Научная статья на тему 'Евразийские и европейские элиты в зеркале карнавальной политической культуры'

Евразийские и европейские элиты в зеркале карнавальной политической культуры Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Политическая культура / элиты / лидеры / Евразия / политический карнавал / мифологизация / профессиональные компетенции / Political culture / elites / leaders / Eurasia / political carnival / mythologization / professional competencies

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Оськина Ольга Ивановна

В данной статье автор останавливается на особенностях формирования карнавальной политической культуры и ее проявлениях на современном этапе. Карнавальность становится чертой нашего времени и особенно ярко проявляется в политической сфере, где ключевыми участниками становятся евразийские и европейские политические элиты. Используя компаративистский подход, автор анализирует особенности политического сознания участников карнавализационного процесса, фиксируя его фрагментарность и незавершенность. Персонализированная политическая элита Запада сегодня является примером и носителем карнавальной политической культуры, что находит подтверждение в широком массиве эмпирических данных, убедительно и последовательно представленных в статье. При рассматривании мифологизации, как элемента политического карнавала, отмечается его искусственная конструированность и нацеленность на подмену объективной реальности, что соответствует сущности карнавализации процесса. Карнавальность искажает политическую реальность, придавая ей черты сюрреализма, с явно выдуманной сущностью. В заключительной части делается вывод о снижении профессиональных компетенций у западной политической элиты. В то же время евразийские политики демонстрируют устойчивость традиционным национальным политическим культурам и эффективно противостоят давлению со стороны т.н. западных ультралиберальных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Eurasian and European Elites in the Mirror of Carnival Political Culture

In this article, the author dwells on the peculiarities of the formation of carnival political culture and its manifestations at the present stage. Carnivality is becoming a feature of our time and is especially evident in the political sphere, where the key participants are the Eurasian and European political elites. Using a comparative approach, the author analyzes the peculiarities of the political consciousness of the participants in the carnivalization process, fixing its fragmentarity and incompleteness. The personalized political elite of the West today is an example and bearer of a carnival political culture, which is confirmed in a wide array of empirical data presented convincingly and consistently in the article. Considering mythologization as an element of political carnaval, it is noted that it is artificially constructed and aimed at replacing objective reality, which corresponds to the essence of the carnivalization process. In the final part, it is concluded that the professional competencies of the Western political elite are decreasing. At the same time, Eurasian politicians demonstrate resistance to traditional national political cultures and effectively resist pressure from the so-called Western ultra-liberal values.

Текст научной работы на тему «Евразийские и европейские элиты в зеркале карнавальной политической культуры»

Issues in Elitology. 2023. No 4 | ISSN: 2712-8415 Carnaval Political Culture | doi: 10.46539/elit.v4i4.172

Eurasian and European Elites in the Mirror of Carnival Political Culture

Olga I. Oskina

(a) Astrakhan State University named after V.N. Tatishchev, Astrakhan, Russia E-mail: oskina_olga[at]mail.ru ORCID: 0000-0003-2006-1786

Abstract

In this article, the author dwells on the peculiarities of the formation of carnival political culture and its manifestations at the present stage. Carnivality is becoming a feature of our time and is especially evident in the political sphere, where the key participants are the Eurasian and European political elites. Using a comparative approach, the author analyzes the peculiarities of the political consciousness of the participants in the carnivalization process, fixing its fragmentarity and incompleteness. The personalized political elite of the West today is an example and bearer of a carnival political culture, which is confirmed in a wide array of empirical data presented convincingly and consistently in the article. Considering mythologization as an element of political carnaval, it is noted that it is artificially constructed and aimed at replacing objective reality, which corresponds to the essence of the carnivalization process. In the final part, it is concluded that the professional competencies of the Western political elite are decreasing. At the same time, Eurasian politicians demonstrate resistance to traditional national political cultures and effectively resist pressure from the so-called Western ultra-liberal values.

Keywords

Political culture; elites; leaders; Eurasia; political carnival; mythologization, professional competencies.

LQ-JL-

This work is

icensed under a Creative Commons «Attribution» 4.0 International License

Евразийские и европейские элиты в зеркале карнавальной политической культуры

Оськина Ольга Ивановна

Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева, Астрахань, Россия E-mail: oskina_olga[at]mail.ru ORCID: 0000-0003-2006-1786

Аннотация

В данной статье автор останавливается на особенностях формирования карнавальной политической культуры и ее проявлениях на современном этапе. Карнавальность становится чертой нашего времени и особенно ярко проявляется в политической сфере, где ключевыми участниками становятся евразийские и европейские политические элиты. Используя компаративистский подход, автор анализирует особенности политического сознания участников карнавализа-ционного процесса, фиксируя его фрагментарность и незавершенность. Персонализированная политическая элита Запада сегодня является примером и носителем карнавальной политической культуры, что находит подтверждение в широком массиве эмпирических данных, убедительно и последовательно представленных в статье. При рассматривании мифологизации, как элемента политического карнавала, отмечается его искусственная конструированность и нацеленность на подмену объективной реальности, что соответствует сущности карнавализации процесса. Карнавальность искажает политическую реальность, придавая ей черты сюрреализма, с явно выдуманной сущностью. В заключительной части делается вывод о снижении профессиональных компетенций у западной политической элиты. В то же время евразийские политики демонстрируют устойчивость традиционным национальным политическим культурам и эффективно противостоят давлению со стороны т.н. западных ультралиберальных ценностей.

