Научная статья на тему 'Об уроках жизни и деятельности М. К. Аммосова: опыт онтопсихологического анализа'

Об уроках жизни и деятельности М. К. Аммосова: опыт онтопсихологического анализа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
400
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНТОПСИХОЛОГИЯ / "ИН-СЕ" / ПОЗИТИВНОЕ НАЧАЛО / ИДЕАЛ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / РЕВОЛЮЦИЯ / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Михайлов Виктор Данилович

В статье на материале рефлексии над источниками, раскрывающими жизнь и деятельность одного из лидеров революционного переустройства традиционного якутского общества на принципах социализма М. К. Аммосова, осуществляется попытка ответить вопрос: как сегодня использовать в воспитании подрастающего поколения биографии революционеров преобразователей общества? При этом в качестве методологического ориентира привлекается онтопсихология, которая в современной гуманитаристике выдвигается на первый план.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Lessons of Life and Activity of M. K. Ammosov: Ontopsychological Analysis

After reflection on the literature describing the life and activity of Maxim K. Ammosov, one of the leaders of the revolutionary reorganization of the traditional Sakha society basing on socialism, we attempt to answer the question: how one could use the biographies of revolutionaries, transformers of the society in educating the younger generation today? As a methodological guide, we use Ontopsychology, which has come to the foreground in modern Humanities.

Текст научной работы на тему «Об уроках жизни и деятельности М. К. Аммосова: опыт онтопсихологического анализа»

УДК 303(571.56) В. Д. Михайлов

ОБ УРОКАХ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М. К. АММОСОВА: ОПЫТ ОНТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.

В статье на материале рефлексии над источниками, раскрывающими жизнь и деятельность одного из лидеров революционного переустройства традиционного якутского общества на принципах социализма М. К. Аммосова, осуществляется попытка ответить вопрос: как сегодня использовать в воспитании подрастающего поколения биографии революционеров - преобразователей общества? При этом в качестве методологического ориентира привлекается онтопсихология, которая в современной гуманитаристике выдвигается на первый план.

Ключевые слова: онтопсихология, «Ин-се», позитивное начало, идеал, справедливость, революция, преобразование, инновация, творчество, самосовершенствование.

V. D. Mikhailov

The Lessons of Life and Activity of M. K. Ammosov: Ontopsychological Analysis

After reflection on the literature describing the life and activity of Maxim K. Ammosov, one of the leaders of the revolutionary reorganization of the traditional Sakha society basing on socialism, we attempt to answer the question: how one could use the biographies of revolutionaries, transformers of the society in educating the younger generation today? As a methodological guide, we use Ontopsychology, which has come to the foreground in modern Humanities.

Keywords: Ontopsychology, «In es-se», positive basis, ideal, justice, revolution, transformation, innovation, creativity, self-improvement.

Введение

Жизнь и деятельность М. К. Аммосова, 120-летие которого мы отмечаем, пришлись на чрезвычайно сложный период истории становления нашей республики. Его биография одновременно уникальна и типична для многих тысяч искренне убежденных коммунистов того сурового времени. М. К. Аммосов прошел сознательный путь от юного члена подпольного социал-демократического кружка марксистского направления до руководителя государственного масштаба. Незаурядная личность, авторитетный партийный и государственный деятель, талантливый публицист, яркий представитель своего народа - таким он сохранился в памяти потомков. Память о нем жива не только в Якутии, но и в Москве, городах Сибири, Казахстане и Кыргызстане. Его имя достойно носит Северо-Восточный федеральный университет.

В 1920-е гг., в условиях ожесточенной конфронтации между «красными» и «белыми», раскола общества и партийного диктата, совместно со своими соратниками, М. К. Аммосов выступает с идеей национального примирения и согласия. Принципиально важную и твердую позицию он занял в вопросе об автономной республике для Якутии, связывая с ней развитие

МИХАИЛОВ Виктор Данилович - д. филос. н., профессор кафедры философии СВФУ имени М. К. Аммосова.

E- mail: vikdan46@mail. ru

MIKHAILOV Viktor Danilovich - Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Chair of Philosophy, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. E-mail: vikdan46@mail. ru

государственности. Огромное значение он придавал подъему промышленности, развитию науки и просвещения.

