Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета и м. Н.И. Лобачевского, 2007, № 1 (6), с. 75-80 7
КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ТЕМА В СМИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН © 2007 г. С.В. Мосягина
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского vestnik_nngu@mail. ru
Поступила и редакцию 25.12.2006
Публикация посвящена некоторым аспектам освещения в СМИ деятельности представителей одной из основных религий ПФО - ислама, на примере Республики Татарстан. Объект анализа - публикации средств массовой информации ПФО по данной тематике. Используя методы многомерного математического анализа, автор выделил ряд устойчивых тематических сюжетов, описал их внутреннюю структуру, определил интенсивность обсуждения исламской тематики в СМИ Татарстана. Более подробно в статье рассматриваются общественно-политические аспекты деятельности представителей ислама в Татарстане, а также роль духовного образования в развитии ислама и усилении его влияния.
Возвращение в 90-х годах религии в духовную жизнь многих россиян, поиск конфессиональной идентичности, возрождение традиционных для России конфессий и рост числа их приверженцев привели к неизбежному росту влияния религиозного фактора на общественную жизнь. Соответственно возросла и роль религиозных организаций. Одним из отражений деятельности конфессий в регионе являются местные региональные СМИ. Анализ газетных публикаций и информационных сообщений позволяет достаточно адекватно анализировать основные направления освещения деятельности той или иной конфессии, ее руководителей, взаимодействия ее с региональными властями, установить существенные факторы, определяющие восприятие данной религии и ее представителей в конкретном регионе.
В прессе достаточно часто обсуждается вопрос о взаимопроникновении и взаимовлиянии светской и религиозной власти. Если в регионах, где преобладают православные жители, речь идет прежде всего о взаимодействии власти и РПЦ, то в регионах, где значительную часть населения, сравнимую по численности с православными, составляют мусульмане, уместно говорить о взаимодействии исламских организаций и власти. В Приволжском федеральном
округе наиболее представительными как по численности приверженцев религий, так и по количеству религиозных организаций (учреждений, заведений), пожалуй, можно считать 2 конфессии - православие и ислам. В большинстве регионов большее распространение получило православие, в качестве исламских центров ПФО выделяются Республика Башкортостан и Республика Татарстан. В ходе проведенного мониторинга СМИ данных регионов ПФО [1] были отобраны статьи, посвященные религиозной тематике. В Республике Татарстан освещение религиозной деятельности ведется интенсивней, чем в Республике Башкортостан (табл. 1).
Следует отметить, что из общего числа публикаций религиозной тематики большинство статей посвящено именно основным религиям данных регионов. И в Республике Башкортостан, и в Республике Татарстан количество публикаций с упоминанием ислама значительно превышает число публикаций с упоминанием православия. При этом в СМИ Татарстана публикации мусульманской тематики встречаются значительно чаще, чем в башкирских. Рассмотрим подробней основные аспекты восприятия ислама в СМИ Республики Татарстан. Пик публикаций об исламе пришелся на
Таблица 1
Число публикаций религиозной тематики в региональных СМИ
Характеристики Республика Татарстан Республика Башкортостан
Общее число публикаций 9677 6359
Количество публикаций религиозной тематики 479 182
Доля публикаций религиозной тематики, % 4,9 2,9
Число публикаций с упоминанием ислама 451 175
Число публикаций с упоминанием православия 106 86
Соотношение исламской и православной тематики 4,25 2,03
февраль 2006 г., основными темами этого месяца в СМИ стали: отклики на карикатурный скандал, III съезд мусульман республики, избрание муфтия Духовного управления мусульман (ДУМ) Республики Татарстан.
Тематика публикаций СМИ Татарстана, содержащих упоминания об исламе, различна, но значительную часть представляют собой публикации, посвященные трем темам: роль
М. Шаймиева в развитии ислама, деятельность Российского исламского университета и выборы муфтия Духовного управления мусульман Республики Татарстан. Обращает на себя внимание большое количество статей мусульманской тематики (184) с упоминанием имени президента РТ М. Шаймиева. Несмотря на то что М. Шаймиев является главой исполнительной власти Республики Татарстан, он активно участвует в различных религиозных мероприятиях, зачастую представляя Татарстан как один из важнейших центров ислама в РФ на многих общероссийских и международных мероприятиях (семинарах, конференциях, в ходе встреч с представителями иностранных государств). В частности, М. Шаймиев был в центре внимания СМИ в ходе освещения прошедшего в марте 2006 г. в Москве заседания группы «Стратегическое видение: Россия - исламский мир».
