Научная статья на тему 'ЕВРОПЕЙСКАЯ ЖЕНЩИНА V-VI ВВ. У ВЕРШИН ВЛАСТИ'

ЕВРОПЕЙСКАЯ ЖЕНЩИНА V-VI ВВ. У ВЕРШИН ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
522
108
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКАЯ ЖЕНЩИНА / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / ЕВРОПЕЙСКИЕ ИМПЕРАТРИЦЫ И КОРОЛЕВЫ / ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРОПЕЙСКИХ ЗНАТНЫХ ЖЕНЩИН / EUROPEAN WOMAN / MIDDLE AGES / EUROPEAN EMPRESSES AND QUEENS / PRIVATE LIFE OF EUROPEAN NOBLE WOMEN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михайлова Анна Александровна

Отражены основные способы прихода к власти европейских правительниц V-VI вв., к которым можно отнести законный брак, знатность рода, регентство. Проанализированы положительные и отрицательные черты императриц и королев. Изучена частная жизнь женщин, находящихся у власти в данный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROPEAN WOMAN OF THE V-VI CENTURIES AT THE TOP OF POWER

The article reflects the main ways of coming to power of European rulers of the V-VI centuries, which can include legal marriage, nobility of the family, regency. Positive and negative features of empresses and queens are analyzed. The private life of women in power at the time is studied.

Текст научной работы на тему «ЕВРОПЕЙСКАЯ ЖЕНЩИНА V-VI ВВ. У ВЕРШИН ВЛАСТИ»

УДК 94(4)

Михайлова Анна Александровна

студентка IV курса историко-политологического факультета

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, e-mail: mihailovaanna1312@yandex.ru

ЕВРОПЕЙСКАЯ ЖЕНЩИНА V-VI ВВ. У ВЕРШИН ВЛАСТИ

Anna A. Mikhailova

4th year student of the faculty of history and political science

Perm State National Research University, Perm, Russia, e-mail: mihail ovaanna1312 @yandex. ru

EUROPEAN WOMAN OF THE V-VI CENTURIES AT THE TOP

OF POWER

Аннотация. Отражены основные способы прихода к власти европейских правительниц V-VI вв., к которым можно отнести законный брак, знатность рода, регентство. Проанализированы положительные и отрицательные черты императриц и королев. Изучена частная жизнь женщин, находящихся у власти в данный период.'

Ключевые слова: европейская женщина, Средневековье, европейские императрицы и королевы, частная жизнь европейских знатных женщин.

Abstract. The article reflects the main ways of coming to power of European rulers of the V-VI centuries, which can include legal marriage, nobility of the family, regency. Positive and negative features of empresses and queens are analyzed. The private life of women in power at the time is studied.

Key words: European woman, Middle Ages, European empresses and queens, private life of European noble women.

Как известно, на протяжении почти всей истории правителями были мужчины. Однако иногда мы встречаемся с противоположными случаями, когда женщина брала власть в свои руки. Каким образом женщина могла оказаться у власти? Если же она стояла рядом с правителем, оказывала ли она на него какое-либо влияние? Каковы были механизмы этого влияния? Это и станет предметом исследования.

Последние три десятилетия внимание специалистов уделялось в большей степени женщинам императорского и королевского двора, вероятнее всего, причина в наличии имеющихся материалов. Диссертация Т.В. Смирницких [9], характеризующая жизнь женщины в ранней Византии, статья Ю.Ю. Чуевой

© Михайлова А.А., 2019

[10], книга «История женщин на Западе» [3] — все эти исследования затрагивают интересующую нас сферу. Коллективная монография Ф. Арьеса и Ж. Дюби [4] раскрывает суть такого явления, как частная жизнь, культура повседневности, ведь именно она заключена внутри жилища, обнесена забором и остается изолированной.

У-У1 вв. — один из периодов истории, о котором известно довольно мало, в связи с этим данный период называют «темными веками». Сохранилось относительно немного источников, проливающих свет на события и описывающих жизнь знатных женщин того времени.

