Научная статья на тему 'Эвритмия: сущность и структура духовной организации культурологического пространства'

Эвритмия: сущность и структура духовной организации культурологического пространства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
172
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВРИТМИЯ / ДУХОВНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Воронкова Наталья Евгеньевна

В данной статье эвритмия рассматривается как универсальная категория, проявляющая себя в различных сферах жизни общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эвритмия: сущность и структура духовной организации культурологического пространства»

116 "КулътУРная жизнь Юга России "

т 3 (32), 2009

соблюдать и исполнять закон, равенство всех перед законом, гарантии законности [4].

Как показывают наши наблюдения, все отмеченные понятийные модификации являются кон-цептообразующими, формирующими содержательный объем термина-концепта «экономические преступления», выступающего одной из доминант юридического дискурса в целом.

Литература

1. Колесникова Ю. В. Юридический дискурс как результат категоризации и концептуализации дейс-

твительности (на материале предметно-термино-логической области «Международное частное право»): дис. ... канд. филол. HavK. Ставрополь, 2007. С. 9.

2. Сотская Т. В. Методологические аспекты формирования институциональной политики государства в постиндустриальном обществе. Краснодар, 2005.

3. Там же. С. 122.

4. Васгшъее А. М. Правовые категории: методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976. С. 2.

A. V. KOBZAR. LINGUA-SOCIAL SEMIOTIC ASPECTS OF JUDICIAL DISCOURSE

The article deals with important problems of discourse theory (on the example of judicial discourse which is determined as a sociopragmatic regular field of judicial-legal picture of the world) as well as combination ofsemiotic, pragmatic and sociocultural peculiarities of linguistic realization of judicial-legal phenomena.

Key words: judicial discourse, judicial picture of the world, discourse structure.

Н. Е. В0Р0НК0ВА

ЭВРИТМИЯ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ДУХОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

В данной статье эвритмия рассматривается как универсальная категория, проявляющая себя в различных сферах жизни общества.

Ключевые слова: эвритмия, духовность, музыкальное пространство.

Каждому историческому периоду свойственна своя эвритмическая структура проявления, которая организует любую среду, в том числе и сферу музыкальных процессов. Музыкальная культура аккумулирует в себе историческую соразмерность опыта социально-культурных отношений в эмоционально-звуковой форме и является своеобразным культурологическим срезом нации. Музыкальное пространство в этом смысле есть многовековой опыт общения человечества, опосредованный синхронизацией сознания и результатов музыкальной деятельности, а в конечном итоге - формированием духовной сферы человека. Исторические тенденции развития музыкальной культуры созвучны духовно-нравственной содержательности человеческой деятельности.

Духовное и музыкальное в культуре тесно взаимосвязаны единой ритмикой сосуществования, при этом их соразмерность друг другу можно рассматривать как идеальный вариант. Термином «духовная культура», в которую входит и музыкальная, обозначается процесс развития всех видов духовного производства и одновременно функционирование создаваемых произведений в тесной связи с социальным сознанием [1]. Преобразующая роль здесь всегда принадлежала музыке.

Органическая взаимосвязь духовности и музыки неоднозначно рассматривается современными исследователями, педагогами, психологами.

Различные трактовки свидетельствуют о том, что содержательная часть музыкального искусства обусловлена уровнем духовной культуры социума. При этом средства музыкального способа выражения являются формой проявления духовности. «Если содержательное ядро духовной культуры составляют ценности человеческого духа, то музыка есть интонационный способ существования этих ценностей», - писал Л. Закс [2].

Тема духовности тесно связана с нравственным аспектом проблемы. Идея нравственного воздействия музыкального искусства на душу человека была выдвинута еще Аристотелем. В наши дни, когда человеческое естество захлестнула волна радио, компьютерных технологий, эта мысль звучит особенно актуально. «Сейчас все поры нашей жизни - воспитание молодого поколения, искусство, культура, включая и науку, - насквозь пропитаны бездуховной рассудочной отравой, несущей искаженное понимание человека и мира», - утверждает академик А. Вейник [3].

Духовно-нравствснныс и эстетические реалии русской музыкальной культуры исторически взывают сегодня к христианской сущности православного вероисповедания как основе жизни и творчества. В истории культурологического и музыкально-эстетического знания данная взаимосвязь несла в себе косвенный подтекст и различный эвритмический смысл. До недавнего времени, как свидетельствует В В. Медушевский, само

№ 3 (32), 2009 "Культурная жизнь Юга России " ^ ^

понятие культуры в широком смысле трактовалось вне связи с вероисповеданием, что исказило ее первоначальный смысл. На сегодняшний день, даже «будучи производным от веры, тщится оно превзойти производящее», - отмечает ученый [4].

Эвритмия пронизывает все сферы деятельности человека, являясь основой основ его гармонии с мирозданием. Как свидетельствует научное знание (в частности, открытия последних лет в области квантовой механики), расщепление атома явилось последним этапом познания материального мира. Сегодня ученые открыли свойство нематериального мира - волновую функцию. Следовательно, «ритм как явление, ритмичность процессов охватывает весь Космос, начиная от атома до высших проявлений человеческого духа» [5].

Поскольку сущность и структура духовной организации эвритмии обращена к культурологии, вполне уместно, на наш взгляд, использование термина «ритмокультура», который в широком смысле включает в себя не только структуру жизненных проявлений, но и определенный вид деятельности по приобретению и углублению навыков познания и самореализации в различных видах творческой и профессиональной активности. В процессе усвоения личностью ритмокуль-турных ориентиров формируются ее ценностные ориентации.

Специфика ритмокультурной содержательности личности зависит от ее индивидуальных потребностей и уровня духовного развития. Однако ритмокультурный остов предпочтителен и наиболее результативен, по нашему мнению, лишь в том случае, когда человек непосредственно овладевает духовной стороной процесса. Особую актуальность приобретает гармония, следование механизму освоения ритмокультурного воспроизводства и потребления духовно-нравственных ценностей, их внутреннего соотношения и соответствия. Приоритет потребительской стороны односторонне искажает сам процесс и требует квалифицированной корректировки на уровне ду-ховно-личностного развития.

В музыкальном поле ритмокультуры осуществляются накопление, хранение и систематизация музыкального опыта поколений. В этой связи ритмокультурная функция обеспечивает процесс культурологической преемственности бытия. В рамках культурологического пространства посредством ритмокультуры происходит систематизация культурологического знании. Социоритмика влияет на процессы передачи культурного опыта из поколения в поколение. Социальное пространство взаимодействует с индивидуальными био- и социальными особенностями индивида по законам ритмосоциальных связей, характерных для данной эпохи.

Социальная ритмика тесно взаимодействует с ритмикой организации культуры наций и народов. Русский менталитет на сегодняшний день хранит в себе ритмику той гармонии, которая своей структурной организацией духовной жиз-

ни, православным вероисповедческим настроем к жизни (жизнелюбием, любовью к ближнему, смирением) организует порядок объединяющего начала в социальном устройстве страны. Данная особенность есть стремление к всеобщему миру и гармонии человечества, всех стран и народов. Миролюбие русского человека в значительной мере освящено евангельскими истинами противопоставления злу: «не убий», «не лжесвидетельствуй», «не укради».

Ритмика культурологического наследия России (в том числе и музыкального), уходящая своими корнями в христианское вероучение, доминирует во всей сфере жизненных проявлений народа. Соборность и православное вероисповедание, претерпевшие в своем развитии различные периоды активности добра и зла, стремление к внутреннему совершенствованию, покаяние перед Богом позволяют русскому человеку осознавать путь духовного спасения («узкие врата»). Сообразно вероисповеданию, русский менталитет характеризуется единой социальной ритмикой, гармонией воссоединения, любовью к ближнему, самопожертвованием на благо Отчизны.

Говоря о ритме культурной жизни, мы имеем в виду не только ее вехи, но и их динамическую насыщенность, акценты, импульсивность, скачкообразность или хронологическую пластику развития, кульминацию определенных этапов роста или спада, наибольшую выразительность проявления или моменты застоя. Именно этот смысл в понятие ритма и ритмики вкладывался всеми, кто обращался к данной культурологической или социальной проблеме. Так, в научной организации труда на производстве ученые выявили определенную зависимость между ритмами производственных процессов и индивидуальными ритмами обучаемых. В музыкальном воспитании и образовании далькрозисты связывали развитие чувства ритма с осознанием глубокого смысла, ритм осваивался в ощущении его темповой, динамической, штриховой, интонационной красках и в целом как форма музыкального процесса. Именно это мы имеем в виду, когда говорим обо всех других сферах ритмоструктуры бытия и ее культурологического среза.

Ритмика не только организует сущность явлений и процессов, но и позволяет сохранить непрерывность движения вечности, традиции, «предания» социальной памяти.

Литература

1. Ямполъский И. М. Избранные исследования и статьи. М., 1985. С. 10-11.

