Научная статья на тему 'Еврейская самоцензура в Средние века'

Еврейская самоцензура в Средние века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Еврейская самоцензура в Средние века»

Ксения Милютинская

Еврейская самоцензура в Средние века

Веками подтвержден тот факт, что книга, литература, печатный текст имеет огромное, неоспоримое влияние на общество, и особенно на евреев. Власть всегда понимала и понимает это огромное влияние книги и стремится подчинить его себе, стремится ограничить, проконтролировать распространение идей и сведений, которые считает нежелательными, — так возникает цензура.

Наряду с цензурой (для ясности, будем называть ее внешней цензурой), всегда существует и внутренняя цензура — самоцензура. Она позволяет сделать выводы о внешних условиях жизни, как и в случае с внешней цензурой, понять, что власть считает нежелательным для общества. И в то же время причинами внутренней цензуры могу служить моральные, внутренние мотивы автора, владельца книги, еврейской общины, в которой он живет. Изучение самоцензуры как явления цензурирования книг внутриобщинным руководством позволяет также изучать структуру еврейской общины, связи между общинами, их взаимное интеллектуальное влияние друг на друга и попытки сопротивления этому влиянию.

Еврейская цензура и самоцензура — понятие, причины, способы

Существует два вида цензуры — внешняя и внутренняя. Внешняя цензура — это те ограничения, которые накладываются людьми вне еврейской общины (властями) на работы, написанные евреями. Самоцензура (в широком смысле) — умышленное устранение автором из его произведения частей, которые он по тем или иным причинам считает не-

•ч §

о п о

приемлемыми, без очевидного на него давления со стороны институтов власти, каких либо организаций и пр.1.

Феномен самоцензуры может появляться по разным причинам. Существует моральная, нравственная самоцензура, когда автором произведения устраняется какой-либо фрагмент, который он считает неприемлемым для целевой аудитории. Чаще всего самоцензура является следствием внешних ограничений свободы слова, имеющихся в обществе.

Употребление понятия «еврейская самоцензура» в литературе отличается от приведенного выше общего определения. Явление «внутренней цензуры» в еврейской общине появля- К ется в связи с внешней цензурой и осуществляется всегда в зависимости именно от внешней цензуры.

Так, в письме, датированном 20 июня 1239 года, Папа Григорий IX повелевает конфисковать еврейские книги правителям и церковным служителям Франции, Англии, Испании и Португалии2. В то же время церковь постановила организовать раввинский комитет, чтобы осуществлять надзор над публикацией всех еврейских книг. Этот комитет был ответственен перед светскими и церковными нееврейскими лидерами за каждую напечатанную книгу. Он должен был следить за тем, чтобы еврейские книги не содержали никакой информации, умаляющей достоинство христианской церкви. Именно так появляется самоцензура. Таким образом, мы можем сказать, что инициатором еврейской самоцензуры стала церковь.

Но описанная выше ситуация — это лишь одно проявление еврейской самоцензуры, представляющей более сложное явление. Как видно из приведенного выше примера, в отличие от самоцензуры, еврейская самоцензура необязательно является устранением частей произведения самим его автором. Чаще всего в литературе это понятие встречается в применении к цензурированию еврейских книг внутри еврейской общины, производимого не только самими авторами. Итак, еврейская самоцензура может осуществляться евреями в подчинении властей (этот вид можно отнести также и к внешней цензуре); раввинами, мудрецами в еврейских общинах; собственно авторами книг; держателями книг.

Процесс формирования и становления цензуры

Цензура сформировалась в XIII веке, они была введена ка-5 толической церковью. Из еврейских книг цензура исключала 5! тексты, которые признавала антихристианскими. Цензоров § назначали церковные власти, как правило, это были евреи | из выкрестов. Основное внимание католической цензуры | было направлено на Талмуд, раввинистическую литературу, § молитвенники. Еврейская литература конфисковали с целью ^ исследования монахи, Талмуд судили, сжигали. § Контрреформация и распространение книгопечатания к

^ середине XVI века привело к тому, что церковь ужесточила § свое отношение к «еретическим сочинениям». Распоряжени-§ ями папы Сикста IV (1471), Иннокентия VIII (1487), а также ^ решениями Латеранского собора (1512) вводилась предва-яак рительная церковная цензура всей выходившей литерату->з ры. С 1559 года, в период укрепления позиций Контррефор-^ мации, папа Павел IV издал «Индекс запрещенных книг», 4 в который был включен и Талмуд. Папа Пий V (1566-1572) постановил, что другие еврейские книги будут разрешены к печатанию при условии, что в них отсутствуют «нападки на христианскую веру». Вследствие этого постановления была введена официальная церковная цензура еврейских книг, действовавшая под покровительством инквизиции; работа велась при помощи еврейских отступников и христианских монахов, знавших иврит. В 1581 году в Базеле был напечатан первый цензурованный Талмуд.

