Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И НАТО'

ЭВОЛЮЦИЯ ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И НАТО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
270
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / НАТО / БАЛТИЙСКИЙ РЕГИОН / КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зверев Юрий Михайлович

Калининградская область как эксклав Российской Федерации, не имеющий общих границ с основной частью страны, существенно зависит в своем развитии от внешней обстановки, включая военно-политическую ситуацию. Военно-политическая ситуация определяет соотношение военной и гражданской составляющих регионального развития, а также военно-стратегическое значение области для России, численность и состав российских военных сил в области. При этом важнейшую роль играют политика и деятельность НАТО, а также характер отношений между НАТО и Россией. Цель исследования - выявить, как отношения России с НАТО и расширение этого военного блока влияли и влияют на военно-стратегическое значение Калининградской области и ее обороноспособность. Для этого проведена периодизация изменений военно-стратегического значения Калининградской области в контексте отношений России и НАТО. Сделан вывод, что в современной геополитической обстановке Россия будет вынуждена усиливать сдерживающую роль Калининградской области против потенциального агрессора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Зверев Юрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF THE MILITARY-STRATEGIC IMPORTANCE OF THE KALININGRAD REGION IN THE CONTEXT OF RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND NATO

The Kaliningrad region, as an exclave of the Russian Federation, which does not have common borders with the main part of the country, is significantly dependent in its development on the external situation, including the military-political environment. The latter determines the ratio of the military and civilian components of regional development, as well as the military-strategic significance of the region for Russia, the number and composition of the Russian military forces in the region. In doing so, NATO’s policies and activities, as well as the nature of the relationship between NATO and Russia, play a crucial role. The purpose of the study is to identify how relations with Russia and NATO and the expansion of this military bloc have influenced and continue to influence the military-strategic significance of the Kaliningrad region and its defense capability. For this, a periodization of changes in the military-strategic significance of the Kaliningrad region was carried out in the context of relations between Russia and NATO. The author concludes that in the current geopolitical situation, Russia will be forced to strengthen the deterrent role of the Kaliningrad region against a potential aggressor.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И НАТО»

УДК 911.3:327.51 (470.26)

Ю. М. Зверев

ЭВОЛЮЦИЯ ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И НАТО

Поступила в редакцию 03.11.2021 г.

Прошла процедуру рецензирования 18.12.2021 г.

Калининградская область как эксклав Российской Федерации, не имеющий общих границ с основной частью страны, существенно зависит в своем развитии от внешней обстановки, включая военно-политическую ситуацию. Военно-политическая ситуация определяет соотношение военной и гражданской составляющих регионального развития, а также военно-стратегическое значение области для России, численность и состав российских военных сил в области. При этом важнейшую роль играют политика и деятельность НАТО, а также характер отношений между НАТО и Россией. Цель исследования — выявить, как отношения России с НАТО и расширение этого военного блока влияли и влияют на военно-стратегическое значение Калининградской области и ее обороноспособность. Для этого проведена периодизация изменений военно-стратегического значения Калининградской области в контексте отношений России и НАТО. Сделан вывод, что в современной геополитической обстановке Россия будет вынуждена усиливать сдерживающую роль Калининградской области против потенциального агрессора.

The Kaliningrad region, as an exclave of the Russian Federation, which does not have common borders with the main part of the country, is significantly dependent in its development on the external situation, including the military-political environment. The latter determines the ratio of the military and civilian components of regional development, as well as the military-strategic significance of the region for Russia, the number and composition of the Russian military forces in the region. In doing so, NATO's policies and activities, as well as the nature of the relationship between NATO and Russia, play a crucial role. The purpose of the study is to identify how relations with Russia and NATO and the expansion of this military bloc have influenced and continue to influence the military-strategic significance of the Kaliningrad region and its defense capability. For this, a periodization of changes in the military-strategic significance of the Kaliningrad region was carried out in the context of relations between Russia and NATO. The author concludes that in the current geopolitical situation, Russia will be forced to strengthen the deterrent role of the Kaliningrad region against a potential aggressor.

Ключевые слова: Россия, НАТО, Балтийский регион, Калининградская область, военно-стратегическое значение, военная безопасность

31

© Зверев Ю. М., 2022

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер. Естественные и медицинские науки. 2022. № 1. С. 31—43.

32

Keywords: Russia, NATO, the Baltic Sea Region, the Kaliningrad Region, military-strategic importance, military security

Bведение

Развитие Калининградской области Российской Федерации в силу ее эксклавного положения в значительной степени определяется внешними условиями. На протяжении более чем 30 лет, прошедших со времени распада СССР, они меняли баланс между военно-стратегической составляющей регионального развития и международным сотрудничеством. Особенно большое влияние на изменение этого баланса и на изменение военно-стратегического значения Калининградской области для страны оказала Организация Североатлантического договора (НАТО).

