Научная статья на тему 'Германия после парламентских выборов 2013 года'

Германия после парламентских выборов 2013 года Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
252
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
БУНДЕСТАГ / ГЕРМАНИЯ / МЕРКЕЛЬ / СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ ГЕРМАНИИ / ХРИСТИАНСКО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ХРИСТИАНСКО-СОЦИАЛЬНЫЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Стрелец Михаил Васильевич, Морозова Наталья Николаевна

В статье рассматриваются итоги и уроки выборов в германский бундестаг, проходивших 22 сентября 2013 года. Авторы анализируют также предпосылки формирования большой коалиции в составе блока ХДС/ХСС и СДПГ, которая правит ФРГ с 17 декабря 2013 года. В этой связи подробно разбирается договор о создании настоящей коалиции. Авторы попытались порассуждать и о международных последствиях очередного избирательного триумфа Ангелы Меркель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Германия после парламентских выборов 2013 года»

УДК 94(436)

Михаил СТРЕЛЕЦ, Наталья МОРОЗОВА

ГЕРМАНИЯ ПОСЛЕ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2013 ГОДА

Для Российской Федерации германское направление является одним из ключевых в её политике по отношению к дальнему зарубежью. Отсюда вытекает пристальный интерес ко всему, что касается германских реалий. Эти реалии в решающей степени зависят от эффективности политики, осуществляемой высшим органом исполнительной власти ФРГ. Его формирование происходит по итогам выборов в бундестаг - нижнюю палату парламента страны. Главной особенностью последних (сентябрь 2013 года) выборов в бундестаг является то, что бундесбюргеры выбирали власть, от которой во многом зависит преодоление системных проблем в европейском интеграционном проекте.

О чём говорят итоги

Выборы завершили избирательный цикл 2009-2013 годов, во время которого страной правила коалиция ХДС/ХСС и СвДП. Результаты (см. табл. 1) можно оценить как большую личную победу действующего федерального канцлера, председателя Христианско-демократического союза ФРГ Ангелы Меркель, бессменно возглавляющую высший орган исполнительной власти с 22 ноября 2005 года.

Меркель участвовала в избирательной кампании, имея весьма убедительные аргументы. Главный из них - ключевое положение народнохозяйственного комплекса Федеративной Республики в интерьере экономических реалий Старого Света, успешное выдерживание им теста на конкурентоспособность при неблагоприятной глобальной экономической конъюнктуре, связанной с мировым экономическим кризисом.

"В своей экономической политике госпожа Меркель опирается в первую очередь на давние немецкие традиции так называемых семейных предприятий, то есть компаний, управляемых в первую очередь их владельцами. Сегодня такие компании

© Стрелец Михаил Васильевич - доктор исторических наук, профессор, Брестский государственный технический университет. Адрес: Республика Беларусь 224017, Брест, улица Московская, 267. Е-шаИ: mstrelez@mail.ru Морозова Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятий, Академия управления при Президенте Республики Беларусь. Адрес:220007, г. Минск, ул. Московская, 17. Тел.+375-017-2295231 Е-шаИ: morozova7373@mail.ru Ключевые слова: бундестаг, Германия, Меркель, Социал-демократическая партия Германии, Христианско-демократический союз, Христианско-социальный союз. БОТ: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope320147789

имеют оборот до 100 млн евро. Подобных компаний много в Германии, и они представляют собой прочную основу экономики страны. Пока Меркель будет их поддерживать, экономика Германии будет сильной" [Штефан Верхан: "В экономической политике Меркель опирается на традиции". 26.10. 2013].

Таблица 1.

Итоги выборов по партиям

Партия Голоса % +/- Мест +/-

1 Христианско-демократический союз 14 913 921 34,1% ▲ 6,9% 255 ▲ 61

Социал-демократическая партия Германии 11 247 283 25,7% ▲ 2,7% 192 ▲ 46

"Левые" 3 752 577 8,6% ▼ 3,3% 64 ▼ 12

"Союз 90/Зелёные" 3 690314 8,4% ▼ 2,3% 63 ▼ 5

Христианско-социальный союз 3 243 355 7,4% ▲ 0,9% 56 ▲ 11

Свободная демократическая партия 2 082 305 4,8% ▼ 9,8% — ▼ 93

"Альтернатива для Германии" 2 052 372 4,7% ▲ 4,7% — — 0

Партия пиратов Германии 958 507 2,2% ▲ 0,2% — — 0

Национал-демократическая партия Германии 560 660 1,3% ▼ 0,2% — — 0

"Свободные избират4ели" 422 857 1,0% ▲ 1,0% — — 0

Другие 778 323 1,8% — — —

В последний год существования второго кабинета Меркель число бундесбюргеров, имевших статус безработных, снизилось до уровня, который высшая исполнительная власть не могла достичь начиная с середины 1990-х годов. "Согласно прогнозам, занятость будет расти..., а безработица будет снижаться. Важно, что в Германии количество безработных среди лиц до 25 лет и после 55 - одно из самых низких в Евросоюзе" [Германия. 2012 / Под ред. В.Б. Белова. Часть 2. 2013: 140]. Правительству удалось добиться и укрепления международных позиций Германии, прежде всего очевидных подвижек в Европа-политике.

Не стало неожиданностью для политических аналитиков поражение Свободной демократической партии СвДП. Если из избирательного цикла, охватывавшего 20092013 годы, вычесть первые четыре месяца, то окажется, что партия по нарастающей теряла доверие у бундесбюргеров. Критической точки достиг рейтинг вице-канцлера, председателя СвДП Гидо Вестервелле, что предопределило появление в этих двух качествах Филиппа Рёслера. Однако и новый партийный лидер не смог войти в число популярных в федеральном масштабе политиков. При Рёслере усилилась начатая при Вестервелле сдача партией позиций на земельном уровне. За последние месяцы председательства Вестервелле и первые полтора года председательства Рёслера свободные демократы не смогли преодолеть 5%-ный барьер на выборах в высший законодательный орган шести субъектов германской федерации.

