ЕВРОИСЛАМ КАК НАСЛЕДНИК ДЖАДИДИЗМА
В ноябре 2005 г. в Нижнем Новгороде прошел Всероссийский мусульманский форум, на котором возможность высказаться по актуальным проблемам ислама в России получили не только религиозные деятели, но и представители научных кругов. Выступления на пленарном заседании форума директора Центра арабских исследований Института востоковедения Российской академии наук и президента Центра стратегических и политических исследований Виталия Наумкина, а также интервью с ученым корреспондента агентства «Татинформ» Д. Рахимовой мы предлагаем вашему вниманию.
* * *
В.Н. Я хотел бы коснуться вопроса о том, с какими проблемами сталкивается сегодня российская умма. Мы живем в сложном мире, где, к сожалению, существует острое соперничество между нациями, конфессиями, государствами и порой громко заявляют о себе ненависть, ксенофобия, терроризм. Исламский мир в целом сегодня сталкивается с наиболее серьезными вызовами за всю историю своего существования. Располагая высоким потенциалом, имея неоспоримые заслуги перед человечеством за тот гигантский вклад в мировую науку, культуру, сделанный исламской цивилизацией на протяжении многих веков, исламский мир сегодня разобщен, недостаточно развит в экономическом,
военном, политическом отношениях, чтобы обеспечить достойную жизнь, процветание и благоденствие всех его граждан. В течение веков, демонстрируя другим культурам образцы толерантности, свободомыслия, исламский мир сейчас столкнулся с тем, что за его пределами, особенно на Западе, в результате террористических актов, которые совершаются под прикрытием исламских лозунгов, исламский мир воспринимается как источник угрозы. Отношения между исламским и неисламским миром значительно ухудшились, и исламофобия нередко проявляет себя в поведении и политике отдельных групп людей, особенно на Западе.
В то же время нельзя отрицать того, что глобализация, дающая немало возможностей всем государствам мира, зачастую 24
принимает уродливые формы, навязывает исламскому обществу культурные образцы, которые вызывают отторжение и протест. Деятельность религиозных экстремистов, подрывающая ислам изнутри и осложняющая его отношения с другими обществами, с одной стороны, и с другой - размывающая исламскую самобытность глобализация представляют собой две стороны того геополитического вызова, с которым сегодня сталкивается весь исламский мир. Он страдает от разобщенности и распрей, мешающих в полной мере реализовать потенциал живущих в нем народов.
Российская умма, на мой взгляд, - это триединая сущность, она одновременно интегральная часть великого российского народа, один из оплотов крепнущей российской государственности. Свидетельство тому - праздник 4 ноября, День народного единства, установленный в честь события, когда мусульмане вместе с православными спасли наше Отечество от опасности. Во-вторых, эта умма - составная часть большого исламского мира, и, в-третьих, она является сообществом разных этнических групп, каждая из которых имеет свои устои, самобытную культуру, свои интересы. Именно поэтому умма сталкивается с теми вызовами, с которыми встречаются, с одной стороны, Россия, с другой - весь мир ислама. Российская умма, как и все другие части исламского мира, оказалась зараженной бациллами экстремизма, который, как известно, не имеет здесь никаких корней. Среди российских мусульман господствует традиционный толерантный ислам, основанный на местных традициях и обычаях. Он черпает вдохновение из джадидизма. Именно джадиды много лет назад были против слепого следования авторитетам, признавали равноправие мужчин и женщин, заимствовали лучшие достижения европейской науки и техники, призывали к открытости, толерантности, развитию современного образования. Это нам так же необходимо сегодня, как и 100 лет назад. Идеи джадидов служили источником вдохновения для многих модернизаторских моделей ислама, например для ислама, существующего сегодня в Турции. Говоря о российском модернизме и о традиционном исламе, могу сослаться на статью своего коллеги Рафаиля Хакимова, где он призывает к модернизации ислама. Весь ханафитский мазхаб (толк ислама) находится на этапе адаптации к современному миру, которая ведется в интеллектуальных кругах российской уммы. Чем больше будет
этого поиска, тем больше будет интеллектуалов, высокообразованных знатоков ислама, тем лучше будет для России.
