Научная статья на тему 'ЕВРЕЙСКИЕ СОЛДАТЫ РОССИИ И ГЕРМАНИИ (ХIХ – НАЧАЛО ХХ в.)'

ЕВРЕЙСКИЕ СОЛДАТЫ РОССИИ И ГЕРМАНИИ (ХIХ – НАЧАЛО ХХ в.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
евреи / антисемитизм / Россия / Германия / Первая мировая война / Jews / anti-Semitism / Russia / Germany / World War I

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хавкин Борис Львович

Актуальность статьи определяется научной новизной постановки проблемы и состоит в сравнительном изучении положения восточноевропейских евреев и их роли в истории России и Германии в ХIХ – начале ХХ в. Предмет исследования – история восточноевропейских евреев; объект исследования – евреи России и Германии в ХIХ – начале ХХ в. Методы исследования – сравнительно-исторический и аналитический. С помощью этих методов проведен сравнительный анализ роли евреев в истории Германии и России в канун Первой мировой войны, революций в России и Германии, Советской России, Веймарской республики и Третьего рейха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JEWISH SOLDIERS OF RUSSIA AND GERMANY (19th – EARLY 20th CENTURIES)

The relevance of the article is determined by the scientific novelty of the problem statement and consists in a comparative study of the situation of Eastern European Jews and their role in the history of Russia and Germany in the 19th early 20th centuries. The subject of the study is the history of Eastern European Jews; the object of the study is the Jews of Russia and Germany in the 19th early 20th centuries. The research methods are comparative-historical and analytical. Using these methods, a comparative analysis of the role of Jews in the history of Germany and Russia on the eve of the First World War, revolutions in Russia and Germany, Soviet Russia, the Weimar Republic and the Third Reich was carried out.

Текст научной работы на тему «ЕВРЕЙСКИЕ СОЛДАТЫ РОССИИ И ГЕРМАНИИ (ХIХ – НАЧАЛО ХХ в.)»

DOI 10.24412/2541-9056-2022-223-44-55 УДК 93/94

ЕВРЕЙСКИЕ СОЛДАТЫ РОССИИ И ГЕРМАНИИ (XIX - НАЧАЛО ХХ в.)

Б.Л. Хавкин

Статья поступила в редакцию 27 февраля 2022 г.

Актуальность статьи определяется научной новизной постановки проблемы и состоит в сравнительном изучении положения восточноевропейских евреев и их роли в истории России и Германии в XIX - начале ХХ в. Предмет исследования - история восточноевропейских евреев; объект исследования - евреи России и Германии в XIX - начале XX в. Методы исследования - сравнительно-исторический и аналитический. С помощью этих методов проведен сравнительный анализ роли евреев в истории Германии и России в канун Первой мировой войны, революций в России и Германии, Советской России, Веймарской республики и Третьего рейха.

Ключевые слова: евреи, антисемитизм, Россия, Германия, Первая мировая война.

JEWISH SOLDIERS OF RUSSIA AND GERMANY (19th - EARLY 20th CENTURIES)

B.L. Khavkin

The relevance of the article is determined by the scientific novelty of the problem statement and consists in a comparative study of the situation of Eastern European Jews and their role in the history of Russia and Germany in the 19th - early 201th centuries. The subject of the study is the history of Eastern European Jews; the object of the study is the Jews of Russia and Germany in the 19th - early 20th centuries. The research methods are comparative-historical and analytical. Using these methods, a comparative analysis of the role of Jews in the history of Germany and Russia on the eve of the First World War, revolutions in Russia and Germany, Soviet Russia, the Weimar Republic and the Third Reich was carried out.

Key word: Jews, anti-Semitism, Russia, Germany, World War I.

В царской России евреи со времен Ека- начала ХХ в. Службу в армии прошли бо-терины II были загнаны за «черту оседло- лее 2,5 млн евреев.

сти» - территорию, переселяться за пре- Герой Отечественной войны 1812 г. гу-делы которой им, за редкими исключени- сар и поэт Денис Давыдов, описывая по-ями, было запрещено. Евреи были лише- двиг русского улана, отмечал: «Весьма ны равных с христианами прав, подверга- странно то, что сей улан, получив за этот лись антисемитской травле, становились подвиг Георгиевский знак (солдатский Ге-жертвами погромов. Однако, когда насту- оргиевский крест), не мог носить его: он пал час испытаний, евреи шли в армию и был бердичевский еврей, завербованный умирали за Россию. Еврейские солдаты в уланы» [7].

сражались и гибли во всех войнах XIX - В 1827 г. император Николай I с целью

«исправления» своих подданных иудей-

ской веры (в документах фиксировалось вероисповедание, а не этническое происхождение) и побуждения их к принятию христианства повелел распространить на них воинскую повинность. Так появились евреи-кантонисты - мальчики, оторванные от семьи, дома, привычного образа жизни. Кантонистские батальоны и школы в народе называли «живодерней». Детей-рекрутов истязали, муштровали, плохо одевали, кормили впроголодь - за украденный кусок хлеба полагалось 25 ударов шпицрутенами. Попадая в кантонисты, дети становились собственностью военного ведомства — «сиротами при живых родителях». Командиры распоряжались ими как помещики крепостными. «Жаловаться было некому, - вспоминал бывший кантонист. -Командир батальона - Бог и царь. К битью сводилось все учение солдатское. И дядьки старались. Встаешь - бьют, учишься - бьют, обедаешь - бьют, спать ложишься - бьют. От такого житья у нас иногда умирало до пятидесяти кантонистов в месяц» [8, с. 43].

Но битьем дело не ограничивалось. В сибирских кантонистских батальонах у подлежащих экзекуции мальчишек зимой отнимали рукавицы и приказывали зашить карманы шинелей. Затем наказанных строили на плацу с ружьями, взятыми «на караул» с примкнутыми штыками. Пальцы рук быстро примерзали к металлу ствола. В лазарете отмороженные пальцы ампутировали [11].

В кантонистских школах учили русскому языку, арифметике, воинским артикулам и строю. Еврейских мальчиков стремились обратить в православие. Кто соглашался креститься, получал 25 рублей (3 рубля стоила корова), новое обмундирование и хорошую пищу. При крещении евреям присваивали христианские имена

и фамилии - в честь крестного отца (Васильев, Иванов); по названию церковного прихода (Вознесенский, Троицкий); давали распространенные русские фамилии (Воробьев, Киселев). Фамилии образовывали от топонимов (Высоцкий - от названия местечка Высоцк, Литовкин - от страны Литва). В фамилии превращались имена еврейских матерей (Дворкин - сын Двойры, т.е. Деборы), Хавкин - сын Хавы, т.е. Евы). Как фамилии записывались специальности ремесленников: Кузнецов (Шмидт), Портнов (Шнайдер). Словом, как говорил писатель Антон Чехов, «нет такого предмета, который не подошёл бы еврею для фамилии» [19].

В 18 лет кантонисты переводились в солдаты. Срок солдатской службы составлял 25 лет, причем годы, проведенные в кантонистском батальоне, в него не засчи-тывались. Если евреи рекрутировались в армию с 12 лет, то христиане - с 18 лет. Для евреев были установлены гораздо более высокие нормы призыва, чем для христиан: 10 рекрутов с 1 тыс. евреев-мужчин ежегодно, тогда как для христиан - 7 рекрутов с 1 тыс. мужчин раз в два года. Получается, что евреев призывали в армию почти в три раза больше, чем христиан. Почти всё мужское еврейское население России несло воинскую повинность [10, т. 4, кол. 75-79].

В 1856 г. коронационным манифестом императора Александра II институт кантонистов был упразднен. Школы кантонистов были переименованы в военно-начальные школы, а затем в военные прогимназии. Манифестом предписывалось «рекрут из евреев принимать тех же лет и качеств, кои определены для рекрут из других состояний и затем прием в рекруты малолетних евреев отменить» [6, т. 3,

с. 163]. В 1867 г. евреям - отставным солдатам было дано право жительства в пределах всей Российской империи. Для отставных солдат-евреев, сохранивших иудейское вероисповедание, это право получали только они сами и их первенцы мужского пола.

Среди потомков кантонистов были герой русско-японской войны: полный Георгиевский кавалер и первый в России офицер иудейского вероисповедания Иосиф Трумпельдор, первый глава Советского государства Яков Свердлов, Герой Советского Союза генерал армии Яков Крейзер, прозаик и драматург Илья Сельвинский, создатель советской школы вирусологии академик Лев Зильбер и его младший брат писатель Вениамин Каверин [17, с. 14-15].

Однако при Александре II, несмотря на отдельные послабления, дискриминационные «Законы о евреях» отменены не были. При Александре III и Николае II государственный антисемитизм в Российской империи усилился.

Во время Первой мировой войны русские, польские, румынские, литовские, украинские евреи были поставлены в положение, вынуждавшее их воевать против своих единоверцев и соплеменников из Германии и Австро-Венгрии. Тем самым евреи, вольно или невольно, исполняли древнее правило, записанное еще в Вавилонском Талмуде: «Закон страны - закон для еврея». В еврейских общинах рассказывали легенду-быль времен Первой мировой войны: в смертной рукопашной схватке сошлись русские и германские солдаты. Русский заколол немца штыком. Вдруг из уст умирающего он услышал слова молитвы «Шма Исраэль». Русскому солдату стало ясно, что он убил брата по вере - оба солдата были евреями [21].

В 1914 г. в Российской империи жили

5 млн 250 тыс. евреев - 3,1% населения страны. В Первую мировую войну в русской армии служили 500 тыс. евреев. Против них сражались 275 тыс. их соплеменников-единоверцев в австро-венгерской и 100 тыс. в германской армии. На полях сражений Первой мировой погибли более 100 тыс. русских солдат-евреев, более 200 тыс. были ранены [16, с. 171; 17, с. 14-15; 20].

Патриотический подъем, охвативший с началом войны Россию, не оставил евреев в стороне. Мобилизация среди евреев прошла без недобора; процент евреев в армии во время войны был выше, чем в составе населения России в целом.

На экстренном заседании Государственной Думы депутат Нафтали Фридман заявил: «В настоящий час испытания... мы, русские евреи, как один человек, станем под русскими знаменами и положим все свои силы на отражение врага. Еврейский народ исполнит свой долг до конца» [8; 22].

