Научная статья на тему 'ЕВРАЗИЙСКАЯ СЕТЬ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ЕВРАЗИЙСКАЯ СЕТЬ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКАЯ СЕТЬ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макарян Э.А.

В данной статье рассматривается Евразийская сеть трансфера технологий, ее особенности и роль данной сети в развитии инновационной деятельности малого предпринимательства в странах ЕАЭС. Раскрыты основные понятия; проанализирован зарубежный опыт эффективного взаимодействия в рамках сети трансфера технологий; выявлены проблемы, препятствующие процессу передачи технологий и реализации инновационной деятельности на пространстве ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EURASIAN TECHNOLOGY TRANSFER NETWORK AND ITS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITIES OF SMALL ENTERPRISES

This article examines the Eurasian technology transfer network, its features and the role of this network in the development of innovative activities of small businesses in the EAEU countries. The basic concepts are revealed; analyzed the foreign experience of effective interaction within the technology transfer network; identified problems that impede the process of technology transfer and implementation of innovative activities in the EAEU.

Текст научной работы на тему «ЕВРАЗИЙСКАЯ СЕТЬ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

ЕВРАЗИЙСКАЯ СЕТЬ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Э.А. Макарян, магистрант

Научный руководитель: С.Ю. Румянцева, канд. экон. наук, доцент Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-5-2-151-156

Аннотация. В данной статье рассматривается Евразийская сеть трансфера технологий, ее особенности и роль данной сети в развитии инновационной деятельности малого предпринимательства в странах ЕАЭС. Раскрыты основные понятия; проанализирован зарубежный опыт эффективного взаимодействия в рамках сети трансфера технологий; выявлены проблемы, препятствующие процессу передачи технологий и реализации инновационной деятельности на пространстве ЕАЭС.

Ключевые слова: Евразийская сеть трансфера технологий, инновации, инновационная деятельность, открытые инновации, национальные инновационные системы.

В эпоху становления технологического уклада инновационное развитие выступает приоритетным источником экономического роста в условиях усиления интеграционных связей и международной конкуренции. Для регулирования инновационной деятельности в экономически развитых странах формируется нормативно-правовая база и инновационная инфраструктура, которые стимулируют и управляют процессом передачи или продажи технологий, а также коммерциализации продуктов исследования.

Активизация инновационной политики на пространстве ЕАЭС, не может быть решена без эффективного транснационального сотрудничества, а также формирования, и развития инновационной инфраструктуры, осуществляющей поддержку малых инновационных предприятий.

За последние десятилетия передача технологий стала важным инструментом для внешнего приобретения технологических знаний, что привело к значительному увеличению числа соглашений о передаче технологий между различными как частными, так и государственными организациями. Следовательно, растущая тенденция привела к появлению сложных наднациональных инновационных сетей, которые развиваются в ходе изменений в экономической среде.

М. Портер утверждает, что критически важной точкой, в условиях глобальной конкуренции, для предприятий является способность к проведению и внедрению инноваций. Но, стоит отметить, что по мнению Г. Чесбро, для достижения устойчивого конкурентного преимущества многие предприятия, особенно малые, вынуждены искать материальные и нематериальные активы за пределами своих собственных границ, обращаясь к внешним ресурсам [1].

Говоря о международной конкуренции в разрезе каждой страны, М. Портер обращает внимание именно на объединение предприятий различных отраслей, где образуется комплексная система взаимосвязанных отношений и происходит процесс постоянного инновационного развития. Таким образом, эффективность предприятия может зависеть не только от ее внутренних знаний, но и от эффектов сетевого взаимодействия как на государственном, так и на международном уровнях [2].

На сегодняшний день, Евразийскую сеть трансфера технологий (далее ЕСТТ) можно назвать одной из приоритетных форм продвижения и реализации инновационной деятельности в странах ЕАЭС. Данная сеть предполагает обмен знаниями и технологиями, а также передачу и продажу исключительного права на их использование между юридическими и фи-

зическими лицами, где главной целью выступает их коммерциализация. Также Евразийская экономическая комиссия (далее ЕЭК) выделяет передачу ноу-хау и технологических сведений, обмен квалифицированными сотрудниками и их дальнейшее переобучение, аренду специализированного оборудования, проведение совместных инновационных разработок [3].