Длительный опыт проживания в условиях светского государства не мог не наложить отпечатка на образ жизни и мышление российских мусульман, которые отвергают салафитские модели теократии. Евроислам как наследник джадидизма - это вклад российских мусульман в сокровищницу идей и моделей современных исламских обществ. Это философия, которая, возможно, позволит избежать кризиса, сотрясающего государства. Толерантный ислам находит свое достойное воплощение в этой концепции. Опыт сосуществования мусульман и православных в нашей стране - это то, чем все мы должны гордиться, это большое преимущество российской мусульманской уммы наряду с ее высокой духовностью. Радикализация ислама в развитии общества не вызвана экономическими причинами и не является составной частью исламской культуры, она является результатом декультуризации мусульман, когда мусульмане, живущие в Европе, не имеют возможности обрести свою идентичность. Они занимаются только самообразованием, происходит индивидуализация веры, разрыв между поколениями, отрицание авторитетов, в том числе и религиозных, ослабление семейных связей, недостаточная социализация, замкнутость в узком кругу. Эта декультуризация приводит к поиску своей идентичности в какой-то воображаемой, виртуальной умме. Поэтому мусульманская культура и уникальная история ее развития в условиях Российского государства и отличают нас. Российской умме недостает стратегии: стратегии взаимоотношения с другими конфессиями, с другими народами, стратегии подготовки религиозных кадров, стратегии развития регионов с преобладающим населением мусульман.
* * *
Вопрос: Виталий Вячеславович, объясните, пожалуйста, как проявляется триединая сущность российской мусульманской уммы на примере конкретного российского мусульманина?
Ответ: Я говорил о том, что называется множественной идентичностью. Когда одна община - в данном случае исламская умма и люди, входящие в нее, - чувствует себя составной частью 26
нескольких сообществ. Одним из сообществ является сама умма -принадлежность к сообществу российских мусульман. Она является одним из видов самосознания, которым обладает человек, мыслящий себя как верующий мусульманин. Второе - это то, что человек является членом какой-то этнической группы. Естественно, у него есть и этнические интересы, интересы этой группы, ее культура, обычаи, которые отличаются от общемусульманских, и очень часто ценности национальности могут быть дороже ценностей ум-мы, потому что это самые насущные повседневные интересы человека. А третье - это принадлежность к большому исламскому миру, потому что верующий мусульманин переживает и за весь мусульманский мир. Он себя чувствует составной частью общего исламского мира, и принадлежность к нему ставит общие проблемы, общие вызовы, общие условия. Эти три вида принадлежности определяют самосознание человека, входящего в российскую исламскую умму.
Вопрос: Это идеальный вариант. Однако немало примеров, когда в сознании современного российского мусульманина присутствуют такие составляющие, которые могут вступать в противоречие друг с другом, как, например, в случае с новообращенными мусульманами русской национальности.
Ответ: Человек, который меняет религию, неизбежно входит в какую-то маленькую маргинальную группу и неизбежно подвергается нездоровому отношению со стороны своего бывшего конфессионального сообщества. Это естественно. Переход из одной веры в другую с точки зрения тех, откуда он ушел, не является похвальным делом, поэтому у этих людей специфическая судьба, но если они выбрали такую судьбу по велению души, совести, то это заслуживает уважения. Новообращенным мусульманам недостает связи с крупным этническим коллективом, не хватает идентичности. Им приходится намного трудней, но многие из них в целом комфортно себя чувствуют.
Вопрос: Каковы причины для консолидации российской мусульманской уммы, о необходимости которой много говорилось на форуме?
