М.Д.ДИМАНИС ЕВРОПЕЙСКИЕ "ЗЕЛЁНЫЕ": РОСТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ И ПРОРЫВ К ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ ФРГ)
"Зелёные" являются сравнительно молодой политической силой в Западной Европе. В качестве партий они сформировались в 70-е годы на базе экологически ориентированных социальных движений. В 80-е годы "зелёные" получили мандаты в национальные парламенты в Люксембурге, Бельгии, ФРГ, Финляндии, Австрии, Швеции. В 90-е годы они совершают прорыв к властным структурам на национальном уровне: в Финляндии в 1995 г., во Франции в 1997 г., в ФРГ в 1998 г. — правда, в качестве "младших партнеров". В среднем "зелёные" завоевывают 5-6% голосов на национальных выборах, а в отдельных странах — даже больше, например, в Бельгии в 1991 г. — 10%, в 1995 г. — 8,4%; в ФРГ — в 1994 г. 7,3%. В Европарламенте "зелёные" также имеют свое представительство: по состоянию на 1996 г. — 27 мандатов.
Рассмотрим ценностные представления "зелёных", их программную эволюцию, роль и место партии "Зелёные" в политической системе на примере ФРГ.
Партия "Зелёные", появившаяся в ФРГ на авансцене в 1980 г., первоначально выступала в роли радикальной политической оппозиции, пытаясь бросить вызов сложившимся общественным структурам и отношениям ("Мы — антипартийная партия", — слова одного из тогдашних лидеров партии П.Келли). В обществе сложилось представление о "зелёных" как партии экстравагантных индивидуалистов и утопических мечтателей. Избиратели долго сомневались в способности
"зелёных" брать на себя правительственную ответственность на общенациональном уровне и тем более вести серьезные переговоры на международной арене.
И вот в 1998 г. социал-демократы (СДПГ), одержавшие крупную победу на очередных выборах в бундестаг, доверили "зелёным" несколько ответственных постов в новом правительстве (первая "красно-зелёная" коалиция на федеральном уровне). К тому времени сами "зелёные" претерпели серьезную метаморфозу. Теперь они стали меньше увлекаться умозрительными построениями и в большей мере ориентироваться на реальные интересы и потребности общества. Правда, в ряде случаев проявлялся экопацифистский ригоризм, свойственный им с самого начала.
Появление партии "Зелёные" как новой политической силы в противоположность другим партиям, связанным с традиционными социально-политическими и идеологически-мировоззренческими противоречиями, произошло в условиях перехода к постиндустриальному обществу, глубоких изменений во всех сферах общественной жизни, когда императивом стало сохранение окружающей среды и природных ресурсов; кроме того, на первый план выдвигается уже не только удовлетворение чисто материальных запросов, а идея индивидуальной самоценности и самореализации. Партия зародилась из недр движения "новых левых" (неомарксисты, анархиствующие) и новых социальных движений, набравших силу в 70-е годы (движение "гражданских инициатив", феминистское, экологическое, пацифистское движения и т.д.). Позднее, в 1993 г., в ее ряды влились восточногерманские правозащитники из "Союза-90" (ранее 3 декабря 1990 г. произошло слияние с восточногерманскими "зелёными").
Таким образом, социальная база партии (официальное название с 1993 г. — "Союз-90/Зелёные") отличается крайней разнородностью, а ее программно-идеологическая платформа — аморфностью и эклектизмом. В ней сосуществуют группировки радикал-пацифистов, эко-либертаристов, радикал-феминисток, правозащитников, правых эко-логистов (сторонников блока с христианскими демократами) и др. Несмотря на этот структурный изъян партии, которая скорее всего походила на дискуссионный клуб, собирающий вокруг себя членов, слабо связанных партийной дисциплиной, она выдержала испытание на "жизнестойкость" и сумела выжить в условиях жесточайшей конкуренции политических сил.
На протяжении 20 лет партия "Зелёные" медленно, но неуклонно движется к центру, вытесняя из своих рядов представителей радикальных взглядов (примером служит уход в 1985 г. лидера "непримиримых" экофундаменталистов Р.Баро, в 1990 г. — экосоциа-листов Т.Эбермана и Р.Трамперта, в 1991 г. — радикал-экологистки Ю.Дитфурт). Уже в начале 90-х годов внутрипартийные разногласия, пороц ставившие партию на грань распада, утратили свою прежнюю остроту. Партия стала обретать определенную внутреннюю устойчивость и предсказуемость в своем поведении. Все же и в настоящее время сохраняют свое значение два основных течения — "фундаменталистов" (К.Рот, Г.-Х.Штрёбеле и др.) и "реалистов" (Й.Фишер и др.). Правда, нынешние "фундаменталисты" уже не настаивают на незамедлительном "выходе" из индустриального общества, однако занимают жесткую позицию по вопросам экологии и внешней политики.
