АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ
УДК: 338.012 Б01: 10.24411/2071-6435-2019-10125
Евразийская интеграция энергетики на основе модели экономического креста как фактор повышения эффективности функционирования российских предприятий
В статье рассматривается энергетическая система Евразийского союза. Авторы анализируют существующую систему производственных, финансовых и иных отношений в энергетике с целью адаптировать предложенную ими методологию «экономического креста» к требованиям Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (172-ФЗ от 28 июня 2014 года) на примере ее использования в формировании единой энергетики Евразийского союза.
Рассматриваются проблемы, каскающиеся эффективности современной системы интеграционных процессов в Евразийском пространстве в сфере энергетики. Указаны основные барьеры, снижающие эффективность и препятствующие инновационной переориентации энергетических производств Евразийского союза. Предложена методология организации процедуры моделирования структуры связей между энергетическими предприятиями стран Евразийского союза, в настоящее время работающих преимущественно в рамках национальных энергетических систем. Существенным достоинством предлагаемого в статье методологического инструмента прогнозирования стратегического развития энергетических систем является то, что он обеспечивает возможность выявления на ранних стадиях внешних эффектов от действий участников всех этапов «экономического креста» и позволяет сравнивать варианты «экономических крестов».
Ключевые слова: Евразийский союз, энергетика, инновации, методика прогнозирования стратегического развития; интеграция; импортозамещение, экономическая эффективность предприятий
Опыт экономического сотрудничества интеграционных группировок последнего столетия показывает, что их экономическая эффективность и политико-общественная устойчивость в краткосрочном периоде зависят от наличия общности экономических интересов, а в долгосрочном — от качества и структуры межгосударственных экономических связей и инфраструктурного фактора. При этом на первоначальном этапе (первые 3—5 лет) устойчивые интеграционные объединения являются, прежде всего, нетто-потребителями экономических ресурсов, и только в последующие годы дисконтированные денежные потоки, получаемые участниками интеграционного проекта,
© И. О. Автора, 2019
Д. В. Тимохин
С. А. Демин
становятся положительными.
Энергетический аспект является ключевым по капитализации (30,4%) направлением в структуре инвестиционного портфеля Евразийского банка реконструкции и развития [14].
С точки зрения долгосрочной стратегии, в энергетической сфере ЕАЭС развитие сотрудничества возможно по следующим направлениям.
1. Интенсификация разработки месторождений традиционных видов топлива [2].
2. Обеспечение более рационального использования имеющихся в странах-членах союза производственных мощностей и проведение их модернизации и расширения в соответствии с принципом Паретто-оптимальности. Максимизация положительных эффектов масштаба и обеспечение более глубокого разделения труда.
3. Реализация крупных системообразующих проектов в сфере энергетики, прежде всего, атомной. Создание высокоэффективной энергетической системы, охватывающей весь Евразийский союз и базирующейся преимущественно на российских технологиях, позволит решить ряд энергетических проблем Союза.
Концептуально развитие Евразийского союза в ближайшие годы будет определяться логикой экономического сотрудничества, возникшей еще в советские годы. Как было отмечено выше, причиной этого является инфраструктурный фактор, вынуждающий производителей вне зависимости от их политических взглядов и этнической принадлежности принимать модель международного разделения труда (МРТ), определенную еще в советское время. Такое положение дел ставит вопрос не о создании новой трансевразийской промышленности, а о воссоздании старой, как в случае с пищевой промышленностью, в максимально короткие сроки [17].
При разработке модели интеграции и развития инновационных энергетических производств Евразийского Союза за основу может быть взята уже существующая система связей в традиционных смежных сферах.
Рассмотрим, каким образом сотрудничество осуществляется в нефтегазовой сфере, и на основе выявленных закономерностей и противоречий предложим комплексную модель сотрудничества для инновационной энергетики.
На настоящий момент основным направлением развития энергетических отношений в рамках Евразийского союза является сотрудничество в нефтегазовой сфере. В соответствии с официальной статистикой [8], потенциал Евразийского союза позволяет обеспечить примерно 3,4-кратный прирост межгосударственной торговли. Вместе с тем, с учетом имеющихся на настоящий момент инфраструктурных резервов [2], потенциал роста операций как внутри Союза, так и за его пределами составляет 30% готовой продукции и 45—55% сырья.
Однако в рамках существующей структуры экономических связей реализовать имеющийся потенциал оказывается проблематичным: возможен лишь небольшой прирост экспорта нефтепродуктов за счет белорусского сектора (13%), в то
время как производителям из остальных стран выгоднее продавать сырую нефть западным и китайским компаниям.
