Научная статья на тему 'Евразийская резервная система - институциональная основа обеспечения устойчивости финансовой системы России'

Евразийская резервная система - институциональная основа обеспечения устойчивости финансовой системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНОЕ СИСТЕМНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ "КРЕДИТОРЫ ДОЛЖНИКИ" / GLOBAL SYSTEM CONTRADICTION "CREDITORS DEBTORS" / ЕВРАЗИЙСКАЯ РЕЗЕРВНАЯ СИСТЕМА / EURASIAN RESERVE SYSTEM / НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО / NATIONAL WEALTH / НОВАЯ ПАРАДИГМА УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМ БОГАТСТВОМ / NEW PARADIGM OF MANAGEMENT OF NATIONAL WEALTH / УСТОЙЧИВОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ / STABILITY OF FINANCIAL SYSTEM / INVESTMENT REQUIREMENT OF A REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новашина Татьяна Сергеевна

В статье раскрываются институциональные компоненты новой парадигмы управления национальным богатством, которая рассматривается как основа обеспечения устойчивости национальной финансовой системы России. Показано, что суверенная резервная система РФ евразийская резервная система может выступить институциональной основой обеспечения устойчивости национальной финансовой системы. Механизм функционирования суверенной резервной системы включает в себя три основных структурных компонента: институциональный, процедурный и инструментальный. В своем содержательном развертывании евразийская резервная система постепенно вбирает в себя создаваемые последовательно и параллельно все необходимые институты и организации (институциональный компонент) ее целостности. В процессе формирования институтов резервной системы они неизбежно отрабатывают необходимые внешние и внутренние регламенты, положения, процедуры, стандарты, необходимые для своего оптимального функционирования (процедурный компонент). Одновременно в системе институты апробируют и адаптируют традиционные и вновь спроектированные финансовые инструменты (инструментальный компонент). В итоге проявляется новое качественное состояние резервной системы в преодолении национальных границ функционирования и «покрытии» своим воздействием социально-экономических отношений формируемого единого экономического пространства стран ЕврАзЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the institutional components of a new paradigm of management of the national wealth, which is regarded as the basis of ensuring the sustainability of the national financial system in Russia. It is shown that the sovereign Reserve RF Eurasian Reserve may make the institutional framework to ensure stability of the national financial system. The mechanism of functioning sovereign tion Reserve includes three main structural components: institutional, procedural and instrumental. In a meaningful deployment Eurasian Reserve gradually absorbs created in series and parallel all the necessary institutions and organizations (institutional component) its integrity. During the formation of institutions Reserve inevitably they fulfill the necessary external and internal policies, regulations, procedures, standards, necessary for its optimal functioning (procedural component). Simultaneously in the system and adapt institutions are experimenting with traditional and newly designed financial instruments (instrumental component). The result is shown qualitatively new state reserve system to overcome national boundaries and functioning of «covering» their influence socio-economic relations formed a single economic space of the Eurasian Economic Community.

Текст научной работы на тему «Евразийская резервная система - институциональная основа обеспечения устойчивости финансовой системы России»

ЕВРАЗИЙСКАЯ РЕЗЕРВНАЯ СИСТЕМА -

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

EURASIAN RESERVE SYSTEM -INSTITUTIONAL BASIS OF STABILITY OF RUSSIAN FINANCIAL SYSTEM

Новашина Татьяна Сергеевна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Банки. Денежное обращение и кредит» МГИМО - университет МИД России. Адрес: Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, 119454, Москва, просп. Вернадского, д. 76; заведующая кафедрой банковского дела Московского финансово-промышленного университета «Синергия». Адрес: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 129090, Москва, ул. Мещанская, д. 9/14, стр. 1. E-mail: TNovachina@mail.ru

Novashina, Tatyana S.

