Научная статья на тему 'Европейская безопасность в свете теории политического реализма'

Европейская безопасность в свете теории политического реализма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
473
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EUROPEAN SECURITY / SECURITY DILEMMA / POLITICAL EQUILIBRIUM / BALANCE OF THREATS / ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДИЛЕММА БЕЗОПАСНОСТИ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ / БАЛАНС УГРОЗ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цыганков Павел Афанасьевич

Теория международных отношений показывает недостижимость абсолютной безопасности для субъектов европейской и мировой политики. Противопоставление «правильного» и «неправильного» подходов к безопасности не учитывает того, что в самом понятии «безопасность» сосуществуют объективное содержание и субъективный смысл. Универсального рецепта для окончательного решения проблем в этой области не существует. Настаивание на превосходстве «европейских ценностей» делает фактически бесперспективными планы создания единого общеевропейского сообщества безопасности, которое гарантировало бы от угроз дестабилизации не только ЕС, но и Россию. Международная безопасность это непрерывный процесс, требующий постоянного диалога, достижения и соблюдения договоров, укрепления доверия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

European Security through the Lens of Political Realism

The theory of international relations demonstrates the unattainability of absolute security for participants in European and world politics. The juxtaposition of “correct” and “incorrect” approaches to security does not take into account that the very notion of “security” comprises both objective content and subjective meaning. A universal formula for the ultimate solution to the problems in this field does not exist. Insisting on the superiority of “European values” actually renders plans for a common European security community that protects both the EU and Russia from destabilization futile. International security is a continuous process requiring constant dialogue, effort, compliance with treaties and confidence-building measures.

Текст научной работы на тему «Европейская безопасность в свете теории политического реализма»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2017. № 4

Павел Афанасьевич Цыганков,

доктор философских наук, профессор факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой социологии международных отношений социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (Россия), e-mail: tsygankp@mail.ru

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СВЕТЕ ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА1

Теория международных отношений показывает недостижимость абсолютной безопасности для субъектов европейской и мировой политики. Противопоставление «правильного» и «неправильного» подходов к безопасности не учитывает того, что в самом понятии «безопасность» сосуществуют объективное содержание и субъективный смысл. Универсального рецепта для окончательного решения проблем в этой области не существует. Настаивание на превосходстве «европейских ценностей» делает фактически бесперспективными планы создания единого общеевропейского сообщества безопасности, которое гарантировало бы от угроз дестабилизации не только ЕС, но и Россию. Международная безопасность — это непрерывный процесс, требующий постоянного диалога, достижения и соблюдения договоров, укрепления доверия.

Ключевые слова: европейская безопасность, дилемма безопасности, политическое равновесие, баланс угроз.

Pavel Afanasievich Tsygankov,

Doctor of Philosophy, Professor, Political Science Department, Lomonosov Moscow State University, and Head of the Sociology of Internationa! Relations Program, Department of Sociology, Lomonosov Moscow State University (Russia), e-mail: tsygankp@mail.ru

EUROPEAN SECURITY THROUGH THE LENS OF POLITICAL REALISM

The theory of international relations demonstrates the unattainability of absolute security for participants in European and worldpolitics. The juxtaposition of "correct" and "incorrect" approaches to security does not take into account

1 Статья написана на основе доклада, сделанного автором на конференции "European and Regional Security: Russia & Romania Contributing to Consolidate a Climate of Confidence around the Black Sea", организованной Titulescu European Foundation в Бухаресте 11.04.2017 г.

that the very notion of "security" comprises both objective content and subjective meaning. A universal formula for the ultimate solution to the problems in this field does not exist. Insisting on the superiority of "European values" actually renders plans for a common European security community that protects both the EU and Russia from destabilization futile. International security is a continuous process requiring constant dialogue, effort, compliance with treaties and confidence-building measures.

Key words: European security, security dilemma, political equilibrium, balance of threats.

