Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ ДОНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В 1905-1907 гг.'

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ ДОНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В 1905-1907 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ ДОНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В 1905-1907 гг.»

Раздел III. Принципы и методы подготовки управленческого персонала

ляется матрицей, состоящей из нулей и единиц (где единица отражает подуровень претендента, а нули — "свободные подуровни").

Оценка кандидата осуществляется в результате сравнения ППД и ППЛ и расчета суммы баллов работника по данной конкретной должности.

Ясно, что претендент, чей набранный балл относительно баллов других претендентов максимальный, имеет наибольшую степень психологического соответствия данной конкретной должности. По этому принципу выявляется лучший кандидат для должности.

Предложенная система оценки психологического соответствия работников определенной должности в настоящее время реализована на уровне программного продукта.

Данилов А. Г.

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ ДОНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В 1905—1907 гг.

Интеллигенция Дона была составной и неотъемлемой частью интеллигенции страны. В 1905 г. территория Области Войска Донского составляла 154 тыс. кв. км, что почти равнялось Воронежской, Харьковской и Тамбовской губерниям вместе взятым; ее население составляло 2,7 млн. человек — это примерная численность населения многих центральных губерний страны.

По нашим подсчетам (на основе материалов переписи населения 1897 г.), примерная численность донской интеллигенции в конце XIX в. (без учащейся молодежи) составляла 15,8 тыс. человек или 2,4 % всего самодеятельного населения края, что было немного меньше, чем в целом по стране — 2,7 %.

В начале XX в. активность интеллигенции осуществлялась в основном в рамках касс взаимопомощи и научно-просветительских обществ. Таких организаций на Дону в 1905 г. было: 4 — учительских, 6 — врачебных, 1 — фельдшерская, 1 — музыкальная. Основные направления деятельности подобных обществ — оказание материальной помощи своим членам (в виде пособий и ссуд), подыскание им места работы, предоставление удешевленной медицинской помощи, забота об улучшении условий труда; для удовлетворения духовных потребностей при обществах создавались библиотеки, на общих собраниях устраивались научные доклады и лекции.

Значительная часть учителей, врачей, фармацевтов, фельдшеров, железнодорожных, почтово-телеграфных и конторских служащих, журналистов, актеров, учащихся средних учебных заведений (по нашим подсчетам, в старших классах — возраст 17—21 год — в 1905 г. на Дону обучалось примерно 4,5 тыс. чел.) по своему происхождению, условиям труда и жизни были тесно связаны с народом. Политика самодержавия в области народного просвещения, здравоохранения, культуры, бесправие и тяжелое материальное положение, деятельность в крае политических партий объективно способствовали вовлечению интеллигенции и служащих в общественную жизнь страны.

В условиях революции работа в легальных обществах взаимопомощи, в просветительских и научных организациях уже не удовлетворяла заметную часть интеллигенции Дона. Выдвижение профессиональных, а затем и экономических требований, создание нелегальных союзов и ак-

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

тивное участие в политической борьбе — такова была эволюция во взглядах активной части местной интеллигенции.

В профессиональной сфере выдвигались следующие требования: учителя — введение всеобщего обязательного и бесплатного начального обучения, периодический созыв окружных и областного учительского съездов, ограждение своей личности от произвола и вмешательства станичной и сельской администрации как в школьной, так и в частной жизни; врачи — улучшение постановки врачебного дела на фабриках и заводах Ростова, введение "законодательным порядком за счет государства общего и обязательного школьного обучения", введение 9 часового рабочего дня на фабриках; фармацевты — сокращение дежурных ночей до 10 в месяц, пользование пансионатом при аптеке — на усмотрение служащих; фельдшеры — право на самостоятельную практику, участие в работе врачебно-санитарных советов и съездов врачей. Названные слои интеллигенции, а также почтово-телеграфные, железнодорожные, конторские и банковские служащие добивались улучшения условий своего труда. За реформу средней школы выступали учащиеся.