По самым строгим меркам не было достойных ответов на вызовы времени и у старейшей политической партии ФРГ - Социал-демократической партии Германии (СДПГ). После ухода из большой политики Вилли Брандта и Гельмута Шмидта эта партия хронически испытывает голод на выдающихся политических лидеров, что во

многом предопределило нынешние реалии. Результаты, показанные ею на выборах в бундестаг 2009 и 2013 годах, - самые низкие за всю историю ФРГ. Во времена Вилли Брандта и Гельмута Шмидта социал-демократы шесть раз набирали на подобных выборах то количество голосов избирателей, которое гарантировало им статус старшего партнёра по правительственной коалиции. За последние четверть века число членов СДПГ уменьшилось приблизительно в два раза.

По сравнению с предыдущими выборами понесли электоральные потери "Левые", "Союз 90/Зелёные", немного прибавила Партия пиратов. Всего лишь 0,3% голосов не хватило дебютанту избирательной кампании "Альтернативе для Германии" для попадания в бундестаг. Пока нет оснований прогнозировать резкое возрастание рейтинга другого дебютанта - "Свободных избирателей", за которых был подан 1% голосов.

Очередное поражение Национал-демократической партии Германии вновь продемонстрировало низкий рейтинг крайне правых сил, что в позитивном плане отличает Берлинскую республику от ряда партнёров по НАТО и Евросоюзу.

Большая коалиция

Результаты выборов не позволили даже победителю единолично формировать правительство, поэтому естественно встал вопрос о создании коалиций. Возможны были разные их варианты, которые условно можно разделить на две группы.

В первую группу входит только один вариант: коалиция СДПГ, Союза 90/Зелёных, Левой партии. Он исключает вхождение в состав правительства представителей блока ХДС/ХСС. Если бы сработал данный вариант, чисто арифметическое сложение голосов пришло бы в противоречие с цивилизованным соперничеством политических партий и политических деятелей. Любая из перечисленных партий далеко отстоит по числу поданных за неё голосов бундесбюргеров от блока ХДС/ХСС. Ещё гораздо большим является разрыв в рейтингах партийных лидеров. В период избирательной кампании у кандидата в федеральные канцлеры и одновременно действующего федерального канцлера Ангелы Меркель он постоянно превышал 50%, у её соперника из лагеря социал-демократов П. Штайнбрюка недотягивал даже до 38%. Рейтинги остальных кандидатов в федеральные канцлеры ничтожно малы. Руководство СДПГ мыслило таким образом: двойное первенство блока ХДС/ХСС - убедительное основание для продолжения несения им правительственной ответственности. В СДПГ не могли не обратить внимание и на такое немаловажное обстоятельство. Значительная часть бундесбюргеров, проголосовавших за Левую партию, до последнего момента колебалась в выборе между этой партией и социал-демократами. Для последних Левая партия - непредсказуемый партнёр, со слишком противоречивым идеологическим профилем. Формируя коалицию с таким партнёром, нельзя твёрдо рассчитывать, что она продержится четыре года, то есть весь избирательный цикл.

Вторая группа включает три варианта. Их общий знаменатель - ХДС/ХСС в качестве партнёра по правительственной коалиции.

Вариант А: коалиция в составе ХДС/ХСС и Левой партии. Между этими субъектами политического процесса существуют непримиримые противоречия. У них несовместимые подходы по всем фундаментальным вопросам.

Вариант Б: коалиция в составе ХДС/ХСС и Союза 90/Зелёных. Для чисто умозрительного конструирования настоящего варианта важен прежде всего конкретно исторический подход. До середины 1990-х годов концептуальные подходы, программные установки, стратегию и тактику "Зелёных" определяли рьяные противники христианских политических партий - фундаменталисты ("фундис"). С середины 1990-х годов стал по нарастающей прослеживаться перевес реалистов ("реалос"). Ныне в концептуальном плане стороны больше объединяет, чем разделяет. Есть и моменты, по которым нахождение компромиссов было бы

весьма проблематично. Среди руководящих деятелей как христианских партий, так и Союза 90/Зелёных ничтожно мало лиц, которые с самого начала считали приемлемым вариант Б.

Вариант В: коалиция в составе блока ХДС/ХСС и СДПГ. Этот вариант представлялся Меркель оптимальным ещё с того момента, как только были объявлены итоги выборов в бундестаг. Она была всегда уверена в договороспособности социал-демократов. У последних разногласий с ХДС/ХСС меньше, чем у "Зелёных". С точки зрения поисков ответов на вызовы времени в варианте В было принципиально важно то, что коалицию создают народные партии, за которые суммарно проголосовало 2/3 бундесбюргеров, пришедших на избирательные участки. Чьи голоса аккумулированы в этих партиях? Субъектов политического процесса, сориентированных справа от центра и слева от центра. Несомненно, вариант В можно оценивать как важнейший фактор, способствующий консолидации германского общества. Опросы общественного мнения, проведённые авторитетными социологическими центрами, показывают, что данный вариант поддерживает абсолютное большинство опрошенных. Вариант В даёт социал-демократам шанс повысить свой рейтинг, укрепить свои позиции в германском политическом ландшафте.