Целевыми участниками - клиентами Евразийской сети трансфера технологий ЕЭК обозначает:

- научные организации и университеты, имеющие научные разработки и технологические предложения, а также имеющие потребности в технологических решениях;

- органы государственной власти, которые создают институты, обеспечивающие государственную поддержку инновационного развития предприятий;

- инновационные посредники, образующие инновационную инфраструктуру в странах Союза. Предполагается, что инновационные и инжиниринговые центры будут выступать в роли организаций «инновационной инфраструктуры»;

- непосредственно производственные компании и малые предприятия.

Стоит заметить, деятельность каждого участника регулируется стандартами, методами и принципами данной информационно-коммуникационной платформы что, дополнительно подчеркивает синергетиче-ский эффект. В результате, сеть трансфера технологий обеспечивает эффективное взаимодействие как с предприятиями и научными центрами, так и с потенциальными потребителями инновационных товаров и у слуг.

В 2015 г. в рамках Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. были утверждены «Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза» [4]. Согласно данному До-

кументу, чтобы сформировать и эффективно использовать Евразийскую сеть трансфера технологий, страны ЕАЭС, опираясь на национальную базу сетей, должны создать:

- наднациональную сетевую систему, чтобы облегчить поиск разработчиков технологий и предприятий, которым необходимы данные технологии, а также инвесторов и партнеров для реализации совместных НИОКР;

- интеграцию информационных технологий ЕСТТ в международную экономику [5].

Для создания единого технологического пространства Российская сеть трансфера технологий (далее РСТТ) предложила рекомендации, которые могут способствовать такому сотрудничеству.

Во-первых, Союзу необходимо учитывать уровень развития национальных инновационных систем (далее НИС) и их инструментов. Стоит обратить внимание, что страны ЕАЭС находятся на разном уровне технологического развития, но при этом имеют некоторые сходства. Например, «инновационное» развитие стран-участниц Союза, на данный момент, происходит в основном на устаревшей, оставшейся еще с советских времен, технологической базе. Также до начала 2000 г. инновационно-технологическая область практически не была отражена в стратегических приоритетах социально-экономического развития стран Союза, что негативно отразилось как на секторе малого предпринимательства, так и на инновационной инфраструктуре в целом. Исследование активности малых предприятий также показало, что в странах Союза данный сектор развивается достаточно неравномерно и характеризуется высокой степенью концентрации. Опираясь на статистические данные ЕЭК, можно проследить это различие.

Таблица 1. Количество малых предприятий в странах ЕАЭС (включая микропредприятия) - 2019.

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

ЕАЭС 1 070 695 1 126 640 1 253 507 1 485 241 1 751 868 1 830 262 2 029 965 2 204 903 2 271 771 2 332 400 2 549 523 3 115 074 3 119 718 3 051 688

в том числе:

Армения11 23 999 29 032 30 406 27 131 29 287 33 193 36 216 34 692 36 923 34 635

Беларусь 33 094 37 660 51 240 67 991 77 402 84 164 88 673 97 444 108 689 111 792 105 047 105 067 107 726 108 977 108 542

Кыргызстан 7 689 8 424 55 865 9 002 11 103 11 374 11 338 11 371 11 127 11 749 12 712 13 232 13 592 13 981 14 520 258 365 16 199

Россия 979 300 1 032 800 1 137 400 1 347 667 1 602 491 1 644 269 1 836 432 2 003 038 2 063 126 2 103 780 2 222 372 2 770 562 2 754 577 2 659 943

Так, по данным департамента статистики Евразийской экономической комиссии в 2019 г. в странах ЕАЭС было зарегистрировано более 3-х миллионов предприятий в сфере малого предпринимательства, большая часть из которых приходится в

связи с большими масштабами экономики на Россию (2,659), на втором месте Казахстан (258,3), на третьем - Республика Беларусь (108,9). Армения занимает четвертое место с показателем (34,6), Кыргызстан (16,2) [6].