Вчера в Москве Президент Татарстана Минтимер Шаймиев провел вторую часть заседания группы стратегического видения «Россия - исламский мир», посвященную противодействию экстремизму и религиозной нетерпимости. Открывая заседание, он отметил, что на форуме обсуждаются самые актуальные и стратегически важные проблемы современного мира. Минтимер Шаймиев выступил с докладом, посвященным опыту Татарстана в мирном сосуществовании. Он назвал Татарстан северной республикой в исламском мире [2].
Освещение в СМИ религиозной деятельности М. Шаймиева носит преимущественно позитивный характер. В ряде источников деятельность М. Шаймиева описывается в положительных, превосходных оценках, а подчас восторженных и подобострастных.
На исламском семинаре к Шаймиеву было приковано все внимание. Теория евроислама явно импонирует Путину и Вашингтону. ...И здесь культовой фигурой, органически объединяющей и ислам, и Запад, является Минтимер Шаймиев. Видимо, в этом его историческая задача - предотвратить надвигающееся столкновение исламской и христианской цивилизаций. И сегодня благодаря Шаймиеву исламские
страны готовы вкладывать в России миллиарды долларов, готовы покупать российское вооружение на астрономические суммы. Как говорится, Минтимер Шаймиев - это надежный и хороший бренд [3].
Между тем вскоре должен состояться сенсационный визит Шаймиева в Саудовскую Аравию и Эмираты. Шаймиева будет встречать лично король Саудовской Аравии. Роль мусульманина номер один в России опять фактически возвращается к Шаймиеву [4].
Часто СМИ освещают позицию исполнительной власти Республики Татарстан и ее президента М. Шаймиева по поводу роли и взаимодействия власти и религии, прежде всего ислама. При этом подчеркивается необходимость сотрудничества власти и религии, оказание помощи и поддержки религиозным организациям, говорится о необходимости развития толерантности со стороны властей к представителям различных религий.
Говоря о проблемах мусульман России, Минтимер Шаймиев отметил, что они касаются несправедливых порой обвинений в ваххабизме, трудностей с отводом земель под мечети, попыток введения повсеместного преподавания основ православия в школах. Президент РТ считает, что эти вопросы необходимо решать в конструктивном диалоге с федеральными и региональными властями.
Президент РТ также отметил, что в решении межконфессиональных вопросов нельзя полагаться только на традиции. «Нужно принимать выверенные политические решения, находить баланс интересов», - подчеркнул он и в качестве примера привел Татарстан, где в Казанском Кремле расположены рядом мечеть Кул Шариф и Благовещенский собор. Такая политика положительно влияет на авторитет политических лидеров, стабильность политического режима. Демократия должна учитывать интересы меньшинства, не превращаясь в машину для голосования (Юлия Васильева. Находить баланс интересов // Республика Татарстан, 28 марта 2006 г.).
Исполнительная власть республики под руководством М. Шаймиева позиционирует Татарстан не только как регион, который служит примером мирного взаимодействия представителей христианства и мусульманства, но и как регион, выполняющий некую историческую миссию. Татарстан является форпостом развития официально одобряемого властями направления развития ислама, называемого евроисламом (джадидизм), под которым понимается мо-
дернизированный ислам, адаптированный к реалиям современности.
У президента РТ М. Шаймиева об этом сказано исчерпывающе при характеристике взглядов Курсави: «Он сказал, что настоящий мусульманин не может руководствоваться только традициями и догматами прошедших веков... мир меняется, человек должен приобретать новые знания». Это и есть на самом деле джадидизм, если хотите, «евроислам» (термин мне лично не слишком нравится из-за некоторой политической «заданности»)...
