992 г. депутаты областного Совета проголосовали за создание самоуправляющейся территории «Закарпатье» с особым статусом, за легализацию русинской национальности, создание Береговского венгерского национального округа и пр. Но Верховная Рада Украины не утвердила это решение областного Совета. В июне 1992 г. украинский парламент принял Закон «О национальных меньшинствах», предусматривающий свободный выбор национальностей гражданами Украины, но в то же время украинский президент отдал секретное распоряжение, обязывающее все государственные учреждения регистрировать русинов только как украинцев. 23 мая 1993 г. депутаты областного Совета на очередной сессии проголосовали за окончательное утверждение результатов референдума 1991 г., что по Конституции Украины является законом, отменить который можно только в результате нового референдума,, но Киев снова проигнорировал это решение областного парламента. В июне 1996 г. Верховная Рада Украины приняла новую Конституцию, провозгласившую республику унитарным государством с автономией Крыма. Таким образом, были похоронены надежды на «демократическое, в духе современного европейского процесса регионализации, федеративное устройство Украины с учетом особенностей всех исторических земель, составляющих ее ныне, включая Подкарпатскую Русь»17. Более того в октябре того же года был принят пресловутый «План мероприятий» по дискредитации русинской национальности.

В настоящее время русины борются за свою национальную идентичность разными способами: внутри и вне страны. Обращаются с посланиями и декларациями к Президенту, в Верховную Раду Украины и к местным властям Закарпатья, ищут помощи в России и у своих одноплеменников русинов в соседних странах, а ныне и в европейских правовых организациях. С этой целью созываются Всемирные конгрессы русинов. В настоящее время состоялось уже 9 таких конгрессов: первый прошел в Медзиборце (Словакия, март 1991 г.), второй - в Кринице (Польша, май 1993 г.), третий - в Русском Керестуре (Югославия, май 1995 г.), четвертый - в Будапеште (Венгрия, май 1997 г.), пятый - в Ужгороде (Украина, июль 1999 г.), шестой - в Праге (Чехия, октябрь 2001 г.), седьмой - в Прешове (Словакия, июнь 2003 г.), восьмой - в Кринице (Польша, июнь 2005 г.), девятый - в Сигете (Румыния, июнь 2007 г.).18

На всех этих съездах, носящих, однако, все более декларативно-фестивальный характер, так или иначе ставился вопрос о положении русинов Закарпатья и принимались резолюции о необходимости признания их национального статуса. В частности, на Пятом Всемирном конгрессе русинов в Ужгороде (1999) была принята резолюция, направленная к украинским властям: 1) официально признать русинскую национальность на Украине; 2) ввести национальность «русин» в официальный перечень национальностей Украины с предоставлением ей отдельного кода; 3) прекратить практику информационной блокады русинства в государственных СМИ; 4) прекратить практику негласного преследования сторонников русинского движения, которые работают в гос. структурах; 5) открыть при Ужгородском гос. университете кафедру русинского языка и литературы; 6) создать научный центр русинистики для исследования истории, народоведения, литературоведения, лингвистики, фольклора Карпатского региона19.

Между тем само русинское движение в Закарпатье расколото, по меньшей мере, на несколько лагерей. Среди его нынешних лидеров следует отметить депутата областного Совета (2002), православного священника, протоиерея Д. Сидора, краеведа и слависта Д. Попа, представляющего позицию своего брата известного слависта и историка культуры И. Попа (проживающего в Чехии), историка и руководителя «Русского блока» Подкарпатской Руси В. Разгулова, эксдепутата Верховной Рады Украины И. Миговича, писателя и переводчика И. Петровциго, педагога, хормейстера, филолога П. Алмашиго, историка литературы. издателя В. Падяка, врача Е. Жупана, педагога и общественного деятеля В. Сарканича, писателя, фольклориста Ю. Чори, историка и этнолога М. Макары и др.

