Научная статья на тему 'Эвристические возможности и гносеологические перспективы использования средств онтопсихологии для изучения влияния морфофункциональных патологий на психику человека'

Эвристические возможности и гносеологические перспективы использования средств онтопсихологии для изучения влияния морфофункциональных патологий на психику человека Текст научной статьи по специальности «Психология развития. Возрастная психология. Сравнительная психология»

CC BY
96
40
Поделиться
Ключевые слова
КЛИНИЧЕСКАЯ ОНТОПСИХОЛОГИЯ / СОМАТИЧЕСКИЕ ПАТОЛОГИИ / ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСФУНКЦИИ / СУБЪЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Кузнецов О. Ю.

Данная публикация представляет собой академический вариант речи, произнесенной в Колонном заде Дома Союзов 6 июня 2012 года по случаю вручения премии Международного научного и гуманитарного фонда Антонио Менегетти за лучшую научную работу по онтопсихологии в естественных наук за 2012 год. Рассматриваются результаты онтопсихологического исследования влияния целлюлита на психику женщин, а также перспективы применения эвристических средств онтопсихологии в изучении влияния соматических заболеваний на трансформационную деформацию индивидуальной психики людей, страдающих отдельными видами патологий.

HEURISTIC POSSIBILITIES AND GNOSEOLOGICAL PROSPECTS OF USE OF MEANS OF ONTOPSYCHOLOGY FOR STUDYING INFLUENCE PATHOLOGIES ON MENTALITY OF THE PERSON

This publication represents the academic option of the speech said in the Big hall of the Russian Academy of Sciences on May 15, 2012 on the occasion of an award of the 1st degree of the International scientific and humanitarian fund of Antonio Menegetti for the best scientific work on an ontopsychology in the field of medicine for 2012. In article are considered the results of ontopsychological researches of influence of cellulite on mentality of women, and also prospects of application of heuristic means of an ontopsychology in studying of influence of somatic diseases on transformational deformation of individual mentality of the people suffering from separate types ofpathologies.

Текст научной работы на тему «Эвристические возможности и гносеологические перспективы использования средств онтопсихологии для изучения влияния морфофункциональных патологий на психику человека»

7. Баева И. А. Психологическая защищенность и психологическая безопасность современного человека: доклад на конф. «Психолог и общество: диалог о взаимодействии». Москва, 12 февраля 2008 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.web.ruscenter.ru/

conf2/baeva.doc.

A. V. Lobanova, L. S. Muzichenco

THE STUDY OF FACTORS WHICH PROVIDE PSYCHOLOGICAL SAFETY OF TEEN PERSONALITY

This scientific work considers basic principles of the definition of psychological safety, points out the structure and key factors of providing of psychological safety of teen personality.

Key words: psychological safety, factors of providing of psychological safety, teen personality, provid safety.

Получено 20.04.2012

УДК 159.922:616.084:612.13

О.Ю. Кузнецов, канд. ист. наук, доц., проректор, 8-980-721-83-35, kuznetsov-oleg@mail.ru (Россия, Москва, Высшая школа социальноуправленческого консалтинга (институт))

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ОНТОПСИХОЛОГИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПАТОЛОГИЙ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА

Данная публикация представляет собой академический вариант речи, произнесенной в Колонном заде Дома Союзов 6 июня 2012 года по случаю вручения премии Международного научного и гуманитарного фонда Антонио Менегетти за лучшую научную работу по онтопсихологии в естественных наук за 2012 год.

Рассматриваются результаты онтопсихологического исследования влияния целлюлита на психику женщин, а также перспективы применения эвристических средств онтопсихологии в изучении влияния соматических заболеваний на трансформационную деформацию индивидуальной психики людей, страдающих отдельными видами патологий.

Ключевые слова: клиническая онтопсихология, соматические патологии, патологические дисфункции, субъективная психологическая трансформация, психическая деформация.

