Научная статья на тему 'Европейские стратегии развития образования для будущего: установки, прогнозы, сценарии'

Европейские стратегии развития образования для будущего: установки, прогнозы, сценарии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГНОЗ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / РИМСКИЙ КЛУБ / ЮНЕСКО / СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА / EDUCATION / OUTLOOK / HIGHER SCHOOL DEVELOPMENT STRATEGY / CLUB OF ROME / UNESCO / SCENARIO APPROACH / GLOBALIZATION / CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катичева Марина Геннадьевна

В статье анализируются современные подходы к проблеме образования человека будущего в контексте пессимистической оценки новых тенденций мирового развития. На примере стратегий и сценариев развития образования, предлагаемых международными организациями и зарубежными исследователями, показаны особенности проектирования системы университетского образования в условиях глобализации и появления новых рисков, связанных с различными схемами финансирования высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROPEAN STRATEGY OF EDUCATION DEVELOPMENT FOR THE FUTURE: ATTITUDES, OUTLOOKS, SCENARIOS

The article discusses the current approaches to the issue of educating a person of the future in the context of pessimistic estimation of new tendencies of the world evolution. Based upon the strategies and scenarios of education development offered by international organizations and researchers the author reviews the peculiarities of projecting the university education system under the conditions of globalization and incipiency of new risks associated with various schemes of higher school financing.

Текст научной работы на тему «Европейские стратегии развития образования для будущего: установки, прогнозы, сценарии»

УДК 37.014.54

Катичева Марина Геннадьевна Katicheva Marina Gennadievna

соискатель кафедры психологии и педагогики высшего образования Южного федерального университета тел.: (863) 230-09-94

ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ БУДУЩЕГО:

УСТАНОВКИ, ПРОГНОЗЫ, СЦЕНАРИИ

PhD applicant of the Psychology and Higher Education Science Department, Southern Federal University tel.: (863) 230-09-94

EUROPEAN STRATEGY OF EDUCATION DEVELOPMENT FOR THE FUTURE: ATTITUDES, OUTLOOKS, SCENARIOS

Аннотация:

В статье анализируются современные подходы к проблеме образования человека будущего в контексте пессимистической оценки новых тенденций мирового развития. На примере стратегий и сценариев развития образования, предлагаемых международными организациями и зарубежными исследователями, показаны особенности проектирования системы университетского образования в условиях глобализации и появления новых рисков, связанных с различными схемами финансирования высшей школы.

Ключевые слова:

образование, прогноз, стратегия развития высшей школы, Римский клуб, ЮНЕСКО, сценарный подход, глобализация, культура.

The summary:

The article discusses the current approaches to the issue of educating a person of the future in the context of pessimistic estimation of new tendencies of the world evolution. Based upon the strategies and scenarios of education development offered by international organizations and researchers the author reviews the peculiarities of projecting the university education system under the conditions of globalization and incipiency of new risks associated with various schemes of higher school financing.

Keywords:

education, outlook, higher school development strategy, Club of Rome, UNESCO, scenario approach, globalization, culture.

На рубеже веков актуализируются проблемы, связанные с проектированием будущего и оценкой достижений предыдущих этапов развития общества. Изменения в современной социокультурной практике, происходящие под влиянием глобализации, развития науки, культуры и других факторов, разнообразны и противоречивы: это одновременно и выражение кризиса, и симптом обновления. Образование, по справедливому заключению ЮНЕСКО, является важным условием зарождения нового всемирного сообщества и оказывается в эпицентре проблем его развития. Международная Комиссия ЮНЕСКО по образованию для XXI в. в своем докладе «Образование: сокрытое сокровище» («Learning: The Treasure Within. Report of the International Commission on Education for the XXI Century») подчеркивает необходимость преодоления глубоких рассогласований между педагогическими традициями и современными тенденциями, требующими своевременной адаптации человека к изменениям нового технологического уклада и культурной эпохи, его способности жить в многомерном мире.

Проблемы обучения и воспитания человека для жизни в новом обществе, построенном на сложном балансе интересов, нашли свою педагогическую проекцию в разнообразных жанрах специальной литературы: образовательных проектах, программах, прогнозах, программах действий, которые разрабатываются международными организациями и отдельными исследователями.