Ключевые слова

Политическая культура; элиты; лидеры; Евразия; политический карнавал; мифологизация, профессиональные компетенции.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution » («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Issues in Elitology. 2023. N0 4 | ISSN: 2712-8415 Camaval Ро1Шса1 Culture | doi: Ю.46539/еН^4.172

Евразия богата своими культурно-историческими и политико-религиозными традициями. Их многократное переплетение и создает тот особый колорит, разноцветную гамму культурных этнических красок, которые заметно выделяются на фоне других мировых регионов. Из этого культурного многообразия и вырастает политический плюрализм элитного сообщества, с выраженными особенностями и политическими традициями, устойчиво воспроизводимыми в рамках традиционных систем. Тогда так называемый «коллективный Запад», часто высокомерно называющий себя «цивилизованным миром», напротив, все чаще поражает и удивляет мир своим откровенным варварством и даже порой ничем не прикрытыми дикими политическими выходками, которые подпадают под определение карнавальной политической культуры. Фиксируя политические отклонения, которые регулярно происходят на фоне стремительно меняющихся политических процессов, автор анализирует факты проявления карнавальной политической культуры, в призме которых высвечивается личностная девиация и профессиональная поведенческая аномалия политических деятелей. В условиях трансформационных изменений мира европейские политики все чаще пытаются создать свое пространство постправды, альтернативную реальность, замещая объективные факты фейковыми новостями.

Методология

В статье используется набор аналитических методов, использование которых обеспечивает объективный анализ современных политических процессов и позволяет выделить тенденции их карнавализации. Ценностно-репутационный подход, примененный автором в ходе исследования, выявил нарастающие девиантные отклонения европейской политической элиты, проявляющиеся в повсеместном распространении политической клоунады, снижении когнитивных способностей и профессиональных компетенций политической элиты на современном этапе. И, наконец, компаративистский подход обеспечил возможность сравнительного анализа элит евроазиатских (восточных) и европейских, что позволило выделить как их отличительные особенности в сфере политического сознания, так и фрагментарность проявлений карнавальной политической культуры у ее носителей.

Особенности евразийского (восточного) политического сознания

Политические элиты Евразии - это носители глубоких историко-культурных традиции своих государств-цивилизаций. Их культурные коды складывались и проверялись на протяжении многих веков тяжелых политиче-

ских процессов. И евразийские коды политики отличаются от западноевропейских аналогов. В чем состоят эти отличия? Укажем на ключевые моменты: 1) патриархальный характер общественных отношений, делающих их приверженцами традиционных (консервативных) ценностей (при этом западное общество есть система перманентного модерна, требующего более динамичных политических изменений); 2) господствующее положение религиозного сознания и высокий авторитет религиозных деятелей (европейская традиция носит секулярный характер); 3) этатизм, как следствие общинного характера отношений (на Западе это эгоизм, как следствие индивидуализма; 4) традиции сильного политического лидерства (признание и уважение сильной власти, «культ силы»).

Эти признаки во многом и предопределяют мотивы поведения евразийских политиков, для которых они носят естественный характер, поскольку вытекают из самой сути их традиционной политической истории. Слово патриархального религиозного проповедника здесь порой играет куда большую роль, чем какая-то научная теория. Наука здесь пользуется авторитетом в весьма ограниченных кругах, поскольку часто воспринимается и оценивается в качестве западного (т.е. чужеродного и даже порой враждебного!) влияния.

То, что является логичным для мировоззрения и мышления западных элит, может оцениваться восточными элитными сообществами как нелогичные решения. И наоборот - некоторые решения представителей восточных элит могут оцениваться как алогичные с точки зрения западных традиций. Эксперты отмечают, что, например, «индийские политические элиты зачастую принимают контринтуитивные и нелогичные с точки зрения западного наблюдателя решения, причем для индийцев, мыслящих в рамках сложившейся в процессе исторической эволюции стратегической культуры, они абсолютно логичны» (Куприянов, 2022, стр.66).