В отличие от "фундаменталистов" "реалисты" склоняются к более умеренной и взвешенной политике в рамках существующих политических и экономических правил игры. Впрочем, в партии сложилась своеобразная расстановка сил: если "реалисты" в основном преобладают во фракции бундестага, то на партийных съездах тон задают левые, что накладывает определенный отпечаток на программные документы. И все же на практике "фундаменталисты" не в состоянии оказывать решающее воздействие на выработку стратегии и тактики партии.
Партия "Зеленые", несмотря на внутриорганизационную лабильность, сумела сразу заявить о себе как о серьезной политической силе. Уже в 1983 г. на выборах в бундестаг она завоевала 5,6% голосов, а в 1987 г. — даже 8,3%. Правда, на первых общегерманских выборах 1990 г. западногерманские "зелёные" не смогли преодолеть 5%-ный барьер, зато восточногерманские вместе с "Союзом-90", собрав 6% голосов в восточных землях, прошли в бундестаг. В 1994 г. партия "Зелёные" восстановила утраченные позиции, получив 7,3% голосов, а в 1998 г. завоевала 6,7%.
За плечами "зелёных" уже имелся солидный опыт правительственной деятельности на земельном уровне. "Красно-зелёные" коалиции сформировались в Гессене (1985-1987, 1991-1999), Берлине (1989-1990), Нижней Саксонии (1990-1994), Саксонии-Анхальте (1994-1998), Северном Рейне-Вестфалии (с 1995), Шлезвиг-Гольштейне (с 1996), Гамбурге (с 1997), а в Бранденбурге (1990-1994) и Бремене
(1991-1995) — были созданы коалиции из СДПГ, "зелёных" и СвД П (либералы).
"Зелёные" в 90-е годы превратились в третью политическую силу после ХДС/ХСС и СДПГ, оттеснив СвДП. Правда, их опорную базу составляют главным образом западные земли, включая Берлин, поскольку в восточных землях постматериальные ценности не получили широкого распространения и там не сформировалась соответствующая политико-социальная субкультура. Более того, в последнее время теряют свой былой авторитет правозащитники из бывшего "Союза-90", поднявшиеся на волне массовых демократических движений в 1989-1990 гг. В апреле 1998 г. на выборах в восточногерманский ландтаг Саксонии-Анхальта партия утратила свой последний форпост.
Впрочем, "зелёных" можно охарактеризовать как мобильную и способную к саморазвитию партию. Ее численность возросла с 18 тыс. в 1980 г. до 46 тыс. человек в 1996 г. (в 2,5 раза!). Примечательно, что рост числа членов партии в 1991-1995 гг. составлял в среднем 19%, в то время как в других партиях наблюдалась тенденция убывания, например, число членов ХДС снизилось на 12,5%, а СДПГ — на 11,1% (8, с.281).
"Секрет" подобного динамизма в развитии партии и ее поразительной устойчивости в качестве политической силы объясняется тем, что она располагает довольно значительной поддержкой среди населения (потенциальный электорат составляет примерно 15%). Под держивают ее главным образом служащие и чиновники, люди с высоким уровнем образования, тяготеющие к постматериальным ценностям, а также значительное число представителей молодого поколения (по данным за 1994 г., доля избирателей в возрасте до 24 лет составляла 15% — наивысший показатель по сравнению с другими партиями). Согласно опросам членов партий бундестага в 1994 г., в партии "Зелёные" представлены: 3% рабочих (в СДПГ — 11%), 53 — служащих и чиновников (самая высокая доля по сравнению с другими партиями), 14 — лиц, имеющих собственное дело (предприниматели и лица свободных профессий) (для сравнения: в СВДП — 27%) и 7% — пенсионеров (наименьшая доля по сравнению с другими партиями) (8, с.291, 294). Как показал опрос избирателей в день общепарламентских выборов 1998 г., в пользу "зелёных" отдали свои голоса 3,5% рабочих, 23,1 — служащих и чиновников, 9,3 — лиц, имеющих собственное дело, 4,6 — фермеров, 2,4% — пенсионеров. На этот раз "Зелёные" полу-
чили большой прирост голосов среди служащих и чиновников — 3,4% по сравнению с 1994 г., но вместе с тем понесли весьма ощутимые потери среди учащихся — 4,9% (15, с.756).
