Европейская модель государственной политики управления инвестициями среднего бизнеса на примере Германии
Кузнецов Максим Владимирович
аспирант, кафедра финансового менеджмента Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова, [email protected]
Средний бизнес традиционно рассматривается как компонент малого и среднего предпринимательства и, несмотря на свой широкий потенциал в реализации инвестиционной политики, крайне редко рассматривается как самостоятельный объект для государственной политики. В данной статье рассматривается практика реализации европейской модели государственной политики управления инвестициями среднего бизнеса на примере Федеративной Республики Германия. Цель данной статьи - выявить ключевые особенности европейской модели реализации государственной политики управления инвестициями среднего бизнеса. В статье используются методы контент-анализа, анализа нормативно-правовых актов и отдельных кейсов. В рамках статьи проводится анализ государственной системы управления в данной сфере, проводится статистический анализ и интерпретация ключевых экономических показателей, связанных с инвестиционной активностью субъектов среднего бизнеса Германии на интервале с 2004 по 2016 годы, а также проводится обзор ключевых инструментов государственной поддержки инвестиций среднего бизнеса. На основании проведенного статистического анализа выявляются специфические особенности среднего бизнеса на примере Германии. В статье выделяются ключевые особенности немецкой практики и делаются выводы об особенностях европейской модели государственной политики управления инвестициями среднего бизнеса. Ключевые слова: инвестиции, средний бизнес, экономика Германии, государственная политика, инвестиционная политика, политика МСП, управление инвестициями.
Германия является страной - ярким континентальной модели капитализма, для которой характерны высокая концентрация капитала, преобладание банковского финансирования над финансированием посредством фондового рынка, управление бизнесом в интересах широкого круга стейкхолдеров, а не только акционеров, а также ориентация на долгосрочные контракты как с персоналом, так и с контрагентами.
Характерно, что вклад МСП в экономику Германии является значительным и по итогам 2017 года составил 54,9% в ВВП и 58,5% в занятости, применимо к экспорту и затратам на НИОКР вклад составил 17,1 и 13,2% соответственно [6].
Для немецкой модели государственной политики развития субъектов МСП характерна богатая традиция и наличие местных особенностей. Так, вместо общепринятого термина МСП в Германии используется понятие Mittelstand, связанное с традициями семейного бизнеса в стране. Характерно, что в рамках данной традиции выделяется категория аналогичная среднему бизнесу (upper mittelstand), которой соответствуют компании с выручкой от 50 млн евро до 1 млрд [7, с. 113]. Тем не менее этот критерий носит экспертный характер, а официально утвержденная методология, на основании которой проводится государственная политика, понимает под средним бизнесом компании с выручкой 10-50 млн евро и количеством занятых от 51 до 250 человек.
Германия также как и США является федеральным государством, однако система управления отличается. Ключевым органом государственной власти, отвечающим за реализацию государственной политики управления инвестициями среднего бизнеса и за реализацию программ по развитию МСП является Министерство экономики и энергетики (Federal Ministry of Economic Affairs and Energy).
Министерство разрабатывает и утверждает стратегию привлечения инвестиций, осуществляет ежегодный мониторинг состояния инвестиций бизнеса, а также определяет комплекс мер по реализации плана по привлечению инвестиций. Реализация стратегии является предметом совместной компетенции федерального министерства и органов власти субъектов федерации (земель).
Подробнее рассмотрим исторические тенденции по ключевым экономическим параметрам функционирования среднего бизнеса в Германии в период с 2004 по 2016 годы.
На основании данной таблицы можно сделать следующие выводы:
1) экономические показатели объема инвестиций среднего бизнеса демонстрируют высокий уровень устойчивости и стабильности на протяжении периода и соответствуют уровню 20% при более высокой волатильности объема инвестиций микро- и малых предприятий;
2) средние предприятия в 2 раза сильнее вовлечены в международный бизнес и чаще занимаются внешнеэкономической деятельностью, чем МСП в целом;
3) уровень рентабельности среди средних предприятий примерно в 1,5 раза ниже, чем у МСП в целом, что может быть связано со структурными различиями, а именно большей капиталоемкостью бизнеса и меньшей оборачиваемостью капитала;
4) на протяжении периода 2004-2016 гг. средний бизнес показывает лучшую динамику по индексу производительности труда, чем сегмент МСП в целом, что может объясняться спецификой среднего бизнеса, а именно: большими возможностями по привлечению квалифицированных кадров, а также большими возможностями по внедрению современных технологий и более оптимальными практиками управления;
5) Производительность труда на средних предприятиях в абсолютном выражении почти в 3 раза превосходит средний показатель по группе МСП, что может быть связано с спецификой среднего бизнеса, а именно: большей капиталоемкостью, большими возможностями по внедрению современных технологий, лучшими практиками управления, большей рыночной властью средних компаний;
С учетом позитивной динамики инвестиций среднего бизнеса, производительности труда и рентабельности средних предприятий можно сделать вывод о том, что политика по управлению инвестициями среднего бизнеса Германии является успеш-
0 3
Ю
S
ff
2 е
9
CS
сч £
б
а
2 о
ной. Ниже рассмотрим ключевые инструменты государственной политики и систему государственного управления.
