УДК 327.81 (47+51) : 94 (4)
DOI: 10.18384/2310-676X-2018-1-37-44
ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО И СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В ГОДЫ «РАЗРЯДКИ»; ЕГО ГЛУБИННЫЕ ИНТЕРЕСЫ В РАЗВЕРТЫВАНИИ ЭКОНОМИЧЕКСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Барабанов М.В.
Независимый исследователь
Аннотация. В статье раскрываются глубинные интересы ведущих стран Запада, объединенных в Европейское сообщество, в развертывании с социалистическими странами Восточной Европы сотрудничества в экономической сфере в годы «разрядки». Анализ этих интересов основывается, прежде всего, на зарубежных публикациях, вышедших в 1970-е гг. Итоги исследования выражаются, во-первых, в согласии (при критическом подходе) с утверждениями о «взаимовыгодности экономического сотрудничества» в «эпоху разрядки». Во-вторых, сделан вывод, что различные формы экономических отношений Запад превращал в рычаги воздействия на восточноевропейские страны с целью уменьшения их сотрудничества с Советским Союзом, а также в инструмент постепенной трансформации экономик социалистических стран в своих интересах. В-третьих, констатируется недооценка государственным и партийным руководством восточноевропейских стран необходимости модернизации промышленности и масштабных экономических реформ в ходе открывшихся в период «разрядки» условий для решения внутренних экономических и социальных проблем.
Ключевые слова: Разрядка международной напряженности, Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), социалистические страны, торгово-экономическое сотрудничество.
EUROPEAN UNION AND SOCIALIST COUNTRIES OF EASTERN EUROPE IN THE YEARS OF "DÉTENTE"; IT'S DEEP INTERESTS IN THE ECONOMIC COOPERATION DEVELOPMENT
M. Barabanov
Independent researcher
Abstract. The article highlights deep interests of the leading Western countries, united into the EU, in the development of the economic cooperation with the socialist countries of Eastern Europe in the years of "détente". The analysis of these interests is based, first of all, on foreign publications of the 1970s. The results of the research are expressed (despite the critical approach), firstly, in the agreement with the statements about the "mutual benefit of economic cooperation" in the "era of détente". Secondly, the conclusion is made that the West turned various forms of economic relations into the levers of influence on the East European countries with the aim of reducing their economic cooperation with the Soviet Union. Besides, it was the
© Барабанов М.В., 2018.
tool for the gradual transformation of the economies of the socialist countries in its economic and political interests. Thirdly; it is stated that government and party leadership of Eastern European countries underestimated the necessity to modernize industry, as well as the scale of the economic reforms during the years of detente, which opened the conditions for solving some of their economic and social problems.
Key words: Détente, European Economic Community (EEC), Council for Mutual Economic Assistance (CMEA), socialist countries, economic cooperation.
В нынешних сложных международных условиях противостояния западных стран с Россией многие политики и аналитики вспоминают о годах «разрядки» в межгосударственных отношениях Запада и Востока. При этом подчеркивается взаимовыгодная активизация в то время торгово-экономических отношений стран Европейского сообщества и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), несмотря на продолжавшееся идеологическое противоборство. Положительная оценка периода разрядки международных отношений в научной и политической литературе общеизвестна. Ведущим странам Запада и странам «социалистического блока» во главе с СССР удалось добиться налаживания широкого сотрудничества в различных сферах и, в целом, выйти на новый уровень политического взаимодействия. Но при этом мало кто из исследователей обращает внимание на глубинные интересы Запада в развертывании в годы «разрядки» сотрудничества, особенно в экономической сфере, с социалистическими странами Восточной Европы.
Среди исследований, вскрывающих, в частности, эгоистические экономические и политические интересы Запада и Европейского сообщества, следует назвать публикации И.Г. Жи-рякова [1; 2]. Автор выступает против довольно распространенной (особенно в прошедшие 90-е годы) точки зре-
ния многих исследователей о том, что курс западных стран на развитие экономических отношений периода разрядки с соцстранами был чуть ли не «альтруистским» курсом, ставившем своей целью помочь живущим в «нищете» и «духовной кабале» народам в авторитарных странах социализма. Между тем, как утверждает исследователь, повороты в «восточной» стратегии ведущих стран Запада, входящих в Европейское сообщество, были обусловлены сложнейшими для них процессами экономического и геополитического характера [2, с. 125].
