Научная статья на тему 'Эвристический потенциал идеи пансофийности в педагогическом наследии Я. А. Коменского'

Эвристический потенциал идеи пансофийности в педагогическом наследии Я. А. Коменского Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
344
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / Я. А. КОМЕНСКИЙ / ПАНСОФИЙНОСТЬ / ЭВРИСТИЧНОСТЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / МНОГОМЕРНОСТЬ / МЕТАФОРИЧНОСТЬ / J. A. KOMENSKY / PEDAGOGICAL HERITAGE / IDEA OF PANSOPHY / INTERDISCIPLINARITY / MULTIDIMENSIONALITY / METAPHORICALNESS / HEURISTICS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Марчукова Светлана Марковна

В статье анализируется развитие идеи пансофийности на разных этапах становления педагогического наследия Коменского. Раскрывается логика формирования пансофийности как универсальной педагогической идеи и основные принципы пансофийностиэвристичности, междисциплинарности, многомерности, метафоричности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Heuristic potential of pansophy in J. A. Komensky's pedagogical heritage1‘Peterschule’ German Gymnasium

The article analyses the development of the idea of pansophy at the different stages of J. A. Komensky's pedagogical heritage formation. The logic of development of the pansophic idea as a fundamental pedagogical idea is outlined, the major principles of the pansophy (heuristic, interdisciplinarity, multidimensionality, metaphoricalness) are formutaled

Текст научной работы на тему «Эвристический потенциал идеи пансофийности в педагогическом наследии Я. А. Коменского»

Педагогические и психологические ИССЛЕДОВАНИЯ

С. М. Марчукова

(Санкт-Петербург)

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПАНСОФИЙНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Я. А. КОМЕНСКОГО

В статье анализируется развитие идеи пансофийности на разных этапах становления педагогического наследия Коменского. Раскрывается логика формирования пансофийности как универсальной педагогической идеи и основные принципы пансофийности - эвристичности, междисциплинарности, многомерности, метафоричности

Идея пансофийности, предполагающая единство и целостность разных способов познания мира, сформировалась как универсальная педагогическая идея в педагогическом наследии Я. А. Коменского (1592-1670]. Актуальность обращения к идее пансофий-ности обычно определяется характерным для современной педагогики возрастанием интереса к проблеме целостности как одной из ведущих тенденций развития образования.

Сравнительно-сопоставительный анализ комениологических текстов позволяет сделать вывод о том, что идея пансофийности постоянно разрабатывалась, углублялась и развивалась на протяжении всей жизни Ко-менского (табл.].

Сам Коменский пишет в автобиографии о начале формирования пансофической идеи в своем творчестве примерно в 1628 г., связывая его с работой над сочинением «Предвестник пансофической мудрости» [1, т. 1, с. 30]. Однако уже в ранних его работах, прежде всего - в сочинении «Энциклопедия всеобщей мудрости» («^еа№ит umversitas гегит», 1611-1614] можно проследить начала пансо-фии: эта работа явилась «первым штрихом к портрету Коменского как педагога, эскизом последующей пансофии» [6, с. 65].

Пытаясь осуществить замысел своей энциклопедии, отражающей устройство мироздания, Коменский обращается здесь к обра-

зу театра, имеющему глубокие корни как в европейской культуре в целом, так и в образовательных предпосылках начала Нового времени. По мере становления педагогической системы Коменского театр становится его излюбленным дидактическим приемом, демонстрируя единство пансофии и дидактики. К образу театра он постоянно возвращается в своих сочинениях: «Школа могла бы служить театром вселенной» («Великая дидактика»]; «Все мы, посланные в мир, восседаем в общем театре» («Предвестник всеобщей мудрости»]. В 1653-54 гг. Коменский заканчивает работу над «Школой - театром» -драматическим вариантом знаменитого учебника «Открытая дверь языков».