На стыке различных дисциплин собран обширный фактический материал о жизни и деятельности М. К. Аммосова, в котором раскрыты особенности его личностного становления, теоретического и политического подхода к анализу общественных отношений, его противостояния террору и репрессиям. Все это представляет не только исторический интерес, но и актуально в наши дни, созвучно многим идеям нашей современности. Главное в биографии Максима Аммосова - истоки креативности, преобразовательного «запала», нацеленности на созидание. В статье показано, что многие факты из его жизни и из того, о чем он писал, не утратили своего значения и проецируются на проблемы современного общественного развития.

Онтопсихологический анализ жизни и деятельности М. К. Аммосова

Среди плеяды основателей ЯАССР самым популярным, харизматичным, явным лидером, по всеобщему признанию, является Максим Кирович Аммосов, ещё при жизни нареченный Максимом Ярким. Трагическая судьба Максима Кировича Аммосова стала символом борьбы за социальную справедливость, гражданскую свободу, символом любви к родному Отечеству. Всей своей жизнью он заслужил глубокое уважение всего многонационального народа нашей республики. Имя Максима Кировича по праву признано историей, он был одним из тех, кто сам целеустремленно и активно творил ее. Без его имени невозможно представить себе Якутию первой трети XX в. [1, с. 4].

Не удивительно, что его жизнь и деятельность широко освещена в печати. Наибольший вклад в эту работу внесли такие известные исследователи, как Е. Е. Алексеев [2], Д. С. Макаров [3-4], А. Г. Хамидуллин [5]. Относительно недавно вышли книги Л. Е. Винокуровой [6], Л. С. Филиппова [7]. Имеется множество воспоминаний, среди которых выделяется книга Н. Н. Захаренко - современника М. К. Аммосова [8]. Статьи и речи М. К. Аммосова вышли в свет гораздо раньше, одновременно с произведениями основоположника якутской советской литературы П. А. Слепцова (Ойунского), чем аналогичные сборники его соратников И. Н. Ба-рахова, С. В. Васильева [9, 10].

Неоспорим тот факт, что много поколений якутской молодежи воспитывалось на примере жизни и деятельности М. К. Аммосова. С изменением идеологии и политики государства такого массового использования революционной героики, как в прежние времена, не наблюдается. Это объясняется тем, что, к сожалению, мы до сих пор не научились «брать уроки истории, выделяя зерна из плевел». Между тем, как справедливо отмечает профессор В. Н. Иванов, «Оптимизм истории в том, что она рано или поздно воскрешает имена своих подлинных героев, искренне и самоотверженно боровшихся за обновление жизни, за общественный прогресс» [1, с. 4]. В связи с этим возникает вопрос, как сегодня использовать в воспитании подрастающего поколения биографии революционеров - преобразователей общества?

В этой статье на материале рефлексии над упомянутыми источниками, раскрывающими жизнь и деятельность М. К. Аммосова, осуществляется попытка ответить на этот вопрос. При этом в качестве методологического ориентира привлекается онтопсихология, которая в современной гуманитаристике выдвигается на первый план.

Онтопсихология - научное направление, ориентирующееся на выявление соответствия человека своей внутренней сущности, его аутентичности своему бытию, своей природе. Как научная школа онтопсихология была основана в 1970 г. итальянским философом, социологом, психологом, практиком-психотерапевтом Антонио Менегетти. Нам представляется методологически плодотворным в этом учении выделенные им в работе «Личность и система» [11] компоненты психологической структуры человека, позволяющие глубоко проникнуть в жизнь и деятельность революционеров и понять особенности их личности. Отметим главные из них:

1. Ин-се (лат. т - средоточие бытия) в онтопсихологии означает подлинное бытие человека, его внутреннее позитивное ядро, трансцендентное плану существования. Антонио

Менегетти для понимания Ин-се вводит константу «Н» (от латинского Humano - человеческое). По его мнению, она внутренне присуща Ин-се, придавая ему позитивное начало [11].

