Научная статья на тему 'Европейский суд по правам человека'

Европейский суд по правам человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2724
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS / КОНВЕНЦИЯ / CONVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нуруллаев Рубин Рафаэльевич

Европейский суд по правам человека представляет собой независимый наднациональный орган правосудия, который на европейском уровне осуществляет контроль за соблюдением основных прав и свобод человека всеми государствами участниками Конвенции «Об основных правах человека». Рассмотренывопросы, касающиеся структуры и деятельности данного органа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Европейский суд по правам человека»

услуги населению или в целом занимающимся управлением, будет зависеть результат. Другими словам органы власти и их должностные лица должны осознать, что работают на один общий результат - удовлетворение потребностей населения [4].

В целях оптимизации процесса предоставления муниципальных услуг необходимо проведение мониторинга их качества и доступности, ориентированного на оценку соблюдения предусмотренных административными регламентами стандартов качества муниципальных услуг.

Если практика проведения мониторинга предоставления муниципальных услуг не разработана, то на государственном уровне имеется опыт его проведения.

Таким образом, органы местного самоуправления должны уметь оценивать результативность каждой услуги, соизмерять полученный результат с затратами на его достижение, то есть оценивать эффективность оказания услуги, и на основе такого сопоставления осуществлять выбор приоритетов.

Отсутствие законодательного закрепления необходимости проведения мониторинга муниципальных услуг приводит к отсутствию практики оценки полноты и доступности муниципальной услуги, что оказывает негативное влияние на деятельность органов местного самоуправления, не позволяет оптимизировать процесс предоставления муниципальных услуг, снижает эффективность деятельности органа власти в целом.

В этой связи необходимо внести соответствующие дополнения в Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» путем закрепления в нем обязанности проведения мониторинга предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления. В подобном случае мониторинг также можно было бы причислить к способам оптимизации процесса предоставления муниципальной услуги.

Литература

1. Соколова О. С. Осуществление мониторинга реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в муниципальных образованиях / О. С. Соколова, С. В. Тэн // Государственная власть и местное самоуправление, 2009. № 8. С. 34-37.

2. РайзбергБ. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский.

3. Официальный сайт Государственных услуг Российской Федерации.

4. Федеральный закон об организации предоставления государственных и муниципальных услуг № 210-ФЗ от 27 июля 2010 // «Российская газета», № 5247. 30.07.2010 г.

European court of human rights Nurullayev R. (Russian Federation) Европейский суд по правам человека Нуруллаев Р. Р. (Российская Федерация)

Нуруллаев Рубин Рафаэльевич /Nurullayev Rubin - студент, кафедра государственно-правовых дисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, Саратовская государственная юридическая академия (Астраханский филиал), г. Астрахань

Аннотация: Европейский суд по правам человека представляет собой независимый наднациональный орган правосудия, который на европейском уровне осуществляет контроль за соблюдением основных прав и свобод человека всеми государствами -участниками Конвенции «Об основных правах человека». Рассмотрены вопросы, касающиеся структуры и деятельности данного органа.

Abstract: the European Court of Human Rights represents independent supranational judicial body which at the European level exercises control of observance of basic rights and freedoms of the

56

person by all states by participants of the Convention "About Fundamental Human Rights". The questions concerning structure and activity of this body are considered.

Ключевые слова: Европейский суд по правам человека, конвенция. Keywords: European Court of Human Rights, convention.

Для современного общества права и свободы человека согласно правовым источникам стоят на первом месте. Исходя из анализа обстановки на мировой арене и в нашей стране следует учитывать присущие обществу и праву процессы интеграции и глобализации, обусловленные различными факторами: экономическими условиями, научно-техническим прогрессом, политической ситуацией, международными процессами, деятельностью международных организаций и др.

Происходящая глобализация концепции прав человека и ее адаптация во всех правовых системах, во всех типах политических режимов, а также процессы расширения субъектного состава международного права, в частности включение в их перечень наряду с коллективными субъектами (государствами, нациями) также собственно индивида, обладающего определенным набором прав, отражается не только на принятии решений ЕСПЧ, но и на нормах внутригосударственной правовой системы.

В настоящее время принят судебный акт, в соответствии с которым Конституционный Суд России сможет отказывать в исполнении решений ЕСПЧ. Такую позицию Конституционный Суд России обосновал в своем Постановлении № 21-П [1], принятом 14 июля 2015 г. по запросу депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Указанным Постановлением Конституционный Суд России уже наделил себя исключительным правом устанавливать механизм исполнения решений ЕСПЧ по запросу Президента и Правительства Российской Федерации, если они придут к выводу о невозможности исполнить вынесенное по жалобе против России постановление ЕСПЧ.

Сегодня на всем европейском пространстве активно обсуждается будущее европейской системы защиты прав человека и Европейского суда - как контрольного механизма этой системы. В частности, эти вопросы касаются и взятых на Россию обязательств об исполнении решений ЕСПЧ.

ЕСПЧ - международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Юрисдикция суда распространяется на Россию с 5 мая 1998 года.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы РФ (это установлено частью 4 статьи 15 Конституции РФ) [2]. Россия присоединилась к Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод и протоколам к ней» [3] в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ. Закон принят парламентом и подписан президентом.

Согласно этому закону (ст. 1) РФ признала ipso facto (по факту, явочным порядком) обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека по толкованию и применению конвенции и протоколов к ней в случае предполагаемых нарушений Россией положений перечисленных международных договоров. Вступившие в силу для РФ в мае 1998 года конвенция и протоколы являются составной частью правовой системы страны и обладают большей юридической силой, чем национальные законы.

Если рассматривать ЕСЧП с части структуры и основ деятельности, возможно выделить следующее. Согласно Конвенции, чтобы стать судьей Европейского суда, необходимо обладать высокими моральными качествами и либо удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности в государстве, со стороны которого кандидатура выдвигается, либо быть высококвалифицированным юристом с признанным авторитетом. Члены Европейского суда участвуют в работе суда в личном

57

качестве и защищают дух Европейской конвенции, а не интересы государств, гражданами которых являются. Они не должны занимать никаких должностей, которые несовместимы с их независимостью и беспристрастностью как членов суда или с требованиями, накладываемыми постоянной работой на полную рабочую неделю. Срок полномочий судей истекает по достижении ими семидесяти лет.

Основная часть работы Европейского суда состоит в изучении индивидуальных жалоб, поданных в соответствии со ст. 34 Конвенции, которая гласит: «Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права».

Охрана прав человека на современном этапе развития вышла за внутригосударственные рамки, приобрела крупномасштабный характер. Вопрос признания и защиты этих прав более не может считаться исключительной прерогативой отдельных стран. В этой связи можно констатировать факт принятия в XX - XXI вв. колоссального количества международных договоров, содержащих фундаментальную систему принципов и норм в области прав человека.

Правовые позиции Европейского суда являются своего рода квазинормами, заключающими в себе интерпретацию правовых понятий в свете Конвенции. В каждой национальной правовой системе они имеют специфику, которая обусловлена многочисленными факторами, среди которых определяющими являются юридические. Независимо от особенностей вхождения норм Конвенции и решений Европейского суда в национальную правовую систему последние подлежат исполнению, что предполагает исполнение резолютивной части и прецедентной нормы, содержащейся в мотивировочной части решения Европейского суда.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 08.06.2015) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета. № 138 - 139, 23.07.1994.

3. Федеральный закон от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // Российская газета. № 67. 07.04.1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.