Донская интеллигенция живо реагировала на события 9 января 1905 г. в Петербурге, избиения медицинских работников в г. Балашове Саратовской губернии и учащихся в г. Курске, увольнение за прогрессивные взгляды из Петербургской консерватории Н. А. Римского-Корса-кова, черносотенные погромы и т. д.

В принятых весной и летом 1905 г. заявлениях донских учителей, врачей, железнодорожных служащих, инженеров, адвокатов, учащейся молодежи звучит все более резкая критика существующих порядков, все настойчивее выдвигаются требования демократизации общества: бойкот Булыгинской Думы, созыв Учредительного собрания, введение политических прав и свобод, образование земства на Дону. В этот период создаются местные отделения и группы Всероссийского союза учителей (ВСУ), созываются учительские съезды по округам и первый в истории донского учительства областной съезд (15 августа 1905 г., Новочеркасск, более 200 делегатов). По нашим подсчетам, численность членов ВСУ на Дону составляла 530—580 человек — примерно 40 % всего местного учительства. Примерно 450 из них (это 80 %) были сельскими учителями.

Значительная радикализация взглядов и настроений интеллигенции и служащих произошла осенью 1905 г. Об этом свидетельствуют следующие моменты: а) создаются новые организации — Ростовский союз конторщиков и бухгалтеров, Союз фармацевтов Донской области, Союз учащихся всех средних учебных заведений Ростова и Нахичевани; рабочие и служащие Владикавказской и Юго-Восточной железных дорог объединяются в единые профсоюзы; б) используется такая пролетарская форма борьбы, как стачка: осенью 1905 г. в крае имели место забастовки учителей, фармацевтов, железнодорожных, почтово-телеграфных, конторских и банковских служащих, учащихся средних учебных заведений; в) совместные выступления рабочих, служащих, интеллигенции Дона в октябрьской, ноябрьской, декабрьской политических стачках; г) в Ростовский Совет рабочих депутатов для координации действий послали своих представителей местные союзы учителей, фармацевтов, конторщиков и бухгалтеров, учащихся; в тесном контакте с Советом работал профсоюз Владикавказских железнодорожников, в состав которого входили и служащие; д) либеральная и демократическая интеллигенция Дона оказала моральную и материальную помощь восставшим в декабре 1905 г. на Те-мернике.

Раздел III. Принципы и методы подготовки управленческого персонала

В 1906—1907 гг. в общественно-политической деятельности интеллигенции края происходит спад. Одни союзы (например, конторщиков, фармацевтов) прекратили свое существование, другие (профсоюз Владикавказских железнодорожников, почтово-телеграфный союз) — почти не проявляли своей активности. В эти годы продолжали работу местные группы Всероссийского съезда учителей, но в этот период их деятельность уже не достигала такого размаха, как в 1905 г.

Единственным отрядом демократической интеллигенции Дона, чье движение выросло, окрепло, вступило в новый этап своего развития, были учащиеся средних учебных заведений. В это время в Ростове действовала самая крупная на Дону до 1917 г. социал-демократическая ученическая организация (в апреле 1907 г. она насчитывала 367 "организованных товариществ, вносящих членский взнос и принимающих программу партии"), имевшая тесные связи с ученическими организациями Новочеркасска, Таганрога и Юга страны.

На настроения и взгляды интеллигенции влияла вся сложность российской действительности (в экономической, социально-политической, культурной, национальной и других областях жизни). Большое значение имело неустойчивое "промежуточное" положение интеллигенции, вызывавшее ее постоянные колебания, мировоззренческий эклектизм, расплывчатость социальных идеалов. Политическая ориентация интеллигенции определялась также особенностями судеб каждого индивидуума, многообразием условий формирования его взглядов, различиями в объеме и характере социального опыта, индивидуальной неповторимости структуры сознания отдельных людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.