Научная статья на тему 'Европейские критерии, детерминирующие социальный аудит в Республике Болгария'

Европейские критерии, детерминирующие социальный аудит в Республике Болгария Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ АУДИТ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / MAC 810

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Галиев Гали Талхиевич, Генова Венцеслава Любомирова

Статья посвящена проблеме изучения и внедрения социального аудита.За последние годы в Болгарии произошли радикальные социально-экономические изме-нения. Здесь важное значение имеет социальный аудит его европейские критерии, для дальнейшего прогнозирования и развития, и для преодоления существующих негативных процессов.Отсутствие единых международных стандартов социального аудита приводит к нацио-нальному разнообразию целей и задач социального аудита. Нет ясности, отсутствует и традиция внутреннего «внешнего социального аудита». В европейской практике отсутству-ют институты и учреждения, обучающие местных и международных аудиторов носителей сертификатов и лицензий, гарантирующих общие критерии и методики.Необходимость использования этой инновационной технологии обусловлена европей-скими критериями, детерминирующими социальный аудит: на макроэкономическом уров-не, на мезоэкономическом уровне, на микроэкономическом уровне, на наноуровне.В мировой практике эта форма используется уже в течение многих лет.Несмотря на широкое применение социального аудита в практике европейских стран, для Болгарии эта проблема нова и не исследована. Присоединение страны к Европейскому союзу (ЕС) и объективный ход социально-экономического развития делают социальный аудит не только актуальным, но и крайне необходимым.На основании существующего европейского опыта можно ожидать, что внедрение соци-ального аудита повысит эффективность управления бизнесом, а достижение европейских критериев увеличит и доверие иностранных инвесторов к стране.Проведение и внедрение социального аудита даст возможность бизнесу понять, какое место он занимает и в каком направлении движется его корпоративная культура не только в стране, но и в Европейском союзе. Вероятно, станет ясно, что направление работы явля-ется скорее мечтой с надеждой на её осуществление, нежели описанием ежедневной реаль-ности. Это нормально. Лучше иметь высокую цель, чем легко достижимую. Еще важнее знать, приближается ли организация к своему идеальному облику или удаляется от него.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROPEAN CRITERIA FOR DETERMINING SOCIAL AUDIT IN THE REPUBLIC OF BULGARIA

The article is devoted to the problem of studying and introducing social audit.In recent years, radical socio-economic changes have taken place in Bulgaria. Social audit its European criteria, for further forecasting and development, and for overcoming existing negative processes is of great importance here.The absence of unified international standards of social audit leads to a national diversity of goals and objectives of social audit. There is no clarity, there is no tradition of internal «external social audit». In European practice, there are no institutions and institutions that train local and international auditors bearers of certificates and licenses that guarantee common criteria and methods.The need to use this innovative technology is conditioned by European criteria that determine social audit: at the macroeconomic level, at the meso-economic level, at the microeconomic level, at the nanoscale.In world practice, this form has been used for many years.Despite the wide application of social audit in the practice of European countries, for Bulgaria this problem is new and not investigated. The accession of the country to the European Union (EU) and the objective course of social and economic development make social audit not only relevant, but also extremely necessary.Based on the current European experience, it can be expected that the introduction of social audit will increase the efficiency of business management, and the achievement of European cri-teria will increase the trust of foreign investors to the country.Carrying out and implementation of social audit will enable business to understand the place it occupies and in which direction its corporate culture moves not only in the country, but also in the European Union. It will probably become clear that the direction of work is more a dream with the hope of its implementation, rather than a description of daily reality. This is normal. It is better to have a higher goal than easily achievable. It is even more important to know whether the organization is approaching its ideal appearance or is moving away from it.

Текст научной работы на тему «Европейские критерии, детерминирующие социальный аудит в Республике Болгария»

Социальное развитие

ГалиевГ. Т. Galiev G. Т.

Генова В. Л. Genova V.L.

доктор экономикиМУ, г. Варна, Болгария

доктор социологических наук, профессор, ФГБОУВО « Уфимский государственный нефтяной техническийуниверситет», г. Уфа, Российская Федерация

удкзз

ЕВРОПЕЙСКИЕ КРИТЕРИИ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЙ АУДИТ В РЕСПУБЛИКЕ БОЛГАРИЯ

Статья посвящена проблеме изучения и внедрения социального аудита.

За последние годы в Болгарии произошли радикальные социально-экономические изменения. Здесь важное значение имеет социальный аудит — его европейские критерии, для дальнейшего прогнозирования и развития, и преодоления существующих негативных процессов.