Среди авторов, которые дают нам такую возможность, безусловно, нельзя не отметить сочинения Прокопия Кесарийского. Он был историком, работавшим при дворе императора Юстиниана I. Помимо описания жизни главы государства он дает довольно подробные сведения о частной жизни знатных женщин, повлиявших на историческую судьбу страны. В его произведениях есть упоминания или рассказы о жизни и правлении Феодоры, жены Юстиниана, Антонины, жены полководца Велизария, Амаласунте, дочери Теодориха Великого [7; 8]. Григорий Турский, епископ и историк при династии Меровингов в «Истории франков» уделил особое внимание королевским женам, таким как Хлодозинда, Хродехильда, Фредегонда, Брунгильда, Амалаберга и др. [2]. Венанций Фортунат — епископ Пуатье, живший в середине VI - начале VII в., является одним из самых известных поэтов эпохи Меровингов. Будучи знакомым с Радегундой, женой Хлотаря I, он написал «Житие», являвшееся основным биографическим источником об ее жизни [1]. «Хроника Фредегара» — историческое сочинение VII в., созданное во Франкском государстве. Точно нельзя сказать, кто был автором данной хроники, обычно ее написание приписывают полулегендарному летописцу Фредегару. В хронике подробно описана жизнь Брунгильды и Фредегонды, франкских королев [11]. «История лангобардов» является главным трудом Павла Диакона, монаха, историка эпохи Каролингов, жившего в VIII в. Некоторая часть труда является компиляцией сочинений Беды, Иордана,

107

Венанция Фортуната, Григория Турского и др., и опять же проливает свет в большей степени на жизнь Брунгильды [6]. Про ее жизнь упоминается и в «Книге истории франков» — анонимной хронике, написанной в VIII в., другое ее название — «Деяния франкских королей» [12]. Также в «Книге» сказано про Фредегонду и ее войну против австразийцев. Данные сочинения не раскрывают полностью жизнь женщин у власти, но подробно описывают их поступки, желания и внутренние качества, как положительные, так и отрицательные.

Как женщина могла прийти к власти? Существовало несколько способов: законный брак, знатность рода, регентство. В основном главенствующим фактором прихода к власти являлся брачный союз с правителем. Примером является союз Феодоры и Юстиниана. Феодора играла решающую роль в принятии действующих законов. Чем она заинтересовала императора? Почему, по мнению Прокопия Кесарийского, он влюбился в нее до безумия? На этот вопрос нет однозначного ответа. Думается, одна из причин — внешность. «Была она необыкновенно изящна и остроумна. Из-за этого все приходили от нее в восторг» [8, IX]. Также и жена Хильперика, Фредегонда, оказалась у вершины власти не с помощью наследования престола. Нельзя точно сказать, кем была Фредегонда до замужества, но в «Истории франков» есть слова ее дочери, что она может вновь отдать мать в служанки. Именно эта фраза дает основание полагать, что Фредегонда имела ранее низкий социальный статус. Хильперик спустя несколько дней после убийства своей жены Галасвинты женился на Фредегонде. Вероятнее всего, последняя была причастна к убийству, только благодаря этому она смогла выйти замуж за короля и добиться власти. И опять же интерес правителя к женщине вызван красотой: «Королева же Фредегунда была прекрасна...» [12, с. 35]. В «Тайной истории» Прокопия Кесарийского упоминается и о жене Велизария Антонине. Перед тем, как попасть в «высший свет», она «вначале вела развратную жизнь» [8, I], была знахаркой, «приобрела большой опыт в изготовлении снадобий, что

передавалось у них в семье по наследству» [8, I].

108

Благодаря браку можно было поддержать межгосударственные отношения для развития взаимовыгодного сотрудничества. Так Хлодозинда, дочь франкского короля Хлотаря I, супруга короля лангобардов Альбоина, вышла за него замуж с целью нормализации франкско-лангобардских отношений: «Так как он за свое могущество пользовался у всех великим и славным именем, то Клотарь, король франков, отдал ему в жены свою дочь, Клодзуинду» [6, I]. Данные примеры приводят к выводу, что брак заключался в двух случаях — либо из-за настоящей любви, либо из-за корыстных намерений.

