Научная статья на тему 'Трансформация этнической самоидентификации евреев ЕАО как одна из причин их эмиграции.'

Трансформация этнической самоидентификации евреев ЕАО как одна из причин их эмиграции. Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
462
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЭМИГРАЦИЯ / ЕВРЕИ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ДИАСПОРА / ETHNICAL SELF-IDENTIFICATION / EMIGRATION / JEWRY / RELIGIOUSNESS / DIASPORA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Каштанюк В. А.

Статья посвящена исследованию основных компонентов этнической самоидентификации. Автор затрагивает проблему трансформации этнической самоидентификации личности как причины эмиграции евреев Еврейской автономной области в 1990-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of ethnical self-identification of the Jewry in the Jewish Autonomous Region as one of the reasons for their emigration

The article deals with the basic components of ethnical self-identification. The author touches upon the problem of correlation between transformation of ethnical self-identification of a person and migratory processes in the Jewish Autonomous Region in 1990-1999.

Текст научной работы на тему «Трансформация этнической самоидентификации евреев ЕАО как одна из причин их эмиграции.»

В. А. Каштанюк

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЕВРЕЕВ ЕАО КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН ИХ ЭМИГРАЦИИ

Работа представлена кафедрой истории и права Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии.

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор С. В. Березницкий

Статья посвящена исследованию основных компонентов этнической самоидентификации. Автор затрагивает проблему трансформации этнической самоидентификации личности как причины эмиграции евреев Еврейской автономной области в 1990-е гг.

Ключевые слова: этническая самоидентификация, эмиграция, евреи, религиозность, диаспора.

The article deals with the basic components of ethnical self-identification. The author touches upon the problem of correlation between transformation of ethnical self-identification of a person and migratory processes in the Jewish Autonomous Region in 1990-1999.

Key words: ethnical self-identification, emigration, Jewry, religiousness, diaspora.

215

Этническую и этнокультурную самоидентификацию сделали одной из острых проблем современности политические, экономические, культурные и другие факторы: распад СССР, сложные межэтнические процессы на постсоветском пространстве, выделение новых государств, у которых еще не окончательно сформировались идеологический и национальный фундаменты.

Общие проблемы трансформации этнической самоидентификации, изменения жизненных стереотипов, маргинализации, психологического дискомфорта, в том числе и в контексте культуры евреев, рассматривались в работах Л. Г. Ионина, В. А. Ддова, Ц. Гительмана, В. В. Червякова, В. Д. Шапиро, Е. Ю Зубковой, А. И. Куприянова, П. В. Примака и др.1

Отдельного внимания заслуживает анализ эмиграционных процессов в Еврейской автономной области в силу ряда исторических и культурных спецификаций, имевших место только в данном регионе. В настоящей статье будут рассмотрены основные возможные причины эмиграции евреев Еврейской автономной области в Израиль: современные этнические процессы, экономическая и бытовая неустроенность, трансформация этнической самоидентификации, рост этнического самосознания.

В современной социокультурной антропологии принято различать понятия «еврейская идентификация», т. е. процесс мышления, деятельности и вовлеченности в еврейскую жизнь, и «еврейская идентичность» - самоощущение собственного еврейства2 . Последнее, на наш взгляд, является более важным, так как невозможно мыслить, быть вовлеченным в еврейскую жизнь и не ощущать себя евреем, а вот ощущать себя евреем вполне можно и без определенного специфического вида деятельности. Для анализа сущности еврейской идентичности мы используем подход, применяемый отечественными и зарубежными исследователями, при котором можно выделить следующие этнокультурные маркеры

еврейской идентичности: религиозная составляющая, диаспорное сознание

Основными показателями самосознания западных евреев, ключевым индикатором их еврейской идентичности считаются иудаизм, религиозная община, поддержка государства Израиль и Холокост3. Религия (иудаизм) для евреев всегда выступала цементирующим духовным и мировоззренческим началом. Автор разделяет точку зрения М. Мюллера о том, что религия в социокультурном пространстве является более важным, более мощным фактором, чем язык4. Несмотря на широко распространившийся в XX в. атеизм, большинство евреев СССР (мы прежде всего акцентируем внимание на евреях ЕАО) требования религии почти не соблюдали и синагогу посещали редко. В результате мероприятий советской власти такая важная категория еврейской культуры, как «религиозность», не могла быть в полной мере реализована и частично отсутствовала, но все же сумела сохра-ниться и проявилась в 1990-х гг. Так, у евреев ЕАО можно отметить данную тенденцию: именно религиозная составляющая является одной из наиболее важных определяющих линий еврейского этноса. Этот тезис подтверждается данными опроса, по результатам которого 48% евреев Биробиджанского района ЕАО признали религиозность одним из основных качеств, присущих настоящему еврею5.