В наши дни, к сожалению, никто не в состоянии отрицать, что европейская безопасность находится в серьезном кризисе. Его глубину и масштабы вполне правомерно сравнивают с холодной войной прошлого века. Больше того, многие считают, что нынешний кризис зашел гораздо дальше, приблизился вплотную к «точке невозврата», и что он более опасен по своим возможным последствиям2. Разумеется, сложившаяся ситуация не может рассматриваться вне глобального контекста в целом. Ученые и политики задаются вопросами о том, что лежит в основе нарастания нынешней напряженности и дестабилизации мировой политической системы. Эксперты нередко высказывают крайние позиции. Представители различных политических сил обвиняют друг друга и не проявляют склонности к компромиссу...

Не претендуя на исчерпывающее объяснение сложившейся ситуации, мне кажется полезным попытаться проанализировать ее с позиций некоторых из ключевых понятий имеющегося на сегодняшний день теоретического знания о безопасности в международных отношениях.

Важным вкладом в понимание проблем безопасности стало предложенное в 1952 г. Э. Уолферсом (А. Wolfers) определение, на которое и сегодня опираются многие эксперты и аналитики: «Безопасность в объективном смысле означает отсутствие угроз центральным ценностям, а в субъективном смысле она характеризуется

2 Описание и анализ сложившейся в настоящее время международной ситуации в терминах холодной войны получило широкое распространение не только в многочисленных печатных и электронных СМИ, но и в экспертно-аналитической литературе. В качестве примера можно указать: Овчинский В., Ларина Е. Холодная война 2.0 (Доклад Изборскому клубу) // Изборский клуб. URL: http://dynacon.ru/content/ articles/4224/#a5; Хегманн Г. Новая холодная война проявляется в этих цифрах // ИНОСМИ.РУ. 2017. 24 апреля. URL: http://inosmi.ru/politic/20170424/239207697. html; RossA.R. The Second Cold War is Here // Counterpunch. 2014. September 17. URL: http://www.counterpunch.org/2014/09/17/the-second-cold-war-is-here/; Chevtchenko N. Une nouvelle Guerre froide vient-elle de commencer? // Russia Beyond FR. 2017. Avril 20. URL: http://fr.rbth.com/international/2017/04/20/une-nouvelle-guerre-froide-vient-elle-de-commencer 746728

отсутствием страха, что эти центральные ценности станут объектом нападения»3. В этом определении безопасности содержится указание на риск непонимания между субъектами. Например, по причине разности как восприятия угроз, так и несоразмерности ресурсного потенциала или возможностей принятия ответных мер, для субъекта А первостепенными могут быть одни аспекты безопасности, а для субъекта Б — совсем другие.

Большинство западноевропейских политиков и экспертов акцентирует внимание на противоположности, а не на взаимодополняемости «мягкой» и «жесткой» безопасности, с одной стороны, и на необходимости распространения «европейских» (или «универсальных») ценностей — с другой. Сегодня очевидно, что во взглядах на европейскую безопасность возобладало именно проведение черты между «своими и чужими», «прогрессивной и архаичной моралью», «правильным и неправильным пониманием безопасности». Однако настаивание на превосходстве «европейских ценностей» над всеми остальными делает фактически бесперспективными любые планы создания единого общеевропейского сообщества безопасности, которое гарантировало бы от угроз дестабилизации не только ЕС, но и Россию.

Одним из достижений ТМО в исследовании вопросов безопасности считается сформулированная Дж. Херцем в 1950 г. дилемма безопасности4. Согласно этой дилемме, в анархической среде международных отношений безопасность для одного государства — это источник опасения для другого. Государство, которое наращивает свои вооружения, даже для собственной обороны, воспринимается другими как угроза, требующая ответа. В свою очередь, этот ответ вызывает беспокойство первого государства и т.д.

Именно с этой дилеммой тесно связана теория и практика политического равновесия (баланса сил) как одного из средств регулирования международных отношений. Осознание правителями и учеными Европы XVIII в. высокой степени ее взаимозависимости приводит к выводу о наличии общей заинтересованности в безопасности. Баланс сил, который в истории играл роль стихийного регулятора международных отношений, приобретает целенаправленный характер. Высказывается даже идея о необходимости его закрепления в качестве нормы международного права (Эмер де Ваттель). Основанный на принципе баланса сил, Европейский концерт наций почти столетие способствовал сохранению мира на континенте.