Цель данной работы — проанализировать то, как менялось военно-стратегическое значение Калининградской области в контексте изменений военно-политической обстановки (прежде всего расширения НАТО на восток).

Для достижения указанной цели решались следующие задачи:

1) выделить этапы военно-политического развития Калининградской области;

2) выявить военно-стратегическое значение и функции региона для обороны страны на каждом этапе;

3) установить, как это военно-стратегическое значение соотносилось с действиями НАТО и как оно влияло на численность и состав российской военной группировки в Калининградской области.

Статья написана исключительно на основании открытых источников, полный список которых приведен в конце. Среди них хотелось бы особо выделить работы В. Г. Егорова (2008), Ю. М. Зверева, Н. М. Меже-вича (2019, 2021), П. В. Левшова, Д. Е. Болтенкова (2010), А. Г. Ленского, М. М. Цыбина (2004, 2013), Н. Е. Макарова (2017, 2019), Г. М. Федорова, Ю. М. Зверева (2020), В. И. Феськова, В. И. Голикова, К. А. Калашникова, С. А. Слугина (2013), а также статьи Ю. М. Зверева, опубликованные на интернет-портале «Евразия. Экспресс».

Военно-стратегическое значение Калининградской области для СССР

Военно-стратегическое значение Калининградской области для СССР в годы холодной войны определялось прежде всего тем, что она была местом базирования:

1) Балтийского флота (БФ) ВМФ СССР;

2) баллистических ракет средней дальности (БРСД) с ядерными зарядами (в связи с близостью области к целям в европейских странах НАТО);

3) сил так называемого второго эшелона, предназначенных для усиления в военное время советских групп войск в ГДР, ПНР и ЧССР.

С 1956 г. в Балтийске1, а затем с 1958 г. в Калининграде размещался штаб БФ [1, с. 57]. В Балтийске 1 марта 1956 г. была образована военно-морская база первого разряда Краснознаменного Балтийского флота [2].

1 С февраля 1946 г. по декабрь 1955 г. в Балтийске размещался штаб Юго-Балтийского флота (с 17 января 1947 г. — 4-го ВМФ).

Морская авиация в области к концу 1980-х гг. была представлена 4-м гвардейским и 846-м отдельным гвардейским морскими штурмовыми авиационным полками, 15-м отдельным морским разведывательным авиационным полком, 745-м отдельным противолодочным вертолетным полком и 49-й отдельной противолодочной эскадрильей [3, с. 46—47; 4, с. 453 — 455, 462 — 463, 492 — 496, 583 — 585, 586 — 588].

В июле 1958 г. в Калининградской области были развернуты БРСД Р-5М с ядерными боезарядами [5, с. 17]. В июне 1960 г. была сформирована 24-я гвардейская ракетная дивизия, вооруженная баллистическими ракетами средней дальности Р-12 [5, с. 20 — 31]. Ядерные ракеты Р-12 находились в области почти три десятилетия и были уничтожены в 1988 —1990 гг. в рамках советско-американского Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) от 8 декабря 1987 г. [5, с. 134]; 24-я гвардейская ракетная дивизия была расформирована 31 мая 1990 г. [6, с. 273].

Сухопутные войска в регионе были представлены 11-й гвардейской общевойс ковой армией2, в состав которой в конце 1980-х гг. входили две мотострелковые (1-я и 26-я гвардейские) и две танковые (1-я и 40-я гвардейская) дивизии [7, с. 446 — 447].

ПВО к концу 1980-х гг. обеспечивали 689-й гвардейский истребительный авиационный полк и три зенитные ракетные бригады (69-я, 169-я и 183-я гвардейская) [8, с 99—100].

Калининградская область в то время граничила с дружественной страной Варшавского договора (ПНР). С силами НАТО встречались на Балтике только базирующиеся в области военные корабли и самолеты.

33

Изменение военно-стратегического значения Калининградской области после распада Советского Союза

(1991-1998)

С конца 1980-х гг. геополитическая ситуация вокруг Калининградской области кардинально изменилась. В июне 1989 г. в Польше к власти пришел антикоммунистический блок «Солидарность», в стране начался демонтаж социалистической системы. В декабре 1989 г. на Мальте президенты СССР М. С. Горбачев и США Дж. Буш-старший официально объявили об окончании холодной войны. Первого июля 1991 г. была ликвидирована Организация Варшавского договора (ОВД). Государственный совет СССР 6 сентября 1991 г. признал независимость Литвы и двух других государств Прибалтики, и Калининградская область превратилась в эксклав, отделенный от основной части страны иностранными государствами. С распадом 26 декабря 1991 г. СССР к отделяющим государствам прибавилась еще и Республика Беларусь. В 1992 — 1993 гг. были выведены российские войска из Польши и Литвы.

В рассматриваемый период Россия пыталась наладить конструктивные отношения с Западом, будучи при этом слабой стороной после распада СССР и в условиях кризиса переходного периода. Это вынуждало идти на компромиссы, порой в ущерб национальным интересам.

2 С 1968 г. — Краснознаменная.

34

Коллективный же Запад во главе с США воспринимал Россию как сторону, проигравшую в холодной войне, которая должна быта следовать его рекомендациям по построению нормальной рыыночной экономики и цивилизованного демократического общества [9]. Воспользовавшись слабостью России, Запад взял курс на расширение НАТО на восток с включением в него бывших членов ОВД, а в перспективе и некоторых быывших советских республик. На саммите НАТО в Мадриде в июле 1997 г. быпло принято решение пригласить Польшу, Чехию и Венгрию для переговоров о членстве в Североатлантическом союзе. Эти переговоры начались в сентябре 1997 г. [10].

Таким образом, перед Калининградской областью встала вполне реальная перспектива уже в 1999 г. (а именно этот срок для принятия Польши в НАТО быпл обозначен США) граничить не с дружественной страной ОВД, а с государством, входящим в Североатлантический альянс. Впрочем, в тот период в России быпло достаточно широко распространено мнение, что альянс из военно-политического трансформируется в политико-военный. Россия в то время стремилась к сотрудничеству с Западом, который также, по крайней мере на словах, декларировал стремление к партнерству с Россией. Россия и НАТО 22 июня 1994 г. подписали в Брюсселе соглашение «Партнерство во имя мира», которое выводило их на новыый уровень прагматичного сотрудничества [11]. В январе 1996 г. в Боснию в состав международного контингента по вытолнению мирного соглашения была направлена российская бригада ВДВ, которая вошла в состав многонациональной дивизии «Север» Сил НАТО по стабилизации ситуации в Боснии и Герцеговине (SFOR) [12]. Двадцать седьмого мая 1997 г. в Париже был подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора, в котором быпло сказано, что «Россия и НАТО не рассматривают друг друга как противников. Общей целью России и НАТО является преодоление остатков прежней конфронтации и соперничества и укрепление взаимного доверия и сотрудничества» [13]. Этим документом быпл учрежден Совместныпй постоянный совет (СПС) Россия — НАТО. Россия получила гарантии, что на территории новых членов НАТО не будет размещаться ядерное оружие и осуществляться дополнительное постоянное размещение существенных боевых сил [13]. Однако Акт не оговаривал расширения Альянса. Восемнадцатого марта 1998 г. быпло учреждено дипломатическое представительство РФ при НАТО [14].

Итак, окончание холодной войны быпло официально продекларировано, с НАТО начали налаживаться, пусть и сложно, прагматичные партнерские отношения в некоторых сферах. США и европейские страны НАТО в изменившейся военно-политической обстановке начали сокращать свои обыгчные и ядерные вооружения в Европе. Это же делала Россия, исходя как из изменившейся геополитической ситуации, так и из экономических возможностей страны в условиях кризиса переходного периода. Содержать Вооруженные силы советских масштабов представлялось уже не нужным из-за изменившейся внешней обстановки, да и невозможным экономически.

Масштабные оргштатные изменения и сокращения затронули и российскую военную группировку в Калининградской области. Главной ее задачей в новых условиях стало обеспечение возможности базирования в Балтийском регионе российского ВМФ [15, с. 333].

В целях наведения порядка с управлением вой сками и силами в экс-клавном регионе с 1 августа 1994 г. был создан Калининградский оборонительный район (КОР) (с 27 июля 1998 г. — Калининградский особый район), напрямую подчиненный Генеральному штабу. В рамках КОР все силовые ведомства в пределах Калининградской области (Балтийский флот, войска и силы Калининградского района ПВО, 11-я отдельная гвардейская армия, Калининградская группа Пограничных войск ФСБ, подразделения Внутренних войск МВД и некоторые другие части) перешли в непосредственное подчинение командующего Балтфлотом [15, с. 368 — 369, 16, с. 114].

С 1 декабря 1997 г. 11-я гвардейская армия была преобразована в береговые и сухопутные войска Балтийского флота, в составе которых из четырех дивизий остались только две отдельные мотострелковые бригады. Основная часть танков и другой военной техники бывшей 11-й гвардейской армии отправилась на базы хранения военной техники (БХВТ) [17, с. 248]. Сухопутные и береговые войска КОР были отведены от госграницы и по возможности размещены в крупных населенных пунктах (главными «центрами притяжения» стали Калининград вместе с Балтийском, Черняховск и Гусев) [15, с. 382]

В ВВС Балтийского флота от двух морских штурмовых и одного дальнего разведывательного авиационного полка после сокращений и слияний в 1998 г. остался один 4-й отдельный гвардейский морской штурмовой авиационный полк. В 1998 г. расформировали противолодочную эскадрилью, а 745-й отдельный корабельный противолодочный вертолетный полк в 1994 г. был сокращен до эскадрильи [17, с. 249].

Из трех зенитных ракетных бригад к 1998 г. осталась одна (183-я гвардейская) [17, с. 250].

