Научная статья на тему 'Европа: проблемы устойчивого развития'

Европа: проблемы устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
244
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Европа: проблемы устойчивого развития»

СФЕРА ЭКОНОМИКИ

Борис МАКЛЯРСКИЙ

ЕВРОПА: ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

15 лет тому назад на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро международное сообщество официально провозгласило устойчивое развитие в качестве ориентира и цели на XXI столетие. В выдвижении и разработке концепции устойчивого развития немаловажную роль сыграли европейские политические круги. В основу этой концепции был положен доклад премьер-министра Норвегии Г.-Х. Брундтланда "Наше общее будущее".

В документах, принятых на Конференции, под устойчивым понималось такое развитие, которое обеспечивало бы удовлетворение текущих потребностей без ущерба состоянию биосферы, её основополагающим параметрам и не ставило бы под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Обеспечение этого виделось в создании условий для взаимосвязи экономического и экологического развития, в рассмотрении проблем природной среды в единстве с социально-экономическими процессами.

Важность проблемы для Европы

Европа - самый урбанизированный регион планеты и антропогенная нагрузка на живую природу здесь весьма и весьма высокая. Хотя по уровню населения Европа уступает другим континентам - не более 8% мирового населения против 52% в странах Азии, 17% - Африки и 9% - Латинской Америки, она второй после США потребитель товаров и услуг (около 30% их мирового потребления). В последней трети ХХ столетия в конституциях и других законодательных актах европейских государств экологическим проблемам уделялось гораздо больше внимания, чем это имело место в прошлом. Например, в Конституции Бельгии закреплено право каждого гражданина страны на здоровую окружающую среду

© Маклярский Борис Михайлович - к.э.н., профессор Академии предпринимательства при правительстве Москвы.

наряду с правом на достойное жилье, культурное и социальное процветание. То же самое имеет место в Норвегии, Португалии, Испании, Болгарии и других государствах.

Исторически национальное природоохранное законодательство в европейских странах развивалось преимущественно по отраслевому принципу наряду с применением комплексных экологических решений, означающих системный подход к окружающей среде, тенденцию к интеграции природоохранного законодательства, относительную однородность правовых отношений по использованию земель, вод, лесов и других природоохранных ресурсов. В результате сформировалась общая природоохранная политика стран ЕЭС, в основе которой следующие принципы:

- сходность многих экологических проблем в странах Сообщества;

- обязательность совместно принятых решений;

- стремление к унификации мероприятий по борьбе с загрязнением окружающей среды в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте во всех государствах ЕЭС;

- согласованные и единые позиции на международных переговорах.

Таким образом, вопросы решения экологических проблем были признаны в

числе центральных во всей системе политических и экономических шагов Сообщества. И если первые программы действий в области охраны окружающей среды были разработаны и приняты в 70-е годы прошлого столетия, то в настоящее время реализуется Шестая программа ЕС, рассчитанная на 2002-2012 годы.

В числе главных инструментов осуществления природоохранной политики -экологическая экспертиза законопроектов, хозяйственных планов и программ согласно директиве ЕЭС от 1988 года.

Многолетние природоохранные усилия европейских стран привели к определённым позитивным сдвигам. Одна из главных целей Шестой программы предусматривала потребление возобновляемых и невозобновляемых ресурсов в количествах, не превышающих потенциальную ёмкость экологической системы. С 1995 по 2001 год ВВП стран-членов ЕС увеличился на 16%, тогда как потребление энергии возросло всего на 7%. По утверждению Европейского агентства по окружающей среде, ЕС в настоящее время лидирует в мире в области природоохранных технологий и инноваций, в частности в области ликвидации отходов1.