3 Цит. по: Battistella D. Théories des relations internationales. Paris: Presses de Sciense Po, 2006. P. 461-462.

4 Herz J. Idealist Internationalism and the Security Dilemma // World Politics. 1950. Vol. 2. No. 2. P. 171-201.

Проблема, которая выявилась в процессе дальнейшей эволюции теории и практики международных отношений, вытекает из динамики мирового развития. Империи, великие державы или их коалиции не могут доминировать вечно. На определенном этапе они разрушаются или приходят в относительный упадок под давлением внешних и внутренних обстоятельств. При этом слабеющие великие державы и коалиции стремятся использовать все свое сохраняющееся могущество с целью не допустить возвышения конкурентов. Последние, в свою очередь, опираясь на имеющиеся у них ресурсы, пытаются занять более высокое место в международной системе. Поэтому главный вопрос международной безопасности, который сформулировал Э.Х. Карр в 1939 г.5, — это вопрос о том, как сохранить стабильность при изменении одной конфигурации в соотношении сил на другую.

Ответ на него попытался дать М. Каплан в 1957 г. В частности, он утверждал, что существуют оптимальные размеры межгосударственного сообщества (неслучайно европейские династические режимы считали, что их противодействие друг другу имеет естественные пределы). Поэтому одним из правил международной политики стало прекращение войны, если она грозит уничтожить великую державу. Еще одно правило — необходимость позволять великой державе, потерпевшей поражение, войти в систему на правах приемлемого партнера или заменять ее путем усиления другого, ранее слабого государства6. Актуальность этих положений сохраняется и в наши дни. Несоблюдение указанных правил «победителями» в холодной войне, упорные попытки Запада любым путем сдерживать Россию на пути к ее становлению в качестве мирового игрока способствовали хаотизации международной системы и продолжают подрывать европейскую безопасность.

Теория баланса сил была дополнена в 1989 г. теорией баланса угроз С. Уолта7. Она показывает, как государства реагируют на возникновение ситуации, в которой одно из них или коалиция становятся особенно опасными. С позиций этой теории, одно из государств (или коалиция государств) угрожает другим в случае его географической близости, его наступательной способности и агрессивности его намерений. При этом значение имеют не столько декларации, и даже не реальные намерения государств или их союзов, сколько восприятие таких действий в качестве угрозы безопасности.

5 CarrE.H. The Twenty Years' Crisis, 1919-1939: An Introduction to the Study of International Relations. London: Macmillan, 1946.

6 Kaplan M. System and Process in International Politics. Colchester: ECPR Press,

2005.

7 Walt S. The Origins of Alliances. Ithaca: Cornell University Press, 1987.

Рассматривая в этом свете ситуацию расширения НАТО и его географического приближения к границам Российской Федерации, трудно отрицать, что она полностью подпадает под характеристику нарушения баланса угроз. Налицо не только географическая близость, но и наступательная способность альянса. Что касается агрессивности его намерений, то каковы бы ни были мотивы расширения, их трудно воспринимать как миролюбивые по отношению к России — особенно с учетом стратегии НАТО, принятой на юбилейном саммите членов этой организации в апреле 1999 г. в Вашингтоне.

Если же к трем аспектам сложившегося дисбаланса угроз добавить уже существующий после развала СССР дисбаланс сил (численность населения стран НАТО составляет около 900 млн человек8, численность войск альянса — 3,8 млн человек9, его годовой бюджет составил в 2016 г. 918 млрд долл.10), то трудно отрицать обоснованность тревог российского политического класса по поводу расширения НАТО. Несмотря на все заверения в обратном, в восприятии России альянс остается военной организацией, рудиментом холодной войны, дестабилизирующим фактором международных отношений.