Первоначально с 1990 г. движение возглавлял профессор-микробиолог Ужгородского университета Иван Туряница. Он явился одним из создателей Общества карпатских русинов и стал его председателем. В 1993-1999 гг. Туряница возглавлял т.н. теневое «Временное правительство» Подкарпатской Руси с до конца неясными полномочиями. В его состав входили гражданин Словакии Т. Ондик («министр» иностранных дел), В. Довганыч («министр» внутренних дел), Ю. Думнич («министр» экономики), В. Сочка («министр» образования), Е. Жупан («министр» здравоохранения) и др.20 «Правительство» развило бурную петиционную деятельность, пропагандируя свои взгляды, главным образом, через газету «Подкарпатская Русь». Издав манифест с красноречивым названием «Волю и демократию Закарпатью!», «правительство» выдвинуло своей це-

лью «воссоздание Закарпатской автономии» по образцу Подкарпатской Руси в межвоенной Чехословакии и обратилось к ряду государств с требованием дезавуировать прежние договоренности, касающиеся Закарпатья, а к президенту Украины с предложением сесть за стол переговоров о «воссоздании государственности» Подкарпатской Руси. Важным шагом стало участие русинских деятелей в Международной организации не представленных (в ООН - М.Д.) Наций и Народов (ОНН) в 1993 г., обращения и сотрудничество с ОБСЕ в 1998-1999 г. и пр.21 Однако в целом шумливая и во многом провокационная деятельность «правительства», погрязшего к тому же в судебных разбирательствах с местными властями, вызвала осуждение других русинских организаций22. Мировой совет русинов, собравшийся в Прешове (Словакия), на заседании 24 августа 1996 г. отмежевался от его деятельности, которая давала повод официальному Киеву для обвинения русинов в «политическом сепаратизме»23. На 43-м Европейском конгрессе «Национальные меньшинства и европейское единство» (Прага, май 1998 г.) И. Туряница осмелился обвинить Киевское руководство в «эт-ноциде русинского народа»24. В ответ украинские власти расправились с ним «по-старинке»: его выжили с двух работ и дискредитировали, обвинив в совращении студентки. В результате Туряница был вынужден эмигрировать в Словакию, где продолжил свою педагогическую и научную деятельность.

После этого постепенно определились два главных лидера русинского движения в Ужгороде. Наиболее влиятельным и авторитетным признается бывший десантник, кандидат богословия, протоиерей Димитрий Сидор, начавший свою подвижническую деятельность со строительства грандиозного Храма Христа Спасителя (он только на 7 м ниже московского). Отделка верхней церкви Рождества Христова еще продолжается, а нижняя - Крестовоздвиженская уже действует, и о. Димитрий является ее настоятелем. Деньги на строительство храма предоставили в основном сам священник, а также предприниматель, депутат Верховной Рады Украины, нынешний мэр Ужгорода Сергей Ратушняк, простые прихожане. Д. Сидор является депутатом областного Совета (Рады), Ьыступил одним из основателей Общества Кирилла и Мефодия, избран председателем ассоциации 17 русинских организаций Сойм (Народный парламент) подкар-патскнх русинов (основан в 2000 г.). Составленная им «Грамматика русинского языка» (Ужгород, 1996-2005), положена в основу кодификации русинского языка. Ему удалось открыть 24 класса для факультативного изучения русинского языка в ужгородских школах25 и пр. По данным на 1 сентября 2006 г. в Закарпатье работали уже 26 воскресных школ с преподаванием на русинском языке26.

Он проводит фестивали «Дни русинской культуры Закарпатья», выступая устроителем, режиссером, композитором и исполнителем народных и собственных песен. Такой фестиваль состоялся, в частности, 27-28 октября 2007 г. в Мукаче-во и Ужгороде27.

