Научная статья на тему 'Европейский союз: 40 градусов по Бахусу'

Европейский союз: 40 градусов по Бахусу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ В ЕС / ШВЕЦИЯ И АЛКОГОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ НА СПИРТНОЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Церкасевич Лариса Владимировна

Статья рассматривает вопросы алкогольной политики в Европейских странах, проблемы, возникшие с увеличением потребления алкоголя. Особое внимание уделено шведской алкогольной политике. Низкое потребление алкоголя всегда было целью шведской политики, как и стремление к здоровому образу жизни общества. Однако различные политические партии и государственные институты исходят из разных точек зрения относительно введения свободы ввоза и торговли алкоголем. Отмечены аспекты шведского опыта для возможного применения их в российской практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Европейский союз: 40 градусов по Бахусу»

Лариса ЦЕРКАСЕВИЧ

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: 40 ГРАДУСОВ ПО БАХУСУ

Существуют проблемы, которые сопровождают жизнь Европы (да и не только её) с незапамятных времён. Одна из них - пристрастие к горячительным напиткам, скромно именуемым в наше время алкогольной продукцией. Алкоголь производился и потреблялся в Европе в течение тысяч лет. В древности настои на его основе чаще всего использовались в качестве лекарства, и подобная практика продолжалась до начала двадцатого столетия и появления современной медицины. Законы в отношении производства и потребления алкоголя существовали, но принимались они по соображениям общественного порядка или регулирования рынка, но не ради защиты здоровья.

Открытие процесса дистилляции в средневековой Европе облегчило производство алкоголя и привело к использованию более крепких напитков. Социальные проблемы, порождённые неумеренным потреблением алкоголя, вызвали распространение в большей части Европы в XIX и в начале XX столетия трезвеннических движений. К концу XX столетия в большинстве стран трезвенническое движение постепенно ослабло, и сейчас оно не имеет большого веса.

Жизнь в современной Европе отличается большим разнообразием культур потребления алкоголя как и тем, какое этому придается значение: от компонента семейного обеда - до атрибута ритуалов. Употребление алкоголя часто делается элементом времяпрепровождения для придания событию оттенка формальности или разграничения работы и досуга. Опьянение также служит определённым символом, а "пьяное поведение" - то, как люди ведут себя под влиянием алкоголя, - весьма различно в разных частях континента.

Масштабы явления

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Европейский регион характеризуется самым высоким уровнем потребления алкоголя

© Церкасевич Лариса Владимировна - доктор экономических наук, профессор,

С.-Петербургская академия управления и экономики. E-mail: larissa.vladi@mail.ru

Ключевые слова: потребление алкоголя в ЕС, алкоголизации населения, Швеция и алкоголь, государственная монополия на спиртное, меры противодействия. в мире. Его объём превышает среднемировые показатели в пересчете на душу населения в два раза. Частота заболеваемости, связанной с потреблением алкоголя, в Европе также превышает среднемировой уровень в два раза1.

Устоявшиеся привычки в отношении алкоголя можно рассматривать как долгосрочные тенденции, которые порой невозможно объяснить ни изменениями в алкогольной политике, ни покупательной способностью, ни доступностью этих напитков. Они всегда показывали устойчивый уровень использования алкоголя. В отдельные же исторические периоды этот уровень в Европе возрастал. Так было, например, в 30-е годы ХХ века. Быстрый рост потребления наблюдался с 1950 по 1980 год, в начале 1980-х годов наступил период стабилизации. Он складывался за счёт двух разнонаправленных тенденций. В 15 странах Европейского Союза с 1980 по 1993 год зарегистрированный средний уровень потребления алкоголя на душу населения снизился примерно на 18% (до 9,65 литра). Тенденция к уменьшению потребления спиртного была особенно выражена в Италии, Испании и Франции (соответственно на 51, 35 и 25% - с 1980 года). Небольшое снижение отмечалось в Исландии (с 1989 года), Нидерландах, Норвегии, Португалии, Словакии и Швейцарии (с 1988 года). Вместе с тем с 1980 года зафиксирован рост потребления алкоголя в Греции, Ирландии, республиках бывшей Югославии и Чехии (с 1988 по 1992 год, но в 1993 году потребление стабилизировалось). С 1989 года наблюдается резкий рост потребления алкоголя в ряде стран Центральной и Восточной Европы и СНГ2. В настоящее время меньше всего потребляет алкоголя Турция - 4 л в год на одного жителя старше 15 лет, а больше всех - Венгрия - 17 л3.

Европа играет центральную роль во всемирном рынке алкоголя, обеспечивая четверть его мирового количества и более половины производимого в мире вина. Торговля этим товаром ещё в большей мере сосредоточена в Европе: доля ЕС в объёме экспорта алкоголя, производимого всеми государствами мира, составляет 70%, а импорт составляет немногим менее половины всей алкогольной продукции4.

Каждое государство ЕС имеет возможность осуществлять свою национальную алкогольную политику, однако она должна следовать общим требованиям, вырабатываемым наднациональными институтами. Основополагающие принципы о свободном перемещении товаров через границы государств охватывают также и алкогольные напитки. Вино рассматривается как сельскохозяйственный продукт и поэтому его продажа регулируется правилами ЕС для этой отрасли.

1 Основы политики в отношении алкоголя в Европейском регионе ВОЗ. - Европейское региональное бюро ВОЗ: Копенгаген. 2006. - 119 с.

2 A.-M. Harkin, P. Anderson, J. Lehto. Alcohol in Europe - a health perspective. WHO Regional Office for Europe: Copenhagen. 1995.