Число подводных лодок в Балтийском флоте, основная часть которого базировалась в Калининградской области, за 1993 — 1998 гг. сократилось с 15 до 2, надводных кораблей основных классов (относящихся по западной классификации к крейсерам, эсминцам и фрегатам) — с 27 до 6, патрульных и прибережных кораблей и катеров — с примерно 140 до примерно 30, противоминных кораблей — с 60 до 19, десантных кораблей — с 20 до 5 [17, с. 250, 18, р. 111].

Калининградская область с 1991 г. стала развиваться свободная / особая экономическая зона (СЭЗ / ОЭЗ). Она была открыта для иностранцев, были заключены соглашения о сотрудничестве с регионами Польши, Литвы, Белоруссии и других стран, началась реализация международных программ и проектов (см. подробнее [17, с. 232 — 239]. То есть из двух моделей развития Калининградской области (условно «форпост» — «регион сотрудничества») выбор Россией тогда был сделан в пользу превращения ее в мост в Европу и отказа от строительства новых барьеров [17, с. 292].

35

36

Калининградская область после принятия Польши и стран Прибалтики в НАТО (1999-2013)

Польша (вместе с Чешской Республикой и Венгрией) 12 марта 1999 г. стала членом НАТО, и вскоре после этого отношения России и Альянса были разорваны. Поводом для разрыва, однако, стало не расширение, а агрессия НАТО против Югославии в марте 1999 г. Россия в ответ на бомбардировки прервала все контакты с блоком, отозвала постоянного представителя из Брюсселя и выдворила из Москвы сотрудников НАТО. Тем не менее в соответствии с соглашением между Россией и США, достигнутым в Хельсинки в июне 1999 г., российские десантники были развернуты в Косово в составе Международных миротворческих сил для Косово (KFOR), руководимых НАТО. К 1 августа 2003 г. российский миротворческий контингент был выведен из Косово и заменен на полицейские подразделения из РФ [12; 19, с. 51].

Контакты России с НАТО в полном объеме были восстановлены в феврале 2000 г., когда генсек НАТО Дж. Робертсон встретился в Москве с и. о. президента РФ В. В. Путиным [12]. В интервью BBC в марте того же года В. В. Путин на вопрос о возможности членства России в НАТО заявил: «Почему нет? Я не исключаю такой возможности — в том случае, если с интересами России будут считаться, если она будет полноправным партнером». Это заявление было позитивно воспринято в Брюсселе [20]. В 2001 г. НАТО открыла в Москве свое Информационное бюро, а в 2002 г. — Военную миссию связи [21]. Двадцать восьмого мая 2002 г. в Риме была принята Декларация глав государств и правительств Российской Федерации и государств — членов НАТО «Отношения Россия — НАТО: новое качество», которой провозглашалось открытие новой страницы в отношениях между Россией и Альянсом. Вместо Совместного постоянного совета (СПС) был учрежден Совет Россия — НАТО, который заменил двусторонний формат консультаций («НАТО + 1») на встречи на равных в формате «двадцатки»3 [22]. Несколько лет через Россию шел транзит невоенных грузов для действовавших в Афганистане под руководством НАТО и по мандату ООН Международных сил содействия безопасности (МССБ). Российские военные корабли участвовали в военно-морской антитеррористической операции НАТО в Средиземном море «Эктив индевор», а также операции НАТО по борьбе с пиратством у берегов Африканского Рога «Оушн шилд». Велось также сотрудничество с НАТО в таких областях, как поддержка афганских вооруженных сил, обучение сотрудников правоохранительных органов из Афганистана и Центральной Азии методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков, борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения (ОМУ) и контроль над вооружениями, поиск и спасение экипажей аварийных подводных лодок4, гражданские чрезвычайные ситуации, научное сотрудничество и др. [21].

3 Россия и 19 стран-членов НАТО (на тот момент).

4 С 2005 по 2011 г. Россия приняла участие в трех учениях по поиску и спасению под руководством НАТО.

«Новое качество» в отношениях России и Альянса, однако, не остановило дальнейшего расширения НАТО. Уже через полгода после учреждения Совета Россия — НАТО на саммите в Праге 21 ноября приглашение вступить в блок получили еще семь государств, включая страны Прибалтики (Литву, Латвию и Эстонию)5. Россия изначально возражала против выступления в НАТО стран Прибалтики, хотя в Альянсе уверяли, что после вступления, почувствовав себя в безопасности, эти государства прекратят антироссийскую политику и риторику и улучшат отношения с РФ [23]. В итоге, несмотря на возражения России, Литва, Латвия и Эстония 29 марта 2004 г. были приняты в Североатлантический альянс

[24]. Антироссийская составляющая в идеологии блока, вопреки увере- -

ниям, усилилась. В Прибалтике появилась боевая авиация стран НАТО 37 (Baltic Air Policing — «Балтийская воздушная полиция») [24], что было воспринято в России крайне негативно и заставило начальника российского Генштаба и представителя МИД говорить о принятии ответных мер [25]. К тому же расширение НАТО на восток приблизило к границам России военную инфраструктур блока. С 2008 г. начали осуществлять меры по приведению к стандартам НАТО ряда военных объект ов на территории стран Прибалтики, Румынии, Польши и Болгарии, что в случае конфликта позволило бы вдвое сократить так называемое подлетное время к критически важным объектам практически на всей европейской части России [26].

