Научная статья на тему 'ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В БАЛТИЙСКОМ РЕГИОНЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОДГОТОВКУ И ВЕДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ'

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В БАЛТИЙСКОМ РЕГИОНЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОДГОТОВКУ И ВЕДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
185
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / БАЛТИЙСКИЙ РЕГИОН / БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ / ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / MILITARY-POLITICAL SITUATION / BALTIC REGION / SECURITY / MILITARY THREATS / CIVIL DEFENSE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хроколов Виталий Александрович, Мурзич Игорь Константинович, Бузин Николай Евгеньевич

Цель. Анализ влияния военно-политической обстановки в Балтийском регионе на подготовку и ведение гражданской обороны в Республике Беларусь. Методы. Общенаучные методы исследования: анализ и синтез, сравнение и обобщение. Результаты. Уточнены условия проведения мероприятий заблаговременной подготовки государства к ведению гражданской обороны с учетом развития военно-политической обстановки в Балтийском регионе, представлен обобщенный перечень мероприятий заблаговременной подготовки. Область применения исследований. Результаты могут быть использованы при планировании мероприятий заблаговременной подготовки к ведению гражданской обороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Хроколов Виталий Александрович, Мурзич Игорь Константинович, Бузин Николай Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY-POLITICAL SITUATION IN THE BALTIC REGION, AS ONE OF THE FACTORS INFLUENCING THE PREPARATION AND MANAGEMENT OF CIVIL DEFENSE

Purpose. Analysis of the influence of the military-political situation in the Baltic region on the preparation and conduct of civil defense in the Republic of Belarus. