Научная статья на тему '«Еврейский вопрос» в современной России'

«Еврейский вопрос» в современной России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3179
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The “Jewish issue” in today’s Russia

The article reviews the Qualitative part of the Survey “Anti-Semitism in Russia”, which included 10 focus group studies in a few Russian cities, as well as a series of expert interviews. According to the author, the Jews have long become an integrated part of the Russian society. However, they have still been able to keep a certain distinguishable identity as a group – a fact both recognized by the general Russian public and the Jews. The article reviews the survey results and shows a reduction of anti-Semitism, especially the State sponsored type. It analyzes the reasons why the antiSemitic stereotypes and myths have been able to survive into the modern Russia, and looks at how the target of xenophobia shifted to other ethnic groups. Another topic of the review is an advanced assimilation of the Jewish population, including the Jewish view of the process and a close look at particular aspects of the social well-being of Jewish population in modern Russia.

Текст научной работы на тему ««Еврейский вопрос» в современной России»

Алексей ЛЕВИНСОН

«Еврейской вопрос» в современной Россов

Левада-Центр (а ранее первый ВЦИОМ) неоднократно обращался к вопросу об отношении жителей нашей страны (сначала СССР, затем РФ) к евреям.

Предмет оказывается чрезвычайно интересным для социологического изучения. Те, кого здесь называют евреями, давно стали частью российского общества. Де-факто это признано и в обществе, и в еврейской среде. Однако та или иная степень обособления сохраняется, и это также признано и обществом, и евреями. Негативное отношение к евреям (еврейству, еврейскому) считается одной из традиционных черт российской культуры и зовется антисемитизмом. Негативное отношение к антисемитизму и нейтральное, если не подчеркнуто положительное, отношение к евреям, к еврейской культуре и истории, в свою очередь, считается нормативной чертой интеллигентности, а также атрибутом так называемых общечеловеческих норм.

Любой социальный субъект с необходимостью размещает себя в этих внутренне противоречивых координатах.

Фоном для сегодняшнего состояния «еврейского вопроса» в России служит мозаика исторических обстоятельств, оживляемых в массовой памяти историками, публицистами, политиками. Существование евреев в черте оседлости — не тема для российского массового сознания. Иногда вспоминают дело Бей-лиса. Помнят, что он был обвинен в убийстве ребенка-славянина в ритуальных целях, потом оправдан. Это скорее форма памяти про кровавый навет. К сожалению, совсем не вспоминают при этом гражданскую позицию судей и присяжных, вынесших оправдательный приговор. Погромы конца XIX — начала ХХ в. вспоминают в сегодняшней России очень редко. Но погромы времен Гражданской войны возвращены для памяти «Книгой погромов», изданной в 2007 году Лидией Миляковой тиражом 1500 экземпляров1. С неизбежностью так или иначе присутствует в современной российской

1 Книга погромов. Погромы на Украине, в Белоруссии и европейской части России в период гражданской войны, 1918-1922: сборник документов / отв. ред. Л. Милякова. М.: РОССПЭН, 2007. 995 с.

культуре тема Холокоста и отголоски спекуляций вокруг нее.

Остались какие-то следы эпохи «борьбы с космополитизмом», «дела врачей». Помнят, что это была государственная политика. Помнят, что тогда и долгое время потом евреев неохотно брали на работу, неохотно принимали в вузы. Остались определенные следы некогда очень активной «разъяснительной работы» разных националистических авторов, которые разоблачали евреев в правительстве «демократов».

Еврейская эмиграция конца XIX — начала ХХ в. не помнится. Но не забыто, что евреи в массовом порядке уезжали из СССР и что очень многие из них живут сейчас в Израиле и США, что они образуют там своего рода российские колонии. Помнят что-то о борьбе с сионизмом и о плохих отношениях с Израилем (и хороших с его врагами). Но теперь принято считать, что Израиль — интересная в разных аспектах страна, с которой у России нормальные отношения.

Наряду с этим российское массовое сознание приняло как факт активизацию еврейской религиозной и культурной жизни в России. Далее оно приняло появление в публичной сфере (попросту — на телеэкранах) множества лиц, которые вполне определенно могут являться евреями или про них можно предполагать, что они евреи. Это могут быть нелюбимые народом олигархи или, наоборот, любимые артисты, ученые или врачи. Представляется очень важным, что существование в публичной сфере этих фигур происходит без публичного обсуждения данного признака. (Речь о массовом восприятии, а не о восприятии тех, для кого этот факт является самым главным, поскольку они исполнены ненависти или любви к евреям как таковым.) Еврейство предстает их ресурсом, оно оказывается объяснением достижений, которые принесли им известность. Но в чем состоит этот ресурс, что в нем собственно еврейского, не обсуждается, разве что говорится, что «они (евреи) умные». При этом предполагается, что они умны каким-то особым «еврейским умом».

В этой связи представляется важным отметить роль М. Жванецкого, которую он играл

в российской культуре на протяжении нескольких десятилетий. Жванецкий в известной степени выступил продолжателем популярных в конце XIX — начале ХХ в. в России эстрадных (шантанных) еврейских комиков. Жванецкий не взял от них ни акцента, ни жанра «рассказы из еврейской жизни» (акцент трансформировался в речевую манеру, а «еврейской жизни» просто не стало). Он предложил то, что было скрыто за акцентом и жанром: «еврейский ум», «еврейский юмор». (В советское время эвфемизмом для этого было обозначение «одесский юмор».)

Вместо «еврейской жизни» Жванецкий стал предлагать рассказы из нашей общей жизни. Та тонкая маргинальность ассимилированного еврейства, о которой мы говорили выше, позволяла ему остранять и замечать те ее черты, которые вроде бы общеизвестны, но вместе с тем проходили мимо внимания всех остальных, и давать замеченному моральную оценку, которую прочие вообще к ним не применяли. В отсутствие социологии эстрадная сатира Жванецкого (в исполнении Райкина, Карцева и Ильченко и его собственном) вынесла на всеобщее обозрение важнейшие социальные отношения позднесоветского общества, заставила общество рефлектировать по их поводу. Художественный дар Жванецкого позволил ему облекать анализ, диагноз и приговор в афористичные формулы. Художественное совершенство и встроенный сатирико-юмористический компонент — он и выполнял функцию оценки — делали его тексты безапелляционными. Его формулы или их части расходились в повседневной речи как паремии. А с паремиями, как известно, не спорят. Еврейство Жванецкого (и упомянутых исполнителей) принималось во внимание публикой, но не обсуждалось публично. (Еврейство было чем-то вроде неприличного обстоятельства. О нем знали, но публично обсуждать избегали. В этом еще одно отличие от еврейских комиков прошлого.) В этом заключается очень важный момент: то, что выговаривалось сатириком, оказывалось значимым для общества в целом, выносимый им суд оказывался судом от имени всеобщей, универсальной морали, уже не от «еврейского ума».

Оставим в стороне вопрос, помогает ли сатира, бичуя пороки, их устранять. Ограничимся констатацией того, что сатира Жванецкого за счет «присадки» еврейства на протяжении целого периода отечественной истории дополняла российскую публичную культуру мало

свойственным ей универсалистским дискурсом и рефлексией на его основе.

Наряду со Жванецким в публичной сфере в последние полвека фигурировало немало его последователей, которые могли не быть опознаваемы как евреи. Манера Жванецкого, его поначалу уникальная социально-критическая позиция сымитированы последователями. Если не мыслительные приемы и не нравственный заряд, то интонация, уже не маркированная как «еврейская» либо «одесская», вошла в культуру как весьма популярная.

Менее широко отмечают в публике появление элементов собственно еврейской культуры — книг, фильмов, спектаклей «из еврейской жизни» или «на еврейские темы». Для читателей/зрителей, воспитанных на русской, российской культуре, они могли выступать примерами одной из национальных культур, как экзотика, наконец, как средство доступа к «еврейской мудрости» — коль скоро считается, что такая есть.

Но для нашего анализа более интересен случай, когда еврейский компонент является средством включения в российскую культуру не специфически-еврейских, а универсалистских начал. С позиций, рассматривающих российскую культуру как нечто отдельное, замкнутое на себе, эти начала выглядят чужими, зовутся ли они общечеловеческими или европейскими, западными (тогда они могут маркироваться и как еврейские, что подчеркивает их чуждость). С позиций, видящих российскую культуру частью мировой, они выглядят как необходимые для ее развития компоненты. Тогда природа (в том числе национальная или этническая принадлежность) тех, кто доставляет такие компоненты, не имеет значения.

Некоторые особенности традиции, образа жизни ашкеназских евреев после их выхода из штетлов и черты оседлости и включения в (восточно-) европейскую культуру, сделали их маргиналами, которые наиболее успешно приносят и развивают в рамках этой культуры указанные универсалистские (и в этом смысле космополитические) начала.

Местные культуры регулярно чередуют фазы принятия и отторжения этих начал. Тогда отторжение переносится и на носителей. Кампания борьбы с «космополитизмом и низкопоклонством перед Западом» в конце 1940-х — начале 1950-х в СССР относилась к данным явлениям. (У нее, разумеется, были и другие политические причины, но о них мы сейчас не говорим.)

Поскольку диалог/конфликт с Западом и внутренний диалог/конфликт «западников» и их оппонентов имманентны российской культуре, еврейство с его названной функцией с неизбежностью оказывается втянуто в эти отношения культурной рецепции и культурной эксклюзии. Одни и те же действия евреев, переносчиков и интродукторов инноваций этого типа, оказываются и их заслугой, и их виной.

На момент написания этих страниц острота негативного восприятия евреев в их названной функции приглушена. Мы видим здесь очередную ступень ассимиляции — сложного, порой получающего драматические формы процесса взаимной адаптации российского общества и российского еврейства.

Процесс ассимиляции евреев зашел далеко. Слово «еврей» в применении к россиянам перестало означать этническую/национальную квалификацию. В шутке «Евреи — это не нация, а профессия» схвачен этот смысл: атрибутов нации у российского еврейства действительно нет. Можно вспоминать, что, когда они были (вплоть до конца XIX в), часть евреев стремилась от них избавиться, а остальных избавили от них насильственно за первые 50 лет ХХ в. На сегодня это состоявший факт. Часть евреев его приняла и продолжает линию на уход от еврейства, часть сознательно восстанавливает еврейскую идентичность.

Похоже, что основная часть тех, кто может быть причислен к российскому еврейству, не находит себя ни там, ни тут. Они строят свою идентичность на комбинации стандартных черт россиянина соответствующего статуса и каких-то «добавочных» черт, которые помечены в современной культуре как «еврейские». Твердых стандартов этого комбинирования в силу самих обстоятельств существования еврейства в России не может быть. Построение идентичности оказывается для людей в этом положении отдельной жизненной задачей. Она может решаться легко и в жанре шутки, может даваться тяжело, может принести индивиду успокоение и ощущение прочности своего положения, может породить чувство зыбкости бытия.

Современные российские евреи, разумеется, не первые люди на Земле, решающие эту экзистенциальную задачу. Российское общество сталкивалось и сталкивается с чередой маргинальных групп, категорий, которые оно принимает или обнаруживает в себе. То же происходит с большинством национальных обществ в других странах, так что ситуация не уникальная. Но это не лишает ее особенностей и черт,

которые делают ее, повторим, крайне интересной для социологического анализа1.

Предлагаемые ниже наблюдения были сделаны в ходе исследования, посвященного «еврейскому вопросу» в России. Исследование осуществлялось методом фокус-групп и экспертных интервью2. Фокус-группы проводились в нескольких городах страны. В Москве участниками одной группы были рядовые москвичи, на другие приглашали тех, кто считает себя евреем. Таких же респондентов приглашали в Биробиджане. В Хабаровске участниками были горожане. В Махачкале и Казани на разные группы приглашались мусульмане с разной степенью погруженности в религию. Мы приводим много цитат из высказываний респондентов. Выбраны те, которые характеризуют позицию группы в целом, а значит, и того слоя, из которого набирался состав группы.

Мнение опрошенных об уровне антисемитизма

Начнем с отмеченного выше состояния терпимости общества по отношению к евреям. Лучше всего оно выражено формулой «Еврей? Сегодня это можно» (эксперт, Биробиджан).

— Да, в 2000-х, безусловно, было меньше каких-то проявлений антисемитизма, чем в 1990-х. Есть еще то, как расцвела еврейская культурная жизнь (евреи, младшие, Москва).

— По сравнению с 1990-ми это очень сильное сокращение (антисемитских проявлений). И лично связанное с моей жизнью тоже (евреи, Москва).

1 Обсуждаемый вариант маргинализма характерен для выходцев из ряда иных национальных групп - от азербайджанской до немецкой. Схожие процессы приводят их в схожие социальные места. Стоит посмотреть на фамилии представителей среднего и крупного бизнеса. Там представлено широкое разнообразие ассимилятов из разных этносов, так или иначе участвовавших в сложении российского общества.

2 Замысел и план исследования был предложен заказчиком - Российским еврейским конгрессом. Было необходимо провести группы в русской, мусульманской и еврейской среде. Качественное исследование состояло из десяти зондажных фокус-групп в нескольких социальных средах: 1) русская или смешанная городская среда - население крупных городов - гг. Москва (2 группы), Хабаровск, Казань (по одной); 2) мусульманская городская среда - мусульмане со слабо выраженной идентичностью - Махачкала, мусульмане с ярко выраженной идентичностью («традиционный ислам») в Махачкале и Казани; 3) еврейская городская среда («простые» евреи - Биробиджан; «знатные» евреи - Биробиджан; «молодые» евреи - Москва, «пожилые евреи», либеральная интеллигенция - Москва). Кроме того, проводились экспертные интервью в гг. Хабаровск, Биробиджан, Казань и Махачкала (эксперты были рекомендованы представителями РЕК). Следует иметь в виду, что исследованием не охвачены несколько сред, где отношение к евреям или восприятие еврейства имеет существенные отличия, в частности активисты русских националистических организаций и их сторонники; последователи «чистого» ислама («вахаббиты» и т.п.), «религиозные» евреи.

— Я не испытываю каких-то беспокойств, связанных с моей национальностью в данный момент (евреи, старшие, Москва).

— На бытовом уровне никаких проблем не ощущаю и антисемитизма тоже. Может, в силу круга общения бытового, профессионального. Страха антисемитизма у меня нет. Возможность получить по голове есть у любого. Ощущение дискомфорта от окружающей действительности — но я не могу сказать, насколько на это влияет мое еврейство или что-то еще (евреи, старшие, Москва).

— Сейчас пятой графы нет ни у кого (евреи, простые, Биробиджан).

— Да. Очень (сильно упал уровень антисемитизма). Если брать 1970-е годы, я занимал тогда вроде бы высокую должность даже в области, но я своим детям сделал национальность русскую. А сейчас не стал бы этого делать (евреи, знатные, Биробиджан).

— Я так скажу... Я помню 1946-й, 1947-й и по 1950-е — такое название, как «жид» и «жидовская морда», звучало на всех перекрестках. Была такая... не скажу, что это пословица — «бей жидов, спасай Россию». Сейчас наоборот (евреи, знатные, Биробиджан).

— Да, я отвечаю: «Я еврейка». Причем, если раньше я задумывалась, говорить или нет, то сейчас отвечаю: «Да, я еврейка» (евреи, знатные, Биробиджан).

— Вы знаете, я даже замечаю, что стало модно — по телевидению — подчеркивать свое еврейское происхождение. То один артист, то другой, то третий, то пятый!.. (евреи, знатные, Биробиджан).

Об отсутствии антисемитизма свидетельствуют представители доминантных групп.

— Ну, я бы не сказала, что у нас здесь есть антисемитские настроения... (мусульмане, Махачкала).

— Простым евреям или дагестанцам в наше время, грубо говоря, плевать на все это (на межэтнические различия) (мусульмане, Махачкала).

— Живущие здесь люди (евреи) видят, какие мы мусульмане, и вроде бы никаких стычек с ними нету, я лично не слышал, чтобы было что-то с ними (этнические мусульмане, Махачкала).

Все эксперты различают государственный и бытовой антисемитизм. Все отмечают, что бытовой антисемитизм сохраняется, но его уровень низок. Что касается государственного антисемитизма, то в целом его уровень, по мнению евреев и экспертов, в стране сейчас низок. Иногда и про государственный антисемитизм говорят, что он отсутствует.

— Антисемитизм — это вообще болезнь. И этот микроб передается, и так далее. И градус этот есть. Но он зависит от того, как государство к этому относится. Наверное, сегодня государственного антисемитизма нет (евреи, знатные, Биробиджан).

— Проблемы (государственного антисемитизма в последнее время) нет .... Были всегда проблемы бытового антисемитизма небольшие (эксперт, Биробиджан).

— Если не брать высказывания каких-то отдельных деятелей, на уровне государственной системы, по-моему, антисемитизма сейчас нет (евреи, младшие, Москва).

— Я считаю, что сейчас нет такого антисемитизма. Декларированного. Нет, конечно (евреи, простые, Биробиджан).

Обсуждался вопрос об отношении первого лица страны к этой проблеме.

— С моей точки зрения, у Путина много недостатков, но антисемитизм явно не относится к ним (евреи, младшие, Москва).

— Отношение Путина (к евреям) подавленно-негативное. С одной стороны, он не может это открыто проявить по определенным мотивам, с другой — у него есть явная неприязнь к украинским евреям за то, что они поддержали почти 100% не то, что он от них хотел (евреи, старшие, Москва).

Так или иначе, эксперты указывают, что именно от позиций государственной власти, ее отношения к евреям, к антисемитизму зависит и уровень активности бытового антисемитизма.

— В целом отношение народа (к евреям) — это всё зависит от руководителя данного региона (эксперт, Казань).

Эксперты указывают на то, что (в силу устройства бюрократической иерархии) позиция высшего руководства региона влияет в первую очередь на элиты.

— А то, как проводит политику руководитель данного региона, от этого зависит политика руководящего состава региона (эксперт, Казань).

Приводятся положительные примеры. Есть свои особенности в том, что касается отношения руководства к еврейской проблеме на Дальнем Востоке. Во-первых, возникают совершенно новые инициативы, которые создают новую ситуацию.

— У нас в области пришел новый православный руководитель. С приходом нового руководителя, православного, было впервые подписано соглашение межконфессионное, этого нигде не было еще в стране, это уникально. (эксперт, Биробиджан).

Во-вторых, в нынешних условиях стало более безопасно для чиновников обнаружить собственные родственные связи с евреями. Правда, это делается в особых, скорее прикровенных формах. Вот пример из Еврейской АО.

— Глава района вечером, во время, так сказать, легкого ужина, рассказывает, что «я тоже»... У него фамилия русская, на лбу нарисовано, что он такой русский мужик, но он говорит: «Ну, я тоже имею отношение к евреям... бабушка Ида по матери». Или начальник Управления внутренних дел, генерал, когда уходит на пенсию, рассказывает про бабу Фиру. Такого много (эксперт, Биробиджан).

Приводятся отрицательные примеры.

— Чтобы народ относился к евреям, еще кому-то. народ занят другими проблемами, ему не до этих проблем национальных и это, и всё... А эти все карты разыгрывают только (люди) из руководства, и где бы мы не видели вспышки антисемитизма, надо смотреть, кто стоит во главе данного региона, и отсюда начинать танцевать (эксперт, Казань).

— Тогда руководителем республики был (называет имя)...И когда напали чеченцы на Дагестан второй раз, он вышел к журналистам. и он начал разговор про сионистские центры в Нью-Йорке, про то, что они пытаются дестабилизировать ситуацию в разных точках земного шара, и вот здесь то же самое. Через того же (называет имя) это распространилось и в политических структурах местных. (эксперт, Махачкала).

Для нашего общества, структурой и организованностью (разной степени — от высокой до низкой) в котором обладает лишь управляющая система, объяснение, складывающееся из этих мнений, представляется адекватным. В самом деле, масса носит в себе как часть своей культуры те элементы, которые респонденты называют словами «бытовой антисемитизм». Его спонтанное перерастание в организованное действие, например в организованную травлю евреев, невозможно в силу отсутствия самой организованности. Таковая может возникнуть лишь как результат действий управляющей системы, власти. Достаточно распространенной, во всяком случае среди российского еврейства, является точка зрения, что антисемитизм имманентен российской власти и, если его нет в данный момент, это требует специального объяснения. Он, мол, несомненно, есть, но скрыт, или он есть, но сознательно подавлен, или его придерживают, чтобы использовать в нужный момент как удобное средство, и пр.

Почему это так, почему власть в России должна быть непременно антисемитской, евреи объясняют себе реже. Одно из объяснений — потому что она русская, то есть принадлежит русской культуре, а таковая включает антисемитизм как непременный элемент.

Мы не располагаем средствами, чтобы отвечать на глобальный вопрос о причинах антисемитизма в российской культуре, но мы можем отметить, что существование антисемитизма как элемента российской народной культуры от состояния и действий власти зависит мало. От власти зависит уровень его активности, его действенных проявлений.