Проблема инноватизации имеющегося производства показана на рисунке 1.
Поставщики
Кредиторы
Франчайзеры, лицензиаты
Прибыль (тг)
Платежи компании-производителя по контрактам (С)
Покупатель
Рисунок 1. Модель построения основных (финансовых потоков в рамках воспроизводственного цикла компании
В случае, если платеж по контрактам компании-производителя не будет осуществлен в срок, у нее; возникнут серьезные проблемы, связанные; как с текущими показателями финансово-хозяйственной деятельности, такс и с возможностью дальнейшей работы на рынке по причине отсутствия входящих потоков. Таким образом, для переориентации национальных компаний! на более эффективные связи Евразийского союза и максимизацию полезного эффекта от коллективного освоения рынков Юго-Восточной Азии и Латинской Америки [18], необходимо следующее.
Разница между прибылью компании-производителя (п) и ее платежами по контрактам (С) и потерями от отказа от существующих связей (С1), вызванными изменением условий! по контрактам, в некоторый временной промежуток, не превышающий производственный цикл (Т), должна оказаться положительной. Иными словами,
п—С - С 1 + Д>0 (1)
Величина Да должне формироваться из выигрышей от дальнейшей эксплуатации экономических связей, с одной стороны, и, с другой, от тех потерь, которые возможно избежать с ее помощью в дальнейшем. Однако величина Д должна быть получена компанией в период, не превышающий цикл Т.
Первое условие — наличие Евразийского проекта, обладающего величиной Д, достаточной, чтобы компенсировать возможные потери компаний. В качестве такового можно назвать проект современной инновационной энергетики. К 2020 году предполагается рост спроса на энергию около 50% от текущего значения, резко вырастет значение альтернативных нефти и газу источников энергии [16]. Проект блиц-перехода мировой экономики на альтернативную энергию во многом оказался несостоятельным, а атомный проект после Фукусимской трагедии по
конъюнктурным соображениям был свернут во многих регионах-потенциальных конкурентах. Например, в 2012 году в самой Японии на 50-ти готовых к эксплуатации энергоблоков в функциональном состоянии поддерживался всего один, Германия объявила об отказе от атомного проекта к 2022 году, по результатам референдума 2011 года от дальнейшего развития атомной энергии отказались Италия и еще ряд ключевых стран Европы [9]. Фактически, кроме Госкорпорации «Росатом», на глобальном рынке конкурентами Евразийского союза остаются только США и Франция (около 80% ее энергетики приходятся на ее атомную составляющую), в числе потенциальных партнеров — Китай.
В то же время, традиционная энергетика Евразийского союза, включая белорусский экспорт нефтепродуктов, создаваемых из российского сырья, в долгосрочной перспективе оказывается под угрозой со стороны развития сланцегазовых предприятий (США) и биотоплива (Германия) [7]. Евразийский союз дает шанс выстроить новые энергетические и инфраструктурные связи с учетом открывающихся возможностей.
По данным исследований РАН, с 2012 года в связи с подготовкой к образованию экономического союза резко поменялась динамика импортно-экспортных потоков между странами-участницами, что говорит о слабости и амбивалентности установившихся экономических отношений [10]. Например, белорусские производители нефтепродуктов переориентировались преимущественно на внутренний рынок Союза за счет резкого снижения поставок в третьи страны. При этом по некоторым позициям наблюдается кратный прирост: например, поставки по статье «Производные углеводороды прочие» (товарная группа 2904) в Россию возросли в 8,3 раза, произошла оптимизация структуры российских и казахских производителей нефти [13].
Рынок нефти и нефтепродуктов в значительной мере реагирует на конъюнктурные колебания и пока, вопреки ранее декларированным постулатам, не развивается как единая система. Так, в Соглашении от 27 сентября 2005 года в соответствии со статьей 3, планировалось разрабатывать национальные топливно-энергетические балансы и совместный топливно-энергетический баланс стран-участниц Евразийского экономического сообщества на принципах оптимальности их структур, однако существенной оптимизации и корректировки торговых отношений после вступления данного документа в силу не произошло [15]. В то же время заявления руководства стран-участниц, в частности, в 2010 году в связи с охлаждением отношений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, привели к значительной трансформации объема поставок нефтепродуктов, что позволяет сделать вывод о низком уровне интеграции между нефтегазовыми комплексами стран и хрупкости сложившихся связей.