Диаспорное сознание, т. е. представление о диаспоре, историческая память об изгнании евреев из «земли обетованной» и их желание возвратиться на родину всегда являлись неотъемлемой чертой самосознания евреев разных территориальных групп6.

Этнокультурные особенности русских евреев стали формироваться в начале XX в. и отличались качественным своеобразием. Главная особенность формирования самосознания евреев Советской России заключалась в том, что советские евреи несколько раз меняли свою идентичность. Напри-

Трансформация этнической самоидентификации евреев ЕАО как одна из причин их эмиграции

мер, Ц. Гительман7 отмечает определенную смену идентичности:

1. 1920-30-е гг. Евреи перешли от традиционной религиозной идентичности к русско-советской, чему способствовало большое число смешанных браков. Однако введение в начале 1930-хх гг. паспортов с фиксированной национальностью приостановило процесс ассимиляции советских евреев и смену их идентичности на русскую.

2. 1940-50-е гг. Холокост и сталинизм разрушили иллюзии ассимиляции и смены идентичности, еврейское самосознание существовало в силу насаждаемой государством идентичности как национальности: евреем считался всякий, у кого родители евреи, вне зависимости от культурной идентификации человека. Советские евреи было аккультурированы, но мало ассимилированы, т. е. общество считало их евреями и отказывалось воспринимать как русских, украинцев и т. п., они были лишены еврейской культуры и не приняты в русскую. Советские евреи потеряли еврейскую религию и культуру, став людьми русской культуры, но с еврейским самосознанием8.

3. Начало 1990-х гг. Возрождение еврейской культуры на территории бывшего СССР заставило евреев вновь переопределить себя, и постепенно еврейская идентичность начинает пониматься не как биологический фактор, а как основанный на поведении статус9. В РФ начинают складываться условия для зарождения позитивной еврейской идентичности. Однако одновременно с построением новой еврейской идентичности шел и процесс аккультурации под воздействием окружающих народов и, как следствие, эрозия еврейской этничности и идентичности10 .

Конец 1980-х - 90-х гг. является периодом активных поисков евреями новой идентичности. Одно из направлений этого поиска - обращение к высшим ценностям, заложенным в истории этноса. Необходимо отметить, что в советский период, вплоть до 1990-х гг., национальная самоидентификация основывалась на сложившейся сис-

теме социокультурных и политических мифов, определяющих представление личности об окружающей ее природной и социальной реальности, так и своем собственном месте в ней11.

С этой точки зрения культурно-истори-ческая ситуация в ЕАО представляется нам уникальной. Еврейская автономная область является, с одной стороны, национальным образованием, созданным советской властью, с другой стороны, люди в ЕАО были объединены не только по территориальному признаку, но и по национально-культурному. Начатое в годы перестройки разрушение системы ценностей «советского человека» при отсутствии адекватной компенсации привело к дестабилизации всего комплекса представлений, ценностей и норм, определявших процесс национальной самоидентификации личности.

На основании вышеизложенного мы можем определить в процессе этнической самоидентификации следующие составляющие: отверженность, самотождественность, поиск «лучшей жизни»,

1. Отверженность связана с негативным отношением советского государства к национальной обособленности и проявлению национального самоопределения. В 1990-е гг. формируется мысль о вине советского государства перед национальными регионами за длительную «имперскую» эксплуатацию12. Нестабильность, падение жизненного уровня, толкнули часть евреев к выезду из ЕАО, к поиску лучшей жизни. Одной из основных причин выезда в Израиль 25% евреев Биробиджанского района ЕАО назвали поиск лучшей жизни, тяжелое материальное положение, 18% опрошенных - желание заработать.

2. Самотождественность - возможность отождествления с конкретной национальной культурой, возвращение к «корням». Известно, что обостренный интерес к своему прошлому, попытки с его помощью не только понять настоящее, но и смоделировать будущее свойствены каждой культуре в условиях кризисного развития.

Началом же возрождения еврейской культуры в Еврейской автономной области можно считать 1990-е гг.13 Отношение к своим корням становится, таким образом, единственной доступной массовому сознанию формой самоидентификации.

3. Поиск «лучшей жизни» связан с характерным для 1990-х гг. кризисом экономики, падением уровня жизни. Еще в 1970 -начале 1980-х гг. ЕАО могла гордиться своим вкладом в промышленное развитие Хабаровского края и всего Дальнего Восто-

рессия, в результате которой значительно снизился жизненный уровень населения. Предчувствие катастрофы породило естественное желание людей переехать в другое место, другой регион, связанный с мечтой о лучшей жизни. Идеализация Израиля для евреев автономии стала своеобразным выходом из кризиса 1990-х гг.

Автор предлагает следующую схему, иллюстрирующую взаимосвязь трех вышеописанных аспектов этнической самоидентификации в соответствии с особенностями ЕАО.

