миграции: Режим доступа: http: //www. polit-info.ru/mi 25.htm
10 Mahroum S. Europe and the Challenge of the Brain Drain. JRC's Institute for Prospective Technological Studies (IPTS). - IPTS Reports, 1999. - Vol. 29.
11 Межведомственная программа мер по регулированию миграции научно-технических кадров. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. №1261: Режим доступа: http ://www. informika.ru/text/goscom/ normdoc/r06/06134. html
12 За одного специалиста - 300 тыс. долл: Режим доступа:http://www.polit-info.ru/mi 19.htm
13 О Межведомственной программе мер по регулированию миграции научно-технических кадров: Постановление Правительства РФ от 17 ноября 1994 г
№1261: Режим доступа: http://www.informika.ru/text/ goscom/normdoc/r06/06134.html
14 Вопросы Владимиру Путину. 775 вопросов по теме «Утечка умов»: Режим доступа: http:// president.yandex.ru/theme.xml?id=95&by=qtty&p=1
15 Сокращение численности ученых и специалистов: Режим доступа: http://www.polit-info.ru/mi 2.htm
16 National Bureau of Economic Research: Режим доступа: http: //www. nber. org/
17 The World Bank: Режим доступа: http:// www.worldbank.org/
18 За одного специалиста - 300 тыс. долл: Режим дост■упа:http://www.polit-info.ru/mi 19.htm
19 Вопросы Владимиру Путину. 775 вопросов по теме «Утечка умов»: Режим доступа: http:// president.yandex.ru/theme.xml?id=95&by=qtty&p=1
Т.Ю. Рудницкая
ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОТНОСИТЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ ПОВОДОВ К РАЗВОДУ
Ассимиляция Русью христианства византийского образца предопределила . копирование византийских порядков и подчинила регулирование брачно-семейной практики ведению церкви. Христианство привнесло в русский языческий мир новые нравственные ориентиры, новое представление о нормах брачно-семейной жизни идеологического характера и новые ритуальные поведенческие установки.
Православное вероучение настаивает на нерасторжимости брака, опираясь на текст Библии -«что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Единственным поводом к разводу, упоминаемым в Библии, является прелюбодеяние.
Следует отметить, что в повествовании евангелистов, излагающих учение о браке, имеются существенные разноречия в отношении развода. Здесь мы наблюдаем разницу в содержании Евангелий от Матфея, допускающего развод в случае прелюбодеяния, и Марка и Луки, абсолютно отрицающих возможность развода. Профессор канонического права А. И. Загоровский, ссылаясь на сочинения архимандрита Михаила (18301887 гг.), объясняет наличие разногласий в повествовании евангелистов тем обстоятельством, что Евангелие от Матфея было адресовано палестинским христианам из иудеев и содержало параллели с ветхозаветными реалиями, а Марка и Луки
ориентировано на христиан из язычников. Заго-ровский интерпретирует слова Матфея в том смысле, что евангелист говорит не о разводе в привычном для нас понимании, а о расторжении брака путем отвержения жены мужем, бытовавшем в обществе иудеев [2].
Русская православная церковь, следуя византийской традиции, допускает развод, но резко осуждает его. В рамках православной традиции развод является исключительным событием.
Бракоразводная практика русского православия формировались на традициях византийских законов и римского права. Однако, некоторые поводы к разводу, свойственные византийской бракоразводной традиции, не находили применения на Руси, по причине неадекватности российской действительности, русскому укладу жизни.
Кормчая запрещала женщине пировать с посторонними мужчинами или мыться в совместной бане, посещать цирк, театр или амфитеатр без согласия мужа. Известно, что игрища, народные гуляния, праздники, пиры с участием женщин были абсолютно нормальным явлением русского быта и не могли рассматриваться в качестве оснований для развода, как и совместное мытье в бане.
Бесплодие или болезнь жены, которые не являлись в Византии основаниями для развода, час-
© Т.Ю. Рудницкая, 2009
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
185
ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ
то служили на Руси лишь прикрытием для развода. В этом случае пострижение в монашество было самым излюбленным и удобным способом расторжения брака без каких-либо последствий. Мужья шли на разного рода уловки, принуждая неугодных жен уйти в монастырь. Василий III, Иван IV, Петр I насильно заточили своих жен в монастырь.
В синодальный период перечень оснований к разводу был сокращен, церковной и государственной властями постриг в монашество мужа при живой жене и жены при живом муже был запрещен. Н.Х. Орлова в качестве причин ограничения развода называет:
1) желание власти «очистить» брак и развод от злоупотреблений;
2) распространение теорий народонаселения, актуализированных негативными демографическими тенденциями [5].
За либерализацию бракоразводной практики выступал В.В. Розанов. Он ратовал за признание права на развод с согласия одного из супругов. Среди условий, при которых развод может оказаться оправданным, он выделял:
1) бесплодие, поскольку семья без детей не может быть полноценной и счастливой;
2) жестокость в браке, так как она разрушает его нравственное основание;
3) наличие у одного из супругов хронических венерических заболеваний (например, сифилиса), которое угрожает здоровью супругов и их будущему потомству.