В синагогах Петербурга, Москвы, Варшавы, Вильно, Киева, Риги, Житомира, Берди-чева, Пинска, десятков других городов и сотнях местечек молились за победу российского оружия. В одесской хоральной синагоге кантор и хор исполнили "Боже, царя храни!" и "Славься!". По городу прошла многолюдная манифестация со свитками Торы с портретами Николая II [21].

Некоторые евреи - выпускники гимназий и университетов, освобожденные от призыва, пошли на фронт добровольцами. В армии было много врачей-евреев. Еврейские общины выделяли в своих больницах и богадельнях места для раненых русских солдат.

Тысячи евреев были награждены за участие в «германской» войне, которую они, как и не евреи, считали Отечественной. Георгиевскими крестами было

награждено свыше 3 тыс. евреев; 40 стали полными Георгиевскими кавалерами [2, с. 23]. Даже ортодоксальные раввины спокойно относились к ношению евреями Георгиевского креста на груди. Не было ни единого случая запрета ношения этой награды, на тыльной стороне которой было выбито «За Веру, Царя и Отечество».

Февральская революция 1917 г. уравняла евреев в правах с остальными гражданами России. Впервые в истории русской армии евреи-офицеры не были в ней исключением. Из бухарских евреев была сформирована отдельная рота, командиром которой был еврей штабс-капитан. Уже в начале июня 1917 г. в Константинов-ском военном училище (Киев) был произведен в офицеры 131 еврей. В Одессе летом 1917 г. офицерские звания получили 160 евреев-юнкеров [14]. Многие евреи, учившиеся в это время в юнкерских училищах и школах прапорщиков, приняли участие в борьбе с большевиками.

В Первую мировую войну немецкие евреи храбро сражались «За Бога, Кайзера и Отечество». В XIX в. эмансипация немецких евреев шла быстрыми темпами. 3 июля 1869 г. в Пруссии был принят закон об отмене «всех еще существующих ограничений в гражданских и политических правах, вытекающих из принадлежности к вероисповеданию». Этот закон открыл евреям доступ к должностям в правительственных учреждениях, включая судебное ведомство, и к преподавательской деятельности во всех государственных учебных заведениях. В остальных немецких государствах закон вошел в силу после завершения объединения Германии в 1871 г. В конце XIX - начале ХХ в. немецкие евреи добились религиозного, экономического и социально-

политического равноправия. Хотя евреи и стали полноправными гражданами рейха, антисемитские предрассудки даже в просвещенном немецком обществе еще долго были живы.

Около полумиллиона «немцев Моисеевой веры», составлявших менее 1% населения Германии, играли заметную роль в общественно-политической, экономической, финансовой, научной и культурной жизни рейха. 100 тыс. евреев (каждый пятый немецкий еврей), служили в 1914-1918 гг. в кайзеровской армии; из них 80 тыс. сражались на фронте. 10 тыс. немецких евреев ушли в армию добровольно, 2 тыс. были произведены в офицеры, 19 тыс. - в унтер-офицеры. На военной службе состояли 30 военных раввинов [18, с. 121].

Около 300 тыс. евреев, из них 2,5 тыс. офицеров, служили в годы Первой мировой войны в императорско-королевской армии Австро-Венгрии. За четыре года войны погибло около 30 тыс. еврейских солдат Франца-Иосифа I [22].

Потери в офицерском составе заставили германское военное командование пренебречь старым установлением, препятствующем продвижению евреев по службе. В 1916 г. в юнкерские училища была принята первая группа евреев. Это были особо отличившиеся унтер-офицеры, как правило, награжденные Железным крестом. Уже в 1917 г. на фронте появились первые офицеры-евреи. Особый интерес вызывает служба немецких евреев в кайзеровской авиации. В этом новом виде вооруженных сил евреи, как и в других новых сферах деятельности, занимали одно из первых мест. Более 200 евреев пилотировали боевые самолеты и вели воздушные бои; 56 из них в этих боях погибли [17, с. 14-15].

Кавалерами Железного креста были евреи-асы кайзеровских люфтваффе: Вильгельм Франкль, Фриц Бекхардт, Вилли Розенштейн, Фридрих Рюденбург, Бер-тольд Гутман. Лейтенант Йозеф Цюрн-дорфер, погибший в воздушном бою 19 сентября 1915 г., в завещании писал: «Я пошел на войну как немец, чтобы защитить мою страну, попавшую в беду. Но так же и как еврей, чтобы добиться полного равноправия моих братьев по вере» [18, с. 121].

Самым молодым немецким солдатом-добровольцем был 14-летний еврейский мальчик Иосиф Циппес. Чтобы попасть на фронт, он скрыл свой возраст. Рядовой Циппес подорвался на мине и лишился обеих ног. Юноша был награжден Железным крестом за храбрость [1].

