XII МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПОСТБИПОЛЯРНЫЙ МИР: ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЕВРОАЗИАТСКОГО ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПРОСТРАНСТВА»
Соколов А.О.
студент 2 курса магистратуры факультета государственного управления ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»
ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация: статья посвящена вопросам интеграции на евразийском пространстве. Проанализированы причины региональной интеграции в современном мире, особенности формирования новых экономических центров в многополярном мире, современное состояние евразийской интеграции. Выявлены ключевые проблемы интеграционных процессов на постсоветском пространстве, а также перспективные форматы сотрудничества.
Ключевые слова: регионализация, интеграция, многополярность, ЕАЭС, взаимная торговля, экспортный потенциал, зона свободной торговли.
В 90-е гг. ХХ в., на фоне распада биполярной системы, формирование мира, управляемого из «одного центра» и скроенного по «единым лекалам» либеральной экономической парадигмы, казалось единственно возможным вариантом развития. Но, предложенная человечеству монополярная политическая и экономическая модель, продемонстрировала крайне низкий запас прочности. Глобализация, определяемая Международным валютным фондом как «свобода торговли и сделок, капитала и инвестиций, миграции, передвижения людей и распространения знаний»1 вместо постулируемых выравнивания уровня экономического развития и «всеобщего блага»2 привела к резкому обострению политических противоречий, росту числа вооруженных конфликтов, повышению интенсивности и масштабов экономических потрясений.
На этом фоне практически одновременно с процессами глобализации и строительства однополярного мира все отчетливее стал проявляться и другой тренд - формирование крупных региональных объединений, выступающих в качестве некоего противовеса глобализации, способствующих выживанию государств, связанных исторической, культурной, экономической общностью. Региональная интеграция позволяет решать целый комплекс задач: обеспечивает экономический рост, укрепляет позиции объединений в мировой хозяйственной системе, обеспечивает политическую стабильность, способствует защите интересов жителей стран, входящих в то или иное интеграционное объединение от негативных воздействий, рисков и угроз, в том числе и тех, которые несет собой глобализация мирового экономического пространства.
К концу ХХ в. процессы регионализации охватили весь мир: в 1991 г. создан общий рынок государств Южной Америки (МЕРКОСУР), в 1993 г. образован Европейский Союз; в 1994 г. вступило в силу Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), в 1997 г. начато формирование зоны свободной торговли в рамках АСЕАН. Всего к началу 2017 г. было образовано 28 региональных экономических объединений в форме экономических и валютных союзов, общих рынков, таможенных союзов, зон свободной торговли.
Логичным и закономерным представляется в таких условиях и процесс интеграции на территории евразийского пространства, начавшийся вскоре после распада СССР и получивший окончательное институциональное оформление в 2015 г., когда был создан
1 Официальный сайт МВФ. URL: http://www.imf.org/external/russian (дата обращения: 15.11.2017).
2 Sen A.K. Collective choice and social welfare. - San Francisco. CA: Holden-Day, 1970.
Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС), в состав которого на сегодняшний момент входят 5 стран: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия1.
Необходимо отметить, что становление ЕАЭС происходило в значительно более сложных условиях, чем аналогичные интеграционные процессы в других регионах мира. Распад СССР стал следствием поражения страны в «холодной войне». Государства западного блока приняли деятельное участие в этом процессе и в значительной степени способствовали распаду внутрихозяйственных связей между странами бывшего СССР, замещая их выстраиванием прямых экономических цепочек с отдельными постсоветскими государствами. Как следствие, уже к 1995 г. 74% экспортных и 60% импортных внешнеторговых операций Российской Федерации приходилось именно на западные страны. Аналогичные процессы происходили и в других бывших советских республиках.
Любые попытки интеграции на постсоветском пространстве встречали еще и мощное политическое противодействие. Так, США открыто заявили о своей оппозиции становлению ЕАЭС, объявив его формат второй версией СССР. Определенные основания имеет и предположение о том, что одной из причин поддержки западными партнерами революционных событий на Украине стало ее постепенное сближение с ЕАЭС и планы по вступлению в данный союз (с 2012 г. действовало соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Украиной). По крайней мере уже в мае 2014 г. Blumberg писал о том, что «теперь Евразийский Экономический Союз потерял ключевого государства-члена [в лице Украины], необходимого для успешной интеграции»2. В силу всего вышесказанного сам факт появления ЕАЭС как нового субъекта на экономической карте мира представляется достаточно хорошим результатом и свидетельствует о наличии серьезного потенциала.