PhD, Assistant Professor of «Banks. Currency Circulation and Credit» Department of MGIMO University. Address: MGIMO University, 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russian Federation; Head of the Department for Banking Industry of MUIF «Synergy». Address: Moscow University of Industry and Finance «Sinergy», 9/14 Meschanskay street, Moscow, 129090, Russian Federation. E-mail: TNovachina@mail.ru

В статье раскрываются институциональные компоненты новой парадигмы управления национальным богатством, которая рассматривается как основа обеспечения устойчивости национальной финансовой системы России. Показано, что суверенная резервная система РФ - евразийская резервная система - может выступить институциональной основой обеспечения устойчивости национальной финансовой системы. Механизм функционирования суверенной резервной системы включает в себя три основных структурных компонента: институциональный, процедурный и инструментальный. В своем содержательном развертывании евразийская резервная система постепенно вбирает в себя создавае-

The article describes the institutional components of a new paradigm of management of the national wealth, which is regarded as the basis of ensuring the sustainability of the national financial system in Russia. It is shown that the sovereign Reserve RF -Eurasian Reserve - may make the institutional framework to ensure stability of the national financial system. The mechanism of functioning sovereign tion Reserve includes three main structural components: institutional, procedural and instrumental. In a meaningful deployment Eurasian Reserve gradually absorbs created in series and parallel all the necessary institutions and organizations (institutional component) its integrity. During the

мые последовательно и параллельно все необходимые институты и организации (институциональный компонент) ее целостности. В процессе формирования институтов резервной системы они неизбежно отрабатывают необходимые внешние и внутренние регламенты, положения, процедуры, стандарты, необходимые для своего оптимального функционирования (процедурный компонент). Одновременно в системе институты апробируют и адаптируют традиционные и вновь спроектированные финансовые инструменты (инструментальный компонент). В итоге проявляется новое качественное состояние резервной системы в преодолении национальных границ функционирования и «покрытии» своим воздействием социально-экономических отношений формируемого единого экономического пространства стран ЕврАзЭС.

formation of institutions Reserve inevitably they fulfill the necessary external and internal policies, regulations, procedures, standards, necessary for its optimal functioning (procedural component).

Simultaneously in the system and adapt institutions are experimenting with traditional and newly designed financial instruments (instrumental component). The result is shown qualitatively new state reserve system to overcome national boundaries and functioning of «covering» their influence socio-economic relations formed a single economic space of the Eurasian Economic Community.

Ключевые слова: глобальное системное противоречие «кредиторы -должники», евразийская резервная система, национальное богатство, новая парадигма управления национальным богатством, устойчивость финансовой системы.

Keywords: Global system contradiction «creditors - debtors», Eurasian reserve system, investment requirement of a region, national wealth, new paradigm of management of national wealth, stability of financial system.

Организаторы Московского экономического форума, который состоялся в марте 2013 г., поставили перед его участниками два, с нашей точки зрения, основополагающих вопроса: что не так с механизмом современной экономики и какая философия должна быть положена в основу современной экономической политики? Попытаемся ответить на эти вопросы, затронув ключевую, кардинальную проблему современного мира - проблему обеспечения устойчивости национальных финансовых систем. Прежде всего следует осознать и принять то, что жизненная потребность формирования механизмов устойчивого функционирования национальных финансовых систем обусловливает необходимость переосмысления многих устойчивых со-

циально-экономических стереотипов и теоретических догм, довлеющих в умах национальных управленческих элит и массовом сознании.

Обеспечение устойчивости национальных финансовых систем -глобальная проблема, поскольку затрагивает практически любую национальную юрисдикцию. Проблема эта системная, поскольку лежит в основе крушения принятой в свое время мировым сообществом Брет-тон-Вудской системы. Доллар США стал наряду с золотом одним из видов мировых денег (мировой расчетной и резервной валютой). Это был момент триумфа не только доллара США, но и английского фунта, который до сих пор, не вступая и не собираясь вступать в зону европейской валюты, полномасштабно пользуется некогда приобретенной, уникальной позицией - быть сподвижником доллара в мировой финансовой экспансии. На этом «священном» союзе, на масштабном представительстве интересов доллара в Огаром Cвете и не только в нем в основном и строится финансовое благополучие институтов, обслуживающих кредитную экспансию американского доллара.