Немецкие евреи были не меньшими патриотами Германии, чем этнические немцы. Во время Первой мировой войны 35 тыс. немецких евреев-воинов были награждены орденами и медалями, из них 18 тыс. - Железным крестом (1 тыс. -Железным крестом 1-го класса и 17 тыс. -Железным крестом 2-го класса). На фронтах Первой мировой войны за свою родину-Германию погибли 12 тыс. немецких солдат и офицеров-евреев и еще 32 тыс. получили тяжелые ранения или были отравлены газами (это больше, чем погибло евреев во всех войнах, которые вел Израиль) [18, с. 121; 23].

Многие видные представители еврейской общины внесли свой вклад в военные усилия Германии. Например, в условиях продовольственной блокады гамбургские предприниматели Макс Варбург и Альберт Баллин организовали массовые закупки продовольствия и поставки его в страну. Химик Фриц Хабер изобрёл для германской армии химическое оружие.

Промышленник Вальтер Ратенау возглавлял Управление стратегии и ресурсов при военном министерстве. Ратенау сыграл решающую роль в переводе германской экономики на военные рельсы. Вынужденный под давлением антисемитских кругов покинуть этот пост, он был направлен правительством в Швейцарию, где сумел организовать в обход экономической блокады крупные военные поставки в Германию [10, т. 7, кол. 90-92].

После Первой мировой войны Ратенау был министром иностранных дел Веймарской республики и автором идеи конвергенции экономических систем западного капитализма и восточного большевизма, в которой Германии отводилась роль «моста» между Западом и Востоком. 16 апреля 1922 г. Ратенау подписал Рапалльский договор о восстановлении дипломатических отношений с Советской Россией и урегулировании всех спорных вопросов. 24 июня 1922 г. он был убит террористами из ультраправой организации «Консул»: это была месть за Рапалло. В германо-советском сотрудничестве нацисты видели «заговор сионских мудрецов», одним из которых они считали Ратенау.

Во время Первой мировой войны евреи «в целях обезлюдения местностей, отдаваемых неприятелю», были принудительно выселены русским командованием из своих местечек и огульно обвинены в «предательстве и шпионстве». Распространению антиеврейских настроений во многом способствовало польское население прифронтовых районов. В особенно тяжелом положении оказалось евреи Галиции. В августе - ноябре 1914 г. русская армия заняла почти всю Восточную Галицию и Северную Буковину, включая Тер-нополь, Львов, Галич и Черновцы. При этом местные евреи подверглись издева-

тельствам, насилию и повальным грабежам. Русская военная администрация закрыла еврейские учреждения, евреев-служащих увольняли с работы. В приказах, расклеенных на улицах галицийских городов, говорилось о «явно враждебном отношении евреев» к русской армии. Русские военные власти брали евреев в заложники. В Галиции стали обычным явлением издевательства над евреями, избиения, погромы, которые устраивали казачьи части. До сих пор сохранилось еврейское проклятье: «Чтоб ты повстречался с казаком!» В погромах активно участвовали и местные украинцы. 27 сентября 1914 г. жестокий погром (вошедший в историю как «кровавое воскресенье») произошел во Львове [10, т. 8, кол. 1211-1228].

После того, как 1 мая 1915 г. австро-венгерские и немецкие войска начали наступление в Галиции, русское командование выслало оттуда евреев как «потенциальных пособников» врага. Летом 1916 г. в результате нового русского наступления были вторично захвачены Галич, Станислав и Черновцы. Отступая летом 1917 г. из Восточной Галиции, русские солдаты учинили кровавый погром в Тернополе.

В русской армии были очень популярны рассказы о поголовном участии еврейского населения в шпионаже в пользу Германии; ходили даже слухи о том, что евреи - за 100 лет до появления мобильных телефонов - прятали телефоны в бородах и передавали немцам секретную информацию. Немало евреев было убито без суда или расстреляно по приговору военно-полевых судов. (Если дела евреев, обвиняемых в шпионаже, разбирал гражданский суд с участием защитников, то в подавляющем большинстве случаев он выносил оправдательный приговор). Иногда офицеры рос-

сийской контрразведки подбрасывали евреям компрометирующие документы и требовали выкуп за прекращение дела.

24 декабря 1914 г. евреи-заложники были расстреляны в городе Сохачев. В местечке Городенка были подожжены еврейские дома, а их жители повешены как шпионы. Летом 1915 г. сотни евреев Полтавы, Екате-ринослава и других городов Украины были взяты в заложники и брошены в тюрьмы [10, т. 8, кол. 1211-1228].

Слухи о якобы поголовной поддержке Германии евреями России с первых дней войны широко распространились среди военного командования и военной администрации прифронтовых районов. Уже в августе 1914 г. военный комендант поселка Мышенка близ Лодзи предписал всем евреям (их было около 2 тыс. чел.) немедленно покинуть этот населенный пункт и не отменил свой приказ даже после распоряжения губернатора о возвращении евреев [5].

Наибольшей враждебностью по отношению к еврейскому населению отличалось высшее военное командование -Главнокомандующий русской армии генерал от кавалерии Великий князь Николай Николаевич Романов и начальник штаба Ставки генерал от инфантерии Николай Янушкевич. Ответственность за поражения русской армии они пытались возложить на евреев. Безосновательно заявив, что во время одного из боев русская часть была выбита из прифронтового населенного пункта и понесла большие потери из-за того, что «в подвалах евреями были спрятаны немецкие солдаты», Великий князь Николай Николаевич и генерал Янушкевич приказали выслать все еврейское население из большей части Курляндской (28 апреля 1915 г.) и Ковенской (5 мая 1915 г.)

