Научная статья на тему 'Евразийский экономический союз: современное положение и перспективы развития'

Евразийский экономический союз: современное положение и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / EURASIAN INTEGRATION / ЕВРАЗИЙСТВО / EURASIANISM / ИНТЕГРАЦИОННОЕ СООБЩЕСТВО / INTEGRATION COMMUNITY / МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / INTERSTATE ASSOCIATION / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Томилова Инга Игоревна, Школяренко Евгений Александрович

Одной из тенденций развития международных отношений на современном этапе является поиск наиболее оптимальных и взаимоприемлемых форм коммуникации и партнерства государств. В данной статье рассматривается региональное интеграционное объединение Евразийский экономический союз (ЕАЭС) с точки зрения членства, организационной структуры, учредительных целей и содержания деятельности. Авторы отмечают, что создание ЕАЭС открывает широкие перспективы для многоуровневого сотрудничества и консолидации стран-участниц организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EURASIAN ECONOMIC UNION: CONTEMPORARY STATE AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT

One of the tendencies of the development of international relations at the present stage is the search for the most optimal and mutually acceptable forms of the communication and partnership of states. In the paper a regional integration association The Eurasian Economic Union (EEU) is examined from the point of view of membership, organizational structure, constitutive aims and activity content. The authors note that the formation of the EEU opens broad perspectives for the multilevel cooperation and consolidation of the countries-members of the organization.

Текст научной работы на тему «Евразийский экономический союз: современное положение и перспективы развития»

Томилова Инга Игоревна, Школяренко Евгений Александрович

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Одной из тенденций развития международных отношений на современном этапе является поиск наиболее оптимальных и взаимоприемлемых форм коммуникации и партнерства государств. В данной статье рассматривается региональное интеграционное объединение Евразийский экономический союз (ЕАЭС) с точки зрения членства, организационной структуры, учредительных целей и содержания деятельности. Авторы отмечают, что создание ЕАЭС открывает широкие перспективы для многоуровневого сотрудничества и консолидации стран-участниц организации. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/З^СИб/Шб.^т!

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 1 (63). C. 176-178. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/1 /

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

Правда, оппозиции региональной в результате выборов 1990 г. не удалось занять серьезные позиции в местных Советах. Да и в силу своей малочисленности оппозиционные структуры в целом не могли составить реальной конкуренции КПСС в области.

Список литературы

1. Ансимова З. Н., Вавилова С. В., Дорошина М. М., Муравьева И. И., Слезин А. А. Общественно-политическая жизнь в Тамбовской области (1985-1991): хрестоматия / под ред. А. А. Слезина. Тамбов, 2013. 664 с.

2. Государственный архив социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). Ф. П-1045. Оп. 58.

3. ГАСПИТО. Ф. Р-9295. Оп. 1.

4. ГАСПИТО. Ф. Р-9337. Оп. 1.

5. Дорошина М. М., Слезин А. А. Корпус первых секретарей областного, городских и районных комитетов ВЛКСМ Тамбовской области на заключительных этапах исторического развития СССР: сравнительная характеристика // Белые пятна российской и мировой истории. 2015. № 1-2. С. 50-67.

6. Рединская Т. В. Партии и многопартийность в России в Новое и Новейшее время: монография. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2006. 198 с.

7. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 661. Оп. 1.

8. Слезин А. А., Дорошина М. М. Провинциальная молодежь позднего СССР: штрихи к портрету «неизвестного» // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2013. № 4. С. 72-85.

9. Соловей В. С. Всё быльем зарастает... Тамбов, 2013. 271 с.

10. Страсти позади... // Тамбовская правда. 1991. 19 марта.

11. Хазиев (Скилур) А. Из истории нашей революции (свидетельства участника). Тамбов: Знак, 2015. 336 с.

PECULIARITIES OF OPPOSITIONAL MOVEMENT FORMATION IN THE RUSSIAN PROVINCE IN 1989-1991 (BY THE MATERIALS OF TAMBOV REGION)

Smoleev Aleksandr Anatol'evich

Tambov alex_smoleev@mail. ru

The article examines the process of the formation of oppositional movement in Tambov region at the final stage of perestroika. The main features of the regional opposition of those years are revealed. The conclusions are made that democratic movement in the region was distinguished by smallness and, unlike the Centre, its leaders were the representatives of intelligentsia at the local level, and not the members of the political elite. Despite the high level of activity, regional opposition in that period didn't manage to achieve serious positions in local Councils and be competitive with the regional structures of the Communist Party.

Key words and phrases: opposition; Tambov region; movement "Democratic Russia"; association "Memorial"; CPSU; democratic movement.