По мнению известного немецкого политолога А. Рара, именно после расширения НАТО в Балтию отношения России и Альянса вновь испортились [23].

Главными вехами последующих обострений отношений России с коллективным Западом (включая НАТО) стали «мюнхенская речь» В. В. Путина (февраль 2007 г.), Бухарестский саммит НАТО (апрель 2008 г.)6, вооруженный конфликт в Южной Осетии (август 2008 г.), польско-американское соглашение о строительстве в Польше базы противоракетной обороны (ПРО) США (август 2008 г.), агрессия НАТО в Ливии (март — октябрь 2011 г.) и Евромайдан в Киеве (ноябрь 2013 г. — февраль 2014 г.).

Итак, Калининградская область РФ с 2004 г. стала своеобразным «островом» внутри расширившегося НАТО. Тем не менее на этом этапе это не привело к наращиванию российской военной группировки в области. Во-первых, все еще сохранялись надежды на серьезную трансформацию НАТО, в некоторых сферах, как было указано выше, удалось наладить взаимодействие с Альянсом. Во-вторых, Вооруженные силы РФ к началу 2000-х гг., как указывал генерал армии Н. Г. Макаров7, «подошли к критической точке развития, за которой виднелась угроза неизбежного краха» [27, с. 4]. Требовались решительные преобразования, но они начались только ближе к концу рассматриваемого периода, с октября 2008 г. В-третьих, на этом этапе НАТО, хотя и начало модерниза-

5 Кроме них приглашения получили также Словакия, Словения, Румыния и Болгария.

6 На нем НАТО приветствовала стремление Украины и Грузии вступить в Альянс и заявила, что эти страны станут его членами.

7 Начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ в 2008 — 2012 гг.

38

цию военной инфраструктуры в Польше и Прибалтике и размещение там своих вой ск (см. подробнее [23]), но масштабы этих приготовлений, видимо, не представлялись требующими ответных мер. Исключением можно считать создание в Польше базы ПРО США, в ответ на которую Россия в ноябре 2008 г. пообещала развернуть в Калининградской области ракетные комплексы «Искандер» [28]. Но в описываемый период они в регионе так и не появились. Быта усилена ПВО — в 2012 г. в регионе появились современные зенитно-ракетные системы (ЗРС) С-400 «Триумф» (как в ответ на некоторое наращивание авиации США и НАТО в Польше и Прибалтике, так и в первую очередь в связи с необходимостью плановой замены устаревших зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-200, которых к тому времени в России за пределами области больше не осталось) [17, с. 257 — 258]. Началось возрождение Балтийского флота, которыш в 2008 — 2013 гг. получил сторожевой корабль (СКР) и три корвета8 [17, с. 257].

Главная военно-стратегическая функция области для страны оставалась прежней — обеспечение базирования Балтийского флота (и, конечно, защита территории области от внешней военной агрессии). Но возможности защиты от атаки с суши, где Польша, вступившая в НАТО, имела только у самых границ с областью три своих бригады, существенно ослабла, тем более что сухопутные войска в Калининградской области в ходе военной реформы продолжили сокращение. В 2008 г. 7-я гвардейская Пролетарская Московско-Минская мотострелковая бригада9 быгла переформирована в 7-й гвардейский Пролетарский Московско-Минский мотострелковый полк. В том же году из области морем были вывезены почти все дислоцировавшиеся там танки (около 800 из 880 танков). Сокращалась и морская авиация. В 2010 г. быгли сокращены до эскадрилий 4-й отдельный гвардейский штурмовой авиационный полк и 689-й гвардейский истребительный авиационный полк [17, с. 257].

В общем сложилась ситуация, когда растущей (пока медленно) военной угрозе противостояла инерция сокращения. И преодолеть ее удалось только тогда, когда началась масштабная активизация США и НАТО в Восточной Европе и конкретно вокруг Калининградской области.

Активизация США и НАТО вокруг Калининградской области с 2014 года и ответные меры России

Геополитическая и военно-политическая ситуация вокруг Калининградской области радикально изменилась с весны 2014 г. Причем в самом Балтийском регионе не произошло ничего, что могло бы вытзыпвать такие изменения. Триггером стала ситуация на Украине, где начавшийся в ноябре 2013 г. в Киеве Майдан при прямом содействии зарубежных государств (прежде всего США) привел к государственному перевороту в феврале 2014 г. [29]. Его следствием стало возвращение Крыпма и Севастополя, население которого не пожелало жить под властью радикально на-

8 При этом два старых СКР были в этот период списаны.