В своей борьбе за права русинского народа Д. Сидор и его сторонники делают ставку на поддержку извне: Москвы, Московской патриархии, конгрессов русинов, Европы. Он представлял закарпатцев на Всемирных конгрессах русинов, на Славянских съездах в Москве, Ужгороде (возглавляет русинское отделение Всеславянского собора) и др., не раз выступал на Всемирном русском народном соборе в Храме Христа Спасителя в Москве, обращался с посланиями к святейшему патриарху Всея Руси Алексию II, с просьбой «взять русинский народ под свою духовную опеку и защиту»28 (однако ответа не получил), а также в другие общественные организации и к отдельным политикам. Но кроме сочувствия отдельных россиян и игнорируемых СМИ патриотических организаций весомой поддержки в Москве не нашел. И это можно объяснить политическими причинами. Российские политики, безусловно, боялись осложнять и без того непростые отношения с Украиной, а также «стимулировать» албанский вариант решения косовской проблемы.

Тогда о. Д. Сидор решился обратиться в европейские правозащитные организации. В одном из интервью он сказал: «Когда мы увидели, что Россия так безразлична к нашим проблемам, мы решили возвращаться в Европу. Мы лучше будем прислугой там, чем бесправными братьями восточных славян»29. В то же время, выступая на Втором Европейском форуме «Демократия и мультикульту-рализм на Евровостоке» (октябрь 2005), он иронически заявил: «Мы не сепаратисты и не украинофобы, но если Ющенко продолжит такую же политику (непризнания русинов. - М.Д.), придется делать оранжевую революцию в Закарпатье» и призвал Россию стать «стабилизирующим фактором» в решении русинского вопроса30.

Обращение в международные организации принесло некоторые результаты. В августе 2006 г. Комитет по расовой дискриминации ООН призвал правительство Украины признать русинов в качестве национального меньшинства, поскольку имеются «существенные отличия между русинами и украинцами». Официальный Киев это решение ООН проигнорировал31.

Другим лидером русинского движения в Закарпатье позиционирует себя Евгений Жупан, зав. реанимационным отделением областной больницы. Он делает ставку на решение русинского вопроса внутри Украины. В его активе, проведе-

ние двух Всекарпатских съездов русинов. Первый из них состоялся в Ужгороде в октябре 2005 г. Здесь Е. Жупан был избран председателем Народного совета (рады) русинов Закарпатья. Д. Сидора на съезд не пригласили (за что его сторонники обвинили устроителей съезда в фабрикации альтернативногр антирусинского движения под эгидой Киева, а «Народный совет» иронически назвали «бюджетной организацией»). Зато здесь присутствовало все областное и городское начальство, представители Верховной Рады Украины и даже министр по вопросам чрезвычайных ситуаций Давид Жвания32. На этом съезде, как и на втором в Ужгороде (октябрь 2007), выдвигались требования властям о признании результатов референдума 1991 г. и на его основании предоставления региону статуса самоуправляемой территории в составе Украины, прекращения преследования русинов по национальному признаку, создании в Ужгородском университете кафедры русинского языка и литературы и пр.33 Участники съезда выразили уверенность в необратимости движения закарпатских русинов и правомерности их стремления занять достойное место среди других народов Европы34.

С. Жупан гордится тем, что добился проведения на областном телевидении один раз в полтора месяца передач на русинском языке, а также тем, что с его подачи Киев якобы отменил утвержденный в 1996 г. «План мероприятий по решению проблемы украинцев-русинов», что, однако, не соответствует действительности.

Так или иначе, но русинское движение прогрессирует. Областной Совет (Рада) Закарпатской области уже дважды (в 1992 и 2002 гг.) признавал результаты референдума 1991 г. и обращался в Верховную Раду Украины по вопросу о признании русинов отдельным народом. По украинским законам верховные власти не вправе отменять постановления региональных властей. Им остается только их игнорировать. Борьба продолжается35. Все русинские организации по-своему ищут исторических и правовых обоснований автономизации Закарпатья36.

