Научная статья на тему 'Еврейские общины Богемии и Моравии в эпоху Гуситских войн'

Еврейские общины Богемии и Моравии в эпоху Гуситских войн Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
540
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / ИУДАИКА / БОГЕМИЯ / МОРАВИЯ / ПОГРОМЫ / КРОВАВЫЙ НАВЕТ / ГУСИЗМ / ГУСИТСКИЕ ВОЙНЫ / MIDDLE AGES / JUDAICA / BOHEMIA / MORAVIA / POGROMS / BLOOD LIBEL / HUSSISM / HUSSITE WARS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новикова Анна А.

В данной статье будет рассматриваться положение еврейских общин Богемии и Моравии в условиях чешской религиозной революции. Гуситские войны навсегда изменили регион Чешского королевства, и их отголоски ощущаются в том числе и в современной Чешской Республике. В XV в. события в этом регионе потрясли всю Европу, особенно христианскую ее часть. Конец папской схизмы совпал с превращением чешских общественных волнений в полноценную религиозную революцию, на подавление которой ушли десятилетия. Гуситские войны стали самым турбулентным периодом в истории независимого Чешского королевства. Требования гуситов содержали в себе идеалы толерантности и равноправия. Несмотря на это, еврейское население Богемии и Моравии сильно пострадало в период гусизма. Оно пострадало гораздо сильнее, чем в предыдущие годы общеевропейского преследования евреев во время эпидемий чумы. В данной статье будут рассмотрены некоторые аспекты отношений чешского еврейства с представителями различных течений гуситского движения, трансформация иудео-христианских отношений на территории Богемии и Моравии, а также последовавшие за гуситскими войнами экономические, социальные и культурные изменения. Особое внимание будет уделено политике изгнания евреев из крупных городов, не наблюдавшейся в Чешском королевстве в догуситский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Jewish Communities of Bohemia and Moravia during Hussite Wars

This article will examine the position of Jewish communities in Bohemia and Moravia within circumstances of Czech religious revolution. Hussite wars have forever changed the region of Czech kingdom and their influence is felt today in the modern Czech Republic. In 15th century events in this region shocked the entire Europe, especially its Christian part. The end of papal schism coincided with transformation of Czech civil unrest into a full religious revolution which took decades to suppress. The Hussites wars became the most turbulent period in history of independent Czech kingdom. Demands made by hussites included the ideals of tolerance and equality. Despite that, Bohemian and Moravian Jewry suffered though the period. It suffered greater than during previous perilous era of prosecution during the Black Plague epidemic. This article will examine some aspects of relations between Czech Jewry and representatives of various parts of Hussite movement, the transformation of Judeo-Christian relations of Bohemia and Moravia, and the economic, social, and cultural changes that followed Hussite wars. Special focus of this article will be the policy of banishing Jews from prominent townships a policy that was not enacted in Czech Kingdom in pre-Hussite era.

Текст научной работы на тему «Еврейские общины Богемии и Моравии в эпоху Гуситских войн»

УДК 94(437.3)=411.16

БО1: 10.28995/2073-6355-2018-10-230-240

Еврейские общины Богемии и Моравии в эпоху Гуситских войн

Анна А. Новикова Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, anne_novikova@bk.ru

Аннотация. В данной статье будет рассматриваться положение еврейских общин Богемии и Моравии в условиях чешской религиозной революции. Гуситские войны навсегда изменили регион Чешского королевства, и их отголоски ощущаются в том числе и в современной Чешской Республике. В XV в. события в этом регионе потрясли всю Европу, особенно христианскую ее часть. Конец папской схизмы совпал с превращением чешских общественных волнений в полноценную религиозную революцию, на подавление которой ушли десятилетия. Гуситские войны стали самым турбулентным периодом в истории независимого Чешского королевства. Требования гуситов содержали в себе идеалы толерантности и равноправия. Несмотря на это, еврейское население Богемии и Моравии сильно пострадало в период гусизма. Оно пострадало гораздо сильнее, чем в предыдущие годы общеевропейского преследования евреев во время эпидемий чумы. В данной статье будут рассмотрены некоторые аспекты отношений чешского еврейства с представителями различных течений гуситского движения, трансформация иудео-христианских отношений на территории Богемии и Моравии, а также последовавшие за гуситскими войнами экономические, социальные и культурные изменения. Особое внимание будет уделено политике изгнания евреев из крупных городов, не наблюдавшейся в Чешском королевстве в догуситский период.