Более важным и менее тривиальным представляется другой результат исследования: что этот «бытовой» антисемитизм существует для «внутреннего употребления» в русском и других российских этносах. Он в большинстве случаев не касается евреев как реальных лиц, как членов российского общества.

— Один очень верующий человек свою маму ругал за то, что она своего внука евреем ругает. Он у них трехлетний, бегает, очень такой был сообразительный, она: «А, еврей, еврей!» А он и говорит: «Не называй его евреем, это самая плохая нация» (мусульмане, Казань).

— В школе учитель ругал одного ученика постоянно и говорил: «Почему ведешь себя, как еврей?» (неевреи, младшие, Хабаровск).

Власть и только власть способна перевести этот антисемитизм для внутреннего употребления в жесты и действия, направленные в самом деле против евреев, имеющие цель нанести таковым тот или иной ущерб, уничтожить их и пр.

Наше исследование и в этом случае не имеет средств напрямую оценить готовность власти к таким действиям. Мы можем (и стремимся в данном исследовании) оценить общесоциальный контекст, наличие и уровень запроса в обществе на такое властное указание как фактор, который может стимулировать или тормозить данные действия власти.

Нельзя не сказать, что это не очень сильный метод прогнозирования действий власти. Власть не находится в институционально оформленной (реальной) зависимости от общества, его желаний и настроений. Если и существует эта зависимость, то она проявляется как неформализованная или как имеющая слабые варианты формализации, например, в виде измеряемого социологическими агентствами (включая Левада-Центр) так называемого «рейтинга», который публикуется в СМИ и становится предметом обсуждения в публике.

Известно, что и зависимость общества от власти, его ей подчиненность в значительной степени имеет неформализованный характер. Институт СМИ в той его части, которая погружена в общество и передает в него сигналы власти, будучи весьма влиятельным, не является формальным (в отличие от других систем управления, так называемых правоохранительных органов, органов образования или здравоохранения, коммунальных и пр.).

Опыт последних лет показывает, что неформальный характер влияния и управляющих воздействий власти на общество не препятствует, а скорее способствует — при данном агрегатном состоянии общества как массы — эффективности этих воздействий. Опыт мобилизации антигрузинских настроений и акций в 2008 году может служить тому подтверждением.

В еврейской среде такой оборот дела не перестают считать вероятным.

— Сегодня государство сильно, и оно против этих настроений, но если скрепы государства станут вдруг слабее, то может произойти все, что угодно. Национальный вопрос — это болезненный вопрос. (евреи, знатные, Биробиджан).

Причины антисемитизма

Мы не имеем в виду в данном разделе решить вопрос, который решают веками лучшие еврейские и не еврейские умы. Мы здесь приведем несколько суждений наших респондентов.

Вот примеры объяснения антисемитизма с позиций антисемитизма же.

— Я (другую) такую хитрую нацию, которая из всего делает выгоду, не встречал. Я не знаю, может быть, это какие-то особенности воспитания либо генетически заложено. но это на самом деле так, то есть не зря в Средние века большинство ростовщиков были евреями. Это у них как бы в крови — выгоду из всего извлекать. (немусульмане, Казань).

Известна версия, что антисемитизм вызван самими евреями.

— Мне кажется, что раз есть семитизм, то есть и антисемитизм. Причина в том, что это попытка оказывать влияние на другие культуры. Излишне (им) проводить эту границу различий, выставляя эту стену. разделяя людей. В этом, мне кажется, причина. Не было бы семитизма, не было бы и антисемитизма (неевреи, старшие, Хабаровск).

Классическим можно считать обвинение в том, что евреи захватили власть или хорошие места.

— Во всех должностях занимают евреи. Фамилию изменил, сделался русским, кем-то стал, а сам по национальности еврей. Занимает хорошую должность. Всегда занимал. И будут занимать они. Потому что они очень умный народ, очень сплоченный, очень друг другу помогают (мусульмане, Махачкала).

Евреев упрекают за идею «избранного народа».

— Я не вижу никакого отличия от каких-то других народов. Люди себе придумали историю, удлинили ее и тем самым посчитали, что они лучше, чем все остальные. Вот и все. Давайте себе придумаем историю красивую, тоже будем всем говорить, что мы избраны богом. Любой народ может то же самое сделать и с таким же успехом (старшие, Хабаровск).

— Я думаю, что евреи считают, что они единственная правильная нация, а остальные все ошибаются. Из-за этого как бы они высокомерно относятся ко всем остальным, остальные, считают, как бы не правы. Из-за этого как бы и получается. (мусульмане, Казань).

— Ну в общем-то я считаю, что они такие же, как все, но сами они думают о себе лучше. (неевреи, Москва).

Одна из главных претензий — евреи ищут, где лучше. Или добиваются для себя более благоприятных условий.

— Встал вопрос в 1928 году о еврейской автономной области... Здесь комары, здесь плохая земля. Сюда не поехали. Они в первую очередь настаивали, чтобы Крым отдали. В 1920-х годах. Там жить вольготнее. Это одна из черт, конечно. На фига нам эта ЕАО, когда лучше в Крыму. В общем-то я не порицаю, каждый хочет жить там, где лучше (старшие, Хабаровск).

— Евреи больше других ищут, где лучше, потому что у них по всему миру много связей и больше, может, информации (мусульмане, Казань).

Одна из называемых причин неприязни к евреям — неприязнь к Израилю.

— Кстати, у них единственное государство в мире — Израиль, в конституции которого написано, что гражданином может быть только еврей. Это единственное в мире государство, которое построено по национальному признаку! Больше ни в одной конституции вы не прочитаете...! (старшие, Хабаровск).

Известно, что евреев обвиняют в преувеличении ими своих страданий.

— Это было в 1990-х годах, когда государство только-только становилось. Модно (среди евреев) было поехать в Россию, сказать, допустим: меня отсюда выгнали, дайте мне квартиру, землю,

участок. И в Израиль многие уехали. Стали считать себя ущемленным народом. Их никто здесь не ущемлял (мусульмане, Махачкала).

Известна идея, что евреи правят (или стремятся править) всем миром.

— Раньше, когда здесь было много евреев, мусульмане были в более близких контактах с ними и было меньше поводов для подозрения евреев в том, что они возглавляют всякие Мировые Правительства, влияют, там, на жизнь всего человечества (эксперт, Махачкала).

Существенно, что сохраняется приписывание евреям роли тайных хозяев мира, управляющих миром в целом и нашей страной в частности. Но не менее существенно, что о том, что евреи правят миром и Россией, говорилось без аффекта, сообщалось как о давно и широко известном факте. Никаких конкретных имен евреев в российском правительстве респонденты назвать не могли, говорилось, что они все давно переменили фамилии (то есть они ассимилированы большим социумом, и это признается).

На евреев же возлагают ответственность, ни много ни мало, за то, что в мире не одна конфессия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Да, я слышала, что вот религии создали шесть евреев, и специально создали их разными, а не одной верой, чтобы легче было управлять. Есть такая притча, правда, я не знаю. (мусульмане, Казань).