Партия "Зелёные" в политической системе координат расположена левее СДПГ, но в то же время дистанцируется от крайне левого фланга.
Наглядное представление о ценностных ориентациях избирателей "зелёных" дают материалы социологического опроса Кёльнского университета за 1994 г. Так, 52,2% сторонников "зелёных" на западе и 78% на востоке ФРГ считают, что "социализм — это хорошая идея"0, довольно значительная доля из них ориентируется на идеи государственного интервенционизма и социальной справедливости. Сторонникам этой партии присущи меньшая по сравнению с другими партиями связь с религией и более либеральная позиция по вопросу о морали. Постматериальной ориентации придерживаются 47,3% сторонников "зелёных" на западе и 20,9% на востоке, в то время как у других партий этот показатель составляет от 25 до 4% (9, с.214).
О развитии тенденции ко все большему интегрированию партии "Зелёные" в существующую политическую систему свидетельствуют данные социологических опросов: если в середине 80-х годов менее 40% ее сторонников были удовлетворены функционированием демократии в ФРГ, то в 1995 г. - уже 60% (у ХДС/ХСС - 80%, СДПГ -70-60%) (12, с.521).
Эволюция взглядов "зелёных" отчетливо прослеживается в программных документах 80-90-х годов. В начала 80-х годов они занимали более радикальную позицию. Их основные требования того времени сводились к следующему: экологическая перестройка экономики, широкомасштабная децентрализация властных структур, обобществление, создание сети "обозримых" производственных ячеек, основывающихся на принципе демократического самоуправления, всеобщее разоружение и т.д. "Зелёные" были нигилистически настроены по отношению к государственной власти, оспаривая ее монопольное право на применение силы, которое она использует в целях поддержания правопорядка. Для них характерны уравнительные устремления: они предлагали ввести прожиточный минимум вне зависи-
^ Интересно, что эту позицию разделяют 43,5% сторонников СДПГ на западе -несколько меньше, чем у "зеленых". - Прим. авт.
мости от реального материального положения — не только для престарелых, безработных, инвалидов, но и для тех, кто занят вне традиционной сферы трудовой деятельности, например, в домашнем хозяйстве, в общественной и благотворительной деятельности.
"Зелёные" были склонны к превознесению так называемой "открытой спонтанности", проповедуя "эмансипацию" в межчеловеческих отношениях и новые формы жизнеустройства — от сельской экологической коммуны до объединения гомосексуалистов. Противопоставляя себя традиционным партиям с иерархическими структурами и олигархическими тенденциями, они ввели принцип ротации, 50%-ную квоту для женщин и так называемый "императивный мандат", обязывающий депутата подчиняться решениям партии, а также запрет совмещения партийной должности и депутатского мандата в одних руках.
Программатика "зелёных" отличалась идеологической мешаниной, в ней можно выделить элементы различных идеологий — неомарксистской (критика современного капитализма с его тенденцией к монополизации), а также радикал-экологистской, анархо-руссоист-ской (требование введения базисной демократии), пацифистской, уравнительно-утопической, радикал-феминистской, радикал-либеральной. Нельзя не отметить явное противоречие в их требованиях: с одной стороны, они выступали за существенное ограничение властных притязаний государства, широкое распределение власти между всеми гражданами и устранение иерархических структур, а с другой — склонялись к идее сильного "экогосударства", способного к жестким мерам в области экологической перестройки экономики.
Хотя программные требования "зелёных" в ряде случаев представляются явно утопичными, однако они связаны с поисками некоей оптимальной модели общественного устройства, в которой отдельный человек мог бы более полно реализовать себя и жить в гармонии с природой.
В 90-е годы происходят сдвиги в программных требованиях "зелёных". В значительной степени снижена леворадикальная критика капитализма и смягчена антирыночная линия (уже нет открытого призыва к обобществлению). "Зелёные" начали отходить от прежнего увлечения базисно-демократическими принципами, что находит выражение в отступлении от практики запрета совмещения партийного поста с депутатским мандатом, а также в том, что в ряде региональных организаций были отменены ранее обязательные процедуры ротации.
Весьма симптоматично исчезновение в программных документах последних лет термина "базисная демократия". "Зелёные" стали больше выходить за рамки узко экологической тематики и уделять внимание конкретным социально-экономическим проблемам, особенно задаче обеспечения прав и свобод индивидуума в различных сферах жизни общества. Они стали более реалистично подходить к вопросу о монополии государства на применение силы.