Односторонний отказ Федеральной резервной службы США от золотого стандарта и, как следствие, переход к свободному плавающему курсу валют обусловил необходимость сначала апробации, а затем и широкомасштабной практики особых методов регулирования мировых (национальных) финансовых систем. Глобальный финансовый мир кардинально изменился. Как известно, особо остро проблема управляемости международных финансов встала с сентября 2008 г. Участники глобальных саммитов G20/ в течение ряда лет активно обсуждая наиболее важные проблемы функционирования мирового хозяйства, принимают многочисленные решения, направленные на реконструкцию, модернизацию или «лакировку» существующих международных экономических отношений. При этом важнейшим международным саммитом эпохи глобального системного кризиса, открывшего начало времен нового тысячелетия, следует считать, как мы полагаем, Лондонский саммит G20 (апрель 2009).

Какова же суть принятых Лондонским саммитом G20 решений? Она сводится к главному: лидеры «Двадцатки» выбрали и согласовали среди ряда альтернативных позиций, высказанных в преддверии саммита (особо ярко о своих позициях заявили Китай, Россия, Франция в альянсе с Германией и др.), американский план помощи мировой экономике. Этот план предусматривал безоговорочное принятие и поглощение мировой экономикой фантастической по масштабам и уникальной по срокам долларовой эмиссии. ФРС США провела кредитную экспансию на триллион долларов США. Таким образом, все мировое хозяйство, вся мировая экономика в лице конкретных заемщиков вне зависимости от конкретных каналов реализации кредитных отношений и движения ссудной стоимости выступили должниками амери-

канского доллара, точнее его эмиссионного центра. Имея в практике развития международных финансовых отношений те или иные формы их проявления, те или иные формы их бытия, мы должны констатировать, что современный мир живет в эпоху глобализации и социально-экономической турбулентности. Это означает высокую вероятность возникновения кардинальных эволюционных преобразований в странах мира (особенно это важно для России).

Путь в будущее для сложных, нелинейно развивающихся открытых систем, каковыми являются системы социального мира, в том числе и социально-экономические, всегда неоднозначен. Нация может выбирать тот или иной путь социально-экономических преобразований, однако при этом следует понимать, что сложные социально-экономические системы, образующие в своем интегрированном единстве одну из важнейших компонентов развития социума, имеют собственные внутренние векторы развития и механизмы функционирования. В силу этого возникает жизненная потребность формирования механизмов, способных обеспечить устойчивость национальных финансовых систем и, как следствие, устойчивое функционирование национальной экономики в целом. Что это за механизмы? Какова их структура? Каковы принципы формирования и функционирования?

Прежде чем ответить на эти далеко не простые вопросы, следует коротко охарактеризовать базовые компоненты, необходимые для понимания предлагаемой нами новой парадигмы управления национальным богатством как основы обеспечения устойчивости национальной финансовой системы России.

Во-первых, необходимо внести существенное уточнение в понятия «устойчивость» и «стабильность» финансовой (банковской, денежной, кредитной и пр.) системы1. Устойчивость [10. - С. 21] и стабильность

1 Понятия «устойчивость» и «стабильность» зачастую и в теоретических работах, и в работах, отражающих и анализирующих накопленный опыт, отождествляются. Одна из немногих работ, акцентирующих внимание на необходимости обеспечить устойчивость функционирования финансовых институтов, - The Structure of Financial Supervision: Approaches and Challenges in a Global Marketplace. Group of Thirty [11]. Понятие «стабильность» определяется через понятие «запас прочности». Как отмечает Д. В. Панов, «финансовая стабильность коммерческого банка - диапазон состояний, предполагающий поддержание сбалансированности финансовых параметров, сохранение запаса финансовой прочности (курсив наш. - Т. Н.)». Устойчивость, по его мнению, «является одной из составляющих стабильности» [9. - C. 192, 196]. В качестве критерия при анализе сущности таких явлений, как устойчивость и стабильность, автор выбирает категории «общее» и «частное». Его позиция - одно входит в другое. Наша позиция заключается в том, что устойчивость и стабильность - это характеристики состояния системы. Критерий их бытия - время. Может ли система быть стабильной, но неустойчивой? Наше мнение - нет. За этой методологической тонкостью стоит реальное бытие самой системы и, что самое главное, необходимость выбора адекватных инструментов, обеспечивающих ее функционирование. А это представляет колоссальную сложность в практической деятельности. Ошибки при этом могут быть непоправимыми.

[9. - С. 189, 200] - это параметры финансового состояния любой социально-экономической системы. Система либо обладает этими параметрами, либо нет. Функционирование систем как таковых - это их бытие, форма их существования в окружающем пространстве-времени. При этом устойчивость системы означает способность системы как таковой функционировать в процессе своей жизнедеятельности. Стабильность системы означает способность функционировать оптимально1. Поддержание данных параметров (устойчивость, стабильность) системы предполагает использование различных механизмов, обеспечивающих ее функционирование. Это понимание дает возможность использовать в процессе управления различными социально-экономическими системами соответствующие механизмы, что означает адекватный выбор институтов, процедур, инструментария и их «точную настройку» на заданные параметры функционирования системы.

Во-вторых, проектирование механизмов оптимального функционирования сложных социально-экономических систем составляет одну из важнейших задач экономической науки. А повышение результативности исследований требует прежде всего расширения и углубления теории и методологии экономической науки. Исходя из такого понимания принципов проектирования финансовых механизмов развертывания социально-экономических процессов мы полагаем, что необходимо понять природу процессов, обусловливающих особенности поведения субъектов экономических отношений. При этом мы исходим из следующей гипотезы: зарождение и формирование общества потребления является закономерной исторической формой развертывания глобального противоречия «кредиторы - должники» [6; 8].

В-третьих, исходя из исторических предпосылок развертывания кредитной экспансии мировой резервной валюты - доллара США, закономерностей развития и особенностей функционирования мировой финансовой системы мы предложили в свое время, обосновывая необходимость обеспечения суверенитета российской финансовой системы, модель формирования суверенной резервной системы - евразийской резервной системы, основанной на новой парадигме управления национальным богатством [4; 8]. Используя в своем исследовании и соответственно в проектировании финансовых систем ключевую парадигму синергетики, опираясь на ее методологию, мы показали, что резервная система состоит не только из финансовых компонентов (финансовые институты, финансовые отношения, финансовые инструменты). Она включает в себя и социально-экономический компонент -залоговую систему развития, которая составляет институциональный и социально-экономический компоненты финансовой системы с полным

1 По Лейбницу, оптимальность данного мира как достаточное основание его существования означает оптимальность отношений между разнообразием существующих вещей.

резервированием. Это видение и предопределяет чрезвычайно важную роль, которую может играть в социально-экономическом развитии региональной экономики национальная залоговая система развития и составляющие ее институциональную основу региональные залоговые фонды развития [7].