Так как написание, распространение книг жизненно важно для еврейской общинной жизни, общине необходимо было установить свои собственные правила, чтобы избежать наказаний со стороны церкви. Неудивительно, что еврейские власти старались взять под контроль книгопечатание.

Еврейские лидеры использовали несколько путей, чтобы евреи могли спокойно покупать, продавать и владеть книгами. Сюда можно включить насильственное цензурирование книг, которые находились во владении частных лиц, предпу-бликационные проверки, и, самое главное, огромные усилия по обработке и изменению классических еврейских текстов

(так, чтобы их можно было издать). Авторам иногда приходилось менять или опускать части произведений. Напрмер, Азария бен Моше де Росси (1513-1578), ученый и поэт, выразил мнения, оппозиционные некоторым раввинам, и ему пришлось поменять некоторые части своего текста, чтобы он был напечатан. Также ученые писали отличные критические тексты, которые в то же время не содержали пренебрежи- ка

3 Я

тельных замечаний о христианстве3.

§

о

ж

Распространение книгопечатания вызвало споры и разногласия в еврейской среде о возможности издания еврейских книг. Наиболее известен спор об издании книги Зохар. В к 1554 году четырнадцать итальянских раввинов, собравшихся в Ферраре, запретили печатание книги в типографии без согласия трех местных раввинов и глав местной общины. Каждый человек, покупавший книгу, которая была напечатана без разрешения, должен был заплатить штраф размером в 25 золотых скуди. Возможно, решение было связано с разногла- | сиями по вопросу о печати каббалистических книг4. м

Вероятно, институт еврейской цензуры (то есть предварительной самоцензуры) был введен как следствие церковного запрета на печать Талмуда и явился попыткой избежать растущего вмешательства церковной цензуры в еврейское книгопе-чатание5. Собрание в Ферраре сформулировало другие правила: три раввина и парнас должны были давать разрешение на печать книг, после получения данного разрешения автор должен был обращаться к правительственным властям, чтобы получить право на печать. Разрешения, выдаваемые представителями еврейской общины, признавались правительством как официальные документы и публично зачитывались в синагогах. Раввины, ответственные за проверку книг, получали право исключать ослушавшихся членов общины. Решения, принятые в Ферраре, были подтверждены в Падуе в 1585 году.

Самоцензура вне Италии

Возможно, что данные действия стимулировали Ваад четырех земель в Польше предпринять похожие шаги в 1594 году. Причиной введения цензуры внутри еврейской общины так-

же было и стремление защитить местное книгопечатание от импорта еврейских книг из Италии. Наряду с Ваадом четырех земель подобные меры ввели в 1603 году еврейская община Франкфурта, и в 1639-ом — сефардская община Амстердама. 5 Как правило, книги, запрещенные еврейской цензурой, объявляли не разрешенными к чтению; они, за редкими исклю-§ чениями, подлежали конфискации и уничтожению (в Амстер-| даме в 1693 году руководство еврейской общины запретило 3 печатать еврейские книги под угрозой конфискации). иле Однако распространение мессианского движения Сабба-^ тая Цви повлекло за собой более строгое соблюдение этих яа постановлений, как в Италии, так и в Польше. ^ Примерно 1685 году Ваад четырех земель полностью за-

§ претил печатание книг, опасаясь, что среди огромного ко-| личества издававшихся тогда книг проповеднического и мо-^ ралистического содержания могут быть сочинения дурного | толка. Это постановление оставалось в силе около сорока >| лет, после чего запрет сохранялся только на печатание про-^ поведнической литературы. Запрещение одной книги рав-14 вином или раввинским судом не означало автоматического запрета ее в других еврейских общинах. Раввины других общин могли отменить запрет (и часто делали это). Эти процессы показывают, как сложно было подавить свободу мысли в еврейском обществе. Цензура не вводилась без борьбы. В Италии, Австрии цензура сохранялась в той или иной форме вплоть до XIX века, а в России и Польше — вплоть до недавнего времени.