В ходе фокус-групп о том, что евреи правят миром и Россией, говорилось как о непреложно установленном и широко известном обстоятельстве, и оно не вызвало сильных чувств. Мы в этом видим очередное проявление ассимиляции общества, повышения его терпимости (имеющей здесь вид равнодушия, слабой ценностной озабоченности этими вопросами). На вопрос, может ли еврей встать во главе российского государства давались ответы: а это было — и есть.

— Ленин. Сам еврей, так и... Полу/кровка/...

— Ну, учитывая, что все соратники были... Все практически (старшие, Хабаровск).

— Ленин?! Он сам государство Израиль создал. При помощи Сталина... (младшие, Хабаровск).

— Ну, Медведев же был.

— И Ельцин, по-моему...

— Ельцин — еврей, Медведев — еврей. Были уже (старшие, Хабаровск).

— Между прочим, слышал мнение, что Владимир Владимирович Путин тоже еврей.

— Я тоже слышал.

— Говорят, он еще и масон (младшие, Хабаровск).

Оригинальным показалось такое объяснение антисемитизма:

— Говорят, что антисемитизм — это инструмент, чтобы евреи не ассимилировались. Не растворялись (младшие, Хабаровск).

Это своего рода расхожее мнение. От одного из экспертов в Москве пришлось слышать, что антисемитизм — часть еврейской идентичности. Евреи, мол, с ним сжились, он им помогает «держаться в тонусе».

Антисемитизм мусульман

В Дагестане пришлось встретиться с точкой зрения, что антисемитизм мусульман — реактивный, защитный, возник в ответ на стремление евреев чуть ли не уничтожить ислам и мусульман.

— (Причина антисемитизма), наверное, их отношение к мусульманам (мусульмане, Махачкала).

— Многие уехали отсюда, еврейские кланы. Ну, наверное, есть у них свое желание, чтобы нас было меньше (мусульмане, Махачкала).

— А вот в общепланетарном масштабе, ну есть какие-то антиисламские (настроения у евреев). Ну, я думаю, не все такие евреи против ислама настроенные. А частично (мусульмане, Махачкала)

Здесь подключаются элементы общемусульманской солидарности. Противоборство Израиля и его мусульманского окружения символически транспонируется на отношение местных мусульман к местным евреям.

— (Причина негативного отношения к евреям в том), каково отношение этого Израиля к Палестине, Ливану, Сирии (этнические мусульмане, Махачкала).

— Здесь единственная причина в том, что если Израиль против Палестины, Израиль против мусульманского мира, то, конечно, здесь все мусульмане, они будут против этого (мусульмане, Махачкала).

В Дагестане были обнаружены слабые следы существовавшего (по свидетельствам историков), вплоть до начала ХХ в. местного варианта «кровавого навета». Было распространено представление, что у евреев дети рождаются слепыми и, чтобы они прозрели, им требуется помазать глаза кровью мусульманского ребенка. В этой связи неоднократно при исчезновении такого ребенка (потерялся, спрятался и пр.) начинались еврейские погромы.

— В Дербенте много евреев было, можно сказать, 55% там евреев было... ну, шли какие-то разговоры, мол, они у детей кровь забирают, с ней делают что-то. (мусульмане, Махачкала).

— Но этому подтверждения, что был какой-то ребенок, исчез он там, я не слышал. Но это как называется — разговоры разного рода. Слухи (мусульмане, Махачкала).

Снижение уровня антисемитизма: эмиграция евреев и ассимиляция

Эксперты в общем склонны объяснять снижение уровня антисемитизма уменьшением количества евреев.

— Объяснить очень легко: чем больше уезжает евреев из России, тем меньше./антисемитизма/ (эксперт, Казань).

— Мало (стало евреев). Ведь согласитесь все-таки, когда революционная ситуация в стране, 16—18 миллионов евреев, и современная ситуация, когда в стране 500—600 тысяч евреев — она в общем-то различается (эксперт, Хабаровск).

— Если бы здесь было более или менее много евреев, то, наверное, было бы антисемитизма больше. Ну, а поскольку еврейские люди в основном уехали отсюда, то и поводов для антисемитизма меньше (эксперт, Махачкала).

Эксперты среди прочих причин объясняют снижение уровня антисемитизма повышением уровня ассимиляции евреев.

— Большая ассимиляция и большое желание людей других национальностей, в основном русских и других национальностей, именно к бракам с еврейскими женщинами, мужчинами (эксперт, Биробиджан).

На это же указывают респонденты из среды русских.

— Вот десять людей: как мы определим, кто из них чистый еврей, кто там на 50%, кто там в какой-то четверти. Мы смотрим — глаза, нос, уши, все на месте. Разговаривают по-русски. Четко. Без проблем. У кого там какая история-предыстория и сколько кровей в организме — ну извините. (младшие, Хабаровск).

— Нет. Дагестанские евреи воспитаны в наших традициях, они как-то лояльно к нам относятся, они дружные (мусульмане, Махачкала).

— Я тоже считаю, в Дагестане горные евреи, таты, от них нам мало вреда. Они выросли с нами, вместе в одном регионе живем (мусульмане, Махачкала).

— Нормально. Они уже друг другу родственниками все стали. Так что этого сейчас в данный момент нет. Вообще, дагестанские народы. У меня приятель есть, у него, скажем, мать — еврейка, отец — аланец (мусульмане, Махачкала).

Специфика ситуации на Дальнем Востоке, и в частности в Еврейской АО, по мнению эксперта, такова.

— Сейчас проблемы антисемитизма большой я не вижу. На Дальнем Востоке она вообще отличается, Дальний Восток отличается от центральной части тем, что здесь нет межнациональных антагонистических противоречий. Большая потихонечку вырастает диаспора мусульманская, кавказская, среднеазиатская и так далее, есть там и армяне, которые не мусульмане. И вот между ними такие нормальные отношения. Проводим мы турниры футбольные, русские играли с евреями, с армянами и так далее и тому подобное. За клуб «Макка-би» выступают русские и два еврея (эксперт, Биробиджан).

— У нас этого (антисемитизма) нет, и я не вижу сегодня... Хотя надо всегда держать руку на пульсе, это я понимаю, но я не вижу сегодня такой проблемы антисемитизма. Сегодня большая проблема, мы понимаем какая: это арабская, мусульманская и так далее (эксперт, Биробиджан).

Ксенофобия переключена на другие этносы

Подтвердились давно сделанные наблюдения, что на роли «чужих» в таком социуме, как московский, стоят не евреи, а «приезжие» из восточных и южных регионов России и бывших республик СССР, в основном принадлежащие к мусульманской культуре.

Сами евреи это осознают.

— Вспомню немецкую поговорку: «В современной Германии евреями работают турки». В том смысле, что ксенофобия направлена не на евреев, которых почти не осталось, а на других. В России евреями сейчас работают таджики, узбеки, кавказцы. (евреи, старшие, Москва).

— Понятно, что евреи сталкиваются с проявлениями национализма в меньшей степени, чем, например, представители кавказских народов или Средней Азии. То есть евреи там далеко не на первом месте в списке, но на известном месте они есть (евреи, младшие, Москва).

