УДК 028.5
А. В. Соколов
доктор педагогических наук, профессор
Санкт-Петербургский
государственный институт культуры,
Санкт-Петербург, Россия
E-mail: [email protected]
ЕВРАЗИЙСКАЯ ШКОЛА ЧТЕНИЕВЕДЕНИЯ: итоги 2015-2021 гг.
Чтение молодежи в век цифровых технологий: отражение универсальных смыслов в контексте регионального исследования : коллектив. моногр. / [В. Я. Аскарова, Н. Л. Зыховская, Д. М. Хафизов]. Челябинск : Б-ка А. Миллера, 2022. 219 с.
Распространение чтения в молодежной среде - фактор национальной безопасности России, поскольку только читающая интеллигенция может занять ключевые позиции на мировой арене, вести страну к стабильности и процветанию. Опубликованная в 2022 г. коллективная монография посвящена одной из актуальнейших проблем - стимулированию читательской активности молодежи. В поисках ее решения обобщен и систематизирован как российский, так и зарубежный опыт стимулирования чтения молодых людей. Использованный в монографии социолого-культурологический подход позволил исследовать ценностное отношение к чтению, значимые для его развития стимулы и наиболее распространенные практики читательской деятельности студентов. В заключение поставлена задача создания читающей нации. Один из способов ее решения, на наш взгляд, заключается в самообразовании.
Ключевые слова: евразийская школа чтениеведения, стимулирование читательской активности молодежи, распространение чтения, поколение ЗЕТ
Для цитирования: Соколов, А. В. Евразийская школа чтениеведения: итоги 20152021 гг.: [рец. на кн.] Чтение молодежи в век цифровых технологий: отражение универсальных смыслов в контексте регионального исследования : коллектив. моногр. / [В. Я. Аскарова, Н. Л. Зыховская, Д. М. Хафизов]. Челябинск : Б-ка А. Миллера, 2022. 219 с. / А. В. Соколов // Вестник культуры и искусств. - 2022. - № 4 (72). - С. 91-95.
Рецензируемая монография подытоживает научные результаты, полученные евразийской школой чтениеведения в 2015-2021 гг. [4]. Творческий диапазон школы включает три направления: во-первых, фундаментальные теоретические исследования, основанные на понимании чтения как семантического процесса, заключающегося в извлечении смыслов из медиатекстов; во-вторых, эмпирическое лонгитюдное изучение стимулов и практик чтения студентов Южного Урала; в-третьих, утилитарно-прагматические рекомендации в области культурной политики и библиотечного образования. Все направления обладают научной новизной, методологической обоснованно-
стью и практической актуальностью, которые гарантируются компетентностью авторского коллектива монографии. Привлекательной особенностью школы чтениеведения является обращение не только к книжной культуре, но и к цифровой коммуникации, к интернет-пространству, к институциональным и неинституциональным средствам стимулирования читательской активности молодежи.
В первой главе монографии «Молодежь и чтение: концептуализация проблемы» утверждается, что практически во всех цивилизованных странах ведется борьба за умы молодых людей, образующих поколение ХХ1 в. («поколение ЗЕТ»). Каждое государство стремится к
91
воспитанию интеллектуального, критически мыслящего поколения ЗЕТ, способного к полноценному участию в научной и политической жизни, что в значительной степени достигается посредством чтения. Делается вывод, что только читающая интеллигенция может занять ключевые позиции на мировой арене, вести страну к стабильности и процветанию. Поэтому распространение чтения в молодежной среде -фактор национальной безопасности России, и евразийская школа чтениеведения призвана способствовать укреплению этого фактора.
Характерной особенностью поколения ЗЕТ является то, что Интернет и глобализация стали для них привычными условиями объективной реальности. Вследствие интеграции в системы информационных технологий у молодых людей формируется зависимость от мобильных устройств и каналов коммуникации и приоритетный выбор аудиовизуальных форматов сообщений. Таким образом, на наших глазах происходит становление новой антропологической модели, распространяющейся и на представления о книге и чтении.