Ключевые слова: Средневековье, иудаика, Богемия, Моравия, погромы, кровавый навет, гусизм, Гуситские войны

Для цитирования: Новикова А.А. Еврейские общины Богемии и Моравии в эпоху Гуситских войн // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. № 10 (43), ч. 2. С. 230-240. БОТ: 10.28995/2073-6355-2018-10-230-240

© Новикова А.А., 2018

Jewish Communities of Bohemia and Moravia during Hussite Wars

Anne A. Novikova Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, anne_novikova@bk.ru

Abstract. This article will examine the position of Jewish communities in Bohemia and Moravia within circumstances of Czech religious revolution. Hussite wars have forever changed the region of Czech kingdom and their influence is felt today in the modern Czech Republic. In 15th century events in this region shocked the entire Europe, especially its Christian part. The end of papal schism coincided with transformation of Czech civil unrest into a full religious revolution which took decades to suppress. The Hussites wars became the most turbulent period in history of independent Czech kingdom. Demands made by hussites included the ideals of tolerance and equality. Despite that, Bohemian and Moravian Jewry suffered though the period. It suffered greater than during previous perilous era of prosecution during the Black Plague epidemic. This article will examine some aspects of relations between Czech Jewry and representatives of various parts of Hussite movement, the transformation of Judeo-Christian relations of Bohemia and Moravia, and the economic, social, and cultural changes that followed Hussite wars. Special focus of this article will be the policy of banishing Jews from prominent townships - a policy that was not enacted in Czech Kingdom in pre-Hussite era.

Keywords: Middle Ages, judaica, Bohemia, Moravia, pogroms, blood libel, hussism, Hussite wars

For citation: Novikova AA. Jewish Communities of Bohemia and Moravia during Hussite Wars. RSUH/RGGU Bulletin. "History. Philology. Cultural Studies. Oriental Studies" Series. 2018;10:230-40. DOI: 10.28995/2073-63552018-10-230-240

Введение

Положение еврейских общин в Чешском королевстве во время Гуситских войн было неоднозначным. В условиях роста напряженности иудео-христианских отношений в католическом мире евреи Богемии и Моравии оказались в затруднительном положении, находясь в самом центре крупнейшего христианского конфликта XV в.

Существует ряд источников, описывающих историю Богемии и Моравии и жизнь еврейских общин во время Гуситских войн. Среди самых известных средневековых хроник, освещавших события

XV в., следует отметить «Гуситскую хронику» Лаврентия из Брже-зовой [1] и «Хронику королей Римских» Томаса Эбендорфера [2]. Также описание событий в Богемии и Моравии содержит «Пражская еврейская хроника» [3], чьим основным недостатком является то, что написана она спустя почти 150 лет после описываемых событий. Для репрезентации изменений в иудео-христианских отношениях и трансформации связи между властью и евреями будет использовано дело о даровании прав евреям во второй половине XV в. [Чешский губернский архив. Фонд Пражской губернии (993-1526). Д. 348 от 25 апреля 1466 г.].

Историография Гуситских войн достаточно обширна, но в то же время малое число работ сосредотачивается на положении еврейских общин в этот период. Среди основных исследователей иудео-христианских отношений в гуситский период следует назвать Г.П. Мельникова, О.В. Белову, В.Я. Петрухина, А.В. Рандина [4-8].

В этой статье автор попытается провести исследование именно иудео-христианских отношений на территории Богемии и Моравии в условиях периода трансформации чешского общества. Целью данной статьи является изучение положения еврейских общин в период гуситских войн. В задачи данной статьи входят изучение репрезентативных эпизодов, демонстрирующих изменения в иудео-христианских отношениях, рассмотрение исключительности обстоятельств принятия определяющих решений, а также анализ причин и последствий событий, изменивших иудео-христианские отношения в гуситский период.

Начало гуситского движения и его восприятие чешским еврейством

Вскоре после прибытия в Прагу приговоров магистру и богослову Яну Гусу и его стороннику Иерониму Пражскому, казненных 6 июля 1415 г. в Констанце за распространение ересей, в Чешском королевстве начались общественные волнения. Казнь магистра Гуса и Иеронима Пражского воспринимались как предательство со стороны Сигизмунда Венгерского, императора Священной Римской империи, пригласившего Гуса на собор и подписавшего ему охранную грамоту. Богословы Пражского университета вскоре объявили о несогласии с решением собора и намерении игнорировать его постановления. Среди недовольного чешского населения стали распространяться призывы к отказу от уплаты церковной десятины и ренты, после чего последовали нападения на церкви, церковные владения и священнослужителей. Эскалация от обще-

ственных волнений до религиозной революции проходила стремительно и не поддавалась контролю [5 с. 31-32].