В рамках комплекса мероприятий "Чистый воздух для Европы" законодательно были установлены предельные значения выбросов двуокиси серы, окислов азота, аммиака и летучих органических соединений. Как следствие, только в период с 1980 по 1990 годы выбросы оксидов серы в Западной Европе сократились в 1,5 раза (с 65 млн т до 40 млн т в год). Заметно снизились выбросы в воздушный бассейн твердых частиц оксидов азота, оксида углерода и т. п.

1 Защита окружающей среды Европы. Третья оценка. Копенгаген, 2003. С. 21.

Благодаря повышению степени очистки водных стоков заметно улучшилось качество речных, озерных и прибрежных вод. В Германии в 1980-е годы восстановили экосистему Рейна, в Англии - Темзы, во Франции - Сены и т. д.

Почти 15 территорий ЕС получили статус, приближающийся к категории заповедников, - это 42 тыс. индивидуально охраняемых зон.

Если в Западной Европе указанные выше результаты являются следствием природоохранной политики, то в Восточной Европе уменьшение антропогенной нагрузки в 1990-ые годы связано с экономическим спадом, прежде всего в России и Украине. В России за этот период промышленное производство сократилось более чем вдвое, в Украине реальный объем ВВП в 2002 году был на 47% ниже, чем в 1990-м. При этом выбросы так называемых парниковых газов снизились на 36 и 50% соответственно.

Практика осуществления экологических мер, по существу, привела к тому, что в последней трети ХХ столетия на европейском континенте сформировалась новая модель природопользования, для которой характерно стремление к предупреждению возникновения экологического ущерба и комбинирование административных и экономических методов для защиты природы. Был накоплен значительный опыт по борьбе с загрязнением среды обитания. Однако к кардинальным переменам в экологической обстановке в Европе функционирование этой модели не привело. Устойчивые темпы экономического роста в большинстве стран Европы, подъём экономики в России в ХХ1 столетии ставят новые проблемы по экологическому урегулированию. Ведь антропогенная нагрузка на окружающую природу увеличивается по объёму и усложняется по своему качественному составу.

Европейское агентство по охране окружающей среды оценивает сложившуюся ситуацию как более тревожную по сравнению с началом 1990-х годов, когда и была провозглашена концепция устойчивого развития. По данным агентства, от 1/4 до 1/3 бремени различных заболеваний в странах континента вызвано экологическими факторами. До 45% городского населения Европы по-прежнему страдает от загрязнения воздуха. Именно с этим связано распространение аллергических реакций и астмы (каждый седьмой ребёнок в странах Европы болеет астмой). Воздействие целого ряда пестицидов повышает на 1520% риск возникновения болезни Паркинсона. Десятки тысяч людей подвержены заболеваниям желудочно-кишечного тракта вследствие низкого качества питьевой воды, содержащей бактерии, которые вызывают дизентерию, брюшной тиф, гепатит А и другие болезни. В 14 реках европейского континента отмечается превышение концентрации нитратов по сравнению со стандартами по питьевой воде, установленными в ЕС.

По мнению специалистов, прорыв в улучшении экологической обстановки на планете может состояться в результате последовательного выполнения Ки-отского протокола, призванного решить задачу глобального потепления на земле.

Изменение климата и Киотский протокол

Не случайно Шестая европейская программа по охране среды на первое место выдвигает эту проблему. По мнению Д. Кинга - советника по науке премьер-министра Англии, изменение климата представляет собой более грозную глобальную опасность, чем международный терроризм1. А какова динамика этой опасности?

Между 1880 и 1900 годами средняя температура на поверхности Земли, по данным Международной комиссии по изменениям климата, находилась на уровне 13,4о-13,6о по Цельсию, через 100 лет она приблизилась к 14,6о-14,7о. Метеорологи утверждают, что 1990-е годы были самым теплым десятилетием на земном шаре после 1860 года. Ожидается дальнейшее повышение температуры к 2100 году на 1,4о-5,8о по Цельсию по сравнению с 1990 годом.