Русины с нетерпением ждали разрешения Косовской проблемы и особенно активизировались в 2005 г. в период очередной избирательной кампании. Д. Сидор, в частности, заявил еще в ноябре 2005 г.: «В случае отказа украинских властей признать русинов как национальность, будет принято решение добиваться своего права на самоопределение за пределами украинского государства. То есть, фактически, пойти по косовскому варианту. Если европейские страны уже пошли по этому пути, то мы - следующие. Тем более, что в отличие от Ко-

сово, которое является исторически сербской территорией, Закарпатье было присоединено к Украине»37. Он подчеркнул также, что Областной совет Закарпатской области может и готов принять решение об автономии Закарпатья.

Примечательно, что русины в силу своего менталитета не предлагают никаких экстремистских, тем более, террористических методов решения вопроса о своем национальном статусе, стремятся оставаться в рамках конституционной законности и решать свои проблемы мирным парламентским путем.

15 декабря 2007 г. Сойм Подкарпатских Русинов принял декларацию в соответствии с волеизлиянием народа на референдуме 1 декабря 1991 г. о создании в Закарпатье «самоуправляемой административно-национальной территории под международным контролем» и послал ее в адрес руководства ЕС (Евросоюза), РФ, Верховного Совета Украины и ее Президента и премьер-министра.' Это смелое решение на региональном уровне можно только приветствовать.

Что касается вопроса о «сепаратизме» русинов, в котором украинские власти обвиняют деятелей русинского движения, то взвешенное мнение по этому поводу выразил Д. Сидор в преддверии выборов в Верховную Раду 26 марта 2006 г., во время которых русины делали несовместимую ставку как на националистов-унитаристов (блок Ю. Тимошенко), так и на регионалов (блок Н. Витренко). В интервью «К федерализации Украины мы готовы давно» (26 февраля 2006 г.) он, в частности, сказал: «К сепаратизму я отношусь отрицательно, потому что - ни России, ни Европе, ни Белоруссии, ни Турции - не нужно новое расчленение Украины. В Закарпатье сепаратизма нет. Войдя в 1946 году в состав Украины, русины Закарпатья поняли, что через Украину лежит их путь к единству со всем восточнославянским миром. Поэтому отделение от Украины для нас чревато тем, что нас поглотит какая-нибудь другая европейская страна. Мы рассматриваем другой вариант. К федерализации Украины мы готовы давно. В Закарпатье условий для автономии и самоуправления существует гораздо больше, чем в любом другом регионе Украины. Осталось только одно -волеизлияние всего народа Закарпатья. То есть необходимо провести референдум по вопросу автономии Закарпатской области, чтобы потом никто не мог обвинить нас в сепаратизме». К этому Д. Сидор добавил такую важную вещь: «Автономия необходима Закарпатью не только политически, но и экономически. Нам ближе и выгоднее торговать с Европой, чем, например, с городом Львов, который от нас отделяют 200 километров Карпатских гор». Автономия, по его словам, «путь для пробуждения и роста самосознания русинов, для подготовки и воспитания собственных национальных кадров». И главное: «Опыт

самоуправления в рамках Украины может послужить впоследствии базой для более совершенных форм территориального образования»38.

После провозглашения независимости Косова (17.2.2008) о. Димитрий Сидор 22 февраля 2008 г. выступил на пресс-конференции в Москве в ИА ЯЕСМиМ с заявлением: «Конституция Украины не соблюдается в отношении русинов, и это вынуждает нас добиваться самоопределения за пределами украинского государства. 15 декабря 2007 г. мы приняли уже третью декларацию о самоопределении. Мы просим признать нас самоуправляемой территорией под контролем России и ЕС, являющихся правопреемниками СССР и Чехословакии. Косовский прецедент не является для нас прецедентом, так как Косово незаконно отделилось от Сербии - в нарушение международного права и при поддержке США. Мы же живем на своей исторической земле, и в отличие от Косово имеем право на самоопределение». Что касается церковного вопроса, то о. Димитрий подтвердил желание русинов оставаться в лоне Русской Православной церкви и непризнании Украинского патриархата, но в случае попыток насильственного включения в «филаретовскую церковь» вернуться под защиту Сербской Православной церкви3 .