Самоцензура в респонсах

В отличие от предыдущих примеров, когда вся внутренняя цензура вводилась по идеологическим и религиозным причинам и чаще всего производилась после печати, есть несколько примеров цензуры в респонсах, осуществляемой по разным личным причинам.

Так, например, в респонсе Беньямина бен Матитьягу из Арта (Венеция, 1539 год) содержится следующее признание

автора: «После того, как печать была завершена, я удалил номер 255 и 256 из миролюбия». И в самом деле — следующие несколько страниц были опущены6.

Подобный случай мы встречаем в респонсе раби Меира из Люблина, напечатанного его сыном в Венеции в 1618 году. В респонсе номер 13 речь идет о конфликте между двумя мудрецами, один из которых обвиняется автором в клевете. Его § потомки воспротивились и попросили опустить эту часть ^ респонса, что и было сделано по инициативе венецианских § раввинов — оригинальная страница была заменена. со

Похожие случаи известны также в Османской империи — к

Причины еврейской цензуры

Идеологические причины

Некоторые раввины очень негативно реагировали на изучение философии, они противились публикациям философских книг, опасаясь, что массы будут введены в заблуждение. В группе книг, подвергавшихся цензуре по таким причинам, можно найти работы Рамбама «Сефер Хамада» и «Морэ ХаВикухим», Рабби Леви бен Гершнона «Сефер Мильхамот ХаШем» и другие. Рабби Соломон бен Адерет запретил изучение философии лицам старше 25 лет. Такой вид цензуры считался благим делом в пользу еврейского народа и общины. Каббалистические, хасидские, реформисткие, франкистские книги попадали именно в группу книг, запрещенных по идеологическим причинам.

Галахические причины

Неверное толкование галахических решений или какие-либо неверные объяснения были причинами для запрещения

ьч »2

в респонсах Элии Мизрахи и Самуила из Медины. Тут слу- я чаи вмешательства еврейских властей имели место, чтобы

й р

предотвратить, например, вред репутациям семей, клевету и § оскорбления.

й

некоторых книг. Книги, написанные отступниками и опубликованные ими (пример: семья Гелинц), или книги, напечатанные в шаббат, запрещались или уничтожались так же, как и молитвенники с несогласованными с властями изменениями.

£ Эротика

§

* Евреи редко писали на эротические темы, однако много-

а численные появляющиеся на эту тему книги запрещались. ü| Например, Шульхан Арух (Хилхот Шабат 307:16) приводит ^ «Книгу Иммануила» (the book of Immanuel) как пример кни-а; ги, которую нельзя читать по причине ее аморального содер-g жания. В XVII веке книга «Флер де Аполло» Даниэля Халеви ^ Барриоса была запрещена к печати в Амстердаме (автор напечатал эту и еще две свои запрещенные цензурой книги в 1672 году в Брюсселе)

ли ^

я а к

Экономические факторы

^ В эту группу в большинстве своем входят книги более

позднего времени — начиная с XVIII века. Их запреты часто связаны с соблюдением авторского права — раввины могли наложить «херем хагана» (запрет, защищающий авторские права)7.

Цензура в Талмуде

Внешняя цензура, начавшаяся в XIII веке, больше всего отразилась на Талмуде, который церковь считала главной причиной того, что евреи остаются так преданы своей вере и что они столь «упрямыми в своем вероломстве». Согласно католической церкви, в Талмуде содержались «богохульства против Иисуса Христа, ложь о Святой Деве, непростительные ошибки и неслыханные глупости»8.