Благодаря известности рода, бургунды выдали замуж Хродехильду, дочь короля Хильперика II. Хлодвиг, узнав, что она из знатного рода, непременно решил на ней жениться, бургунды не могли отказать ему, зная могущество Хлодвига. «.. .Так как Хлодвиг часто посылал посольства в Бургундию, то его послы однажды увидели девушку Хродехильду. Найдя ее красивой и умной и узнав, что она королевского рода, они сообщили об этом королю Хлодвигу. .Так как Гундобад побоялся отказать Хлодвигу, он передал ее послам..» [2, II]. Благодаря знатности рода, смогла встать у руля власти Брунгильда, так как была дочерью ветсготского короля Атанагильда. Также Амаласунта осталась у власти и играла важную роль в управлении остготским государством, ведь она была дочерью Теодориха Великого. Возможно, на брак Радегунды, дочери короля Тюрингии Бертахара, с Хлотарем I, королем франков, повлияло ее происхождение. Она была дочерью короля, и, попав в плен к Хлотарю, стала его женой.

В-третьих, одним из способов прихода женщин к власти было регентство

императрицы при несовершеннолетнем сыне. Известны некоторые случаи

регентства исследуемого периода. В раннее средневековье Брунгильда, жена

франкского короля Сигиберта, была регентшей при своем сыне, внуке;

Амуласунта, дочь Теодориха Великого, правила десять лет также от имени

своего несовершеннолетнего сына. При этом она могла проводить

самостоятельную политику, направленную на интерес к Византии, «захотела

109

передать власть над готами и италийцами императору Юстиниану» [7, I] и Риму, «пока она стояла во главе правления, ни один римлянин не был подвергнут ни телесному наказанию, ни конфискации имущества.» [7, I].

Другим важным вопросом является то, насколько женщины влияли на правителей государств и на принятие ими решений. Было ли так, что женщина, находившись у власти, никаким образом не оказывала влияния на принятие решений? Безусловно. Прокопий, характеризуя Юстина I, императора Византии, написал про его жену: «Жил он с женщиной по имени Луппикина. Рабыня и варварка, она была в прошлом куплена им и являлась его наложницей. И вместе с Юстином на склоне лет она достигла царской власти» [8, VI]. По его мнению, «не отличаясь никакими достоинствами, она так и осталась несведущей в государственных делах» [8, IX]. В большинстве источников упоминаются лишь имена жен правителей, но не сказано ничего об их жизни. Главное, чем они занимались — рожали детей и были любящими женами. «Когда же Теодобальд стал уже взрослым, он взял в жены Вульдетраду» [2, IV; 4]. Больше о ней ничего не упоминается, будучи женой, она, вероятнее всего, выполняла домашние обязательства и не вмешивалась во власть мужа. «.У короля Хлотаря от разных жен было семь сыновей» [2,^], перечисления имен в источнике дают основание полагать, что многих женщин властители рассматривали только для продолжения рода. Стоит отметить, что такое положение женщин было нормой и не вызывало ни единого вопроса, ведь главная цель — охранять семейный очаг.

Все-таки некоторые женщины влияли на своих супругов, их воздействие зависело от ряда факторов. Во-первых, от личных способностей. Жена короля меровингского периода Хлодвига, Хродехильда «.непрестанно увещевала Хлодвига признать истинного бога и отказаться от языческих идолов» [2, II]. Она хотела склонить мужа к христианству, поэтому вызвала к нему Реймского епископа, чтобы он поверил в бога, творца всего существующего на земле, и отверг языческих богов. В конечном итоге, король принял крещение.

Хродехильда своим влиянием и настойчивостью смогла изменить мировоззрение и веру короля.

Влияние женщин на правителей часто основывалось на мужской слабости, они были ослеплены женской красотой. Как уже было сказано, из-за красивой внешности заключил брак Юстиниан с Феодорой, благодаря этому ей было позволительно практически все: «Феодоре удалось сразу же достигнуть невероятного влияния и огромного богатства» [8, IX], «вместе с ней [Феодорой] он [Юстиниан] еще больше стал губить народ, причем не только здесь [в Византии], но и по всей Римской державе» [8, IX]. Жена императора считала почетным принимать иностранных послов, одаривала их подарками. Прокопий Кесарийский обращает внимания на то, что новшества, введенные в государстве, есть результат деятельности обоих — Юстиниана и Феодоры.