По его мнению, это «особенное направление в исламе» (т.е. джадидизм, он же «евроислам») было принято народом, развивается уже двести лет, ибо «оно соответствует менталитету татар», а также является в современных условиях «прививкой... от всехра-дикальных течений» [5].
Евроислам противопоставляется традиционному исламу и экстремистским ответвлениям (ваххабизму), считается наиболее распространенным в Татарстане.
В российских СМИ Татарстан традиционно изображается регионом межрелигиозного сотрудничества и оплотом модернизированного ислама («евроислама»). На это в интервью информагентству «Росбалт» Минтимер Шаймиев заметил: «Были в республике два-три ваххабита и два-три экстремиста, которые не нашли поддержки у населения и уехали кто в Чечню, кто в Афганистан. Поищите в Москве или в Санкт-Петербурге ваххабитов и экстремистов и вы их найдете там немало». Это означает, что Татарстан может стать застрельщиком очень важного процесса в отечественной конфессиональной политике - разъяснения в русскоязычной среде идей того самого модернизированного ислама. Это будет полезно и для представителей мусульманского сообщества [6].
Кроме пропаганды евроислама, исполнительная власть Республики активно налаживает связи с исламскими государствами. Целью такого сотрудничества, по сообщениям СМИ, является прежде всего экономическое сотрудничество. Однако всячески подчеркивается общность религий, а Татарстан позиционируется как мусульманская республика. Представители региональной власти принимают представителей исламских государств и сами совершают визиты в страны мусульманского мира. В частности, самое подробное освещение получила состоявшаяся в начале апреля поездка М. Шаймиева в составе татарстанской делегации в Сирию, Саудовскую Аравию и Кувейт. СМИ
акцентировали внимание на том, что, кроме налаживания экономического сотрудничества, визит имел и политическую направленность.
В этом турне Татарстан везде принимали на высшем уровне - это показатель отношения к нам. На первом плане во время визита, безусловно, было развитие и укрепление экономических связей. Суть визита президента заключается прежде всего в повышении авторитета Татарстана. Важной составляющей поездки стала встреча с руководством Организации Исламская конференция. В свое время Путин просил Шаймиева активизировать работу с ОИК и определиться, каким образом Россия может участвовать в работе этой структуры. В арабском мире существует интерес к нашему, татарскому исламу [7].
Подчеркивается значение Татарстана в налаживании отношений с Организацией Исламская конференция, являющейся самой крупной и авторитетной международной мусульманской организацией, объединяющей 57 стран-участни-ков и 4 страны-наблюдателя. Россия с 2005 г. также входит в ОИК в качестве наблюдателя. При этом опять-таки подчеркивается общность религий Республики Татарстан и ОИК. Обращает на себя внимание отношение к исламу: и республиканские СМИ, и региональные власти часто воспринимают ислам не как религию, а как важную политическую и экономическую силу: «Россия кровно заинтересована в союзнических отношениях с исламом» [8].
Во многих организациях, не несущих религиозных функций, основной системообразующей функцией является принадлежность к исламу, в частности Исламский банк, Организация Исламская Конференция. Общность религий является необходимым условием для делового сотрудничества.
Сегодня в рамках официального визита Президента РТ Минтимера Шаймиева в штаб-квартиру Организации Исламская Конференция в городе Джидда Королевства Саудовская Аравия состоялась презентация Республики Татарстан. Презентацию провел министр торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТХафиз Салихов. Он, в частности, отметил, что долгосрочное и коммерчески успешное сотрудничество со странами ОИК имеет стратегическое значение для Татарстана как мусульманской республики, именно здесь находится один из древнейших очагов исламской культуры и цивилизации [9].
На примере Татарстана можно отметить, что произошло объединение светского и религиозного факторов - президент Республики Татар-
стан позиционирует себя как мусульманин, один из руководителей ислама в республике, проводит важные встречи с представителями исламского движения по всему миру - при визитах представителей стран мусульманского мира всячески подчеркивается религиозная подоплека, одинаковая религия.
Сотрудничество России с исламскими странами принимает новые формы. У Татарстана, одна из полос на флаге которого зеленая, есть все возможности стать лидером этого процесса [10].