Необходимо отметить, что евреи оказывали симпатию магистру Гусу начиная с его конфликта с пражским архиепископом Яном из Йенштейна 1403 г. [5 с. 28]. Антисемитская риторика архиепископа Яна резко контрастировала с проповедями магистра Гуса, не забывавшего о том, что важнейшие события, описанные в Библии, происходили на территории Израиля и что основные герои Священного Писания говорили на еврейском языке. Его слова формировали позитивный имидж проповедника в еврейской среде.

Начавшиеся после казни Яна Гуса общественное волнение и беспорядки сначала поддерживались чешскими еврейскими общинами. Возможно, гуситы воспринимались как родственная марги-нализированная группа, подвергавшаяся нападениям со стороны официальной церкви. Известно как минимум об одном хвалебном прогуситском гимне, составленном еврейскими поэтами [6 с. 197]. Поддержка гусизма распространилась даже среди евреев, бежавших в Чехию из Франции и Германии.

Изменения в отношениях евреев и гуситов начались после раскола гуситского движения на умеренное крыло (утраквистов) и радикальное (таборитов). Чешское еврейство не считало возможным поддержать одно конкретное течение нового гусизма с учетом постепенного ухудшения отношения к евреям. Основой последующей дискриминации евреев стало их нежелание вмешиваться в сугубо христианский конфликт.

Конфликт между гуситами и католиками перерос в революцию в конце июля 1419 г., когда проповедь Яна Желивского закончилась дефенестрацией [1 с. 232-234] и убийством коншелов и представителей городской власти Ново-Места. Совершившийся акт насилия над представителями власти не поддержал и король Вацлав IV. Однако его кончина в середине августа того же года усугубила ситуацию, добавив династический кризис к числу уже существовавших.

После смерти Вацлава IV регентом стала его вдова, София Баварская. Вацлав IV не оставил прямого наследника, а королева-регент поддерживала кандидатуру Сигизмунда Венгерского, младшего брата ее покойного супруга. Сигизмунд был исключен из списка наследников чешского короля из-за конфликта за корону римского императора. Его кандидатура также не имела поддержки - евреи не желали видеть открытого сторонника политики Католической церкви на троне, а чехи воспринимали его как узурпатора.

Против королевы Софии и императора Сигизмунда начали собираться силы гуситов. По стране ходили слухи о том, что рим-

ский император приведет армии для разгрома гуситских церквей, и общественная паника вылилась в идею осады королевского замка. Королеву Софию «требовалось» сместить с престола, чтобы Сигиз-мунд оказался без поддержки со стороны наследницы Вацлава IV.

Ухудшение перспектив чешского еврейства после 1419 г.

Еврейская община Праги и все чешское еврейство оказалось в крайне трудной ситуации. Если Вацлав IV поддерживал еврейские общины и в его окружение входили видные еврейские ученые [4 с. 208], то Сигизмунд был циничным и прагматичным правителем, выжимавшим из подвластных ему еврейских общин средства на финансирование собственных проектов [4 с. 279]. Когда же конфликт перерос в осаду Пражского града, евреям пришлось сделать выбор. Они предпочли поддержать «легитимного» наследника -Сигизмунда - который наверняка казался им более приемлемым. Пражская еврейская община присоединилась к немецкому гарнизону рыцарей и держала оборону замка в августе-сентябре 1419 г. [1 с. 216].

Дальнейший поворот событий поставил чешское еврейство в еще более тяжелое положение. Сигизмунд передал чешские территории своему зятю Альбрехту IV, герцогу Австрийскому, в качестве приданого своей дочери. Альбрехт IV был вспыльчив и не питал каких-либо симпатий к евреям. После наступления в 1419-1420-х гг. гуситов на австрийские земли местные евреи были объявлены пособниками еретиков; 23 мая 1420 г. Альбрехт IV изгнал из Австрии всех евреев. Первым его требованием было крещение всех евреев Австрии. Отказавшихся от крещения сплавили вниз по Дунаю, предоставив Богу право решать их судьбу. Самых же богатых евреев Альбрехт заключил под стражу, а их имущество было тотчас передано казне. Еще жестче он расправился с еврейской общиной Вены - 12 марта 1421 г. Альбрехт IV объявил о вечном изгнании евреев из города; 55 евреев покончили жизнь самоубийством, чтобы не попасть в руки христианам, а оставшиеся - 92 мужчины и 120 женщин разных возрастов - были сожжены заживо на костре возле южных городских стен [2].