Отсутствие единых международных стандартов социального аудита приводит к национальному разнообразию целей и задач социального аудита. Нет ясности, отсутствует и традиция внутреннего «внешнего социального аудита». В европейской практике отсутствуют институты и учреждения, обучающие местных и международных аудиторов - носителей сертификатов и лицензий, гарантирующих общие критерии и методики.

Необходимость использования этой инновационной технологии обусловлена европейскими критериями, детерминирующими социальный аудит: на макроэкономическом уровне, на мезоэкономическом уровне, на микроэкономическом уровне, на наноуровне.

В мировой практике эта форма используется уже в течение многих лет.

Несмотря на широкое применение социального аудита в практике европейских стран, для Болгарии эта проблема нова и не исследована. Присоединение страны к Европейскому союзу (ЕС) и объективный ход социально-экономического развития делают социальный аудит не только актуальным, но и крайне необходимым.

На основании существующего европейского опыта можно ожидать, что внедрение социального аудита повысит эффективность управления бизнесом, а достижение европейских критериев увеличит и доверие иностранных инвесторов к стране.

Проведение и внедрение социального аудита даст возможность бизнесу понять, какое место он занимает и в каком направлении движется его корпоративная культура не только в стране, но и в Европейском союзе. Вероятно, станет ясно, что направление работы является скорее мечтой с надеждой на её осуществление, нежели описанием ежедневной реальности. Это нормально. Лучше иметь высокую цель, чем легко достижимую. Еще важнее знать, приближается ли организация к своему идеальному облику или удаляется от него.

Ключевые слова: социальный аудит, прогнозирование, интеграция, эффективность управления, MAC 810.

Social development

EUROPEAN CRITERIA FOR DETERMINING SOCIAL AUDIT IN THE REPUBLIC OF BULGARIA

The article is devoted to the problem of studying and introducing social audit.

In recent years, radical socio-economic changes have taken place in Bulgaria. Social audit - its European criteria, for further forecasting and development, and for overcoming existing negative processes is of great importance here.

The absence of unified international standards of social audit leads to a national diversity of goals and objectives of social audit. There is no clarity, there is no tradition of internal «external social audit». In European practice, there are no institutions and institutions that train local and international auditors - bearers of certificates and licenses that guarantee common criteria and methods.

The need to use this innovative technology is conditioned by European criteria that determine social audit: at the macroeconomic level, at the meso-economic level, at the microeconomic level, at the nanoscale.

In world practice, this form has been used for many years.

Despite the wide application of social audit in the practice of European countries, for Bulgaria this problem is new and not investigated. The accession of the country to the European Union (EU) and the objective course of social and economic development make social audit not only relevant, but also extremely necessary.

Based on the current European experience, it can be expected that the introduction of social audit will increase the efficiency of business management, and the achievement of European criteria will increase the trust of foreign investors to the country.

Carrying out and implementation of social audit will enable business to understand the place it occupies and in which direction its corporate culture moves not only in the country, but also in the European Union. It will probably become clear that the direction of work is more a dream with the hope of its implementation, rather than a description of daily reality. This is normal. It is better to have a higher goal than easily achievable. It is even more important to know whether the organization is approaching its ideal appearance or is moving away from it.

Key words: social audit, forecasting, integration, management efficiency, MAC 810.

С января 2007 г. Республика Болгария принята в качестве государства-члена Европейского союза (ЕС). Внешняя нормативная среда порождает к стране конкретные ангажементы и общие требования, а ее внутренняя нормативная база синхронизирована с законодательством Общности. Ангажементы, вытекающие из Европейского соглашения об ассоциации (ЕСА)1 в области людских ресурсов, социальной политики и движения рабочих, сводятся: к разработке и приведению законодательства в области развития людских ресурсов, социального страхования и страхования здоровья в соот-

1 Европейское соглашение об ассоциации (1993 г.) между Европейскими общностями и странами-членами с одной стороны, и Республикой Болгарией с другой стороны: [Ратифицировано законом]: [принято 36-ым Народным собранием 15.04.1993 г. — ГГ, № 33 от 20.04.1993 г.]: [В силе с 01.02.1995 г.]: (Текст соглашения обнародован в виде отдельной книги, приложенной к «Государственной газете», изданной 25.05.1995 г.). Государственная газета. № 61. 07.07.1995 г.