Королей слабохарактерных нередко смещали или отодвигали на задний план их жены. В «Книге истории франков», написанной два века спустя после жизни Фредегонды, сказано, что «когда наступила ночь и король Хильперих [супруг Фредегунды] вернулся с охоты, послала к нему Фредегунда опьяненных вином убийц и, когда король сошел с коня ... палачи вонзили своему королю в живот два ножа. Он же вскричал и умер» [12, XXXV].

Нередко помощь в закреплении у власти женщин оказывали профессиональные убийцы, так называемые «правые руки» королев, которые выполняли любые поручения женщин. По мнению Григория Турского, Фредегонда приказала убить короля Сигиберта: «Тогда двое слуг по злодейскому умыслу королевы Фредегонды, вооруженные острыми ножами, ... протиснулись к Сигиберту..., и поразили его с двух сторон» [2, IV].

Жена Хлотаря I, Радегунда, занималась меценатством. Она не пыталась влиять на своего мужа, но принимала активное участие в культурной жизни страны. Об этом свидетельствует ее «Житие»: «Она отдала тяжелый золотой пояс на нужды бедняков» [1, XIII], оказывала помощь нуждающимся, «ежедневно кормила приходящих к ней нищих» [1, XVII]. Радегунда старалась

покровительствовать культуре, литературе.

Рассматривая положение женщин, находившихся у власти, можно отметить их положительные черты. Главным, присущим практически им всем качеством является мужественность, стойкость. Во время восстания «Ника» в 532 г. Юстиниан впал в отчаяние, и только Феодора благодаря хладнокровию, стойкости и тому жизненному опыту, который она обрела еще до замужества, смогла спасти империю [8, I]. Благодаря ее хорошей ораторской речи, которая воодушевила многих, «.они [сановники] начали обсуждать, как им следует защищаться, если кто-либо пошел бы на них войной.» [8, I].

При регентстве своего сына, «Амалазунта держала власть в своих руках, выделяясь среди всех своим разумом и справедливостью и являя по своей природе вполне мужской склад ума» [7, I]. Прокопий утверждает, что она не проявляла слабости, как обычная женщина, и постоянно показывала величие своей царской власти, называя ее властной. Франкская королева, регентша при сыне Хлотаре, Фредегонда была сильна воинственным духом. Когда король Австразии двинулся против ее государства, она, узнав об этом, собрала войско: «.. .Фредегунда в союзе с Ландерихом и остальными предводителями франков также составила войско. Потом она ... раздавала богатые дары и подношения и ободряла их на войну против врагов их» [12, XXXVI]. Данные примеры подтверждают мысль, что некоторые женщины-правительницы во многом были схожи со своими мужьями, они не проявляли страх в экстремальных ситуациях, были сильны духом.

Самыми положительными чертами наделяется в источниках Радегунда. Не управляя государством и не принимая решений во власти, она занималась благотворительностью. Будучи милосердной, доброй, верующей, была еще трудолюбивой, «она носила воду из колодца и разливала ее по небольшим сосудам. Чистила овощи, мыла бобы, и раздувала потухший очаг так, что могла приготовить пищу» [1, XXIV]. Этот факт стал известен после ее ухода в монастырь. Как известно, «Житие» — агиографический жанр, который характеризуется большой субъективностью, можно предположить, что

и Венанций Фортунат, автор «Жития», преувеличил достоинства героини.