Одной из главных причин этого явления учёные считают усиление так называемого "парникового эффекта" вследствие антропогенного увеличения концентрации двуокиси углерода, метана и других атмосферных газов. Скорость возрастания концентрации углекислого газа не имеет аналогов в истории Земли. В начале нового столетия ежегодный мировой выброс СО2 оценивается в 26,1 млрд т. (более 25% приходится на США, около 25% - на страны ЕС, более 7% -на Россию и 14% - на Китай).

В 1000-1750 годах концентрация углекислого газа в атмосфере составляла 280 частей на 1 млн, сегодня она достигла 368 частей, а в перспективе может вырасти до 450-1000 частей на 1 млн и выше.

Экологический ущерб от изменения климата - это и крупные материальные потери, и угроза здоровью людей. По оценкам специалистов в области здравоохранения, повышение среднеглобальной температуры на 2,5о повлечет за собой повышение смертности на 215 тыс. человек в год, главным образом в странах бывшего "третьего мира".

"Погодочувствительность" экономики возрастает даже в высокоразвитых странах. Например, в США обеспечение примерно 1/3 ВВП прямо или косвенно зависит от климатических изменений2. Учитывая особенности географического положения многих европейских стран (близость морей, высокая плотность населения и размещения отраслей реального сектора и т. п.) можно предположить, что здесь воздействие фактора климатических изменений может оказаться ещё более сильным.

На сегодняшний день суммарные оценки экономических потерь при потеплении климата в случае удвоения концентрации СО2: для Европы - 63,6, США -61,0, СНГ, включая Россию, - 18,2 млрд долл. в год.

В феврале 2005 года вступил в силу принятый в ноябре 1997 года в Киото (Япония) Международный протокол по защите климата Земли от потепления вследствие выброса "парниковых" газов и прежде всего СО2. Содержание Ки-

1 Конференция Акватерра. Тезисы докладов. - С.-П., 2005. - С. 20.

2 Там же. С. 23.

отского протокола - это по существу создание нового международного механизма контроля за парниковым эффектом. В США отношение к этому протоколу среди деловых кругов страны было далеко не однозначным и в конечном счёте выразилось в отказе от его ратификации. А ведь США - самый крупный продуцент углерода в мире!

Другая картина наблюдалась в Старом Свете: европейские страны поддержали идею ограничений на эмиссию СО2. В официальных кругах Германии, например, Киотский протокол рассматривался как "поворотный пункт" в истории человечества.

В Киото страны ЕС предложили всем индустриальным странам к 2010 году снизить выбросы парниковых газов на 15% по сравнению с 1990 годом. Но это предложение не встретило поддержки среди остальных государств, и в итоге появилось другое решение. В соответствии с принятым документом промыш-ленно развитые страны должны сократить эмиссию шести парниковых газов к 2008-2012 годам только на 5%. Эта норма была дифференцирована для разных стран. Так, членам ЕС нужно снизить выбросы за указанный период на 8%, Россия и Украина взяли на себя обязательство сохранить к 2008-2012 годам выбросы на уровне 1990 года. Государствам, бывшим в те годы кандидатами в члены ЕС (Болгария, Чехия, Румыния, Словакия, Словения, страны Балтии), сокращение выбросов устанавливалось на 8% и т. д.

Между тем в 1990-е годы во многих европейских странах по разным причинам уже произошло заметное снижение объёма эмиссии парниковых газов. В Германии оно составило почти 19% и явилось результатом повышения уровня энергосбережения. В Великобритании, где выбросы сократились почти на 13%, энергетические компании переключились с мазута и угля на газ. Весьма заметное (примерно на 1/3) уменьшение эмиссии парниковых газов в России и странах ЦВЕ1 - результат экономических спадов в 1990-ые годы. Указанное сокращение, безусловно, внесло существенный вклад в достижение целей Киотского протокола. Правда, в ряде стран выбросы парниковых газов в 1990-2000 годах выросли - Испания, Ирландия, Португалия и другие.