ветствие с общими принципами, принятыми в законодательной базе ЕС; введению общих и специфических мер для исполнения обязательств по ЕСА, включая усовершенствование институциональной базы, подготовку кадров (переквалификация по новым профессиям и обучение на протяжении всей жизни), информационные системы и другие предпосылки не организационно-технического характера; обеспечение равноправия (по отношению к собственным гражданам) работника и его семьи, законно нанятого страной-членом ЕС, по отношению к условиям труда, доступу к профессиональной квалификации, социальному страхованию и страхованию здоровья, обслуживанию, оплате труда и др.

Можно обобщить, что основные ангажементы, вытекающие из ст. 38-44 ЕСА, в связи с движением рабочей силы, социальным страхованием и страхованием жизни,

доходами и профессиональным обучением и ст. 69-71, относительно сближения законодательств, включают:

— гарантирование равноправия между легально пребывающими нанятыми иностранными работниками и их семьями и местными гражданами; паритет в отношении социального страхования;

— введение мер по преобразованию действующего законодательства и принятию новых законов, таких как Закон об охране и гигиене труда, Закон о семье, материнстве и детстве, Закон об инвалидах, Закон о защите прав потребителей и др.;

— социальную помощь, соответственно политика и законодательство по отношению к ограничению и смягчению бедности не являются объектом специальных текстов и ангажементов. Необходимость предпринятых мер обусловливается следующим: указанным общим требованием адаптации нашего социального законодательства к законодательству ЕС; приоритетом, данным в отдельных странах-членах ЕС борьбе за смягчение и ограничение бедности и социальной дезинтеграции людей. Местом социальной помощи как базисного элемента общей системы социальной защиты населения для реализации основных принципов, лежащих в преамбуле ЕСА: соблюдение прав человека, достойное существование и достаточность ресурсов для жизни и социальной помощи; понесение социальных последствий (включая расширение масштабов бедности) структурного переустройства; роль социальной помощи в функционировании единого внутреннего рынка, из чего вытекает и необходимость («Белая книга Комиссии ЕС») в ходе адаптации и социальных реформ акцентировать внимание, прежде всего, на той части законодательства, которая касается внутреннего рынка. Ведущей идеей Европейской общности является утверждение, что универсальным признанием прав человека нельзя пренебрегать даже во имя быстрого экономического роста.

Эти ангажементы, переход к рыночной экономике и сопутствующие ему экономические явления, а также исполнение взятых

Социальное развитие

на себя Болгарией обязательств по синхронизации своей нормативной базы привело к тому, что с 2006 г. в стране перестал действовать Закон о государственном внутреннем финансовом аудите. Его заменили три новых закона — Закон о финансовом управлении и контроле в публичном секторе, Закон о внутреннем аудите в публичном секторе и Закон о государственной финансовой инспекции. С 1 мая 2006 г. заработали Агентство государственной финансовой инспекции при Министерстве финансов и сотни «местных» звеньев - дирекции и отделы внутреннего аудита в публичном секторе — в министерствах, муниципалитетах, агентствах, комиссиях, в Национальном страховом институте, Национальной здравоохранительной кассе и др. Законом отменены плановые инспекции. Объекты инспекции подбираются в основном на базе поступивших сигналов в самых горячих публичных сферах — образование, здравоохранение, правосудие, оборона. Здравоохранение и образование нуждаются в регулярных инспекциях. Вопреки тому, что на здравоохранение выделяется 4,5 % и 5 % ВВП, секторы находятся в плохом состоянии. На образование выделяется 4 %, но расхищение средств, коррупция и, прежде всего, переформированные секторы остаются источниками расходов, что означает расхищение финансовых средств. Такая социальная традиция надстраивается над одним более масштабным социальным контекстом неразвитого рыночного механизма, при котором даже хозяйственная деятельность основывается на логике «потребления» (и коллективной этике «помощи», а рыночная экономика ошибочно толкуется как «все можно продать» и «все продается», что уже уничтожает сам рынок), а не на логике обеспечения структурных предпосылок для получения прибыли и развития. Условия жизни в Европейском союзе требуют от Болгарии категорических изменений именно в этом стереотипе и вытекающей из него институциональной практики. Проблема усиливается обстоятельством, что государственные ведомства, которые должны проводить реформу социального