Известно, что значительная часть юношества дистанцирована от книжной культуры. Читательскую деятельность молодого поколения новой формации осложняет то обстоятельство, что в цифровом мире коммуникационные каналы переполнены фейками, противоречивой информацией, полуправдой. Блогосфера, сетевые сообщества служат неокрепшим молодым умам как во благо, так и во зло, уводя их в иллюзорный мир и атомизируя общество. Авторы монографии обоснованно подчеркивают, что изменившаяся коммуникационная ситуация требует изучения ключевых стимулов активизации читательской деятельности студентов, внедрения цифровых форматов чтения, согласованных с психологическими предпочтениями поколения ЗЕТ. Довольно надежную методологическую основу монографии образует культурологическая концепция М. Ю. Гудовой «Чтение в эпоху постграмотности», защищенная в качестве докторской диссертации в 2015 г. в Екатеринбурге [1]. Неологизм «постграмотность» связан с цифровой мультимедийной грамотностью, которую современные культурологи определяют как систему возможностей субъекта «про-
честь все разновидности текстов, порожденных культурой, то есть их воспринять, декодировать и интерпретировать, или наличие грамотности в отношении различных выработанных в истории культуры языков (вербальных, художественных, научных, машинных) и медиа (дописьменных, письменных, аналоговых и цифровых)» [1, с. 63-65]. М. Ю. Гудова убеждена, что концепция постграмотности как культурного феномена позволяет не только понять и объяснить современное состояние традиционного чтения, но и выполнить прогнозирование того, в каком направлении будет развиваться чтение в ближайшее время, как оно будет меняться по мере развития цифровой экономики и становления широкого спектра профессий, основанных на написании и считывании программ и алгоритмов человеком и машиной. Исходя из того, что «компьютеры переводят всю информацию о нас и окружающем нас мире в текст, зашифрованный двоичным кодом», она делает вывод, что «считывание и понимание, декодирование Текста, то есть чтение текста гаджетами и людьми, становится универсальным способом существования культуры» [2, с. 28-29]. Другими словами, если в ХХ в. человек неграмотный находился вне современной ему культуры, то в XXI в. постграмотному человеку нужно владеть не только книжной, но и цифровой культурой.
Изучение реальной картины чтения молодежи в эпоху постграмотности рассматривается как актуальная и востребованная исследовательская задача, решению которой посвящена вторая глава «Стимулы и практики чтения современных студентов».
Использованный в монографии социоло-го-культурологический подход позволил исследовать ценностное отношение к чтению, значимые для его развития стимулы и наиболее распространенные практики читательской деятельности студентов; сбор эмпирического материала с непосредственным наблюдением, применением игротехнических приемов и проведением фокус-групп дал достаточно объемную, хотя и не вдохновляющую картину чтения студентов. В частности, выяснилось, что 83 % студентов - пользователи библиотек; из них 78 % являются читателями вузовской библиотеки,
92
а публичными и универсальными научными библиотеками пользуются менее 22 % учащихся. Около 30 % студентов сообщили, что они прочитывают «несколько книг в год», а 6,8 % признались: «не читаю вообще». Более половины студенчества (53 %) имеют опыт общения с электронными библиотеками, 42 % в равной мере читают и на электронных, и на бумажных носителях, 41 % безусловно предпочитают книги и журналы в бумажном формате, а 32 % отвергают чтение книг, поскольку «современная жизнь требует от человека, прежде всего, ориентироваться в цифровой информации». Сравнивая данные о чтении студентов южноуральского региона в 2015 и 2021 гг., авторы монографии пришли к заключению, что сохранявшаяся в 2015 г. приверженность к печатной продукции в 2021 г. уступает место универсализации форматов, но с некоторым приоритетом электронных носителей.
На основании эмпирических данных уральскими исследователями был сделан вывод, что в работе с молодыми читателями необходимо шире использовать социокультурные практики повышения читательской активности и новые информационные технологии как основной канал коммуникации. Очевидно, что этот вывод имеет не региональное, а национальное значение, ибо, как уже говорилось, распространение чтения в молодежной среде - фактор национальной безопасности России. Отсюда следует актуальность третьей главы - «Создание читающей нации в контексте актуальной культурной политики». В этой главе обобщен и систематизирован опыт стимулирования чтения молодежи как в российских регионах, так и в цивилизованных зарубежных странах (Китай, Япония, США, Европейский союз). Во всех обнаружены две организационно различные сферы регулирования читательской деятельности: институциональная, объединяющая социальные институты, реализующие государственную культурную политику, и неинституциональная - область реализации общественных инициатив.
