ных программ Дома Артузи. В основном они предназначены для дополнительного профессионального образования, которое поднялось на новую качественную ступень с созданием Центральных туристских курсов в Российской международной академии туризма совместно с Комитетом по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Московской области. Так как россияне проявляют огромный интерес к итальянской кухне, то в России издана книга известного итальянского ученого-кулинара Пел-
лефино Артузи (1820—1911) «Lascienzain cucinae 1’arte di mangiar bene» («Наука питания и искусство вкусно есть»). В этом проекте участвовала и РМАТ.
Такие широкие возможности получения образования международного уровня, подтвержденного европейскими дипломами и сертификатами, которые предоставляет Российская международная академия туризма, открывают перспективу перед выпускниками стать известными не только в российском, но и в мировом турбизнесе.
А. СЕББАН
ЕВРОПИП - ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
УДК 37.014.252
Деятельность Ассоциации ведущих гостиничных школ Европы (ЕВРОДИП) направлена на обучение гостеприимству на основе европейского образования. В современном глобальном мире Ассоциация должна поддерживать отношения между школами и индустрией туризма, чтобы качество образовательных программ соответствовало стремительному развитию индустрии услуг. Об этом говорится в выступлении AjieHa Себбана, почетного президента ЕВРОДИП.
Ключевые слова: международная деятельность в области профессионалыюго туристского образования.европейские школы туризма и гостеприимства, концепция европейского гостиничного образования .инновации в области подготовки кадров для туризма.
Activity of association EURHODIP is directed on training to hospitality on the basis of the European education. In today's global world, the association shall maintain a relationship between schools and the tourism industry to meet the quality of educational programs corresponded to prompt development of the industry of services. This is stated in a speech Allan Sebban, President Emeritus EURHODIP about the origins and prospects of the association.
Key words: international activities in the field of vocational tourism education. European School of Tourism and Hospitality, the concept of European hospitality education, innovations in the field of training for tourism.
Правила гостеприимства составляли основу европейской культуры со времен Античности. С учетом этого руководители 12 европейских школ гостеприимства учредили ассоциацию ЕВРОДИП. В 1988 году, более чем за 10 лет до нача-
ла Болонского процесса, ЕВРОДИП вошла в процесс европеизации образования в сфере туризма и гостеприимства. Ассоциация предлагает помощь отелям и школам туризма любого уровня в объединении европейских стандартов в учеб-
Б
ВЕСТНИК РМАТП12 1 (4) • 2012
ных программах. Для этого было разработано множество инструментов: дипломы ЕВРОДИП (с 1991 года), семинары для подготовки учебников европейского образца (1992—1995 годы), ежегодные конференции директоров, преподавателей и руководства отелей для обсуждения текущих вопросов (1-я конференция проведена в 1994 году).
Годами ЕВРОДИП исследовала, воплощала и распространяла тонкости европейского гостеприимства, а также определяла роль Европы в области обучения гостеприимству и туризму. Ассоциация разработала концепцию европейского гостиничного образования — Евро-формацию, опубликованную под тем же названием в 2002 году.
Евроформация. Определив роль туризма и показав богатство и разнообразие гостиничного образования в Европе, авторы документа предлагают продвигать этот европейский стандарт сначала в пределах Европы, а затем по всему миру.
Средства Евроформации:
• обучение ноу-хау и навыкам межличностного общения через достижение баланса между всесторонней практикой (в школах или в бизнесе) и специализированным теоретическим обучением;
• развитие гуманистических ценностей, присущих европейской культуре, а также прочной образовательной подготовки, существенной для любой работы в сфере гостеприимства;
• акцент на обучение мобильности и межкультурализму с помощью работы в международных командах, обучение и практика в различных европейских странах, чтобы молодые люди, которые выбрали гостиничную и туристскую индустрию в качестве сферы деятельности, могли работать в любой точке мира. В конце концов, гостиничная, туристская и развлекательная индустрии естественным образом вовлекаются в международные стандарты.