губерний. В приказе говорилось, что «в отношении евреев, проживающих в ныне занятых германскими властями местностях, надлежит проводить указанную меру (выселение) немедленно вслед за занятием их нашими войсками» [5].

В Ковенской губернии выселение евреев было поголовным. На сборы давалось 48 часов; часто не разрешали брать самые необходимые вещи; высланные подвергались издевательствам, их перевозили в товарных вагонах с надписью «шпионы» [5].

Антисемитизм российского военного командования проявлялся и в отношении евреев, служивших в армии. Так, в секретном приказе Управления начальника санитарной части армий Юго-Западного фронта, выпущенном в январе 1915 г., говорилось, что для предотвращения антиправительственной пропаганды, которую якобы ведут евреи-врачи и санитары, следует направлять их не в санитарные поезда и госпитали, а «в такие места, где условия мало благоприятствуют развитию пропаганды, как, например, на передовые позиции, уборку раненых с полей сражений» [10, т. 7, кол. 339-382].

Великий князь Николай Николаевич пытался «экспортировать» антисемитизм из России в страны Антанты, где его, впрочем, и так хватало. (Достаточно напомнить позорное «дело Дрейфуса» во Франции). Николай Николаевич велел перевести на английский язык и распространить среди союзников антисемитскую фальшивку «Протоколы сионских мудрецов». По воспоминаниям британского химика Хаима Вейц-мана, уроженца местечка Мотоль близ Пинска (в 1949 г. Вейцман стал первым президентом Израиля), «Протоколы» были популярны у британских офицеров на Ближнем Востоке [14].

Помощник управляющего делами Совета министров Российской империи Аркадий Яхонтов вспоминал, что «даже непримиримые антисемиты приходили к членам правительства с протестами и жалобами на возмутительное отношение к евреям на фронте». Уполномоченный по гражданскому управлению Прибалтийского края генерал-лейтенант Павел Кур-лов под свою ответственность остановил высылку некоторых категорий еврейского населения - врачей, а также всех тех, кто участвовал в снабжении армии [5].

На заседании Совета министров Российской империи министр внутренних дел Николай Щербатов и Главноуправляющий землеустройством и земледелием Александр Кривошеин заявили, что генерал Янушкевич пытается свалить на евреев ответственность за неудачи на фронте. После этого военное командование в мае 1915 г. было вынуждено отдать приказ о приостановке выселений. При этом генерал Янушкевич писал Совету министров, что он считает «все принятые в отношении евреев меры весьма слабыми и не остановился бы перед усилением их в более значительной степени». После того, как 23 августа 1915 г. Великий князь Николай Николаевич и генерал Янушкевич были смещены с высших командных постов, антиеврейская политика военных властей несколько смягчилась [14].

В связи с падением воинской дисциплины после Февральской революции и развалом армии в 1917 г. антиеврейские настроения среди солдат усилились. Бежавшие с фронта дезертиры грабили еврейские местечки. Прошли погромы в Киевской, Волынской и Подольской губерниях.

Германские оккупационные власти, в отличие от российских, не видели для себя «еврейской угрозы» и решительно пресе-

кали погромы в занятых ими районах Польши и Литвы, Белоруссии, Украины. Немцы разрешали политическую, профсоюзную, культурную и иную деятельность евреев. В Польше при немецкой оккупации работали отделения еврейской социал-демократической партии «Бунд» и еврейских профсоюзов [10, т. 1, кол. 558-562].

Около 9 тыс. евреев, укрывшихся от русской депортации, при немцах вернулись в Каунас. В городе, занятом кайзеровской армией, немецкие евреи были введены в руководство еврейских организаций; была открыта немецкоязычная еврейская высшая школа [17, с. 14-15].

Когда Люблин был оккупирован австро-венгерской армией, евреи получили разрешение организовать две народные гимназии и театр на языке идиш. Вместе с тем оккупационные власти принудительно набирали евреев на работу для нужд германской и австро-венгерской армии [17, с. 14-15].

В 1914-1916 гг., с продвижением германской и австро-венгерской армии на восток, многие губернии стали ареной боевых действий; значительная часть живших там евреев была вынуждена эвакуироваться. К концу 1916 г. насчитывалось около 350 тыс. беженцев-евреев. В 1914-1916 гг. в города и местечки Новороссии, Подолии и других областей Восточной Украины прибыли десятки тысяч евреев, выселенных из прифронтовой полосы по приказу русского военного командования или добровольно покинувших районы боевых действий. Численность еврейского населения Восточной Украины, особенно Одессы, Киева, городов Подолья и Крыма значительно возросла [10, т. 8, кол. 1211-1228].

Для оказания помощи евреям - жертвам войны в России в 1914 г. были созда-

ны Еврейские комитеты помощи (ЕКОПО). Вместе с другими еврейскими организациями ЕКОПО открывали в прифронтовых районах и в населенных пунктах, куда отправлялись беженцы, больницы, кухни-столовые, дома инвалидов, общежития, детские лагеря, сады, ясли, курсы профессионального обучения [13].