Религиозная деятельность исполнительной власти рассматривается в СМИ достаточно подробно и позитивно. СМИ Республики Татарстан ориентированы на поддержку позиции исполнительной власти по религиозному вопросу.
Если Республика Татарстан на российском и международном уровне позиционируется как просвещенная исламская республика, образец толерантности и веротерпимости, образец для исламского мира, то существует и другой аспект рассмотрения ситуации в исламе Татарстана. По мнению ряда СМИ, в Татарстане существует некая конфронтация среди мусульман, приверженцев разных взглядов на роль и место ислама. Особенно четко эта конфронтация может быть проиллюстрирована на примере избрания муфтия ДУМ Республики Татарстан. СМИ описывают существующий конфликт как противоборство сторонников действующего муфтия ДУМ РТ Гусман-хазрата и сторонников его соперника на выборах Габдуллы-хазрата, которые заявляли о возможности своего перехода в Духовное управление Талгата Таджутдина. Среди татарстанских СМИ есть сторонники обоих направлений, и вся борьба, соответственно, выплескивается на страницы газет, позволяя населению наблюдать и оценивать процессы, происходящие в среде мусульманского духовенства.
Интриги, сопровождавшие выборы муфтия, в отражении СМИ напоминали предвыборные скандалы, возникающие в ходе выборов представителей законодательной и исполнительной власти. В республиканских СМИ наблюдалось большое количество критических публикаций в адрес Г. Исхакова. Основными обвинениями в адрес муфтия стали: финансовая нечистоплотность, присвоение средств ДУМ, появление на территории республики неконтролируемых исламских организаций ваххабитов и «Хизб-ут-Тахрир аль Ислами» и связь муфтия с ними.
Исхак Лутфуллин, член ревизионной комиссии ДУМ, заявил, что направил письма в 36 исламских посольств с просьбой провести реви-
зию недвижимости и банковских счетов Гусма-на-хазрата. Он сказал, что у Гусмана-хазрата трехэтажный коттедж в п. Мирном, коттедж в Боровом Матюшино, дом по ул. Надпойменной, две элитные квартиры по ул. Чистопольской и Луковского и еще одна квартира за 500 тыс. долларов в ОАЭ в Шардже. Он также купил новый джип за 1,2 млн рублей в октябре.
Гусман-хазрат выступал очень интересно. Он заявил: вот друзья подарили мне недавно джип, и что тут такого? Обычный джип, что, мне, муфтию, джип не могут друзья подарить? Насчет квартир. Ну, есть элитные квартиры, дома. Но ко мне часто приезжают высокопоставленные мусульманские гости. Куда я их поведу, не в сарай же. Я должен их хорошо встретить, тем более что они дают щедрые пожертвования на развитие ислама в республике. Я вообще скромно живу, хуже, чем простой замминистра [11].
СМИ опубликовали заявление Г. Исхакова, в котором он назвал евроислам ересью.
«...пропаганда ереси «евроислама» с кафедр Российского исламского университета нанесет удар по престижу республики и вызовет осуждение у мирового исламского сообщества, также вызовет раскол между официальным духовенством и рядовыми мусульманами, с одной стороны, и государственными чиновниками, с другой» [12].
Этим заявлением, по мнению ряда СМИ, Г. Исхаков противопоставил себя М. Шаймиеву. Данное заявление послужило для СМИ поводом для заявления о наличии ряда разногласий между исполнительной властью и руководством мусульманского духовенства. При этом Г. Исхаков называется приверженцем фундаментального ислама и говорится о наличии у него покровителей в Саудовской Аравии, стране, где ваххабизм официально признан.
Суть кризиса в том, что республике необходим так называемый «высокий» ислам, с развитым богословием, просвещенного, европейского типа, отвечающий на современные запросы среднего выпускника вуза, вообще на запросы среднего класса республики. А Гусман-хазрат -представитель так называемого «сельского» ислама, он провинциален и вторичен. Он принципиально выступает против «ереси евроислама», против джадидизма, который поддерживает президент Шаймиев [13].