В-четвертых, необходимость формирования особого института -евразийской резервной системы как финансовой основы функционирования общего рынка ЕврАзЭС - признает ряд исследователей [3; 4]. На научных форумах, в экономической литературе идет обсуждение ее институционального устройства и содержательно-функциональной формы реализации. Высказываются разные точки зрения. Сторонники ортодоксальной концепции признают ключевым компонентом будущей евразийской резервной системы центральный банк ЕврАзЭС с традиционным набором функций этого института [3]. При этом они не исключают целесообразность и допускают возможность параллельного функционирования самостоятельной клиринговой системы в рамках общего экономического пространства стран - членов ЕврАзЭС. Важно отметить, что речь при этом идет об условной евразийской резервной системе. Характеризуя ее особенности, авторы особо отмечают, что в качестве возможных прообразов можно рассматривать Федеральную резервную систему США, а также Европейский ЦБ. С таким видением, когда идеология финансовой системы с частичным резервированием, рьяным поборником которой и выступают истинные владельцы ФРС США, закладывается и в качестве философии, и в качестве основного системного компонента и определяет новую парадигму (будущее бытие) проектируемой и формируемой евразийской резервной системы, вряд ли можно согласиться. Исходя из факта своекорыстного, индивидуально ориентированного поведения каждого отдельного участника экономических, хозяйственных отношений возникает настоятельная потребность проведения на системном уровне соответствующей государственной политики, позволяющей демпфировать мощные перераспределительные процессы между участниками хозяйственных отношений.

В-пятых, мы можем охарактеризовать эту гипотетическую государственную политику как антиинфляционную. В контексте обсуждаемой проблемы следует особо подчеркнуть, что финансовая система, основанная на функционировании банковской системы с частичным резервированием, априори является генератором инфляционных (перераспределительных) процессов. Причем не в традиционном (монетарном) аспекте инфляционной проблемы - количестве денег в обращении, а в ее институциональном понимании.

В-шестых, в понимании сути и принципов формирования государственной антиинфляционной политики, раскрытии ее содержания

для нас представляют интерес последние фундаментальные исследования в области теории денег1. Одним из таких исследований является работа Ю. В. Базулина «Происхождение и природа денег», в которой сформулированы теоретические положения, весьма важные для понимания и решения поставленной нами проблемы [1]. Ее автор весьма обоснованно исходит из концепции, согласно которой природа денег раскрывается на трех уровнях, отражающих взаимосвязи в системе социальных, экономических и правовых отношений. В связи с этим исследователь предлагает новое определение денег, под которыми понимается рыночная форма универсального требования на долю богатства общества. В это определение входят три составляющие денег: экономическая (рыночная форма), экономико-правовая (универсальное требование) и социально-экономическая (доля общественного богатства). Это чрезвычайно важное обстоятельство в подходах к разработке и реализации денежной и кредитной политики суверенной власти в России. Данные методологические положения позволяют понять принципы формирования государственной антимонопольной политики. С нашей точки зрения, государственная антиинфляционная политика как политика интеграционная должна состоять из системной совокупности различных государственных предметных политик, в частности, структурной, антикоррупционной, ценовой, денежной, кредитной, налоговой, инвестиционной, валютной и, наконец, институциональной.

В-седьмых, институциональная компонента антиинфляционной политики предполагает системное формирование со стороны государства институтов антиинфляционного регулирования, а главное - четкое определение и содержательное развертывание их функционала. В свое время мы раскрыли наше видение институционального состава национальной (суверенной) резервной системы, обосновав функционал всех ее ключевых компонентов. Отличительной особенностью предлагаемой резервной системы является формирование ее базиса на принципах полного резервирования за счет определения инвестиционной емкости регионов РФ и включения в экономический (финансовый) оборот всех элементов национального богатства2.

1 О деньгах, их сущности, выполняемых функциях, роли в экономической жизни общества, всевластии денег написаны тысячи научных трудов. Зачастую излагаемые в них концепции, позиции, теории противоположны, а порой и противоречивы.

2 В состав национального богатства исследователи, занимающиеся его оценкой, сегодня включают различные компоненты и определяют при этом различные методики его оценки. Мы исходим из концепции, что в состав национального богатства входят физический капитал (ВВП), человеческий капитал (витальный, интеллектуальный и духовный), социальный капитал (характеризует уровень организации структур социумов, от которых зависит эффективность их функционирования) и природный капитал (возобновляемый - экокапитал, и невозобновляемый - палеокапитал) [2].