Поскольку города и местечки (частично уже оккупированной германскими войсками) не могли вместить сотни тысяч еврейских беженцев, летом 1915 г. делегация ЕКОПО во главе с юристом Генрихом Слиозбергом и банкиром бароном Александром Гинцбургом посетила министра внутренних дел князя Николая Щербатова, обратившись к нему с просьбой об открытии внутренних губерний для евреев. На заседании Совета министров, где обсуждался этот вопрос, министр иностранных дел Сергей Сазонов указал, что союзники России по Антанте недовольны преследованиями евреев, о которых много говорит немецкая пропаганда, а министр финансов Петр Барк сообщил: «всеобщее возмущение по поводу отношения к еврейству приводит к трудностям с размещением государственных бумаг» [9, с. 77].

Правительством было решено, что «необходим демонстративный акт по еврейскому вопросу». Но, опасаясь активного сопротивления правых фракций в Государственной думе, министры предпочли фактически упразднить черту оседлости на основании статьи 158 Положения об учреждении министерств, дававшей правительству возможность в особых случаях принимать чрезвычайные решения в обход законов с разрешения императора, то есть без утверждения в Государственной Думе. 15 августа 1915 г. был издан циркуляр князя Щербатова, разрешавший «ев-

реям жить в городских поселениях, за исключением столиц и местностей, находящихся в ведении министерств Императорского Двора и Военного» [9, с. 77]. Таким образом, запрет на проживание евреев сохранился лишь в Москве, Петрограде, областях Донского, Кубанского и Терского казачьих войск, а также на курортах, где отдыхала царская семья. (Несмотря на запрет селиться на территории казачьих войск, еврейские беженцы из района фронтовых действий, в том числе большая группа хасидов из Любавичей во главе с ребе Шаломом Шнеерсоном, поселились в Ростове-на-Дону) [12, с. 122-125].

Многие участники заседания Совета министров, признавая необходимость упразднения черты оседлости, выражали неудовольствие улучшением положения евреев; так, министр путей сообщения Сергей Рухлов не мог «переварить, что вся Россия страдает от тяжестей войны, но первыми получат облегчение евреи» [3, с. 51]. Несмотря на подобные настроения ряда членов правительства, 10 августа 1915 г. было опубликовано постановление Совета министров, разрешавшее евреям - участникам войны и их детям поступать в средние и высшие учебные заведения «вне конкурса и не считаясь с существующими ограничениями». В декабре 1915 г. Совет министров одобрил заключение Особого совещания при министерстве юстиции, облегчавшее зачисление евреев в присяжные поверенные [17, с. 14-15].

Тысячи евреев, бежавших или выселенных из прифронтовой полосы, устремились в центральную Россию, в Поволжье, на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток. Ограничения на въезд евреев практически перестали действовать.

Полная ликвидация черты оседлости в России произошла после Февральской революции. 20 марта 1917 г. Временное правительство приняло постановление, подготовленное министром юстиции Александром Керенским при участии членов Политического и информационного бюро при евреях-депутатах Четвертой Государственной Думы (организация была создана в начале Первой мировой войны). Этим законодательным актом, опубликованным 22 марта 1917 г., отменялись все «ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности» [15].

Черта оседлости рухнула. Евреи устремились в русскую революцию и контрреволюцию, стали «красными» и «белыми», перестав при этом быть ортодоксальными евреями.

В Германии евреи - ветераны Первой мировой войны были объединены в «Имперский союз евреев-фронтовиков», который насчитывал 55 тыс. членов. Союз возглавлял немецкий химик и физик, кавалер Железного креста !-й степени капитан Лео Лёвенштайн (изобретение, за которое он получил Железный крест - звуковая разведка, т.е. определение местонахождения артиллерийского орудия по звукам выстрелов). Союз евреев-фронтовиков был влиятельной общественной организацией и пользовался покровительством рейхспрезидента генерал-фельдмаршала Пауля фон Гинденбур-га [18, с. 120-123].

В борьбе против Веймарской республики нацисты активно использовали антисемитские провокации, в частности ложь, что во время Первой мировой войны евреи отсиживались в тылу и нанесли

кайзеровской Германии «удар ножом в спину».

После прихода Гитлера к власти евреи стали жертвой нацистского государственного антисемитизма, во многом основанного на «Протоколах сионских мудрецов». Эта фальшивка, по словам британского историка Нормана Кона, дала Гитлеру «благословение на геноцид». В Германию «Протоколы» привезли в конце 1918 г. черносотенцы Федор Винберг и Петр Ша-бельский-Борк. Эмигрант из России Альфред Розенберг, который стал идеологом гитлеровской партии, предпринял массовое издание «Протоколов» на немецком языке. «Протоколы» стали одной из любимых книг Гитлера: он воспринял как откровение начертанный в этой книге абсурдный план заговора с целью достижения господства над миром и попытался его реализовать. Нацистский фюрер использовал как раз те методы, которые авторы

«Протоколов» приписывали мифическим еврейским заговорщикам [18, с. 120-123].