3 EU:s alkoholpolitik. www.eu-upplysningen.se.

4 Алкоголь в Европе//Бюллетень алкогольной, наркотической, табачной информации (АНТИ) No22, 31 января 2007 г.

Интернациональный рынок алкоголя никогда не дремлет и в последние годы рационализировал свою деятельность. Она направлена на увеличение объёма продаж и извлечение максимальной прибыли без учёта негативных последствий такой деятельности. Доминируют на нём интернациональные предприятия с большими экономическими и политическими ресурсами. А проведение странами в жизнь рестриктивных мероприятий, направленных на охрану здоровья населения, зачастую сдерживается лоббированием интересов со стороны алкогольного сектора. Стратегии поведения алкогольного сектора присущи общие черты, смысл которых заключается в том, чтобы "облагородить" производимый продукт, преуменьшая опасные последствия его употребления. Трактовка производителей формулируется так1:

- алкоголь - это обычный товар, который даёт позитивный вклад в общественное благосостояние;

- проблемы, вызванные потреблением алкоголя, наблюдаются лишь у небольшой части населения;

- исследования учёных о связи между потреблением алкоголя и преступностью являются преувеличенными;

- фокус борьбы необходимо направить на лечение алкоголиков;

- для предотвращения негативных последствий алкоголизации необходимы информация и образование;

- важнейшей проблемой является самогоноварение, а не травматические последствия приёма алкоголя;

- небольшие дозы алкоголя благотворно влияют на сердечную деятельность.

При навязчивой рекламе много людей попадает под её воздействие, хотя

предприятия, производящие такой рисковый товар, как алкоголь, должны информировать потребителей, каким образом можно предотвратить вредоносные последствия. Однако проблема заключается в том, что информация скрывает важнейшие факты, замалчивает риски или настраивает потребителей на ложные надежды. Больше того, производители идут дальше, выдавая отдельные частные случаи некоторого снижения риска сердечнососудистых заболеваний за правило. Они же вынашивают амбициозные планы посещать школы с целью "научить молодёжь обращаться с алкоголем сознательным способом"2.

Троянский конь алкогольной политики в Европе

Объединение Европы, либерализация процессов продажи товаров, в том числе алкоголя, а также отсутствие границ между странами, нарушило равновесие прежнего оборота алкогольной продукции внутри национальных границ. Высокие в прошлом цены на алкоголь в некоторых странах стали мощным фактором резкого увеличения объёмов его ввоза из тех территорий, где его цена значительно ниже. Этот процесс повышает объём потребления алкоголя

1 SoШarisk alkoholpolitik/Red. Lars Аке Augustsson. Stockholm: Ща1татеоп & Но§Ьег§, 2007, S. 73.

2 Solidarisk alkoholpolitik/Red. Lars Аke Augustsson. Stockholm: Ща1тагеоп & Hбgberg, 2007, S. 83.

в тех странах, где он дорог, так как есть возможность его практически неконтролируемого ввоза из приграничных территорий. Кроме того, этот процесс снижает доходы от продажи алкоголя внутри стран, где его цена выше, и, самое главное, делает процессы потребления менее контролируемыми со стороны государственных органов, чем прежде. Наибольшее повышение потребления алкоголя в течение последнего десятилетия наблюдалось среди новых стран, вошедших в ЕС, а также в Великобритании, Ирландии и Финляндии. Так, в Финляндии среднее потребление алкоголя увеличилось с 9,6 литра чистого алкоголя на одного жителя в 1990 году до 13,2 литра в 2005 году. В Ирландии потребление изменилось соответственно с 11,2 до 15,0 литров1. Эти процессы вызвали соответствующие действия национальных правительств, которые стремились снизить разницу в ценах с целью защиты собственного рынка алкоголя, и снизить налоги на алкогольную продукцию. Рассмотрим некоторые примеры таких мероприятий.

Финляндия. С 1 марта 2004 года в стране были снижены налоги на винную продукцию на 10%, на крепкую винную продукцию на 40%, на пиво - на 32%, на водку - на 33%2. Целью снижения налогов было предотвращение широкой приграничной торговли дешёвым алкоголем, которая происходила в связи с присоединением Эстонии к странам ЕС. Таким образом, правительство Финляндии стремилось снизить разницу в ценах на алкоголь по сравнению с Эстонией, чтобы сохранить источник дохода. Это привело к его удешевлению в среднем на 22%3. После снижения налогов общее потребление алкоголя в Финляндии на одного жителя достигло в 2005 году 13,2 литра по сравнению с 11,4 литра в 2003 году. Одновременно обострились проблемы, связанные с его употреблением. Так, нарушения на дорогах в 2004 году по этой причине увеличились на 15%, смертность - на 15%, количество убийств на почве пьянства возросло до 116 случаев в 2004 году в сравнении с 64 случаями в 2003

4

году .

Дания. Здесь снижение налогов на алкоголь на 45% произошло с 1 октября 2003 года, в результате чего цены в среднем упали на 25%5. Мотивом послужило противодействие приграничной торговле алкоголем с Германией, в которой цены были значительно ниже. В результате потребление алкоголя в Дании за первые полгода увеличилось на 40% по сравнению с предыдущим годом. Справедливости ради надо заметить, что немалую лепту датчанам вносят шведы, покупая у них алкоголь во время своих путешествий. Вредоносные последствия увеличения потребления алкоголя, видимо, не очень беспокоят Данию, поскольку в правительстве не велось никаких дискуссий по этому поводу.

Польша. Налоги на алкогольную продукцию снизились в сентябре 2002 года на 30% с целью уменьшения нелегального ввоза из России, Белоруссии и Украины. Итогом стал общий подъём потребления на 25%, что вынудило

1 ЕЦ^ а1ко^1ро1Шк. www.eu-upplysningen.se.