Одним из важнейших императивов политического мышления элит этого региона является «ощущение цикличности мирового процесса. Восточным культурам свойственно представление о повторяемости истории, смене периодов процветания и упадка. Это приводит к определенному фатализму, но, с другой стороны, дает основания для оптимизма, позволяя надеяться на возрождение и создавая ощущение бесконечности существования государства». (Куприянов, 2022, стр.67)

Евразия столкнулась с проблемой «цветных революций». Если брать онтологически, то речь идет о постоянном пропитывании распространения «текучего зла» (Bauman, & Donskis, 2016), как зла беспредметного, анонимного, бессмысленного. Его проявлениями становятся терроризм, религиозный радикализм, политический экстремизм, политика двойных стандартов.

«Коллективный Запад» пытается представить конфликт с Китаем, Индией, Россией или Ираном, как конфликт цивилизаций, как противостояние великой западной цивилизации «евразийскому варварству», как конфликт

Issues in Elitology. 2023. No 4 | ISSN: 2712-8415 Carnaval Political Culture | doi: 10.46539/elit.v4i4.172

западных демократий с азиатскими автократиями (Малашенко & Нисневич, & Рябов, 2018). Политические элиты Запада по-прежнему мыслят в старых категориях неоколониализма, деля мир на «своих» (цивилизацию) и «чужих» (варваров и дикарей).

Фрагментированность политической карнавальной культуры

Политическая карнавальность чаще всего возникает в информационном пространстве, когда идет идейное и тактическое противостояние национальных интересов конкретных стран Востока и Запада. На качестве диалога сказываются разность в ментальном основании этих цивилизаций, разность в культурно-политическом наследии. Определяющее отличие Запада заключается в его «славном» колонизаторском прошлом, тогда как для Востока - это длительный период колониальной зависимости. Психология господства и подчинения все еще темной тенью витает над головами этих политиков. Постколониальным синдромом господства особенно страдают западные политики. Эти пережитки то и дело проявляются в психологии правящих элит, мешая им адекватно общаться и выстраивать современные политические отношения (Карабущенко, 2021; 2022а-б; Оськина, 2020).

Карнавальность в политике проявляется тогда, когда политики получают обратный результат вместо ожидаемых ими итогов. Такое весьма часто случалось в истории Поднебесной особенно в период упадка ее имперского проекта. Тогда власти Китая упорно игнорировали объективные изменения, упрямо не замечая враждебную для них объективную реальность (Чан, Цзюн, 2016).

Карнавальность возникает также на уровне дипломатических отношений, при контактах конкретных политических лиц восточных стран с их западными коллегами. Возникает не просто культурно-бытовое непонимание, но и историко-политическое неприятие формы и методов диалога (Карабущенко, 2023а-б; Карабущенко & Подвойский, 2022).

Именно данные обстоятельства и приводят к международным дипломатическим скандалам. Так, например, осенью 2021 года между США и КНР должны были состояться переговоры на Аляске. Но, поскольку американская сторона в лице госсекретаря США Э. Блинкена, начала читать китайской делегации нравоучительную лекцию, то возник скандал, в результате которого китайская делегация прервала переговоры и покинула их с заявлением о том, что в подобном тоне дипломатические переговоры недопустимы. Американская делегация была искренне удивлена таким неадекватным поведением китайской стороны. Это «искреннее удивление» и является элементом проявления политического карнавала.

На саммите G20 2022 г. Премьер-министр Канады Д. Трюдо после переговоров с лидером Китая Си, раскрыл журналистом все детали их беседы, чем вызвал резкую критику со стороны Пекина. Лидер Поднебесной был недоволен тем, что без его ведома были разглашены секретные материалы. Канадец

объяснял свое поведение тем, что он живет в открытой демократической стране, где принято политикам делиться новостями с прессой. Сицзиньпин, публично отчитал своего канадского коллегу, после чего двухсторонние связи этих стран были временно прекращены. В дипломатических традициях Китая не принято афишировать приватные беседы политиков. Разность восточной и западной политической культуры сыграла роль катализатора политического скандала. Именно разница в традициях публичной дипломатии породила эту ситуацию. При этом объяснения самого Д. Трюдо выглядели. мягко говоря, весьма жалко. Нелепость политического момента была обусловлена тем, что канадский политик привык себя пиарить и работать на публику, тогда как китайский придерживался принципа тишины дипломатической практики.

Мифы и реалии политического карнавала

Политический карнавал постоянно рождает различного рода мифы, которые подменяют собой реалии объективного мира.

Для западной политической системы карнавальность стала нормой профессионального поведения (Лисянский, 2022). «Коллективный Запад» живет в условиях постправды, когда мир теряется в оценках своей действительности, затрудняясь точно верифицировать происходящие с ними события (Карабущенко & Оськина, 2021).

Участники политического карнавала поражают мир проявлениями девиантности и прогрессирующей мифологизированностью (Оськина, 2022). Психологическая неуравновешенность политиков проявляется в том числе в создании политических мифологем, являющихся отражением объективной реальности, где, как в кривом зеркале они рисуют свою «новую» данность.