Прежде всего, позвольте мне высказать слова искренней благодарности и признательности руководству и экспертам Международного научного и гуманитарного фонда Антонио Менегетти за столь высокую оценку

результатов моего скромного научного труда на поприще онтопсихологии, коим стала премия в соответствующей номинации за 2012 год. Лично для меня и моих коллег ее присуждение оказалось не только приятной неожиданностью, но и зримым доказательством правильности тех идей в области антропометрического изучения и контроля гармоничности индивидуального физического развития человека, пропорциональности субъективной стеничности и функциональной тренированности организма, которыми мы активно развиваем на протяжении последних лет. Результатом нашей деятельности стала теоретическая разработка и внедрение в практику организации образовательного процесса в ряде российских вузов авторского способа оценки физического развития лиц молодого возраста, который в 2009 году получил защиту права интеллектуальной собственности в виде патента Российской Федерации на изобретение [2]. Именно эта коллективная разработка стала теоретической основой моего исследования в области онтопсихологии целлюлита, которое было удостоено столь высокого научного признания. Поэтому честь получения данной премии я должен разделить с моими соавторами, доцентами Тульского государственного университета Г.С. Петровой, Е.Д. Грязевой, М.В. Жуковой, С.Ю. Федоровым и, увы, ныне покойным А. С. Овчинниковым.

Онтопсихология как отрасль знания психологической науки пока еще не нашла своего безоговорочного признания в научных кругах России, хотя ее предмет и само название были сформулированы и предложены почти полвека назад нашим соотечественником академиком АПН СССР Борисом Герасимовичем Ананьевым. На протяжении этих лет не утихают споры не только о месте данного направления в общей системе психологического знания, но и вообще о его праве на существование. Диапазон мнений представителей научного сообщества (и не только его) об онтопсихологии не только необозримо широк, вплоть до диаметральной противоположности. Одни исследователи считают ее инновационным и перспективным направлением научного знания, для дальнейшего развития которого в России на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета в 2004 году была создана кафедра онтопсихологии. Другие - психокультом, альтернативной религиозной сектой, «мешаниной из искаженных частей меметики и популярной психологии» и даже «взвешенной смесью из дианетики Л. Рона Хаббарда, смешанной с уфологией», а министерство внутренних дел Италии в 1998 году внесло Ассоциацию онтопсихологии в список опасных тоталитарных сект. Безусловно, такой административно-репрессивной реакции со стороны итальянских официальных кругов по отношению к онтопсихологии в немалой степени способствовал тот факт, что один из основоположников этого направления современной психологии доктор Антонио Менегетти не только сложил с себя сан католиче-

ского священника, но и оставил римско-католическую церковь, перестав быть ее адептом.

Лично для меня не удивительно, что в клерикальной по духу Италии, в которой идеологическое господство католицизма в сфере гуманитарного и гуманистического знания традиционно велико, отношение к онтопсихологии сегодня мало чем отличается от отношения к ней в Советском Союзе, с тотальным господством в нем официальной материалистической марксистско-ленинской философии. И это не удивительно, поскольку любая идея, построенная на примате какого-либо догмата, крайне негативно относится к любой альтернативной точке зрения, которая разрушает привычные стереотипы мировосприятия и мироощущения. И в это нет ничего нового или необычного. Если вспомнить историю, то гелиоцентрическая система Солнечной системы Николая Коперника и Джордано Бруно не только была отвергнута изначально римско-католической церковью, но и навлекла на своих создателей преследования и репрессии со стороны Святейшей инквизиции, а представление о сферической форме нашей планеты в России укоренилось только в XVIII столетии, когда наши соотечественники вплотную познакомились с мореплаванием. Аналогичную реакцию мы видим сегодня и в отношении онтопсихологии: если идея или научная концепция не может быть достоверно опровергнута теоретически в ходе публичной дискуссии, то ее следует запретить в административном порядке, исходя из принципа политической или идеологической целесообразности. Такой подход к решению проблем противостояния старого и нового знания человеческая цивилизация демонстрировала многократно: обскурантизм руководящих кругов научного сообщества, помноженный на невежество власти, не раз временно торжествовал над полетом творческой мысли, примеров чему есть несметное число в древнейшей, новой и новейшей истории. Но «ни одна армия мира, - как справедливо говорил Александр Дюма-отец, - не способна остановить идеи, время которой пришло». И это высказывание в полной мере применимо для иллюстрации развития онтопсихологии как самостоятельного оригинального направления психологической науки.