Поворот "зелёных" в сторону большего прагматизма получил более полное воплощение в предвыборной программе 1998 г., в то время как предыдущая (1994) еще носила на себе отпечаток сильного влияния радикал-пацифистской, экофундаменталистской и уравнительно-утопической идеологий. Этот поворот стал возможным благодаря усилиям "реалистов" во главе с Й.Фишером, а также конструктивной позиции лидеров левого крыла Л.Фольмера и Ю.Триттина, проявивших готовность к компромиссу.
Принятием предвыборной программы 1998 г. (2) "Зелёные" сделали серьезную заявку на роль правительственной партии. Основную стратегическую цель они видят в модернизации ФРГ в экологическом и социальном направлении. В основе экономической программы лежит концепция "политики предложения слева", нацеленной на создание благоприятных условий для инвестиционной активности предпринимателей, но с учетом приоритетности социальных требований (в противоположность чисто неолиберальному варианту) (11). В соответствии с этой концепцией "Зелёные" намерены путем снижения трудовых издержек, целенаправленного предоставления налоговых льгот мелким и средним предпринимателям, осуществления социальных программ содействия технологическим инновациям, развитию маркетинга, основанию новых фирм и предприятий и т.д. повысить конкурентоспособность страны и придать экономике необходимый динамизм. Они полагают, что эти меры приведут к появлению дополнительных рабочих мест, благодаря чему можно было бы ослабить весьма напряженную ситуацию на рынке труда.
"Зелёные" считают необходимым реформировать существующую систему социального обеспечения, чтобы остановить непрекращающийся рост расходов и государственного долга, устранить "перекосы" при выплате пособий, а также стимулировать расширение личной ответственности и самостоятельности граждан.
Вместе с тем "зелёные" не отказываются от традиционной для левых ориентации на кейнсианскую политику, нацеленную на стиму-
лирование развития экономики путем повышения покупательной способности работающих по найму. Эта кейнсианская модель тесно связана с идеей справедливого распределения труда и доходов.
Интерес представляет выдвигаемая "зелёными" концепция "экологическо-социальной" налоговой реформы, направленной на снижёние стоимости труда и одновременно на рациональное использование природных ресурсов. Предполагается введение налога на потребление энергии, повышение налога на топливо и сокращение субсидий, не способствующих экологическому оздоровлению. При этом повышение стоимости энергии должно компенсироваться сокращением взносов в фонд социального страхования (в течение десяти лет — на 6 процентных пунктов), что в свою очередь будет способствовать снижению побочных издержек на заработную плату, а значит, удешевлению стоимости труда.
Социальная программа рассчитана на привлечение на сторону партии "Зелёные" широких слоев населения: в ней предлагается снижение налогового бремени для лиц с низкими и средними доходами, увеличение пособий по безработице, жилищных субсидий, социальной помощи, пенсий, детских пособий (до 300 марок в месяц на одного ребенка), а также введение базового обеспечения для тех, кто не располагает достаточными доходами, включая иммигрантов и беженцев (оно должно составлять 800 марок в месяц на одного человека, ведущего самостоятельное хозяйство) и т.д.
' В государственно-правовой сфере, а также в области образования "зелёные" выступают поистине как либеральная партия, отстаивая линию на защиту гражданских прав и свобод, в особенности представителей этнических, религиозных и сексуальных меньшинств, на либерализацию уголовного законодательства и пенитенциарной системы, на расширение доступа к высшему образованию и т.д. Они требуют более широкого вовлечения женщин в политическую и общественную деятельность, устранения их дискриминации в быту и на работе.
Партия "Зелёные" все больше превращается как бы в "экологическую либеральную" партию, успешно конкурируя с СвДП и отбирая у нее голоса избирателей (в 1998 г. — 50 тыс. голосов). Но в то же время она находится под давлением со стороны СДПГ, которая давно взяла на вооружение экологическую тему и стремилась расширить с ее помощью свой электорат (в 1998 г. "зелёные" потеряли в пользу СДПГ 424 тыс. голосов) (14, с.34).
Вместе с тем в предвыборной программе 1998 г. просматривается влияние леворадикального крыла, что нашло отражение в требованиях о повышении цен на бензин, незамедлительного закрытия атомных электростанций, роспуска спецслужб, радикального разоружения, упразднения НАТО, отмены всеобщей воинской повинности, существенного сокращения бундесвера (предлагалось сокращение за четыре года на 150 тыс. солдат, переход к формированию армии на добровольных началах, сокращение военного бюджета по крайней мере на 5% ежегодно) и т.д. Для того чтобы сгладить "шокирующий" для граждан эффект от этих предложений, лидерам партии во время предвыборной кампании приходилось вести разъяснительную работу. Они пытались доказать практическую реализуемость предлагаемых мер и их тесную увязанность с социальными задачами (3).
