РОСаИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНА ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5
ИСТОРИЯ
3
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.5
рефераты 98.03.001 -98.03.042
МОСКВА 1998
Наибольшее количество докладов (51) было представлено на третьем симпозиуме - "Обычное право и правовой плюрализм сравнительный анализ и юридическая теория". Участники рассмотрели широкий спектр нормативных систем, в котором государственное право является лишь одним звеном. Помимо целого ряда исторически известных обычно правовых систем, систем религиозного права (последние могут рассматриваться как обычное право, но могут иметь и самостоятельный характер), в последние десятилетия появились системы международного права, статус которых пока не общепризнан Вызывающее горячие споры признание негосударственного права в качестве закона или, по крайней мере, близкого к закону порядка, открывает новые перспективы для сравнительного правоведения, юридической теории и социологии права, включая и обоснованную критику некоторых современных теорий юридической науки
Т. Б. Уварова
98 03 023 РЫБКИНА Р.В. ЕВРЕИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ - КТО ОНИ?: Социол. анализ пробл. рос. еврейства. -М УРСС, 1996. - 239 с - Библиогр в конце разделов.
Автор книги - известный социолог, профессор, доктор экономических наук, в настоящее время руководитель лаборатории экономической социологии Института социально-экономических проблем народонаселения РА!.
Работа основана на социологической информации, собранной в ходе четырех опросов российских евреев, проведенных под руководством и при участии автора в 1991, 1992, 1993 и 1995 гг., в разных городах СНГ и России Важнейшим источником стала первая полная публикация анкеты "Как живут евреи в России9" (110 вопросов) и ответы на нее 1000 евреев Москвы, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга и Хабаровска. Книга состоит из пяти разделов
В первом разделе автор рассматривает "еврейский вопрос" как часть проблемы гражданского общества в России Сам по себе
189
98.03.023
данный вопрос сегодня не принадлежит к числу важнейших проблем России, считает автор, но сам факт его наличия показывает, что межнациональные проблемы в России были и продолжают оставаться серьезными. "Выявленная во многих социологических опросах национальная нетолерантность "всех ко всем" - это показатель отсутствия в России гражданского общества"(с.196).
Современные этнократические тенденции в российском обществе особенно затрудняют положение народов, которые отличаются тремя особенностями' 1) не имеют своих государственных образований, 2) живут не компактно, а дисперсно, среди русских и 3) сильно ассимилированы в русской культуре. Одним из таких народов являются евреи.
По переписи 1897 г. в России проживало 5 215 805 евреев, из них 93,9% проживало в Черте постоянной еврейской оседлости (Польша, Украина, Литва, Белоруссия) (с. 15). Советская статистика относила к евреям лиц, которые декларировали себя евреями при переписях населения, хотя возможны и другие критерии, как, например, в современном Израиле, где принята более широкая трактовка - евреем считается тот, кто таковым себя ощущает(с.17). На начало 1994 г. по данным микропереписи в России было 394 160 евреев (0,2% населения страны). Сравнительные данные по возрастному составу населения России показывают, что евреи являются самой старой национальной совокупностью России - их средний возраст составляет 52,8 лет, тогда как практически почти во всех других национальных группах - до 40 лет (с. 18-19). "Анализ численности и демографического состава российских евреев привел некоторых демографов к выводу о том, что эта популяция находится на грани вымирания (мнение известного израильского демографа М.Тольца). Для социологического анализа этот вывод является как бы фоном, на котором развертываются все социальные процессы - отношение евреев к своему еврейству, к национальной культуре и религии, к выезду из России и др."( там же)
Оценивая в целом положение евреев в СССР, автор считает, что на протяжении советской истории в нем сохранялось противоречие между официально признанным равенством и одновременно - государственным антисемитизмом властей Вместе с тем, обращает внимание исследовательница, несмотря на существование ограничений, к концу эпохи СССР евреи занимали весьма видное место в социальной структуре советского общества доли евреев среди ученых, работников вузов, медицинских работников были значительно большими, чем в среднем среди городского населения страны
В разделе "Российские евреи о самих себе" представлены самооценки, которые обследованные летом 1995 г 1000 евреев дали разным сторонам свой жизни Автор открывает раздел анализом данных о национальной самоидентификации Она имеет две стороны юридическую (запись национальности в паспорте) и психологическую - самооценку своей национальной принадлежности Данные свидетельствуют, что "паспортная" национальность и собственное национальное самосознание респонентов расходятся хотя 80% указали , что официально считаются евреями, ощущают себя таковыми лишь 74% Вместе с тем из 17% русских по паспорту 6% относят себя к евреям, а 19% тех, кто по паспорту имеют ту или иную "чистую" национальность, на самом деле ощущают себя "бинационалами", то есть людьми с двойной национальностью одновременно и евреями, и русскими (украинцами, белорусами или др (с 45)