Таким образом, исходя из представленных нами теоретических положений, основанных на вскрытых закономерностях функционирования хозяйственных систем, мы можем полагать, что суверенная резервная система РФ - евразийская резервная система, изначально формируемая как национальная резервная система, в своем содержательном развертывании постепенно вбирает в себя создаваемые последовательно и параллельно все необходимые институциональные компоненты (институты и организации) ее целостности.

При формировании институтов резервной системы происходит постепенное развертывание всего спектра функций каждого из этих институтов. Тем самым сама система (в своей целостности и своем развитии), отрабатывая регламенты и процедуры функционирования (процедурный компонент), апробируя и адаптируя традиционные и вновь спроектированные финансовые инструменты (инструментальный компонент), обогащая в процессе развертывания свое внутреннее содержание, создает необходимые условия фазового перехода к своему новому качественному состоянию. Это новое качественное состояние резервной системы проявляется в преодолении национальных границ функционирования и покрытии своим воздействием социально-экономических отношений формируемого единого экономического пространства стран ЕврАзЭС.

Каковы цели и задачи создания евразийской резервной системы? Их несколько, и они системно взаимосвязаны.

Цель первая: защита национальной экономики от воздействия глобальных финансовых кризисов. Основные задачи, решаемые в ходе ее достижения: уход от мировой кредитной монополии американского доллара; создание (формирование и функционирование) национальной залоговой системы развития; создание (формирование и функционирование) суверенной резервной системы1.

Цель вторая: создание антиинфляционного финансового механизма устойчивого развития. Основные задачи, решаемые в ходе ее достижения: формирование региональных залоговых фондов развития; формирование национальной залоговой системы развития; формирование инфраструктурных финансовых институтов; формирование расчетно-клиринговой системы; создание необходимых финансовых инструментов; разработка регламентов и процедур функционирования институтов суверенной резервной системы.

Цель третья: формирование механизмов капитализации национального богатства. Основные задачи, решаемые в ходе ее достижения:

1 Сегодня, как никогда ранее, целеполагание в таком содержании является ключевым элементом обеспечения национальной безопасности России.

инвентаризация, классификация, распределение и закрепление прав субъектов собственности, экономическая оценка активов и прав на них; оценка инвестиционной емкости субъектов РФ - участников национальной залоговой системы развития.

Цель четвертая: укрепление национальной денежно-кредитной системы. Основные задачи, решаемые в ходе ее достижения: обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; обеспечение функционирования антиинфляционного финансового механизма; создание системы демпфирования (поглощения) финансовых рисков.

Изначально сердцевиной проектируемой суверенной резервной системы, ее центральным звеном, как мы полагаем, должна стать залоговая система развития, состоящая из интегрированной совокупности региональных залоговых фондов развития.

К стратегическим задачам, решаемым залоговой системой, относятся:

- интеграция разрозненных элементов региональных, федеральных (национальных) активов (национального богатства) в единую экономическую совокупность;

- подготовка их активов (формирование организационно-юридических процедур) к запуску в финансовый оборот (исходя из потенциальной инвестиционной емкости региона, оцениваемой по ключевым компонентам национального богатства) в пределах функционирования суверенной резервной системы.

Непосредственно финансовый оборот активов, используя для этого механизмы секьюритизации, должны осуществлять, как нам представляется, специализированные финансовые институты, образующие в своем системном взаимодействии институциональный финансовый блок (компонент) евразийского резерва - евразийский финансовый дом (ЕФД).

По своим функциям ЕФД - это не центральный банк ЕврАзЭС, о процессе создания которого упомянули авторы рассмотренной нами концепции формирования резервной системы [3]. Функции центрального банка региональной резервной системы, на наш взгляд, иные. Он выполняет прежде всего функцию эмиссионного центра этой единой валюты, центра, создающего единый платежный инструмент общего рынка. Деньги изначально в этом случае выступают в своей виртуальной форме.