Для выполнения обязательств по Киотскому протоколу в большинстве европейских стран были приняты внутренние программы мероприятий, рассчитанных на период вплоть до 2012 года. Они включают, в частности:

- введение или повышение налогов на выбросы СО2 в энергетическом секторе;

- растущее использование возобновляемых источников энергии (например, в странах ЕС увеличение доли электроэнергии, производимой на ветряных электростанциях, до 38%, особенно в Дании, Германии, Испании. Кроме этого, Германия и Испания - ведущие страны по использованию солнечной энергии);

1 БИКИ, 2005 г., 3 марта.

- значительное увеличение производства электроэнергии и тепла из биомассы в Финляндии, Швеции, Австрии;

- заключение соглашений (в странах ЕС) с производителями новых легковых автомобилей по сокращению выбросов СО2;

- принятие мер в сельском хозяйстве, особенно Финляндии, по снижению выбросов закиси азота и других нежелательных компонентов и т. п.

По подсчётам Европейского агентства по охране окружающей среды, общие внутренние затраты на реализацию Киотского протокола в Западной Европе должны в среднем составить 12 млрд евро в год. Очевидно, что для стран ЦВЕ такие затраты явно неподъёмны и здесь необходима материальная поддержка со стороны ЕС.

Существуют и другие оценки расходов и затрат, учитывающие различия в подходах к определению стоимости превентивных мер по регулированию качества воздуха в соответствии с требованиями Киотского протокола. Они колеблются в широком диапазоне от 4 до 30 млрд евро.

Принятие Киотского протокола - эта первая попытка мирового сообщества поставить перед собой обязательные к исполнению цели по защите климата Земли. В то же время, по мнению специалистов, конечная эффективность мер, предусмотренных протоколом, весьма и весьма ограниченна. Так, немецкие экологи считают, что если цели по снижению эмиссии будут достигнуты, то повышение глобальной температуры в 2100 году удастся снизить только менее чем на 0,1 оС. В связи с этим раздаются требования ужесточить нормативы по сокращению эмиссии после 2012 года1.

Определённый скептицизм вызывают методы контроля и регулирования уровня эмиссии СО2, используемые для достижения целей Киотского протокола. Поэтому порой выдвигаются требования структурной перестройки всей экономики и в первую очередь энергетического сектора. Раздаются и более категоричные требования, например, отказа от углеродной экономики. Именно об этом говорится в докладе председателя Европейской комиссии Ж.М. Баррозу в Брюсселе (январь 2007 года). В докладе излагается проект новой энергетической политики ЕС. "Европа должна вывести мир в новую, постиндустриальную революцию. Речь идёт о неуглеводородной экономике", - заявил этот руководящий деятель ЕС2.

В условиях глобальной экологической взаимозависимости добиться сокращения эмиссии СО2 в атмосферу возможно лишь при участии всех крупных стран и в первую очередь США. Усилия европейских государств по соблюдению нормативов Киотского протокола не сумели переломить общемировую динамику выбросов СО2. В 1990-2003 годах прирост выбросов углекислого газа в мире составил 19%, а в 2002-2003-м - 4%.

1 Там же.

2 Эксперт, 2007, № 3. С. 36.

Экологические проблемы Балтийского моря

За последнее время Европа дважды сталкивалась с весьма опасными для себя многодневными перебоями с поставками углеводородного топлива, которые были вызваны конфликтами России с транзитными странами (Украиной и Белоруссией). Эти события в правительственных кругах стран-членов ЕС рассматривались как угроза энергетической безопасности. Между тем обеспечение этой безопасности объявлено канцлером Германии Ангелой Меркель одной из главных задач её председательства в Евросоюзе. В этих условиях весьма привлекательным, отвечающим интересам и потребителей газа, и его поставщиков, выглядит проект Североевропейского газопровода (СЕГ).