Важным фактором, препятствующим развитию сотрудничества в энергетической сфере стран-участниц, является отсутствие у них единого основополагающего нормативно-правового акта в сфере энергетики. При этом действующие нормативно-правовые акты, несмотря на их эффективность для внутреннего рынка, часто не соответствуют духу и интересам евразийской интеграции. В частности, по этой
причине были перенесены сроки утверждения Методики механизмов контроля, предотвращающих нарушения условий соглашения о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации [4]. В условиях отсутствия определенных и незыблемых «правил игры» резиденты стран-участниц вынуждены дублировать связи посредством адаптированных под текущие реалии договоров. Такой подход неизбежно создаст определенное несоответствие между логикой сети договоров и логикой Евразийских экономических связей. Кроме того, советские производственные связи, реанимируемые в рамках вновь созданного Союза, обладают существенными недостатками.
Переориентация стран на восточное направление, хотя и осуществляется уже с 2011 года, но в полном объеме не может быть реализована в существующих инфраструктурных реалиях [4].
Шаги по оптимизации инфраструктуры энергетики под запросы Евразийского союза с учетом вызовов глобализации уже начали предприниматься. Прежде всего, это касается проектов в стадии реализации [1].
Нефтегазовый сектор уже привлекает инвестиции под формирование единой Евразийской инфраструктуры (отклонение в дисперсии от среднего за 15 лет на период адаптационного периода составляет 25%), в то время как в электроэнергетике интеграционные процессы на инфраструктурном уровне еще не начались. Причина этого кроется в следующем:
— отсутствие методики, позволяющей однозначно выбрать один из долгосрочных распределенных между странами проектов;
— отсутствие единообразия критериев выбора энергетического проекта странами-участницами Евразийского союза;
— отсутствие четких критериев экономически эффективного распределения прибыли между странами-участницами.
Расчеты показывают, что только за счет нефтегазового рынка покрыть даже внутренние потребности экономики Евразийского союза при оптимистическом сценарии развития окажется невозможно, а без внедрения новых технологий переработка ресурсов в одной из стран союза окажется в течение ближайших 10-15 лет нерентабельной и перейдет в Китай [12]. Важным при выборе технологической базы общей энергетики является и геополитический вопрос. Как отметил Президент Российской Федерации В. В. Путин, Евразийский проект должен стать «не зависящим от перепадов текущей политической и любой иной конъюнктуры». А инструментом, обеспечивающим такого рода независимость может стать консолидация экономических интересов ведущих центров принятия решений вокруг общих Евразийских проектов.
Для реализации описанных выше шагов необходимо разработать методику по выявлению и развитию связей между производствами, способными образовать отраслевой «экономический крест», включающий всех участников инновационного процесса, начиная с образования [20]. Примером технологического процесса из сферы атомной энергетики, требующего использования «экономического креста»,
является создание «могильников», которые не производят экономических благ, а также разработка инновационного атомного топлива. Проблема с финансированием такого рода участков решается посредством составления стратегической дорожной карты распределения прибыли между участниками в соответствии с методикой «экономического креста» [5].
«Экономический крест» любого производственного процесса строится как пересечение ресурсного и промышленного циклов этого производства. При этом потребительская стоимость создается на пересечении циклов, а на «концах» формируются исключительно издержки производства. Модель экономического креста в атомной энергетике представлена на рисунке 2.
Вывод из эксплуатации энергоблоков
Разведка энергоресурсов
Добыча энергоресурсов
Транспорти
ровкаи подготовка энергоресурсов к использованию
Технологические переделы и жизненный цикл энергоресурсов
ЭНЕРГОВЫРАБОТКА НА ТЭС, АЭС, ТЭЦ (кВт-ч, Гкал/час)
Строительство
и монтаж энергоблоков
Проектирование энергоблоков
Обезвреживание отходов
энергопроизводства
Рисунок 2. Сущность использования метода «экономического креста» в прогнозировании энергетики
Методологически процедура построения экономического креста для целей формирования единой инновационной энергетической инфраструктуры в рамках экономического пространства Евразийского союза включает в себя следующие этапы.
1. Сбор информации об имеющихся инновационных энергетических проектах.
1.1. Подготовка перечня проектов паневразийского значения (далее — Проекта), определение их примерной структуры и ключевых критериев.
1.2. Определение элементов реализации каждого из Проектов, разработка системы минимальных значений их критических параметров (срок реализации, риски, возможности использования капитала компаний-нерезидентов).