Если рассматривать ЕАЭС как особый политический и экономический субъект мирохозяйственной системы, то он характеризуется следующими показателями:
- размер территории ЕАЭС составляет 20229248 км2 (первое место в мире);
- численность населения ЕАЭС составляет по данным на начала 2017 г. 183,320 млн. чел. (8-е место в мире);
- совокупный ВВП по ППС в 2016 г. по оценке МВФ составил 4,53 трлн. долл. США, по оценке Всемирного Банка 4,47 трлн. долл. США. По этому показателю ЕАЭС уступает Европейскому Союзу, КНР, США, Индии и Японии и занимает, таким образом 6 место в мире3.
В соответствии с официальными документами ЕАЭС макроэкономический эффект от интеграции в рамках ЕАЭС будет достигнут за счет таких факторов, как:
- снижение цен на товары в результате уменьшения издержек;
- стимулирования «здоровой» конкуренции на общесоюзном рынке;
- наращивания производства благодаря увеличению спроса на товары;
- увеличения занятости населения в экспансирующихся производствах;
- повышения окупаемости новых технологий и товаров благодаря увеличенному объему рынка4.
Планируемый рост совокупного ВВП государств, входящих в ЕАЭС составит не менее 25% в течение ближайших 20 лет. Конечно моментальное достижение продекларированных результатов вряд ли возможно, тем более в ситуации, когда общемировая экономическая конъюнктура в целом неблагоприятна. Так, в 2016 г. совокупный объем ВВП ЕАЭС составил 99,3% от показателя 2015 г., но уже в первом полугодии 2017 г. суммарный ВВП продемонстрировал рост 1,7%, а объем торговли внутри ЕАЭС вырос на 27,5%.
1 Официальный сайт ЕАЭС. URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 15.11.2017).
2 Matlack С. Looks Like a Bad Deal, Even for Russia // Blumberg. 29.05.2014.
3 Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 15.11.2017).
4 Официальный сайт ЕАЭС. URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения 15.11.2017).
Нельзя не отметить растущую заинтересованность в выстраивании экономических отношений с ЕАЭС со стороны целого ряда стран. Так, действуют соглашения о свободной торговле с ЕАЭС Молдовы (с 2012 г.), Узбекистана (с 2013 г.), Вьетнама (с 2016 г.), а с более чем 30 государствами подобные переговоры ведутся, причем наибольшую заинтересованность во взаимодействии проявляют Иран, Египет, Израиль, Индия, Иран, Монголия, Таджикистан, Тунис, Туркмения, Турция, Сербия, Сирия и др. При этом ряд стран открыто заявили о своем стремлении к более серьезной интеграции. Так, заместитель председателя совместной комиссии по ирано-российскому сотрудничеству Мехди Мохташами заявил, что до вступления Ирана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) остается один шаг1.
Одной из ключевых инициатив в области свободной торговли и экономического сотрудничества является предложение о «связывании» Евразийской экономической интеграции и китайской стратегии «Один пояс и один путь». Соответствующее коммюнике было подписано руководителями России и Китая в 2015 г. При этом под «связыванием» понимается инвестиционная поддержка крупных инфраструктурных объектов, а также заключение торгово-экономического соглашения между ЕАЭС и Китаем в целях создания «открытой экономической архитектуры без политической составляющей, ориентированной на бизнес и сокращение барьеров»2.
В 2014 г. на фоне ухудшения отношений с западными партнерами начались официальные переговоры о формировании модели торгового сотрудничества между ЕАЭС и АСЕАН, а Южная Корея выступила с проектом «Евразийская инициатива» в рамках которой планируется сотрудничество с ЕАЭС в таких областях как электротехника, энергетика и др.
На Петербургском международном экономическом форуме-2016 г. президент России В.В. Путин предложил новый формат интеграции - «большое партнерство в Евразии», в которое могли бы войти, помимо стран ЕАЭС Китай, Индия, Пакистан и другие государства континента, а также анонсировал начало переговоров по созданию партнерства между ЕАЭС и КНР.
Анализируя основные направления развития евразийского партнерства большинство зарубежных экспертов описывают основной его тренд как «поворот к Азии», отмечая при этом огромный потенциал ЕАЭС в таких сферах как энергетика, военная промышленность, сельскохозяйственное производство, транспорт, связь и др3.