2 Var gar gransen? Stockholm: statens о£Ге^%а ий^т^аг ^ОЦ) 2004:86, S. 145.

3 Там же, S. 146.

4 Var gar gransen? Stockholm: statens о£Ге^%а Ша^т^аг ^ОЦ) 2004:86., S. 147.

5 Там же, S. 150.

правительство пересмотреть этот шаг1. Налоги вновь повысились, но не до того уровня, который наблюдался прежде.

Великобритания Англичане в последнее десятилетие сделали существенный рывок с 1970-х годов в потреблении алкоголя - на 50%, что составляет столетний максимум. Лидируют в этом движении мужчины в возрастной группе 45-54 года, вдвое умножив свои потребности с 1993 по 2000 год. Общим следствием за этот период стало увеличение числа дорожных аварий из-за вождения автомобиля в нетрезвом виде (на 20%), половина всех зарегистрированных преступлений в стране также связана с потреблением алкоголя2. Эти негативные последствия дали основание для принятия в 2004 году плана Alcohol Harm Reduction Strategy. Он направлен на снижение ввоза спиртного гражданами, фиксируя чёткую границу для частного и коммерческого потребления, в связи с чем значительно расширены полномочия таможни.

В целом каждая страна, располагая определённым набором антиалкогольных мер, ставит алкоголь на особое место по отношению к другим товарам, продаваемым на её территории, поскольку налицо противоречие между коммерческими интересами и здоровьем населения. И всё же почти половина стран ЕС все ещё не имеет плана действий или координирующего органа по вопросам алкоголя.

Но в Европе есть примеры и целенаправленного, в интересах здоровья населения отношения государства к проблеме алкоголя. Наиболее показателен и общественно значим здесь шведский опыт и его результаты.

Швеция: сложившаяся практика и новые вызовы

Политика Швеции в отношении алкоголя представляет собой системность государственного вмешательства в процессы производства, продажи, потребления и контроля за потреблением алкоголя. Она формировалась в течение ХХ века и её можно назвать рестриктивной (ограничительной). Последовательность и твёрдость такой политики привела к значительному уменьшению потребления алкоголя и связанных с ним социальных проблем и явилась сильнейшим положительным фактором увеличения продолжительности жизни населения и снижения риска опасных заболеваний. Правда, после вхождения в ЕС возникла угроза пересмотра всей концепции продолжения страной этой политики. Опасность изменения привычного образа жизни шведов, связанная с большей доступностью алкоголя, вызывает сильное беспокойство правительства. Ведь привычная рестриктивная политика является в принципе приоритетным направлением для государственных институтов. Нежелание шведов подчиниться общим, слишком либеральным, правилам ЕС вызывает большие противоречия во взаимоотношениях на наднациональном уровне.

Дебаты о содержании алкогольной политики уходят своими корнями в глубокую историю страны. Короли и правительства пытались проводить её

1 Там же, S. 154.

2 Var gar gransen? Stockholm: statens offentliga utredningar (SOU) 2004:86., S. 155.

различными способами. Как прежде, так и в настоящее время, целью её было снижение доступности алкоголя и его вредоносных последствий. В разные периоды истории продажу алкоголя то запрещали, то разрешали вновь. В конце 1990 - начале 2000-х годов потребление алкоголя в Швеции стало драматически увеличиваться, достигнув в 2004 году рекордной величины - 10,5 литра на каждого шведа старше 16 лет1. Затем оно постепенно уменьшилось до 9,4 литра в 2009 году, но, несмотря на этот позитивный сдвиг, по-прежнему общее потребление на 20% больше по сравнению с серединой 1990 годов.

Требования единых правил торговли ЕС могут усугубить последствия существующего положения дел. Европейское правосудие своим решением от 5 июня 2007 года указало правительству на существование факта, противоречившего европейскому праву о свободном перемещении товаров2. Прежде всего это существование государственной монополии на продажу алкоголя (фирма Vin & Sprit, ввозящая алкогольную продукцию в Швецию), что приводит к запрету импорта алкоголя другим частным предприятиям. Сразу после решения Европейского суда министр народного здоровья Мария Ларссон выступила с утверждением, что алкогольная политика, которую Швеция проводит в последние годы, не будет изменена3. Более того, налоговые органы, таможня, Институт народного здоровья будут внимательно следить за оборотом алкоголя, связанным с сетью Интернет. Но всё же следует признать, что Швеция оказалась перед вызовами, связанными с правилами ЕС и процессами глобализации в отношении своей алкогольной политики, практикуемой уже много лет.

Многие аспекты этой политики могут быть предметом для изучения и использования другими странами. Поэтому рассмотрим шведский опыт более подробно.

Распространение винокурения в Швеции

Исторические корни употребления алкоголя в Швеции простираются к языческим временам, когда люди верили, что Бог спускается к ним с небес немного "в подпитии". В те далёкие времена пили мёд и пиво, которые стали народными напитками. Водка как напиток стала распространяться в Швеции во второй половине XV века, секрет производства которой из зерна привезли из России шведские солдаты, разведав его во время русско-шведских войн4. Производство алкоголя быстро распространилось среди населения, и это роковое событие настолько повысило его потребление, что период XVII-XIX веков вошёл в историю под названием "большое нордическое пьянство". Никакой приём пищи с завтрака до ужина не обходился без стопки водки ни в монастырях, ни в избах. Изготовление самогона для потребностей домохозяйства было тогда разрешено, и в потребительские привычки вошло

1 Den totala alkoholkonsumtionen i Sverige under 2009. Redovisning av registrerad och oregistrerad alkohol. Stockholm, Stock. Univ: 2010.