1.3. Сбор информации о компаниях — возможных участниках Проекта.
2. Непосредственная подготовка «дорожной карты» каждого из Проектов.
2.1. Определение возможных путей реализации проекта посредством метода «сетевого планирования» [3].
2.2. Расчет параметров каждого из возможных путей с учетом параметров времени и расстояния, определение возможных вариантов их оптимизации за счет принятия новых международных соглашений в рамках Евразийского союза.
2.3. Выбор оптимальных путей реализации, проведение переговоров с возможными участниками о порядке распределения прибыли, образующейся на пересечении «экономннеского щэеста».
2.4. Оптимизация построенных путей по методу «Монте Карло» с оптимизацией по Паретто, с учетом возможных запросов со стороны Китая и иных партнере Ееразийенего ееюза.
2.5. Формированнеинеторурор, обеспечивеющих болек эффективрию уеа-лизацию Программ.
3. Реализация выбранного пути и корректировка программ.
Рассмотрим бекеи подообно, кавем сбразом можек быть ееашизованк пред -ложенная методика (рисунок 3).
Рисунок 3. Динамика добавленной стоимости продукта, получаемая подрядчиком на разных этапах сырьевого и производственного циклов в рамках модели «экономического креста»
В настоящее время значительная часть производственных мощностей России и стран Евразийского союза, как уже было отмечено, занята в «чужих» экономических цепочках, что обусловливает их индифферентность к интеллектуальному потенциалустраны:концепциюпродуктаразрабатываютнеони.В то же время, существует возможность их переориентации на новые технологии в случае, если группа производителей станетавтономнойс точки зрениядоступак рынку сбыта. В качестветакого рынкаследует выбрать рынокпродукции,дефицитлибо цена которойявляетсяоднойиз ключевыхпроблемизперечнянаиболее актуальных трудностей ЕврАзЭс, составленного ведущими экспертами в данной области [11]. При этом экономический эффект отсоздания каждого из таких рынков должен оцениваться помодели,представленнойниже (таблица1).
Таблица 1
Критерии оценки паневразийского проекта (двумерная модель)
Предполагаемые затраты экономической системы
В коротком периоде времени С1 Среднесрочные С2 Долгосрочные С3
Предполагаемые доходы экономической системы Предприятий ^1) п1,1 п1,2 п1,3
Регионов ^2) п2,1 п2,3 п2,3
Стран ^3) п3,1 п3,2 п3,3
Уровня паневразийского проекта ^4) п4,1 п4,2 п4,4
Уровня Евросоюза ^5) п5,1 п5,2 п5,3
Где значения п определяется по формулам:
п 1, ] = ш - а (2)
п = (3)
Полученная величина п может быть скорректирована с учетом вероятного синергетического эффекта. Для ее расчета существуют специальные методики [19]. Предполагаемый эффект для энергетики увеличивает п до 15%, в атомной энергетике это число предположительно может оказаться больше. Второй составляющей прироста п может оказаться геополитический эффект. Таким образом,
п итог = п + Дп, (4)
где Дп — синергетический эффект.
При этом для оценок величины п можно использовать различные варианты поведения стохастических показателей, влияющих на величину экономических выигрышей [21].
Таким образом, в настоящей статье приведено исследование, результатом которого явилось доказательство необходимости развития новой системы экономических связей между компаниями из стран Евразийского союза на примере энергетики. Указаны причины, обусловливающие неэффективность и недостаточность существующих на настоящий момент связей для раскрытия потенциала Евразийского союза в сфере энергетики, и указаны пути модернизации этих связей. По результатам проведенного анализа текущей коньюнктуры развития межгосударственных отношений в сфере энергетики указаны основные направления реформирования межгосударственных связей и предложен вариант использования
разработанной и опубликованной авторами методики «экономического креста» по прогнозированию и развитию системы экономических связей в инновационном секторе формирующегося энергетического пространства Евразийского союза. Предлагаемая методика анализа, позволяющая учитывать специфику и масштабы евразийских интеграционных процессов, в полном объеме соответствует положениями нового Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (172-ФЗ от 28 июня 2014 года) и является одним из инструментов его реализации.
Литература
1. Ван Шучунь, Вань Циньсунь. Перспективы Евразийского интеграционного проекта и его последствия для Китая // Обозреватель (Observer). 2013. № 4.
2. Вардомский Л. Б. Евразийская интеграция: некоторые итоги и возможные сценарии развития // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 4. С. 110-126.