Запад, встав на путь активизации экономических связей с социалистическими странами, имел скрытые экономические и политические интересы. Мотивами, побуждающими западные страны к сотрудничеству с социалистическими странами, западногерманский экономист В. фон Лингельсхайм-Зайбике [7, S. 37] считал растущие издержки производства, особенно на персонал (наряду с ограничением импорта иностранной рабочей силы); возможность сохранения в ассортименте товаров, ставших нерентабельными; более низкие цены на сырье и энергию в социалистических странах; возможность избежать дорогостоящих капиталовложений путем создания так называемой «удлиненной рабочей скамьи», т. е. стремление снизить издержки производства или удер-
жать их неизбежный рост в определенных границах и др.
Ведущие страны Запада, объединенные в Европейское экономическое сообщество, полагали, что развитие экономических связей с восточноевропейскими странами социализма, содействие их экономическому развитию способны сделать внутреннюю и внешнюю политику этих стран более приемлемой для Запада [4, р. 113]. Ж.-Ф. Денио, министр внешней торговли при президенте Жискар де Эстэне, сравнивал экономическое сотрудничество с «экономическим оружием». Экономическое оружие, писал он, «может в одинаковой степени служить средством войны и инструментом мира»; все, по мнению Ж.-Ф. Денио, зависело от реальностей международной жизни и той стратегической концепции, которую выбирают правительства.
В первые годы разрядки социалистические страны, не подозревавшие о негативной стороне, с большим воодушевлением и надеждой принялись развивать разнообразные экономические связи со странами Запада. К примеру, доля Запада в польском импорте возросла с 25% в 1970 г. до 50,8% в 1975 г. [5, р. 92], что скажется потом на задолженности Польши западным странам. Торговый оборот между западными странами, входящими в Европейское экономическое сообщество, и странами Совета Экономической Взаимопомощи в начале 1970-х гг. составил около 10 млрд. долл., а темпы развития торговли - около 10% в год [10, р. 79]. Среди стран Европейского сообщества выделялись своей активностью ФРГ и Франция. Эти страны в своей внешнеторговой политике по отношению к Востоку, как утверждал американ-
ский исследователь польского происхождения Самуил Пизар, применяли более агрессивную комбинацию экономических и дипломатических мер, чем другие страны ЕЭС. ФРГ, крупнейший торговый партнер восточных стран, была особенно заинтересована в экономических связях, продолжал рассуждать упомянутый автор; ФРГ питала надежду на то, что торговые связи и промышленная кооперация с социалистическими странами развеют послевоенную неприязнь к стране и будут способствовать воссоединению Германии [9, р. 42-56].
Расширялись гуманитарные контакты между западными и восточными немцами. За десять лет (1970-1980) из ГДР в ФРГ по официальному разрешению переехали на постоянное жительство 32,5 тыс. человек. К этому можно добавить 12 тыс. «политических узников», освобожденных по просьбе правительства ФРГ [5, р. 87]. По некоторым данным, приводимым западными политическими наблюдателями, число лиц, желающих покинуть ГДР, оценивалась тогда более чем в 100 тыс. человек [5, р. 87]. ФРГ сумела отстоять в ЕЭС свое исключительное право развивать торгово-экономические отношения с ГДР, минуя контроль Сообщества. Задолженность ГДР у ФРГ на конец 1980 г. составила 3,9 млрд. марок [5, р. 91].
Вплоть до 1975 г. торговля между двумя объединениями - СЭВ и Европейским сообществом, имела двусторонний характер. Это были, как правило, сделки с частными западными компаниями. Постепенно складывалась и система двусторонних коммерческих соглашений между странами. Срок их действия определялся пятью
годами, а общее соглашение дополнялось ежегодными протоколами, уточнявшими номенклатуру продукции. С 1 января 1973 г. Европейская комиссия получила исключительное право заключать торговые соглашения с третьими странами. Страны ЕЭС теперь уже не могли заниматься этим самостоятельно. Отныне соглашения с Восточным блоком должны были разрабатываться в рамках интегрированной многосторонней торговой политики.
После Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству 1975 г. осталась работать, к сожалению, прежняя система экономического взаимодействия Европейского сообщества и СЭВ на двусторонней основе стран-участниц объединений. При этом в соответствии с Хельсинкским итоговым документом у Запада появились новые возможности для давления на восточноевропейские социалистические страны. Петер Кортерье, государственный министр ФРГ, писал, что Западу необходимо использовать Заключительный акт, принятый в Хельсинки, для «поддержки реформаторских сил в восточноевропейских странах, расширяя, тем самым, возможности для их действий» [3, р. 27].