Указанный проект планируется в рамках так называемой политики Северного измерения - платформы для выработки решения проблем Севера Европы и развития сотрудничества с российским регионом Северо-Запада. Среди этих проблем - Арктика, Баренцево море, Балтика. Наряду с членами ЕС в этих программах участвуют Норвегия, Исландия и, естественно, Россия.

Планируется в 2008 году начать строительство газопровода с пропускной способностью 2-х ниток - 55 млрд м3 газа в год. Причём первая нитка (27 млрд м3 газа) должна быть введена в эксплуатацию уже в 2010 году. Она свяжет Единую систему газоснабжения России с общеевропейской газовой сетью. Морской участок газопровода протяжённостью 1200 км будет проложен по дну Балтийского моря. Он возьмёт своё начало недалеко от Выборга и выйдет на немецкое побережье. На пути СЕГ, таким образом, не окажется транзитных государств. Это будет гарантией от возможных политических рисков.

СЕГ призван обеспечить газом потребителей западноевропейского региона в Германии, Англии, Нидерландах, Франции, Дании. Благодаря сооружению морских коммуникаций газ будет подаваться потребителям Швеции и Финляндии.

Экосистема Балтийского моря, по-своему уникальная в мировых масштабах, весьма чувствительна ко всякого рода хозяйственной деятельности. Следует отметить, что вообще морские экосистемы очень часто страдают от различных видов и форм загрязнения и интенсивного вылова рыбы, осуществляемого индустриальными методами.

Уже в начале XIX века экосистема Балтийского моря начала претерпевать определённые изменения, вызванные антропогенной деятельностью. Самым заметным из них явилась эвтрофикация - состояние, для которого характерно:

- снижение прозрачности воды вследствие образования планктона;

- образование избыточных органических соединений;

- увеличение потребления кислорода;

- гибель организмов придонных слоёв, в том числе и рыб, и т. п.

Некоторые экологи утверждают, что эвтрофикация зашла так далеко, что

возврат к эталонным уровням качества морской экосистемы, существовавшим до 1950-х годов, вряд ли возможен. Ведь для этого необходимо снизить содер-

жание в морской воде фосфора на 35% и азота - на 10%. В роли загрязнителей здесь выступают стоки и отходы сельскохозяйственного производства, а более четверти отложений азота поступает из воздуха. К этому следует добавить, что концентрация нефтепродуктов в Балтийском море в 10 раз превышает их средний уровень в Мировом океане, а экосистема Финского залива страдает от теплового загрязнения из-за Ленинградской АЭС.

Состояние балтийской экосистемы стало одним из факторов жизненных условий прибрежных стран. Например, в Швеции озабоченность масштабами эв-трофикации стала проявляться ещё в 60-е годы прошлого столетия. Именно тогда было зафиксировано снижение кислорода в глубинах Балтики, что представляло собой опасность для популяций рыб. Один из разделов программы по охране окружающей среды, принятой шведским парламентом, так и назывался: "Довольно эвтрофикации".

В 1974 году для контроля и координации мер по защите экосистемы Балтийского моря была образована Хельсинкская комиссия (Хелком) с участием 9 государств, расположенных на побережье Балтики. Принятый этой комиссией План действий по защите морской среды включал 4 направления: эвтрофика-цию, опасные для здоровья вещества, безопасность морского судоходства и сохранение биологического разнообразия. По каждому из этих направлений осуществлялись специальные мероприятия. В 2005 году Хелком совместно с ЕС разработал комплекс целевых установок экологического состояния Балтийского моря как ориентир развития на ближайшее будущее.

С учётом этих установок и планируется осуществить сооружение СЕГ. Для выбора трассы будущей нитки газопровода были проведены консультации с участием природоохранных организаций прибрежных государств. Судя по первым инженерным и экологическим изысканиям, вполне реально избежать экологических рисков при строительстве и эксплуатации газопровода. Он будет проложен на значительно большей глубине, чем существующие трубопроводы. Трасса газопровода не затронет места затопления химического оружия после Второй мировой войны, а также районы рыбного промысла и места обитания балтийских тюленей.