Не имея большинства депутатских мест в бундестаге, блок ХДС/ХСС вынужден был в конечном итоге сформировать большую коалицию с СДПГ. Это третья большая коалиция в истории ФРГ. Первая из них датируется 1966-1969 годами, вторая -2005-2009 годами. Третья коалиция стартовала 17 декабря 2013 года. Именно в этот день Меркель в третий раз подряд была избрана федеральным канцлером, официально вступили в должность министры возглавляемого ею кабинета. ХДС делегировал в него 5 министров и главу ведомства федерального канцлера, ХСС - 3 министров, СДПГ - 6 министров. Средний возраст федеральных министров - 54 года. К тому же 5 федеральных министров представляют женский пол. Если учесть, что глава ведомства федерального канцлера приравнивается к федеральному министру, то доля женщин среди федеральных министров составляет 1/3 - самый высокий показатель за время существования ФРГ. Насчёт доли женщин в правительстве правомерен и такой подсчёт: 2 женщины стали государственными министрами при федеральном канцлере и имеют статус членов кабинета, а приплюсовав к ним саму бундесканцле-рин, 5 женщин - федеральных министров, соотношение между женщинами и мужчинами в третьем кабинете Меркель будет 8 на 7 (!). Несомненно, на немецкой земле сдана в исторический архив зародившаяся на ней в XIX веке теория трёх "K": Küche, Kirche, Kinder (кухня, церковь, дети). По этой теории считалось, что удел женщины определяется этими тремя "K". Среди министров от ХДС/ХСС есть те, кто работал в предыдущем кабинете, и те, кто дебютировал на подобной должности. К первым относятся В. Шойбле, Й. Ванка, Томас де Мезьер, Петер Альтмайер, Урсула фон дер Ляйен (ХДС), Ханс-Петер Фридрих (ХСС). Особо следует выделить федерального министра финансов Вольфганга Шойбле (самый возрастной член кабинета), с наибольшим стажем на министерском посту, работавшим ещё в правительстве Гельмута Коля. Шойбле занимал пост федерального министра ещё до воссоединения Германии. Давний союзник Меркель Вольфганг Шойбле останется министром финансов в новом правительстве, так как канцлер уверена, что только он в состоянии обеспечить стабильность евро. Как отметила Меркель, лишь одно его имя уже обеспечивает стабильность евро.

Неизменным оказалось должностное положение и у министра образования и научных исследований Йоханы Ванки, работающей в этой должности с февраля 2013 года. Рокировка министерских портфелей коснулась Томаса де Мезьера, Ханса-Петера Фридриха, Урсулы фон дер Ляйен. Министр обороны во втором правительстве Мер-кель Томас де Мезьер в целом справился со своими обязанностями. Однако госпожа

федеральный канцлер не могла не учитывать реакцию германской общественности на пополнение авиационного парка бундесвера беспилотниками "Еврохоук". Она вняла доводам авторитетных экспертов, которые сочли подобный шаг со стороны главы оборонного ведомства контрпродуктивным. Вместо Томаса де Мезьера федеральное министерство обороны возглавила Урсула фон дер Ляйен, оставив пост министра труда и социальных дел. Новому министру достался весьма объёмный участок работы. Она приняла на себя ответственность за военную политику германского государства в момент, когда полным ходом идёт крупномасштабная реформа бундесвера. Финальная точка в истории данной реформы будет поставлена во время функционирования третьего кабинета Меркель. В связи с появлением новых задач в военном строительстве возникают непростые проблемы по линии федеральный министр обороны - субъекты хозяйствования, сконцентрированные на производстве продукции соответствующего назначения. От главы оборонного ведомства постоянно требуются неординарные подходы, касающиеся личного состава бундесвера. После того как всеобщая воинская повинность стала достоянием истории, наполнение реальным содержанием данного аспекта военной политики представляет уравнение со многими неизвестными. Разумеется, чем меньше будет неизвестных в нём, тем больше будет оснований прогнозировать высокие качественные параметры для германских военнослужащих в обозримом будущем. Урсула фон дер Ляйен в свете именно этих параметров ищет ответ на вопрос: "Кто придёт на смену тем 185 тысячам бундесбюргеров, которые в настоящее время носят военную форму?" Кроме того, качественные параметры распространяются и на гражданских служащих бундесвера. Таковых 70 тысяч. Благодаря германским налогоплательщикам бундесвер имеет на свои нужды 33,3 миллиарда евро. Эффективность работы министра во многом зависит от того, куда будут направлены эти деньги, будет ли оправдано их целевое назначение.

Известно, что германское общественное мнение традиционно весьма чувствительно к миротворческой функции отечественных вооружённых сил. География для выполнения соответствующих миссий обширна. В 2014 году из неё выпадет Афганистан, что предопределит возвращение на родину находившегося там свыше десяти лет подразделения бундесвера. Естественно, госпожа Ляйен будет заниматься как этим возвращением, так и осуществлением новых миротворческих миссий. Восемь лет успешной работы Ляйен в федеральном правительстве, то есть в первом и втором кабинете Меркель, дают основание прогнозировать позитивный итог её деятельности на посту федерального министра обороны. Если прогноз сбудется и Меркель в 2017 году не будет выставлять свою кандидатуру на пост федерального канцлера на очередных парламентских выборах, вполне возможно, что ныне действующий федеральный министр обороны станет главой федерального органа исполнительной власти. Аналитики не видят в блоке ХДС/ХСС иных деятелей, которые могли бы в обозримом будущем стать преемниками Меркель.

Томас де Мезьер стал федеральным министром внутренних дел. У него уже есть опыт руководства данным министерством. Его предшественник на этом посту член ХСС Ханс-Петер Фридрих с начала третьего срока канцлерских полномочий Мер-кель занимает должность министра сельского хозяйства и продовольствия. С 17 декабря 2013 года экс-генсек ХДС Герман Грёэ входит в федеральный орган исполнительной власти в качестве федерального министра здравоохранения. Подобное изменение произойдёт и в политической биографии его коллеги из ХСС Александра До-бринта, дебютировавшего в ранге федерального министра, возглавив министерство транспорта и цифровой инфраструктуры. Второй дебютант на посту федерального министра от ХСС - Герд Мюллер. Последний причастен к третьей большой коалиции в качестве руководителя федерального министерства по вопросам экономического сотрудничества и развития. Конечно, это министерство относится к далеко не

престижным в федеральном органе исполнительной власти, что, естественно, не вполне удовлетворило баварского союзника ХДС.

Опытный стратег и тактик, Меркель прекрасно понимает, что успех в работе федерального правительства во многом определяется чёткой координацией деятельности всех членов кабинета. Соответствующая функциональная нагрузка ложится на ведомство федерального канцлера. Бундесканцлерин была вполне удовлетворена работой Рональда Пофаллы на посту главы этого ведомства во втором кабинете. Естественно, при формировании третьего кабинета Меркель не видела ему альтернативы. Однако Пофалла ответил отказом. Преемником Пофаллы стал Петер Альтмайер, бывший до этого министром охраны окружающей среды, охраны природы, строительства и безопасности ядерных реакторов.

Государственным министром при федеральном канцлере, уполномоченным по вопросам культуры и массовых коммуникаций стала видный деятель берлинской организации ХДС Моника Грютерс. Чрезвычайно важно отметить, что она до этого возглавляла комитет бундестага по вопросам культуры и массовых коммуникаций.

Касательно социал-демократического представительства в федеральном правительстве заслуживают быть отмеченными следующие моменты. Есть своя логика в том, что обладатель высшего поста в СДПГ Зигмар Габриэль стал вице-канцлером. Одновременно председатель СДПГ возглавил министерство экономики и энергетики. Он входил в первый кабинет Меркель в качестве федерального министра окружающей среды. Вполне ожидаемым было назначение руководителя фракции СДПГ в бундестаге Франка-Вальтера Штайнмайера федеральным министром иностранных дел. Этот политик занимал данный пост в годы существования второй большой коалиции. Примечательно, что три пятых женщин - федеральных министров представляют СДПГ. Третье лицо в партийной иерархии - генеральный секретарь СДПГ Ан-дреа Налес заняла пост министра труда и социальных дел. Она принадлежит к левому крылу социал-демократов, которое традиционно наиболее требовательно к государству на предмет повышения расходов на социальные нужды. Будучи мудрым политиком, Меркель сразу же нашла противовес Налес в лице государственного секретаря руководимого ею министерства. Появление в этом качестве Иорга Асмуссена с 17 декабря 2013 года весьма кстати. До этого он был членом исполнительного Совета Европейского Центрального Банка (ЕЦБ). Срок полномочий Иорга Асмуссена в ЕЦБ истекал в 2019 году. Однако Меркель решила, что лучшего противовеса новому социальному министру она не найдёт. За Иоргом Асмуссеном давно и прочно закрепилась репутация сторонника жёсткой экономии финансовых средств. Министерство по делам семьи, престарелых, женщин и молодёжи возглавила заместитель председателя СДПГ Мануэла Швезиг. Новым министром охраны окружающей среды, охраны природы, строительства и безопасности ядерных реакторов стала казначей СДПГ Барбара Хандрикс. Министром юстиции назначен Хайко Маас, бывший до этого заместителем премьер-министра федеральной земли Саар, председателем земельной организации СДПГ. Весьма симптоматичным представляется назначение государственным министром по вопросам мигрантов, беженцев и интеграции Айдан Озогуз. Впервые в истории ФРГ женщина турецкого происхождения пополнила корпус министров федерального правительства. Все женщины-министры от СДПГ никогда ранее не работали в федеральном правительстве [Schmid, Ulrich. 2013: 1-2]. По сравнению со вторым кабинетом Меркель у четырёх федеральных министерств сменились названия (табл. 2).

С новыми названиями связаны новые акценты, новые задачи, очевидные изменения в функциональной нагрузке. Впервые один и тот же член кабинета будет отвечать как за состояние дел в народном хозяйстве, так и за ход реформирования энергетического комплекса. Хотя во втором министерстве транспортная инфраструктура останется ключевым направлением, новый федеральный министр в отличие от своих

предшественников будет в не меньшей мере вовлечён в круг вопросов, связанных с широкополосным Интернетом, который обрёл реальные очертания на фазе завершения формирования технологического базиса информационного общества. К прежнему объёму компетенций федерального министерства юстиции с 17 декабря 2013 года добавилась защита прав потребителей, которая до этого входила в сферу деятельности минсельхоза.

Таблица 2.

Названия федеральных министерств в Германии

Прежнее название Новое название с 17 декабря 2013 г.

Федеральное министерство экономики и технологий Федеральное министерство экономики и энергетики

Федеральное министерство по делам транспорта, строительства и городского развития Федеральное министерство транспорта и цифровой инфраструктуры

Федеральное министерство юстиции Федеральное министерство юстиции и защиты прав потребителей

Федеральное министерство сельского хозяйства, продовольствия и защиты прав потребителей Федеральное министерство сельского хозяйства и продовольствия

В контексте перераспределения полномочий между министерствами следует рассматривать и негласное стремление социал-демократов к максимально возможному удельному весу в федеральном органе исполнительной власти. До появления третьего кабинета всем признакам суперминистерства отвечало только федеральное министерство финансов. В нынешнем кабинете Меркель эти признаки полностью применимы и к федеральному министерству экономики и энергетики. Следовательно, своего суперминистра имеют и христианские демократы, и социал-демократы.

"Профессиональный состав правительства (как на уровне министров, так и на уровне статс-секретарей, число которых возросло) позволяет предположить, что в последующие четыре года большинство из согласованных в рамках коалиционного договора целей будут реализованы" [Владислав Белов. Новая старая Большая коалиция в Германии. // электронный ресурс РСМД, декабрь 2013 г. http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=293 9#top].

Преемственность и обновление в области внутренней и внешней политики

Как отразится смена коалиционного партёра у блока ХДС/ХСС на концептуальных подходах федерального правительства к вопросам внутренней и внешней политики? Ключ к ответу следует искать в коалиционном соглашении, подписанном в 2013 году. Его содержание свидетельствует о том, что в них решительно преобладает преемственность. Корни преемственности в социально-экономической политике следует искать в концептуальных подходах, которые были разработаны и впервые апробированы в эру Герхарда Шрёдера, который возглавлял коалицию в составе СДПГ и Союза 90/Зелёных в 1998-2005 годах. Оппозиционный блок ХДС/ХСС позитивно воспринял данные подходы. Они активно наполнялись содержанием и в первом, и во втором кабинете Меркель. Оценивая итоги работы федерального правительства за 2009-2013 годы, Фёдор Басов, подметил, что "ХДС/ХСС успешно решают насущные проблемы страны, опираясь на наработки СДПГ, и играют на поле социал-демократов".