Таким образом, архитектура ЕАЭС как субъекта мировой экономики находится на начальном этапе становления и несмотря на многочисленные проблемы «роста» демонстрирует достаточно высокую интеграционную устойчивость и перспективы дальнейшего развития.
Литература
1. Саркисян И. Возьмут/пойдет ли Иран в ЕАЭС?// Кавказский геополитический клуб. 08.10.2016. URL: http://kavkazgeoclub.ru/content /vozmutpoydet-li-iran-v-eaes (дата обращения: 15.11.2017).
2. Официальный сайт ЕАЭС. URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения 15.11.2017).
3. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 15.11.2017).
1 Саркисян И. Возьмут/пойдет ли Иран в ЕАЭС?// Кавказский геополитический клуб. 08.10.2016. URL: http://kavkazgeoclub.ru/content /vozmutpoydet-li-iran-v-eaes (дата обращения: 15.11.2017).
2 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. 8 мая 2015 г. URL: http://kremlin.ru/supplement/4971 (дата обращения: 15.11.2017).
3 Iglauer F. Eastern interest in Eurasian economic deal// Asian Times. 11 June 2014.
4. Официальный сайт МВФ. URL: http://www.imf.org/external/russian (дата обращения: 15.11.2017).
5. Проект «Социально-политическое измерение реализации процессов евразийской интеграции». ИСПИ РАН, РГСУ. - Том 3. Евразийская интеграция: проблемные звенья и точки роста. - М.: Изд-во ИСПИ РАН, 2017. - 100 с.
6. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. 8 мая 2015 г. URL: http://kremlin.ru/supplement/4971 (дата обращения: 15.11.2017).
7. Iglauer F. Eastern interest in Eurasian economic deal// Asian Times. 11 June 2014.
8. Matlack С. Looks Like a Bad Deal, Even for Russia // Blumberg. 29.05.2014.
9. Sen A.K. Collective choice and social welfare. - San Francisco. CA: Holden-Day, 1970.
References:
1. Sarkisian I. Voz'mut/poidet li Iran v EAES?// Kavkazskii geopoliticheskii klub. 08.10.2016. URL: http://kavkazgeoclub.ru/content /vozmutpoydet-li-iran-v-eaes (data obrashcheniia: 15.11.2017).
2. Ofitsial'nyi sait EAES. URL: http://www.eaeunion.org/ (data obrashcheniia 15.11.2017).
3. Ofitsial'nyi sait Evraziiskoi ekonomicheskoi komissii. URL: http://www.eurasiancommission.org/ (data obrashcheniia: 15.11.2017).
4. Ofitsial'nyi sait MVF. URL: http://www.imf.org/external/russian (data obrashcheniia: 15.11.2017).
5. Proekt «Sotsial'no-politicheskoe izmerenie realizatsii protsessov evraziiskoi integratsii». ISPI RAN, RGSU. - Tom 3. Evraziiskaia integratsiia: problemnye zven'ia i tochki rosta. - M.: Izd-vo ISPI RAN, 2017. - 100 s.
6. Sovmestnoe zaiavlenie Rossiiskoi Federatsii i Kitaiskoi Narodnoi Respubliki o sotrudnichestve po sopriazheniiu stroitel'stva Evraziiskogo ekonomicheskogo soiuza i Ekonomicheskogo poiasa Shelkovogo puti. 8 maia 2015 g. URL: http://kremlin.ru/supplement/4971 (data obrashcheniia: 15.11.2017).
7. Iglauer F. Eastern interest in Eurasian economic deal// Asian Times. 11 June 2014.
8. MatlackS. Looks Like a Bad Deal, Even for Russia // Blumberg. 29.05.2014.
9. Sen A.K. Collective choice and social welfare. - San Francisco. CA: Holden-Day, 1970.
THE EURASIAN ECONOMIC SPACE: PROBLEMS OF FORMATION AND PROSPECTS
OF DEVELOPMENT
Sokolov А.О.
student, Lomonosow MSU
Abstract: the article is devoted to integration in the Eurasian space. Analyzed the causes of regional integration in the modern world, especially the formation of new economic centers in a multipolar world, the current state of the Eurasian integration. The key problems of integration processes in the post-Soviet space, as well as prospective forms of cooperation.
Key words: regionalization, integration, multi-polarity, EAEC, trade, export potential, the free trade zone.
Для цитирования: Соколов А.О. Евразийское экономическое пространство: проблемы формирования и перспективы развития// Архонт, 2017. № 3. С. 27-30.