Онтопсихология или психология бытия в различных аспектах индивидуального и коллективного субъективного восприятия и отражения объективных реалий окружающего или внутреннего мира индивида представляет собой качественно новое многогранное и многофакторное явление человеческого познания и ауторефлексии, которое сложно оценить, используя только традиционные системы мер. Онтопсихология ярко дуали-стична, а поэтому - и диалектична в своем отношении к предмету и процессу познания, что вызывает вполне естественную реакцию если не идиосинкразии, то неприятия со стороны столпов «традиционной» психологии. Если посмотреть беспристрастно, то предметом современной классической

психологии являются исключительно процессы интеллектуального или эмоционального характера и (что гораздо реже) сопровождающие их биохимическое процессы. Длительные по времени индивидуальные психологические состояния, особенно патологические или нетипичные для массового проявления, относятся к предметам иных наук - психиатрии, психопатологии, наркологии и др., так или иначе связанных с клинической медициной. Парадоксально, но факт: врач-психиатр, исследуя различные проявления психических патологий, зачастую не знает критериев нормы, т.к. норма не является сферой его профессиональной деятельности. И наоборот, психолог или психотерапевт (терапист), изучающий психологические процессы, зачастую оказывается бессильным перед проявлениями статических психических состояний. В результате вне сферы научного интереса и исследования и классической психологии, и клинической психиатрии объективно оказывается область психологии повседневного или будничного субъективного человеческого бытия, свободная от влияния внешних психологических воздействий и стимулов.

Первым, кто попытался заполнить эту гносеологическую нишу современной психологии, стал бывший римско-католический священник, а затем доктор философии и психологии Миланского университета «Сакро Куоре» Антонио Менегетти. Он первым начал анализировать влияние внешней среды и условия физического бытия индивида на его психологическое состояние. По сути, он стал одним из первых практических психологов, кто буквально перенес в плоскость психологической науки классический материалистический принцип «бытия, определяющего сознание», что объективно не могло не пойти вразрез с каноническими клерикальными традициями католической церкви и привело впоследствии к закономерному разрыву священника с папским престолом. Фактически, сегодня мы можем считать доктора Антонио Менегетти «самым большим материалистом» современной теоретической и прикладной психологии, а его концепцию клинической онтопсихологии, сформулированную в одноименной работе, увидевшей свет на русском языке в 2009 году [1], - эвристическим и гносеологическим инструментом познания процессов, содержания и последствий влияния морфофункциональных патологий различной этиологии на субъективную психологическую сферу людей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями.

Параллельно, исходя из диалектического закона единства и борьбы противоположностей, мы не можем не указать на метафизичность онто-психологического материализма Менегетти, поскольку он затрагивает иррациональную сферу человеческой души, объективно воздействующую на психические процессы индивида. Доктор Антонио Менегетти во всех своих работах по клинической онтопсихологии неоднократно подчеркивал сугубую субъективность психологических реакций отдельно взятых индиви-

дов на внешне типичные воздействия на них соматических патологий, корни которой всегда иррациональны, поскольку дух человека всегда индивидуально преломляет физическое воздействие болезни на психику человека. По нашему мнению, клиническая онтопсихология и является той доктринальной теорией, которой удалось примирить в себе дуальность рационального и иррационального начал трансформации психики человека под воздействием соматической патологии или предпатологической дисфункции, что открывает для психологической науки новые горизонты исследований.