Естественно, что в ходе мирового развития содержание представлений о безопасности менялось и расширялось. Размывались прежде четкие границы между внутренней и международной безопасностью. Военная безопасность, не теряя своего значения, дополнялась другими аспектами, связанными с возникновением новых угроз. В данной связи в конце 1990-х гг. возникает теория человеческой безопасности1. Она содержит два главных постулата: радикальное расширение поля безопасности и вытеснение из этого поля государства, мешающего перспективе формирования универсального космополитического, политико-морального сообщества безопасности.

Что касается первого, то чрезмерно расширительная трактовка пространства безопасности делает эту теорию малооперациональной

8 Пушкин С. Текущее состояние и перспективы развития НАТО // Политинформация. 2015. 18 мая. URL: http://politmform.su/armiya-i-konflikty/27659-tekuschee-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-nato-2015.html

9 Структура, базы и армии НАТО // CHVK.INFO. URL: http://chvk.info/nato/ struktura-bazy-i-armii-nato/

10 Fryer-BiggsZ. NATO Updates Estimates for Member 2016 Spending // IHS Jane's Defence Industry. 2016. July 05. URL: http://www.janes.com/article/62024/nato-updates-estimates-for-member-2016-spending

11 Buzan B. People, States and Fear: The National Security Problem in International Relation. Brighton: University of North Carolina Press, 1983; Idem. People, States and Fear: An Agenda for International Security Studies in the Post-Cold War Era. Boulder: Lynne Rienner Publishers, 1991.

в прикладном анализе международной политики. Действительно, «беспредельное расширение этого пространства грозит поглощением феноменом безопасности всего комплекса международных отношений и мировой политики»12. На это указывают и канадские исследователи13.

Постулируемый же сторонниками теории человеческой безопасности разрыв и даже противопоставление государства и человека как объектов безопасности приводят их к ложному парадоксу, в соответствии с которым чем в большей безопасности государство, тем в менее безопасной ситуации оказывается личность. Однако, как верно подметил Д. Батистелла, если не исходить из идеи «поменять народ», то критические теоретики безопасности должны признать, что в глазах самих индивидов, от имени которых они выступают, «базовой политической единицей» и в наши дни остается государство14.

Не менее важно и то, что гипотетическое «универсальное космополитическое политико-моральное сообщество безопасности вне суверенных государств-наций» мыслится сторонниками критических теорий без учета межкультурных различий, что препятствует межцивилизационному диалогу и не способствует ни укреплению безопасности человека, ни международной стабильности. Даже притом, что некоторым из сторонников теории человеческой безопасности такое сообщество видится утопическим проектом15.

Поэтому в сфере, имеющей отношение к решению практических проблем международной безопасности, отдача от подобной теории невелика. В то же время она интересна тем, что позволяет взглянуть под новым углом на некоторые политические дискурсы.

В частности, это касается таких понятий, как «секьюритизация» и «десекьюритизация». Под секьюритизацией понимается практика представления и/или восприятия объекта или ситуации в терминах угрозы безопасности. В свою очередь, десекьюритизация означает, что объект, независимо от его реального значения, может быть представлен в терминах, не связанных с безопасностью16.

12 Кулагин В.М. Глобальная и мировая безопасность // Современная мировая политика: Прикладной анализ / Отв. ред. А.Д. Богатуров. М.: Аспект Пресс, 2009. С. 193.

13 Fortmann M. Les études de sécurité: une sous-discipline à la croisée des chemins // Penser l'internatinal: perspectives et contributions des sciences sociales / Sous la dir. F. Cré-peau et J.Ph. Thérien. Montréal: La Presse de l'Université de Montréal, 2007. P. 127.

14 Battistella D. Op. cit. P. 489.

15 Ibid. P. 487.

16 Wœver O. Securitization and Desecuritization // On Security / Ed. R. Lipschutz. New York: Columbia University Press, 1995. P. 56-57.