3. Вартанова М. Л. Стратегическое направление развития европейского экономического союза в условиях экономической интеграции // Правовые, экономические и гуманитарные вопросы современного развития общества: теоретические и прикладные исследования. М.: Институт социально-политических исследований РАН, 2019.
4. Ганелин М., Васин С. Аналитический обзор ОАО «Газпромбанк» от 9 июля 2014 года. М.: Типография ОАО Газпромбанк, 2014.
5. Глазьев С. О целях, проблемах и мерах государственной политики и интеграции // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2013. № 13.
6. Громов А. О Евразийской энергетической доктрине // Международная жизнь. 2012. № 7. С. 94-101.
7. Евразийский интеграционный проект: эффекты и проблемы реализации (научный доклад) / Под общей ред. С. П. Глинкиной. М.: Институт экономики РАН, 2013.
8. Информационный бюллетень Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (региональное представительство в центральной Азии) Таможенный союз Беларусь — Казахстан — Россия. Евразийский экономический союз. Региональное представительство ТПП в центральной Азии. Алма-Ата, 2014.
9. Обеспечение энергоэффективности. Развитие энергетической политики, задачи и возможности. М.: Секретариат энергетической хартии, 2017.
10. По данным Евразийской экономической комиссии. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/trade/vzaim_ stat/iCU201306/Documents/i201306_9.pdf (дата обращения: 20 декабря
2019 года).
11. Путилов А.В., Воробьев А. Г., Тимохин Д. В., Разоренов М. Ю., Мяко-та Е. А. Методы совершенствования прогнозирования развития энергоснабжения месторождений полезных ископаемых // Цветные металлы. 2014. № 2.
12. Путилов А.В., Воробьев А. Г., Тимохин Д. В., Разоренов М. Ю. Использование метода «экономического креста» в расчетах потребности ядерного топлива для развития атомной энергетики // Цветные металлы. 2013. № 9.
13. Соглашение о совместной разработке топливно-энергетического баланса государств-членов Евразийского экономического сообщества от 27 сентября 2005 года.
14. Составлено по материалам официального Сайта Евразийского банка реконструкции и развития. URL: www.eabr.org (дата обращения: 20 декабря 2019 года).
15. Фан Т. А. Евразийский экономический союз — этап экономической интеграции // Актуальные проблемы международного права в современных геополитических условиях. Материалы научных конференций. М.: РАНХиГС, 2019. С. 376-383.
16. Чистякова Е.А., Соколова О. Ю, Захарова С. В. Основные аспекты реализации концепции интеграции на евразийском пространстве // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2019. № 1(49). С. 160-167
17. Dluhosch, B. Tit-for-tat in trade policies: Nothing but a fest for vested interests? // Journal of Institutional Economics, volume 12, issue 1, 2016, 1 March, pp. 217-239.
18. Kiratli O. S. Political discourses on Europe and European integration in national election manifestos and party programmes // Cambridge Review of International Affairs. 15 July 2015, p. 24.
19. Lu H., Qian, C. A study on economy and trade competition between China and Brazil // Advances in Intelligent and Soft Computing, volume 136, 2012, pp. 151-160.
20. Sabathil G. Making the strategic partnership between Japan and Europe work // Asia-Pacific Review, volume 22, issue 2, 3 July 2015, pp. 77-81
21. Yu H, Yin N, Wu J., Xu Q, YangX. Research and reform of CDIO engineering education mode // Lecture Notes in Electrical Engineering, volume 111 LNEE, 2011, pp. 617-620
References
1. Wang Shuchun, Wan' Tinysong. Prospects of the Eurasian integration project and its consequences for China. Obozrevatel' [Observer], 2013, no. 4 (in Russian).
2. Vardomsky L. B. Eurasian integration: some results and possible scenarios of
development. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik [Russian foreign economic Bulletin], 2019, no. 4, pp. 110—126 (in Russian).
3. Vartanova M. L. Strategicheskoe napravlenie razvitiya evropeyskogo ekonomi-cheskogo soyuza v usloviyah ekonomicheskoy integracii. Pravovye, ekonomi-cheskie i gumanitarnye voprosy sovremennogo razvitiya obshchestva: teoreticheskie iprikladnye issledovaniya [Strategic direction of development of the European economic Union in the conditions of economic integration. Legal, economic and humanitarian issues of modern development of society: theoretical and applied research], Moscow: Institute of social and political research, RAS, 2019 (in Russian).