В так называемой «второй корзине» содержался привлекательный набор декларационных желаний по развитию экономического сотрудничества между Западом и Востоком. На деле же у Запада появились новые возможности ограничивать это сотрудничество: в виде запретительных пошлин, квот, стандартов и экономических санкций, ссылаясь на «третью корзину», где говорилось о неукоснительном выполнении социалистическими странами прав человека. Так или иначе, после
Хельсинки торгово-экономические отношения европейских капиталистических и социалистических стран заметно расширились. При этом Запад неустанно повторял о своей «уступке» в экономическом сотрудничестве со странами СЭВ, «забывая» говорить о своих немалых дивидендах, получаемых от этого сотрудничества.
Расширявшийся экспорт на Восток был важным фактором технического прогресса, наращивания мощностей и увеличения занятости в западных странах вообще и в странах Европейского сообщества в частности. Для некоторых важных отраслей и крупных промышленных объединений Франции, ФРГ, Италии экспорт в страны СЭВ был в 1970-е гг. существенным стимулом развития и поисков новых технических решений [2, с. 126]. Экспорт на Восток имел также существенное значение в смягчении острой на Западе проблемы занятости.
Общеизвестно, в какой степени западные страны были заинтересованы в расширении поставок сырья и топлива из социалистических стран. Нефть и нефтепродукты, газ, химическое сырье, цветные и черные металлы, хром и марганец, лес и пиломатериалы, алмазы, асбест и другие виды сырья из соц-стран занимали существенное место в торговле стран Запада [10, р. 78-85]. При этом Запад не раскрывал свои эгоистические интересы в торгово-экономических связях с восточноевропейскими социалистическими странами. Страны ЕЭС, идя на расширение этих связей, мечтали «освободить» своих восточных партнеров от экономической и политической зависимости от СЭВ, ожидали уменьшения «экономической зависимости стран Восточ-
ViV
ной Европы от СССР» и расширения возможностей для «осуществления своих политических целей» [1, с. 65]. Анализируя торгово-экономические связи ЕЭС и восточноевропейских социалистических стран, все западные наблюдатели были едины во мнении, что эти связи явились несомненно для Запада «позитивным элементом». Но в каком смысле? Именно этот элемент, как писал Ж.-Ф. Денио, постепенно трансформировал социалистическую Венгрию; этому элементу в значительной степени обязана «достигнутой свободой Польша» [4, р. 115].
Во второй половине 1970-х гг. торгово-экономические отношения ЕЭС и восточноевропейских стран, входящих в СЭВ, продолжали в целом демонстрировать хорошие показатели. В торговых обменах Востока с Западом на последний приходилось 75% экспорта и 90% импорта Востока. Ведущее место в торговле с Востоком принадлежало ФРГ (22,4% в импорте социалистических стран и 19,7% в экспорте, по данным на 1980 г.) [4, р. 107]. Западная Германия была первым торговым партнером восточноевропейских социалистических стран среди развитых капиталистических государств. Объем торговли ФРГ с Польшей, в частности, увеличился в 1970-1980 гг. в четыре раза (с 5,1 млн. марок в 1980 г.) [5, р. 92]. Но в общем торговом обороте ФРГ доля социалистических государств составляла 5,3% (по данным 1980 г.), не считая межгерманской торговли [5, р. 92-93].
В 1975-1980 гг. меняется соотношение экспорта и импорта стран членов СЭВ со странами ЕЭС. Руководству соцстран необходимо было принять меры по сокращению разрыва между
импортом и экспортом. Заметим, что западные страны стремились, со слов немецкого аналитика Герхарда Вет-тига, ни в коем случае не допустить «чрезмерной зависимости от какого-либо вида жизненно важного товара, импортируемого из восточноевропейских стран» [12, S. 13]. Австрийский исследователь Х. Нойхолд рекомендовал «ответственным людям» на Западе стремиться избегать опасного уровня односторонней экономической зависимости, которая в руках врага может превратиться в политическое оружие [8, р. 159 ].