Как можно сегодня наблюдать, секьюритизация оказалась удобным средством оправдания политических действий — от введения экономических санкций в ответ на «угрозу универсальным ценностям», до интерпретации электоральных баталий в терминах «российских киберугроз». В ходе своего недавнего визита в Москву министр иностранных дел Германии З. Габриель десекьюритизировал размещение батальонов НАТО вблизи российских границ, настаивая на том, что это не более чем «стремление НАТО перестраховаться на своем восточном фланге». И напротив, он секьюритизировал ответные меры России на ее собственной территории, интерпретируя их как «преувеличенную и опасную реакцию»17.

Однако подобные приемы не снимают, а обостряют проблему доверия как одну из основных, если не основную проблему безопасности. Как напоминал еще в 2010 г. министр иностранных дел России С.В. Лавров, в начале и середине 90-х гг. в рамках ОБСЕ и в рамках Совета Россия — НАТО было принято очень много политических заявлений о неделимости европейской безопасности и обязательств не укреплять свою безопасность за счет безопасности других. Они были подписаны главами правительств всех без исключения государств Евро-Атлантического региона. Опираясь на эти декларации, президент Д.А. Медведев выступил с инициативой заключения договора об общеевропейской безопасности. Речь шла о том, чтобы перевести указанные декларации на юридически обязывающий язык. Россия предлагала путь к созданию европейской системы коллективной безопасности. К сожалению, Европейский союз не выдержал этот «тест на искренность»18.

Завершая, хочу подчеркнуть, что теория, конечно, консервативна, она развивается медленно и не дает ответа на многие вопросы, касающиеся международной безопасности. Вместе с тем она говорит о невозможности достижения абсолютной безопасности как для системы международных отношений в целом, так и для любого из государств или коалиции государств, даже при самом благоприятном для них соотношении сил19. Данный вывод особенно очевиден

17 Гурков А. Немецкие СМИ рассказали, как Габриэль давал отпор Лаврову // Deutsche Welle. 2017. 10 марта. URL: http://p.dw.com/p/2YyeZ

18 Стенограмма выступления и ответов министра иностранных дел России С.В. Лаврова на вопросы СМИ на пресс-конференции, посвященной внешнеполитическим итогам 2009 года, Москва, 22 января 2010 г. // Посольство Российской Федерации в Республике Узбекистан. 2010. 26 января. URL: http://www.russia.uz/ index.php/2010-01-13-05-27-03/234--1

19 DurandD. Sécurité: vous avez dit sécurité ? // Relations internationales: (Ce blog est dédié aux problématiques de la paix et du désarmement, des institutions internationales (ONU, OTAN), à la promotion d'une culture de la paix). 2016. Février 1. URL: http:// culturedepaix.blogspot.ru^2016/02/securite-vous-avez-dit-securite.html

в свете расширения круга угроз. Нарастание общих опасностей — таких, как транснациональный терроризм, распространение ОМУ, нелегальная миграция, наркотрафик, природные катаклизмы и т.п., требуют общих усилий в противодействии им. Поэтому единственное решение может находиться только на пути переговоров, соблюдения соглашений, достижения и укрепления доверия между ключевыми субъектами международных отношений, заинтересованными в сохранении стабильного и безопасного мира.

Отказ от договоренностей под предлогом несовпадения ценностей, политика экономических санкций как средство сохранения либерального миропорядка ведут в тупик. В теоретическом плане универсальные ценности обладают сущностью, но не обладают существованием20. Это означает, что они должны и могут быть только предметом постоянных переговоров и совместного творчества. И конечно, они предполагают преодоление убежденности в моральном превосходстве той или иной культуры по отношению к другим культурам и ценностям.

Чудодейственного рецепта безопасности, в том числе европейской, не существует. Ее обеспечение всегда является результатом компромиссов. Оно с неизбежностью требует диалога и создания сложного комплекса мер, включающих укрепление доверия, уважение международного права. В то же время необходимы действия, направленные на обеспечение мирного перехода к миропорядку, исключающему диктат одного государства или коалиции государств, гарантирующему защиту ценностей и потребностей (интересов) не только Западной, но и Евразийской части нашего континента.