4. Ganelin M., Vasin S. Analytical review of OAO Gazprombank, dated July 9, 2014, Moscow: Gazprombank printing House, 2014 (in Russian).
5. Glazyev S. On goals, problems and measures of state policy and integration. Evraziyskaya integraciya: ekonomika, pravo, politika [Eurasian Integration: Economy, Law, Politics], 2013, no. 13 (in Russian).
6. Gromov A. On the Eurasian energy doctrine. Mezhdunarodnaya Zhizn' [International Life], 2012, no. 7, pp. 94-101 (in Russian).
7. Evraziyskiy integracionnyy proekt: effekty i problemy realizacii (nauchnyy doklad) [The Eurasian integration project: effects and problems of implementation (scientific report)], under the General editorship of S. P. Glinkina, Moscow: Institute of Economics, RAS, 2013 (in Russian).
8. Informacionnyy byulleten' Torgovo-promyshlennoy palaty Rossiyskoy Federa-cii (regional'noe predstavitel'stvo v central'noy Azii) Tamozhennyy soyuz Belarus' — Kazahstan — Rossiya. Evraziyskiy ekonomicheskiy soyuz. Regional'noe predstavitel'stvo TPP v central'noy Azii [Newsletter of the chamber of Commerce and industry of the Russian Federation (regional representation in Central Asia) Customs Union Belarus-Kazakhstan-Russia. Eurasian economic Union. Regional representation of CCI in Central Asia], Alma-Ata, 2014 (in Russian).
9. Obespechenie energoeffektivnosti Razvitie energeticheskoypolitiki, zadachi i voz-mozhnosti [Ensuring energy efficiency. Development of energy policy, challenges and opportunities], Moscow: Energy Charter Secretariat, 2017 (in Russian).
10. According to the Eurasian economic Commission. Available at: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/trade/vzaim_ stat/iCU201306/Documents/i201306_9.pdf (accessed December 20, 2019) (in Russian).
11. Putilov A.V., Vorobyov A. G., Timokhin D. V., Razorenov M. Yu., Mya-kota E. A. Methods of improvement of forecasting of development of power supply of mineral deposits. Cvetnye metally [Non-Ferrous metals]. 2014, no. 2 (in Russian).
12. Putilov A.V., Vorobyov A. G., Timokhin D. V., Razorenov M, Yu. Using the method of "economic cross" in the calculations of the need for nuclear fuel
for the development of nuclear energy. Cvetnyemetally [Non-Ferrous metals], 2013, no. 9 (in Russian).
13. Agreement on joint development of the fuel and energy balance of the member States of the Eurasian economic community dated September 27, 2005 (in Russian).
14. Compiled from the official website of the Eurasian Bank for reconstruction and development. Available at: www.eabr.org (accessed December 20, 2019) (in Russian).
15. Fan T. A. Evraziyskiy ekonomicheskiy soyuz — etap ekonomicheskoy integracii. Aktual'nyeproblemy mezhdunarodnogo prava v sovremennyh geopoliticheskih us-loviyah. Materialy nauchnyh konferenciy [Eurasian economic Union-stage of economic integration. Actual problems of international law in modern geopolitical conditions. Materials of scientific conferences], Moscow: Ranepa, 2019, pp. 376-383 (in Russian).
16. Chistyakova E.A., Sokolova O. Yu., Zakharova S. V. Main aspects of the implementation of the concept of integration in the Eurasian space. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedeniy. Povolzhskiy region [Nnews of Higher Educational Institutions. Volga Region], 2019, no. 1(49), pp. 160-167 (in Russian).
17. Dluhosch, B. Tit-for-tat in trade policies: Nothing but a fest for vested interests? [Journal of Institutional Economics], volume 12, issue 1, 2016, 1 March, pp. 217-239.
18. Kiratli O. S. Political discourses on Europe and European integration in national election manifestos and party programmes // Cambridge Review of International Affairs. 15 July 2015, p. 24.
19. Lu H., Qian, C. A study on economy and trade competition between China and Brazil // Advances in Intelligent and Soft Computing, volume 136, 2012, pp. 151-160.
20. Sabathil G. Making the strategic partnership between Japan and Europe work // Asia-Pacific Review, volume 22, issue 2, 3 July 2015, pp. 77-81.
21. Yu H., Yin N., Wu J., Xu Q., Yang X. Research and reform of CDIO engineering education mode // Lecture Notes in Electrical Engineering, volume 111 LNEE, 2011, pp. 617-620.