Различные аспекты будущего развития человечества отражены в новых документах Римского клуба, который всегда концентрировал свои усилия на анализе существующих и будущих тенденций мирового развития. Данным проблемам посвящены несколько документов концептуального характера: Программный документ “The Count-Up To 2052: An Overarching Framework For Action” / «Счет по итогам 2052: общие основы действий» [1], “The World in 2052” / «Мир в 2052 году» [2], “2052: What will the future hold?” / «2052 год: что будет в будущем?» [3], “Shaping the future: Six Global Goals” / «Создавая будущее: шесть глобальных целей» [4].

Прогноз Римского клуба относительно перспектив развития человечества не является оптимистичным. Возможные негативные вызовы связаны, прежде всего, с ростом численности населения планеты. Как отмечается в прогнозе на период до 2052 г., в течение следующих сорока лет население мира значительно увеличится с 7 миллиардов до 9,5 миллиардов человек. Возрастет также спрос на землю, воду, энергоносители, пищу. Этот факт заставляет по-новому взглянуть на проблемы оценки ресурсов, нехватка которых сделает мир нестабильным, разбалансированным.

Несмотря на то, что последние сорок лет представители Римского клуба пытались донести свою озабоченность, связанную с тенденцией к исчерпанию биоэнергетических ресурсов, не все развитые страны в полной мере осознают эту опасность. Вместе с тем, как полагают теоретики, можно изменить негативные тенденции и создать предпосылки для жизни в более справедливом мире, который мог бы обеспечить стабильность, устойчивость, глобальное равновесие. Ключевой проблемой является вопрос о том, как можно продвигаться в направлении глобального образа жизни, основанного на сложном балансе интересов стран, имеющих различный энергетический, интеллектуальный, нравственный и технический потенциал. Отвечая на вопрос о том, что нужно сделать в период до середины XXI в., как направить все государства планеты на новый, стабильный путь, Римский клуб настаивает на том, что прежде всего необходимо изменить мировоззренческие установки политиков, от которых в конечном итоге зависит судьбы остального населения. При этом следует формировать не только «новые способы мышления», но и «новые формы действий», побудить лидеров современной политической жизни порвать с устаревшими идеями, ценностями, традиционными институтами. Видение проблем устойчивого развития планеты представителями Римского клуба связано с созданием просвещенного мира, руководствующегося ценностями сотрудничества.

Государственные деятели и политики должны ориентироваться на нравственные идеалы, носителями которых являются ученые, представители творческой интеллигенции, интеллектуальной элиты, социологи, философы, то есть так называемые «исключительные люди», деятельность которых является признанной на мировом уровне. Многие из них являются действительными членами Римского клуба и своим наглядным примером помогают осуществлять его миссию - претворение в жизнь возможностей продвижения человечества к жизни на счастливой и безопасной планете, развитие которой является стабильным и устойчивым. Не случайно при перечислении важнейших шести целей, достижение которых необходимо для перехода к устойчивому и равноправному развитию всех стран мира, на первое место вынесены социальные ценности, которые имеют преимущественное значение для дальнейшего развития устойчивого и справедливого общества. Мир должен стать более образованным, информированным, здоровым и оптимистичным, чего невозможно достигнуть без реализации просвещения о современном состоянии человечествами, используя при этом все имеющиеся педагогическое и информационные ресурсы, в том числе гуманитарный потенциал сторонников Римского клуба.

Перспективы развития образования с акцентом на проблемы университетского образования раскрыты в прогнозе исследовательской группы, состоящей из представителей Хартфорд-ширского университета [5], сформулированном в 2010 г. [6]. Разработанный ими прогноз соответствует логике сценарного подхода и представляет пять равноправных сценариев, каждый из которых может получить тенденции к развитию при определенных условиях.