Мифологизированная реальность выступает альтернативой рационального политического дискурса, что ставит под угрозу адекватность реакций на развитие той или иной ситуации и целостность социальной картины мира.

Политическое скоморошество основано на истерическом поведении и психической неуравновешенности политиков, утративших свою субъектность. Их девиации сопровождаются высокой эмоциональной нагруженностью, нагнетанием ситуации, а обращение к стереотипичным образцам и реакциям, вызывает серьезную обеспокоенность их причастности к проблеме безопасности политической и общественной системы в целом.

А. Топорков отмечает, что мифы создают образ новой реальности, которой еще предстоит воплотиться в жизнь (Топорков, 1997). На Востоке ярким примером проведения подобной мифологизирванной политики является Китай. Конструкция стратегически важной мифологемы для китайских лидеров заключается в том, чтобы расколоть однополярный мир и создать благоприятные условия для своего восхождения на политический мировой Олимп. Создание многополярного мира предполагает возвышение также таких мировых игроков, как Россия, Бразилия, Саудовская Аравия, Иран,

Issues in Elitology. 2023. No 4 | ISSN: 2712-8415 Carnaval Political Culture | doi: 10.46539/elit.v4i4.172

Германия, Индия, Мексика... Причем для самих китайцев - это очень понятная история. В их истории были сражающиеся царства, когда распадались их имперская централизация, и наступали времена смуты - сражающиеся между собой царства, конкурировали, создавая новые союзы и альянсы. И из этого хаоса возникала новая иерархия, появлялись новые великие империи. В настоящее время Китай видит себя в будущем первым среди равных мировых центров (Вавилов, 2021).

Политическая история элит Евразии богата на примеры карнавальной политической культуры. Так, история Китая знает немало примеров того, как судьба одного человека создавала карнавальность лишь тем, что кардинально переворачивала его жизнь. Русская пословица «из грязи в князи» прекрасно подходит под жизнь последней императрицы Цыси, которая правила Китаем в эпоху его глубокого системного цивилизационного упадка (Семанов, 2000). Как иллюстрация политического карнавала ее жизнь содержит массу интересных деталей, требующих отдельного исследования.

В эпоху могущества власти карнавальность возникала в результате переизбытка централизованной власти. Так, первый император Китая Цинь Ши-хуанди (259 - 210 до н.э.) пытался достичь бессмертия, приказав всем жителям империи искать рецепт «эликсира вечной жизни».

В результате он умер в 48 лет из-за отравления ртутью, которая входила в состав «эликсиров бессмертия» на базе киновари (ярко-красного соединения ртути и серы), которые Ши-хуанди употреблял в последние годы жизни (Wright, 2001, р.49).

Персоналии современного политического карнавала

У карнавальных политиканов проявляются некоторые черты, которые могут оказаться их «родовыми» признаками. К таким общим чертам относится низкий культурный уровень политической риторики (вульгаризация или даже откровенная криминализация языка), эпатажное поведение, склонность к публичным скандалам, интерес к теориям заговора, и даже мистицизм и публичное пристрастие к паранаучным теориям.

Политический карнавал возникает вокруг неуравновешенных политических персон, которые своими выходками откровенно провоцируют ситуацию, расшатывая вокруг себя политическую обстановку. В свое время весьма основательно «отметился» своими эпатажными заявлениями и выходками 16-й президент Филиппин (2016 - 2022 гг.) Родриго Роа Дутерте (род. : 1945) - юрист по образованию, экстравагантный политик висайского происхождения. Во время инаугурации в Маниле он произнёс речь, которая многих шокировала своей откровенностью: «Наркодилеры, эти выб..дки, уничтожают наших детей. Я предупреждаю вас, не вмешивайтесь в это (наркоторговлю), даже если вы полицейский, потому что я действительно убью вас». После этого Дутерте своими словами намекнул всей полиции Филиппин, что простит убийство

наркодилеров во время спецопераций и облав. И действительно, на наркобаронов началась самая настоящая охота1.

Следующие его действия были тоже на грани политического фола. В августе 2016 г. прошла информация, что 900 наркодилеров были убиты на Филиппинах, - убийства происходили во время облав и спецопераций, которые устраивали полиция и гражданские активисты (народная дружина). Дутерте на одном из брифингов зачитал имена сотни политиков, военных, сотрудников полиции и других влиятельных людей, и сказал, что они имеют отношение к изготовлению и продаже наркотиков, получают от этого прибыль, и приказал им сдаться (Президент Филиппин, 2016). Когда в ООН указали Дутерте на недопустимость внесудебных расправ, он заметил, что «зачем нам ООН, когда там говорят подобные глупости».