2. «Ин-се - это единственный критерий, единственная стезя. Для тех, у кого его нет, - не существует задач, не существует ничего, поскольку постановка задачи уже есть энергетическое отношение, уже есть жизнеспособность» [11, с. 79-80];

3. «В такой же степени существенным в рамках психологической реальности индивида является непрерывное исключение субъектом действия монитора отклонения из своего духовного мира» [8, с. 72]. В онтопсихологии монитор отклонения - это механизм, обусловленный действием социальных стереотипов, который вмешиваясь в бытие человека искажает действие Ин-се.

Даже при самом беглом взгляде очевидно, что перечисленные компоненты являются универсальными. Действительно, в биографии великих реформаторов и революционеров есть общее место - это глубинные истоки их личности, мотивирующие деятельность каждого из них по преобразованию системы, а в понятиях онтопсихологии - Ин-се.

Обычно говорят, всё дело во Времени. Это правда, ибо время крупнейших исторических перемен, будь то революции, войны, научные открытия, промышленные перевороты, дают миру великих людей. Героев порождает героическое Время. Однако, как свидетельствует жизнь замечательных людей, с одной стороны, великая личность, так или иначе сам влияет на историю и эта роль огромна, а, с другой, - она всегда выступает «соавтором» своего собственного формирования. Исторические личности являются результатом собственной неустанной работы над собой, осознания и развертывания Ин-се. Они входят в когорту людей, которые «сделали себя сами» (или, как говорят американцы, «БеЦшакетап»), а в онтопсихологии -проекцией Ин-се.

Так, биографии революционеров, особенно пролетарских, о жизни и деятельности, которых в советский период опубликована масса литературы, показывают, сколь велико значение Ин-се в формировании тех личностных качеств, которых требуют участие в революционной борьбе и деятельность по созиданию нового общества. Это, прежде всего, непосредственно определяемые Ин-се внутренняя стойкость, верность избранному пути, высокое стремление служить делу прогресса человечества.

В биографии каждого из якутских революционеров эта линия проходит красной нитью. Самое характерное в их деятельности - активное, беззаветное служение делу революции воспринималось как реализация внутреннего позитивного начала, как гармоническое сочетание этого начала с неустанной работой над собой. Поэтому опыт формирования личности профессионального революционера - бесценный источник педагогики, ибо ныне, в конкурентной среде, где успех сопутствует активным и креативным, без глубокого осознания своего Ин-се для постоянной работы над собой нельзя преуспеть в жизни.

Биография М. К. Аммосова может быть изучена по-новому именно с этих позиций. По признанию самого Максима Кировича, он испытал на себе одухотворяющее и возвышающее влияние жизни и личностных черт революционеров, борцов за преобразование существующей системы на принципах справедливости. Уместно вспомнить, как кумир подростков 1960-х годов первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин в своей книге писал о том, какое большое воспитательное значение имели для него и его сверстников примеры жизни и деятельности революционеров, людей, «всю свою жизнь подчинивших одной, главной цели и боровшихся за нее, не отступая», тех, «о которых народ говорит: вся жизнь - сплошной подвиг!» [12, с. 28].

Не меньшее восхищение у комсомольцев тех лет вызывала личность «железного Феликса» Ф. Э. Дзержинского. Недаром пролетарский поэт Владимир Маяковский в своих знаменитых стихотворных строчках именно с него советовал брать пример «юноше, обдумывающему житье, решающему - сделать бы жизнь с кого...». [13, с. 319]

По методологии онтопсихологического анализа личность великих людей отличается ранним ясным представлением своего Ин-се, которое непременно связано с высокими идеалами. Одновременно с тем, как Ин-се перерастает в осознанную цель, растет и понимание того, что

надо готовить себя к её осуществлению, обогащать интеллект, совершенствовать свою волю, преодолевать слабости, растить в себе цельность характера, готовность к подвигу.

Известна притча. Великий французский социалист-утопист Анри Сен-Симон даже в зрелые годы своего секретаря, будущего отца современной социологии Огюста Конта просил будить себя ежедневно словами: «Вставайте, сударь, Вас ждут великие дела». Стремление «совершить великое», готовность для этого к самопожертвованию - черта характера многих революционеров (кстати, эта черта присуща всем первооткрывателям, первопроходцам, реформаторам, изобретателям, как правило, их не интересует материальная выгода, личное благополучие, тщеславие). Каждому из них приходится постоянно поддерживать в себе верность своему Ин-се.