2 www.regeringen.se/sb/d/6807/a/83672. 2007/09/18.

3 Там же.

4 Похлёбкин В.В. История водки. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2006, С. 200.

принимать рюмку алкоголя после пробуждения, рюмку на обед, рюмку на ужин, рюмку после еды. Принято было выпить стопку перед охотой, перед рыбалкой, перед дорогой, на ночь, в Рождество, в утешение и пр. Производство алкоголя увеличивалось из-за дешевизны картофеля и в связи с этим "водка текла рекой". Имеются сведения, что в 1836 году население едва достигало 3 млн человек. При этом количество винокурен насчитывало более 150 тыс., то есть одна на каждые 20 человек1. И хотя страна в то время была очень бедной и народ жил в сильной нужде, среднее потребление алкоголя в 1829 году достигло 45 литров на человека в год, а к середине XIX века - 50 литров2. Увеличилась смертность от опоя, что вызвало необходимость разработки мероприятий по предотвращению пьянства.

Начало алкогольной политики

Уже в XIX веке многие европейские врачи стали указывать на разрушительные последствия употребления алкоголя. Причину пьянства связывали с большими объёмами винокурения. С исследованиями шведского врача Магнусса Хусса алкоголизм стал восприниматься как состояние болезни. Он впервые в мире описал последствия длительного воздействия алкоголя на мозг - алкогольную деменцию. В 1855 году вводится запрет на производство домашнего алкоголя, и эта реформа положила начало алкогольной политике в Швеции. Теперь продажей алкоголя могли заниматься специальные товарищества. Итогом стало закрытие 50% алкогольных заведений в городах и около 90% - на селе.

В 1879 году в Швеции оформляется движение "Общество трезвости", прообразом которого было аналогичное общество Independent Order of Good Templars - IOGT, образованное в США. Оно требовало от своих членов полного отказа от употребления алкоголя с целью улучшения как собственной жизненной ситуации, так и общества в целом. Однако разрешалось всё же выпивать не более двух стопок водки во время завтрака. Культура, образование народа и деятельность в мире, свободном от алкоголя, были важнейшими целями общества трезвости. Многие усилия были направлены также против права работодателей выплачивать часть зарплаты рабочим водкой, которое существовало до начала ХХ века. В 1910 году общество трезвости

объединяло около 6% населения Швеции.

В 1911 году учреждается так называемый комитет трезвости, лидером которого стал доктор Иван Братт. Комитетом был предложен ряд реформ с целью снижения потребления алкоголя населением. Одним из предложений было введение регистрации покупки алкоголя. Постепенно его идеи были внедрены в практику. Возникли попытки установления местной монополии по продаже алкоголя. Первая такая организация была открыта сообществом горняков в Фалуне, а право на открытие было получено от короля. Извлечение выгоды для себя не ставилось целью, и вся прибыль расходовалась на общественные потребности. Идеи организации настолько прославилась, что стали образцом для подражания. Подобная организация образовалась в

1 http ://www . shenet. se/ravaror/alkoholtrad.html

2 Alkoholens historia i Sverige. /www.systembolaget.se

Гётеборге, а затем с 1905 года распространилась по всей стране. В 1914 году Иван Братт стал во главе монопольного товарищества по продаже алкоголя в Стокгольме - Систембулагет (Systembolaget).

Алкоголь по талонным книжкам

Реформа получила название "Система Братта" и просуществовала до 1955 года. Гётеборг, Ёнчёпинг и Стокгольм были первыми городами, в которых по его предложению были введены специальные книжки регистрации покупок. В 1919 году эти книжки были законодательно закреплены, и система внедрена в жизнь с 1920 года по всей стране. Цель - умеренность в потреблении алкоголя и преодоление злоупотреблений. Книжка могла быть вообще изъята у гражданина, если он был замечен пьяным, вёл машину в нетрезвом виде или был осуждён судом за проступок в нетрезвом виде. Суды, больницы и таможни обязаны были своевременно сообщать о таких проступках в магазины по продаже алкоголя. Потребление алкоголя в ресторанах также подвергалось контролю, при этом обязательным условием его продажи была сервировка еды.

Очень скоро стали проявляться недостатки карточной системы. Конечно, в начале проведения реформы количество злоупотреблений снизилось, но общее потребление алкоголя повысилось, так как процветали контрабанда и самогоноварение. Преступления на почве пьянства в длительной перспективе опять стали увеличиваться.

В 1922 году шведы голосовали за введение "сухого закона", при этом только 49% населения поддержали его.

Национальная монополия

В 1955 году закрываются местные монополии по продаже алкоголя и устанавливается национальная монополия Систембулагет. Одновременно отменяются алкогольные книжки и вводятся более простые правила покупки. Главное из них требовало минимального возраста 21 год, трезвого состояния и отсутствия подозрения передачи покупки другому лицу. В первый же год отмены карточек потребление алкоголя увеличилось на 25%, случаи пьянства при этом удвоились. В связи с такой негативной тенденцией вводятся мероприятия по сдерживанию потребления путём повышения налогов и требования предъявления удостоверения личности.

В 1969 году снижается ограничение возраста покупателя с 21 до 20 лет. Согласно правилам, магазины продажи алкоголя (Систембулагет) закрыты по воскресеньям и праздничным дням. В период 1982-2000 годов они были закрыты также и по субботним дням. В 2001 году принимается план мероприятий алкогольной политики и для его внедрения образуется Алкогольный комитет. С 1 июля 2001 года магазины продажи этой продукции открыты по всей стране по субботним дням, в настоящее время - до 13-15 часов в зависимости от места продажи и величины магазина. 15 мая 2003 года разрешается размещать рекламу алкогольных напитков слабее 15% в шведских газетах. В 2006 году принимается план мероприятий противодействия

алкоголю и наркотикам на период 2006-2010 годов. В нём утверждается, что работа по уменьшению вредоносных последствий потребления алкоголя

должна продолжаться, при этом решающее значение отводилось мероприятиям на локальном уровне. Особенно приоритетными областями работы в ближайшие годы являются семьи с детьми, в которых наблюдается насилие, молодёжь и рабочая среда.