УДК 339.923 Юридические науки

Одной из тенденций развития международных отношений на современном этапе является поиск наиболее оптимальных и взаимоприемлемых форм коммуникации и партнерства государств. В данной статье рассматривается региональное интеграционное объединение Евразийский экономический союз (ЕАЭС) с точки зрения членства, организационной структуры, учредительных целей и содержания деятельности. Авторы отмечают, что создание ЕАЭС открывает широкие перспективы для многоуровневого сотрудничества и консолидации стран-участниц организации.

Ключевые слова и фразы: евразийская интеграция; евразийство; интеграционное сообщество; межгосударственное объединение; Таможенный союз; Евразийский экономический союз.

Томилова Инга Игоревна, к. пед н. Школяренко Евгений Александрович

Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета kiap419@yandex. т

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ©

Одной из тенденций второго десятилетия XXI века является большая динамика в реализации интеграционных проектов в различных регионах мира. Политики, общественные деятели, ученые, эксперты едины

© Томилова И. И., Школяренко Е. А., 2016

ISSN 1997-292X

№ 1 (63) 2016

177

во мнении: в одиночку, без вступления в межгосударственные союзы не выжить, не обеспечить достойную жизнь своим гражданам. Россия в этом плане не исключение. На протяжении последних десятилетий самые авторитетные акторы российской политики не раз высказывались в пользу создания регионального интеграционного сообщества на постсоветском пространстве с перспективой дальнейшего расширения путем приема новых государств-членов. В свете последних международных событий, в частности, введения санкций и, как следствие, экономической изоляции России от западных стран, реализация интеграционных проектов становится приоритетной задачей российской внешней политики, гарантом многополярного мира. В основе самой популярной и частично реализованной на сегодняшний день интеграционной модели лежит «евразийская идея», являющаяся теоретической основой формирования общеевразийской самобытной цивилизации как квинтэссенции европейской и евразийской культур. Евразийство, как философско-политическая концепция, опирается на многовековой опыт мирного сосуществования и сотрудничества народов, исповедующих различные религии, прежде всего православие и ислам, которые при всех своих теологических различиях имеют общую составляющую - ориентацию на коллективизм, соборность, уважение к роли государства в условиях сурового континентального климата и постоянных внешних военных угроз [4, с. 160]. В основе мировоззренческой модели евразийской интеграции лежит «открытый регионализм, основанный на принципах демократического уважения прав народов - учета его культурных, языковых и этнических особенностей» [1, с. 169]. В настоящее время актуальность этой идеи обусловлена возможностью для потенциальных стран-участниц занять достойное место в глобальном мире, выйти на качественно новый уровень экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества.

Отправной точкой для формирования «нового евразийского регионализма» стало создание Россией, Белоруссией и Казахстаном Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП). Новый этап углубления интеграционного процесса связан с учреждением 1 января 2015 года той же «тройкой» государств с присоединившимися к ним Арменией и Киргизией Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Президент Российской Федерации В. В. Путин назвал Евразийский экономический союз - «стратегическим вектором развития России», «мощным наднациональным объединением, способным стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной "связки" между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом» [5].

Согласно учредительному договору, основными целями Евразийского экономического союза являются: создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения; стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза; всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики [3].

Евразийский экономический союз имеет свою систему наднациональных органов власти, в частности: Высший Евразийский экономический совет, в состав которого входят президенты государств-членов Союза; Евразийский межправительственный экономический совет, состоящий из глав правительств государств-членов; Евразийскую экономическую комиссию - постоянно действующий орган Союза, формирующий, в свою очередь, Совет и Коллегию Комиссии; Суд Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами ЕАЭС международных договоров в рамках Союза.

Инициатива российских парламентариев по созданию наднационального Евразийского парламента, наделенного законодательными и контролирующими функциями, на сегодняшний день не получила поддержки со стороны их коллег из Белоруссии и Казахстана, считающих данный шаг преждевременным. По их мнению, если Евразийский парламент будет формироваться по аналогии с Парламентом Европейского союза, то Российская Федерация, как самое крупное государство по размеру территории и численности населения, получит в учрежденном органе большее количество мандатов, в связи с чем политическая элита других стран-основательниц утратит свое влияние и будет зависима от РФ.

Наиболее широкие исполнительные полномочия закреплены за Евразийской экономической комиссией, к установленным сферам деятельности которой отнесены: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование и администрирование; санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры; установление торговых режимов с третьими странами; статистика внешней и взаимной торговли; макроэкономическая, конкурентная, энергетическая и валютная политика; промышленные и сельскохозяйственные субсидии; естественные монополии; взаимная торговля услугами и инвестиции; транспорт и перевозки; трудовая миграция. Финансирование Комиссии осуществляют государства-члены путем долевых взносов.

Согласно Договору о ЕАЭС [Там же], в следующем 2016 г. должен быть создан общий рынок фармацевтической продукции и медицинской техники, к 2019 г. - электроэнергии, к 2025 г. - нефти и газа.