ХДС/ХСС и СДПГ едины в признании социального рыночного хозяйства в качестве оптимальной модели. Общий знаменатель их позиций - в понимании

необходимости применения соответствующей концепции в соответствии с реалиями начала XXI века. Между всеми партиями, входящими в правительственную коалицию, есть полное согласие и на предмет продолжения развернувшейся в предыдущих избирательных циклах энергетической реформы. Принципиально важно отметить, что подписанты коалиционного договора при обращении к данной реформе твёрдо и неукоснительно исходили из сложившейся нормативно-правовой базы. Сердцевиной этой базы является федеральный закон "О возобновляемой энергетике".

В настоящем законе прописано генеральное направление трансформации энергетического комплекса ФРГ: постепенный переход к получению энергетических ресурсов на основе возобновляемых источников. Достижение финальной точки этого перехода совпадёт с уходом в историю атомных электростанций и субъектов хозяйствования, сосредоточенных на угледобыче. Законодатель чётко обозначил круг физических и юридических лиц, которые призваны оказывать регулярную финансовую поддержку реформе. Разумеется, в этот круг входят те, кому продают электроэнергию её производители. Уплата соответствующей специальной надбавки (5,3 евро к цене за киловатт-час) рассчитана на весь переходный период. Завершение переходного периода должно совпасть с окончанием первой половины XXI века. Разработчики реформы утверждают, что именно тогда отечественная экономика "станет самым энергоэффективным народным хозяйством в мире". Они отождествляют "низкоуглеродную экономику" с "новым качеством жизни".

Первая ключевая веха в "энергетическом переходе" должна быть датирована 2022 годом. Именно с этого года энергетический комплекс ФРГ будет свободен от атомной энергогенерации. По завершении переходного периода кардинальные изменения произойдут по следующим направлениям: 1) выбросы СО2 в атмосферу при производстве электроэнергии: 2) удельный вес возобновляемой энергетики (ВИЭ) в системе энергопотребления; 3) доля ВИЭ в электроэнергетическом комплексе; 4) динамика в общем энергопотреблении в масштабах федерации. При планировании изменений по первому направлению выбраны две контрольные точки: год объединения Германии и 2050 год. Предусматривается, что за 60 лет сокращение подобных выбросов составит 80%. По остальным направлениям нижняя контрольная точка совпадает с моментом официального одобрения энергетической реформы. По второму направлению изменения касательно первой и второй контрольных точек таковы: с 10% до 60%, по третьему направлению - с 20% до 80%, по четвёртому направлению - со 100% до 50% [ФРГ продаёт свой "энергетический переход". 16.01.2014]. Интересно отметить, что в момент разработки коалиционного договора между ХДС/ХСС и СДПГ удельный вес зелёных технологий в экспорте ФРГ был равен одной пятой.

В лице Германии настоящую реформу осуществляет мощная постиндустриальная страна, которая в последние две трети века была пионером по ряду принципиально значимых позиций в социально-экономической сфере. В "энергетическом повороте" германцы также выступают в качестве пионеров. Ещё до наступления второй трети XXI века германские власти потратят на него как минимум 1,5 трлн евро.

ХДС/ХСС: сдача позиций социал-демократам

Блок ХДС/ХСС пошёл на уступки социал-демократам по ряду позиций.

Первая позиция - минимальная заработная плата. "СДПГ в своей предвыборной программе требовала повсеместного фиксированного минимального размера почасовой оплаты труда в размере 8,50 евро, а "союзные" партии ХДС/ХСС и СвДП, наоборот, требовали установить так называемую нижнюю границу заработной платы, чтобы стороны в коллективном договоре в различных отраслях сами договаривались о нижней планке минимальной заработной платы" [Корте, К.-Р. Германии предстоят выборы. 2013: 13]. В коалиционном договоре стороны согласились с тем, что с 1 января 2015 года во всех субъектах германской федерации станет обретать конкретные

очертания новая реальность в отношениях между работодателями и работополучате-лями: минимальная почасовая зарплата величиной в 8,50 евро [Коалиционное соглашение. 28.11.2013]. При этом блок Меркель добился немаловажной оговорки касательно переходного периода, рассчитанного на 24 месяца. В рамках этого периода возможен такой исход переговоров профсоюз - работодатель: платить за каждый отработанный час по ставке, которая недотягивает до указанной величины. Социал-демократам удалось также защитить тех работополучателей, на которых распространяются временные трудовые договора. Действующее ныне в германской федерации трудовое законодательство содержит лазейки, которые работодатели используют в ущерб работополучателям. В коалиционном договоре задан алгоритм изменениям в этом законодательстве, которые исключат наличие подобных лазеек.

Уступки социал-демократам по первой и второй позициям будут иметь своим следствием весомое напряжение на федеральный бюджет. Цена данных уступок эквивалентна 20 млрд евро.

Вторая позиция - положение пенсионеров. Социал-демократы добились устраивающих их ответов на вопросы: 1) как исчислять трудовой стаж для материнского сегмента бундесбюргеров? 2) при каких условиях бундесбюргер может пополнить корпус пенсионеров, не достигнув 67 лет? 3) каким должно быть пенсионное обеспечение тех германских граждан, чей труд постоянно оплачивался по низким ставкам? Для ответа на первый вопрос смоделируем ситуации А и Б, имевшие место на момент разработки коалиционного договора.

Ситуация А. У госпожи Мюллер даты рождения детей фиксируются после 1992 года. С 1 ноября 2013 года она вышла на пенсию и при исчислении её трудового стажа учитывается время, потраченное на воспитание детей.