Важнейшей государственной стратегией Германии является Индустрия 4.0 (четвертая промышленная революция), то есть автоматизация промышленности за счет внедрения современных информационно-коммуникационных технологий. По оценкам Еврокомиссии, 44% от всех реализованных проектов в рамках Индустрии 4.0 приходится на МСП [4, с. 13]. Отдельного внимания заслуживает проблематика создания единого цифрового механизма интеграции и коммуникации бизнеса, в том числе дающих дополнительную информационную поддержку для субъектов МСП посредством доступа к базе знаний. Характерно, что по мнению Ю.В. Мелешко данная государственная программа инициирована под влиянием лобби крупного бизнеса и она оставляет для субъектов МСП только возможности по включению в общую цепочку создания ценности на условиях крупного бизнеса [13, с. 6].
В составе Министерства экономики и энергетики выделяется специализированная структура, отвечающая за реализацию государственной политики развития МСП, а именно Генеральный директорат малого и среднего бизнеса (DG VIII)
Генеральный директорат малого и среднего бизнеса курирует несколько ключевых государственных программ -«Концепция развития научно-технической политики в отношении предприятий малого и среднего бизнеса» и «Стимулирование сбережений для открытия своего бизнеса». Первая программа описывает условия и возможности для финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, а вторая госпрограмма ориентирована на запуск стартапов и вовлечение в предпринимательство. Контролирует реализацию этих программ специальный государственный орган -Кредитный совет по восстановлению[8, с. 10], который находится в подчинении федеральному министерству и призванный курировать ход реализации данных программ и обеспечивать контроль их исполнения. Данные программы предусматривают льготное кредитование на длительный срок. В.В. Заболоцкая и Н.А. Хут оценивают ставки по таким кредитам в 3-3,5% [10].
На протяжении 2000-х гг. в рамках нового государственного управления Министерство экономики и энергетики Германии проделало большую работу в рамках сокращения избыточного регули-
Таблица 1
Ключевые характеристики инвестиций среднего бизнеса в Германии в 2004-2016 гг. Источник: составлено автором на основе KfW Research SME panel 2017 [4]
Показатель 2004 2008 2010 2013 2016
Объем инвестиции среднего бизнеса, млрд евро 55 65 62 59 74
Общин объем корпоративных инвестиций, млрд евро 265 332 302 323 367
% инвестиции среднего бизнеса 20% 19,57% 20,53% 18,27% 20,17%
Доля средшк предприятий, участвующих в международном бизнеса 54% 51% 59% 57% 53%
Доля МСП, участвующих в международном бизнеса 24% 22% 19% 19% 21%
Доля среднда х£мгханий, осуществляющих инвестиции, О'/ $1 87 85 82 85
Доля МСП, осущестьпяющ]1х инвестиции, % 46 52 47 43 42
Рентабельность средних предприятий, % 3,3% 4% 4% 4,2% 4,4%
Рентабельность МСП, % 5,4% 5,5% 5,6% 6,8% 7,3%
Индекс произвел 1ггелвнести труда среднк* предприятий 100 115 ПО 120 42
Индекс производительности труда МСП 100 95 91 95 96
Средняя производительноств труда ® предприятие среднего бизнеса в абсолютном выражении за 20042017 л; евро 341 000
Средняя производительноств труда в МСП ® абсолютном выражении за 2004-2017 гг, евро 120 000
рования и сокращения административных барьеров. В рамках специальной программы за 6 лет по оценкам Министерства бизнес сэкономил порядка 12 млрд евро в год за счет сокращения административных издержек [5]. Эта косвенная мера, направленная на общее улучшение бизнес-климата и улучшение деловой инфраструктуры.