Правительственными структурами многих стран осуществляются масштабные культурно-книжные акции: международные книжные ярмарки и фестивали литературы, праздники чтения, национальные форумы чтения, годы
чтения, всемирные интернет-проекты по продвижению чтения и т. п. Мировая практика показывает стимулирование чтения детей и молодежи как приоритетной группы читателей на институциональном уровне правительственных структур. Однако в России ситуация неоднозначна: с одной стороны, значимость чтения декларируется руководством страны, с другой -неинституциональные программы развития чтения не всегда получают правительственную поддержку. В этой связи уместно вспомнить Национальную программу поддержки и развития чтения, разработанную в 2007 г. [3].
В разделе «Стимулирование чтения молодежи на уровне институциональной регуляции читательской деятельности» довольно детально представлен оригинальный опыт США, Франции, Германии, Великобритании, Китая. Впечатляет, например, китайская концепция продвижения чтения «с трех экранов»: мобильное чтение, компьютерное чтение и чтение посредством электронных устройств. Изучение мирового опыта весьма полезно для совершенствования российской книжной культуры, особенно для определения функционального диапазона библиотечного обслуживания в связи с трансформацией публичных библиотек в многофункциональные культурно-досуговые центры.
Непосредственными и основными участниками всей системы работы по стимулированию чтения являются институты инфраструктуры чтения, т. е. библиотеки, издательства, книготорговые и учебные заведения. Каждый из названных институтов имеет свои особенности взаимодействия с читательской аудиторией; наиболее тесный и продолжительный контакт с молодыми читателями у библиотек и учебных заведений. Они встраиваются в общегосударственную повестку культурной политики, но в силу своей специфики должны компетентно определить как идеологическую направленность, так и методологию дифференцированного подхода к различным категориям молодых читателей.
Профессионалов книжного чтения, несомненно, заинтересуют реализованные в разных странах общественные инициативы, доходчиво и компетентно описанные в разделе «Неинституциональная сфера как источник стимулов
93
читательской деятельности молодежи». Особого рассмотрения заслуживают неявные стимулы, связанные с организацией пространства чтения и его инфраструктуры. К такого рода стимулам относятся: включение знаков книжной культуры в социально-культурное пространство (памятники читателям, книге, литературным героям, писателям, поэтам, деятелям книги) и организация привлекательного пространства для чтения в специально предназначенных для него зонах. Создание привлекательного пространства чтения особенно значимо для поколения ЗЕТ, которое ценит комфорт, креатив и личную свободу. Мировая тенденция последних лет - объединение правительственных, частных и общественных структур для стимулирования читательской активности различных групп населения на основе использования различных мультимедийных технологий.
Заключение (в котором традиционно подводятся итоги проделанной работы, обозначаются нерешенные проблемы и намечаются перспективы дальнейших исследований) монографии является настойчивым приглашением авторов продолжить начатый ими принципиально важный и откровенный профессиональный диалог. Поставлена проблема создания читающей нации. Авторы, чистосердечно стремясь «преодолеть стереотипы профессионального мышления», попытались найти приемлемые пути ее решения и рассказать о них своим коллегам - читателям монографии. Кто они, эти читатели? Монография адресована педагогам, библиотечным специалистам, издателям, работникам книжной торговли, а также ученым, аспирантам и студентам, которые занимаются изучением читателеведческих и социокультурных проблем. Другими словами, творцам читающей нации эпохи «постграмотной» России.
Не удивительно, что сегодня вопросов больше, чем ответов. Один из ответов заключается в самообразовании: читающая нация - это не информационное общество интеллектуалов-грамотеев, а общество самообразованных интеллигентов-книжников, сотворивших себя посредством чтения. Во всяком случае рецензируемая монография «Чтение молодежи в век цифровых технологий» может послужить самообразованию российских интеллигентов-книж-
ников. Поэтому рекомендую ее к изданию тиражом, достаточным для приобретения данной монографии каждой российской библиотекой.