112

Однако авторы сочинений уделяют большое внимание описанию и отрицательных качеств правительниц и жен императоров. Многим из них в молодости присущ низкий уровень социальной ответственности. Прокопий Кесарийский называет Феодору, жену Юстиниана I, бесстыжей и распущенной и про ее происхождение пишет: «... ей было суждено прославиться среди многих блудниц и стать известной всему человечеству. ... Сначала он [Юстиниан I] сошелся с ней как с любовницей, хотя и возвел ее в сан патрикии. Таким образом, Феодоре удалось сразу же достигнуть невероятного влияния и огромного богатства» [8, IX]. Про Антонину Прокопий пишет то же самое: «Сама она тоже вначале вела развратную жизнь, не ведая удержу в своих страстях» [8, I].

Иногда встречались случаи свирепости, бессердечия со стороны властных женщин. Крайне жестока была Феодора: «Имелось во дворце одно подземное помещение. Сюда она по большей части и заключала тех, кто нанес ей оскорбление» [8, !У,7], и деспотична, «ибо ее пыл, крайне расположенный возбуждаться для того, чтобы губить людей, был совершенно не способен к умиротворению» [8, XV]. Женщины даже могли потребовать убить не согласных с ними людей или мешающих им быть властительницами всего мира. Так, Феодора «потребовала от Петра лишь одного — чтобы он как можно скорее убрал Амаласунту из числа живых» [8, XVI]. Автор «Тайной истории» утверждает, что смерть Сильверия, римского папы, и Иоанна Каппадокийского, префекта Востока, есть результат деятельности и причастности Антонины. Амаласунта, королева-регентша при сыне Аталарихе, преследовала несогласных с ней готов. Ей были не угодны три готских военачальника, поэтому она их уничтожила: «Послала. с поручением убить тех трех., как бывших главными виновниками восстания против нее» [8, I].

Качество, которое присуще некоторым женщинам у власти, — преобладание чувственного над рациональным. Так Ромильда, жена фриульского герцога Гизульфа, отдала на разграбление аварам город. «Затем она [Ромильда], без промедления, открыла ворота крепости Форума Юлия

113

и сама отдала врагу на разграбление и город, и всех, кто там находился» [6, IV]. Влюбившись, она открыла ворота города и отдала своих подданных на поругание.

Возможно, по этим причинам порой отношение подданных к женщинам, активно держащих себя во власти, было явно недоброжелательным. В «Хронике Фредегара» сказано: «Нобли Бургундии, как епископы, так и светские вельможи, боялись и ненавидели Брунгильду...» [11, XLI]. Большинство бургундских и австразийских аристократов желали смерти королевы, так как за время своего правления Брунгильда расправилась с несколькими богатыми людьми и конфисковала их достояние. По мнению Стефана Лебека, против королевы восстали и знатные люди, озабоченные сохранением своей власти в округах и своей независимости [5, с. 131]. «Амалазунта хотела, чтобы ее сын по своему образу жизни был совершенно похож на первых лиц у римлян» [8, I], обучала его по римским обычаям. Ее поданные были недовольны этим, приводя в аргумент то, что юноша вырастет, и будет править не по варварским обычаям: «И вот собрались те, которые у готов считались наиболее высокопоставленными, и, придя к Амалазунте, обвиняли ее, что сын ее воспитывается у них неправильно и не так, как следует для их вождя» [8, I].

Еще один вопрос, который интересен — отличалась ли женщина того

времени у власти от мужчины у власти? Думается, что нет. Мужчины, как

и женщины, использовали холодный расчет или заговор, прибегали

к насильственным мерам. Не все императоры были способны грамотно

управлять государством, что приводило в конечном итоге к их убийству.

Диаконом Павлом описан Юстин Младший, правивший в VI в.: «...Юстин

Младший, муж, пораженный всеми видами корыстолюбия, презиратель

бедняков, грабитель сенаторов, и настолько исполненный неистовой жадности,

что приказал изготовить железные ящики, в которые он собирал таланты

золота, которые награбил» [6, III; 9]. Так что женщины-правительницы

и мужчины-правители были схожи чертами в плане управления империей,

114

королевством. Конечно, осуждались в большей степени активные женщины у власти. Традиция предписывала последним иную, более пассивную роль. Причем женская активность осуждалась не только мужчинами, но и самими женщинами.