Следующий класс мер связан с налоговой поддержкой субъектов МСП. Так, в Германии также действует программа по ускоренной амортизации, позволяющая косвенно снизить налоговую базу [9]. Параллельно с этим действует система
С. Айхфельдер и К. Шнайдер изучили опыт «политики выравнивания» территорий ФРГ и бывшего ГДР в 1990-1998 гг., когда для стимулирования инвестиций бизнеса власти позволили отнести 50% от совокупного объема инвестиций на расходы. Это привело к росту инвестиций в строительство на 33% и росту инвестиций в оборудование на 3,1%. Характерно, что большую часть этого роста обеспечил крупный бизнес, а средний и малый бизнес практически не изменили свой объем инвестиций. При этом было определено, что после завершения программы объем инвестиций крупного бизнеса резко упал, что связано с изменением календарного срока инвестиций в рамках программы [2].
Также в Германии развит комплекс мер поддержки, связанный с обучением и информационно-консультативной поддержкой. Федеральное правительство проводит ряд обучающих мероприятий для бизнеса, направленных на развитие компетенций по подготовке бизнес-планов для привлечения инвестиций, по исследованию рынков и по планированию сбыта готовой продукции [12].
Также в Германии практикуется прямая финансовая поддержка, представленная в виде: государственных инвестиционных субсидий, кредитов с льготной процентной ставкой. Также федеральное министерство экономики и энергетики курирует программу государственных гарантий по кредитам мСп. Они предоставляются региональными банками развития ФРГ. По итогам 2016 года в рамках этой программы было выдано кредитов МСП на общую сумму 1,1 млрд евро, а гарантии по кредитам составили 1,25 млрд евро [3].
Региональная структурная политика Германии на уровне земель направлена на сглаживание экономического неравенства в развитии между разными субъектами федерации. Так, программа гранто-вой поддержки GRW направлена на предоставление грантов в размере определенного процента от инвестиций в реализацию проекта на создание новых рабочих мест. Данная мера предусматривает разделение МСП на малый и средний бизнес и предельная ставка для среднего бизнеса составляет 10-30% (против 2040% для малого). Размер ставки зависит от географического положения предприятия (наибольшие ставки действуют на территории бывшей ГДР и приграничных районов с Польшей [3].
Следующий инструмент предусматривает долевое финансирование проектов МСП. В его рамках в Германии существует инфраструктура Государственно-частных компаний по инвестициям в МСП (МЩеЫаЁп^з^е Ве1еШдипдзде8е11-Б^аАеп). Это сеть компаний, пользующихся федеральной поддержкой для осуществления прямых инвестиций в проекты МСП в пределах лимита в 3 млн евро без отраслевой специфики. Эти компа-
нии также помогают осуществить привлечение долгового финансирования со стороны банков развития Германии.
Также в рамках региональной политики присутствует четкий акцент на содействие инвестициям, направленным на охрану окружающей среды и на внедрение зеленых технологий. Министерство экономики и энергетики и региональные органы власти используют такие инструменты как прямые субсидии на НИОКР (предоставляемые как на наднациональном уровне Европейской Комиссией, так и на национальном уровне Федеральным министерством), кредиты с льготной процентной ставкой. Приоритетные направления здесь: очистка сточных вод, утилизация отходов, очистка воздуха, экономия электроэнергии
Германия исторически является крупной страной экспортером, поэтому государственная политика предусматривает также дополнительные меры поддержки для МСП, занимающихся экспортной деятельностью, в том числе страхование на случай неплатежей зарубежных контрагентов [14, с. 313].
Отдельного внимания заслуживает политика интеграции бизнеса в деятельность деловых ассоциаций. Так, изначально создаваемая по инициативе бизнеса сеть торгопо-промышленных палат Германии со временем была интегрирована в систему реализации государственной политики, а компании стали обязаны участвовать в деятельности ТПП [11, с. 67]. ТПП реализуют комплекс мероприятий, направленных на информационно-консультативную поддержку бизнеса, содействие в поиске партнеров для привлечения инвестиций и развития торговых отношений.