Сценарий 1 исходит из ситуации, связанной с продолжающимся кризисом финансовой системы. Молодежь, которая могла бы потенциально составить круг будущих студентов, не уверена в том, что она сможет возвратить кредит на образование, а финансовые затраты на образование будут восполнены в обозримом будущем. Вместе с тем анализ государственной финансовой политики показывает, что правительство призывает потенциальных студентов брать кредиты, несмотря на то, что многие студенты, получившие ранее данные денежные средства, еще не имеют возможность их возвратить в силу снижения доходов или безработицы. Банки также перестали быть столпами доверия в обществе. На основании сложившейся ситуации прогноз относительно тенденций развития системы высшего образования сводится к следующим утверждениям:

- численность магистрантов из числа граждан Великобритании уменьшится, поскольку данный тип образованных специалистов не найдет должного применения, хотя система магистерской подготовки для студентов иностранцев останется привлекательной и их численность не уменьшится;

- возобладает тенденция к предпочтению для выбора небольших по объему модулей, изучение которых может успешно сочетаться с работой студента в течение полного рабочего дня;

- университет станет своеобразным «замком из слоновой кости» - неприступным и недоступным учреждением, попасть в который могут избранные. Финансирование труда профессорско-преподавательского состава будет распространяться на преподавание, но не на проведение исследований;

- в структуре персонала университета все большую роль будет играть не преподаватель, а особый тип профессионала, осуществляющий связи с общественностью (PR), бизнесом, способным привлечь средства на проведение фундаментальных и прикладных исследований, менеджмент исследовательских проектов, то есть внедрять, коммерционализировать и популяризировать знания, которыми обладает академический персонал.

Сценарий 2 основан на расширении потока финансирования высших учебных заведений со стороны заинтересованного бизнеса. Возможно, что при данном развитии событий через 25 лет будет наблюдаться значительный разрыв между качеством и числом прикладных исследований и исследований фундаментальных, в проведении которых бизнес не всегда заинтересован. Увеличится число специалистов в области делового администрирования, в области управления образованием. Часть учебных дисциплин будет исключена из перечня предметов некоторых университетов и переместится в другие вузы, которые будут специализироваться на определенной предметной области знаний. Получит тенденцию к развитию мобильность преподавательского состава, который будет работать в рамках краткосрочных контрактов с университетами. Все вузы будут чутко реагировать на возрастание или спад численности студентов как клиентов, желающих получить определенный уровень образования избранного профиля.

Сценарий 3 основан на предположении о том, что финансирование университетов может быть оптимизировано за счет их укрупнения до уровня регионального конгломерата. В настоящее время 55 % сотрудников, работающих в университетах, не являются преподавателями или исследователями; их численность может быть пропорционально сокращена без утраты эффекта от выполнения ими профессиональных функций. Через 25 лет могут возникнуть мощные кампусы регионально объединенных взаимозависимых университетов, поскольку это позволит реализовать идею регионального охвата потенциальных студентов, нацелить входящие в него вузы на реализацию патриотической идеи региональной идентичности. Приобретут импульс к развитию создание профессиональных и образовательных сетей, развития сетевого взаимодействия с другими вузами. Региональный конгломерат станет «образовательным приводом» для устойчивого регионального сообщества, расширит возможности местного населения в плане получения образования. Финансирование будет распространяться через регион, дополнительное финансирование будет осуществляться в соответствии с актуализированными потребностями региона. Работа в региональных вузах будет осуществляться как на основе образовательной франшизы, так и путем создания кросс-институциональных межрегиональных команд.

Сценарий 4 построен на ситуации, в которой отсутствует государственное финансирование. Такое положение вещей создаст университетам дополнительный стимул для поиска спонсорской помощи, а также будет способствовать пониманию необходимости соблюдения режима экономии, опоры на собственные силы и финансовые источники. В этом случае получит развитие международный сегмент студенческого потока, представители которого будут оплачивать образование за счет личных средств. Сократится численность академического и вспомогательного персонала, и те сотрудники, которые не вносят значительный вклад в имидж вуза или инициативно не сотрудничают с промышленностью и бизнесом, будут переведены на минимальные финансовые условия оплаты труда, что усилит конкуренцию между преподавателями за рабочие места и маргинализацию студентов. Знания будут генерироваться внутри определенной профессиональной группы, превратятся в товар, не будут распространяются должным образом и, в конечном итоге, станут достоянием избранных социальных групп.