С угрозой правления Альбрехта IV в Богемии и Моравии следующий, 1421 г. оказался для чешского еврейства годом трагедий: крупная община в Хомутове была уничтожена таборитами, а кут-ногорская община была ограблена утраквистскими войсками [1 с. 195]. Описание этих событий описывается как в христианских,

так и в еврейских хрониках. Еврейское описание содержится в «Еврейской богемской хронике», созданной около 1615 г. [3] -спустя почти два века после описываемых событий. Христианское упоминание содержится в источнике, составленном гораздо ближе к произошедшим событиям - «Гуситской хронике» Лаврентия из Бржезовоя.

Крушение надежд,

связанных с гуситским движением

Согласно «Гуситской хронике», 16 марта 1421 г. гуситские войска начали штурм города со всех сторон, пока велась воскресная служба. Оказавшись в городе, наступавшие пражане и табориты немедленно начали грабеж, обезумев от богатства Хомутова. В результате гуситского наступления все мужчины в городе были убиты, кроме 30, которым было поручено хоронить погибших. Еврейская община Хомутова оказалась уничтожена [1 с. 199].

Трагедия евреев Хомутова кардинально изменила иудео-христианские отношения в Чешском королевстве. Гибель общины в этот раз была вызвана не знакомыми еврейству кровавыми наветами и не в результате погрома. Община в Хомутове погибла от рук до этого поддерживаемых евреями гуситов, и в большинстве своем - чехов, от которых евреи не ждали подобных действий.

Следующими городами, пострадавшими от рук гуситов, где проживали крупные еврейские общины, были Зноймо и Часлав. Прибытие войска пражан в Часлав стало еще более тяжелым событием, так как изначально гуситское войско дало слово не разорять городских жителей. Войско запросило снаряжение и продовольствие, которое горожане согласились предоставить, но накануне Дня всех святых пражане вошли в город и опустошили дома час-лавских евреев, отбирая все, что смогли найти и вынести.

Чаславские евреи избежали горькой участи общины в Хо-мутове, что отнюдь не улучшило положение евреев в Чешском королевстве и не оказало положительного влияния на иудео-христианские отношения. Они стали напряженными и убедили чешских евреев в том, что им не следовало рассчитывать на благосклонность гуситов. Романтизация гуситов в еврейской среде закончилась, и гуситы перестали выделяться среди всего остального христианского мира.

В 1426 г. Альбрехт IV разрешил городскому совету Йиглавы изгнать из города всех евреев под предлогом борьбы с поддержкой евреями гуситского движения. Насколько действительно йиглавские

евреи поддерживали гуситов и как именно они это делали, неизвестно [1 с. 261]. В 1430 г. из богемского города Эгера были изгнаны все евреи [1 с. 263]. В Эгере располагалась достаточно крупная еврейская община, к тому периоду насчитывавшая около 400 человек. Согласно более поздним хроникам, члены городского совета в Эгере выступили с жалобой на местных евреев, которые злостно уклонялись от службы в королевской армии.

Эгерское изгнание евреев привело к началу миграции евреев из крупных городов в деревни. Общины Брно, Оломоуц, Йиглава, Тржебич, Зноймо, Кромержиж и Угерске-Градиште стали уменьшаться, а в деревнях вокруг этих городов стали появляться мелкие еврейские поселения в 50-100 человек.

Примечательно, что моравское еврейство пострадало сильнее всего не от гуситов, а от католического населения уже в 1450-е гг. Влияние католиков в Моравии усилилось в период правления сына Альбрехта IV, Ладислава Постума, являвшегося сторонником решений официальной Католической церкви. Молодой король, родившийся вскоре после кончины отца и находившийся под регентством Йиржи из Подебрад, несмотря на юный возраст, пытался проводить самостоятельную политику. В 1454 г., используя предыдущие постановления отца в качестве прецедента, Ладислав приказал изгнать евреев из моравских королевских городов Брно, Зноймо и Оломоуц [6 с. 174]. Тем не менее в мелких городах, принадлежавших дворянам, положение евреев оказалось не таким плачевным.