2. Закс Л. Музыка в контекстах духовной культуры // Критика и музыкознание. Вып. 3. Л., 1987. С. 47.

3. ВейникА. Почему я верю в Бога. Минск, 2004. С. 47.

4. Медушевский В. В. Внемлите ангельскому пению. Минск, 2000. С. 9.

5. Алякринский Б. С., Степанова С. И. По закону ритма. М., 1985. С. 16.

118 КультУРиая жизнь Юга России "

т 3 (32), 2009

N. E. VORONKOVA. EURHYTHMY: NATURE AND STRUCTURE OF THE SPIRITUAL ORGANIZATION

OF CULTURAL SPACE

The article is dedicated to eurhythmy which is considered as universal category in various spheres of social life. Key words: eurhythmy, spirituality, musical space.

Е. Б. АЛИКИНА

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКЕ И ЕЕ ИСПОЛНЕНИЮ В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ХОРОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ НЕМУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА

Статья посвящена проблеме формирования устойчивого интереса к музыкальной деятельности у студенческой молодежи в процессе репетиций хора с учетом закономерностей музыкальной и музыкально-исполнительской выразительности.

Ключевые слова: музыкально-эстетическое воспитание, любительский хоровой коллектив, хоровое исполнительство, закономерности музыкальной выразительности.

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, в школьном и, тем более, в вузовском образовании уже невозможно делать ставку на усвоение определенной суммы сведений. Сегодня перед школой и вузом стоит задача активизации познавательной деятельности учащихся, способствующей формированию таких качеств личности, как умение решать творческие задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, непрерывно пополнять и обновлять знания, применять их для творческого преобразования действительности. И здесь немалую роль может сыграть эстетическое воспитание, имеющее наибольший интеграционный потенциал. Именно оно готовит человека к активному и максимально полному эмоционально-чувственному и интеллектуальному включению в реальную жизнь современного социума, обеспечивая взаимодействие психических процессов, инициирующих саморазвитие и самореализацию личности, обогащение ее духовного мира, активизацию образного мышления.

Это относится и к музыкальному воспитанию, и к музыкальному обучению. До сегодняшнего дня и в школе, и вузе доминировала практика передачи знаний как некой суммы рецептов, которые учащимся следует заучить. Кроме того, технология, техническое совершенство часто становятся самоцелью, преобладая над художественно-со-держательной стороной обучения и воспитания

Причина данной ситуации состоит в том, что методика целостного анализа музыкального произведения, охватывающая все элементы музыкальной речи в их взаимодействии и неразрывной связи с образным содержанием сочинения, начала разрабатываться только в 30-е годы XX века, когда утвердилась методология комплексного анализа. Поэтому многие педагоги-исполнители, сформировавшиеся задолго до того, как непосредственные связи между образно-эмоциональным строем музыки и художественными средствами были тео-

ретически изучены и освоены, просто не могли использовать эти достижения музыкознания в своей исполнительской и педагогической практике.

Педагоги и дирижеры-хормейстеры, работающие руководителями хоровых коллективов, должны владеть умениями и навыками, которые дают возможность «подходить к раскрытию содержания произведения главным образом через содержательную сторону самой музыкальной формы и музыкальных средств» [1]. Поскольку, в отличие от музыкантов-исполнителей инструментальных жанров, они имеют отношение к музыкальным произведениям с поэтическим текстом, им необходимо уметь анализировать музыку и поэтический текст в их единстве.

Между тем сравнительный, или сопоставительный, анализ музыки и поэтического текста в их соподчиненности является одним из побудителей и движущих сил самостоятельного мышления исполнителя, поскольку именно на его основе решается вопрос о художественном замысле и образной драматургии вокально-хорового произведения.

Музыкальное сознание общества отражает уровень и меру существования музыки в объективной действительности, уровень духовной культуры общества. Поэтому подчеркнем, что уровень эффективности музыкально-эстетичес-кого воспитания общества зависит не от количества «потребляемой» музыки, а от ее качества, от идеологии, стратегии и тактики музыкального воспитания.

Характерная примета нашего времени - перенасыщенность разнообразной звуковой информацией. Ее обилие, порой назойливое, влияет на общественное музыкальное сознание чаще в негативном, чем в позитивном плане.

Другая особенность нынешнего музыкального быта - стилистическая пестрота звуковых потоков, обрушивающихся сегодня на современного слушателя и, хотим мы того или нет, формирующих его музыкальное сознание, вкусы, пристрас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.