В свою бытность католическим священником, доктор Менегетти долгое время духовно окормлял и утешал пациентов хосписа для онкологических больных, находившихся на последней - уже неизлечимой - стадии болезни, и мог воочию наблюдать изменения в индивидуальной психике, порождаемые неизлечимой хронической болезнью. Столь крайнее проявление влияния индивидуального физического бытия, обязательными атрибутами которого являются перманентная боль и наркотики, на субъективное сознание, помогли ему сформулировать описание процессов психической деформации больных людей под воздействием болезни. Сделанные им выводы и использованные эвристические методы оказались универсальными, применимыми для изучения влияния на индивидуальную психику человека не только онкологических заболеваний, но и иных морфофункциональных патологий и предпатологических физиологических дисфункций. Одной из них является целлюлит, онтопсихологическое влияние которого на психику и личность человека стало предметом нашего исследования.

Опираясь на теоретическое наследие доктора Антонио Менегетти и сочетая его с данными дерматологии и физиологии метаболизма и гомеостаза, нам удалось не только выявить и описать физиологические процессы клинической картины гипоидной липодистрофии или целлюлита, но и наглядно показать их взаимосвязь с изменениями, происходящими в субъективной психике человека. В частности, нам не только удалось доказать, что биологически обусловленным источником возникновения и развития целлюлита у женщины является ранняя потеря девственности и начало активной половой жизни без наступления беременности, но и увязать подобное социальное поведение молодой женщины с особенностями ее индивидуальной психики, ригидностью субъективного мировосприятия и мироощущения, а также социальными стереотипами, присущими современному обществу потребления. Более того, нам удалось установить, что субъективное стремление значительного числа женщин к получению максимального физиологического довольствия в сексе при активном избегании наступления биологически естественной беременности является онтопси-хологической основой существования в мире особого сегмента экономики

- индустрии красоты, основной задачей которой является возвращение женщинам внешней физиологической привлекательности и сексапильности, необратимо утрачиваемых ими в результате неумолимого действия универсальных биологических законов. Секс без обязательств и обслуживающая его индустрия красоты объективно потребовали философского осознания объективного бытия этого социально-психологического феномена, для описания и объяснения которого философская концепция «гедонистического эгоизма» (или «эгоистического гедонизма»), смыслом которой является априорное утверждение, что единственной целью биологического бытия всего живого на нашей планете является постоянное получение удовольствия в различных его проявлениях, что явилось идейной основой современного общества потребления. Таким образом, нам удалось средствами онтопсихологии выявить и установить взаимосвязь между субъективными физиологическими потребностями (особенно женщин), их индивидуальным психическим осознанием и последующим удовлетворением, с одной стороны, и наличием в современном мире глобальной финансово-маркетинговой системы, удовлетворяющие и формирующей отчасти подобные психосоциальные потребности, чтобы затем удовлетворять их, формируя и воспроизводя капитал данной сферы бизнеса.

Не скрою, тема онтопсихологии целлюлита имела отчасти эпатирующий, конъюнктурный и даже провокационный характер, но при этом ставила целью не только привлечь к себе внимание жюри, а в его лице -научной общественности, к автору исследования, но и показать и доказать универсальность теории клинической онтопсихологии применительно к воздействию морфофункциональной патологии или дисфункции, в том числе и такой «безобидной» для биологического существования индивида как целлюлит, на индивидуальную психику человека. По сути, данная работа стала актом субъективной психологической рефлексии ее автора на содержание научной концепции доктора Антонио Менегетти, позволившее расширить горизонты научного познания и поиска. О том, что это нам в полной мере удалось, свидетельствует присуждение столь высокой научной премии. Однако главным результатом нашего исследования стало доказательство объективной возможности практического применения методов и средств клинической онтопсихологии к изучению влияния любых морфофункциональных патологий и дисфункций на субъективную психику индивида даже в тех областях медицины, где широко используется применение аппаратных и инструментальных средств клинических исследований и измерений, дающих возможность применения не только описательных, но и математико-статистических методов исследований. А это, в свою очередь, даст впоследствии качественно новый материал для получения нового знания в области клинической онтопсихологии. Иными словами, высокая научная оценка результатов нашего исследования в области

онтопсихологии целлюлита стимулирует нас к применению теоретических подходов, сформулированных доктором Антонио Менегетти, к исследованию влияния на психику людей качественно иных заболеваний самой различной этиологии.