В целом исследовательница считает национальное самосознание российских евреев двойственным С одной стороны, 3/4 опрошенных считают себя евреями, с другой стороны, более половины не записывают своих детей евреями Национальные предпочтения в браках не являются жесткими 60-80% опрошенных ничего не имеют против браков евреев с неевреями как в принципе, так и если это касается их ближайших родственников
Выявленные особенности национального самосознания в большой мере объясняются особым "культурным профилем" рос-
191
98 03 023
сийских евреев При характеристике основных культурных характеристик особое внимание уд-.ляется разговорному языку В ходе обследования выявлено, что 9/10 лиц, учтенных как евреи, родным языком считают русский, а за период между переписями 1926 и 1994 гг доля считающих родным язык своей национальности снизилась с 70% до 10,6%, то есть почти в 7 раз (с 56)
В целом автор считает возможным говорить, что национальная культура евреев в России практически утрачена и скорее они выступают носителями русской культуры "Вместе с тем по своей истории, генеалогии, а также расово-этническим чертам они остаются евреями К тому же они сохраняют психологическую привязанность к своему еврейству"(с 58)
Считая основную массу российских евреев ассимилированной, автор характеризует природу процесса ассимиляции, его причины и последствия По своему социальному смыслу ассимиляция - это накопленный результат редукции или полного исчезновения этно-национальных стереотипов поведения и освоение евреями других стереотипов, принадлежащих русской культуре В таком понимании процесс ассимиляции близок к процессу аккультурации Основными его причинами автор считает 1) ограничительную политику российских властей - как в досоветскую эпоху, так и в эпоху СССР, стимулировавшую ассимиляцию, 2) закрытость советского общества, где до конца 80-х годов связи не только с Израилем, но и другими странами были весьма затруднительными, 3) дисперсность расселения евреев, основная масса которых живет среди русских
Не менее важное звено ассимиляции - смешанные браки у евреев В 60-е годы половину всех браков еврейского населения СССР составляли смешанные В 80-е годы смешанными были 80% всех браков (с 86)
Показателен такой важный момент к значимому росту вовлеченности российских евреев в национальную культуру не привело даже то, что с начала 90-х годов в России работает сеть еврейских организаций Созданы культурные центры, распростра-
няющие литературу по истории еврейства, еврейским традициям. Большое развитие получили связи российских евреев с Израилем. И тем не менее - масштабы включенности российских евреев в национальную культуру заметно не усиливаются.
Особый раздел исследования посвящен характеристике тех социальных типов евреев, которые сегодня существуют в российском обществе, выявлению их социальных портретов. Для типологии были использованы следующие признаки, 1) отношение к своей национальной принадлежности (национальная идентификация), 2) отношение к России; 3) отношение к выезду из нее (намерение эмигрировать), 4) отношение к еврейской культуре, знание (или незнание) еврейских языков, знание (или незнание) еврейской истории, соблюдение (или несоблюдение) еврейской традиции, чтение еврейской прессы и др ; 5) отношение к религии (посещение или непосещение синагоги и др.)
К типу 1 (23% опрошенных) были отнесены ассимилированные евреи, которые полностью аккультурировались в русской культуре, прочно связаны с нею и практически никак не связаны с еврейской национальной общностью и ее культурой. Эти люди, как правили, полностью адаптировались к двум составляющим окружающей их социальной среды к социальной системе России и к русской национальной культуре,
Тип 2 (55% опрошенных) - новые евреи, которые сочетают недавно возникший у них интерес к своим национальным корням с желанием жить и работать в России "Это люди, которые стали появляться в конце 80-х - начале 90-х годов, в период пика эмиграции и нормализации отношений с Израилем. Они впервые начали ощущать себя евреями, пытаются освоить еврейскую культуру, вписаться в нее, быть евреями, оставаясь при этом в России В отличие от традиционных евреев (тип 3, 2% опрошенных), где еврейство имеет глубокие корни, связанные с историей семьи или другими особенностями личности, в этот тип входят люди, еврейство которых формируется под влиянием новых политических и экономических условий..."(с.95).
193
98.03.023
Тип 4 (20% опрошенных) - потенциальные эмигранты. Люди этого типа становятся евреями вследствие их эмиграционных намерений Подготовка к выезду из России становится для них периодом обучения ивриту и еврейской культуре, установления связей с Израилем, психологической адаптации к тем условиям, которые ожидают их там. Численность евреев этого типа оказалась вдвое больше, чем доля тех, кто реально готовится к выезду. Это объясняется тем, что учитывалась часть тех, кто обдумывает выезд, но еще не принял окончательного решения (таковых было 16%)
По проблемам постсоветского антисемитизма, его мифов и реальности, исследование показало, что уровень неприязни к евреям в России ниже, чем в США и многих странах Европы. При 14% россиян, считающих, что евреи слишком влиятельны в окружающем их обществе, такого же мнения придерживаются 21% американцев, 20 - немцев, 19 - австралийцев, 17 - венгров, 16% поляков
Автор считает, "что, судя по данным проведенных опросов, имеется не более 15% респондентов, которые устойчиво, в разных опросах выражают негативное отношение к евреям. Они считают евреев в той или иной степени виновными в трудностях России, согласны с тем, что евреи вредят России; убеждены или не исключают существования сионистского заговора против России"(с.130).