1. Гудова, М. Ю. Чтение в эпоху постграмотности: культурологический анализ : специальность 24.00.01 «Теория и история культуры» : дис. ... д-ра культурологии / Марина Юрьевна Гудова ; Урал. федер. ун-т имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург, 2015. - 328 с.
2. Гудова, М. Ю. Концепция постграмотности как теоретико-методологическое основание понимания чтения / М. Ю. Гудова // Пятый международный интеллектуальный форум «Чтение на евразийском перекрестке» : материалы форума. - Челябинск : ЧГИК, 2019.
3. Национальная программа поддержки и развития чтения и методические рекомендации по ее реализации / [сост.: Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова]. - Москва : Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2009. - 479 с.
4. Чтение молодежи в век цифровых технологий: отражение универсальных смыслов в контексте регионального исследования = Youth reading in the digital age: reflection of universal meanings in the context of regional research : коллектив. моногр. / [В. Я. Аскарова, Н. Л. Зы-ховская, Д. М. Хафизов]. - Челябинск : Б-ка А. Миллера, 2022. - 219 с. : диагр. -Библиогр.: с. 203-215 (146 назв.).
Получено 02.12.2022
94
Arkadii V. Sokolov
Doctor of Pedagogic Sciences, Candidate of Engineering Sciences, Professor,
St. Petersburg State Institute of Culture St. Petersburg, Russia
E-mail: [email protected] Study of Reading Eurasian School: 2015-2021 Records
(Youth reading in the digital age: reflection of universal meanings in the context of regional research. 2022. V. Ia. Askarova, N. L. Zykhovskaia, D. M. Khafizov. Chelyabinsk: Biblioteka A. Millera. 219 p.)
Abstract. The spread of reading among the youth is a factor in Russia's national security, since only the reading intelligentsia can take key positions on the world stage, lead the country to stability and prosperity. A collective monograph published in 2022 is devoted to one of the most pressing problems - stimulating young people's reading activity. In search of its solution, both Russian and foreign experience in stimulating young people to read is summarized and systematized. The sociological and cultural approach used in the monograph made it possible to study the value attitude to reading, the incentives that are significant for its development, and the most common practices of students' reading activity. In conclusion, the task of creating a reading nation is set. One of the ways to solve it, in our opinion, is self-education.
Keywords: Eurasian school of reading science, stimulation of young people's reading activity, spread of reading, ZET generation
For citing: Sokolov A. V. 2022. Study of Reading Eurasian School: 2015-2021 Records (Youth reading in the digital age: reflection of universal meanings in the context of regional research. 2022. V. IA. Askarova, N. L. Zykhovskaia, D. M. Khafizov. Chelyabinsk: Biblioteka A. Millera. 219 p.). Culture and Arts Herald. No 4 (72): 91-95.
References
1. Gudova M. lu. 2015. Chtenie v epokhu postgramotnosti: kul'turologicheskiy analiz [Reading in the Post-Literacy Age: A Cultural Analysis]. Ekaterinburg. 328 p. (In Russ.).
2. Gudova M. Iu. 2019. The concept of post-literacy as a theoretical and methodological basis for understanding reading. Pyatyy mezhdunarodnyy intellektual'nyy forum «Chtenie na evraziyskom perekrestke» [Fifth International Intellectual Forum "Reading at the Eurasian Crossroads"]. Chelyabinsk: ChGIK. (In Russ.).
3. Natsional'naya programma podderzhki i razvitiya chteniya i metodicheskie rekomendatsii po ee realizatsii [National program for the support and development of reading and methodological recommendations for its implementation]. 2009. [Comp. by E. I. Kuzmin, A. V. Parshakova]. Moscow: Mezhregion. tsentr bibl. sotrudnichestva. 479 p. (In Russ.).
4. Youth reading in the digital age: reflection of universal meanings in the context of regional research. 2022. V. Ia. Askarova, N. L. Zykhovskaia, D. M. Khafizov. Chelyabinsk: Biblioteka A. Millera. 219 p. Bibliography: p. 203-215 (146 titles). (In Russ.).
Received 02.12.2022
95