Талмуд критиковали, изымали и сжигали во Франции, Испании, Италии в течение многих лет. Когда евреи начали печатать книги, христиане утверждали, что книги эти наносят вред христианской вере. Из-за таких суждений Папа Римский в 1553 году приказал цензорам собрать все еврейские книги в

Риме и подвергнуть их проверке, после которой все издания Талмуда были приговорены к сожжению. Первого мая 1557 года были сожжены также сидуры (молитвенники). Однако евреи не оставались безмолвными, и при помощи прошений и денежных подарков все же получили разрешение напечатать Талмуд, но в цензурированной версии. Данная версия текста была исправлена специальной комиссией цензоров, а состоящей из четырех христиан и двух евреев, принявших ^ христианство. Первый цензурированный Талмуд был на- § печатан в Базеле в 1578-1580 годах под надзором цензора Марко Маронос Маврикеса, который изменил в этом тексте очень многое, искажая и урезая много существенных частей. Например, он полностью опустил трактат Авода Зара. Этот цензор был примером для всех, кто работал в цензуре после него, поэтому приведем несколько примеров его исправлений. з

Во всех местах, где было написано слово «l'a» «мин», он я

стирал слово и писал на его месте «'риз» или «опр'ЗК» — «цодкей» или «эпикорус». Вместо слова «'и» «гой» — 'нееврей, он писал «'ГЛЭ» или «'©13» «куши» — 'негр. Вместо «ча13» «комер» — 'христианский священник, он писал «ГЛ©а ГУ1?» или «]Л3 ГУ?» — 'языческий жрец. Вместо «1а1©а» «мешу-мад» — 'выкрест, он писал «ча1а» «мумар» — "перешедший в другую веру. Вместо «1а©» «шамад» — 'насильственное обращение евреев в другую веру, он писал» тп» «гзира» — 'принятие сурового закона; указ, приказ, содержащий какой-либо запрет или ограничение'9.

Конечно, такое жесткое цензурирование священных текстов вызывало протесты со стороны евреев, и они не раз жаловались на это властям. В ответ на жалобы цензор Доминико Иерусалимский (еврей, принявший христианство), составил книгу под названием «Сефер ХаЗикук» («Книга Очищения»), которая содержала указания по цензурированию.

Ниже приведен краткий пересказ некоторых отрывков «Сефер ХаЗикук», содержащих указания для цензоров о том, что необходимо удалять:

1. всякий раз, когда упоминается нееврей (гой), о котором говорится что-то позорное, нужно заменить на слово «акум», т.е. идоло-

о «

Se и

р

§

s

поклонник. Однако если слово «гой» употребляется в контексте разбирательства какого-то дела евреями, например, если «гой коснулся еды и вина», то в данном контексте его можно оставить;

2. каждое слово «мешумад» ('выкрест') заменять на «акум», если о

5 нем не говорится чего-то срамного, позорного, если же говорит-

3

^ ся — вычеркнуть его совсем; я

§ 3. вычеркнуть любое восхваление народа Израиля;

^

§ 4. вычеркнуть любое упоминание об ожидании прихода мессии,

ли или о двух мессиях, или о том, что мессия может быть из колена

а, Йосефа или Эфраима.

и я а к с

§ Пример самоцензуры из книги тал Л71У

° («Олат тамид»)

^

я а к

Дабы увидеть на конкретном примере все вышесказанное, рассмотрим пример самоцензуры в книге «Олат тамид». Ее ^ автор — Албельда, Моше бен Яков, в нашем распоряжении был экземпляр, хранящийся в библиотеке Шнеерсона.

Для начала, немного о самом произведении и его авторе. Книга «Олат тамид» («Постоянное возношение») издана в Венеции в 1601 году. На титульном листе надпись: «Эта книга была вручена мне Даниэлем Трани в месяц элул 5529 года (1869), прежде чем он покинул это место и отправился в землю святой общины Рима ... я, молодой годами, Менахем Шабтай Яхия».

Книга представляет собой сборник комментариев к Пятикнижию. Это ее первое издание. На титульном листе — гравюра на меди. Издание содержит предисловие издателя, сына автора, Йегуды бен Моше, а также предисловие самого автора.

Название книги обыгрывается следующим образом: это то, что подумалось автору (букв. «поднялось в его сердце») относительно недельных глав, которые он постоянно («та-мид»), из недели в неделю изучал. То есть постоянное изучение Торы ассоциируется с постоянной жертвой всесожжения, приносимой во времена Храма.

•ч

о

Автор книги жил в XVI веке на территории современных Греции и Албании. Его перу принадлежит несколько произведений: «Шаарей дим'а» («Врата слез»), «Решит даат» («Начало знания») — трактаты, посвященные различным аспектам божественного провидения; книга «Драш Моше» («Толкования Моше»), включающая гомелии, приуроченные к субботним и праздничным дням. Произведения р. Моше Альбельды носят ярко выраженный философский характер в духе Маймонида и его последователей. В своих толкованиях § автор уделяет значительное внимание высказываниям мудрецов Талмуда, дает им философскую интерпретацию.