Сценарий 5 основан на идее достаточного общего финансирования со стороны государства. Через 25 лет можно получить наиболее привлекательную систему высшего образования, которая будет основана на частично дистанционном обучении (проживание вне дома является затратной позиции для многих студентов), широком перечне выборных модульных курсов, гарантированном трудоустройстве, развитии системы обучения в течения всей жизни как основы для долгосрочной профессиональной карьеры, развитии партнерства между университетами в условиях сетевого взаимодействия. В плане разработки необходимых мер по обеспечению данной системы следует обратить внимание на развитие новой системы универсальной оценки знаний как предпосылки межстрановой и международной мобильности, на системе накопления кредитов в рамках модульного каррикулума, на развитии новых академических маршрутов в сфере послевузовского образования. Несмотря на то, что основой акцент не будет сделан на иностранных студентах как потенциальных плательщиках в бюджет университета, такая система окажется привлекательной и для данной типологической группы студентов. В рамках реализации данного сценария университет в полной мере сможет обеспечить образовательные потребности большого числа иностранных студентов благодаря дистанционной организации образовательного процесса.

Данные сценарии возможны, но они не обязательно осуществятся. Их разработка, по мнению авторов, должна привлечь внимание правительства, бизнеса, всех заинтересованных граждан страны и представителей из стран европейского региона, которые планируют получить университетское образование в Великобритании, к возможным вариантам развития высшего образования. Сценарии являются своеобразными инструментами, которые могут быть использованы как «провокаторы мысли», как импульс к стратегическому планированию развития стра-

ны. Их важность заключается в том, «чтобы бросить вызов существующей парадигме» [7, с. 452] и показать возможные риски и препятствия в сфере получения образования представителями различных социальных групп.

Таким образом, проблемы будущего в их педагогической проекции привлекают внимание европейских исследователей как в теоретико-прогностическом плане, так и в плане превентивного упреждения рисков, связанных с расширением активности человека в сфере потребления природных ресурсов. Справедливо отмечается, что тенденция к утрате представлений об образовании как социокультурном феномене, обладающем значительным формирующим потенциалом, его понимание как образовательной услуге чревато негативными последствиями, хотя при этом признается значение финансового фактора, определяющего характер доступа к образованию.

Ссылки и примечания:

1. The Count-Up To 2052: An Overarching Framework For Action. URL: http://www.clubofrome.org/?p=703 (дата обращения: 03.03.2012).

2. The World in 2052. URL: http://clubofrome.org/ cms/?p=2107 (дата обращения: 03.03.2012).

3. 2052: What will the future hold? URL:

http://www.clubofrome.org/?p=2114 (дата обращения: 03.03.2012).

4. Shaping the future: Six Global Goals. URL:

http://www.clubofrome.org/?p=2118 (дата обращения: 03.03.2012).

5. Хартфордширский университет находится в городе Хатфилд, столице и крупнейшем городе графства Хартфордшир (Hertfordshire), расположенном на юго-востоке Англии.

6. Blass E., Jasman A. Visioning 2035: The future of the

higher education sector in the UK // Futures. 2010.

No. 42. Pp. 445-453.

7. Ibid.

References (transliterated) and notes:

1. The Count-Up To 2052: An Overarching Framework For Action. URL: http://www.clubofrome.org/?p=703 (date of access: 03.03.2012).

2. The World in 2052. URL: http://clubofrome.org/ cms/?p=2107 (date of access: 03.03.2012).

3. 2052: What will the future hold? URL:

http://www.clubofrome.org/?p=2114 (date of access:

03.03.2012).

Shaping the future: Six Global Goals. URL:

http://www.clubofrome.org/?p=2118 (date of access:

03.03.2012).

4. The University of Hertfordshire is based largely in Hatfield - a town and civil parish in the county of Hertfordshire, located in the southeast England.

5. Blass E., Jasman A. Visioning 2035: The future of the higher education sector in the UK // Futures. 2010. No. 42. Pp. 445-453.

6. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.