Научная статья на тему 'Эволюция высшего медицинского образования в аспекте гуманизации'

Эволюция высшего медицинского образования в аспекте гуманизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ДУХОВНОСТЬ / ЭВОЛЮЦИЯ / СИСТЕМА / СТРУКТУРА / МЕДИЦИНА / PERSON / HIGHER EDUCATION / HUMANIZATION / SPIRITUALITY / EVOLUTION / SYSTEM / STRUCTURE / MEDICINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заховаева А.Г., Мушников Д.Л., Ананьина Л.Г.

В статье исследуется перспективы развития высшего медицинского образования в контексте гуманизирующей парадигмы. Система образования должна эволюционировать. Компетентностный подход в современной высшей российской школе открыл новые перспективы в образовательном процессе. Цель статьи попытки создания новой теоретической модели медицинского образования на базе гуманизации, показать, как гуманизация в высшем образовании охватывает основные структурные уровни личности (их выделено 10). Для решения поставленных задач используются следующие методы: 1) логический анализ создает структуру, базу рассуждений; 2) диалектика дает импульс для всестороннего изучения проблемы в развитии. Вывод: Гуманизация это пробуждение человеческого в человеке, формирование («Я-концепция»). Суть гуманизации образования это систематизация и гармонизация эмоциональной и интеллектуальной сфер Личности. Личность это самосовершенствующаяся структура, и помощь в этом процессе может оказать только такая система образования, где доминирует гуманизирующий подход

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF HIGHER MEDICAL EDUCATION IN THE ASPECT OF HUMANIZATION

In article it is investigated prospects of development of the higher medical education in a context гуманизирующей paradigms. The education system should evolve. The kompetentnostnyj approach at modern higher Russian school has opened new prospects in educational process. Article purpose attempts of creation of new theoretical model of medical education on the basis of a humanization to show as a humanization in higher education covers the basic structural levels of the person (10 levels). For the decision of tasks in view following methods are used: 1) the logic analysis creates structure, base of reasonings; 2) the dialectics gives an impulse for all-round studying of a problem in development. Conclusion: Humanization is the awakening of the human in man, the formation ("I-concept"). The essence of the humanization of education is the systematization and harmonization of the emotional and intellectual spheres. Personality. Personality is a self-improving structure, and assistance in this process can be rendered only by such an education system, where a humanistic approach dominates.

Текст научной работы на тему «Эволюция высшего медицинского образования в аспекте гуманизации»

2020 Vol 22 NN 2

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "сознание"

nttps://e-pubmed. at

УДК 3.78; 1.77

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-2-16-21

ЭВОЛЮЦИЯ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В АСПЕКТЕ ГУМАНИЗАЦИИ

Заховаева1 А.Г., Мушников1 Д.Л., Ананьина2 Л.Г.

1 ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия», г. Иваново, Российская Федерация 2 ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация

EVOLUTION OF HIGHER MEDICAL EDUCATION IN THE ASPECT

OF HUMANIZATION

Zahovaeva1 A.G., Mushnikov2 D.L., Ananyina3L.G.

1lvanov State Medical Academy, Ivanovo, Russian Federation 2 State University of Management, Moscow, Russian Federation

Аннотация. В статье исследуется перспективы развития высшего медицинского образования в контексте гуманизирующей парадигмы. Система образования должна эволюционировать. Компетент-ностный подход в современной высшей российской школе открыл новые перспективы в образовательном процессе. Цель статьи - попытки создания новой теоретической модели медицинского образования на базе гуманизации, показать, как гуманизация в высшем образовании охватывает основные структурные уровни личности (их выделено 10). Для решения поставленных задач используются следующие методы: 1) логический анализ создает структуру, базу рассуждений; 2) диалектика дает импульс для всестороннего изучения проблемы в развитии. Вывод: Гуманизация - это пробуждение человеческого в человеке, формирование («Я-концепция»). Суть гуманизации образования - это систематизация и гармонизация эмоциональной и интеллектуальной сфер Личности. Личность - это самосовершенствующаяся структура, и помощь в этом процессе может оказать только такая система образования, где доминирует гуманизирующий подход. Ключевые слова: личность, высшее образование, гуманизация, духовность, эволюция, система, структура, медицина.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Заховаева А.Г. Гуманизм медицины и гуманизирующее образование // Успехи современного Естествознания. 2013. № 5. С.49-51

[2] Иванова С.В. Гуманизация образования: цели,

задачи и условия // Ценности и смыслы. 2010. № 2. С.92-93.