В своем основном пансофическом сочинении «Всеобщий совет по исправлению дел человеческих» он пишет об «амфитеатре телесного мира», о «театре внутри человека», представляет мир, ум и слово Божие как «три театра, три закона, троякий источник мудрости». В этих образах находит отражение процесс формирования многомерности как одного из основных принципов идеи пансофийности.

Сочинение «Лабиринт света и рай сердца» («Labyrint sveta a raj srdce»), 1623, далее -«Лабиринт света»], написанное в разгар Тридцатилетней войны и изданное в 1631 г., занимает особое место не только в становлении пансофической идеи и формировании мето-

Таблица

Этапы развития идеи пансофийности в педагогическом наследии Я. А. Коменского

№ Этапы развития идеи пансофийности Основные сочинения Сопутствующие сочинения

1 Становление идеи пансофийности в ранних сочинениях (до 1628 г.] «Энциклопедия всеобщей мудрости» «Лабиринт света и рай сердца» «Центр безопасности» «Театр всех вещей»

2 Изложение теоретических основ и метода воплощения идеи пансофийности «Предвестник пансофической мудрости» «Великая дидактика» «Объяснение пансофических усилий» «Аналитическая дидактика»

3 Отражение развития идеи пансофийности в учебниках и «панметодических» книгах «Физика» «Мир в картинках» «Пансофическая школа» «Похвала истинному методу» «Открытая дверь языков» «О культуре природных дарований» «О пользе точного наименования вещей» «Школа-игра»

4 Завершение формирования идеи пансофийности как методологического фундамента педагогического наследия Коменского «Всеобщий совет по исправлению дел человеческих» «Единственно необходимое» «Крики Илии» «Путь свет» «Ангел мир»

дологических оснований педагогического наследия Коменского, но и в истории Богемского братства, в истории чешской литературы. Это сочинение можно назвать прологом пан-софии, введением в пансофическое знание. Такая преемственность проявляется уже на первых страницах текста. «После мучений и колебаний душой, - пишет Коменский от имени Странника, - я пришел к тому заключению, что прежде всего нужно посмотреть все человеческие дела (курсив мой - С. М.)... и, сравнив разумно одно с другим, выбрать себе положение» [1, т. 1, с. 76]. Здесь читатель имеет возможность почувствовать единую логику формирования идеи пансофийности в сочинениях Коменского: его основное пансофи-ческое сочинение «Всеобщий совет по исправлению дел человеческих» уже своим названием возвращает читателя к описанию «дел человеческих» в «Лабиринте света».

Один из существенных аспектов значения ранних пансофических сочинений Коменско-го для формирования пансофической идеи в его педагогическом наследии заключается в том, что в качестве педагогического принципа здесь получает свое развитие метафоричность, отразившая возможность литературы универсально охватывать явления, ставшая впоследствии одним из основных принципов идеи пансофийности, делает «Лабиринт света» явился одним из первых в педагогике Но-

вого времени сочинением, определившим «самоценность художественно-образного педагогического знания» (А. С. Роботова], средством становления которого являются не научно-теоретические конструкты, а художественные образы, воплощающие в себе знание «вероятное, проблематичное, ценностное, диалогическое, в значительной степени интуитивное», способное выполнять проективную, прогностическую, гуманитарно-оценочную и герменевтическую функции» [4, с. 3334]. Таковы образы Странника, Всеведа и Обмана, Мудрости и Смерти, а также многих других персонажей «Лабиринта света».

Из сопутствующих сочинений этого периода необходимо выделить написанное уже в 1622-1625 гг. и изданное в 1633 г. «Средоточие обеспеченности» («Центр безопасности»]. Коменский пишет: «Пусть предлагаемое

мною крошечно, наподобие центральной точки (круга], однако я предлагаю основу вечной обеспеченности» [1, т. 1, с. 635]. В этом труде автор впервые рисует «дерево мудрости», так называемого живого цельного знания, и этот образ так или иначе входит затем во все последующие проекты пансофии.