О наличии разногласий, по мнению СМИ, свидетельствовало также отсутствие М. Шаймиева на третьем съезде мусульман республики, в ходе которого проходили выборы муфтия. Неу-
частие в съезде М. Шаймиева было прокомментировано как отсутствие поддержки Г. Исхакову со стороны исполнительной власти.
Минтимер Шаймиев не пришел на съезд, как, впрочем, и его советник по международным делам Тимур Акулов, заявленный в списке гостей, и вице-премьер Зиля Валеева, обычно посещающая такие мероприятия. Приветствие от президента зачитал первый вице-премьер республики Равиль Муратов, ставший единственным представителем исполнительной власти на съезде. Отсутствие президента выглядело весьма красноречиво, и все желающие могли без труда трактовать его как отказ главы республики поддержать главу ДУМ в трудный для него момент [14].
Однако, несмотря на обилие критики в ряде СМИ, избрание Г. Исхакова все же состоялось.
Прослеживается политическая составляющая и в освещении средствами массовой информации деятельности Российского исламского университета (РИУ). Тема религиозного образования, неоднократно затрагивающаяся в СМИ как представителями мусульманского, так и православного духовенства, исходит из недостатков (по мнению представителей обеих религий) существующего российского законодательства, согласно которому четко разделяется понятия светского и религиозного образования, религиозные учебные заведения не имеют права финансироваться за счет государства. Соответственно у вузов, предполагающих обучение религиозным основам и выпускающих специалистов по религии, возникают следующие проблемы - дипломы данных вузов зачастую не принимаются в светском обществе, ставя перед выпускниками достаточно узкие перспективы для профессиональной реализации, изначально давая возможность трудоустроиться только в религиозных учреждениях.
Следует отметить, что в Республике Татарстан значительное внимание уделяется развитию исламского образования. Существующий в республике Российский исламский университет воспринимается как форпост продвигаемой исполнительной властью идеологии просвещенного ислама (евроислама), о чем сами представители власти регулярно напоминают в ходе различных конференций религиозной тематики и в ходе встреч с представителями исламских государств. РИУ является одним из двух высших учебных мусульманских заведений в России, подготавливающим кадры для мусульманского духовенства.
Однако вопрос о возможном изменении статуса Российского исламского университета
(перед вузом, как и перед всеми религиозными учебными заведениями России, встал вопрос о выборе характера образования - светского или духовного) послужил поводом для споров в среде мусульманских лидеров. Здесь разошлись взгляды на статус РИУ и исполнительной власти РТ (вице-премьер и министр культуры Татарстана Зиля Валеева), предполагающей светский характер обучения, и руководства ДУМ РТ, настаивающего на сохранении религиозного статуса вуза. В ряде СМИ решение вопроса о статусе РИУ рассматривали как конфликт между светскими и религиозными властями.
Затяжной конфликт между светскими и духовными властями республики осложняется тем, что и те и другие обладают равным правом голоса в совете учредителей университета. Позицию третьего учредителя, Совета муфтиев России - сохранить приоритет религиозного образования в РИУ - каждая из сторон трактует в свою пользу [15].
В ходе решения этого вопроса представители ДУМ, преподаватели и студенты всячески препятствовали изменению статуса вуза, вступая в конфронтацию со светской властью. После назначения нового, светского, ректора РИУ взамен бывшего ректора муфтия Г. Исхакова, многие преподаватели уволились, студенты устраивали акции протеста, вставая на сторону ДУМ.
Кроме того, шакирды обратились с письмом к президенту Татарстана и Совету муфтиев России, требуя оставить РИУ религиозный статус. Для прояснения ситуации в республику и приехал зампредседателя СМР Марат Муртазин, ради которого сторонники религиозного статуса организовали пикет под стенами РИУ [16].
Однако в итоге РИУ был преобразован в светский университет. Чтобы удовлетворить запросы на существование в регионе богословского образования, был создан Казанский исламский институт, создание которого представители ДУМ восприняли скептически.
Однако мусульманская общественность считает, что преобразование РИУ приведет к потере авторитета вуза в международном исламском сообществе и фактической ликвидации богословского образования в республике. Зампредседателя ДУМ РТ Валиулла-хазрат Якупов заявил «Ъ», что реорганизация РИУ «суть черное рейдерство, когда захватывается собственность». «Мы убедились, что здесь не ставится никаких духовных целей, а только имущественный захват», - прокомментировал
он предполагаемое создание нового исламского института [17].
Вопрос о статусе РИУ находил отклики среди руководителей мусульманского духовенства окружного уровня. При этом подчеркивается политическая подоплека, высказывается критика в адрес исполнительной власти Татарстана.
Сопредседатель Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас Бибарсов выражает серьезную тревогу в связи с событиями в Российском исламском университете. По его мнению, преобразование вуза в чисто светский не только изменяет суть РИУ, но и наносит сильнейший удар по перспективам мусульманского религиозного образования в нашей стране. Это результат давней борьбы за него околовласт-ной группировки из окружения нынешнего руководства Татарстана. Ее лидером и идейным вдохновителем является политический советник президента республики Рафаэль Хакимов. Люди, которым сегодня удалось взять под контроль РИУ, по словам Бибарсова, вдохновлены идеями так называемого «евроислама». «Это нерелигиозная часть татарстанской элиты, которая хочет привнести чуждые нашему народу западные ценности», - сказал он [18].
Таким образом, в ходе изменения статуса РИУ произошла смена приоритетов - вместе с утратой РИУ статуса религиозного вуза мусульманские власти потеряли еще один центр влияния. Исполнительная власть не поддержала позицию власти духовной, тем самым продемонстрировав расстановку приоритетов общественно-политического влияния, преобладание светской власти над духовной мусульманской, возможности влияния на духовную власть.
Список литературы и примечания
1. Мониторинг проводился в январе -июне 2006 г, была проанализирована 661 статья из 34 изданий печатных и электронных СМИ республик Татарстан и Башкортостан.
2. Васильева Ю. Находить баланс интересов // Республика Татарстан, 28 марта 2006 г.
3. Ахметов Р. Евроислам // Звезда Поволжья, 30 марта 2006 г.
4. Горизонт // Звезда Поволжья, 23 марта 2006 г.
5. Исхаков Д. Кто прав: президент или муфтий? // Звезда Поволжья, 16 февраля 2006 г.
6. Нуриеев Ю. Ставка на зеленое // Восточный экспресс, 6 апреля 2006 г.
7. Президентский хадж // Молодежь Татарстана, 7 апреля 2006 г.
8. Ахметов Р. Евроислам // Звезда Поволжья, 30 марта 2006 г.
9. Мухамедшин Р. Презентация Республики Татарстан состоялась в штаб-квартире ОИК // www.intertat.ru, 3 апреля 2006 г.
10. Нуриеев Ю. Ставка на зеленое // Восточный экспресс, 6 апреля 2006 г.
11. Ахметов Р. Правоверные // Звезда Поволжья, 16 февраля 2006 г.
12. Исхаков Д. Кто прав: президент или
муфтий. // Звезда Поволжья, 16 февраля 2006 г.
13. Ахметов Р. Правоверные // Звезда Поволжья, 16 февраля 2006 г.
14. Духовно переизбранный // Коммерсант Вол-га-Урал, 21 февраля 2006 г.
15. Воробьева Е. РИУрганизация // Коммерсантъ Волга-Урал, 6 мая 2006 г.
16. Там же.
17. Воробьева Е. Вуз раздора // Коммерсантъ Волга-Урал, 4 мая 2006 г.
Уничтожается исламское образование // Звезда Поволжья, 4 мая 2006 г.
RELIGIOUS DENOMINATIONS IN THE MEDIA OF TATARSTAN
C. V. Mosyagina
The publication is devoted to some aspects of interpretation in mass-media activity of representatives one of basic religions in PFO - an islam, in the example of Republic Tatarstan. Publications in mass-media PFO on the given subjects are object of the analysis. Using methods of the multivariate mathematical analysis, the author has distinguished a number of steady thematic plots, has described their internal structure, has determined intensity of discussion of Islamic subjects in Tatarstan's mass-media. In more detail political aspects of activity of representatives of an islam in Tatarstan, and also role of spiritual education in development of an islam and strengthening of islam influence.