Таким образом, государственная политика управления инвестициями среднего бизнеса в Германии подразумевает выделение средних предприятий в отдельный сегмент предпринимательства и предусматривает отдельный набор стимулирующих мер, ориентированных именно на средние компании. Статистика реализации данной политики демонстрирует высокую динамику и положительные результаты не только по объему инвестиций среднего бизнеса, но и по производительности труда и по рентабельности.
Вместе с тем, большинство мер ориентированы на категорию МСП в целом и представляют собой ценность, преимущественно, для малых предприятий (комплекс обучающих программ по ведению бизнеса и организационно-правовым
вопросам ведения бизнеса), часть из мер финансовой поддержки (субсидирование НИОКР, долевое инвестирование) также ориентированы прежде всего именно на малый бизнес.
Тем не менее, существующие меры грантовой поддержки, ускоренной амортизации, льготного долгового финансирования со стороны региональных банков развития и информационно-консультативной и образовательной поддержки учитывают специфику среднего бизнеса и ориентированы на стимулирование его инвестиционной активности.
Ключевыми особенностями европейской модели в этом случае является сочетание наднациональных и национальных мер поддержки, ярко выраженный фокус на банковское финансирование и наличие особых банков развития, в том числе отвечающим за финансирование проектов малого и среднего бизнеса, а также активное участие деловых ассоциаций и их инкорпорация в систему реализации государственной политики.
Литература
1. Digital transformation monitor. Germany: Industrie 4.0 // Europдische Kommission. - P. 3. [Электронный ресурс], [2018] - URL: https://ec.europa.eu/ growth/tools-databases/dem/monitor/sites/ default/files/ DTM_Industrie%204.0.pdf
2. Eichfelder S., Schneider K. Tax Incentives and Business Investment: Evidence from German Bonus Depreciation. CESifo Working Paper, 2014, no. 4805
3. Incentives in Germany: guideline for supporting investment projects // German Trade and Investment Agency by Federal Ministry of Economic. [Электронный ресурс], [2018] - URL: https://www.gtai.de/ GTAI/Content/EN/Invest/_SharedDocs/ Downloads/GTAI/Brochures/Germany/ facts-figures-incentives-in-germany-en.pdf?v=13
4. KfW Research SME panel 2017 // Federal Ministry of economic affairs and energy. [Электронный ресурс], [2018] -. URL: https://www.kfw.de/PDF/Download-Center/Konzernthemen/Research/PDF-Dokumente-KfW-Mittelstandspanel/PDF-Dateien-Mittelstandspanel-(EN)/KfW-Mittelstandspanel-2017_EN.pdf
5. Program for cutting red tape and creating better regulation // Официальный сайт Министерства экономики и энергетики ФРГ. [Электронный ресурс], [2018] URL: https://www.bundesregierung.de/ breg-de/themen/buerokratieabbau
6. SMEs are driving economic success: Facts and Figures about German SME //
Federal Ministry for Economic Affairs and Energy [Электронный ресурс], [2018]. -URL: https://www.bmwi.de/Redaktion/EN/ Publikationen/Mittelstand/driving-economic-success-sme.pdf?__blob = publicationFile&v=4
7. Venohr B., Fear J., Witt A. Best of German Mittelstand-the world market leaders //Available at SSRN 2724609. - 2015
8. Багова А. Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в зарубежных странах (на примере Германии и Франции) // Приложение к журналу Предпринимательское право. - 2013. - №. 1. - С. 712.
9. Брюмер K. Система поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в Германии - возможный ориентир для России? [Электронный ресурс], [2013] - URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-74289.html?page=2
10. Заболоцкая В. В., Хут Н. А. Сравнительный анализ мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России и за рубежом //Теория и практика общественного развития. - 2015. - №. 10.
11. Запруднова Л. А., Генералова Ю. А. Опыт зарубежных стран в развитии малого и среднего бизнеса (на примере Германии) //Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. - 2016. - №. 1. - С. 67.
12. Кречетов Р.И. Государственные меры поддержки малого и среднего предпринимательства в россии за рубежом [Электронный ресурс], [2016] URL:http:/ / www.eduherald.ru/ru/article/ view?id=13422
13. Мелешко Ю. В. Индустрия 4.0-новая промышленная политика Германии: теоретическая основа и практические результаты. - 2018
14. Финк Т. А. Реализация программ поддержки малого и среднего бизнеса в условиях рыночной экономики // Молодой ученый. [Электронный ресурс], [2013]. - №4. - С. 311-314. - URL https:/ /moluch.ru/archive/51/6689/
European model of government policy for medium-sized companies' investment promotion. Case of Germany Kuznetsov M.V.