«Предвестник пансофической мудрости» («Pansophiae prodromus», далее - «Предвестник», 1637] и «Великая дидактика» («Opera Didactica Omnia», 1657] объединены в нашем исследовании, хотя публикации этих сочине-

ний разделяет около 20 лет. Работа над этим произведением шла параллельно: в текст «Предвестника» было включено название глав «Великой дидактики» (ВД). Пансофия, являясь отражением мира, показывая его единство и структурированность, является предпосылкой единства и структурированности знания о мире. Коменский пишет в «Предвестнике»: «Пансофией я называю то, что могло бы служить живым отражением мира -отражением, где все было бы друг с другом связано, друг друга поддерживало, было бы друг другу плодотворно» [1, т. 1, с. 496-497].

Единство разных способов познания мира с помощью чувства, разума и Откровения способствует достижению целостности педагогического мышления, единству теоретических и практических образовательных задач. «Ни у кого, - пишет Коменский в «Великой дидактике», - образование не является целостной совокупностью (курсив мой - С.М.] знаний, которые друг друга поддерживают, подкрепляют и обогащают» [там же, с. 357].

В эпоху мировоззренческого и межконфес-сионального раскола пансофия стала прообразом междисциплинарного знания. Необходимо, пишет Коменский в «Предвестнике», «чтобы из всех отдельных наук образовалась, наконец, единая, всеобъемлющая наука наук и искусство искусств, т.е. пансофия <...> Путем наук и искусств мы должны идти ко всеобщему познанию вещей, к пансофии» [1, т. 1, с. 480, 501]. Идея пансофийности была призвана устранить раздробленность и столкновение между отдельными науками и научными отраслями, которые в XVII столетии испытывали тенденцию к обособлению, к дифференциации.

Коменский пишет в «Предвестнике»: «Каждая отрасль знания отмежевала себе особое царство, не считаясь с общими, достоверными и незыблемыми основаниями и законами, равно связующими все <... > Одни хотят изучать природу вещей, оставаясь невеждами в математике; другие - наоборот. Некоторые хотят быть нравственными философами, ничего не смысля в философии природы <...>. И разве ветви мудрости можно оторвать одну от другой, сохраняя невредимой их жизнь?» [1, т.1, с. 482]. Эта цитата дает представление о пансофическом характере междисциплинарности. Междисциплинарность и многомерность формируются здесь как основные принципы идеи пансофийности. Они дополняются метафоричностью, характерной

уже для ранних сочинений Коменского - поэта и филолога, писателя и публициста. Метафоричность как один из основных принципов идеи пансофийности способствует:

- совместимости понятий и терминов, принадлежащих разным дисциплинам;

- формированию многомерности педагогического мышления, его вертикальной направленности;

- перекодировке понятий, принадлежащих разным областям знаний.

Из сопутствующих сочинений этого периода следует выделить прежде всего сочинение «Аналитическая дидактика» («Новейший метод языков»], в котором автор уточняет терминологию и структуру пансофии, её понятийный аппарат, останавливаясь на «правильно обнаруженных общих понятиях, которые дают нам законы разумного обучения» [1, т. 1,с. 528-529].

Первый учебник Коменского «Открытая дверь языков», который создавался в 16291631 гг. одновременно с «Материнской школой» и «Великой дидактикой», принес ему известность Он был переведен на многие языки и стал единственным сочинением, вышедшим на родине при жизни автора. Содержание и структура этого учебника не только в корне изменили характер и методику изучения языка, как это обычно отмечают, но и отразили определенный этап развития идеи пансофийности в педагогике Коменского. «Коменский предлагает реформировать методы изучения языков, развивая идею пансо-фийности в области педагогики», - пишет Д. Чапкова [5, с. 23]. Главное достоинство «Открытой двери языков», как и всего цикла учебников Коменского, состоит в целостном представлении о вещах, составляющих совокупность материального, душевного и духовного мира.