Таблица 2. Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки в странах ЕАЭС - 2019

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

ЕАЭС 4 498 4 498 4 824 4 599 4 576 4 554 4 751 4 597 4 575 4 603 5 158 4 994 4 926 4 923 5 031

в том числе:

Армения 102 101 89 83 83 81 72 72 62 66 70 69 69 63 63

Беларусь 322 338 340 329 446 468 501 530 482 457 439 431 454 455 460

Казахстан 390 437 438 421 416 424 412 345 341 392 390 383 386 384 386

Кыргызстан 118 100 95 89 84 84 85 84 83 79 73 71 71

Россия 3 566 3 622 3 957 3 666 3 536 3 492 3 682 3 566 3 605 3 604 4 176 4 032 3 944 3 950 4 051

Рассматривая распределение инновационных разработок по видам экономической деятельности в странах ЕАЭС, можно заключить, что основными выступают добыча полезных ископаемых, обрабатывающая промышленность и производство коммунальных услуг. Из этого следует, что основная доля выпускаемой инновационной продукции приходится именно на крупные и средние промышленные предприятия. Из таблицы видно, что в 2019 г. почти 90% всех научных исследований и разработок, было выполнено организациями Российской Федерации (4051). Тут же отметим, что Россия выступает ведущим игроком Союза, так как ее доля ВВП в ЕАЭС на 2018 г. составляла более 85%, в то время как доля Армении, например, насчитывала около 0,3-0,5% [6]. Также, стоит учесть, что сырьевая отрасль является доминирующей не только в России, но и в Казахстане.

Во-вторых, чтобы рассмотреть перспективы научно-технического сотрудничества между странами Союза и развития малого инновационного предпринимательства, РСТТ предлагает использовать успешный опыт создания аналогичных сетей в зарубежных странах, которые соответствуют условиям ЕАЭС.

Обращаясь к международному опыту перемещения технологий, в целях повышения технологического уровня производства, успеха достигли развитые европейские страны, входящие в состав Европейского союза (далее ЕС). В сравнении с США, развитие отраслей высоких технологий в странах ЕС произошло с существенным опозданием, но, при этом, данные страны смогли эффективно импортировать технологии и знания, что позволило существенно модернизировать собственные производственные мощности и повысить конкурентоспособность малых инно-

вационных предприятий на международной арене.

В 2008 г. была создана Европейская сеть поддержки предпринимательства (Enterprise Europe Network - EEN), которая является самой большой сетью поддержки бизнеса в мире и включает в себя более 600 партнерских организаций в 51 стране и более чем 4000 экспертов. Цель Европейской сети - создание благоприятной среды для повышения конкурентоспособности и инновационной активности малых и средних предприятий. В конечном счете, Европейская сеть нацелена на рост компаний (в ЕС 99% компаний входят в сектор МСП) и создание новых рабочих мест [7].

Приоритетами развития данной сети выступают:

- стимулирование эффективного инновационного наднационального сотрудничества и проектной деятельности;

- продвижение кластерной политики, поддержка инновационных кластеров;

- реализация интегрированного пакета услуг малым инновационным компания;

- расширение сотрудничества малых предприятий ЕС с компаниями из «третьих стран».

Стратегическими партнерами сети EEN являются не отдельные центры трансфера технологий, агентства регионального и инновационного развития, а консорциумы, которые интегрируют в себя все эти организации. Такое объединение позволяет разработать и предоставить полный пакет знаний и технологий для региональных клиентов, учитывая специализации, входящих в консорциумы организаций (около 5-7 организаций).