Цели современной алкогольной политики

В общих чертах цели алкогольной политики Швеции объясняет Закон об алкоголе (Prop 2005/06:30): "...содействовать здоровью народа посредством вклада в процесс снижения общего потребления алкоголя"1. Разработчики закона исходили из того, что имеется прямая связь между общим потреблением алкоголя, алкоголизмом и болезнями, вызванными злоупотреблением. Согласно мнению министра народного здоровья Марии Ларссон, общее снижение потребления алкоголя должно привести к снижению таких негативных явлений, как правонарушения на дорогах, насилие против женщин в семье и других2. Мероприятия, направленные на достижение этой цели, основываются главным образом на ограничении доступности алкоголя, на функционировании государственной монополии, на высоких ценах и налогах на эту продукцию, а также на пропаганде здорового образа жизни.

Стремление к повышению уровня здоровья своего населения характерно для всех стран. Нездоровье нации разрушает общественную мораль, ведёт к ухудшению образования, увеличению преступности и отрицательно отражается на экономике государства. Так, согласно прогнозу, проведённому Государственным институтом народного здоровья, предложение некоторых политиков о разрешении продажи алкоголя во всех продовольственных магазинах приведёт к увеличению его потребления на 29%. Это повышение, в свою очередь, повлечёт ежегодное увеличение количества смертей на 1500 случаев, насилия на 14000 случаев, и заболеваемости на 16 млн дней3. Для такой страны, как Швеция, которая относится к типу "государства благосостояния", с её широкой системой страхования, деструкция социальной политики является болезненным вопросом. Негативные последствия увеличения потребления алкоголя в последнее десятилетие означают большие социальные и медицинские проблемы и влекут за собой серьёзную опасность для народного здоровья.

Какой он - пьющий швед сегодня

Объёмы потребления алкоголя зависят от двух факторов: цен на алкогольную продукцию и его доступности. Чем ниже цена, тем больше потребление. Прежней традиционной, рестриктивной политике, которая в значительной степени опиралась на научную поддержку, удавалось удерживать потребление алкоголя и проблемы, связанные с ним, на значительно более низком уровне по сравнению с другими европейскими странами. Однако

1 www.calleva.se

2 www.calleva.se

3 Drogutvecklingen i Sverige 2008. Centralforbundet for alkohol- och narkotikaupplysning. Rapport nr 113., S. 51.

открытый и доступный мир делает всё более сложным процесс поддержания национальных правил, которые значительно отличаются от окружения. Прежде всего это касается возможности людей привозить алкогольные напитки из других стран Европы. Вид, характер и источник приобретения можно видеть из данных таб. 1.

Таблица 1

Потребление алкогольной продукции в Швеции (в литрах в пересчёте на чистый алкоголь на одного жителя старше 15 лет) в год

Алкогольный напиток 1996 г. 2000 г. 2004 г. 2009 г.

Общий объём напитков:

Крепкие напитки 2,7 2,4 2,8 2,1

Вино 2,3 3,3 3,9 3,8

Крепкое пиво (крепость более 4,7 град) 1,7 2,3 3,1 2,8

Народное пиво (крепость 2,8 град) 1,3 0,9 0,7 0,6

Потребление: всего 8,1 9,5 10,5 9,4

В том числе продажа:

через магазины госмонополии 3,9 4,3 4,8 5,8

через рестораны 0,8 1,0 1,1 0,9

народное пиво (продовольств. магазины) 1,3 0,9 0,7 0,6

Регистрированное потребление, всего 6,0 6,9 6,6 7,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нерегистрированное потребление*:

Личный ввоз из-за рубежа 1,1 1,7 2,7 1,3

Контрабанда 0,2 0,4 0,8 0,6

Домашнее производство 0,7 0,5 0,4 0,2

Нерегистрированное потребление, всего: 2,1 2,6 3,9 2,0

Источники: Gränslös utmaning - alkoholpolitik i ny tid (2005). Stockholm: SOU 2005:25, s. 49. Den totala alkoholkonsumtionen i Sverige under 2009. Redovisning av registrerad och oregistrerad alkohol. Stockholm, Stock. Univ: 2010.

*Статистика основывается на базе данных ежегодных телефонных опросов 18000 жителей.

Портрет пьющего шведа за 2008 год таков: взрослый потреблял в среднем 5 литров водки, 30 литров вина, 55 литров крепкого пива и почти 3 литра сидра, что соответствует 9,4 литра чистого алкоголя на одного жителя 15 лет и старше1. Конечно, потребление сильно различается, исходя из возраста и пола. Мужчины пьют вдвое больше, чем женщины, что означает 13 литров и 6 литров чистого алкоголя на человека за 2008 г2. В пересчёте на вино каждая шведка выпивает приблизительно один стакан ежедневно. Количество вина,

1 Там же.

2 Там же.

выпиваемого женщинами и мужчинами, примерно одинаково, но мужчины пьют больше женщин пива и значительно больше водки.