Представляется, однако, что время «цивилизованного решения русинского вопроса» в общеукраинском и международном масштабе еще не пришло, хотя и давно назрело. «Прозападный» президент Украины В. Ющенко с утверждением на пост премьер-министра Ю. Тимошенко вместе с шаткой «оранжевой» коалицией Верховной Рады ни на какие уступки русинам не пойдут. (Есть надежда только на то, что их страстное желание войти в Евросоюз и НАТО заставит их взяться за решение неурегулированной русинской проблемы). Нынешний Президент России и Государственная Дума РФ при несомненном сочувствии братскому русинскому народу не включатся в его решение, выступая против передела существующих границ и за справедливое решение косовского вопроса. Евросоюзу с его двойными стандартами в отношении славян также не резон будировать «русинский вопрос»40. Таким образом, русины в настоящее время остаются заложниками приемлемого правового решения вопроса о «самопровозглашенных» республиках (Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и др.) в европейском масштабе и победы более крепких бескомпромиссных «регионалов» во властных структурах Украины.

Примечания

1 Подробнее см.: Достапъ М.Ю. Проблемы закарпатского национального возрождения в трудах русских и украинских эмигрантов в межвоенной Чехословакии // Славяноведение. 1997. № 6. С. 6772; Поп Д., Поп /. Icropia Подкарпатско! Руси. Ужгород, 2005 и др.

2 МагочШ П.Р. Народ нивыдкы. 1лустрована ¡сторш карпаторусинов. Ужгород, 2007. С. 101 и др.

3 Русины. Материалы из Википедии - свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki/... С. 2.

А Жегулев И. Старые русские: Почему закарпатское большинство хочет стать национальным меньшинством http: // rusinpresent.narod.ru/3-klimat-rusiny-vf.htm С. 1.

5 Сидор Д. Цель политики украинских властей - насильственная ассимиляция русинского народа http://www.regnum.ru/new/520214.html С. 1-2.

г' Планы-мероприятия по решению русинской проблемы. 8 июля 2005 http://karpatorusins.org/more.php?id=168_0_l_0_C30

7 Митряева С.И. Закарпатье - перекресток культур и цивилизаций // Диалог украинской и русской культур в Украине. Киев, 1999. С. 185; МарчуковА. Украина и русинское движение: диалог или конфронтация?// Россия XXI. Общественно-политический и научный журнал. 2002. № 1. С. 61-62.

8 Годьмаш П. Русинский вождизм и украинский шовинизм http://podkarpatskarus.narod.ru/24.htm С. 14.

9 Амелина Я. Русский остров в центре Европы // Континент. М.,2003. № 37 (661). Сентябрь. См. также: http://www.lemko.org/rusyn/kuras.html и др.

10 Разгулов В. Подвиг архимандрита Алексея Кабалюка // Карпатская панорама. 1996. 18 августа; Фролов К. Житие священномученика Алексия (Кабалюка) // www.moskvam.ru/2002/08/frolov.htm С. 7 и др.

11 Встреча с отцом Феофаном // Закарпатская правда. 1944. 26 декабря. Радушный прием православных русинов был связан с тем, что они выразили желание, изложенное в петиции, оформить переход каноническим путем Мукачевско-Пряшевской епархии в юрисдикцию Московской патриархии (из состава Сербской православной церкви), что и было реализовано. См. также: Фролов К. Карпаторус-ский вопрос: история и современность http://www.zatulin.ru/institute/sbornik/005/01.shtml С. 22-25.

12 Поп И. Энциклопедия Подкарпатской Руси. Ужгород, 2006. 2 изд. С. 61.

" Марьина В.В. Закарпатская Украина (Подкарпатская Русь) в политике Бенеша и Сталина 1939— 1945 гг. Документальный очерк. М., 2003.

14 Митряева С.И. Закарпатье - перекресток культур и цивилизаций... С. 185; Марчуков А. Украина и русинское движение: диалог или конфронтация?... С. 62.