Annotation. In article it is investigated prospects of development of the higher medical education in a context гуманизирующей paradigms. The education system should evolve. The kompetent-nostnyj approach at modern higher Russian school has opened new prospects in educational process. Article purpose - attempts of creation of new theoretical model of medical education on the basis of a humanization to show as a humanization in higher education covers the basic structural levels of the person (10 levels). For the decision of tasks in view following methods are used: 1) the logic analysis creates structure, base of reasonings; 2) the dialectics gives an impulse for all-round studying of a problem in development. Conclusion: Humanization is the awakening of the human in man, the formation ("I-concept"). The essence of the humanization of education is the systematization and harmonization of the emotional and intellectual spheres. Personality. Personality is a self-improving structure, and assistance in this process can be rendered only by such an education system, where a humanistic approach dominates.

Keywords; person, higher education, humanization, spirituality, evolution, system, structure, medicine.

REFERENCES

[1] Zahovaeva A.G. Gumanizm meditsiny i gumaniziruyushcheye obrazovaniye // Uspekhi sovremennogo Estestvoznaniya. 2013. № 5. str.49-51

[2] Ivanova S.V. Gumanizatsiya obrazovaniya: tseli. zadachi i usloviya // Tsennosti i smysly. 2010. № 2. str.92-93.

[3] Кувакин В.А., Круглов А.Г. Основы современного гуманизма. М.: Российское гуманистическое общество, 2002, 350 с. С.376-377

[4] Мень А. Духовность человека (материалы интервью). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/o-duxovnosti (дата обращения: 07.10.2018).

[5] Образовательная программа высшего образования. Лечебное дело. ФГБОУ ВО ИвГМА Минздрава России, Иваново, 2016. 28 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.isma.ivanovo.ru/attachments/821 (дата обращения: 14.10.2018).

[3] Kuvakin V.A. Kruglov A.G. Osnovy sovremen-nogo gumanizma. M.: Rossiyskoye guman-isticheskoye obshchestvo. 2002. 350 c. str.376-377

[4] Men A. Dukhovnost cheloveka (materialy in-tervyu). [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://azbyka.ru/o-duxovnosti (data obrashcheniya: 07.10.2018).

[5] Obrazovatelnaya programma vysshego obra-zovaniya. Lechebnoye delo. FGBOU VO IvGMA Minzdrava Rossii. Ivanovo. 2016. 28 s. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https: / / www.isma.ivanovo.ru/ attachments/821 (data obrashcheniya: 14.10.2018)._

«Медицина -

Система образования должна эволюционировать! Современность - это эпоха разрушения доминантных нравственных парадигм, когда коммерциализация, прагматизм и утилитаризм теснят высшие нравственные ценности. Всё это оказывает влияние как на культуру и общество в целом, так и на качество медицины и образования. Деонтологическая модель в медицине, с приоритетом «чувства долга», остается за рамками новых реалий.

Компетентностный подход в современной высшей российской школе открыл новые перспективы в образовательном процессе. Компетентностный подход в высшем образовании — это переход от теории к профессиональной компетентности. Но эффективность этого подхода может быть только на базе общечеловеческих этических норм. «Компетенция» есть показатель сущностной системной характеристики личности выпускника. Стало важно не просто стать профессионалом, а быть личностью. Так появляется новая задача в глобальном образовательном пространстве - гуманистический подход. Таким образом, кардинально трансформируются приоритеты, основным фактором

ежедневное испытание на человечность»

А.П. Чехов

становится формирование не просто специалиста, а целостной личности. Особенно это важно в медицинском образовании.

Гуманизация - одна из современных воспитательных и образовательных технологий, но в основном она характерна для средней общеобразовательной школы, высшее образование в этом плане часто вне этого процесса.

Сущность гуманизации - это обращение как к интеллекту, так и к чувственной сфере, что позволяет формировать личность без нравоучений и «жёсткого каркаса» приказов и запретов. Гуманизация - это «воспитание доверием, заботой и уважением, воспитание ответственностью, творчеством, через здравомыслие и смыслотворчество». [3] Результат гуманизации - духовная, целостная личность. «Духовность - неотъемлемое свойство природы человека, - пишет философ-богослов А.Мень, - это то уникальное, исключительное, важнейшее, то, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ...»[4]. Возродить духовность может только гуманизация.

