Научная статья на тему 'Европейские художники-социалисты 20-30-х годов XX века и их связи с Советским Союзом'

Европейские художники-социалисты 20-30-х годов XX века и их связи с Советским Союзом Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1871
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ / СОЦИАЛИЗМ / ЕВРОПА / ГРАФИКА / ИСКУССТВО / ХУДОЖНИК / ФОТОМОНТАЖ / ПЛАКАТ / БЕЛА УИТЦ / ДЖОН ХАРТФИЛЬД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чеблакова А.А., Тимофеева Л.С.

Статья посвящена взаимосвязи европейского и советского социалистического искусства в период 20-30-х годов прошлого века. На примере двух крупных художников указанного периода, Б. Уитца и Дж. Хартфильда, доказывается факт идеологических и культурных связей европейских художников-социалистов с художниками Советского Союза. Показывается, что некоторые из западных художников, в частности Джон Хартфильд, оказали высокое влияние на советское искусство. В статье также приводится сравнительный анализ двух крупных европейских печатных изданий 1920-х-1930-х годов, выступающих как яркие примеры пропаганды социалистического искусства «Кларте» (Франция) и «Рабочей иллюстрированной газеты» (Германия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Европейские художники-социалисты 20-30-х годов XX века и их связи с Советским Союзом»

УДК 75.03

ЕВРОПЕЙСКИЕ ХУДОЖНИКИ-СОЦИАЛИСТЫ 20-30-Х ГОДОВ XX ВЕКА И ИХ СВЯЗИ С СОВЕТСКИМ СОЮЗОМ

Чеблакова А.А., магистрант, acheblakova@yandex.ru Тимофеева Л .С., канд. ист. наук, доцент, lyutim77@yandex.ru

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Статья посвящена взаимосвязи европейского и советского социалистического искусства в период 20-30-х годов прошлого века. На примере двух крупных художников указанного периода, Б. Уитца и Дж. Хартфильда, доказывается факт идеологических и культурных связей европейских художников-социалистов с художниками Советского Союза. Показывается, что некоторые из западных художников, в частности Джон Хартфильд, оказали высокое влияние на советское искусство. В статье также приводится сравнительный анализ двух крупных европейских печатных изданий 1920-х-1930-х годов, выступающих как яркие примеры пропаганды социалистического искусства — «Кларте» (Франция) и « Рабочей иллюстрированной газеты» (Германия).

Ключевые слова: Советский Союз, социализм, Европа, графика, искусство, художник, фотомонтаж, плакат, Бела Уитц, Джон Хартфильд.

Идеологические установки большевиков начала 1930 -х годов формировали внутри СССР представление о постоянной внешней опасности, угрозе уничтожения социализма. Именно в этот период было положено начало политики « железного занавеса», которая сложится после Второй Мировой войны. Стереотипное представление о Советском Союзе, со всех сторон окружённого врагами, замкнувшемся в собственных границах, тем не менее, не соответствует действительности. Период между двумя мировыми войнами отмечен разносторонними отношениями между СССР и европейскими державами - отношениями не только политическими и экономическими, но и культурными. В данной статье пойдёт речь о социалистическом искусстве Запада в 1920 -е-1930-е годы, о некоторых его выдающихся представителях и их связи с Советским Союзом.

Одним из интереснейших объединений художников-социалистов в 1920-е годы становится международное антимилитаристическое общество художников « Кларте» (фр. Clarté - ясность), основанное писателем и журналистом Анри Барбюсом в 1919 году. В 1921 году Барбюс начинает издавать журнал « Кларте», на страницах которого отметились многие видные художники-социалисты той поры. Большинство из них были французами ( Т. А. Стейнлен, Ж. Окутюрье, Ф. Мазерель, Л. Жак, Л. Лафорж), но кроме них были художники из Венгрии (Б. Уитц, Д. Зельцер), Польши (М. Мютер), Германии (К. Кольвиц), Японии (С. Того), США (Х. Геллерт) и Советского Союза (Д. Митрохин) [5, с. 192]. Таким образом, журнал «Кларте» становится примером интернациональной общности социалистической культуры, своеобразным парафразом лозунга « Пролетарии всех стран - соединяйтесь!».

История журнала была бурной и противоречивой. « Кларте» начинался как антимилитаристический журнал с явной коммунистической идеологией, однако к 1926 году постепенно углубился в пацифизм и начал привлекать на свои

страницы сюрреалистов. Это заставило многих из тех, кто стоял у истоков «Кларте» (в том числе и Анри Барбюса) покинуть журнал. Тем не менее, период 1921-1926 гг. остался в истории искусства как неоценимый опыт содружества художников разных стран и народов, объединённых идеями социализма, антимилитаризма и гуманизма. Как утверждает В. Полевой в своей статье «Графика журнала «Кларте» и творчество Д.И. Митрохина», это объединение «можно было бы определить как новую интернациональную парижскую школу, объединяемую в целом демократическими, гуманистическими принципами и реалистическими устремлениями» [5, с. 200].