В связи с этим нельзя не высказать своей крайней озабоченности масштабным распространением в современном мире продуктов питания на основе генно-модифицированных объектов (ГМО), главным образом, растительного происхождения. Современной науке абсолютно неизвестны отдаленные последствия (через несколько десятилетий или несколько поколения людей) их включения в рацион питания человечества. По сути, наша цивилизация в погоне за кажущимся благополучием ежедневно сытой жизни поставлена перед вопросом: останемся ли мы через какие-то 50-60 лет биологическим видом Homo sapiens или мутируем в некий качественно новый биологический вид. К сожалению, современная биология и медицина не способны дать сколько-нибудь определенного ответа на данный вопрос, поскольку не имеют в своем арсенале прогностического инструментария исследований и могут лишь констатировать уже произошедшие патологические изменения в физиологии человека или иных живых организмов. В этих условиях качественно возрастает роль клинической онтопсихологии, поскольку она своими гносеологическими средствами способна не только фиксировать происходящие изменения в индивидуальной психике человека и коллективной психике человечества, но и давать объяснения биологическим причинам подобных изменений. Иными словами, динамика психических изменений может указать на источник негативного соматического воздействия, их порождающего, что может иметь прогностическое значение при моделировании последствий изменения рациона питания человечества, ведь недаром же французская пословица гласит: «Человек есть то, что он ест».

Забегая вперед, следует сказать, что в настоящее время в Тульском государственном университете рядом молодых ученых проводятся клинические исследования на предмет выявления влияния на индивидуальную психику человека (в том числе и молодежи) таких тяжелых хронических соматических заболеваний как артериальная гипертензия и язвенная болезнь желудка. Полученные предварительные данные со всей очевидностью позволяют сделать вывод о наличии взаимосвязи этих патологий, подтвержденных клинически, и особенностей индивидуальной психики. В настоящее время проводятся исследования на предмет выявления соотношения степени заболевания и степени психологической деформации личности, которые существенно дополнят и качественно расширят имеющиеся

353

данные. В контексте этих исследований в отдельное направление может быть выделено изучение влияния ГМО на физиологию и психику человека, тем более что в ближайшие годы на студенческую скамью придут молодые люди, начавшие потреблять генно-модифицированные продукты уже в раннем детстве. Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что результаты проводимых в тесном научном содружестве учеными из Москвы и Тулы исследований в области клинической онтопсихологии еще не раз в ближайшие годы будут выдвигаться на соискание премий Международного научного и гуманитарного фонда Антонио Менегетти.

Список литературы

1. Менегетти А. Клиническая онтопсихология. СПб.: Онтопсихология, 2009.

2. Способ оценки физического развития лиц молодого возраста: пат. на изобретение № RU 2410027 С 1 Рос. Федерация: МПК А61В5/107 (2006.01) / Г.С. Петрова, О.Ю. Кузнецов, Е.Д. Грязева, М.В. Жукова, А.С. Овчинников, С.Ю. Федоров. Тула: ТулГУ. № 2009137936, 13 октября 2009 г. // Изобретения. Полезные модели: Официальный бюллетень Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. № 3. 2011, 27 января.

O.Y. Kuznetsov

HEURISTIC POSSIBILITIES AND GNOSEOLOGICAL PROSPECTS OF USE OF MEANS OF ONTOPSYCHOLOGY FOR STUDYING INFLUENCE PATHOLOGIES ON MENTALITY OF THE PERSON

This publication represents the academic option of the speech said in the Big hall of the Russian Academy of Sciences on May 15, 2012 on the occasion of an award of the 1st degree of the International scientific and humanitarian fund of Antonio Menegetti for the best scientific work on an ontopsychology in the field of medicine for 2012.

In article are considered the results of ontopsychological researches of influence of cellulite on mentality of women, and also prospects of application of heuristic means of an ontopsychology in studying of influence of somatic diseases on transformational deformation of individual mentality of the people suffering from separate types ofpathologies.

Key words: clinical ontopsychology, somatic pathologies, pathological dysfunctions, subjective psychological transformation, mental deformation

Получено 20.04.2012