Несмотря на все обещанные меры экологической безопасности, противники проекта СЕГ, главным образом Польша и страны Балтии, считают эти меры недостаточными и выступают против сооружения газопровода1. Однако, судя по прогнозам, спрос на газ будет расти и к 2020 году увеличится на 17-27% против нынешнего уровня. И этот аргумент для западноевропейских и в первую очередь для немецких промышленно-финансовых кругов является более весомым.

1 Сокращение транзитных поставок негативно сказывается на финансовом положении этих стран. Например, доходы от транзита энергоносителей российского происхождения составляют около 25% ВВП Латвии.

Специфика экологических потребностей

События, связанные с Киотским протоколом, международный резонанс по поводу решения о строительстве СЕГ - наглядная иллюстрация столкновения экологических потребностей с текущими материальными нуждами и интересами.

Вообще устойчивое развитие - это интегративная комплексная категория, имеющая не только экологические, но и экономические, социальные и политические измерения. В процессе претворения в жизнь программ устойчивого развития европейские страны, да и не только они, но и США, сталкиваются с немалыми трудностями и противоречиями локального и глобального масштабов. Например, отказ США от ратификации Киотского протокола - это результат не только давления лобби корпораций химической, металлургической и нефтегазовой отраслей, но и проявления озабоченности государства интересами налогоплательщиков. В США очень распространены опасения, что соблюдение обязательств по Киотскому протоколу повлечёт за собой замедление темпов роста и даже прямое снижение ВВП, сокращение занятости и потребительского спроса, рост цен на электроэнергию и т. п. В Западной Европе лишь 18% фирм включили мероприятия по снижению выбросов парниковых газов и борьбе с климатическими изменениями в свои бизнес-планы, 22% фирм вообще игнорируют эту проблему1.

Между тем содержание экологических потребностей заключается в необходимости создания и поддержания среды обитания определённого качества, необходимого для воспроизводства человека как производительной силы и личности, для нормального отправления его основных физиологических и общественных функций. В пирамиде общественных потребностей экологические нужды и запросы занимают особое место. Обычно на новые потребности общество откликается расширением производства, увеличением и разнообразием выпускаемой продукции и т. п. Что же касается экологических потребностей, то их удовлетворение чаще всего связано с прекращением выпуска и использования определённого вида продукции, свёртыванием целого ряда производств и т. д. Эта специфическая особенность экологических потребностей получила своё отражение в наделавшем много шума в 70-е годы прошлого века первом докладе Римскому клубу "Пределы роста". Напомним, что в этом докладе, подготовленном учёными и специалистами Массачусетского технологического института (США), содержался призыв ко всем странам к переходу на "нулевой рост" населения и производства в целях предотвращения экологического коллапса.

Несовпадение, а в ряде моментов и противоположность экологических и экономических целей и интересов во многих странах в немалой степени препятствует устойчивому развитию, гармоничному экономическому росту.

1 Рей-окиш Беопошу, 2004, № 5. Р. 32-33.

Большой запас неудовлетворённых материальных потребностей, относительно невысокий жизненный уровень заметно тормозят формирование и развитие экологического сознания среди широких масс населения. Не случайно в странах Западной Европы влияние "зелёных" партий и экологических движений намного сильнее, чем в странах ЦВЕ. Отсюда в западноевропейском регионе и более высокий уровень требований и нормативов природоохранного законодательства.

Экологически рациональным является рост ВВП при относительно низком потреблении сырья и топлива, то есть за счёт снижения энергоёмкости, материалоёмкости выпускаемой продукции. По данным Европейского агентства по охране окружающей среды, эффективность использования природных ресурсов в странах ЦВЕ в 4-5 раз ниже, чем в странах, составляющих ядро Евросоюза.