В 1935 г. по Нюрнбергским расовым законам евреи были лишены гражданских прав. Еврейство определялось нацистами не по вере, а по происхождению, по «расе». После «Хрустальной ночи» - еврейского погрома в ноябре 1938 г. Союз евреев-фронтовиков был запрещен. (В 2006 г. в ФРГ был создан «Союз еврейских солдат», продолжающий традиции «Имперского союза евреев-

фронтовиков»). Накануне Второй мировой войны усилилось бегство евреев из Германии. Кто не сумел или не успел эмигрировать, стал жертвой нацистского «окончательного решения еврейского вопроса» [18, с. 123].

Но, как писал поэт Игорь Губерман, «евреи знали унижение под игом тьмы поработителей, но, потерпевши поражение, переживали победителей» [4].

Список литературы

1. Абрагам К. Немецкие евреи в Первой мировой войне [Электронный ресурс]. - URL: http://www.wwi.rhga.ru/news/ new.php?ELEMENT_ID=2032 (дата обращения: 27.10.20)

2. Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Именные списки 1769-1920. Библиографический справочник / Отв. сост. В.М. Шабанов. - М.: Русский Мир, 2004.

3. Ганелин С. Еврейский вопрос во внутренней политике России в 1915 г. // Вестник еврейского университета в Москве. - 1997. - № 1(14). - С. 51.

4. Губерман И.М. Иерусалимские гарики [Электронный ресурс]. - URL: https://www.litmir.me/br/?b=57669&p=4 (дата обращения: 28.01.22).

5. Евреи в Первой мировой войне: Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция» [Электронный ресурс]. - URL: https://traditio.wiki/ (дата обращения: 28.01.22).

6. Еврейская энциклопедия: В 16 т. / Общество для научных еврейских изданий и изд-во Брокгауз-Ефрон. - СПб.: 1906-1913. - Т. 3. - С. 163.

7. Интернет-проект по увековечиванию памяти воинов-евреев [Электронный ресурс]. - URL: https://www.jewmil.com/stati/24-evrei-v-tsarskoj-armii-26-avgusta-1827g-2-marta-1917g. (дата обращения: 27.10.20).

8. Кандель Ф.С. Очерки времен и событий из истории российских евреев [Электронный ресурс]. -Иерусалим, 1990. - Т. 2. Очерк 7. - URL: https://jhist.org/russ/kandel2_07.htm (дата обращения: 27.10.20).

9. Кельнер В.Е. Политическое бюро при еврейских депутатах IV Государственной Думы в годы войны 1914-1917 гг. // Петербургский исторический журнал. - 2015. - № 1. - С. 77.

10. Краткая еврейская энциклопедия (КЕЭ). - Иерусалим, 1994. - Т. 4. - Кол. 75-79; Иерусалим, 1995. -Т. 7. - Кол. 90-92, 339-382; Иерусалим, 1996. - Т. 8. - Кол. 1211-1228.

11. Кукуй Э. Кантонисты - азмъ воздамъ... [Электронный ресурс]. - URL: https://proza.ru/2013/08/30/2059 (дата обращения: 28.01.22).

11. Мовшович Е.В. Хасиды на Дону [Электронный ресурс] // Донской временник. Год 2000-й. - Ростов-на-Дону, 2001. - Вып. 8. - С. 122-125. - URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/mS/1/art.aspx?art_id=16l (дата обращения: 29.01.22)

13. Певзнер Е. Еврейский комитет помощи жертвам войны (1914-1921) [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evreyskiy-komitet-pomoschi-zhertvam-voyny-1914-1921/pdf (дата обращения: 29.01.22).

14. Первая мировая война (еврейский аспект) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ejwiki.org/wiki (дата обращения: 28.01.22).

15. Постановление Временного Правительства Об отмене вероисповедных и национальных ограничений. 22 марта 1917 г. // Сборник Указов и Постановлений Временного правительства. - Пг., 191S. - Вып. 2. Ч. 2.

16. Xасин А. Память [Электронный ресурс]. - URL: https://www.litmir.me/ br/?b=543Sll&p=l (дата обращения: 27.10.20).

1T. Xавкин Б.Л. Евреи между царем и кайзером // Независимое военное обозрение. - 2020. - 03 сентября.

18. Xавкин Б.Л. Расизм и антисемитизм в гитлеровской Германии. Антинацистское Сопротивление немецких евреев. - М., 2018. - 243 с.

19. Чехов А.П. Сочинения. Записные книжки. Записи на отдельных листах. Дневники [Электронный ресурс]. - М., 1980. - Т. 17. - 528 с. - URL: https://ru.wikiquote.org/wiki (дата обращения: 28.01.22).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Шафран Я. Евреи - герои Первой мировой войны [Электронный ресурс]. - URL: https://www.chitalnya.ru/work/1105209/(дата обращения: 2l.10.20).

11. Шульман А. Боевой листок [Электронный ресурс]. - URL: http://www.alefmagazine.com/pub3lS3.html (дата обращения: 28.01.22).

11. Электронная еврейская энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: https://eleven.co.il/jewish-history/modern-era/1094S/#0106 (дата обращения: 27.10.20).