По мнению автора, есть все основания считать, что выявленные 15% - это не однородная группа антисемитов, а скорее "сплав" представителей двух разных слоев общества: 1) убежденных антисемитов (5-7%) и 2) сторонников крайних националистических и профашистских группировок, возникших в последние годы Вторая группа, возможно, тоже не однородна, а включает убежденных национал-патриотов и тех, кто воспринял их идеологию поверхностно. В массовом же сознании российского населения отношение к евреям в середине 90-х годов было отнюдь не враждебным, хотя по мненикэ большинства опрошенных евреев ситуация осталась такой же, как и 10 лет назад. Автор считает это
25 5446
недооценкой перемен в массовом сознании и преувеличением места 'еврейского вопроса" в нынешней России
Будущее евреев в России, как и в других странах мира, мно-говариантно Так, Д Прейгер и Д Телушкин называют пять его вариантов 1) ассимиляция, 2) эмиграция в еврейское государство Израиль, 3) "иудаизация" неевреев, 4) организация отпора антисемитизму, 5) убеждение неевреев вести образ жизни, соответствующий моральным ценностям, аналогичным иудаизму
Для российских евреев Р В Рывкина считает возможными только два первых из предложенных вариантов, предлагая обсудить еще один - возрождение еврейства в России Процесс возрождения мыслится как воссоздание в составе российского общества еврейской национальной общности - неважно, будет или не будет это сопровождаться расселением евреев на одной территории
Опросы показали, что число людей, считающих возможным возрождение еврейской национальной общности в России, коррелирует с численностью социального типа, выделенного автором как "новые евреи" Собственная же авторская оценка этой перспективы пессимистична, поскольку отсутствуют серьезные социальные предпосылки для возрождения еврейской национальной общности, нет демографической базы, социально-культурной инфраструктуры Ее создание и поддержание за счет средств внешних инвесторов едва ли можно рассматривать как надежный способ возрождения В-третьих, "антивозрожденческую" роль играет и произошедшая ассимиляция евреев в России
Таким образом, говори/ь о существовании в России еврейства как национально-культурной общности в строгом смысле этого понятия нет оснований Однако на практике, при решении конкретных вопросов, касающихся еврейской жизни, широко используется понятие "еврейская община" Организаторы еврейских школ, больниц, других благотворительных и религиозных акций еврейской общиной" называют совокупность евреев, которые соприкасаются с такими организациями, как синагоги, школы, университеты, кто получает ту или иную благотворительную по-
195
98 03 024
мощь Активизация общинной активности в 90-е годы создала немало возможностей для тех евреев, которые не собирались эмигрировать, а оставались в России Возникли сотни новых еврейских организаций, развились разнообразные формы благотворительной деятельности, появилась обильная литература и пресса Но главным "нервом" всего этого была связь с Израилем и возможность эмиграции "Всплеск" еврейской активности переплетался с массовой эмиграцией 1990-1992 гг И естественно, что по мере сокращения численности евреев "общинная активность" ослаблялась
В целом "пессимистический прогноз такой к 2020-2025 гг в России останется по одним оценкам - 50, по другим - 100 тыс евреев Поскольку эта группа уже не будет воспроизводить евреев, то ее численность будет ме* ггься в одну сторону - в сторону уменьшения До тех пор, пока она не исчезнет полностью Тот же процесс будет идти в масштабах СНГ"(с 194)
Т Б Уварова
98 03 024 ОКЛИ Ю СВОЯ ИЛИ ЧУЖАЯ КУЛЬТУРА
OKELY J Own or other culture - L ,N Y Routledge, 1996 - X,244 -
Библиогр в конце глав
Книгу Ю Окли, профессора социальной антропологии ун-та г Эдинбург, составили статьи по культурной антропологии Запада, который автор считает не менее "экзотичным", чем другие регионы мира Полевые исследования проводились во Франции и в Англии, странах, казавшихся абсолютно знакомыми и известными "Возвращение" Европы на антропологическую карту мира, куда она, точнее, изначально не была внесена, означает, по мнению автора, не только появление "нового" региона для исследований, но и новых подходов и противоречий в самой антропологической науке на современном этапе ее развития
Антропология традиционно развивалась, сопоставляя и анализируя различия культур Исследователи, отправляясь в отдаленные регионы мира, были готовы оказаться в совершенно иной культурной среде, чем их собственная Гетерогенность культурно-