К сожалению, необходимого расширения экспорта стран СЭВ не произошло - сальдо баланса торговли с Западом для СЭВ осталось отрицательным: в 1976-1980 гг. оно составляло 27,5 млрд. долл. [1, с. 63-64]. Одна из причин такого положения - тарифные и нетарифные ограничения ЕЭС к товарам, ввозимым странами СЭВ. По ходу развития торгово-экономических отношений у соцстран возникла проблема финансирования своего импорта за счет экспорта сырья и промышленной продукции. Все больше и больше они начинают прибегать к займам для покрытия разницы (торгового сальдо), преимущественно в форме кредитов. Сотрудник Федерального института по исследованию восточноевропейских и международных проблем ФРГ Герхард Веттиг писал, что «СССР и его союзники», отставая «в области технологии и управления», очень нуждались в кредитах и импорте технологии[ 12, S. 12].
С течением времени восточноевропейские соцстраны увеличивают займы и на рынках евродоллара; стоимость таких кредитов была более вы-
сокой. Всё это привело к накоплению социалистическими государствами значительных долгов перед странами Запада. Динамика роста долгов была такова: к концу 1973 г. сумма предоставленных кредитов составляла более 10 млрд. долл. против 45 млн. долл. в 1963 г. На конец 1974 г. прирост составил 3 млрд. долл. В 1979 г. сумма долга исчислялась уже в 74,8 млрд. долл. Более половины всех кредитов приходилось на долю СССР, а на втором месте шла Польша [6, р. 26]. В 1981 г. задолженность Польши достигла 24 млрд. долл. [5, р. 92].
Большое место в экономических отношениях между Западом и Востоком занимала продажа социалистическим странам современной по тем временам промышленной технологии, включающей в себя, в частности, лицензии, фабричную марку, технологический процесс и т.п. [11, р. 13-20] (до 50% всех закупок соцстран на Западе). Лицензии, кстати, можно было перепродавать. Чехословакия, к примеру, выручала от перепродажи лицензий четвертую часть от платежей за покупку лицензий во Франции и ФРГ [11, р. 13].
Продажа западными фирмами технологий была для них делом в высшей степени «осторожным» и «опасным». Как писал В. фон Лингельсхайм-За-йбике, передачей технологии фирма создавала себе конкурентов, что являлось «одним из опасных последствий сотрудничества» [7, 8. 38]. Социалистические страны покупали у Запада технологию производства оборудования для энергетики, буровых работ, труб большого диаметра, контрольно-измерительной аппаратуры и т. д. Эта технология оказывала, с одной стороны, безусловно, серьезную по-
мощь социалистическим странам в их экономическом развитии. С другой стороны, многие отрасли экономики соцстран становились «зависимыми» от технологии западных компаний. Можно привести следующие факты: в Венгрии в середине 70-х гг. 25% производства химической промышленности обеспечивалось за счет западной технологии; доля производства легковых автомобилей на основе западной технологии составляла в Польше - 82%, в Румынии - около 100% [4, р. 110].
Х. Нойхолд, рассуждая в конце 1970-х гг. о результатах экономического сотрудничества западных и социалистических стран, констатировал негативные для «восточного блока» последствия. Это - «большие долги, накопившиеся у соцстран, хроническая нехватка у них иностранной валюты, неспособность их товаров конкурировать по качеству с западными, а также - крайне неблагоприятные пошлины и количественные ограничения на импорт из соцстран в странах Запада» [8, р. 153-156].
Подводя итог, нужно, во-первых, усомниться в объективности утверждений советских и иных авторов о «взаимовыгодном экономическом сотрудничестве» в «эпоху разрядки». Во-вторых, нельзя не согласиться с размышлениями некоторых отечественных исследователей о том, что Запад умело превращал различные формы экономических отношений в инструменты уменьшения «экономической зависимости стран Восточной Европы от СССР», в постепенную трансформацию экономик социалистических стран в своих интересах [1, с. 65]. В-третьих, следует особо отметить, что государственное и партийное
руководство восточноевропейских димость модернизации промышлен-
стран в открывшихся условиях «раз- ности и масштабных экономических
рядки» напрочь игнорировало необхо- реформ.
литература
1. Жиряков И.Г. Европейское сообщество и Совет экономической взаимопомощи в 70-е годы ХХ века в контексте отношений Запад - Восток // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2016. № 4. С. 59-68.
2. Жиряков И.Г., Макаренков М.В. Австрия и европейская экономическая интеграция в контексте отношений Запад-Восток. М.: МГОУ, 2016. 220 с.