В соответствии с культурной ситуацией первое место среди новых предметов, предложенных Коменским, занимает физика, именно ей отводит он одну из ведущих ролей в учебном плане латинской школы. Курс «История естествознания», введенный Я. Комен-ским во второй класс латинской школы, в то время заключал в себе не столько исторический путь развития науки, сколько своеобразную энциклопедию знаний о природе. Сведения об этом содержала физика. Отсюда название второго класса - «физический».

Учебник Коменского «Физика» (полное название - «Physicae ad lumen divinum reforma-

tae synopsis» - «Обозрение физики, реформированной божественным светом», 1633] имел не меньший успех, чем «Открытые ворота языков» и «Великая дидактика». Разные авторы отводят «Физике» особое место в формировании пансофической идеи Коменского [3, с. 95-99]. По замечанию П. Блонского, «Физика» представляет собой «философское обоснование педагогики Коменского» [Там же].

В этом учебнике Коменский стремился воплотить владевшее им со студенческих лет стремление объединить все знания в единую, целостную, упорядоченную систему, которая, как отмечает автор, не отличается «запутанной утонченностью», какую могли бы усвоить «только острые и уже опытные в изучении вещей умы». Она будет до такой степени ясной и доступной, что усвоить её смогут даже восьмилетние дети [1, т. 1, с. 520].

Сравнительно-сопоставительный анализ текстов Коменского позволяет сделать вывод о том, что содержание «Физики» наглядно иллюстрирует:

- тезис из «Великой дидактики»: «всё устроено свыше для гармонии так, чтобы всё высшее могло быть представлено низшим, отсутствующее - присутствующим, невидимое - видимым» (XX, 2].

- связь физики и этики, характерную для научных программ преддверия Нового времени;

- представления Коменского о пансофии как «медицине для человечества», способной дать средства исцеления болезней тела, души и духа [3, с. 97].

Если «Физика» занимает особое место среди учебников Коменского 1620-30-х. гг., отражающих развитие идеи пансофийности в его педагогическом наследии, то среди более поздних, несомненно, следует выделить его энциклопедию «Мир чувственных вещей в картинках», изданную спустя 25 лет после «Физики».

В 1658 г. в Нюрнберге была издана книга Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» («Orbis Sensualium Pictus», далее -«Мир в картинках»], которая наряду с «Открытой дверью языков» принесла автору мировую славу и надолго стала образцом учебников такого рода. Коменский был не только автором текста, его перу принадлежали и многочисленные иллюстрации. В предисловии он называет это сочинение «Энциклопедией видимого мира». Для выявления идеи

пансофийности как методологической основы «Мира в картинках» необходимо отметить отражение в этом учебнике единой и целостной системы универсальных взаимосвязей всех вещей в мире.

По точному замечанию А. Тремла, три сочинения Коменского - «Мир в картинках», «Великая дидактика» и «Лабиринт света» -стали классикой не потому, что показывают, как должно быть, учат тому, что «правильно», а потому, что они демонстрируют движение разных соотношений формы и содержания внутри единой пансофической идеи [7, с. 873].

В «Великой дидактике» Коменский пишет о необходимости «панметодических» книг для преподавателей, позже в том же сочинении эти книги названы «общеметодическими» [1, т. 1, с. 471-472]. В конечном счете успех всего дела зависит, по его мнению, от существования этих книг и пособий. Разъясняющие и дополняющие положения «Великой дидактики», эти панметодические книги были созданы в Венгрии в 1650-1654 гг. и апробированы в Сарос-Патоке (Шарош-Патоке) [3, с. 99104]. Для целей выявления развития идеи пансофийности в панметодических книгах Коменского, по нашему мнению, наиболее важны две: «Пансофическая школа» и «Похвала истинному методу». Необходимо отметить и значение «Школы - игры» для формирования категориального аппарата педагогической системы Коменского, его «пансофиче-ского лексикона».