Документом, содержащим своеобразную иллюстрацию учения Антонио Менегетти об Ин-се, является выпускное гимназическое сочинение Карла Маркса «Размышления юноши при выборе профессии». В качестве ключевой идеи в самом начале сочинения юный Маркс высказывает мысль о назначении человека - «облагородить человечество и самого себя» [14, с. 3].

Последовательно развивая эту мысль, Маркс размышляет о путях и средствах приближения к человеческому совершенству. Одно из этих средств - овладение профессией. Заметим актуальность такой установки в современных условиях. Далее Маркс отмечает, «но чтобы вести человека к совершенству, профессия должна воодушевлять на высокое служение человечеству». Для этого требуется, как предписывает онтопсихология, «исключение субъектом действия монитора отклонения из своего духовного мира». В частности преодолеть тщеславие, погоню за внешними почестями, материальными преимуществами, которые лишь временно могут стимулировать эманацию Ин-се. Однако рано или поздно эти чары рассеиваются, оставляя чувство неудовлетворения собой и системой. «... Главным руководителем,- пишет Маркс, - который должен нас направлять при выборе профессии, является благо человечества, наше собственное совершенствование. Не следует думать, что оба эти интереса могут стать враждебными, вступить в борьбу друг с другом, что один из них должен уничтожить другой... История признает тех людей великими, которые, трудясь для общей цели, сами становились благороднее; опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принес счастье наибольшему количеству людей...» [14, с. 7].

«Размышления...» семнадцатилетнего Маркса ценны тем, что его автор полностью воплотил впоследствии свой юношеский замысел. Примечательно, что в этом документе стремление личности возвысить человечество мыслится в единстве с собственным совершенствованием. Эта идея имеет важное значение для понимания становления личности революционера: работа по преобразованию среды для усовершенствования современников является первейшим условием личного совершенствования. «Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком» [14].

Для сравнения приведем выжимки из сочинения по русской литературе учащегося Якутского реального училища Максима Аммосова на тему: «Труд кормит, а лень портит». В нем Максим писал, что труд во всех отношениях благотворно влияет на человека, укрепляет его организм, развивает его физические силы и умственные способности. Поэтому «каждый человек должен трудиться, если он желает жить в свете правдою...». При этом «сам труженик возвышается перед народом, достает ему славу и честь, проявляет свой личный характер», что, продолжая трудиться, помогает бедным... Он приносит пользу и славу тому обществу, среди которого трудится и как пример приводит жизнь великого русского ученого М. В. Ломоносова, который «учил русский народ, сам упорно занимался наукой, чтобы дать образование своему народу - словом, для блага Отечества» и «верные сыны Отечества не оставили его великий труд, оценили и имя Ломоносова до сих пор русский человек произносит с гордостью» [3, с. 8].

В условиях социального неравенства логика такой установки или Ин-се великого человека вело к революционной борьбе. Умный, честный, благородный человек просто не мог не стать революционером. Письма, статьи, воспоминания и другие документы, раскрывающие жизнь и деятельность Максима Кировича Аммосова, дают этому убедительное подтверждение.

В частности, в них показывается, как в революционной деятельности гармонично сочетаются лучшие, высшие стремления революционера с назревшими потребностями общественного развития. Верность коммунистической идеологии для М. К. Аммосова означала с наибольшей полнотой реализовать свои идейные помыслы, стремления, реализовать себя как личность.

А вот как этот процесс объясняет Антонио Менегетти: «Единственная идеология может происходить только из константы «Н», внутренне присущей нашему Ин-се, которое, как только адаптируется к среде и феноменизируется и немедленно начинает двигаться по амебно-метаболическому и, следовательно, направленно-историческому пути. Суть в том, что надо всегда быть готовым изменить свои идеи, чтобы быть синергичным с интенциональностью жизни; но для достижения этой способности необходимо быть точным с самим собой, то есть быть подлинным, иметь логико-историческое «Я», способное синхронизироваться с интенци-ональностью, с импульсами оптического Ин-се» [11, с. 79].