Один из участников группы «Кларте» в 1926 году переехал в СССР и стал гражданином этой страны. Речь идёт о Беле Уитце, венгерском художнике-социалисте, проявившем себя в разных областях изобразительного искусства - от графики до монументальной живописи. «Большой художник и пламенный борец, связавший свою жизнь и творчество с международным коммунистическим движением» [7, с. 220], выпускник Академии художеств Будапешта, Бела Уитцувлекался многими художественными стилями - от натурализма до кубофутуризма - пока не осознаёт себя «пролетарским художником». После краха Венгерской социалистической республики Уитц эмигрирует в Париж, где становится участником группы «Кларте», а в 1926 году выходит из неё и переезжает в СССР, чтобы остаться там навсегда.

Интерес представляет статья А. Антонова «Почему Бела Уитц -пролетарский художник», опубликованная в журнале «Искусство в массы», №6 (14) за 1930 г. Автор подробно рассказывает о политическом и творческом пути художника, особенно заостряя внимание на произведениях советского периода. Несмотря на резкий, жёстко -идеологический тон статьи, характерный для 1930-х годов, она является ценным источником информации о том, как советские художественные критики воспринимали не только отдельных западных художников, но и всё современное им западное искусство. Примечательно, что автор статьи не скрывает ошибочных, с его точки зрения, увлечений Уитца в молодости, но при этом делает неожиданно либеральный вывод: «Закономерен ли путь, проделанный Бела Уитцомот мелкобуржуазного к пролетарскому искусству? Для Бела Уитца -закономерен. Но это не значит, что этот путь столь же закономерен и обязателен для каждого художника. Другие мелкобуржуазные выходцы в других условиях идут (и возможно придут) к пролетарскому искусству совсем иными путями» [1]. Таким образом, мы видим, что в начале 1930-х годов советское искусство ещё не мыслило себя отдельно от социалистического искусства других стран; его идеи и идеалы были открыты для всех, кто хотел создавать новое, революционное искусство - в том числе и для иностранцев.

Бела Уитц умер в 1972 году. Он остался в истории как один из самых выдающихся советских художников-монументалистов, а также как видный теоретик так называемого «пролетарского искусства». Его монументальные панно до сих пор украшает Зал заседаний Верховного Совета Киргизский ССР (в настоящее время - актовый зал Американского университета Центральной Азии).

Практически одновременно с французским журналом «Кларте» в Германии издаётся «Рабочая иллюстрированная газета» (Arbeiter Illustrierte Zeitung), в которой работали известные художники-социалисты того

времени. Однако если основным направлением работы участников группы «Кларте» являлась графика, а основным художественным приёмом -метафора и аллегория (яркий пример - работы Теофиля Александра Стейнлена) [6, с. 153], то для художников «Рабочей иллюстрированной газеты» это был фотомонтаж. Аллегории и иносказания используются очень активно, но выступают в гораздо более резкой, иногда даже отталкивающей (если речь идёт о фашизме и национал-социализме) форме. Показательно, что первоначально «Рабочая иллюстрированная газета» позиционировала себя как источник информации о жизни в Советской России, выступая для немецких рабочих наглядным примером того, за что нужно бороться. Этот факт является ярчайшим доказательством культурных связей зарубежных художников-социалистов с Советским Союзом.

Среди немецких художников 1920-х начала 1930-х годов выделяется имя Хельмута Херцфельда, более известного под псевдонимом Джон Хартфильд. Этот человек стал пионером одного из самых прогрессивных и впечатляющих приёмов в плакатном искусстве 1920-1930-х годов -фотомонтажа [4].

В статье советского плакатиста А. Житомирского «О фотомонтаже», опубликованной в сборнике «Советская графика-79-80», с огромным уважением и теплом рассказывается история Хартфильда, его творческого пути и того влияния, которое он оказал на советских художников. Ветеран Первой мировой войны, Хартфильд всю жизнь боролся с милитаризмом. В 1920-е годы его работы печатались на страницах «Рабочей иллюстрированной газеты» и других изданий, и приобрели мировую известность. В 1933 году в Германии к власти приходят нацисты, и начинается преследование коммунистов. Хартфильду удаётся бежать в Лондон, где он продолжает создавать яркие антифашистские работы.