Сочинение Коменского «Пансофическая школа» (1651) - одна из его основополагающих работ, отражающая практический аспект «пансофически обоснованной теории образования и воспитания» [1, т. 1, с. 483]. В этом панметодическом сочинении, опубликованном в полном собрании сочинений в Амстердаме (1657), наиболее ярко прослеживается:

- уточнение и разъяснение разных аспектов синтетического метода, изложенного в «Великой дидактике»;

- формирование эвристического метода обучения, целью которого является познание назначения и способа применения вещей, способность применения знаний в новых ситуациях [1, т. 2, с. 486];

- внимание к практическим вопросам формирования единого и целостного процесса обучения, в котором воплощено параллельное изучение слов и вещей в соответствии с тройным правилом «Великой дидактики»: пер-

вичное - раньше остального; более важное -раньше менее важного; имеющее связь - одновременно [1, т. 1, с. 398].

В соответствии с методом Коменского, предполагавшим приоритет синтеза перед анализом, в его творчестве назревала необходимость работы над обширным трудом, раскрывающим замыслы, всеобъемлющий характер которых по-настоящему был виден только ему самому. «Труд, над которым я работаю, несет название «Всеобщий совет об улучшении человеческих дел» [1, т. 2, с. 509]. Это сочинение подвело итог пансофическим устремлениям Коменского и во многом определило педагогический потенциал как идеи пансофийности, так и педагогического наследия Коменского в целом.

Суть духовных исканий Коменского, отраженных во «Всеобщем совете», состоит прежде всего в единстве теоретических и практических образовательных задач, обращённых к каждому конкретному человеку. Изложение целей и замысла «Всеобщего совета» раскрывает принципиальную незавершенность процесса развития идеи пансофийности в истории педагогической мысли.

Третья часть «Всеобщего совета», «Пансо-фия», наиболее важна для анализа развития идеи пансофийности в педагогическом насле-

дии ^менско™. Здесь В автор формулирует и обосновывает чрезвычайно важный с точки зрения развития идеи пансофийности и её современного педагогического потенциала тезис о «трех ступенях достоверного знания: эмпирической, эпистемической и эвристической» [1, т. 2, с. 354]. Этот тезис, который многократно разъясняется, дополняется и иллюстрируется в сочинениях ^мен^ого разных лет, является методологическим мостом от его педагогического наследия к основаниям современных педагогических теорий. Он способствует решению актуальной проблемы выявления эвристического потенциала педагогического наследия ^менско™, сформированного в русле идеи пансофийности.

Таким образом, пансофийность как универсальная педагогическая идея ^мен^ого, предполагает единство и целостность разных способов познания мира. Выявление этапов её развития раскрывает процесс становления её основных принципов - эвристичности, междисциплинарности, многомерности и метафоричности. Эти принципы, осмысленные в социокультурной ситуации современного мира, способствуют раскрытию эвристического потенциала педагогического наследия ^ме^кого, достижению целостности миропонимания.

Литература

1. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т.

- М. : Педагогика, 1982.

2. Красновский А. А. Ян Амос Коменский. - М., 1953.

3. Марчукова С. М. Идея пансофийности. Генезис, развитие, педагогической потенциал : моногр. - Саарбрюккен : Lambert . - 2011.

4. Роботова А. С. Художественно-образное познание педагогической действительности средствами литературы. : автореф. дис. ...д-ра пед. наук. - СПб., 1996. - 38 с.

5. Capkova D. Opera didaktika omnia J. A. Komenskeho. Praha ; Prerov, 2007.

6. Schaller K. Johann Amos Comenius. Ein pädagogisches Porträt. Weinheim, Basel, Berlin, 2004.

7. Treml A. K. Die utopische und reale Dimension in den Schriften des Johann Amos Comenius // Comenius und der Weltfriede. Deutsche Comenius - Gesellschaft Berlin. 2005. S. 858-873.

---------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.