В том экземпляре книги, который мы рассматриваем, со- § держится несколько вымаранных фрагментов. Попытаемся и понять, какие причины двигали владельцем этой книги, ког- § да он вымарывал определенные строки. |

Итак, рассмотрим один из вымаранных фрагментов. Этот 3 фрагмент полностью составляет цитата из Талмуда (трактат § Хулин). Сначала цитируется Книга Бытия (Быт. 1:16): «И соз- | дал Бог два светила великие: светило большее, для управле- § ния днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звез- 11 ды». Вычеркнут только кусочек мидраша, где рассказывается о диалоге между Богом и Луной, в котором Луна спрашивает, могут ли два царя использовать свою корону.

Почему же владелец книги вычеркнул это? Тут мы вступаем на почву предположений. Можно предположить, что этот фрагмент вычеркнут, так как во времена владельца данной книги уже существовала астрономия, и он не хотел чтобы Талмуда выглядел как книга, содержащая какие-то сказки, вещи, противоречащие здравому смыслу.

Другое предположение, что по этому мидрашу Луна — маленькое светило, которое потом станет большим. Луна часто приравнивается к народу Израиля, и, возможно, этот отрывок был вымаран из-за того, что опасно было выказывать даже надежды на то, что евреи из малого и слабого народа могут увеличиться, стать сильными и править другими.

Заключение

Итак, в данной работе мы попытались понять, что же такое самоцензура в еврейской книге Средних веков. Самоцензура с§ и внешняя цензура — два неразрывно связанных явления. ^ Мы проследили, как связана самоцензура с внешней цензу-ая рой, а внешняя цензуры с условиями жизни евреев и еврей-| ской общины, и увидели, как на цензуру влияют различные | факторы — идеологические, галахические, политические, § экономические соображения.

^ Мы увидели, как властные и религиозные институты вли-

§ яют на цензуру и, соответственно, на самоцензуру; как евреи ^ и еврейские общины пытаются сопротивляться цензуре, пы-со таясь договариваться с властями, импортирую книги и, на-и§о конец, используя самоцензуру. ^ Проведя исторический обзор цензурирования еврейских

яак книг в Средние века мы увидели, что цензура не была перманентным явлением. Она то ослабевала, то усиливалась. Она вр зародилась именно на территории Италии из-за огромного ^ влияния католической церкви, но распространилась затем и на другие территории, однако в меньшем масштабе и в иных формах. Цензуре подвергались самые разные еврейские книги, но больше всего оно затронуло, конечно, Талмуд. На Талмуд проводились самые масштабные гонения, именно его изымали и сжигали Поэтому и цензура в Талмуде была самой масштабной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, самоцензурирование было логичным ответом на гонения на еврейскую книгу, попыткой избежать всевозможных наказаний, штрафов, осуждения со стороны внеобщинных (а иногда и внутриобщинных) сил. Мы увидели это на примере того, как хозяин экземпляра «Олат та-мид», вымарал из него определенные фрагменты, которые, как он считал, могут скомпрометировать его.

1 См. соответствующую статью в «Википедии»: http://en.wikipedia.org/ wiki/Self-censorship http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B С%Б0%ВБ%Б1%86%Б0%В5%Б0%ВБ%Б0%В7%Б1%83%Б1%80%Б0%В0.

tn »2

Carmilly-Weinberger M. External and internal censorship of Hebrew books // Jewish Book Annual, 28 (1970) 9-16, 1970, P. 9.

Burnett S.G. Hebrew Censorship in Hanau: A Mirror of Jewish-Christian Coexistence in Seventeenth-Century Germany. Cm. http://digitalcommons.unl. edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1045&context=classicsfacpub Cm. http://www.eleven.co.il/article/14609. Carmilly-WeinbergerM. External and internal censorship... Hacker J.R. Sixteenth-century Jewish internal censorship of Hebrew books // The Hebrew Book in Early Modern Italy (2011). P. 109-120. §

Carmilly-WeinbergerM. External and internal censorship. &

8 TaM C. 251. §

9 Cm.: http://www.daat. ac.il/encyclopedia/value.asp?id1=1567. §

&

?!

s

is

§

s

c\>

s

o

^

s

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.