References

1. Abragam K. Nemeczkie evrei v Pervoj mirovoj vojne [E'lektronny'j resurs]. - URL: http://www.wwi.rhga.ru/news/ new.php?ELEMENT_ID=2032 (data obrashheniya: 2l.10.20)

2. Voenny'j orden Svyatogo Velikomuchenika i Pobedonoscza Georgiya. Imenny'e spiski 1l69-1920. Biblio-graficheskij spravochnik / Otv. sost. V.M. Shabanov. - M.: Russkij Mir, 2004.

3. Ganelin S. Evrejskij vopros vo vnutrennej politike Rossii v 1915 g. // Vestnik evrejskogo universiteta v Mos-kve. - 199l. - № 1(14). - S. 51.

4. Guberman I.M. Ierusalimskie gariki [E'lektronny'j resurs]. - URL: https://www.litmir.me/br/?b=5l669&p=4 (data obrashheniya: 2S.01.22).

5. Evrei v Pervoj mirovoj vojne: Material iz svobodnoj russkoj enciklopedii «Tradiciya» [E'lektronny'j resurs]. - URL: https://traditio.wiki/ (data obrashheniya: 2S.01.22).

6. Evrejskaya e'nciklopediya: V 16 t. / Obshhestvo dlya nauchny'x evrejskix izdanij i izd-vo Brokgauz-Efron. -SPb.: 1906-1913. - T. 3. - S. 163.

7. Internet-proekt po uvekovechivaniyu pamyati voinov-evreev [E'lektronny'j resurs]. - URL: https://www.jewmil.com/stati/24-evrei-v-tsarskoj-armii-26-avgusta-1S2lg-2-marta-191lg. (data obrashheniya: 2l.10.20).

S. Kandel' F.S. Ocherki vremen i soby tij iz istorii rossijskix evreev [E'lektronny'j resurs]. - Ierusalim, 1990. -T. 2. Ocherk l. - URL: https://jhist.org/russ/kandel2_0l.htm (data obrashheniya: 2l.10.20).

9. Kel'ner V.E. Politicheskoe byuro pri evrejskix deputatax IV Gosudarstvennoj Dumy' v gody' vojny' 1914-191l gg. // Peterburgskij istoricheskij zhurnal. - 2015. - № 1. - S. ll.

10. Kratkaya evrejskaya e'nciklopediya (KEE). - Ierusalim, 1994. - T. 4. - Kol. l5-l9; Ierusalim, 1995. - T. l. -Kol. 90-92, 339-3S2; Ierusalim, 1996. - T. S. - Kol. 1211-122S.

11.Kukuj E\ Kantonisty" - azm" vozdam"... [Elektronnyj resurs]. - URL: https://proza.ru/2013/08/30/2059 (data obrashheniya: 28.01.22).

12. Movshovich E.V. Xasidy' na Donu [Elektronnyj resurs] // Donskoj vremennik. God 2000-j. - Rostov-na-Donu, 2001. - Vy p. 8. - S. 122-125. - URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/1/art.aspx?art_id=167 (data obrashheniya: 29.01.22)

13. Pevzner E. Evrejskij komitet pomoshhi zhertvam vojny' (1914-1921) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evreyskiy-komitet-pomoschi-zhertvam-voyny-1914-1921/pdf (data obrash-heniya: 29.01.22).

14. Pervaya mirovaya vojna (evrejskij aspekt) [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.ejwiki.org/wiki (data obrashheniya: 28.01.22).

15. Postanovlenie Vremennogo PravitePstva Ob otmene veroispovednyx i nacionalnyx ogranichenij 22 marta 1917 g. // Sbornik Ukazov i Postanovlenij Vremennogo pravitelstva. - Pg., 1918. - Vyp. 2. Ch. 2.

16. Xasin A. Pamyaf [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.litmir.me/ br/?b=543877&p=7 (data obrashheniya: 27.10.20).

17. Xavkin B.L. Evrei mezhdu czarem i kajzerom // Nezavisimoe voennoe obozrenie. - 2020. - 03 sentyabrya.

18. Xavkin B.L. Rasizm i antisemitizm v gitlerovskoj Germanii. Antinacistskoe Soprotivlenie nemeczkix evreev. -M., 2018. - 243 s.

19. Chexov A.P. Sochineniya. Zapisnye knizhki. Zapisi na otdel'ny'x listax. Dnevniki [Elektronnyj resurs]. - M., 1980. - T. 17. - 528 s. - URL: https://ru.wikiquote.org/wiki (data obrashheniya: 28.01.22).

20. Shafran Ya. Evrei - geroi Pervoj mirovoj vojny' [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.chitalnya.ru/work/1105209/(data obrashheniya: 27.10.20).

21. ShuTman A. Boevoj listok [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.alefmagazine.com/pub3783.html (data obrashheniya: 28.01.22).

22. E'Iektronnaya evrejskaya enciklopediya [Elektronnyj resurs]. - URL: https://eleven.co.il/jewish-history/modern-era/10948/#0106 (data obrashheniya: 27.10.20).

Для ссылки: Хавкин Б.Л. Еврейские солдаты России и Германии (XIX - начало ХХ в.) // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2022. - №2 (23). - С. 44-55.

DOI 10.24412/2541-9056-2022-223-44-55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.