Во внешнеполитической программе уже имеются позитивные подвижки. Теперь "зелёные" занимают более конструктивную позицию по отношению к ЕС, однозначно поддерживая линию на углубление и расширение интеграции и создание единого валютного союза. В то же время они требуют придать процессу европейской интеграции более четко выраженную экологическую и социальную направленность, а также выступают за дальнейшую демократизацию структур ЕС.
Однако среди "зелёных" еще сильны антинатовские настроения. Они против того, чтобы НАТО расширила свою роль в противовес ООН и ОБСЕ, требуют полного упразднения военных блоков и национальных армий и создания предпосылок для всеобщего разоружения и устранения влияния военно-промышленных комплексов во всех странах. Правда, "зелёные" уже не настаивают на одностороннем выходе Германии из НАТО, но считают, что Германия должна сама начать политику разоружения и демилитаризации.
"Зелёные" отвергают попытки обеспечения мира с помощью оружия и отдают предпочтение сугубо "цивильным" методам урегулирования конфликтов. Что касается бундесвера, то, по их мнению, армия должна сосредоточиться на четко очерченных задачах: оборона, выполнение обязательств по отношению к союзникам Германии и участие в миротворческих акциях под эгидой ООН.
Из-за отдельных леворадикальных "заскоков" значительная часть населения по-прежнему не воспринимает "зелёных" как серьезную политическую силу, способную нести ответственность перед обществом. Весьма показателен опрос общественного мнения, проведен-
ный в сентябре 1998 г. Так, 63% респондентов сомневались, что "зелёные" могут быть надежными партнерами в правительстве, 62 — придерживались мнения, что они далеки от реальности, 64% не согласны с тем, что "зелёные" обладают большой политической компетентностью вне сферы экологии (16, с.19)4.
Тем не менее на общепарламентских выборах 27 сентября 1998 г. партия "Зелёные" набрала достаточное число голосов для того, чтобы пройти в бундестаг. За нее голосовали граждане, склонные отдавать приоритет экологии и вопросу о мире, а также индивидуальным правам и свободам. Избиратели видели в этой партии действенный противовес крупным партиям, которые, с их точки зрения, погрязли в политических склоках, коррупции, дележе "теплых мест" и оторвались от реальных интересов общества. Некоторым импонируют неординарность политического мышления и поведения "зелёных" и их гуманистический пафос.
Между СДПГ и "зелёными" существует довольно значительная близость как в ценностных ориентациях, так и в программно-политических установках. На земельном уровне давно практикуется их совместная правительственная деятельность. Все же социал-демократы с большой осторожностью подходят к вопросу о возможности формирования блока с "зелёными" на федеральном уровне. Не случайно в предвыборной программе СДПГ 1998 г. этот вопрос был вынесен за скобки. Еще в марте 1998 г. социал-демократические лидеры старались дистанцироваться от "зелёных". Г.Шрёдер, который в то время стал кандидатом в канцлеры от СДПГ, заявлял, что "зелёные" представляют собой риск для перемен в Германии" (13, 1998, № 4, с.25). В то время социал-демократы предполагали оставить себе свободу РУК, чтобы в случае крупной победы на выборах можно было самим сделать выбор в пользу одного варианта из нескольких возможных: коалиция "красно-зёленая", "красно-желтая" (с СвДП), "красно-черная" (с ХДС/ХСС). Правда, позднее они изменили свою позицию, принимая во внимание поведение лидеров "зелёных" во время предвы-
^ При новом опросе, проведенном в мае 1999 г., выяснилось, что лишь 19% респондентов считают, что партия "Зеленые" способна к правительственной деятельности, а 74% полагают, что она является в принципе партией оппозиции (13,1999, № 19, с.23).
борной кампании, которые теперь стремились придать партии имидж более взвешенной и предсказуемой политической силы. Уже в августе 1998 г. социал-демократические лидеры прямо заявляют, что "зелёные" способны к управлению страной (13, 1998, № 34, с.25).