Революционные события 1917-1918 гг. вновь привлекли внимание церковного сообщества к проблеме церковного развода. Поводами к расторжению брака согласно резолюциям Собора явились:
1) отпадение от православия;
2) прелюбодеяние и противоестественные пороки;
3) неспособность к брачному сожитию;
4) заболевание проказой или сифилисом;
5) безвестное отсутствие;
6) присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния;
7) посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей;
8) снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребства супруга;
9) вступление одного из супругов в новый брак [6];
10) неизлечимая душевная болезнь одного из супругов, устраняющая возможность продолжения брачной жизни, надлежащим образом доказанная;
11) злонамеренное оставление супруга другим супругом, если по убеждению церковного суда оно делает невозможным продолжение брачной жизни [7].
В 2000 г. решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви перечень поводов к разводу был в очередной раз расширен. Список дополнили:
- заболевание СПИДом;
- хроническая форма алкоголизма и наркомания;
- совершение аборта без согласия супруга [8].
К снохачеству и сводничеству приравнивается экстракорпоральное оплодотворение на стороне [3], несмотря на то, что прямой половой контакт и элемент полового удовольствия здесь исключен.
Согласно «Основам Социальной Концепции Русской Православной Церкви», гражданский развод супругов не является поводом к расторжению церковного брака, однако «если распад брака является свершившимся фактом - особенно при раздельном проживании супругов, - а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод» [8]. Такая позиция церкви может интерпретироваться весьма расширительно. По сути, гражданский развод в большинстве случаев имеет следствием раздельное проживание супругов и данная формулировка может быть рассмотрена как форма косвенного признания развода по обоюдному согласию, что вступает в противоречие со строгой логикой евангельского решения вопроса о разводе.
В исламе развод считается «самым порицаемым из разрешенного» [4] и приближается к греху.
Согласно исламу основаниями для расторжения брака служат:
- смерть или вероотступничество одного из супругов;
- отсутствие мужа в течение двух лет;
- прелюбодеяние;
- тяжелая болезнь, сумасшествие;
- бесплодие одного из супругов;
- взаимное заклятие;
- импотенция или кастрация супруга;
- неправильность заключения брака и др.
В исламе определены случаи, по которым женщина может требовать развода через суд:
186
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
- при жестоком обращении и нанесении тяжких оскорблений;
- отсутствии мужа в течение двух лет;
- невыделении достаточных средств на содержание;
- невыполнении супружеских обязанностей [1].
Бракоразводный процесс длится три месяца и в течение этого срока супруги могут изменить свое решение и возобновить брачные отношения. Это предусмотрено шариатом. Женщина, так же как и мужчина имеет право на развод, но она не может инициировать развод самостоятельно. Женщине необходимо обратиться к некоему третейскому судье, который, рассмотрев ситуацию, имеет право развести супругов даже в случае несогласия мужа.
Католическая традиция не допускает развод. По мнению А.В. Синельникова, аннулирование брака, практикуемое в католицизме, является замаскированным разводом [9].
Католическая каноническая традиция предусматривает:
- прекращение брачных уз;
- разлучение (временное/постоянное) супругов с сохранением брачных уз.
Для прекращения брачных уз обязательны два условия:
1) отсутствие сожительствова после бракосочетания;
2) наличие уважительной причины (долговременное отсутствие, болезнь, делающая супружескую жизнь невыносимой и т.д.).
Постоянное разлучение может быть инициировано в случае прелюбодеяния невиновной стороной. Причиной временного разлучения служит угроза физическому или духовному здоровью (оскорбления, ссоры, угрозы, жестокое обращение).
Следует подчеркнуть, что эволюция взглядов церкви относительно допустимых поводов к разводу в полной мере отражает специфику существования церкви в условиях объективно меняющейся реальности. Ревностно охраняемый цер-
ковью аспект концепции брака и семьи - развод подвергся наибольшим трансформациям и либерализации. Дистанция между нравственным идеалом и его реальным осуществлением в жизни становилась все более очевидной.
Библиографический список
1. Головкин Р.Б., ВасиленкоМ.А. Право и религия в регламентации отдельных сторон семейной жизни. - Владимир, 2007. - С. 83.
2. Загоровский А.И. О разводе по русскому праву // «А се грехи злые, смертные...»: Русская семейная и сексуальная культура глазами историков, этнографов, литераторов, фольклористов, правоведов и богословов XIX - начала XX века. В 3 кн. Кн. 3 / Изд. подгот. Н.Л. Пушкарева, Л.В. Бессмертных. - М.: Ладомир, 2004. - С. 16-17.
3. КозловМ., протоиерей. Последняя крепость: Беседы о семейной жизни. - М., 2006. - С. 179.
4. Круг П. Об исламе с любовью // НГ - религии. - 2006. - 7 июня.
5. Орлова Н.Х. Антропология пола и брака в христианстве. - СПб.: Издательский дом <«МРЪ», 2006. - С. 269.
6. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о поводах к расторжению брачного союза, освященного церковью 7 (20) апреля 1918 г. //Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг Вып. 3. - С. 61-64.
7. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о дополнении соборного определения о поводах к расторжению брачного союза, освященного церковью 20 августа (2 сентября) 1918 г. // Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Вып. 4. - С. 48.
8. Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви. - М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000. - С. 105-106.
9. Синельников А.Б. Социально одобряемые причины развода в прошлом и настоящем // Со-цис. - 1992. - №>2. - С. 27.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
187