Борьба за утверждение нового является объективным критерием социальной ценности человеческих качеств. В ней выковываются, закаляются и проявляются лучшие нравственные качества личности. В коллективе первых якутских революционеров, по свидетельству как мемуаристов, так и исследователей, не было места лицемерам, индивидуалистам, резонерам, зато плодотворно шел процесс взаимного нравственного обогащения, побуждающий каждого к самовоспитанию. Лучшие качества революционера (мировоззренческие и нравственные), воплощенные в облике конкретной личности, живущей и борющейся рядом, служили могучим стимулом для самосовершенствования тем, кто их окружал.

В своей статье «Коммунист не имеет прав» Максим Кирович пишет: «Что значит: коммунист не имеет прав?

Прежде всего это значит, что он ставит выше всего интересы рабочего класса, а не интересы отдельных лиц и групп. В своих действиях коммунист всецело и неуклонно преследует достижение исключительно желаний и побуждений своего класса, а не лично своего. Коммунист не обладает правами и привилегиями особыми, отличающими его от прав и привилегий своего класса. Коммунист не знает личных прав, а знает права своего класса» [9, с. 29].

Снова обратимся к онтопсихологии. A. Менегетти отмечает: «Вождь, в частности, это вовсе не человек, живущий исключительно для самого себя, совсем наоборот: о себе он думает в последнюю очередь - не потому, что он такой хороший, а потому, что, будучи человеком умным, ощущает потребности природы применительно ко всем людям. Оставленный один, он мог бы жить простой жизнью - как рыбак, кузнец, или плотник, - но как только он оказывается в центре проблем, общественной диалектики, он неизбежно чувствует себя призванным, вынужденным взять на себя этот груз. Словно сама природа побуждает его наиболее эффективно распорядиться своей жизненной силой» [11, с. 75].

Судьба первых якутских революционеров трагична: все они репрессированы той системой, которую они утверждали. Во все времена революционеры добровольно шли на жертву собственными интересами, а, иногда даже жертвовали жизнью, когда это диктовалось условиями борьбы. В такие минуты главным для них было то, во имя чего они совершали этот нравственный подвиг. Борьба возвышала и одухотворяла их жизнь. В свете высоких идеалов ценности повседневной жизни утрачивали свою значимость. Уместно заметить, что неприязнь вызывают не сами по себе житейские блага, а люди, готовые продать себя, свои идеалы и убеждения за комфорт и сытую жизнь.

Вступив на путь преобразования, революционер стремится отдать борьбе все свои силы, постоянно развивая и совершенствуя свои способности и таланты. Но именно этот путь, а не пустое, бессодержательное, спокойное и сытое существование обывателя дает личности ощущение полноты жизни, наполняет ее глубоким смыслом. Умение оставаться «самим собой», верным своему Я, принципам революционной идеологии и морали, или Ин-Се в любой ситуации, как бы трудно она ни складывалась, не только было важно для М. К. Аммосова и его соратников в личностном нравственно-психологическом плане, но и имеет колоссальное

воспитательное значение. О том, к какому моральному краху может привести личность и какой урон нанести общему делу революционной борьбы нравственный и политический оппортунизм отдельных ее участников, свидетельствуют факты истории. Известно, что именно слабость духа, отсутствие воли и выдержки использовала как царская, так и сталинская охранка, чтобы склонить к предательству некоторых людей, пришедших в революцию с желанием посвятить свою жизнь борьбе за справедливость, но не выдержавших испытания на прочность. Однако в таком выводе содержится трудно преодолимое упрощенчество, диктуемое политико-идеологическими соображениями. А как эту ситуацию объясняет онтопсихология? Вот слова А. Менегетти: «Совокупность всех индивидов, не реализовавших по различным психологическим причинам в собственной неповторимости никакой феноменологии духа, то есть своего онтического Ин-се, вовлекается в зомбическую энергию, приходя в высшей точке своего беспокойства к необходимости разрушения самое себя» [11, с. 77].