Дутерте, не стеснялся в выражениях и даже осмелился публично (!) оскорбить американского президента Барака Обаму: 5 сентября 2016 г. в своей речи на пресс-конференции на Филиппинах, которая произошла перед началом саммита АСНАН восточноазиатских и мировых государственных лидеров в Лаосе, он заявил: «You must be respectful. Do not just throw questions and statements. p*********, mumurahin kita diyan sa forum na 'yan!»2. Он также заявил, что Филиппины не колония США, а независимая страна. Позже Дутерте принес свои извинения за то, что немного погорячился. Он мог перейти на откровенную ненормативную лексику, характеризуя политиков Европейского Союза и США: «Nung nabasa ko 'yung E.U. condemnation, sabihin ko sa kanila f*** you. You're doing it in atonement for your sins. Hipokrito itong, you should look at history books, encyclopedia of events. Sila 'yun eh, Britain, France. Tapos itong E.U. ngayon has the gall to condemn me. Again, I repeat it, f*** you».3 Причем его нисколько не смущало то, что он перешел на ненормативную лексику на столь высоком политическом уровне международных отношений.

Своей скандальностью и экстравагантностью отличался и другой президент - президент Ирана (2005 - 2013 гг.) Махмуд Ахмадинежад (род.: 1956). На 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2010 г. он заявил о том, что виновными во взрывах башен Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 г. скорее всего «некоторые представители руководства США сами организовали этот теракт, чтобы остановить падение американской экономики и усилить влияние на Ближнем Востоке, чтобы спасти сионистский режим. Большинство американцев и политиков во всём мире поддерживают эту точку

1 В сентябре 2016 года стало известно, что на Филиппинах уже убито 2400 наркоторговца. По сообщениям из официальных источников Министерства внутренних дел Филиппин, властям сдались ещё 700 000 наркоторговцев и наркозависимых людей, дабы избежать расправы по суду Линча. (Vasudevan Sridharan, 2016).

2 Перевод: «Ты должен проявить уважение. Не нужно делать заявления и кидаться пустыми вопросами. [Далее по-тагальски] Сын ш****, я прокляну тебя на этом форуме!». - («Я прокляну тебя в Лаосе», 2016)

3 Перевод: «Я читал, что Европейский союз осудил мои действия. Я им скажу идите на***! Вы делаете это во искупление грехов ваших. Они лицемеры. Загляните в историю, энциклопедию событий. Это они, Британия, Франция. А теперь ЕС ещё смеет осуждать меня. Повторюсь — идите на***!» («F*** you», 2016).

Issues in Elitology. 2023. No 4 | ISSN: 2712-8415 Carnaval Political Culture | doi: 10.46539/elit.v4i4.172

зрения» (Ахмадинежад, 2010). Власти США назвали его слова «отвратительными и бредовыми» (Ахмадинежад: власти США стоят за терактами 11 сентября, 2010). Иранского лидера не устраивала официальная версия тех событий, поэтому он настаивал на теории заговора. Официоз для него был «большой ложью» англосаксов, тогда как конспирологическая версия проливала свет на истинный характер тех событий (Lee Ferran, 2011). То, что многие говорили кулуарно («шептались по углам»), он опубличил и сделал из этого очередной, выгодный для себя политический скандал.

Продолжает перечень, скандально известный лидер Венесуэлы президент (1999 - 2002, 2002 - 2013 гг.) Уго Чавес (Hugo Rafael Chavez) (1954 - 2014), который не раз шокировал мир своими выходками. Так, выступая в ООН венесуэльский лидер обозвал Джорджа Буша «дьяволом» (после его выступления на трибуне, дескать, пахнет серой ада!), довел до нервного срыва испанского короля Хуана-Карлоса, испанских колонизаторов назвал «фашисты - не люди», а гондурасского кардинала Оскара Родригеса и вовсе - «паяцем империализма» и «обезьяной». «Иногда Чавесу даже приходится извиняться за свои высказывания, что не мешает ему устраивать новые скандалы. В конце концов, у каждого свой имидж, назвался народным президентом - говори, что думаешь» (Красная тряпка для короля, 2007). Подобного рода аномалии воспринимаются и оцениваются, как проявление карнавальной политической культуры. Политик, в теории классических политических культур, как правило, говорит то, что не думает, а что необходимо публично осветить. В условиях карнавальной культуры, диапазон правды/неправды гораздо шире.

Отметим также еще одну особенность карнавальных политиков - их склонность к мистическому. И снова Филиппины. 17-й Президент Филиппин (с 2022 г.) Фердинанд Маркос-младший (род.: 1957) рассказал, что в детстве сталкивался с привидениями и сверхъестественными явлениями в президентском дворце. Ему было семь лет, когда он переехал в старинный дворец после прихода к власти его отца - диктатора Филиппин (с 1965 по 1986 гг.) Фердинанда Маркоса-старшего. В своем видеоблоге, он рассказал, что ночью во дворце сами собой открывались двери, качалась люстра и перемещались стулья, а его не покидало чувство, что кто-то за ним следил (Комолов, 2023).