Русин И. Карпатский гамбит: рука США - кисть Польши http://karpravozahist.narod.ru/inw-548.html С. 1-2.

16 Поп И. Энциклопедия Подкарпатской Руси... С. 64.

17 Там же.

18 Подробнее см.: МагочШ П.Р. Народ нивыдкы... С. 103, 107.

19 Народ есть - национальности нет, или некоторые сведения о подкарпатских русинах // www.zn.ua/3000/3150/32908/

211 Годьмаш П. Русинский вождизм и украинский шовинизм... С. 3.

21 Годьмаш П. Русинофоб О. Гаврош ставить пщ сумнт ршення ООН http://karpravozahist.ru/inw-591 .html С. 1-2; Он же. Русинский вождизм и украинский шовинизм... С. 8, 5-6.

22 Мальгин A.B. Украина, соборность и регионализм. Симферополь, 2005. С. 163-164.

23 Панчук М. Политическое русинство в Украине//Политическая мысль. 1995. № 2-3 (6). С. 117-124.

24 Фролов К. Карпаторусскнй вопрос... С. 27.

21 Жегулев И. Старые русские; Почему закарпатское большинство хочет стать национальным меньшинством http: // rusinpresent.narod.ru/3-klimat-rusiny-vf.htm

26 На Закарпатье открываются школы для русинов http://www.podrobnosti.ua/society/2006/09/07/346234.html

27 Викторов В. Репортаж о праздновании «Дней русинской культуры» в Ужгороде (Закарпатье, Украина) http://vlsaltykov.narod.ru/reportage28.10.07.htm

«Мы можем пойти и по косовскому варианту»: Русины Закарпатья готовы добиваться права на самостоятельность за пределами Украины // www.rusk.ru//newsdata.ptp?idar=l 61303 29 Русины Закарпатья просят патриарха Алексия взять их под свою духовную защиту // www.regnum.ru/news/523781.html; Русины Закарпатья готовы добиваться права на самостоятельность за пределами Украины //www.regnum.ru/news/549157.html и др.

311 15.10.2005. «Придется делать оранжевую революцию в Закарпатье» http://www.blagovest.ru/index.pfp?ss=2&s=3&id=4601 С. 6-С. 3.

31 Русины. Материалы из Википедии... С. 3.

32 Сидор Д. Русины Закарпатья готовы добиваться права на самоопределение за пределами Украины http://www.trinitas.ru/rus/doc/028/004a/02280110.htm; Жегулев И. Старые русские... С. 2.

33 Труд. От 26.1.2006. № 12.

34 Русинское движение остановить никому не удастся http: // polit.mk.ua/ftoric3777.ptp

35 Эксдепутат Верховной Рады Украины И. Мигович в интервью Закарпатскому информационному агентству рассказал, что он вносил на рассмотрение Рады законопроект «Про русинов в Украине» от 3 ноября 2005 г., но он встретил там «противодействие националистических сил». См.: Русинство: наступило время «Ч» http://rusinpresent.narod.ru/migovich.htm С. 2.

36Годьмаш П. Русинский вождизм и украинский шовинизм http://podkarpatskarus.narod.ru/24.htm

37 Русины Закарпатья готовы добиваться права на самостоятельность за пределами Украины...

38 Благовест-Инфо http://www.blagovest.ru/index.pfp?ss=2&s=3&id=4601 С. 6-7.

39 Русины Закарпатья требуют независимости Украины http//www.sedmitza.ru/?did=50539 С. 1-2.

40 Об этом откровенно сказал Д. Сидор в своем докладе в Институте стран СНГ в Москве в декабре 2001 г.: «Мне пришлось выступать на одной научной конференции под эгидой Рады (Совета) Европы. И там говорят: "Мы знаем эту проблему". Но потом в кулуарах сказали: "До тех пор, пока Украина является таким грозным (оружием?) против России, ей будут многое прощать". Не знаю, как это будет расценено в истории, но нам это вдвойне больно». См. http://www.zatulin.ru/institute/sbornik/043/072.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.