Кроме того, Договор [Там же] предусматривает применение принципа взаимного признания лицензий, который, в первую очередь, будет применяться в отношении оптовой и розничной торговли, предприятий общественного питания, гостиничных услуг, а в долгосрочной перспективе планируется либерализация в других сферах. Предпринимаются меры по повышению эффективности и конкурентоспособности рынка услуг стран союза. В частности, строительные компании стран-участниц ЕАЭС смогут работать на территории союза без образования новых юридических лиц; изначально, как эксперимент, такая практика будет применяться только в отношении России и Белоруссии.

Создание ЕАЭС будет способствовать усилению трудовой миграции в рамках союза в связи с взаимным признанием дипломов об образовании, за исключением дипломов юристов, педагогов, медиков и фармацевтов.

Кроме того, с 2015 г. для граждан стран-участниц ЕАЭС не предусматривается получение разрешения на работу для трудоустройства в любой из них, а для работающих по контракту более 6 месяцев резидентов существует определенная преференция в виде взимаемого подоходного налога, приравненного к тому, который платят местные жители. Пока не получил договорного оформления вопрос о сохранении и переводе пенсионных прав граждан при переезде в одну из стран ЕАЭС. Проект такого договора находится в стадии разработки Евразийской экономической комиссией.

Экономические аналитики, прогнозируя общий макроэкономический эффект от интеграции в рамках ЕАЭС, выделяют такие показатели, как снижение цены на товары вследствие уменьшения издержек перевозки сырья и экспорта готовой продукции, увеличение средней заработной платы благодаря повышению производительности труда, наращивание производства благодаря увеличению потребительского спроса на товары, увеличение совокупного объема ВВП стран-членов ЕАЭС минимум на 25% и, как следствие, рост благосостояния народов государств-членов ЕАЭС.

Таким образом, главным интеграционным направлением на текущем этапе является экономический сегмент. В дальнейшей перспективе в зависимости от результативности функционирования ЕАЭС можно будет ставить новые амбициозные задачи по углублению интеграции: переход на единую для стран-участниц валюту, введение института единого гражданства, создание военно-политического союза, включая совместные вооруженные силы, формирование единого гуманитарного пространства, включающего науку, образование, культуру и историю, основанного на консервативных ценностях и традиционных религиях Евразии. Для этого необходимо гармонизировать национальное законодательство государств-членов и впоследствии создать единую унифицированную законодательную базу и практику правоприменения. Это, безусловно, длительный процесс, эффективность которого будет зависеть от степени реализации совместных усилий государств-членов по выполнению в рамках организации взятых на себя обязательств.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод: учреждение Евразийского экономического союза как межгосударственного объединения - это, без сомнения, веление времени. На фоне нестабильности глобальной экономики, определенного застоя мирового хозяйства, интеграция стала для наших стран важнейшим драйвером роста. Однако современные реалии диктуют странам, потенциально являющимся стратегическими партнерами, объединенным не только географическим пространством, но и общей историей, близким менталитетом, необходимость перехода на качественно новый уровень сотрудничества, предполагающий модернизацию механизмов партнерства не только в приоритетной сегодня экономической, но и в социальной, правовой, политической и военной сферах. Для этого, на наш взгляд, необходимо выработать устраивающую всех потенциальных участников, компромиссную схему дальнейшей интеграции, ориентированную на прагматичную и конструктивную политику сотрудничества, призванную защищать национальные интересы на международной арене без ущемления суверенитета государств-членов.

Список литературы

1. Васильева Н. А. К вопросу о формировании Евразийского союза: теоретический аспект // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2011. № 10. С. 166-172.

2. Волков С. Д. Особенности экономической интеграции на постсоветском пространстве // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2012. № 12. С. 38-48.

3. Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс] / г. Астана, 29.05.2014 г.; ред. от 08.05.2015 г. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=170264 (дата обращения: 07.12.2016).

4. Кротов М. И. Евразийская идея - теоретическая основа евразийской экономической интеграции // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2012. № 12. С. 154-162.

5. Путин В. В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. 3 октября.

THE EURASIAN ECONOMIC UNION: CONTEMPORARY STATE AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT

Tomilova Inga Igorevna, Ph. D. in Pedagogy Shkolyarenko Evgenii Aleksandrovich

Novokuznetsk Institute (Branch) of Kemerovo State University kiap419@yandex. ru

One of the tendencies of the development of international relations at the present stage is the search for the most optimal and mutually acceptable forms of the communication and partnership of states. In the paper a regional integration association The Eurasian Economic Union (EEU) is examined from the point of view of membership, organizational structure, constitutive aims and activity content. The authors note that the formation of the EEU opens broad perspectives for the multilevel cooperation and consolidation of the countries-members of the organization.

Key words and phrases: Eurasian integration; Eurasianism; integration community; interstate association; The Customs Union; The Eurasian Economic Union.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.