В 1931-32 годах Джон Хартфильд жил и работал в Москве. Он стал учителем и вдохновителем для ряда молодых советских художников, в частности, для А. Житомирского.

«Лучшим работам Хартфильда присущи лаконизм, гипербола, метафоричность. Некоторые работы Хартфильда запоминаются навсегда. Внезапное решение темы, обратная перпектива, сдвинутые масштабы, коротко изложенная мысль, которая бродила в головах миллионов, делают эти работы классическими» [3, с. 183]. Стиль Хартфильда действительно был очень лаконичным, но при этом обладал огромной силой эмоционального воздействия. Именно эти черты отличали его от других пионеров фотомонтажа 20-х годов - А. Родченко и Э. Лисицкого. Именно они и обеспечили ему славу в 1930-е годы, когда он создаёт наиболее яркие свои работы, посвящённые борьбе с фашизмом.

Только в 1948 году Хартфильду удалось переехать из Лондона в Восточный Берлин, где он и провёл последние 20 лет своей жизни. До самой своей смерти в 1968 году он оставался преданным коммунистом и членом партии СЕПГ, но больше не создавал политических плакатов - вместо этого он занимался преподаванием сатирической графики, оформлением спектаклей и другой художественной деятельностью [2]. Тем не менее, его наследие по-прежнему вызывает интерес, а его влияние на советский фотомонтаж 1920-1930-х годов несомненно и неоценимо.

Бела Уитц и Джон Хартфильд - блестящие, но не единственные имена в социалистическом искусстве Европы 1920 -х - 1930-х годов. В указанный

период жили и творили многие художники - социалисты, имена которых не упомянуты в данной статье. Но нет никакого сомнения в том, что все эти художники Советского Союза и Германии, Франции и Венгрии, Польши и Великобритании были едины в своих целях. Они стремились создать новое пролетарское искусство и, несмотря на все различия и разногласия, чувствовали себя частью огромного целого - социалистического искусства нового мира.

Литература

1. Антонов А. Почему Бела Уитц пролетарский художник. Искусство в массы. Журнал Ассоциации Художников Революции. 1930 г. № 6 (14). С. 5 -8. www.art-initiatives.org/ru/content/pochemu-bela-uitc-proletarskiy-hudozhnik( дата обращения 22.10.17)

2. Джон Хартфилд: пионер фотомонтажа. Сетевой журнал SOFTMIXER. URL:http://www.softmixer.com/2011/12/blog-post_7383.html( дата обращения 23.10.17)

3. Житомирский А.О фотомонтаже: Сборник «Советская графика-79-80». 183 с. Составитель Е.И. Буторина. Редакционная коллегия: Д .А. Шмаринов, Д.С. Бисти, О.Г. Верейский, Ю.А. Молок, Г.Г. Поспелов: Издательство «Советский художник» Москва, 1981 г. 392 с.

4. История коллажа. Джон Хартфилд. GesDesign URL:http://ges-design.ru/service/coHage/John-Heartfield.htm (дата обращения 23.10.17)

5. Полевой В. Графика журнала «Кларте» и творчество Д.И. Митрохина. Сборник «Советская графика-74» С. 191. Сост-ль М.А. Немировская. М.: Изд-во «Советский художник», 1976 г. 264 с.

6. Полевой В. Стейнлен на страницах «Юманите». Сборник «Советская графика-73». С. 153/ Составитель Д .А. Шмаринов. М.: Издательство «Советский художник», 1974 г. 196 с.

7. Шалабаева В. Бела Уитц - график. Сборник «Советская графика-86». С. 219. Составитель Е.И. Буторина. М.: Издательство «Советский художник», 1976 г. 336 с.

EUROPEAN ARTISTS-SOCIALISTS OF THE 20TH-30TH YEARS XX CENTURY AND THEIR COMMUNICATION WITH THE SOVIET UNION A.A. Cheblakova, magistrant, acheblakova@yandex.ru L.S. Timofeeva, Cand. Sci. (History), Associate Professor, lyutim77@yandex.ru Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia The article is devoted to the interrelation of European and Soviet socialist art in the period of the 1920s-1930s. On the example of two major artists of the period, B. Whits and J. Hartfield, the fact of the ideological and cultural ties of European socialist artists with the artists of the Soviet Union is proved. It is shown that some of the western artists, in particular John Hartfield, had a great influence on Soviet art. The article also compares two large European printed publications of the 1920s and 1930s, which serve as vivid examples of the propaganda of socialist art - Clarte (France) and the Working Illustrated Newspaper (Germany).

Keywords: the Soviet Union, socialism, Europe, graphics, art, artist, photomontage, poster, Bela Uitz, John Hartfield.

Дата поступления в редакцию 30.10.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.