ЛИТЕРАТУРА

Гурков А. Немецкие СМИ рассказали, как Габриэль давал отпор Лаврову // Deutsche Welle. 2017. 10 марта. URL: http://p.dw.com/p/2YyeZ

Кулагин В.М. Глобальная и мировая безопасность // Современная мировая политика: Прикладной анализ / Отв. ред. А.Д. Богатуров. М.: Аспект Пресс, 2009. С. 182-202.

Овчинский В., Ларина Е. Холодная война 2.0 (Доклад Изборскому клубу) // Изборский клуб. URL: http://dynacon.ru/content/articles/4224/#a5

Пушкин С. Текущее состояние и перспективы развития НАТО // Политинформация. 2015. 18 мая. URL: http://politinform.su/armiya-i-konflikty/27659-tekuschee-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-nato-2015.html

Стенограмма выступления и ответов министра иностранных дел России С.В. Лаврова на вопросы СМИ на пресс-конференции, посвященной внешнеполитическим итогам 2009 года, Москва, 22 января 2010 г. // Посольство Российской

20 Y a t-il des valeurs universelles? // Le Café-Débat de Saint Quentin en Yvelines. 2009. Août 10. URL: http://quentin-philo.eklablog.com/y-a-t-il-des-valeur

Федерации в Республике Узбекистан. 2010. 26 января. URL: http://www.russia.uz/ index.php/2010-01-13-05-27-03/234--1

Хегманн Г. Новая холодная война проявляется в этих цифрах // ИНОСМИ.РУ. 2017. 24 апреля. URL: http://inosmi.ru/politic/20170424/239207697.html

Battistella D. Théories des relations internationales. Paris: Presses de Sciense Po, 2006.

Buzan B. People, States and Fear: An Agenda for International Security Studies in the Post-Cold War Era. Boulder: Lynne Rienner Publishers, 1991.

Buzan B. People, States and Fear: The National Security Problem in International Relation. Brighton: University of North Carolina Press, 1983.

Carr E.H. The Twenty Years' Crisis, 1919-1939: An Introduction to the Study of International Relations. London: Macmillan, 1946.

Chevtchenko N. Une nouvelle Guerre froide vient-elle de commencer? // Russia Beyond FR. 2017. Avril 20. URL: http://fr.rbth.com/international/2017/04/20/une-nouvelle -guerre-froide -vient-elle-de-commencer_746728

Durand D. Sécurité: vous avez dit sécurité ? // Relations internationales: (Ce blog est dédié aux problématiques de la paix et du désarmement, des institutions internationales (ONU, OTAN), à la promotion d'une culture de la paix). 2016. Février 1. URL: http:// culturedepaix.blogspot.ru/2016/02/securite-vous-avez-dit-securite.html

Fortmann M. Les études de sécurité: une sous-discipline à la croisée des chemins // Penser l'internatinal: perspectives et contributions des sciences sociales / Sous la dir. F. Crépeau et J.Ph. Thérien. Montréal: La Presse de l'Université de Montréal, 2007. P. 117-125.

Fryer-Biggs Z. NATO Updates Estimates for Member 2016 Spending // IHS Jane's Defence Industry. 2016. July 05. URL: http://www.janes.com/article/62024/nato-updates-estimates-for-member-2016-spending

Herz J. Idealist Internationalism and the Security Dilemma // World Politics. 1950. Vol. 2. No. 2. P. 171-201.

Kaplan M. System and Process in International Politics. Colchester: ECPR Press,

2005.

Ross A.R. The Second Cold War is Here // Counterpunch. 2014. September 17. URL: http://www.counterpunch.org/2014/09/17/the-second-cold-war-is-here/

Wœver O. Securitization and Desecuritization // On Security / Ed. R. Lipschutz. New York: Columbia University Press, 1995. P. 46-87.

Walt S. The Origins of Alliances. Ithaca: Cornell University Press, 1987. Y a t-il des valeurs universelles? // Le Café-Débat de Saint Quentin en Yvelines. 2009. Août 10. URL: http://quentin-philo.eklablog.com/y-a-t-il-des-valeurs-universelles-a47606393

REFERENCES

Battistella, D. Théories des relations internationales. Paris: Presses de Sciense Po, 2006.