Положение моравских евреев во второй половине XV в.

Моравские евреи также пострадали от распространения учений Иоанна Капистрано, францисканского проповедника, известного по всей Европе своим радикальным отношением к евреям [8 с. 96]. В славянские земли он был направлен папой Римским Николаем V для борьбы с ересями. По Моравии ему удалось совершить два отдельных тура, во время которых он произносил многочасовые проповеди. Речи Иоанна Капистрано были наполнены ненавистью к гуситам и евреям, которые оговаривались им на протяжении всей его жизни. Он открыто подстрекал христианское население Моравии к насилию над евреями и заявлял, что местные правители обязаны изгонять евреев из своих земель [8 с. 97].

В 1450-х гг. обострилось экономическое противостояние между евреями и христианами как в Богемии, так и в Моравии. Если

дворянство сохраняло и даже улучшало свое финансовое положение за счет секуляризации церковных земель или за счет участия в военных походах и местном управлении, горожане и некоторые сельские жители стали беднеть из-за жесткой конкуренции с евреями в разделяемых с ними областях производства. Когда было нарушено сообщение городов с деревнями, евреи быстро переквалифицировались в ремесленников, чтобы удовлетворить спрос на свои товары. Когда же ремесленники снова стали производить эти товары в нужном количестве и сообщение с городами было налажено, началось соперничество еврейских и христианских ремесленников. В Моравии, где евреи образовали множество мелких общин в радиусе 15-20 км от городов, из которых они были изгнаны, местное дворянство всячески стало поддерживать стремление евреев заниматься ремеслами, которыми они традиционно не занимались [Чешский губернский архив. Фонд Пражской губернии (993-1526). Д. 348 от 25 апреля 1466 г.].

В 1457 г. Ладислав Постум внезапно умер и престол Чешского королевства был предложен Йиржи из Подебрад уже не в качестве регента, но в качестве самостоятельного правителя. После 1458 г. моравские дворяне начали собирать с евреев, проживавших на территории их городов и деревень, «деньги на защиту» - Schutzgeld1. На фоне роста напряженности между Прагой и Римом из-за обещания короля Йиржи сохранить за католическим дворянством занятые ими церковные земли чешское еврейство почувствовало себя достаточно безопасно, чтобы активнее интегрироваться в местное население.

В этот период активного развития чешские города преобразовались в крупные политические, экономические и социальные центры. До изгнания из королевских городов Богемии и Моравии евреи занимали в них важное положение, удовлетворяя запросы на ремесленные товары, выполняя функции банковских структур и устанавливая торговые связи внутри страны и с ближайшими соседями. Чешские евреи в 1450-1460-х гг. установили пути сообщения с Австрией, Венгрией и Польшей, которые обеспечивали постоянный приток товаров для производства текстиля и для животноводства. Восстановленные евреями торговые связи также на протяжении всех Гуситских войн помогали снабжать Чехию такими товарами роскоши, как специи.

1 О практике «платы за покровительство» в Средневековье см. [8 с. 141].

Заключение

Постоянный подъем мелких еврейских общин во второй половине XV в. во время переселения в панские города показывает тесную связь еврейских общин и их благосостояния с подъемами и упадками Чешского королевства. Те панские города, которые предоставили убежище изгнанным из королевских городов евреям, в долгосрочной перспективе оказались в выигрышном положении. Позитивные отношения, которые общины имели с короной до начала Гуситских войн, перешли на уровень пана и общины. Паны были заинтересованы в стимулировании ремесленного производства, которое могли обеспечить переселяющиеся евреи, а евреям было необходимо более безопасное место для жизни. Именно подобное взаимодополняющее сосуществование стало залогом дальнейших позитивных иудео-христианских отношений.

В XV в. начала расти напряженность между евреями и христианами Богемии и Моравии из-за постоянно растущего числа евреев, занимавшихся ремеслами, традиционно являвшимися областью деятельности христиан. Конфликт интересов и высокая конкуренция между ремесленниками, чей труд являлся их единственным источником доходов, не мог не перерасти в разделение общества на «своих» и «чужих» в условиях ухудшающейся послереволюционной экономики. Религиозный элемент использовался как обоснование возникавших противоречий и конфликтов после каждого конкретного происшествия.