После 2004 года мужчины моложе 50 лет стали потреблять несколько меньше алкоголя, а женщины в этом возрасте не изменили объёмов потребления. Население больших городов предпочитает вино, а сельское -водку. 10% жителей Швеции являются полными трезвенниками, причём в последнее время количество членов в обществах трезвости несколько увеличилось. Таким образом, объём потребления алкоголя в Швеции в настоящее время приближается к уровню потребления в других европейских странах, который значительно выше. Эта тенденция вызвала проведение различных научных исследований с целью анализа негативных последствий алкоголя на организм человека. Их результаты устрашающие: алкоголь является крупным рисковым фактором для болезней и ранней смерти. Кроме этого, он поражает не только тех людей, кто его потребляет. В Швеции имеется более 200 тысяч детей, которые испытывают насилие в своих семьях. Восемь из десяти преступлений совершаются алкоголезависимыми людьми, каждая третья смерть на дорогах происходит из-за водителей в нетрезвом виде1.

Снижение возможностей продолжать свою национальную, самостоятельную алкогольную политику заставляет Швецию усиливать интернациональную работу по этим проблемам, в том числе и внутри ЕС. В её рамках обсуждаются вопросы налогообложения алкогольной продукции в ЕС, а также выработки общей стратегии в этой сфере. Формирование алкогольной политики, по мнению шведов, должно происходить с позиции перспектив народного здоровья. Первейшей задачей политики должно стать снижение потребление алкоголя и удержание на низком уровне социальных и медицинских проблем, вызванных чрезмерным его потреблением. Таким образом, подчёркивается необходимость выработки совместных с ЕС мероприятий в области алкогольной политики и народного здравоохранения.

Исходная позиция в выработке мер заключается в признании отличия алкоголя от прочих обычных товаров. Повышение его потребления в обществе в большинстве случаев ведёт к ущербу, а не к пользе. Поскольку риск разрушающих факторов от злоупотребления алкоголем проявляется на различных уровнях социальной структуры (индивид, семья, друзья, школа и др.), то и предупредительные мероприятия должны быть реализованы на различных уровнях. Субъектами реализаций таких мероприятий могут быть государственные, региональные, коммунальные, а также общественные организации. К перечню мер в области государственной алкогольной политики, направленных на ограничение его потребления в Швеции, относятся следующие2:

- ограничение возраста при покупке алкогольной продукции;

- государственная монополия розничной торговли;

- ограничение количества мест продаж алкоголя;

- ограничение суточного времени продаж алкоголя;

1 Orjes, Johan. Fyra рипкег fбr еп ташк%аге а1ко^1ро1Шк. www.iogt.se

2 Grаnslбs итап^ - а1ко^1ро1Шк i пу Ш (2005). Stockholm: SOU 2005:25, S.93.

- высокое налогообложение алкогольной продукции;

- контроль трезвости на дорогах;

- лишение водительских прав в случае управления автомобилем в нетрезвом виде;

- консультации при лечении алкогольной зависимости. Исследования о влиянии алкоголя на общественное здоровье, проведённые

Государственным институтом народного здоровья, наиболее эффективными мероприятиями по снижению вреда от его употребления назвали государственную монополию на розничную продажу, высокие налоги на алкоголь, ограничение возраста покупки1. Однако аргументы в защиту народного здоровья входят в противоречие с амбициями ЕС в отношении создания общего внутреннего рынка, в котором товары и услуги должны перемещаться свободно. Государственная алкогольная монополия Швеции мешает этой свободной циркуляции.

Споры вокруг алкогольной политики

Мнения по поводу курса в отношении алкоголя сильно различаются в шведском обществе. В риксдаге в этой связи можно наблюдать дебаты между крупнейшими шведскими партиями. Многие полагают, что новое правительство, пришедшее в парламент в результате выборов 2006 года и состоящее прежде всего из либеральной и консервативной партий, будет следовать своей идеологии и потихоньку приватизирует большую часть государственного сектора, сделав свободным рынок алкоголя. Действительно, Модераты и Народная партия - это две из четырёх партий в правительстве, которые настроены на новую политику. Они хотят снизить налоги, приватизировать монополию продажи и тем самым ввести конкуренцию на алкогольную продукцию. Однако эти реформы они собираются проводить достаточно медленно2. Члены двух других крупных партий, образующих правительство, Христианские демократы (к ним принадлежит министр народного здоровья Мария Ларссон) и Центральная партия желают сохранить прежнюю рестриктивную политику и увеличить социальный контроль за потреблением алкоголя3. Общественность обеспокоена тем, каким образом будут приниматься решения партиями, имеющими диаметрально противоположные мнения. Социал-демократы, Левая партия и Экологическая партия выступают за солидарную и рестриктивную алкогольную политику с высокими налогами, ограничением доступности алкоголя и сохранением государственной монополии на продажу.

Начиная с 1980 годов позиция общественного мнения стала изменяться в сторону поддержки более открытой продажи алкоголя4. Поэтому проводилось

1 Drogutvecklingen i Sverige 2008. Centralförbundet för alkohol- och narkotikaupplysning.

Rapport nr 113., S. 51

2 www.moderat.se

3 www.centerpartiet.se

4 Abrahamson, M. (1999): Alkoholkontroll i brytningstid - kultursociologiskt perspektiv.

Stockholm: Akademitryck AB.

периодическое исследование общественного мнения. Центральным вопросом, который изучался, было отношение к открытой продаже алкоголя во всех продовольственных магазинах. Динамика ответов на этот вопрос представлена в табл. 2.

Таблица 2

Доля населения, ответившего "да" или "скорее, да" среди населения Швеции в возрасте 18-75 лет, %

Утверждение 1988 г. 1993 г. 1994 г. 1998 г. 2000 г. 2002 г. 2004 г.

Вино должно продаваться во всех прод. магазинах 39 75 72 64 66 61 44

Источник: Var gar gransen? Delbetankande av Alkoholinforselutredningen (2004): Stockholm: SOU 2004:86.