9 Бывшая легендарная 1-я гвардейская мотострелковая Пролетарская Московско-Минская ордена Ленина дважды Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова дивизия.

строенных националистов, в Россию, и гражданская война на Донбассе, чьи жители оказали националистам вооруженное сопротивление. Воспользовавшись этими событиями для обвинений России в «агрессии», США и НАТО начали наращивать свои силы и средства в Восточной Европе, в том числе в Польше и Прибалтике. Утверждения, что Россия намерена вторгнуться в Прибалтику и вернуть ее военной силой, стали восприниматься на Западе как аксиома [30].

В Польше и Прибалтике началось наращивание сил и средств США и НАТО, подробное рассмотрение которого не входит в задачу нашей статьи. О нем можно подробно прочитать в других работах автора [23; 31; 32].

В этой ситуации произошло изменение военно-стратегической функции российской военной группировки в Калининградской области. Она продолжает оставаться главным местом базирования Балтийского флота, но ее главной задачей стало сдерживание и устрашение сил НАТО. На Западе это называют «ограничением и воспрещением доступа и маневра» (A2/AD — Anti-Access/Area-Denial). При этом «ограничение доступа» (Anti-Access) — это действия и возможности, обычно с использованием дальнобойных вооружений, предназначенные для предотвращения проникновения противника в операционную зону. А «ограничение маневра» (Area-Denial) — действия и возможности, обычно с использованием вооружений меньшей дальности, нацеленные на ограничение свободы действий противника в операционной зоне [33].

Основные составляющие калининградской зоны A2/AD:

1) оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) «Искан-дер-М»;

2) береговые противокорабельные ракетные комплексы (БРК) «Бал» и «Бастион»;

3) зенитные ракетные системы большой дальности С-400 «Триумф», способные уничтожать все современные и перспективных средства воздушно-космического нападения (в том числе гиперзвуковые);

4) крылатые ракеты большой дальности «Калибр» на кораблях Балтийского флота [17, c. 265 — 266, 268].

К новой функции военной группировки в Калининградской области следует также отнести предупреждение ракетного нападения. С декабря 2014 г. на аэродроме Дунаевка несет боевое дежурство радиолокационная станция системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН)

«Воронеж-ДМ», контролирующая пространство в западном направлении [17, с. 269].

Усилены возможности группировки войск в эксклавном регионе по ведению радиоэлектронной борьбы (РЭБ) [17, c. 269] и разведки [34].

На вооружение Морской авиации Балтийского флота поступили современные многоцелевые истребители Су-30СМ и Су-30СМ2 [35].

Возрождена сухопутная группировка, на которую теперь возложена задача обороны эксклавного региона и размещенных на его территории других российских сил и средств. Вместо расформированной 11-й отдельной армии в составе Береговых войск Балтийского флота в 2016 г. был сформирован 11-й армейский корпус [17, с. 263]. В 2021 г. в его составе вновь создана одна из ранее расформированных дивизий — 18-я гвар-

39

дейская мотострелковая [36]. В Береговые войска поступили новые современные образцы военной техники и вооружения [17, с. 263 — 265, 269; 37]. При этом сухопутная группировка в регионе носит сугубо оборонительный характер. К ее традиционным функциям обороны территории региона и защиты базы Балтийского флота добавились также защита сил и средств зоны ограничения и воспрещения доступа и маневра (A2/AD) и системы раннего предупреждения о ракетном нападении.

40

Заключение

С началом 24 февраля 2022 г. российской специальной военной операции по защите населения ДНР и ЛНР и демилитаризации и денацификации Украины военно-политическая ситуация вокруг России резко обострилась, дойдя, как нам представляется, практически до стадии «Третьей мировой войны лайт» (мировой гибридной войны, ведущейся преимущественно невоенными средствами, но с перспективой перерастания в горячую фазу). Это обострение естественно сказалось и на ситуации вокруг Калининградской области как форпоста России на западе. США и страны НАТО вновь нарастили и продолжают наращивать свои военные силы и средства в Польше и Прибалтике. Можно ожидать, что войска США и других стран НАТО из-за пределов Балтийского региона (прежде всего Великобритании) будут размещены в Польше и Прибалтике уже на постоянной, а не на ротационной основе. Во второй половине десятилетия, если не произойдет разрядки напряженности, не исключено размещение в Польше, а также, возможно, в Прибалтике, американских ракетных комплексов средней и меньшей дальности (включая гиперзвуковые). Нельзя исключать, что, поддавшись внешнему давлению и неадекватно оценив внешнюю обстановку, в НАТО вступят Швеция и Финляндия (или какая-либо из этих двух стран по отдельности).