ка. В 1990-х гг. началась экономическая деп-

Процессы этнической самоидентификации евреев ЕАО в 1990-е гг.

Схема 1

Таким образом, мы рассматриваем трансформацию этнической самоидентификации евреев ЕАО в контексте социокультурного подхода. Кризис идентичности понимается автором как трансформация самоиденификации личности, во многом связанная с потерей смысла жизни.

Социокультурный кризис, породивший трансформацию этносоциальной идентификации и традиционной системы ценностей евреев ЕАО, стал одной из причин их массовой эмиграции в Израиль в начале 1990-х гг. Этнокультурные маркеры, определяющие еврейскую идентичность, стали показательными именно в этот кризисный период развития государства. Позитивная еврейская идентичность сохранилась у ев-

реев ЕАО вследствие того, что территориальное образование, основанное на национальном признаке, способствовало укреплению осознания единства, диаспорного сознания. Диаспорное сознание под воздействием возрождения этнической культуры, обращения к традиционным ценностям также проявило себя в 1990-е гг. Эти же годы стали периодом утраты «смысла жизни» под влиянием разрушения ценностей советского человека, утраты авторитета власти, кризиса государственности, идеологии, что привело к обретению нового смысла, к отождествлению себя с мировым еврейством, с возможностью новой жизни на территории своей новой Родины - земли обетованной.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности // Психология самосознания: Хрестоматия. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2000. С. 589-601; Гителъман Ц., Червяков В. В., Шапиро В. Д. Иудаизм в национальном самосознании российских евреев // Вестник Еврейского университета в Москве. 1994. № 1(5). С. 121-144; Зубкова Е. Ю., Куприянов А. И. Возвращение к «русской идее»: кризис идентичности и национальная история // Национальные истории в советском и постсоветском государствах. М., 1999. С. 300; Ионин Л. Г. Идентификация и инсценировка // Психология самосознания: Хрестоматия. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2000. С. 641-655; История иудаизма в ЕАО: Учеб. пособие / Сост.: д. и. н., проф. С. В. Березниц-кий, к. и. н. П. В. Примак. Биробиджан: ДВГСГА; ИИАЭ ДВО РАН, 2007. 156 с.

2 Himmelfarb H. S. Research on American Jewish Identity and Identification Progress, Pitfalls, and Prospects // Understanding American Jewry / Ed. by M. Sklare. New Brunswick. 1982. P. 57.

3 Носенко E. Э. Факторы формирования еврейской идентичности у потомков смешанных браков // Диаспоры. 2000. № 3. С. 87-114; Членов М. А. Еврейство в системе цивилизации (постановка вопроса) // Диаспоры. 1999. № 1. С. 34-56; Tobin G. A. Jewish Perception of Antisemitism. N. Y., 1988. 328 p.

4Мюллер M. Введение в науку о религии // Классики мирового религиоведения. М., 1996. С. 96.

5 Каштанюк В. А. Этнографическое исследование в Биробиджанском районе ЕАО. Реэмигранты Биробиджанского района. Полевой отчет за 2007 г. // ГАЕАО (Гос. архив ЕАО). Ф. 629. Оп. 123. Д. 148. Л. 6.

6Милитарев А. Ю. О содержании термина «диаспора» (К разработке дефиниции) // Диаспоры. 1999. №1. С. 25-33.

7 Gitelman Z. The Evolution of Jewish Culture and Identity in the Soviet Union // Jewish Culture and Identity in the Soviet Union / Ed. by Y. Roi and A.Beker. N. Y., 1991. P. 3-24.

8Гителъман Ц., Червяков В. В., Шапиро В. Д. Указ. соч.; Юхенева Н. В. Ме^ду традиционализмом и ассимиляцией (о феномене русского еврейства) // Диаспоры. 1999. № 1. С. 160-178.

9 Markowitz F. If a Platypus Is Both a Reptile and a Mammal, Can a Person Be Both a Russian and a Jew? Post-Soviet Teenagers' Contraction of Russian Jewish Identity // East European Jewish Affairs. Vol. 26. № 2. Winter 1996. P. 27-40.

10Гителъман Ц., Червяков В. В., Шапиро В. Д. Национальное самосознание российских евреев // Диаспоры. 2000. № 4. С. 53-86.

11 Евгенъева Т. В. Современные исторические мифы: закономерности формирования и функционирования РГГУ - вузам России. Преподавание истории студентам неисторических специальностей. Современный исторический опыт: Сб. матер. / Под. ред. В. В. Минаева. М., 2005. С. 82-93.

12 Союз можно было сохранить // Белая книга: документы и факты о политике М. С. Горбачева по реформированию и сохранению многонационального государства. М.: Апрель-85, 1995. С. 329-335.

13 История иудаизма в ЕАО: Учеб. пособие / Авт.-сост.: С. В. Березницкий, П. В. Примак. Биробиджан: ДВГСГА, 2007. 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.