Чтобы реализовать проект трансфера технологий и коммерциализировать инновационную предпринимательскую деятельность, в странах ЕАЭС была создана инновационная система, которая включает в себя две подсистемы - генерация знаний (университеты, лаборатории, НИИ - разработчики новых идей и знаний) и инновационная инфраструктура (бизнес-инкубаторы, центры венчурного инвестирования, технопарки - стимулирование и поддержка инновационной деятельности современных форм предпринимательства).

Потенциальными стейкхолдерами создаваемой сети трансфера технологий в странах ЕАЭС являются:

- Республика Беларусь - Государственный комитет по науке и технологиям, Республиканский центр трансфера технологий (включает 26 представительств);

- Республика Армения - Государственный комитет по науке, Ассоциация «Трансфер технологий»;

- Республика Кыргызстан - Государственная служба интеллектуальной собственности при Правительстве РК, Центр внедрения инноваций в Средней Азии;

- Республика Казахстан - Национальный управляющий холдинг «Байтерек», Национальное Агентство по технологическому развитию;

- Российская Федерация -, Фонд «Скол-ково», Российская венчурная компания, Фонд развития промышленности, Роснано, Центр поддержки и инноваций, Агентство технологического развития, Фонд содействия инновациям. РСТТ является партнером инновационного релей-центра Европейской сети IRC (Innovation Relay-Centers) [8].

Но, несмотря на достигнутые результаты, на сегодняшний день, можно выделить проблемы, которые препятствуют сотрудничеству между участниками ЕСТТ и тормозят развитие малых инновационных предприятий на пространстве ЕАЭС. Наряду с недостаточной поддержкой инновационной деятельности, нехваткой материальных и нематериальных ресурсов для ее реализации, основной проблемой является потребность в доступе информации о возможностях установления партнерских отношений, о новых рынках и товарах, а также отсутствие систематического финансирования и неконкурентоспособность инновационных предприятий на международном рынке. Такие проблемы можно отследить в «Глобальном индексе инноваций» (далее Индекс), который ежегодно оценивает эффективность усилий по развитию инноваций многих стран мира, путем соотношения затрат на инновационную деятельность и последующего эффекта. Согласно результатам Индекса 2020 г., наряду с США, Китаем и Японией, боль-

шинство государств-членов ЕС входят в группу 25 ведущих стран по уровню инновационного развития. Страны ЕАЭС в данном рейтинге находятся на 47 месте (Россия), 64 - (Беларусь), 77 - Казахстан. Отмечено, что успех стран Запада обу-

словлен динамичным обменом технологиями и услугами на транснациональном уровне, а также повышением расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы [9].

Таблица 3. Внутренние затраты на научные исследования и разработки в странах ЕАЭС в текущих ценах; миллионов долларов США) - 2019

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

ЕАЭС 15 192,7 1S 145,7 15 945,0 17 S76,0 21 499,9 23 327,2 24 490,2 23 125,4 15 700,6 14 571,S 1S 034,7 17 043,0 1S 151,6

в том числе:

Армения 10,5 13,7 17,6 24,3 23,3 21,4 24,9 24,2 22,8 26,2 25,0 23,0 24,6 21,8 24,3

Беларусь 204,9 244,0 435,0 447,7 315,1 381,0 371,4 422,7 487,4 397,0 276,6 237,7 319,5 362,4 372,4

Казахстан 162,0 196,7 219,0 289,0 264,3 227,1 295,7 343,7 405,4 370,3 312,6 194,7 211,3 209,5 215,2

Кыргызстан 8,8 9,7 7,5 7,5 9,7 11,0 10,9 9,3 7,9 7,6 8,2 8,3 8,0

Россия 8 160,0 10 625,7 14 512,3 17 375,0 15 335,7 17 239,0 20 798,2 22 525,6 23 563,7 22 322,6 15 078,5 14 108,8 17 471,1 16 441,0 17 531,7

В таблице видно, что в странах ЕАЭС внутренние затраты на исследования и технологические разработки составляют 18151,6 млрд.дол., где основную часть расходов формирует Россия - 17531,7 млрд.дол. Также, согласно анализу уровня расходов на НИОКР в странах мира (в % от ВВП), можно сделать вывод, что затраты на НИОКР в государствах-членах ЕАЭС, в сравнении с развитыми экономиками (от 3%), остаются достаточно низкими. Расходы России насчитывают - 0,99%, Казахстана - 0,12%, Беларуси - 0,61%, Армении - 0,19%, Киргизия - не представлена в рейтинге [10].