Партийные стратеги "зелёных" видят в блоке с СДПГ единственный шанс прорыва к власти, ибо сама партия не в состоянии завоевать необходимое большинство голосов. Однако решение о том, чтобы вступить в коалицию с СДПГ и стать правительственной партией, было принято с большим трудом. Еще в 1990 г. шла острая дискуссия о роли партии — должна ли она быть партией оппозиции системе или реформистской, стремящейся к власти. Теперь "зелёные" официально подтвердили выбор второго пути. Правда, в рядах партии еще сильно стремление воздерживаться от участия в государственных делах, от правительственной ответственности (около 30% от общего числа членов) (13, 1998, № 14, с.30). Многие "зелёные" скептически относятся к СДПГ, называя ее "структурно-консервативной партией".
Формирование "красно-зелёного" правительственного блока осенью 1998 г. прошло довольно гладко. "Зелёные" проявили готовность идти на компромиссы. На основе взаимного согласия были приняты предложения о повышении налогов на энергоносители (но в более мягком варианте, чем первоначально требовали "зелёные"); сокращении побочных издержек на заработную плату (менее 40%); снижении налогов для лиц с невысокими доходами; об отмене ряда налоговых льгот для лиц с высокими доходами и для фирм; поэтапном отказе от использования ядерной энергии; разработке нового закона о гражданстве, направленного на расширение возможностей натурализации; введении института плебисцита на федеральном уровне путем внесения соответствующих поправок в Основной закон ФРГ. СДПГ и "зелёные" подтвердили готовность содействия интеграционным процессам в рамках ЕС и формированию Европейского валютного союза. Они намерены добиваться оптимизации организации вооруженных сил в связи с задачей обеспечения стабильности и мира в Европе (о ликвидации НАТО вопрос уже не ставился) (1).
В новом правительстве ключевые посты в экономической, социальной, финансовой и других областях заняла СДПГ, а "зелёным" достались три поста: министром иностранных дел и одновременно вице-канцлером стал Йошка Фишер, министром защиты окружающей среды и ядерной безопасности — Юрген Триттин, лидер левого крыла
партии, и министром здравоохранения — Андреа Фишер. Правда, в области внешней политики "зелёные" не смогли обеспечить себе полную свободу действий, не случайно одним из заместителей министра иностранных дел был назначен представитель СДПГ.
Наиболее яркой и колоритной фигурой из министров от "зелёных" является Йошка Фишер (1948 г.р.). Бывший бунтарь и анархист превратился в респектабельного политика и представителя истеблишмента. Необходимую школу государственного управления он прошел, будучи министром защиты окружающей среды и энергетики земли Гессен в 1985-1987 и 1991-1994 гг.
В своих интервью и выступлениях в первые месяцы после выборов 1998 г. Й.Фишер подчеркивал, что во внешнеполитическом курсе будет обеспечена преемственность, ибо всякие шатания могут породить недоверие со стороны соседей и способствовать усилению антигерманских настроений (4, с.28). Здесь основной задачей является создание безопасности в Европе и завершение процесса европейского объединения. По его мнению, Германия никогда не должна претендовать на лидирующую роль. Она должна соблюдать свои интересы на основе оптимально возможного консенсуса со всеми партнерами (5, с.85, 86).
Проект закрытия атомных электростанций, усиленно проталкиваемый "зелёными", застопорился из-за противодействия со стороны "боссов" атомной индустрии, а также зарубежных компаний, перерабатывающих радиоактивные отходы. Кроме того, выявилось, что этот проект чреват сокращением числа рабочих мест и увеличением нагрузки на налогоплательщиков.
Особенно широкий резонанс в обществе вызвал проект изменения закона о гражданстве, согласно которому дети иностранцев, родившиеся в Германии, будут автоматически получать гражданство, если хотя бы один из родителей родился здесь или приехал в страну в возрасте до 14 лет0. Кроме того, этот проект предусматривает возмож-
Первоначально "зеленые" требовали, чтобы гражданство предоставляли всем рожденным в Германии детям, если по крайней мере один из родителей имеет долгосрочно гарантированные средства к проживанию. Кроме того, они настаивали на том, чтобы иностранцы, проживающие в стране не менее пяти лет, получили право натурализации. А правительственный проект предусматривает для этого случая восьмилетний срок проживания.
ности получения иностранцами двойного гражданства. Проект столкнулся со шквалом критики со стороны ХДС/ХСС, а также правонаци-оналистических сил. Было собрано даже несколько миллионов подписей граждан под лозунгом протеста против введения двойного гражданства.