Антисемитизм в разных исторических обстоятельствах имел объектом разных евреев. В одних случаях, когда имело или имеет место традиционное еврейство, еврейский народ, евреи с точки зрения иного этноса — это чужие по расе, вере, языку, одежде, обычаям. При этом они занимались деятельностью, которой по той или иной причине не занимались в другом этносе, — это прежде всего некоторые ремесла и определенные виды торговли, денежных операций. Против таких евреев, жителей местечек или выходцев оттуда, был направлен, например, погромный антисемитизм в России в конце XIX — начале XX в.

Нишу таких чужаков в Росси с конца ХХ в. заняли сначала выходцы с (Северного) Кавказа, а затем выходцы из Средней Азии.

После погромов 1920-х годов и гитлеровской оккупации еврейские местечки как место постоянного проживания еврейского народа (на территории СССР, в частности в России) исчезли, и было прекращено само существование этого народа как обладающего своей верой, языком, материальной и духовной культурой. Возникло еврейство — категория высокоасси-милированных, усвоивших российскую культуру потомков прежних евреев, продолживших существование в России как одна из (маргинальных) групп советского и российского общества. Собственно, с такими евреями и отношением к ним и имеет дело нынешнее иссле-дование1.

При этом ассимиляция была процессом в российском обществе в целом. Обычно говорят о том, что она касалась тех, кто себя называл евреем и кого так называли, кто себя перестал или кого переставали называть евреями. Но ассимиляция касалась и собственно российского общества.

Ассимиляция в этом смысле в какой-то мере означала реальный рост толерантности к евреям. Она выразилась в признании особой ниши или ниш для евреев — в медицине, юриспруденции, некоторых видах искусства. Признаны и сделаны достоянием российской культуры некоторые типовые фигуры «еврейского ума» или «еврейского юмора». Подчеркнем, что это — элементы российской культуры, как ее элементами стали блюда грузинской или японской кухни.

Антисемитизм в адрес таких ассимилированных евреев имеет иной характер. (В современной России он, как показывают наше и другие исследования, выражен не сильно. Но он имел острые формы в СССР в конце 1940-х и начале 1950-х гг., не говоря о тех формах, которые имел в 1930-1940-е в Германии и в конце 1960-х в Польше.)

Что касается российского общества, то, как показано исследованиями ВЦИОМ (до 2003 г.) и Левада-Центра, этот антисемитизм уже не является борьбой одного этноса с другим, как в конце XIX — начале ХХ в. Нынешний антисемитизм есть процесс внутри российского

1 Сам факт ассимиляции не является гарантией отсутствия или радикальной ослабленности антисемитизма. Не забудем, что антисемитизм, который был идеологией и политикой нацистов, был направлен изначально против евреев, глубоко ассимилированных германской культурой.

общества и представляет собой результат его внутренних коллизий, к возникновению которых современное российское еврейство не имеет отношения. Это коллизии «процесса модернизации». В данном случае надо указать на то, что одни общественные группы, условно говоря, обгоняют другие в ходе социокультурных трансформаций. Характеристики, манеры, нормы, поведенческие схемы, ментальные конструкции опережающих и отстающих получают у тех и других то остро-позитивную, то остронегативную оценки как цели для подражания или объекты отвержения. Еврейство — группа, которая заняла заметное место в этом процессе, и ряд черт, приписываемых ему (основательно или безосновательно), суть атрибуты самого процесса. Маркированные как «еврейские», и они служат предметами зависти и уважения, презрения и хулы. Аналитически можно было бы установить, для каких групп российского общества такие черты, как, например, «еврейская» солидарность, готовность помогать «своим», суть положительные качества, а для каких они — объект негативных чувств. Но, поскольку эти группы участвуют в едином процессе и являются частями единого социума, их оценки циркулируют в его культуре в отрыве от исходных социальных мест и представляют общее достояние, как, скажем, устойчивые метафоры или иные паремии русского языка. Поэтому чаще «еврейские» черты являются объектами всех чувств одновременно. Вот, например, тяга к культуре или к свободе. Это хвалимо, но за это же евреев осуждали.

— Просто как люди, в среднем имеющие более высокий уровень образования, они тянутся к более высокому уровню свободы, который может предоставить Запад, западная культура, ну и уезжают (неевреи, старшие, Хабаровск).

Для полноты картины отметим, что рефлексия и самоирония еврейства сама обособляет эти черты, отделяет их от «носителя».

Современный антисемитизм соткан в значительной мере из этих амбивалентно оцениваемых черт. Обсуждение таких черт в обществе имеет характер взаимных (чаще шуточных) обвинений и поддразниваний, вплоть до оскорблений.

— Ну, у нас на работе есть несколько человек. Но они неплохо относятся, не прям... плохо. Но просто у них проскальзывает, что евреи — это люди жадные, меркантильные. (младшие, Хабаровск).

— Преподаватель у нас. Ну, реально у нас пацан похож на еврея, так он так жестко и под-

шучивает над ним все время, и подкалывает его! (младшие, Хабаровск).

В целом сами респонденты из русского населения демонстрируют скорее отстраненно-равнодушное и отстраненно-уважительное отношение к евреям. Признается высокая степень их ассимиляции, которая встречает одобрение, а не протест. Они почти как «все», то есть никакие. Возможно, не численное умаление евреев, но их почти полное слияние в смысле черт и признаков с остальным городским населением лишает их качеств цели, объекта ксенофобии. Они уже не ксены, не чужие. Для некоторых они в бытовом смысле почти «свои», для большинства в основном «никакие» и потому не составляют проблемы.

Евреи, показало исследование, в значительной степени перестают восприниматься как общность, группа в себе. Еврейство в российском и в частности в московском городском дискурсе является признаком не группы, не конкретных лиц, а воображаемого типа. «Еврейские черты» оторвались от носителей-евреев, являются тематизмами городской культуры, достоянием социума в целом (одна из предпосылок так называемого антисемитизма без евреев). Большинство опрошенных узнали о евреях не из знакомства с ними, а из фольклор-ных1 и бытовых нарративов. Эти отвлеченные образы еврейства и их элементы заслуживают названия антисемитизма лишь потому, что частично сохраняют встроенную негативную оценку евреев, играют роль противоположностей чертам большинства. Для оценки уровня антисемитизма существенно, что существование государственного антисемитизма респонденты либо не замечают, либо прямо отрицают.

Респонденты признают существование бытового антисемитизма, но только у некоторых людей, и относятся к этому с осуждением, поскольку тезис «евреи виноваты» служит неудачникам объяснением их собственных неудач, реальной же вины евреев нет.

1 Фольклорный характер образа еврея виден, в частности, из того, что на тест-рисунках, которые выполняли участники фокус-групп, еврея изображали в основном с пейсами и в большой шляпе. (Таких евреев они если и видели, то изредка и издали, общаться с ними они возможности не имели.) Американца также изображали с атрибутами, известными по литературе или кино, но не из жизни. Русский же изображался в основном без атрибутов, как «просто человек». Ясно, что пути формирования образа русского и других двух образов принципиально различны. Русский представлен в жизни, в опыте, он многообразен и потому не может иметь конкретного изображения. Еврей, как и американец, в опыте не дан, существует его устойчивый образ в народной культуре, в фольклоре. Он может быть изображен.

Подчеркнем, что евреи предстают незаметными, когда городской социум не замечает самого себя, когда он беспредикатен и незаметен самому себе, как воздух. Если речь пойдет о «нас» как этническом единстве («мы русские»), то для евреев, как и остальных нерусских, там места не будет. Тогда возможна актуализация фактически главной претензии к российским евреям, которая выявлена исследованием: главное отличие евреев от прочих, в частности от русских: они ищут где лучше. В этом видится залог их космополитизма и отсутствия патриотизма, который свойственен «коренным» народам. Повторим, речь сегодня идет о потенции, а не об актуальной тенденции.

В чем видят особенность своего положения современные российские евреи

Современное высокоассимилированное еврейство в России, как отмечалось ранее, представляет чрезвычайно интересную для анализа социальную категорию. С открытием границ и отъездом большинства из России эта группа приобрела больше космополитических черт и одновременно объективно оказалась (среди евреев, живших в России) настроенной к России наиболее патриотически.

В этом смысле особый интерес представило знакомство с евреями Биробиджана. Эти люди имеют достаточно тесные связи с центральной Россией — у них есть родственники и знакомые в столицах и крупных городах, на Украине. Они хорошо знают, что такое Москва и другие центры. У них тесные связи с Израилем, там есть родные и друзья, они сами неоднократно там бывали.

Эти люди знают историю Еврейской АО, в том числе ее черные страницы. (Область не обошли стороной репрессии сталинского времени.)

Наконец, они отдают себе отчет в том, что составляют незначительное меньшинство в ЕАО.

Однако эти люди рассматривают ЕАО как безусловный центр еврейства в России, Европе и мире. Возможно, в Москве живет больше евреев, говорят они, но они не настоящие. Настоящие — здесь.

Поэтому они — центр, а Москва и прочие города России — периферия. Они считают «настоящими евреями» тех, кто говорит на идиш, а не на иврите. Такое представление позволяет им смотреть на Израиль свысока. Они знают, что жизнь там более комфортна и богата,

но в некотором высшем смысле она уступает их жизни в Биробиджане. К тому же ЕАО старше государства Израиль, говорят они.

Биробиджан, объясняют они, — столица идишского еврейства. Здесь выходит газета и ведется вещание на идиш. Самое главное, здесь находится библиотека литературы на идиш. (Сожжение в годы репрессий 50 тысяч томов — тяжелейшая травма. О ней говорят больше, чем о человеческих утратах.)

Носители описываемых сантиментов не знают языка идиш, не могут прочитать даже таблички с названиями улиц в Биробиджане. Но они — потомки «настоящих» евреев, и это в их глазах дает им права на описанное выше представление о себе и своем центральном месте в еврейском мире.

Эти способные вызвать улыбку чувства горсточки людей, оставшихся на родине после всех исторических перипетий и обретших столь удивительную идентичность и гордость, нам не показались курьезом. Представляется, что они в концентрированном виде репрезентируют дискурс российского еврейства в той мере, в какой оно себя видит таковым.

Идентичность ассимилятов имеет сложный характер. Сознание себя евреем не исчерпывает идентичности российских евреев. Они чувствуют себя и россиянами (это для них не этническое, а гражданское самоопределение). В иных случаях (например, вне России) они оказываются (в чужих глазах, а далее, возможно, и в своих) «русскими».

Мы хотим обратить внимание на то обстоятельство, что ассимилированные евреи готовы принять за норму собственный этос, свое положение. Они маргинальны в глазах многих партнеров и референтных групп. Их самосознание включает факт — они евреи без еврейской веры, еврейского языка, еврейской культуры и, наконец, еврейской родины.

Но они утверждают себя вопреки этим обстоятельствам. Сама маргинальность как оригинальность позиции обращается в основу для утверждаемой собственной позиции. В этом столько же тривиального, общего для разных маргиналов, сколько и уникально-еврейского, идущего от идей избранности.

Свою особость представители этой группы произвольно то акцентируют, то отрицают.

— В общем смысле живется примерно так же, как живется людям моего круга, возраста, образования и так далее. Какие-то процессы воспринимаются острее, какие-то ближе (евреи, старшие, Москва).

Есть ряд преимуществ, которые дает солидарность внутри группы.

— В случае проблем община может помочь. Что, допустим, если попасть в тюрьму или какая-то более неприятная ситуация, то община в принципе таким или иным образом неформальным вступится (евреи, младшие, Москва).

— Да, есть много еврейских школ и детских садов, которые чаще всего лучше. (евреи, младшие, Москва).

Определенные преимущества видят в возможностях уехать в Израиль.

— В некотором смысле живется спокойно, поскольку всегда есть возможность эмиграции (евреи, старшие, Москва).

— Два преимущества. Первое всю жизнь меня заставляло, чтобы быть впереди. Учиться, работать, чтобы быть на уровне. И второе — есть сегодня запасной вариант, предположим, получить второе гражданство автоматически, если вдруг что-то произойдет (евреи, старшие, Москва).

Но представляется наиболее интересным отметить ощущение миссии, особого смысла их пребывания в России.

Вот ответы московских евреев.

— Для меня основной момент еврейства — это момент... он слитый в той или иной степени с национальным, но основной момент — это момент мировоззренческий. Я считаю, что у еврейского народа есть определенная функция в мире, которую он должен выполнять (евреи, младшие, Москва).

Из ответов евреев видно, что они воспринимают свою жизнь в России с определенной экзистенциальной дистанции. Очевидно, эта дистанция и есть та мера маргинальности, которая отличает российского еврея от большинства (но не всех), так сказать, «просто россиян».

Вот их ответы на вопрос, что значит «быть евреем в России»:

— судьба;

— некая девиация, которая может быть инвалидностью, а может и бонусом;

— просто быть;

— выполнять социальную функцию;

— непредсказуемо;

— нормально;

— не слишком здорово;

— интересно, но иногда рискованно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Исследование позволило подтвердить соображения о высокой степени ассимиляции остающихся групп еврейского населения. (От-

мечались и процессы возрождения еврейской идентичности — создание общин вокруг синагог и пр. Однако эти процессы воспринимаются как «нормальные», не несущие угрозы социуму в целом. В отличие от сходных процессов среди мусульманского населения.)

Исследование позволило уточнить понимание хода ассимиляции еврейства в больших городах России. Ассимиляция на этом этапе есть процесс, охватывающий не только собственно этническое меньшинство (еврейство), но и большинство (население города как целое), и он заключается как в утрате меньшинством своих отличительных особенностей и приобретении им черт, свойственных большинству с одной стороны, так и в прекращении поиска большинством самих критериев дискриминации этого меньшинства, в уходе темы противостояния этого меньшинства и большинства из актуальной повестки с другой.

Исследование дало результат: установки и настроения, которые принято квалифицировать как антисемитские, существуют во всех обследованных средах. Во всех обследованных средах существуют и используются в обиходе устойчивые семантические комбинации (зачастую представленные в устойчивых речевых конструкциях), в которых объектом являются евреи. Им приписываются порицаемые в данном сообществе качества либо те качества, которыми (несправедливо) обделены члены этого сообщества.