Европейские политики также активно привлекают различные силы, способные обеспечить им поддержку и помощь. Так, в 2017 году, Макрон победил на президентских выборах, набрав знаковые 66,06% голосов, как многие считают, опираясь на поддержку масонской организации, а после победы, выступил с речью на фоне пирамиды у Лувра, являющегося масонским символом с числом 666... 8 июня 2018 года газета Le Figaro, опубликовала материал, где подробно описываются связи и контакты Макрона с этой транснациональной сектой. И вот уже 8 ноября 2023 года, президент Франции Макрон, выступает на собрании масонской ложи "Великий восток Франции", посвященном 250-летнему юбилею ее создания. Его заявления стали для многих, ужасающим откровением: "Масонство было создано по образу и

подобию замыслов французской нации ' Вклад масонства - это историческая истина". Макрон утверждает решающую роль масонства в формировании современной Франции: "Без него республика не была бы создана"'.

К сожалению, все больше погружаясь в пучину карнавализации, подобные политики готовы использовать различные силы и социальные группы, предлагать сомнительные способы решения проблем, например, переименовать 300 улиц Франции в честь ярких представителей арабского происхождения, вместо того, чтобы заниматься решением серьезных социально- политических и экономических проблем.

Этим и отличается карнавальное поведение - они целиком и полностью направлено на достижения успеха в рекламных (PR) компаниях.

Заключение

Аналитика проявлений карнавальной политической культуры указывает на то, что политические элиты начинают страдать этим тяжелым профессиональным недугом тогда, когда осознают острый дефицит элитности в системе своей профессиональной компетентности. В современном мире мы наблюдаем, как за шумными рекламными кампаниями скрывается откровенная политическая демагогия, призванная отвлечь и перенаправить общественное внимание от вопиющего непрофессионализма и злоупотреблений элитными сообществами на очередное политическое шоу. Этот разлом и указывает на наличие аномальности в политике, на отход от норм и ценностей конструктивной политики и классической политической мысли. Именно данные аксиологические обстоятельства и создают наиболее благоприятные условия для распространения карнавальных политических традиций

В сравнении с современными западными политическими лидерами, евразийские деятели демонстрируют устойчивость традиционных политических культур и эффективное сопротивление давлению со стороны т.н. западных ультралиберальных ценностей.

Список литературы

Bauman, Z., & Donskis, L. (2016) Liquid evil. Polity Press.

«F*** you» Duterte tells European Union. (2016, сентября 20) Получено из ABS-CBN website: https://news.abs-cbn.com/news/09/20/16/f-you-duterte-tells-european-union

Ferran, L. (2011, сентября 27) Al Qaeda to Iran: Stop Spreading 9/11 Conspiracy Theory. Получено из ABC News website: https:/web.archive.org/web/20111102063433/http://abcnews.go.com/ Blotter/al-qaeda-iran-ahmadinejad-stop-spreading-911-conspiracy/story?id=14620643

Vasudevan Sridharan (2016, сентября 16) Philippines: Duterte jokes he cannot kill all 700,000 drug pushers who surrendered. Получено из International Businesses Times website: https:// web.archive.org/web/20160921224043/http://www.ibtimes.co.uk/700000-drug-pushers-surrender-philippines-duterte-says-i-cant-kill-them-all-because-report-1581998

Wright, D. C. (2001) The History of China. Greenwood Publishing Group.

Issues in Elitology. 2023. No 4 | ISSN: 2712-8415 Carnaval Political Culture | doi: 10.46539/elit.v4i4.172

Ахмадинежад, М. (2010) Выступление президента Ирана на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Получено из Иран.ру https://iran.ru/news/interview/68545/ Vystuplenie_prezidenta_Irana_na_65_y_sessii_Generalnoy_Assamblei_OON

Ахмадинежад: власти США стоят за терактами 11 сентября (2010) Получено из Евроновости* website: http://ru.euronews.net/2010/09/24/ahmadinejad-s-911-remarks-spark-un-walk-out/

Вавилов, Н.Н. (2021) Китайская власть. «КМК».

Карабущенко, П.Л. & Оськина О.И. (2021) Постправда карнавальной политической культуры элит современного коллективного Запада. Современные наука и инновации. (2), 187-197. doi: 10.37493/2307-910X.2021.2.20

Карабущенко, П.Л. (2021) «Кроличьи норы» карнавальной политической культуры элит современного коллективного Запада. Каспийский регион: политика, экономика, культура. (2), 109-116. doi: 10.21672/1818-510X-2021-67-2-109-116.