Гуманизация образования есть «создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей человека, его позитивную самореализацию, в основе

чего лежит уважение к человеку и вера в него, определение целей, содержания, организации и средств его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми, в целом - средой» [2]. Студент-медик - это будущий врач. Главная задача образовательного процесса в медицинском вузе - это формирование «врача-гуманиста». А что есть гуманизм для медицины? «Гуманизм в медицине - это уважение к личности через милосердие и сострадание!»[1] Уважение, милосердие и сострадание - есть базовые принципы общечеловеческой морали, но в медицине они приобретает уровень доминанты. Гуманизм - это важное неотъемлемое нравственное качество медицинского работника. Следует отметить, что вопросам гуманизации высшего медицинского образования уделяется недостаточно внимания современными исследователями этой проблемы. В настоящее время предпринимаются попытки повысить роль гуманитарных знаний в программе обучения студентов-медиков, через такие предметы, как история медицины, история отечества, биоэтика. Однако, - этого недостаточно, так как реализуется лишь в начале обучения - 1-2 курс, а для серьезных лич-ностно-ценностных изменений будущего специалиста необходимо направленное и непрерывное педагогическое и воспитательное воздействие на всем протяжении обучения. Вместе с тем, в настоящее время можно наблюдать трансляцию в учебном процессе формально-деонтологических ценностей, направленность на механическое формирование специалиста-«ро-бота», четко выполняющего манипуляции и стандарты, но без любви к человеку, без заботы о нем, без сострадания, что в условиях практической деятельности приво-

дит к профессиональному выгоранию врачей, врачебным ошибкам, снижению результативности медицинской помощи, снижению удовлетворенности пациентов системой охраны здоровья в целом и работой конкретных врачей, в частности. В связи с этим, цель статьи - обоснование теоретической модели совершенствования высшего медицинского образования на базе гуманизации.

Материалы и методы. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: 1) логический анализ создает структуру, базу рассуждений; 2) диалектика дает импульс для всестороннего изучения проблемы в развитии. На базе существующих воззрений на высшее медицинское образование и становление личности врача, проведена стратификация уровней и логическое построение этапов гуманизации высшего медицинского образования, которое позволило выстроить понятийную систему и сформировать основные положения теоретической модели гуманизации высшего медицинского образования. Результаты и обсуждение. Анализ теоретической базы реформирования высшего образования и современных исследований по психологии профессионального развития, позволили нам предложить выделить 10 структурных уровней уровни личности, влияющих на ее гуманитарную направленность:

1. УРОВЕНЬ. Наследственные качества («архетипы» рода);

2. УРОВЕНЬ. Психологические характеристики индивида особенности (характер, темперамент, волевые черты личности).

3. УРОВЕНЬ. Эмпирические (опытные) знания, умения, навыки (ЗУНы, как принято их называть в педагогике).

4. УРОВЕНЬ. Коммуникативные качества (умение вести диалог, ориентироваться в процессе общения).

5. УРОВЕНЬ. Креативность. Творческая устремленность личности.

6. УРОВЕНЬ. Уровень интеллектуальных способностей (логика, способность оперировать умозаключениями, скорость обработки информации)

7. УРОВЕНЬ. Эмоционально-чувственная сфера (регуляция ощущений, чувств, эмоций)

8. УРОВЕНЬ. Ценностные установки и идеалы.

9. УРОВЕНЬ. Совершенствование, и, в конечном счете, выход на уровень самопознания, назовем его «сократовская ступень». (Античный философ Сократ вывел гносеологический принцип «Познай самого себя»).

10. ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ - формирование мировоззрения, задача привести в систему все структурные элементы личности («Я-концепция»), т.е. гуманизировать.

Далее мы остановимся на рассмотрении принципов гуманизации высшего медицинского образования, его механизмах и средствах.

Гуманизирующий подход делает акцент как на нормативно определенных знаниях, умениях, навыках, так и на компетенциях, переводя их в состояние бифуркации, меняя качественные характеристики, что способствует синтезу опыта, творчества, мастерства. Результатом этого подхода становится духовность личности. Важная проблема преподавания в любой дисциплине, будь то техническая, медицинская или гуманитарная - это решение следующих вопросов: Что преподавать? Как преподавать? Что должна знать личность (студент)?

Если ответ на первый вопрос «Что преподавать?» наиболее легкий: собственно фактическое знание предмета (выполнение учебной программы), то вопрос «как преподавать?», это уже методологическая проблема. Известно много методик и методов преподавания, однако следует говорить о глобальном методе, который бы включал в себе все существующие, вот здесь мы и подходим к проблеме гуманизации.

Суть гуманизации образования -это систематизация и гармонизация эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Гуманизация личности - это воспитание Человека в человеке («Я-кон-цепция»), формирование личности во всей полноте её духовной природы, на основе высших нравственных принципов.