Такой подход получил конкретное выражение через различные достижения:
открытие отделений ЕВРОДИП в неевропейских школах (2003 год), запуск европейских проектов Леонардо да Винчи, финансируемых Еврокомиссией (2005—2007 годы), демонстрация студентам преимуществ проекта через конкурс на премию Марианны Мюллер в области инноваций (2004 год) и, наконец, создание знака качества (2008 год).
В настоящее время учебные программы расширяются и делаются более разнообразными. Студентам все труднее и труднее определить, у какой из учебных программ выше качество.
В условиях роста давления на образование (финансирование, глобализация, «маркстизация» образования, новые технологии), повышения приоритета международного образования, быстрого расширения индустрии туризма и гостеприимства, необходимо сосредоточить усилия на помощи входящим в ассоциацию школам в повышении профиля их программ в крайне конкурентной среде, улучшении мобильности, востребованности и адаптируемости будущих профессионалов и, наконец, проверке соответствия обучения новым требованиям индустрии.
Вызовы. Индустрия услуг развивается, Азия несет новое понимание гостеприимства, появляется новая, более разнообразная клиентура. Следовательно, существенным для школ является развитие учебных программ и подготовка преподавателей к постоянным быстрым изменениям.
Человеческий капитал — основной фактор в сфере гостеприимства и туризма. Поиск и удержание высококвалифицированного персонала представляет собой главную заботу и требует правильно выбранной стратегии.
Усиление связей между индустрией туризма и школой должно быть одной из главных целей ЕВРОДИП в ближайшие годы. Ассоциация может играть существенную и инновационную роль посредника, развивая новое партнерство.
например организуя семинары для преподавателей и профессиональных работников или ярмарки вакансий для представителей школ страны и работников ] 1 ндустри и гостеприимства.
Сегодня ЕВРОДИП — достаточно зре лая п опытная организация, чтобы со действовать дальнейшему взаимодей ствию образовательных учреждений раз ных стран и внедрению инноваций.
ДЖ. ДЖАФАРИ
СТАНОВЛЕНИЕ ТУРИСТИКИ КАК НАУКИ
УДК 338.48:001.89
В статье президента Всемирной академии туризма при Всемирной туристкой организации (ЮНВТО) рассматривается развитие и становление науки о туризме и туристской деятельности, начиная с эпохи Древнего мира и э первых географических открытий и до нача.т XXI века. Большое внимание уделяется анализу деятельности международных организаций, повлиявших на развитие туризма в мировом пространстве, и появлению туристики как науки.
Ключевые слова: туристика. туризм, туристская деятельность, туристские исследования.
President of the World Academy of Tourism under the UN WTO deals with the development and establishment of the science of tourism and tourist activities, from the time of the Ancient World and the first era of geographical discoveries and the beginning of the XXI century. Much attention is paid to the analysis of international organizations that influenced the development of tourism in the global space and the emergence of science as a hiking. Key words: hiking, tourism, tourist activities, tourism research.
Развитие учения о туризме и туристской деятельности тесно связано с историей самого туризма. Издавна изучением туризма как научной дисциплины занимались путешественники, и их трактовки соответствовали духу и характеру туризма того времени, поэтому важно рассмотреть исторический фундамент науки, посвященной туризму, осветить основные проблемы и вклад других наук в эту дисциплину.
Люди путешествовали всегда, и древние народы, населявшие Ближний, Средний Восток и Средиземноморье, оставили записи о своих поездках. Эти исторические очерки показали, что по мере расширения торговой деятельности и завоеваний в Греции, Риме и Китае
представители знатного сословия этих стран все чаще отправлялись в поездки для развлечения, а также с торговыми или дипломатическими целями. Геродот, например, оставил значительное письменное наследие о своих кратковременных поездках и длительных путешествиях. В подобной литературе, имевшей жизнеописательный характер и историческую направленность, рассматривались философский смысл путешествия, языки, религии, искусство, традиции, черты местного быта и гостеприимства населения разных стран.
Во времена колониальных завоеваний и географических открытий арабами (VII—IX века) и европейцами (в том числе Марко Поло — XIИ век) оставлено