На сегодняшний день, Евразийская экономическая комиссия разрабатывает «Основные направления промышленного сотрудничества 2.0 до 2025 года». Стратегический документ предусматривает создание системы технологического прогнозирования и дальнейшее развитие Евразийской сети трансфера технологий, запуск инвестиционных и инновационных проектов, сотрудничество в рамках объектов индустриально-инновационной инфраструктуры. Для финансирования совместных проектов, будет создан единый венчурный фонд Союза на базе Евразийского банка развития.

Таким образом, для развития малого инновационного предпринимательства на

пространстве ЕАЭС, особое значение приобретает Евразийская сеть трансфера технологий. Чтобы ЕСТТ оказала воздействие на усиление конкурентоспособности малых предприятий, в странах Союза необходимо проводить надлежащую инновационную политику, направленную на устранение препятствий, мешающих развивающимся странам в полной мере участвовать в цифровой экономике и оптимизировать выгоды, уменьшить сырьевую зависимость, активизировать имеющийся научно-производственный потенциал, и модернизировать технологическую базу.

Мировой опыт показывает, что развитие инновационной деятельности малых предприятий происходит за счет упрощенного доступа к научно-технологической информации, повышения качества взаимодействия национальных организаций инновационной инфраструктуры, встраивания компаний в производственные цепочки как местном, так и на глобальном уровнях, увеличения внутренних затрат на НИОКР, а также определения основных направлений участия малого предпринимательства в создании и распространении базисных и улучшающих инноваций на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Библиографический список

1. Chesbrough H. W. Open innovation: The new imperative for creating and profiting from technology. - Harvard Business Press, 2003.

2. Портер М. Конкуренция. - М.: Вильямс, 2006.

3. Евразийский экономический союз. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eaeunion.org (дата обращения 26.11.2020)

4. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. (ред. от 08.05.2015 г.)

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru, 05.06.2015 (дата обращения 25.11.2020)

5. Российская сеть трансфера технологий (Russian Technology Transfer Network, RTTN).

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rttn.ru/ (дата обращения 25.11.2020)

6. Департамент статистики Евразийской экономической комиссии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru (дата обращения 26.11.2020)

7. Аналитический сборник ЕЭК - Евразийский экономический союз в цифрах - 2020. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/Brief _Statistics_Yearbook_2020.pdf (дата обращения 25.11.2020)

8. Департамент промышленной политики ЕЭК - Исследование мирового опыта открытых инноваций и оценка потенциала государств-членов ЕАЭС для создания сетевых структур по поддержке трансфера технологий - 2017. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru (дата обращения 25.11.2020)

9. Cornell University, INSEAD, and WIPO (2020). The Global Innovation Index 2020: Who Will Finance Innovation? Ithaca, Fontainebleau, and Geneva. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2020.pdf (дата обращения 26.11.2020)

10. UNESCO Institute for Statistics: Research and Development Expenditure 2019. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/research-and-development-expenditure (дата обращения 26.11.2020)

EURASIAN TECHNOLOGY TRANSFER NETWORK AND ITS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITIES OF SMALL ENTERPRISES

E.A. Makaryan, Graduate Student

Supervisor: S.Yu. Rumyantseva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Saint Petersburg State University (Russia, St. Petersburg)

Abstract. This article examines the Eurasian technology transfer network, its features and the role of this network in the development of innovative activities of small businesses in the EAEU countries. The basic concepts are revealed; analyzed the foreign experience of effective interaction within the technology transfer network; identified problems that impede the process of technology transfer and implementation of innovative activities in the EAEU.

Keywords: Eurasian technology transfer network, innovation, innovation activity, open innovation, national innovation systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.