Основная проблема капитализации российских активов состоит в том, что большинство из них лежит мертвым грузом. Мы убеждены в том, что Россия не может достичь экономического процветания без действенной и масштабной капитализации своего национального богатства, без запуска в полномасштабный финансовый оборот всех, а не

только рукотворных элементов национального богатства. Мы полагаем, что решение этой задачи должно стать национальным приоритетом.

Исходя из новой парадигмы управления национальным богатством [8] мы и предлагаем выстроить финансовые механизмы функционирования суверенной резервной системы. «Движение по траектории восходящего развития требует все большего использования ресурсов. В этом - глубинная причина возникновения современных и будущих экологических проблем, а также причина тупика стихийного либерального развития. Управляемое развитие подразумевает рациональное управление всеми составляющими национального богатства [курсив наш. - Т. Н.] - физическим, человеческим, социальным и природным капиталом»1 [2. - С. 55].

Начало процесса формирования евразийской резервной системы должно опираться на принятие правительственных решений федеральных и региональных властей о построении ее региональных основ - региональных залоговых фондов развития2.

Формирование в регионах государств - членов ЕврАзЭС залоговых фондов развития на основе включения в их состав всей совокупности национального богатства той или иной территории (региона) и функционирование на этой основе интегрированной финансовой системы развития - евразийской резервной системы - позволит, на наш взгляд, создать институциональную основу обеспечения устойчивости национальных финансовых систем государств - членов ЕврАзЭС в условиях финансовой глобализации, обеспечить устойчивую финансовую основу развития этих территорий, а также полномасштабное финансирование приоритетных социально-экономических проектов и программ.

1 Попытки использовать не мудрствуя лукаво, к примеру, природный капитал как прямой залог в традиционных кредитных отношениях приводят к возникновению парадоксальных, нелепых ситуаций. См., в частности: Кругом одни олени. Повесть о том, как брали кредиты под залог дикой природы // Независимая газета. - 2013. - 13 ноября.

2 Законодательной и институциональной основой формирования региональных залоговых фондов развития могут послужить уже созданные и функционирующие в большинстве субъектов РФ так называемые гарантийные фонды поддержки предпринимательства. Эти фонды с весьма ограниченными возможностями и функционалом тем не менее можно рассматривать как институциональную основу, «зародыш» будущих региональных залоговых фондов развития. Понимая ограниченную «производственную мощность» этих институциональных образований, правительство РФ рассматривает возможность создания федерального гарантийного фонда фондов с использованием механизмов чисто денежного покрытия рисков региональных фондов с первоначальным объемом страховых резервов в 50 млрд рублей (URL: http://www.rg.ru/ 2014/02/17/pomosh-site.html). Но это уже другая история.

Список литературы

1. Базулин Ю. В. Происхождение и природа денег. - СПб. : СПбГу, 2008.

2. Бушуев В. В., Голубев В. С., Коробейников А. А., Тарко А. М. Национальное богатство и качество жизни: мир и Россия. - М. : ИАЦ «Энергия», 2010.

3. Глазьев С. Ю., Бадалян Л. Г., Криворотов В. Ф. Евразийская резервная система и выход из финансового кризиса // Прогнозы и стратегии. - 01/2008-01/2009. - С. 106-109.

4. Карпунин В. И., Новашина Т. С. Евразийская резервная система: предпосылки создания и развития // Современная конкуренция. -2009. - № 1 (13). - С. 11-21; № 4 (16). - С. 110-121.

5. Назарбаев Н. А. Ключи от кризиса // Российская газета. Центральный выпуск. - 2009. - 2 февраля.

6. Новашина Т. С. Генезис глобального противоречия «кредиторы - должники» / / Человек - объект и субъект глобальных процессов : материалы Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 20-21 ноября 2009 г. / под ред. И. Ф. Кефели. - СПб., 2010. - С. 135-138.

7. Новашина Т. С. Евразийская резервная система - финансовые механизмы функционирования // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2010. - № 5 (35). - С. 51-57.

8. Новашина Т. С. Национальное богатство: новая концепция управления // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2010. - № 1 (31). - С. 21-28.