Moscow State University M.V. Lomonosov Medium-sized enterprises traditionally analyses as a part of SME (small and medium-sized enterprises), but not as separate subject of government policy in despite of it has a wide range potential for government investment promotion policy implementation. In this article we review practice of European model of government policy for medium-sized companies' investment promotion in case of Federal Republic of Germany. The chief aim of this article is to identify key features of European model of government policy for
О
3
Ю
5
2
e
9
medium-sized companies' investment promotion. We use content-analysis approach, analysis of legislature framework and some cases review. In this article we review system of government policy in case of mid-sized companies with statistical analysis of 20042016 years data of Germany's medium-sized companies investment performance and its interpretation. Also we provide review of key instruments and incentives of government policy for mid-sized companies investment promotion. We identified some features of German medium-sized companies due to statistical analysis. In this article we identified key features of German model and make an assumption about European model of government policy for medium-sized companies' investment promotion.
Key words: investment, medium-sized enterprises, mid-sized companies, government policy, investment promotion, SME policy, investment policy
References
1. Digital transformation monitor. Germany: Industrie
4.0 // Europgische Kommission. - P. 3. [Electronic resource], [2018] - URL: https:// ec.europa.eu/growth/tools-databases/dem/ monitor/sites/default/files/ DTM_Industrie% 204.0.pdf
2. Eichfelder S., Schneider K. Tax Incentives and
Business Investment: Evidence from German Bonus Depreciation. CESifo Working Paper, 2014, no. 4805
3. Incentives in Germany: guideline for supporting
investment projects // German Trade & Investment Agency by Federal Ministry of Economic. [Electronic resource], [2018] - URL: https://www.gtai.de/GTAI/Content/EN/lnvest/ _SharedDocs/Downloads/GTAI/Brochures/ Germany/facts-figures-incentives-in-germany-en .pdf? v = 13
4. KfW Research SME panel 2017 // Federal Ministry
of Economic Affairs and Energy. [Electronic resource], [2018] -. URL: https://www.kfw.de/ PDF/Download-Center/Konzernthemen/ Research/PDF-Dokumente-KfW-Mittelstandspanel/PDF-Dateien-Mittelsta ndspanel - ( EN )/KfW-Mittelstandspanel-2017_EN.pdf
5. Program for cutting red tape and creating better
regulation // Official website of the Ministry of Economics and Energy of Germany. [Electronic resource], [2018] URL: https:// www.bundesregierung.de/breg-de/themen/ buerokratieabbau
6. SMEs are driving economic success: Facts and
Figures about German SME // Federal Ministry for Economic Affairs [Electronic resource], [2018]. - URL: https://www.bmwi.de/ Redaktion/EN/Publikationen/Mittelstand/ driving-economic-success-sme.pdf?_blob=publicationFile&v=4
7. Venohr B., Fear J., Witt A. Best of German
Mittelstand world market leaders // Available at SSRN 2724609. - 2015
8. Bagova A. Experience of supporting small and
medium-sized businesses in foreign countries (on the example of Germany and France) // Appendix to the journal of Business Law. -2013. - №. 1. - p. 7-12.
9. Brumer K. Support system for small and medium-
sized businesses in Germany - a possible reference point for Russia? [Electronic resource], [2013] - URL: http://do.gendocs.ru/ docs/index-74289.html?page=2
10. Zabolotskaya V.V., Khut N.A. Comparative analysis of measures of state support for small and medium-sized businesses in Russia and abroad // Theory and practice of social development. - 2015. - №. ten.
11. Zaprudnova L. A., Generalova Yu. A. Experience of foreign countries in the development of small and medium-sized businesses (by the example of Germany) // Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Economy. - 2016. - №. 1. - p. 67.
12. Krechetov R.I. State measures to support small and medium enterprises in Russia abroad [Electronic resource], [2016] URL: http: // www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13422
13. Meleshko Yu. V. Industry 4.0 - new industrial policy of Germany: theoretical basis and practical results. - 2018
14. Finck TA. Implementation of programs to support small and medium-sized businesses in a market economy // Young Scientist. [Electronic resource], [2013]. - №4. - p. 311314. - URL https://moluch.ru/archive/51/6689/
«
CS
СЧ
£
6 a
2 ©