3. Corterier F. L'Europe et Jes relations Est-Ouest: roblèmes actuels et perspectives // Politique étrangère.1982. a.47. Pp. 21-33.
4. Deniau J.-F. L arme économique dans les relations Est-Ouest // Politique intern. 1982. no 15. Pp. 101-117.
5. Fritsch-Bournazel R. La RFA et l'Europe de l'Est: Voie royale ou impasse? // Politique Intern. 1982. no 15. Pp. 81-100.
6. Les perspectives du commerce entre Ia GEE et les pays de 1'Est // Problemes econ. 1975. 12 mars. no 1413. Pp. 25-27.
7. Lingelsheim-Seibike B. von. Kooperation mitt Unternehmen in Staatshaadelsländern Osteuropas. Einführung in die Praksis. Köln: Deutsch.Wirtschaftsdienst (Freyeud),1974. 200 S.
8. Neuhold H. Military, economic and ideological ambiguities of détente: Theory and reality // Studia diplomatica. 1979. no 2. Pp. 153-165.
9. Pisar S. The enlarged Community and the socialist countries of Europe // La politique economique exterieure do la Gommunaute europeenne elargie. Bruges,1973. Pp. 42-56.
10. Rooggi E. I raapporti Est-Ovest // Politika ed ekonomia. 1974. no 6. Pp. 78-85.
references
1. Zhiryakov I.G. [The European community and the Council for mutual economic assistance in the 70-ies of XX century in the context of relations of West - East] In: Vestnik Moskovs-kogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya i politicheskie nauki, 2016, no.4, pp. 59-68.
2. Zhiryakov I.G., Makarenkov M.V. Avstriya i evropeiskaya ekonomicheskaya integratsiya v kontekste otnoshenii Zapad-Vostok [Austria and European economic integration in the context of relations of West-East] Austria and European economic integration in the context of relations of West-East. Moscow, MGOU Publ., 2016. 220 p.
3. Corterier F. L'Europe et Jes relations Est-Ouest: roblèmes actuels et perspectives. In: Politique étrangère, 1982. a.47, pp. 21-33.
4. Deniau J.-F. L arme économique dans les relations Est-Ouest. In: Politique intern., 1982, no. 15, pр. 101-117.
5. Fritsch-Bournazel R. La RFA et l'Europe de l'Est: Voie royale ou impasse? In: Politique intern., 1982, no. 15, pp. 81-100.
6. Les perspectives du commerce entre Ia GEE et les pays de 1'Est. In: Problemes econ., 1975, 12 mars, no. 1413, pp. 25-27.
7. Lingelsheim-Seibike B. von. Kooperation mitt Unternehmen in Staatshaadelsländern Osteuropas. Einführung in die Praksis. Köln: Deutsch.Wirtschaftsdienst (Freyeud),1974. 200 S.
8. Neuhold H. Military, economic and ideological ambiguities of détente: Theory and reality. In: Studia diplomatica, 1979, no 2, pp.153-165.
9. Pisar S. The enlarged Community and the socialist countries of Europe. In: La politique economique exterieure do la Gommunaute europeenne elargie. Bruges, 1973, pp. 42-56.
10. Rooggi E. I raapporti Est-Ovest. In: Politika ed ekonomia, 1974, no. 6, pp. 78-85.
11. Schmidt L. Les accords de licences avec 'les pays de l'Est: contexte socio-economique et régime juridique. In: Problemes econ., 1974, no. 1400, pp. 13-20.
12. Wettig G. Entspannungsinteressen in Ost und West. Koln, 1981, № 11. 61 S.
информация об авторе
Барабанов Максим Валерьевич - кандидат политических наук, магистр истории; независимый исследователь; e-mail: [email protected]
information about the author
Maxim К Barabanov - PhD (political sciences), independent researcher; e-mail: [email protected]
правильная ссылка на статью
Барабанов М.В. Европейское сообщество и социалистические страны Восточной Европы в годы «разрядки»; его глубинные интересы в развертывании экономичекского сотрудничества // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2018. № 1. С. 37-44. DOI: 10.18384/2310-676X-2018-1-37-44
for citation
M. Barabanov. European Union and Socialist Countries of Eastern Europe in the Years of "Détente"; It's Deep Interests in the Economic Cooperation Development. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Politic Sciences, 2018, no 1, pp. 37-44. DOI: 10.18384/2310-676X-2018-1-37-44