"Зелёные" весьма болезненно реагируют на результаты земельных выборов в феврале 1999 г. в земле Гессен, которая считается их "вотчиной" в течение ряда лет (они получили 7,2% голосов — на 4% меньше, чем в 1995 г.). Представители "зелёных" были вынуждены уйти с руководящих постов.
В настоящее время растет напряженность во взаимоотношениях между партиями — партнерами по коалиции. Лидеры СДПГ стремятся откладывать в "долгий ящик" предложения "зелёных" о двойном гражданстве и запрете на использование ядерной энергии. Им приходится сдерживать радикальный пыл своих не всегда предсказуемых партнеров по коалиции. "Зелёные" настаивают на безусловном выполнении основных пунктов коалиционного договора, вплоть до признания однополого брака.
События на Балканах и бомбардировки НАТО с марта 1999 г. едва не довели "красно-зёленую" коалицию до распада. Партия "Зелёные" поставлена в сложное положение, ибо она традиционно привержена идее гуманистического пацифизма, а ее лидер Й.Фишер, действуя в согласии с социал-демократическими деятелями, поддерживает военные действия НАТО. Министр иностранных дел склонен к жесткой позиции по отношению к Сербии, полагая, что Милошевича можно усмирить только с помощью оружия, но в то же время не исключал возможности урегулирования косовского конфликта чисто дипломатическими способами (6, с.38). Он пытался убедить рядовых членов партии в необходимости отхода от принципа всеобщего ненасилия, по крайней мере в случае с Балканами.
Фишер, поддерживая идею партнерства с НАТО, в то же время выступает против того, чтобы этот альянс чрезмерно расширил свое поле деятельности, беря на себя функцию "мировой полиции". По его мнению, Германия должна занимать более самостоятельную позицию по отношению к США. Впрочем, Фишер считает себя ответственным прежде всего перед правительством, он не склонен слепо действовать по указке партии.
В апреле 1999 г. 500 функционеров и членов партии приняли заявление с требованием незамедлительного прекращения бомбардиро-
вок НАТО. Многие "фундаменталисты" резко критиковали Фишера за отступление от основополагающих программных принципов. Однако на внеочередном съезде 13 мая 1999 г. в Билефельде одержали верх "реалисты" вокруг Й.Фишера. Вопрос о выходе из правительственной коалиции был снят, но большинство делегатов, оставаясь убежденными пацифистами, не могли одобрить нынешнюю войну на Балканах. Решение этого съезда свидетельствует о серьезной метаморфозе партии: победила не идеология, а здравомыслие. Партия доказала свою способность быть надежным политическим партнером. Даже представитель "фундаменталистского" крыла Х.Штрёбле, при всей своей непримиримости в отношении политики НАТО на Балканах, признал целесообразность сохранения правительственной коалиции с СДПГ и Й.Фишера на посту министра иностранных дел. В то же время решениями, принятыми на Билефельдском съезде, в которых партия поддержала внешнеполитический курс нынешнего правительства, "зелёные" могут оттолкнуть от себя часть пацифистски настроенных избирателей на сторону посткоммунистической партии ПДС, выступающей под радикал-пацифистскими и антинатовскими лозунгами.
Позднее, в конце июня 1999 г., после прекращения военных действий в Косово Й.Фишер в интервью журналу "Шпигель" отметил, что в действительности в связи с политикой этнической чистки, осуществляемой Милошевичем, не могло быть альтернативы военным акциям НАТО. Это понимали все, включая тех, кто выступал с жесткой критикой этой войны. По его словам, применение насилия ставит мир под вопрос, и западные демократии должны в качестве ultima ratio положить этому конец (7, с.34). Он считает необходимым с учетом уроков этой войны восстановить статус ООН и Совета Безопасности. ООН в XXI в. должна играть центральную роль в международной политике. Фишер убежден, что война в Косово станет последней, что на Европейском континенте настанет конец национализму и будет усиливаться тенденция к интеграции. По его мнению, "силы демократии и европейской открытости" и на Балканах одержат верх (7, с.36).
В последнее время рейтинг Й.Фишера как государственного деятеля как никогда высок: в мае 1999 г. — 73%, что на 27% выше, чем в августе 1998 г. (а у канцлера Г.Шрёдера — 72%). При этом большинство немцев (67%) позитивно оценили внешнеполитическую деятельность федерального правительства — прежде всего в отношении войны в Косово (13, 1999, № 21, с.28-29). Характерно, что в обществе Фишер воспринимается в первую очередь как представитель общенациональ-
ных интересов, а не партии "Зелёные". По данным за май 1999 г., почти половина опрошенных (47%) считали, что "красно-зелёная" коалиция продержится до конца легислатурного периода, т.е. до 2002 г., а другая половина — что она распадется раньше срока (13, 1999, № 19, с.23). Отметим, что в октябре 1998 г. оценка перспективы этой правительственной коалиции была куда более оптимистичной: 71% респондентов верили, что она продержится до конца (13, 1998, № 42, с.20).