И, наконец, «что должна знать личность?», т.е. каким должен быть уровень профессиональной компетентности? Что индивид возьмет для себя на уровне сознания, подсознания, каким образом отложится информация? Вот здесь доминирует компетентностный подход. Всё знать невозможно. Много знаний («многознание»), не есть качественная характеристика интеллекта. Но что должен знать студент? Ясно, что учащийся запоминает лишь часть полученных знаний, это зависит от многих факторов: уровня интеллекта индивида, скорости обработки информации (развитие центральной нервной системы), готовности и желания воспринимать, от интереса, внимания, от умения работать индивидуально и в коллективе (степени коммуникативности), от мобильности и т.д.

Но как сделать личность лучше? В настоящее время наиболее актуальным вопросом воспитательного и образовательного процесса является: возможно, ли

воспитывать (перевоспитывать) уже сформировавшуюся личность? Особенно это важно в вузе, поскольку студент (18-24 лет) уже есть сформировавшаяся личность. Способны ли современные воспитательные технологии сделать такую личность лучше?

Большую роль в медицинском вузе играют гуманитарные науки (база гуманизации: философия, история, биоэтика), именно они в полной мере формируют у студента-медика «общекультурные и компетенции», а именно: формирование мировоззренческой позиции и гражданской позиции; готовность нести социальную и этическую ответственность за принятые решения; готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала; идеи толерантности; способность и готовность реализовать этические и деонтологиче-ские принципы в профессиональной деятельности. [5, С.6] Эти компетенции дают высшей школе установку на формирование «врача-гуманиста», некого идеала истинного Врача - «человека человечного».

Еще один аспект, который способен формировать личность студента-медика -это изучение наследия выдающихся врачей-гуманистов: Гиппократа, Галена, Авиценны, Х.Ф. Гуфеланда; отечественных ученых - М.Я. Мудрова, Ф.П. Гааза, Н.И. Пи-рогова, А.П. Чехова, П.А. Архангельского и многих-многих других. За пафосом слов («врач-гуманист») скрывается каждодневная работа над самим собой, где большую помощь окажет педагог-наставник, профессионал, который не только глубоко знает свой предмет, но и является интересной духовной Личностью.

Так в чем же главные задачи обучения через гуманизирующий подход (на базе гуманистической парадигмы)? Это:

- «научить учиться», т.е. показать путь получения информации (работа с учебниками, монографиями, журналами, с интернетом), научить образовательным методикам (конспектирование, скорочтение и др.), а также работа с универсальными методами познания: обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.

- диалектическое единство теории и практики.

- «самообразование», когда само желание учиться становиться главной потребностью и главным мотивом.

При этом следует помнить доминанту: образование - это пробуждение человеческого в человеке, «возделывание души». Ценность Личности («Я-концепция») - это база современной гуманистической парадигмы.

Личность - это самосовершенствующаяся структура, и помощь в этом процессе может оказать только такая система образования, где доминирует гуманизирующий подход. Такое образование есть механизм эволюции Человека. В связи с вышесказанным, основными компонентами предлагаемой нами модели гуманизации высшего медицинского образования является:

1. Повышение гуманитарной настроенности и гуманитарной компетентности преподавателей медицинских вузов, что требует соответствующей системы профессионального отбора, включающего оценку соответствия ценностного поля педагога высших духовно-нравственным, общечеловеческим ценностям, и умение их транслировать современными формами и метода.

2. Гуманизация содержательной части рабочих программ дисциплин, преподава-

емых в медицинском вузе, методических материалов и учебников, которые должны отражать приоритетность заботы о человеке, внимания к его нуждам, сострадание и милосердие, формировать духовно богатого специалиста. Переход от мировоззренческой формулы «служение профессии» к формуле «служение человеку».

3. Повышение доступности и повышение качества гуманитарного знания, предполагающего экспертный отбор и распространение лучших профессиональных образцов человечного отношения к больным, истинного служения человеку, через создание нового формата их представления - фильмы, интернет-порталы, электронные обучающие пособия, презентации и т.д.

4. Развитие гуманитарного наставничества в вузе, посредством привлечения к

общению с будущими врачами ветеранов здравоохранения, показавшего на практике лучшие образцы самоотдачи во имя Человека. 5. Создание гуманитарно-настроенной среды и человеко-центрисской культуры в медицинском вузе, через работу этических комитетов, проведение конференций.

Вывод: Гуманизация - это пробуждение человеческого в человеке, формирование («Я-концепция»). Суть гуманизации образования - это систематизация и гармонизация эмоциональной и интеллектуальной сфер Личности. Личность - это самосовершенствующаяся структура, и помощь в этом процессе может оказать только такая система образования, где доминирует гуманизирующий подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.