Всё это актуализирует поиск новых методологических ориентиров для адекватной интерпретации диады «индивид и мир» с целью выяснения практической структуры, которая позволяет индивиду стать личностью, чтобы улучшить общество, а в условиях стабильного развития, как сейчас, - к инновационной деятельности. Иначе стремление принести счастье наибольшему количеству людей осталось бы не больше, чем благим намерением, а самосовершенствование могло свестись лишь к тому, что субъект его в лучшем случае обретет известность. Если во времена Аммосова и его соратников стремление принести народу счастье могло быть реализовано только в революционной борьбе, то для нынешнего поколения способом объективации Ин-Се - творческое самовыражение. Если работа над собой сочетается с достижениями в творческой деятельности, то это и будет реализация онтического Ин-Се.

Творчество - универсальная форма человеческой деятельности. Оно связано с преобразованием старого и созиданием нового. И социальная революция, и инновационная деятельность представляют собой творчество. Поэтому и то, и другое характеризуются особой подвижностью практики, сменой условий, форм и видов организации и управления. Как в те времена, так и теперь, поиск новых форм и методов, постоянный риск, борьба с косностью пассивного большинства и бюрократией властей требуют мобилизации воли, напряжения интеллектуальных, физических и моральных сил, внутренней собранности. Личность, ставшая субъектом творческой деятельности, вынуждена жить на пределе своих возможностей, а нередко и человеческих возможностей вообще. Ей приходится постоянно преодолевать себя. Человек остро ощущает необходимость саморазвития, осознает ее как потребность. Так формируется установка на самосовершенствование ради достижения максимального результата в деле прогресса общества.

Заключение

Размышления над материалами, освещающими жизнь и деятельность М. К. Аммосова, на основе онтопсихологической методологии приводят к такому выводу: закономерности формирования личности революционера универсальны и могут быть пригодны в воспитании креативных людей, способных к инновационной деятельности.

Литература

1. М. К. Аммосов - гражданин и патриот: материалы научной конференции. - Якутск, 1998.

2. Алексеев Е. Е. М. К. Аммосов - государственный и политический деятель Казахстана и Киргизии. - Якутск, 2007.

3. Макаров Д. С. Максим Яркий (Жизнеописание Максима Кировича Аммосова). - Якутск, 1992.

4. Макаров Д. С. Максим Аммосов. Очерк жизни и деятельности. - Якутск, 1992.

5. Хамидуллин А. Г. Легендарный Максим. Страницы жизни М. К. Аммосова. - Алма Ата, 1988.

6. Винокурова Л. Е. Максим Аммосов и общественно-политические события в Якутии. - Якутск, 2012.

7. Филиппов Л. С. Первые руководители Советской Якутии. - Якутск, 2011.

8. Захаренко Н. Н. Первые большевики Якутии. - Якутск, 2009.

9. Менегетти А. Система и личность. - М., 1996.

10. Гагарин Ю. А. Дорога в Космос. - М.,1961.

11. Маяковский В. В. Полн. собр. соч. В 13-ти томах. - М., 1958. - Т. 8.

12. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 40.

Refere^es

1. M. K. Ammosov - grazhdanin i patriot: materialy nauchnoj konferencii. - Jakutsk, 1998.

2. Alekseev E. E. M. K. Ammosov - gosudarstvennyj i politicheskij dejatel' Kazahstana i Kirgizii. -Jakutsk, 2007.

3. Makarov D. S. Maksim Jarkij (Zhizneopisanie Maksima Kirovicha Ammosova). - Jakutsk, 1992.

4. Makarov D. S. Maksim Ammosov. Ocherk zhizni i dejatel'nosti. - Jakutsk, 1992.

5. Hamidullin A. G. Legendarnyj Maksim. Stranicy zhizni M. K. Ammosova. - Alma Ata, 1988.

6. Vinokurova L. E. Maksim Ammosov i obshhestvenno-politicheskie sobytija v Jakutii. - Jakutsk, 2012.

7. Filippov L. S. Pervye rukovoditeli Sovetskoj Jakutii. - Jakutsk, 2011.

8. Zaharenko N. N. Pervye bol'sheviki Jakutii. - Jakutsk, 2009.

9. Menegetti A. Sistema i lichnost'. - M., 1996.

10. Gagarin Ju. A. Doroga v Kosmos. - M.,1961.

11. Majakovskij V. V. Poln. sobr. soch. V 13-ti tomah. - M., 1958. - T. 8.

12. Marks K., Jengel's F. Soch. T. 40.

^iMSr^Sr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.