Карабущенко, П.Л. (2022а) Карнавальная политическая культура. ИНФРА-М.

Карабущенко, П.Л. (2022б) Карнавальная политическая культура: миры кривляющихся химер. Вопросы элитологии. 3(4), 80-94. doi: 10.46539/elit.v3i4.131

Карабущенко, П.Л. (2023а) Карнавальная политическая культура и современные элиты: поиски смыслов и форм. Ценности познавательных культур в концептуальных идеологиях. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Махачкала.

Карабущенко, П.Л. (2023б) Типы и архетипы карнавальной политической культуры. Современные наука и инновации, (4), 249-255 (В печати).

Карабущенко, П.Л., & Подвойский Л.Я. (2022) Кризис современной политической культуры

(деструкция элит политического карнавала). Век глобализации, (1), 86-99. doi: 10.30884/ vglob/2022.01.06

Комолов, А. (2023, ноябрь 01) Президент Филиппин Маркос-младший рассказал о встрече с привидениями во дворце. Получено из Российская газета. https://rg.ru/2023/11/01/ prezident-fflippin-rasskazal-o-vstreche-s-privideniiami-vo-dvorce.html

Красная тряпка для короля. (2007, ноябрь 13). Получено из Lenta.RU. https://lenta.ru/articles/ 2007/11/13/shut/

Куприянов, А.В. (2022) Россия и Индия: проблемы и перспективы сотрудничества. Полис. Политические исследования, (4), 63-76. doi: 10.17976/jpps/2022.04.06

Лебедева, И.В. (2021) Немецкий карнавал - политическая элита без цензуры. Вопросы элито-логии, 2(4), 85-97. doi: 10.46539/elit.v2i4.86

Лисянский, И.Н. (2022) Карнавальная политическая культура США: элиты и лидеры в гротескном свете общественной критики. Вопросы элитологии, 3(4), 52-64. doi: 10.46539/elit.v3i4.12

Малашенко, А.В., Нисневич, Ю.А., & Рябов, А.В. (2018) Современное варварство: причины и следствия. Полития, (2), 6-22. doi: 10.30570/2078-5089-2018-89-2-6-22

Оськина, О.И. (2020) Трансформационные переменные политической культуры современной политической элиты. Вопросы элитологии, 1(3), 52-73. doi: 10.46539/elit.v1i3.26

Оськина, О.И. (2022) Карнавальность как маркер современной девиантной политической культуры. Вопросы элитологии, 3(2), 114-128. doi: 10.46539/elit.v3i2.10

Президент Филиппин пригрозил выходом страны из ООН. (2016) Получено из Dsnews website: https:/web.archive.org/web/20160822074125/http://www.dsnews.ua/world/prezident-filippin-prigrozil-vyhodom-strany-iz-oon-21082016110500

Семанов, В. И. (2000) Из наложниц — в императрицы. Муравей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Топорков, А.Л. (1997) Теория мифа в русской филологической науке XIX века. Индрик.

Чан, Ц. (2016). Императрица Циси. Наложница, изменившая судьбу Китая. 1835-1908. Центрполиграф.

«Я прокляну тебя в Лаосе», - наглый и неуравновешенный лидер Филиппин жестко обозвал Обаму, оскорбив и его мать. (2016) Получено из Диалог website: https://web.archive. org/web/20160906153831/http://www.dialog.ua/news/96358_1473097061

* Данный ресурс по мнению Роскомнадзора в РФ распространяет ложные сведения

Reference

"F*** you" Duterte tells European Union. (2016, September 20). Retrieved from ABS-CBN website: https://news.abs-cbn.com/news/09/20/16/f-you-duterte-tells-european-union

"I'll curse you in Laos" the brash and unstable Philippine leader harshly called Obama, insulting his mother as well. (2016) Retrieved from Dialog website: https://web.archive.org/web/ 20160906153831/http: //www.dialog.ua/news/96358_1473097061 (In Russian).

Ahmadinejad, M. (2010) Iranian President's Address to the 65th Session of the UN General Assembly. Retrieved from Iran.ru website: https://iran.ru/news/interview/68545/Vystuplenie_prezi-denta_Irana_na_65_y_sessii_Generalnoy_Assamblei_OON (In Russian).

Ahmadinejad: US authorities are behind the September 11 attacks (2010) Retrieved from Euronews* website: http://ru.euronews.net/2010/09/24/ahmadinejad-s-911-remarks-spark-un-walk-out/ (In Russian).

Bauman, Z., & Donskis, L. (2016) Liquid evil. Polity Press.

Chang, C. (2016). Empress Cixi. The concubine who changed the fate of China. 1835-1908 (S. A. Belousova, Ed.). Centerpolygraph. (In Russian).