9. Панов Д. В. Финансовая стабильность банков: методологический подход // Вестник Финансового университета. - 2008. - № 5. -С. 180-200.

10. Пищик В. Я. О подходах к согласованию политики валютного курса в процессе создания Евразийского союза // Деньги и кредит. -2013. - № 12. - С. 18-22.

11. The Structure of Financial Supervision: Approaches and Challenges in a Global Marketplace. Group of Thirty. - Washington, DC, 2008.

References

1. Bazulin Yu. V. Proiskhozhdenie i priroda deneg [The Nature and Origin of Money], Saint Petersburg, SPbGU, 2008. (In Russ.).

2. Bushuev V. V., Golubev V. S., Korobeynikov A. A., Tarko A. M. Natsionalnoe bogatstvo i kachestvo zhizni: mir i Rossiya [National Wealth and Quality of Life: Russia and World], Moscow, IATs «Energiya», 2010. (In Russ.).

3. Glazev S. Yu., Badalyan L. G., Krivorotov V. F. Evraziyskaya rezervnaya sistema i vykhod iz finansovogo krizisa [The Eurasian Reserve System and Financial Crisis Recovery], Prognozy i strategii [Projections and Strategies], 01/2008-01/2009, pp. 106-109. (In Russ.).

4. Karpunin V. I., Novashina T. S. Evraziyskaya rezervnaya sistema: predposylki sozdaniya i razvitiya [The Eurasian Reserve System: Prerequisites for Establishment and Development], Sovremennaya konkurentsiya [The Modern-Day Rivalry], 2009, No. 1 (13), pp. 11-21; No. 4 (16), pp. 110-121. (In Russ.).

5. Kogan A. M. Makroregulirovanie vysokorazvitogo rynka: «nevidimaya ruka», konkurentsiya, potrebnosti sistemy [Macroprudential Regulation of Highly Developed Markets: «Invisible Hand», Rivalry, System Needs], Moscow, Market DS, 2006. (In Russ.).

6. Novashina T. S. Genezis globalnogo protivorechiya «kreditory -dolzhniki» [Genesis of the Global Collision: «creditors - debtors»], Chelovek - ob#ekt i sub#ekt globalnykh protsessov, materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Sankt Peterburg, 20-21 noyabrya 2009 g., pod red. I. F. Kefeli [Human as a Subject and Object of Global Processes, ed. I. F. Kefeli], Saint Petersburg, 2010, pp. 135-138. (In Russ.).

7. Novashina T. S. Evraziyskaya rezervnaya sistema - finansovye mekhanizmy funktsionirovaniya [The Eurasian Reserve System: Operation of the Financial Mechanisms], Vestnik Rossiyskoy ekonomicheskoy akademii imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian Academy of Economics], 2010, No. 5 (35), pp. 51-57. (In Russ.).

8. Novashina T. S. Natsionalnoe bogatstvo: novaya kontseptsiya upravleniya [National Wealth: the New Concept of Management], Vestnik Rossiyskoy ekonomicheskoy akademii imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian Academy of Economics], 2010, No. 1 (31), pp. 21-28. (In Russ.).

9. Panov D. V. Finansovaya stabilnost bankov: metodologicheskiy podkhod [Banks Financial Stability: Methodological Approach], Vestnik Finansovogo universiteta [Vestnik of the Finance University under the Government of the Russian Federation], 2008, No. 5, pp. 180-200. (In Russ.).

10. Pishchik V. Ya. O podkhodakh k soglasovaniyu politiki valyutnogo kursa v protsesse sozdaniya Evraziyskogo soyuza [Approaches to Exchange Rate Policy Coherence During the Eurasian Economic Union Establishment], Dengi i kredit [Money and Credit], 2013, No. 12, pp. 18-22. (In Russ.).

11. The Structure of Financial Supervision: Approaches and Challenges in a Global Marketplace. Group of Thirty. Washington, DC, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.