Из данных таблицы видно, что доля согласных на продажу алкоголя во всех продовольственных магазинах начала возрастать и с 39% достигла своего максимума - 72% в 1994 году, а затем стала снижаться и почти вернулась к тому же значению - приблизительно 40%. В 2008 году утвердительно на этот вопрос ответили 39% женщин и 50% мужчин1. Таким образом, в общественном сознании ценность шведской рестриктивной политики в связи с объединением европейского пространства, снижалась, и люди желали свободного доступа к покупке алкогольных напитков. Затем по мере усиления пропаганды здорового образа жизни и увеличения информации о негативных последствиях от злоупотребления алкоголем ограничение доступа к нему вновь оценивалось положительно.

Сейчас правительство Швеции работает в тесном сотрудничестве с комиссией Евросоюза по вопросам алкоголя. Однако оно всё же пытается твёрдо придерживаться своей традиционной модели. Гуннар Огрен, директор государственного института Народного здоровья, полагает, что политики движутся к потере контроля над развитием, поскольку шведы уже могут наблюдать явные негативные эффекты:

- случаи насилия среди молодёжи, связанные с употребление алкоголя, в последнее время стали более тяжёлыми;

- всё больше юношей и девушек обращаются в медицинские учреждения с алкогольными отравлениями;

- всё больше пьяных молодых людей вовлекаются в несчастные случаи на дорогах.

Эти негативные последствия требуют немедленного вмешательства правительства и риксдага, считает Огрен. С выводами Огрена согласен другой исследователь алкоголя при Стокгольмском университете, Хокан Лейфман. Он

Alkoholkonsumtionen i Sverige har minskat under senare ar enligt ny statistik. www.mynewsdesk.com

полагает, что Швеция стоит перед самыми большими изменениями в алкогольной политике после 1950 годов. Если не будут предприняты расширенные радикальные меры по снижению потребления пива, вина и крепких напитков, скоро шведы будут выпивать столько же, как и в среднем в ЕС. Этот процесс приведёт к большим проблемам.

Свен-Олоф Карлссон, директор союза трезвости (ЮGT) считает, что алкоголь является причиной всё больших страданий. Этой организацией были разработаны и предложены на обсуждение общественности меры из четырех пунктов для "более человечной алкогольной политики". Они включают следующее:

- снижение квот на ввоз алкоголя. Гражданин, который бывает за пределами Швеции, может сегодня ввезти домой 230 литров алкоголя. Этот факт является одной из крупнейших причин повышения его потребления и, следовательно, вреда от него;

- контроль торговли алкоголем через Интернет, поскольку, согласно решению Европейского суда, импорт алкоголя через Интернет частными лицами стал легальным;

- исключение алкоголя из соглашений ВТО. В настоящее время ведутся переговоры о новых глобальных соглашениях относительно перемещения товаров и услуг в рамках Всемирной торговой организации. Как следует из них, алкоголь причислен к обычным товарам, хотя он таковым в действительности не является;

- усиление вопросов народного здоровья в соглашениях ЕС. Основная причина негативного отношения к шведской алкогольной политике со стороны ЕС - это слабое отражение народного здоровья в соглашениях. Это может означать, что свободный рынок оценивается значительно выше, чем человеческая жизнь и социальное благополучие.

Очевидно, что для улучшения положения дел в Швеции необходим ряд совместных мероприятий, проводимых государственными органами, производителями и общественностью с целью изменения отношения к алкоголю.

Меры, на которые России стоило бы обратить внимание

Большой объём фактических данных о реальном состоянии рынка алкогольной продукции в Европе содержит немало аспектов, которые могли бы оказаться полезными и для России. Приведём важнейшие из них.

Повышение налоговых ставок на алкоголь. Многочисленные сведения о регулировании рынка свидетельствует о том, что повышение цен на спиртные напитки способствует снижению уровня потребления алкоголя, что, в свою очередь, снижает объём и остроту социальных проблем. Введение этой меры не требует значительных затрат, что делает её экономически целесообразной1.

Налоги на алкоголь в связи с наносимым ущербом важны во всех странах. Если бы налоги на алкоголь были использованы для того, чтобы поднять его

Какие механизмы борьбы с алкоголем являются наиболее эффективными и экономически целесообразными? - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2004. - 20 с.

цену в Европе на 10%, более 9000 смертей было бы предотвращено в течение последующего года, и при этом, согласно оценкам, было бы получено приблизительно 13 миллиардов евро дополнительных доходов от акцизов1.

Государственная монополия продажи алкогольных напитков. Установление государственной монополии на розничную торговлю включает также введение ограничений на торговлю спиртными напитками по времени и по количеству торговых точек. Широта охвата населения указанными мерами и относительно невысокие затраты, связанные с их введением, позволяют сделать вывод, что все эти меры являются экономически оправданными2.

Научные данные показывают, что если часы работы магазинов, продающих алкоголь, расширяются, то наблюдается рост насилия. Всемирная организация здравоохранения смоделировала ситуацию, когда доступность алкоголя в розничной сети сокращается до 24 часов в неделю. Применение этой модели к ЕС означает, что в результате можно было бы в год избежать приблизительно 123 тысяч лет инвалидности и преждевременной смерти при оценённой стоимости соблюдения этих мер в 98 миллионов евро3.

Контроль за вождением транспортных средств в состоянии алкогольного опьянения. Этот контроль включает следующие меры воздействия: тестирование дыхания на наличие алкоголя среди всех водителей, отбираемых случайным образом, лишение водительских прав, установку автомобильных замков, реагирующих на наличие алкоголя. Всемирная организация здравоохранения построила модель воздействия и стоимости всеобщих тестов дыхания в сравнении с отсутствием таких тестов. Применение этой модели к ЕС показывает, что такая мера могла бы помочь избежать приблизительно 111 тысяч лет инвалидности и преждевременных смертей, а также ежегодно экономить 233 миллиона евро4.