Ferran, L. (2011, September 27) Al Qaeda to Iran: Stop Spreading 9/11 Conspiracy Theory. ABC News https: //web.archive.org/web/20111102063433/http: //abcnews.go.com/Blotter/al-qaeda-iran-ahmadinejad-stop-spreading-911-conspiracy/story?id=14620643

Karabushchenko, P.L. & Oskina, O.I. (2021) Post-truth carnival political culture of the elites of the

modern collective West. Sovremennye nauka i innovatsii, (2(34), 187-197. doi: 10.37493/2307-910X.2021.2.20 (In Russian).

Karabushchenko, P.L. (2021) "Rabbit holes" of the carnival political culture of the elites of the modern collective West. Caspian region: politics, economics, culture. (2(67), 109-116. doi: 10.21672/1818-510X-2021-67-2-109-116. doi: 10.21672/1818-510X-2021-67-2-109-116 (In Russian).

Karabushchenko, P.L. (2022a) Carnival political culture. INFRA-M. (In Russian).

Karabushchenko, P.L. (2022b) Carnivalesque political culture: worlds of curvaceous chimeras. Issues in Elitology. 3(4), 80-94. doi: 10.46539/elit.v3i4.131 (In Russian).

Issues in Elitology. 2023. No 4 | ISSN: 2712-8415 Carnaval Political Culture | doi: 10.46539/elit.v4i4.172

Karabushchenko, P.L. (2023a) Carnivalesque political culture and modern elites: searches for meanings and forms. Values of cognitive cultures in conceptual ideologies. All-Russian scientific and practical conference with international participation. Makhachkala (In Russian).

Karabushchenko, P.L. (2023b) Types and archetypes of carnival political culture. Sovremennye nauki i innovatsii, (4), 249-255 (in Print) (In Russian).

Karabushchenko, P.L., & Podvoisky L.Y. (2022) The crisis of modern political culture (destruction of

political carnival elites). The Age of Globalization, (1), 86-99. doi: 10.30884/vglob/2022.01.06 (In Russian).

Komolov, A. (2023, November 01) Philippine President Marcos Jr. told about meeting with ghosts in the palace. Retrieved from Rossiyskaya gazeta website: https://rg.ru/2023/11/01/prezident-filippin-rasskazal-o-vstreche-s-privideniiami-vo-dvorce.html (In Russian).

Kupriyanov, A.V. (2022) Russia and India: problems and prospects of cooperation. Polis. Political Studies, (4), 63-76. doi: 10.17976/jpps/2022.04.06 (In Russian).

Lebedeva, I.V. (2021) German carnival - political elite without censorship. Issues in Elitology, 2(4), 8597. doi: 10.46539/elit.v2i4.86 (In Russian).

Lissiansky, I.N. (2022) US carnivalesque political culture: elites and leaders in the grotesque light of public criticism. Issues in Elitology, 3(4), 52-64. doi: 10.46539/elit.v3i4.12 (In Russian).

Malashenko, A.V., & Nisnevich, Y.A., & Ryabov, A.V. (2018) Modern barbarism: causes and consequences. Politia. (2), 6-22. doi: 10.30570/2078-5089-2018-89-2-6-22 (In Russian).

Oskina, O.I. (2020) Transformational variables of political culture of the modern political elite. Issues in Elitology, 1(3), 52-73. doi: 10.46539/elit.v1i3.26 (In Russian).

Oskina, O.I. (2022) Carnivality as a marker of modern deviant political culture. Issues in Elitology, 3(2), 114 - 128. doi: 10.46539/elit.v3i2.10 (In Russian).

Philippine president threatens country's withdrawal from UN. (2016) Retrieved from Dsnews website: https://web.archive.org/web/20160822074125/http://www.dsnews.ua/world/prezident-filippin-prigrozil-vyhodom-strany-iz-oon-21082016110500 (In Russian).

Red rag for the king. (2007, November 13). Retrieved from Lenta.RU website: https://lenta.ru/ articles/2007/11/13/shut/ (In Russian).

Semanov, V. I. (2000) From concubines to empresses. Ant. (In Russian).

Toporkov, A.L. (1997) The theory of myth in Russian philological science of the nineteenth century. Indrik (In Russian).

Vasudevan Sridharan (2016, September 16) Philippines: Duterte jokes he cannot kill all 700,000 drug pushers who surrendered. Retrieved from International Businesses Times website: https:// web.archive.org/web/20160921224043/http://www.ibtimes.co.uk/700000-drug-pushers-surrender-philippines-duterte-says-i-cant-kill-them-all-because-report-1581998

Vavilov, N.N. (2021) Chinese power. "KMK" (In Russian).

Wright, D. C. (2001) The History of China. Greenwood Publishing Group.

* This resource, according to Roskomnadzor in the Russian Federation, disseminates false information.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.