Впору было бы говорить, что существует род фольклора, несколько жанров которого имеют темой или сюжетом евреев и приписываемые им атрибуты. При этом речь идет в том числе о существенных качествах личности или коллектива, народа. Евреи фигурируют как своего рода альтернативная антропологическая модель для данного социума. В паремиях, стандартных шутках, анекдотах, а также в отдельных устойчивых сравнениях, определениях реализован образ того, что отторгается данным социумом. Этот образ — не полностью, но в главных своих частях — выявлен нашим исследованием.

Существование таких феноменов хорошо известно. Они сложились давно и в своей основе мало менялись. В этом смысле мы не обнаружили ничего нового. Не очень большая новизна и в том, что эти явления (их обычно и называют антисемитизмом или антисемитскими настроениями и т.п.) существуют в основном вне реального и даже воображаемого контакта представителей данного социума с евреями. Это — известный феномен «антисемитизм без евреев».

Возможно, несколько менее известным является обнаруженный исследованием ряд ситуаций, когда среди местного населения существуют в обиходе обсуждаемые антисемитские установки, в то же время существуют и регулярные контакты с евреями, но антисемитских проявлений в адрес евреев нет. Это не значит, что их нет вообще. Обвинения, издевательства по поводу «еврейских» черт есть, но они адресуются не евреям, а членам собственного социума, заведомо неевреям. Это, так сказать, антисемитизм для внутреннего употребления.

Антисемитизм даже в его самых тяжелых для еврейства формах всегда был результатом проблем внутри «большого» или просто другого социума, средством их решения. (Это не значит, что не было проблем и противоречий в отношениях этого этноса и евреев. Но ни данные проблемы, ни их решения не исчерпывались антисемитизмом.)

Существенной с точки зрения целей настоящего исследования чертой данной ситуации является ее связь с прошлыми фазами исторического существования российского общества. Те социальные отношения и антропологические коллизии, которые регулируются внутри российского социума названным «антисемитизмом для своих», принадлежат эпохе кризиса традиционного (аграрного) общества, реализующегося в формах незрелой и неполной урбанизации, неполноценной и деформированной социальной дифференциации и пр. Комплекс «еврейских», «жидовских» черт, из которых составляется в обществе фольклорный тип «еврея», «жида», формируется из черт, которые потребны для существования старого социума в новых условиях (дореволюционного — в советских, советского — в постсоветских), но большинству его членов недоступны и потому объявлены ненадлежащими, порочными.

Общество, занятое своими проблемами, довольствуется для названных целей фольклорным образом «жида»/«еврея». Реальным, эмпирическим евреям (как правило высокоас-симилированным), которые еще встречаются в городах РФ, часто отказывают в этих чертах. Антисемитизм «для своих» может быть антисемитизмом и без евреев, и с ними. Они при этом не будут его объектами или будут в случае почти полной ассимиляции «на равных» с остальными.

Фольклорный образ еврея включает традиционные обвинения в низменных человеческих чертах — жадность, корыстолюбие, хитрость, а также социальную черту — сплоченность,

склонность поддерживать и продвигать друг друга. Сама по себе она не предосудительна, но дает евреям преимущества перед русскими (и прочими «коренными» нациями) и потому воспринимается негативно. Самым главным и самым современным обвинением в адрес евреев является их желание «жить лучше».

Главное отличие евреев от прочих, в частности от русских: они ищут где лучше. От этого они в целом живут лучше (среди евреев бедных не бывает). Они не связаны с этой землей, этой страной узами, которыми связаны русские: они, предполагается, не чувствуют, что это их страна. Им просто сейчас лучше здесь. Будет лучше в Израиле, в Германии или в Америке — поедут туда. Русские, предполагается в этом построении, никуда уехать не могут, для них кроме России места нет. А для евреев есть. В этом они как космополиты имеют преимущество перед русскими.

Евреям, таким образом, отказывают в русском патриотизме, если его понимать как мистическую связь народа с российской землей, страной, в русском патриотизме как обязанности русских по отношению к России — земле и стране. Евреи, в таком понимании, верны не какой-то земле (пусть это даже Израиль), а себе. Таков их патриотизм. Русский патриотизм оказывается самоотвержением, в потенции — жертвенностью, еврейский — эгоизмом. Русские — всё ради России, евреи — всё ради себя. Русским отсюда уезжать некуда, это их страна. А для евреев — весь мир.

(Ясно, что эти идеи принадлежат идеологическому «патриотическому» дискурсу, мифу, поэтому в них нет места практическим или фактическим соображениям о том, сколько русских эмигрировали из России ради лучшей доли или сколько евреев защищали Россию и т.п.). Как показало исследование, этот вариант патриотического самопонимания русских в настоящее время не активирован, не актуализирован.

Антисемитизм может быть результатом и средством решения проблем общества в целом, но он может быть использован как средство решения проблем отдельных групп, в частности элит. Исследования Левада-Центра показали, что часть элит, находящихся у власти, испытывает нехватку средств для легитимации своего положения. В этих целях они пробуют использовать так называемую «русскую/российскую

патриотическую» риторику и символику. Но таковые не бесхозны. В обществе, пережившем деструкцию советских институтов и аборт в построении новых, стихийно формировались первичные формы идентичности — земляческие, региональные, национальные, вероисповедные, развивались фундаменталистские настроения. Националистические и патриотические настроения развивались спонтанно, обгоняя инициативы элит. В возникшей конкуренции спонтанного и начальственного патриотизма второму надо было победить и экспроприировать первый «без шума». Отвлекающим маневром выступила громкая кампания против «пятой колонны», «иностранных агентов». Пробный тезис насчет «национал-предателей» остался пока неразработанным. Характер «фольклорных» обвинений в адрес евреев как ищущих «где лучше» и потому готовых в случае ухудшения дел бросить, то есть предать, Россию, позволяет им при некотором усилии стать средствами развития этого тезиса.

Добавим, что сегодняшнее противостояние с Америкой активизирует патриотизм величественный, державный. Это миф о величии и великой державе, державе-победительнице. В этом смысле надо уточнить, что миф о наличии кольца врагов вокруг России, за спиной которых стоит Америка, сегодня порождает не оборонное, а наступательное и победительное сознание. Те, кто хотят захватить или подчинить Россию, безусловно, это сделать не могут, они терпят поражение.

Если ситуация изменится и распространится идея, что Россию надо защищать, спасать, тогда евреи могут попасть на роль предателей, ибо они жертвовать собой во имя России, предполагается, не будут.

— Если им выгодно быть патриотами, то, мне кажется, будет преобладать у них патриотизм России. Если им выгоднее в данный момент быть пятой колонной, есть для этого какие-то условия, то они будут пятой колонной (неевреи, Москва).

В сегодняшней ситуации исследование не выявило реализации этой потенции — объявить их пятой колонной, но выявило саму потенцию. Можно полагать, что это самое важное из наблюдений в смысле рисков развития антисемитизма, которое было сделано настоящим исследованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.