Еврейские общины Богемии и Моравии впервые в этот период истории оказались в ситуации конфликта с представителями власти практически исключительно при главенствовании радикальных ответвлений гуситского движения или Католической церкви в регионе. Таборитские погромы еврейских общин Хомутова и Чаславы являются репрезентативными конфликтами евреев со сторонниками гуситского движения, а изгнание евреев из королевских городов Моравии под влиянием проповедей Иоанна Ка-пистрано является примером негативного влияния католического присутствия.

Иудео-христианские конфликты с применением насилия, как правило, заканчивались наибольшим числом жертв со стороны евреев, а участвовавшие в насилии христиане редко несли за это наказание. Одновременно с этим конфликты между еврейскими общинами и чешскими властями оставались редкими явлениями и, как правило, заканчивались после принятия решений, удовлетворявших обеи стороны, но только в период самостоятельного существования Чешского королевства.

Литература

1. Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника / Пер. В.С. Соколова; отв. ред. С.А. Никитин. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 331 с.

2. Thomas Ebendorfer. Chronica regum Romanorum / Hrsg. von H. Zimmermann. Hannover: Hahnsche Buchhandlung, 2003. 1249 S.

3. A Hebrew chronicle from Prague, c. 1615 / Ed. by A. David. Tuscaloosa: University of Alabama Press, 1993. 106 р.

4. Мельников Г.П. Город и гетто: конфессиональные, этнические, экономические и социокультурные взаимоотношения в Праге в XIV - начале XVII в. // Славяне и их соседи: Этнопсихологические стереотипы в Средние века. М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН, 1990. 102 с.

5. Рандин А.В. Этнические, конфессиональные, политические и социальные факторы в гуситском движении (некоторые этапы взаимодействия) // Славяне и их соседи: Этнопсихологические стереотипы в Средние века. М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН, 1990. 102 с.

6. Белова О.В., Петрухин В.Я. «Еврейский миф» в славянской культуре. М.: Гешарим - Мосты культуры, 2008. 569 с.

7. Евреи Европы и Ближнего Востока: история, социология, культура: Материалы международной научной конференции 27 апреля 2014 г. / Отв. ред. М.О. Мельцин, А.Н. Пилипенко. СПб.: Петербургский институт иудаики, 2014. 395 с.

8. Antisemitism: A Historical Encyclopedia of Prejudice and Persecution / Ed. by R.S. Levy. Santa Barbara: ABC-CLIO, 2005. 828 p.

References

1. Nikitin S.A., ed. Laurentius of Brezová. Hussite chronicle. Moscow: USSR Academy of Sciences Publ., 1962. 331 p. (In Russ.)

2. Thomas Ebendorfer. Chronica regum Romanorum. Hannover: Hahnsche Buchhandlung, 2003. 1249 S.

3. David A., ed. A Hebrew chronicle from Prague, c. 1615. Tuscaloosa: University of Alabama Press, 1993. 106 p.

4. Melnikov GP. City and ghetto.The confessional, ethnic, economic, and socio-cultural relationships in Prague in 16th - beginning of 17th centuries. V: The Slavs and Their Neighbours: Ethno-Psychological Stereotypes in the Middle Ages. Moscow: Institute of Slavic Studies of the Russian Academy of Sciences Publ., 1990. 102 p. (In Russ.)

5. Randin AV. Ethnic, confessional, political, and social factors in the Hussite movement (some stages in cooperation). V: The Slavs and Their Neighbours: Ethno-Psychological Stereotypes in the Middle Ages. Moscow: Institute of Slavic Studies of the Russian Academy of Sciences Publ., 1990. 102 p. (In Russ.)

6. Belova OV., Petrukhin VYa. "Jewish Myth" in the Slavic Culture. Moscow: Gesharim / Mosty kul'tury Publ., 2008. 569 p. (In Russ.)

7. Meltsin MO., Pilipenko AN., eds. Jews of Europe and Middle East: history, sociology, culture. Proceedings of International scientific conference on April 27th, 2014. Sankt-Peterburg: Peterburgskii institut iudaiki Publ., 2014. 395 p. (In Russ.)

8. Levy RS., ed. Antisemitism: A Historical Encyclopedia of Prejudice and. Santa Barbara: ABC-CLIO, 2005. 828 p.

Информация об авторе

Анна А. Новикова, аспирант, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, г. Москва, Миусская пл., д. 6; anne_novikova@bk.ru

Information about the author

Anne A. Novikova, postgraduate student, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya sq., Moscow, Russia, 125993; anne_novikova@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.