Buzan, B. People, States and Fear: An Agenda for International Security Studies in the Post-Cold War Era. Boulder: Lynne Rienner Publishers, 1991.

Buzan, B. People, States and Fear: The National Security Problem in International Relation. Brighton: University of North Carolina Press, 1983.

Carr, E. H. The Twenty Years' Crisis, 1919-1939: An Introduction to the Study of International Relations. London: Macmillan, 1946.

Chevtchenko, N. "Une nouvelle Guerre froide vient-elle de commencer?" Russia Beyond FR, Avril 20, 2017, URL: http://fr.rbth.com/international/2017/04/20/une-nouvelle -guerre-froide -vient-elle-de-commencer_746728

Durand, D. "Sécurité: vous avez dit sécurité?" Relations internationales: (Ce blog est dédié aux problématiques de la paix et du désarmement, des institutions internationales (ONU, OTAN), à la promotion d'une culture de la paix), Février 1, 2016, URL: http:// culturedepaix.blogspot.ru/2016/02/securite-vous-avez-dit-securite.html

Fortmann, M. "Les études de sécurité: une sous-discipline à la croisée des chemins," Penser l'internatinal: perspectives et contributions des sciences sociales, eds. F. Crépeau et J.Ph. Thérien. Montréal: La Presse de l'Université de Montréal, 2007, pp. 117-125.

Fryer-Biggs, Z. "NATO Updates Estimates for Member 2016 Spending," IHS Jane's Defence Industry, July 05, 2016, URL: http://www.janes.com/article/62024/nato-updates-estimates-for-member-2016-spending

Gurkov, A. "Nemetskie SMI rasskazali, kak Gabriel' daval otpor Lavrovu," Deutsche Welle, March 10, 2017, URL: http://p.dw.com/p/2YyeZ

Hegmann, G. "Novaia kholodnaia voina proiavliaetsia v etikh tsifrakh," INOSMI. RU, April 24, 2017, URL: http://inosmi.ru/politic/20170424/239207697.html

Herz, J. "Idealist Internationalism and the Security Dilemma," World Politics, Vol. 2, No. 2, 1950, pp. 171-201.

Kaplan, M. System and Process in International Politics. Colchester: ECPR Press,

2005.

Kulagin, V. M. "Global'naia i mirovaia bezopasnost'," Sovremennaia mirovaia politika: Prikladnoi analiz, ed. A.D. Bogaturov. Moscow: Aspekt Press, 2009, pp. 182202.

Ovchinskii, V., and Larina, E. "Kholodnaia voina 2.0 (Doklad Izborskomu klubu)," Izborskii klub, URL: http://dynacon.ru/content/articles/4224/#a5

Pushkin, S. "Tekushchee sostoianie i perspektivy razvitiia NATO," Politinfor-matsiia, May 18, 2015, URL: http://politinform.su/armiya-i-konflikty/27659-tekuschee-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-nato-2015.html

Ross, A. R. "The Second Cold War is Here," Counterpunch, September 17, 2014, URL: http://www.counterpunch.org/2014/09/17/the-second-cold-war-is-here/

"Stenogramma vystupleniia i otvetov ministra inostrannykh del Rossii S.V. La-vrova na voprosy SMI na press-konferentsii, posviashchennoi vneshnepoliticheskim itogam 2009 goda, Moskva, 22 ianvaria 2010 goda," Posol'stvo Rossiiskoi Federatsii v Respublike Uzbekistan, January 26, 2010, URL: http://www.russia.uz/index.php/2010-01-13-05-27-03/234--1

Wœver, O. "Securitization and Desecuritization," On Security, ed. R. Lipschutz. New York: Columbia University Press, 1995, pp. 46-87.

Walt, S. The Origins of Alliances. Ithaca: Cornell University Press, 1987. "Y a t-il des valeurs universelles?" Le Café-Débat de Saint Quentin en Yvelines, Août 10, 2009, URL: http://quentin-philo.eklablog.com/y-a-t-il-des-valeurs-universelles-a47606393

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.