Таким образом, проанализировав исторические источники, относящиеся к Ш-Ш вв., можно прийти к выводу, что большинство правительниц данного периода добились власти не путем наследования престола от родителей, а благодаря браку с правителями, т.е. одним из основных лифтов социальной мобильности являлся брак. Некоторые византийские василисы, франкские королевы, королевы готов проявляли себя как стойкие, мудрые женщины, большинству из них присуща мужественность. Находясь у вершин власти, они не могли позволить себе быть слабохарактерными, беззащитными, могли постоять за себя. Женщины, которые занимались домашними делами и не участвовали в политике, были более спокойны, терпимы. Однако нередко те женщины, которые были активны у власти, оказывались коварны, жестоки и хладнокровны. Можно заметить закономерность, что практически все они использовали в своих целях заговоры, сплетни, а иногда и прибегали к крайним мерам — убийствам.

Можно сказать, что влияние на правителей оказывало лишь минимальное количество женщин, судя по кратким описаниям в исторических сочинениях. Брунгильда, Фредегонда, Феодора, Амаласунта — личности, о которых больше всего сказано в исторических сочинениях. Вероятно, именно они проявляли активную позицию, стоя у власти. Большая же часть знатных женщин вели себя в соответствии с традицией, обеспечивая уют в семье. Поэтому они и не оставили большого следа в истории своих государств.

Список источников и литературы:

1. Венанций Фортунат. Житие святой Радегунды / пер. с лат., коммент. Н.Ю. Бикеевой // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. 2012. № 20. С.188-204.

2. Григорий Турский. История франков. М.: Наука, 1987. 464 с.

3. История женщин на Западе. Молчание Средних веков / под ред. К. Клапиш-Зубер; пер. с фр. под ред. РА. Гимадеева; науч. ред. перевода Н.Л. Пушкарева. СПб.: Aлетейя, 2GG9. 512 с.

4. История частной жизни: под общей ред. Ф. Aрьеса и Ж. Дюби. Т. 1: От Римской империи до начала второго тысячелетия / Поль Вейн, Питер Браун, Ивон Тебер, Мишель Руш, Эвелин Патлажан; под ред. П. Вейна; пер. с франц. Т. Пятницыной (предисловие, введение, гл. 1 и 2) и Г. Беляевой (гл. 3, 4 и 5, библиография); под ред. В. Михайлина. М.: Новое литературное обозрение, 2017. SGG с.

5. Лебек C. Происхождение франков. VIX вв. М.: Скарабей, 1993. 347 с.

6. Павел Диакон. История лангобардов / пер. с лат. Ю. Б. Циркина. СПб.: Aзбука классика, 2GGS. 32G с.

7. Прокопий Кесарийский. Война с готами / пер. С. П. Кондратьева. М.: Наука, 1950. 57S с.

S. Прокопий. Тайная история / пер. С. П. Кондратьева // ВДИ. 1938. № 4. С. 273-

3б0.

9. Смирницких Т. В. Характер и специфика частной жизни женщины в ранней Византии: автореф. дис... канд. ист. наук. Ставрополь, 2GG9. 29 с.

10. Чуева Ю.Ю. Образ Am^n^i в «Тайной истории» Прокопия Кесарийского (Ю.Ю. Чуева) [Электронный ресурс] // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2G16. №8 (229). С. 52-54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazantoninyvtaynoyistoriiprokopiyakesariyskogo (дата обращения: 25.G3.2G19).

11. Шмидт Г. A. Хроники Фредегара // Хроники Фредегара / пер. ГА. Шмидта. СПб.: Евразия, 2G15. С. 7-47.

12. Liber Historiae Francorum / Edit. and transl.with an Introd. by B.S.Bachrach. Coronado Press, 1973.

УДК 308

Манин Александр Анатольевич

студент III курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: alexander.manin2013@yandex.ru

ПРОБЛЕМА ДОХРИСТИАНСКОЙ ПИСЬМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН IV-X ВВ. В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ИСТОРИОГРАФИИ

Aleksandr A. Manin

student 3 course of historical faculty

Perm State humanitarian and Pedagogical University Perm, Russia, e-mail: alexander.manin2013@yandex.ru

© Манин А.А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.