Ответ: Для консолидации российских мусульман сегодня не хватает предпосылок. Мы живем в эпоху, когда само государство становится на ноги как полиэтническое и поликонфессиональное
сообщество. Но в этом государстве каждая этническая группа возвращается к своим корням, где национально-этническое самосознание и национально-этническая идентичность являются главными составляющими. На мой взгляд, для татарина пока еще важнее то, что он татарин, нежели чем мусульманин. В условиях новой государственности идет притирка. Религия играет очень важную роль, но консолидировать всех мусульман вместе и позволить забыть об этнической принадлежности, как было когда-то в дореволюционной России, она пока не в состоянии. Народы хотят встать на ноги, осознать себя этнической группой со своими интересами, своей культурой, и объединение по религиозному признаку с другими этническими группами для них возможно только по каким-то отдельным вопросам, например, по взаимоотношениям между исламом и православием.
Вопрос: Правомерно ли проводить параллель между I Всероссийским мусульманским съездом 1905 г. и Всероссийским форумом мусульман, состоявшимся только что? Первое было безусловно политическое мероприятие, проходившее подпольно и ставшее точкой отсчета истории политической активности мусульман России. Сегодня же религия отделена от государства и политической силы не имеет.
Ответ: Форум, который прошел только что, не чисто религиозный съезд, хоть главный его компонент религиозный. В нем приняли участие много людей, которые не являются по-настоящему верующими, а также представители других конфессий. Этот форум, во-первых, явление, выходящее за рамки чисто религиозного, но в то же время не политическое. Однако любое крупное общественное движение, в том числе и с религиозным компонентом, не может не иметь политической направленности. Прошедшее мероприятие, на мой взгляд, явление общественно-политической жизни, и оно может быть «опрокинуто» в политическую жизнь, но без того, чтобы становиться партией.
Вопрос: Означает ли это, что вы считаете форум состоявшимся?
Ответ: Данный форум еще, возможно, не совсем состоялся. Ввиду объективных причин не все крупные личности присутствовали. Хотелось бы, чтобы он был более представительным. Но по-
скольку такой съезд - первый опыт в новой России, это хорошее начало, которое может иметь удачное продолжение.
Вопрос: Как вы относитесь к идее учреждения Совета улемов?
Ответ: Я считаю идею учреждения Совета улемов очень правильной. Совет улемов - это такая богословская сила, которая может определить, что хорошо и что плохо, и отстаивать интересы настоящего российского ислама, что сейчас крайне необходимо. Административно-управленческих органов, таких как духовные управления мусульман, для этого недостаточно. Совет улемов - это совещательная организация мусульманских ученых. Готово ли сегодня к этому мусульманское сообщество, есть ли достаточное количество образованных людей, я не знаю. Хорошо, если совет сможет вобрать в себя таких людей, даже для того, чтобы грамотно вести теологические споры с экстремистами. Некоторые думают, что Совет улемов будет чем-то править, что это будет бюрократи-чески-управленческий орган, и боятся его. Но отбор не должен вестись по административному принципу, нужно включить в совет действительно грамотных людей.
Вопрос: Ваше отношение к концепции евроислама?
Ответ: Мое отношению к идее евроислама позитивное, если понимать его как общее название для модернизированного, современного, очень толерантного вида религии. По большому счету, ислам один, он множественен потому, что плюралистичен, в нем нет ортодоксии. Ведь ислам отличается от христианства тем, что в нем нет ортодоксального толка. Господствующим толком ислама является ханафитский мазхаб, в рамках которого возможно существование ислама с очень терпимым отношением к другим конфессиям. Он ориентирован на сосуществование и современное образование, на вхождение в общемировое сообщество, сообщество высокоразвитых государств. Как говорят идеологи евроислама, «нам по пути с развитыми странами мира».
«Форумы российских мусульман на пороге нового тысячелетия», Н.-Новгород, 2006г., с. 307-312.