В этих условиях Россия в ответ неизбежно будет вышуждена повышать в рамках разумной достаточности среди прочего боевую мощь своей военной группировки в Калининградской области, чтобы усилить ее сдерживающую роль против потенциального агрессора. Конкретные параметры этого повышения будут определяться динамикой геополитической и военно-политической обстановки, действиями США и НАТО и оборонительными планами РФ. Что из этого станет достоянием общественности в меняющейся информационной ситуации — покажет время. Как уже заявил министр обороны России С. К. Шойгу, «Генеральным штабом разрабатывается и фактически завершен план по усилению наших западных границ» [38].

Следует ожидать, что будет укрепляться взаимодействие в военной (и не только) областях между Калининградской областью РФ и Республикой Беларусь в рамках формирующегося субрегионального комплекса безопасности (СРКБ)10.

10 Концепция субрегионального комплекса безопасности (СРКБ) Калининградская область — Республика Беларусь предложена Ю. М. Зверевым и Н. М. Ме-жевичем в 2021 г. Более подробно о ней можно будет прочитать в статье, готовящейся к выходу в журнале «Балтийский регион» в 2022 г.

Не менее важным, чем укрепление военно-экономической безопасности, в новых условиях становится укрепление экономической безопасности эксклавного региона России, а также выработка и проведение в жизнь новой стратегии его социально-экономического развития. Эти вопросы, выходящие за рамки данной статьи, должны стать темами отдельных исследований и публикаций. Существенный задел в этом направлении у ученых БФУ им. И. Канта уже имеется [17; 39—41 и др.].

Статья подготовлена при финансовой поддержке проекта РНФ №22-2700289 «Обоснование реструктуризации международных связей и мер обеспечения военно-политической безопасности российских регионов на Балтике в условиях углубления геополитических противоречий».

41

Список литературы

1. Очерки из истории Балтийского флота / С. Казаков, В. Закатов, И. Ушалов [и др.]. Калининград, 2007.

2. Балтийской военно-морской базе исполнилось 55 лет // Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России). 01.03.2011. URL: https:// function.mil.ru/news_page/organizations/more.htm?id > 10370902@egNews (дата обращения: 21.10.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ленский А. Г., Цыбин М. М. Военная авиация Отечества. Организация, вооружение, дислокация (1991/2000 гг.) : справочник. СПб., 2004.

4. Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ. Авиация военно-морского флота России 1910 — 2010 гг. : справочник. Специальный выпуск альманаха «Тайфун». СПб., 2012.

5. Долинин А. И., Поленков Г. М., Зубович С. Л. и др. Первое ракетное соединение нашей страны. М., 2015.

6. Первов М. А. Ракетное оружие РВСН. М., 1999.

7. Феськов В. И., Голиков В. И., Калашников К. А., Слугин С. А. Вооруженные силы СССР после Второй мировой войны: от Красной Армии к Советской. Ч. 1: Сухопутные войска / под науч. ред. В. И. Голикова. Томск, 2013.

8. Ленский А. Г., Цыбин М. М. Советские войска ПВО в последние годы Союза СССР : справочник. СПб., 2013. Ч. 1.

9. Дубровин Д. Как Запад потерял Россию. И мог ли он ее не потерять? // ТАСС. 18 марта 2019 г. URL: https://tass.ru/opinions/6222479 (дата обращения: 21.10.2021).

10. Poland in NATO — more than 20 years // Ministry of National Defence. URL: https://www.gov.pl/web/national-defence/poland-in-nato-20-years (дата обращения: 21.10.2021).

11. Братерский А. Россия и НАТО: как удержаться от войны // Газетами. 22 июня 2019 г. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2019/06/22_a_12434671. shtml (дата обращения: 21.10.2021).

12. НАТО и Россия — партнеры по миротворчеству // Организация Североатлантического договора (НАТО). URL: https://www.nato.int/docu/ presskit/010219/brochrus.pdf (дата обращения: 21.10.2021).

13. Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантиче-

42

ского договора // Организация Североатлантического договора (НАТО). URL: https:// www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_25468.htm (дата обращения: 21.10.2021).

14. Как развивались отношения между Россией и НАТО // Коммерсантъ. 05.04.2008. URL: https://www.kommersant.ru/doc/876774 (дата обращения: 21.10.2021).

15. Макаров Н. Е. На службе России. М., 2017.

16. Егоров В. Г. Вахту сдал исправно : в 2 кн. Калининград, 2008. Кн. 1.

17. Федоров Г. М., Зверев Ю. М. Калининградские альтернативы: 25 лет спустя : монография. Калининград, 2020.

18. The Military Balance 1998/1999 by International Institute for Strategic Studies. L., 1998.

19. Бышков П. А. Российский флаг на Балканах // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: История России. 2006. № 3. С. 47 — 52.

20. Сысоев Г. Путин не возражает против вступления России в НАТО // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/142046 (дата обращения: 21.10.2021).

21. Отношения с Россией // Организация Североатлантического договора (НАТО). URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_50090.htm (дата обращения: 21.10.2021).