Ситуация Б. У госпожи Фогель дети родились в 1989 и 1991 годах, то есть до 1992 года. С 1 ноября 2013 года у неё тот же статус, что и у госпожи Мюллер. Однако власти не засчитали в трудовой стаж те годы, когда она занималась воспитанием своих детей.

Итак, матери, подпадавшие под ситуацию Б, становились объектом дискриминации. С 1 января 2014 года они в плане исчисления трудового стажа не отличаются от матерей, относящихся к ситуации А. Известно, что до разработки коалиционного договора бундесбюргеры на основании действующего законодательства ориентировались на то, что в обозримом будущем станут пенсионерами в 67 лет. С течением времени именно такой пенсионный возраст должен стать общегерманским. После подписания коалиционного договора каждый бундесбюргер, отработавший 45 и более лет, без всяких "но" и "если" может в полном объёме получать причитающуюся ему пенсию по достижении 63 лет.

Касательно третьего вопроса речь идёт о малоквалифицированных рабочих и служащих. Если они как минимум тридцать лет выстраивали отношения с органами государственного пенсионного страхования по линии: плательщик взносов -получатель взносов, то они обязательно будут объектами пенсионного обеспечения с твёрдо установленным размером минимальной пенсии. Это означает, что каждый месяц в их личном бюджете будет как минимум 850 евро. Уступки социал-демократам по первой и второй позициям будут иметь своим следствием весомое напряжение на федеральный бюджет. Цена данных уступок эквивалентна 20 млрд евро.

Третья позиция - решение об издании нормативно-правовых актов, которые чётко фиксировали бы пределы, до которых могла бы доходить арендная стоимость жилья. С учётом того, что две трети жителей Германии арендуют жильё, СДПГ сделала сильный ход, рассчитанный на электоральные предпочтения в обозримом будущем.

Четвёртая позиция - двойное гражданство. До разработки коалиционного договора подобное гражданство официально исключалось для соотечественников его

авторами. До этого момента федеральное законодательство содержало жёсткие предписания на предмет гражданства для лиц, подпадавших под три категории: 1) появившиеся на свет в ФРГ; 2) имеющие родителей, входящих в корпус мигрантов; 3) перешагнувшие 23-летний рубеж. Этим лицам предписывалось дать оперативный ответ на вопрос об однозначном решении насчёт гражданства. Им необходимо было остановиться на одном из двух варианов: первый вариант -гражданство ФРГ, второй вариант - гражданство того государства, в котором жили их родители до миграционного процесса. После подписания коалиционного договора будут равным образом иметь юридическую силу оба варианта, то есть вводится двойное гражданство. Субъекты двойного гражданства получат ряд неоспоримых выгод. Будет удовлетворено их самолюбие, станет гораздо легче решать вопрос о получении наследства в стране, из которой мигрировали их родители.

Пятая позиция - обязательное женское представительство в наблюдательных советах той части субъектов хозяйствования, которая относится к крупным предприятиям. В коалиционном договоре чётко установлен минимальный показатель этого представительства. Однако по настоянию ХДС/ХСС был снят вопрос об ответственности компетентных лиц за действия, несовместимые с соответствующим пунктом настоящего документа. Это означает, например, что за эти действия им не придётся платить штраф. Перечисленные позиции свидетельствуют о том, что "новое правительство будет немного более левоцентристским, чем предыдущее, в котором ХДС и ХСС были в коалиции со свободными демократами".

В ходе переговоров о создании большой коалиции СДПГ пришлось снять своё требование о повышении налогов. Следует иметь в виду и наличие уступок, которые ХДС и СДПГ сделали ХСС. Главная уступка - плата за проезд по автобанам легковых машин с иностранными номерами. По части грузовых машин этот вопрос был исчерывающе решён ещё в год образования второй большой коалиции. За соответствующие перевозки платят автотранспортные субъекты хозяйствования независимо от государственной принадлежности. С немецкой педантичностью чётко определены тарифы для оплаты. Определяющий критерий для тарификации -реальный пробег машины. ХСС жёстко поставил вопрос о распространении подобной практики на легковые машины. Первоначально Меркель была категорически против. Затем было решено, что иностранцы, но не германцы будут оплачивать пробег своих легковых машин. Подписанты коалиционного договора были едины в том, чтобы была большей, чем ранее, финансовая подпитка строительного комплекса, чтобы благодаря дополнительным капиталовложениям перманентно находилась в отличном состоянии транспортная инфраструктура, чтобы наращивалась капиталоёмкость отечественной образовательной системы. Не обошли они и деликатные темы, давно обсуждаемые в германском обществе. Обозначены подвижки в правовом статусе однополых браков. Впервые в практике заключения коалиционных договоров прописано их равноправие без всяких "но" и "если" касательно всего германского законодательного комплекса. Соответствующие пары будут на законном основании усыновлять детей. Стороны решили сделать 2014 год последним годом, когда ещё сохранятся основания для очередных долговых обязательств со стороны федерального правительства. Поставлена поистине историческая задача: иметь в 2015 году федеральный государственный бюджет, который без всяких исключений, без всяких изъятий можно характеризовать как полностью сбалансированный. Конечно, если сравнивать нынешний избирательный цикл с предыдущим по такому важнейшему показателю, как государственные расходы, то надо будет прибавить 23 млрд евро. Это означает, что решить указанную задачу будет весьма непросто [Union und SPD einig über große Koalition. 2013: 2-3].

Новый кабинет и перспективы европейского интеграционного проекта

При разработке коалиционного договора стороны довольно быстро договорились о продолжении ранее осуществляемого курса федерального правительства относительно европейской интеграции, общей европейской валюты евро, трансатлантических отношений, российского вектора внешней политики ФРГ.

Можно однозначно утверждать, что кабинет Меркель будет делать всё возможное, чтобы сохранить еврозону, чтобы не было центробежных тенденций в валютном союзе. Произойдёт дальнейшее укрепление позиций Берлинской республики в этой интеграционной группировке. Ещё более конкурентоспособным станет её народнохозяйственный комплекс, усилится его отрыв от экономик других членов ЕС.

Очевидный центр силы в современном Старом Свете под названием Германия станет ориентиром для продолжения демонтажа социальной модели, сложившейся во времена внедрения неолиберальных экономических рецептов. ФРГ решилась на подобный демонтаж в эру Герхарда Шрёдера и весьма достойно выдержала испытания мировым экономическим кризисом при его преемнице Ангеле Меркель. Социал-демократ Г. Шрёдер пошёл на явно непопулярные меры, которые никак не стыковались с традиционной идеологией его партии. Было решено на высшем государственном уровне, что, во-первых, бундесбюргеры, имевшие статус безработных, будут получать пособия, отличавшиеся от прежних выплат в сторону уменьшения; во-вторых, приобретёт реальные очертание дерегулирование рынка труда, начнётся его либерализация; в-третьих, устанавливается более высокая возрастная планка для выхода на пенсию. Меркель заявляет, что если Греция, Испания, Португалия, Италия, Кипр не пойдут подобным путём, их народнохозяйственные комплексы ожидает коллапс.

И до формирования её третьего кабинета, и постфактум формула жёсткого предостережения Меркель для ЕС оставалась прежней: у Европы есть 7% населения мира, 25% продукции и 50% всех расходов на социальное обеспечение. Очевидно, что последняя цифра представляется Меркель излишне высокой. Она заинтересована в том, чтобы не дать "Альтернативе для Германии" /АдГ/ и Пиратской партии возможность приобретать дополнительный политический вес. В противном случае эти партии могут попасть в бундестаг в результате парламентских выборов 2017 года. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в число антикризисных мер, прописанных в коалиционном договоре между ХДС/ХСС и СДПГ, не вошли те, которые можно однозначно характеризовать как радикальные. Среди последних наиболее известна идея о появлении в евросоюзовском финансовом ландшафте еврооблигаций. В указанном договоре не ставится вопрос о реальном финансовом участии всех субъектов еврозоны в погашении долгов проблемных стран в контексте взаимной ответственности. Авторы договора не включили в число задач, требующих безотлагательного решения, появление у этих субъектов банковского союза. Признавая необходимость такого финансового института, они в то же время не видят смысла в форсировании процесса его формирования. В период разработки коалиционного договора было хорошо известно, что многие банки Греции, Испании, Португалии, Италии, Кипра имеют острейшую потребность в рекапитализации. Подписанты договора чётко указали, за счёт чего она должна осуществлятья. В качестве источника возможных поступлений был назван фонд по спасению евро. Вместе с тем в тексте документа было оговорено, что рекапитализации должны предшествовать либо новые нормативно-правовые акты в рамках ЕС, либо корректировка ранее принятых в этой интеграционной группировке законов. Необходимо твёрдо вести дела в еврозоне, удерживая равновесие и не давая явных поблажек просителям из Афин, Рима, Мадрида и Лиссабона.

В коалиционном договоре чётко прослеживается стремление к корреляции организационно-правового, концептуального и практического аспекта российского

вектора внешней политики ФРГ. Авторы документа исходят из того, что экономически сильная и демократическая Россия отвечает интересам Германии и Евросоюза. Представляется вполне уместным связывать следующий пассаж из коалиционного договора с назначением Франка-Вальтера Штайнмайера федеральным министром иностранных дел: "Мы намерены расширить партнёрство ради модернизации с целью добиться прогресса в общественной, политической и экономической областях. Для этого мы готовы открыто обсудить с российским руководством различные представления о партнёрстве ради модернизации" [Каким будет курс нового правительства ФРГ... 22.12.2013]. В.В. Котенев, бывший в 20042010 годах российским послом в Германии, свидетельствует, что если обратиться к 2005 году, то известный социал-демократ Франк-Вальтер Штайнмайер, ставший тогда министром иностранных дел, а позднее вице-канцлером, предложил госпоже Меркель новую формулу отношений с Россией - партнёрство ради модернизации. Внимание, которое уделяется в договоре германо-российским отношениям, отражает "стремление руководства СДПГ ... диверсифицировать германскую внешнюю политику для придания ей дополнительного веса и возможностей маневра" [Интервью Владимира Котенева, Чрезвычайного и Полномочного Посла. 22.12. 2013)]. На наш взгляд, именно под влиянием СДПГ в настоящем документе моменты, связанные с этими отношениями, были прописаны более предметно, более основательно и более объёмно, чем это было сделано в коалиционном договоре между ХДС/ХСС и СвДП в 2009 году.

Безусловно, партнёрство ради модернизации начинается с институциональной базы, включающей как властные структуры, так и структуры народной дипломатии. Подписанты коалиционного договора сочли целесоообразным их органическое сочетание в привязке к наполнению новым содержанием германо-российского сотрудничества. Заметно стремление к дальнейшему развитию "Петербургского диалога", дальнейшей либерализации визового режима для предпринимателей, учёных, представителей гражданского общества и студентов. Важно чтобы в Германии знания о России и Восточной Европе имели под собой солидную основу. Конечно, и ХДС/ХСС, и СДПГ отдают себе отчёт в том, что имеют дело со страной, в которой, по историческим меркам, относительно недавно господствовал тоталитарный политический режим, не было признаков развитой демократии и во всём правовом государстве, функционирование народнохозяйственного комплекса расходилось с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО). Хотя в новой России произошли кардинальные изменения в этом плане, германский истеблишмент считает, что она пока не вполне вписывается в цивилизованные стандарты. От России требуется более последовательное соблюдение норм демократии и правового

государства в соответствии с принятыми на себя международными обязательствами.

* * *

Суммируя всё сказанное, можно достаточно уверенно констатировать, что формирование третьего кабинета Ангелы Меркель по итогам парламентских выборов 2013 года, концептуальные основы, на которые он ориентируется, свидельствуют о том, что мировое сообщество по-прежнему будет иметь в лице Германии предсказуемого партнёра, государство, которое в своей практике придерживается цивилизованных стандартов.

Список литературы

Владислав Белов. Новая старая Большая коалиция в Германии // электронный ресурс РСМД, декабрь 2013 г. http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2939#top

Германия. 2012 / Под ред. В.Б. Белова. Часть 2. М.: Ин-т Европы РАН: Русский Сувенир. 2013. Доклады ИЕ РАН № 295. - С. 140.

Интервью Владимира Котенева, Чрезвычайного и Полномочного Посла, посла Российской Федерации в Федеративной Республике Германии в 2004 - 2010 гг., РИА НОВОСТИ[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/world/20131219/984975818.html#13875154378443&message =resize&relto=register&action=addClass&value=registration#ixzz2nzKNXPCz - Дата доступа :22.12. 2013).

Каким будет курс нового правительства ФРГ в отношениях с Россией [Электронный ресурс] / Новости и аналитика о Германии, России, Европе, мире 2013. - Режим доступа: http://www.dw.de/ - Дата доступа : 22.12. 2013.

Коалиционное соглашение: главные пункты политики нового правительства [Электронный ресурс] / Новости и аналитика о Германии, России, Европе, мире 2013. - Режим доступа: http://www.dw.de - Дата доступа : 28.11.2013.

Корте, К.-Р. Германии предстоят выборы / К.-Р. Корте // De. Magazin Deutschland. - 2013. - №2. - S. 13.

ФРГ продаёт свой "энергетический переход"[Электронный ресурс] / Энергетика и промышленность России, 2014. - Режим доступа: http://www.eprussia.ru/pressa/articles/17633.htm - Дата доступа : 16. 01. 2014.

Штефан Верхан: "В экономической политике Меркель опирается на традиции" [Электронный ресурс] / Радио Голос России, 2013. - Режим доступа: http://rus.ruvr.ru/2013_09_03/SHtefan-Verhan-V-jekonomicheskoj-politike-Merkel-opiraetsja-na-tradicii-7292/ - Дата доступа : 26.10. 2013.

Schmid, Ulrich. Die neue deutsche Regierung steht /Ulrich Schmid //Die Welt. - 2013. Auslandnachrichten Sonntag, 15. Dezember, 19:28. - S. 1-2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Union und SPD einig über große Koalition // DIE WELT. - 2013. - 27. NOVEMBER. - S. 2-3.

M. V. Strelets, N. N. Morozova. Germany after parliamentary elections of 2013.

Authors. Mikhail Strelets, doctor of History, Professor, Brest State Technical University. Address: 224017, Republic of Belarus, Brest, street Moscow, 267. Е-mail mstrelez@mail.ru;

Natalya Morozova, PhD, assistant professor of business economics, Academy of Management under the President of the Republic of Belarus. Address: 220007, Minsk, street Moscow, 17. Тек+375-017-2295231. Е-mail: morozova7373@mail.ru

Abstract. The results and the lessons of elections to Bundestag of Germany which were held on September 22d, 2013 are considered in the article. The authors also are analyzing prerequisites for the formation of grand coalition within the framework of the unit comprising the CDU/CSU and the SPD, which governs the FRG since December 17th, 2013. Due to this fact agreement on the creation of a real coalition is seen in detail. The authors tried to discourse about international aftermath of another electoral triumph of Angela Merkel.

Keywords: Bundestag, Germany, Merkel, Social Democratic Party of Germany, Christian Democratic Union, Christian Social Union.

References

Vladislav Belov. Novaya staraya Bolshaya koalitsiya v Germanii // Elektronnyy resurs RCMD, dekabr 2013 g. http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2939#top

Germaniya. 2012 / Pod red. V.B. Belova. Chast 2. M.: Institut Evropy RAN: Russkiyi Suvenir. 2013. Doklady IE RAN № 295. - S. 140.

Intervyu Vladimira Koteneva, Chrezvychainogo i Polnomochnogo Posla, pocla Rossiyskoy Federatsii v Federativnoy Respublike Germaniya v 2004—2010 gg. RIA NOVOSTI[Elektronnyy resurs]. - Reshim dostupa: http://ria.ru/world/20131219/984975818.html# 13875154378443&message=resize&relto=register&action=addCl ass&value=registration#ixzz2nzKNXPCz - Data dostupa: 22.12. 2013).

Kakim budet kurs novogo pravitelystva FRG v otnosheniyah s Rossiey [Elektronnyy resurs] / Novosti I analitika o Germanii, Rossii, Evrope, mire 2013. - Reshim dostupa: http://www.dw.de/ - Data dostupa: 22.12. 2013.

Koalitsionnoe soglashenie: glavnye punkty politiki novogo pravitelystva [Elektronnyy resurs] / Novosti I analitika o Germanii, Rossii, Evrope, mire 2013. - Reshim dostupa: http://www.dw.de - Data dostupa: 28.11.2013.

Korte, К.-R. Germanii predstoyat vybory / К.-R. КоГв // De. Magazin Deutschland. (2013) - №2. - S. 13.

FRG prodayet svoy "energeticheskiy perehod" [Elektronnyy resurs] / Energetika Ipromyshlennosty Rossii (2014) Reshim dostupa: http://www.eprussia.ru/pressa/articles/17633.htm - Data dostupa: 16. 01. 2014.

Shtefan Verhan: "V economicheskoy politike Merkel opiraetsy na tradicii" [Elektronnyy resurs] / Radio Golos Rossii, 2013. - Reshim dostupa: http://rus.ruvr.ru/2013_09_03/SHtefan-Verhan-V-jekonomicheskoj-politike-Merkel-opiraetsja-na-tradicii-7292/ - Data dostupa: 26.10. 2013.

Schmid, Ulrich. (2013) Die neue deutsche Regierung steht /Ulrich Schmid //Die Welt. -Auslandnachrichten Sonntag, 15. Dezember, 19:28. - S. 1-2.

Union und SPD einig über große Koalition // DIE WELT. (2013) 27. NOVEMBER. - S. 2-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.