Эффективность мер, направленных на борьбу с вождением в нетрезвом виде, подтверждена результатами многочисленных исследований. Указанные меры пригодны для большинства стран, не требуют значительных затрат и обеспечивают получение устойчивых результатов5.

Ответственность администраций предприятий общественного питания за уровень потребления алкогольной продукции. Определённый эффект достигается при относительно невысоких затратах. Здесь требуется сочетание ответственности питейных заведений и мобилизации гражданского контроля общественности. Обучение персонала питейных заведений правилам

Алкоголь в Европе//Бюллетень Алкогольной, Наркотической, Табачной Информации (АНТИ) N022, 31 января 2007 г.

Какие механизмы борьбы с алкоголем являются наиболее эффективными и экономически целесообразными? - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2004. - 20 с.

Алкоголь в Европе//Бюллетень алкогольной, наркотической, табачной информации (АНТИ) N022, 31 января 2007 г.

Алкоголь в Европе//Бюллетень алкогольной, наркотической, табачной информации (АНТИ) N022, 31 января 2007 г.

Какие механизмы борьбы с алкоголем являются наиболее эффективными и экономически целесообразными? - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2004. - 20 с.

2

4

ответственной торговли спиртными напитками имеет мало шансов на успех, если оно не будет подкреплено угрозой лишения лицензий тех из них, которые продолжают обслуживать несовершеннолетних лиц и посетителей, находящихся в состоянии опьянения1. Подобные стратегии также более эффективны, когда они подкреплены местными профилактическими программами.

Предотвращение пьянства среди молодёжи. В этом направлении наиболее эффективной мерой непосредственного вмешательства является поднятие установленного законом возрастного ценза для приобретения или продажи алкогольных напитков. В Европейских странах разработан целый ряд методик по проведению просветительной работы в целях просвещения, информации, обучения в рамках просветительных школьных программ. С другой стороны, программы в средствах массовой информации играют особую роль в повышении осознания обществом проблем, вызываемых потреблением алкоголя, и подготавливают почву для конкретных действий.

Запрет на рекламу алкоголя. Запрет или ограничение объёма и содержания коммерческой рекламы об алкогольных изделиях с большой долей вероятности снижает наносимый ими вред. Опасность рекламных объявлений в том, что они особо действенно поощряют благосклонное отношение к выпивкам среди молодых людей. Всемирная организация здравоохранения смоделировала воздействие запрета рекламы. Применение этой модели к ЕС свидетельствует, что благодаря этому можно было бы каждый год избегать приблизительно 202 тысяч лет инвалидности и преждевременной смерти при оценённой стоимости

соблюдения этих мер в 95 миллионов евро2.

* * *

Итак, какие же итоги могла бы подвести Европа в алкогольной политике в последние два десятилетия? Прямо скажем - они противоречивые. За этот период в Европе наблюдается интернационализация и рационализация рынка алкоголя, направленная на увеличение объёма продаж и извлечение максимальной прибыли. С одной стороны, индустрия алкоголя имеет положительные экономические результаты, такие как большие поступления от налогов и акцизных сборов от алкогольной продукции, расширение рабочих мест в алкогольной промышленности и других звеньях её распространения. Однако, с другой стороны, либерализация торговли алкоголем и снижение налогового бремени на алкоголь вызвало дестабилизацию рынка алкоголя в рамках национальных границ и увеличение его потребления в ряде стран. Прежде всего это коснулось Великобритании, Ирландии и Финляндии. Неконтролируемое увеличение потребления алкоголя обуславливает существенные затраты, которые имеют как материальный, так и нематериальный характер.

1 Комитет экспертов ВОЗ по проблемам, связанным с потреблением алкоголя. - ВОЗ. Женева. 2007. - 65 с.

2 Алкоголь в Европе//Бюллетень алкогольной, наркотической, табачной информации (АНТИ) N0 22, 31 января 2007 г.

Материальные затраты (экономические издержки) характеризуются снижением производительности труда, вызванной невыходами на работу и болезнями, связанными с алкоголем, а также затратами на содержание полиции, судов и тюрем, расходами на профилактику преступности и ущерба имуществу. Нематериальные затраты (социальные издержки) связаны со страданиями и жизненными лишениями, вызванными криминальными, социальными и медицинскими аспектами последствий употребления алкоголя.

В настоящее время в ЕС нет единой алкогольной политики, и каждая страна осуществляет её в соответствии со своими приоритетами, историческими и культурными традициями. Сохранение различий в алкогольной политике среди стран Европы, таких как налоговые ставки, подрывает возможности стран осуществлять единую эффективную политику.

Если измерить жёсткость государственного регулирования алкогольной политики, проводимой в странах ЕС, в виде значений шкалы с максимальным значением 20 баллов, то максимальное значение получит Норвегия - 17,7, а минимальное значение - Греция - 5,5 балла1. Наименее строгая алкогольная политика наблюдается в Южной Европе и части стран Центральной и Восточной Европы, а наиболее сильная - в странах Северной Европы. И всё же за последние 50 лет проявляется тенденция сближения мер алкогольной политики, принимаемых странами, которые касаются вождения в нетрезвом состоянии, ограничения возраста покупки алкогольной продукции, контроля рекламы и других общих государственных мероприятий, направленных на профилактику избыточного потребления алкоголя.

1 Алкоголь в Европе//Бюллетень алкогольной, наркотической, табачной информации (АНТИ) N022, 31 января 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.