Добыча первичных энергоносителей и сырьевых материалов сопровождается отчуждением земель, уничтожением плодородного слоя почвы, загрязнением воздуха твердыми частицами и газообразными веществами, сбросом в воду неорганических отходов и нефтепродуктов и т. п. Наращивая импорт топлива и сырья, страна-импортёр переносит бремя экологического ущерба на страны-экспортёры. В последние годы добыча ископаемого топлива в странах Западной Европы составляла приблизительно 1,9 т на душу населения, против 5,0 т в странах-экспортёрах топлива (Россия, Украина, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан и др.).

Роль России

Самым крупным поставщиком нефти и газа на европейский рынок является Россия. Это не случайно. В целом по запасам природных ресурсов каждый россиянин в шесть раз богаче каждого американца и в 17 раз богаче европейца. При этом по уровню экономического и научно-технического развития Россия уступает не только США, но и многим странам ЕС.

Для России экспорт углеродного топлива - фактор экономической стабильности страны. Но такой вариант развития вряд ли отвечает смыслу и требованиям концепции устойчивого развития. На парламентских слушаниях в Государственной Думе в 2001 году, посвящённых проблеме охраны природы, отмечалось, что наметившийся экономический рост неизбежно сопряжён с ухудшением состояния окружающей природной среды вследствие изношенности основных фондов, несовершенства технологий, неудовлетворительного состояния очистных сооружений и других факторов экологической опасности. Более полное использование производственных мощностей таит в себе потенциальную угрозу роста валовых выбросов и сбросов загрязняющих веществ1.

За годы реформ (1990-1999) объём промышленного производства снизился в России почти наполовину, а добыча и производство топливно-энергетических ресурсов - всего на 25%. В итоге, уровень энергоёмкости российского ВВП пре-

1 Экология - XXI век, 2001, № 2. С. 79.

вышает соответствующий уровень стран Западной Европы и США в 2,5-3 раза. На единицу выпускаемой продукции в России расходуется энергии в 3 раза больше, чем в западноевропейских странах.

Российский топливно-энергетический комплекс (ТЭК) вносит самый крупный вклад в загрязнение окружающей среды в стране. На долю предприятий ТЭК в России приходится до половины выбросов вредных веществ в атмосферу, до одной трети сточных вод и свыше одной трети твердых отходов.

Обновление и модернизация производственных фондов - это важнейшее условие экологического "облагораживания" ТЭК. Ведь 30% газопроводов и 46% нефтепроводов в нашей стране эксплуатируются более 30 лет. Износ промысловых трубопроводов составляет почти 80%, поэтому частота их разрывов достигает двух на один километр длины в год.

По данным РАО "Газпром", потери составляют до 1,5% добываемого газа, а это почти 9 млрд м3 газа в год. Утечки газа усиливают глобальный парниковый эффект.

Другое направление энергетической политики в нашей стране - курс на энергосбережение. Его огромный потенциал достигает 40-45% уровня годового энергопотребления в России. Использование этого резерва позволит сэкономить

на вводе в строй новых энергомощностей.

* * *

Претворение в жизнь концепции устойчивого развития, как мы видим, повсюду сталкивается с немалыми трудностями. В основе этих трудностей лежит противоречие между двумя составляющими этого развития - экономической и экологической.

Прошедшие 15 лет свидетельствуют о поисках Европой оптимального соотношения между традиционными материальными интересами и экологическими потребностями. Возможность нахождения и достижения такого соотношения зависит от целого ряда факторов и не в последнюю очередь от состояния мировой экономики, международной политической ситуации и более настойчивого и последовательного курса государств в этой жизненноважной сфере. Практически все страны-члены ЕС (27 государств) продекларировали на словах свою приверженность целям устойчивого развития и стремятся (конечно, в неравной степени) к этому на деле. Поэтому и сегодня Европа в лице ЕС продолжает идти в авангарде природоохранных усилий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.