22. Отношения Россия — НАТО: новое качество. Декларация глав государств и правительств Российской Федерации и государств — членов НАТО. 28 мая 2002 г. // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3484 (дата обращения: 21.10.2021).

23. Александр Рар: после расширения НАТО в Балтию отношения альянса и России вновь испортились // BALTNEWS. 30 марта 2021. URL: https:// lv.baltnews.com/nato/20210330/1024698316/Aleksandr-Rar-posle-rasshirenie-NATO-v-Baltiyuotnosheniya-alyansa-i-Rossii-vnov-isportilis.html (дата обращения: 21.10.2021).

24. Зверев Ю. «Вернуться на рубежи 1997 года»: ключевые этапы наращивания сил и средств НАТО в Польше и Прибалтике // Евразия. Эксперт. 14 января 2002 г. URL: https://eurasia.expert/klyuchevye-etapy-narashchivaniya-sil-i-sredstvnato-v-polshe-i-pribal/ (дата обращения: 21.10.2021).

25. В Москве нарастает раздражение // Российская газета. 30.03.2004. URL: https://rg.ru/2004/03/30/kremI.htmI (дата обращения: 21.10.2021).

26. Россия-НАТО: факты и мифы // Постоянное представительство Российской Федерации при НАТО. URL: https://missiontonato.mid.ru/topics/russianato-facts-and-myths (дата обращения: 21.10.2021).

27. Макаров Н. Е. Армия на изломе. М., 2019.

28. Ракеты «Искандер» под Калининградом нейтрализуют ПРО США — Медведев // РИА Новости. 05.11.2018. URL: https://ria.ru/20081105/154424323.html (дата обращения: 21.10.2021).

29. Обращение Президента Российской Федерации. 21 февраля 2022 г. // Президент Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/67828 (дата обращения: 21.10.2021).

30. Зверев Ю. М. Планы США и НАТО по наращиванию своих вооруженных сил в Прибалтике (по материалам аналитических докладов) // Евразия. Эксперт. 2021. Вып. 1. С. 27—42. doi: 10.18254/S271332140014369-2.

31. Зверев Ю. М., Межевич Н. М. Безопасность в Восточной Балтике: К военным учениям России и Беларуси «Щит Союза — 2019» : экспертный доклад. СПб., 2019. URL: https://interaffairs.ra/i/Bezopasnost_v_Vostochnoj_BaItike.pdf (дата обращения: 21.10.2021).

32. Зверев Ю. М., Межевич Н. М. Минимальный ответ на возрастающие угрозы: почему проведены учения «Запад-2021»? : экспертный доклад. СПб., 2021.

33. Lasconjarias G., Marrone A. How to Respond to Anti-Access/Area Denial (A2/AD)? Towards a NATO Counter-A2/AD Strategy // NDC Conference Report. № 1/16 — February 2016. URL: https://www.ndc.nato.int/downIoad/downIoads. php?icode > 480 (дата обращения: 21.10.2021).

34. Cislak J. Specnaz i rozpoznanie w Obwodzie Kaliningradzkim // Defence 24. 07.11.2021. URL: https://defence24.pI/siIy-zbrojne/specnaz-i-rozpoznanie-w-obwo-dziekaIiningradzkim-anaIiza (дата обращения: 21.10.2021).

35. Для Морской авиации ВМФ России построены первые четыре истребителя Су-30СМ2 // BMPD. URL: https://bmpd.IivejournaI.com/4471112.htmI (дата обращения: 21.10.2021).

36. Зверев Ю. Ответ НАТО: Россия развернула новую мотострелковую дивизию в Калининградской области // Евразия. Эксперт. 23 марта 2021 г. URL: https://eurasia.expert/rossiya-razvorachivaet-novuyu-motostreIkovuyu-diviziyu-vkaIiningrade/ (дата обращения: 21.10.2021).

37. 7-й отдельный мотострелковый полк в Калининградской области получил новые БМП-3 // BMPD. URL: https://bmpd.IivejournaI.com/4306993.htmI (дата обращения: 21.10.2021).

38. Шойгу предложил укрепить западные границы России // РБК. 11 марта 2022 г. URL: https://www.rbc.ru/poIitics/11/03/2022/622b06e19a7947c8ade8d330 (дата обращения: 21.10.2021).

39. Проблемы экономической безопасности регионов Западного порубежья России : монография / под ред. проф. Г. М. Федорова. Калининград, 2019.

40. Западное порубежье России: моделирование развития и обеспечение экономической безопасности : монография / под ред. Г. М. Федорова. Калининград, 2020.

41. Вызовы и перспективы развития Калининградской области: геополитика и геоэкономика : монография / под ред. Г. М. Федорова. Калининград, 2021.

43

Об авторе

Юрий Михайлович Зверев — канд. геогр. наук, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Россия. E-mail: YZverev@kantiana.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5048-7481

The author

Dr Yury M. Zverev, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia.

E-mail: YZverev@kantiana.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5048-7481

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.