Лидеры "зелёных" прилагают усилия для того, чтобы удержать партию "на плаву" в условиях явного расхождения между политической практикой и требованиями партийных низов, склонных к абсолютизированию принципов экологизма и пацифизма. У партии есть значительный запас прочности, среди ее членов преобладает понимание необходимости проявлять большую гибкость во имя политического выживания, иначе партия превратится в секту догматиков, оторванных от реалий жизни. Факт ее действительного превращения из некогда антисистемно-оппозиционной силы в правительственную партию говорит сам за себя.
Что касается перспектив "красно-зелёной" коалиции, то можно полагать, что она обладает достаточной устойчивостью. Правда, нельзя отрицать, что между обеими партиями существуют трения по ряду принципиальных вопросов. "Зелёные" из стремления к сохранению собственной идентичности и собственного программно-политического профиля нагнетают страсти вокруг тем об атомной энергетике, двойном гражданстве, налогах на энергоносители. Однако в области внешней политики руководство партии "Зелёные" пытается действовать более слаженно со своими партнерами по коалиции. Здесь представители левого крыла Ю.Триттин и Л.Фольмер выступают на стороне Й.Фишера, хотя и сетуют, что по этому поводу они "испытывают чувство раздвоенности". В настоящее время Й.Фишер играет роль консолидирующей и стабилизирующей силы, предохраняющей партию от роковых шагов, на которые могут ее подтолкнуть иные члены из "фундаменталистского" крыла.
Складывается впечатление, что политическое влияние "зелёных" будет возрастать не только в Германии, но и во всей Западной Европе.
Список литературы
1. Aufbruch und Erneuerung: Deutschlands Weg ins 21. Jahrhundert. Koalitions-Vereinbarung vom 20. Oktober 1998 zwischen der SPD und Bündnis 90 / Die Grünen fiir 14. Deutschen Bundestag // Parlament. - Bonn, 1998. - 30. Okt. - N 45. - S.6-10.
2. Bündnis 90 / Die Grünen. Programm zur Bundestagswahl 98. - Bonn,. [1998] - 160 S.
3. Fischer J. Gespräch mit J.Fischer. Es kracht und raucht // Spiegel. - Hamburg, 1998. -Jg.52, N 14. - S.32-34.
4. Fischer J. Interview mit J.Fischer. Die Republik dauerhaft verändern // Ibid. - 1998. -N41. -S.28-29.
5. Fischer J. Interview mit J.Fischer. Wir wollen keine Soli tanzen // Ibid.- 1998. - N 8. -S.84-87.
6. Fischer J. Gespräch mit J.Fischer. Milosevic wird der Verlierer sein // Ibid.- 1999. - Jg. 53, N 16. - S.34, 36, 38.
7. Fischer J. Gespräch mil J.Fischer. "Es gab nie eine Alternative" // Ibid.- 1999. - N 25. -S.34-36.
8. Gabriel O.W., Niedermayer O. Entwicklung und Sozialstruktur der Parteimitgliedschaften // Parteiendemokratie in Deutschland / Gabriel O.W. et al. (Hg). - Opladen, 1997. - S.277-300.
9. Jagodzinski W., Kühner St. Werte und Ideologien im Parteienwettbewerb // Ibid. - S.209-232.
10. Lohse E. Die Grünen nach Magdeburg // Polit. Meinung. - Bonn, 1998. - Jg. 43, N 341. -S.65-71.
11. Metager O. Eine Achse der Reformer// Spiegel. - Hamburg, 1998. - Jg.52, N 45. - S.136, 138-139.
12. Rudzio W. Das politische System der Bundesrepublik Deutschland. - Opladen, 1996. -554 S.
13. Spiegel. - Hamburg, 1998. - Jg.52. - NN 14, 34, 42; 1999. - Jg. 53, N 19, 21.
14. Idem. - 1998. - Sonderheft Wahl 1998.
15. Wiesendahl E. Der rot-grüne Wahlsieg // Gewerkschaftliche Monatshefte. - Düsseldorf, 1998. - Jg. 49, N 12. - S.753-764.
16. Zeit. - Hamburg, 1998. - 1 Okt. - N 41.