-133

Social development

сектора, как раз являются «органической частью», подлежащей реформированию действительности. По этой причине это требование жизнеспособности не осознается в министерстве как внутренний императив собственной работы, а представляется навязанным извне. Так возникает конфликт между болгарскими институтами и внешними «спонсорами реформы» — болгарское общество получает внешнее финансирование для целей реформ, но основная скрытая цель государственных институтов — сохраняя расходный принцип управления неизмененным, продолжая воспроизводить структурную и социальную модель управления, — это трансформировать деньги, предназначенные для структурных изменений, в материальные приобретения с непосредственной употребительностью. Это случается во всех общественных секторах, в которых делаются опыты осуществления социальных реформ — от армии и полиции, земледелия и энергетики, до социальной взаимопомощи, здравоохранения и образования. Вот почему исключительно важно понять механизмы, с помощью которых институты успевают сравнительно легальным способом трансформировать «навязанные извне реформы» в собственных целях для сохранения статуса КВО (внутри ведомств и, таким образом, в обществе в целом). Социальный аудит поможет раскрыть алгоритмы и методы институтов, с помощью которых устойчиво воспроизводится практика проведения ведомствами некачественных реформ. В действительности его проведение в Болгарии отсутствует по причине того, что получаемая в результате его проведения необходимая информация противоречит интересам тех, кто должен ее предоставлять.

Проблемы встали особенно остро в 2007 г. из-за запоздавших и сопровождаемых кадровыми дефектами реформ. Это серьезно отражается на качестве внутреннего и внешнего аудита средств, которые Болгария получает из фондов ЕС. Страдает как качество, так и объем аудита. Необходимо ввести изменения в законодатель-

ство, которые вернут проверкам плановость. Неплохо будет дать приоритет инспекциям по сигналам, поданным национальным омбудсменом. Будет целесообразным объединение трех законов в один. Существование трех отдельных актов финансового контроля в публичном секторе можно оценить как «законодательное расточительство». Профессия внутреннего аудитора является новой для Болгарии. Необходимо время для подготовки достаточного количества квалифицированных кадров. Необходимо, чтобы кадры сдали экзамены на соответствие сертификационным уровням CIA (Central Intelligence Agency), которые признаются странами Европейского союза. В настоящий момент Болгарским министерством финансов проведено несколько курсов по приобретению квалификации «Внутренний аудитор в публичном секторе».

Некоторые большие фирмы мирового масштаба начали проводить социальный аудит, но Болгарии как новому члену ЕС это все еще предстоит. Разработка этического кодекса и осуществление социального аудита являются сравнительно новыми подходами, которые предстоит ввести в болгарскую экономическую и социальную действительность. В настоящий момент усилия направлены на исследование и поиск «наилучших методик» в этой области. Вопреки тому что осуществляются опыты создания стандартизованной нормы, все еще нет выработанного унифицированного корпоративного стандарта.

Социальный аудит в Болгарии находится в тесной связи с создаваемой в настоящий момент корпоративной культурой занятых в структурах частного бизнеса, социальных институтах и организациях, в государственной и муниципальной администрации. Некоторые фирмы2 подготавливают и осуществляют собственный социальный аудит, который включает следующие пункты:

2 В данной разработке термины «фирма», «компания», «институт», «организация», «бизнес», «неправительственные организации с нехозяйственной целью» являются взаимозаменяемыми.

1. Поиск ключевых взаимоотношений3 между связанными лицами4;

2. Определение основных ценностей организации и распределение ценностей между связанными с ней лицами (какие ценности организация хочет видеть в своих взаимоотношениях с отдельными связанными с ней лицами);

3. Определение практических принципов и стратегий наблюдения данных ценностей во Таблица 1. Принципы и стратегии социального ауди

Социальное развитие

взаимоотношениях со связанными лицами — формулирование этического кодекса;

4. Определение показателей и методологии наблюдения эффективности практического приложения этического кодекса;

5. Непрерывное наблюдение и оценка — обзор и предложение новых стратегий и показателей — социальный аудит.

Клиент Качество 1. Исполнение ангажементов и обещаний, данных клиентам. 2. Стремление предлагать качественные услуги и товары. 1. Индивидуальный подход в работе с клиентами. 2. Стремление знать суть услуг и специфику предлагаемых товаров и периодически обновлять информацию о них, предоставляемую клиентам.

Поставщики Профессионализм 1. Стремление представлять интересы клиентов во взаимоотношениях с поставщиками. 2. Стремление поддерживать высокую финансовую дисциплину. 1. Стремление поддерживать долгосрочные, высококачественные взаимоотношения с бизнес-партнерами. 2. Обязательное поддержание хорошей коммуникации с поставщиками.

Работники и служащие в организации Права человека и достоинство 1. Продолжение проводимой прозрачной политики оплаты труда. 2. Полная поддержка самореализации, повышения квалификации, личного и профессионального роста работающих в организации. 1. Стремление учитывать потребности работающих в организации — рабочее место, социальные приобретения. 2. Самым важным для организации является открытая коммуникация, дружеские взаимоотношения и работа в коллективе.

Таблица 2. Индикатор социального поведения

Качество управления

Обучение

1. Процент служащих, которые задерживаются на работе.

2. Соотношение между предложенными и заполненными рабочими местами.

3. Данные об ориентации служащих и взгляде на организацию.

4. Данные об участии служащих в принятии решений.

5. Место организации в качестве работодателя во внутренних и внешних исследованиях.

1. Соотношение бюджетных средств за обучение и годовых эксплуатационных расходов.

2. Программы поощрения участия служащих в принятии решений.

3. Изменения средних лет в обучении рабочей силы. Достижения, связанные с программой обучения.

Здоровье и безопасность

Детский труд

1. Случаи нарушений, типичные ранения, пропущенные дни и процент отсутствий.

2. Инвестиции для предотвращении заболеваний и ранений.

1. Доказанные инциденты несоблюдения законодательства о труде малолетних.

2. Признания третьих лиц о достижениях в борьбе с эксплуатацией детского труда.

Зарплата и материальные премии

Принудительный труд

1. Соотношение минимальной зарплаты в организации и минимальной стране.

2. Соотношение самой низкой зарплаты в организации и уровня жизненного минимума в стране.

3. Отчисления на здоровье и пенсии служащих.

1. Количество поступившихжалоб.

2. Инциденты, обнаруженные при проверке.

Отсутствие дискриминации

Свобода объединений

1. Процент женщин, занимающих высшие исполнительные и руководящие посты.

2. Судебные споры за дискриминацию

3. Образовательные программы для меньшинств.

1. Собрания служащих и процедуры подачи жалоб.

2. Количество и вид судебных дел за действия против профессиональных союзов

3. Отзывы в организации об открытии филиалов или отделений без профессиональных союзов.

3 Ключевые взаимоотношения, базирующиеся на основных ценностях, которые организация хочет соблюдать и которые определяют ключевые процессы. Чаще всего они группируются таким образом: семьи работающих в организации, клиенты, наилучшие практики, медиа, неправительственные партнерские организации, внутренние взаимоотношения, рынок, спонсоры, партнеры организации, государственные инвесторы (законодательная база, налоги, регионы), природная среда, неправительственные организации, деятельность, связанная с окружающей средой, другие.

4 Связанные лица — все лица, которые каким-то образом связаны и/или зависят от деятельности организации. Чаще всего это: клиенты, поставщики, служащие, инвесторы, конкуренция, общество, государственная администрация, местная власть, медиа, совет правления.

-135

Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 1 (23), 2018

Social Development

Каждая система живет своей собственной жизнью, и изменения, которые должны наступить после проведения социального аудита, не могут осуществиться внезапно. Это длительный процесс, и он требует подробного анализа облика и целей, которые организация желает достичь. Важно определить границы, в которых действует учреждение, и выяснить стратегии, с помощью которых оно покажет связанным с ней лицам свои преимущества и реально занимаемое место в экономической и/или общественной жизни, свою важную роль в повышении «качестважизни» (таблицы 1, 2).

Список литературы

1. Галиев Г. Т. Основы социального аудита. Уфа, 2005.

2. Гришина Т.В. Социальная ответственность частного бизнеса (зарубежный опыт). М.: Труд и социальные отношения, 2008. №9.

3. Verk Bernard, Landier Hubert. Fnticiper les attentes sociales, augmenter la rentabilité. France.

4. Глобальный договор ООН (UN Global Compact). http://www. nglobalcjmpakt.org.

Вывод

Видно, что проведение в организации социального аудита дает ей возможность понять, какое место она занимает, и в каком направлении движется ее корпоративная культура не только в стране, но и в Европейском союзе. Вероятно, станет ясно, что направление работы является скорее мечтой с надеждой на ее осуществление, нежели описанием ежедневной реальности. Это нормально. Лучше иметь высокую цель, чем легко достижимую. Еще важнее знать, приближается ли организация к своему идеальному облику или удаляется от него.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Galiev G.T. Fundamentals of social audit. Ufa, 2005.

2. Grishina T.V. Social responsibility of privatebusiness (foreign experience). M.: Labor and Social Relations, 2008. No. 9.

3. Verk Bernard, Landier Hubert. Fnticiper les attentes sociales, augmenter la rentabilité. France.

4. The UN Global Compact (UN Global Compact), http: Il www.nglobalcjmpakt.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.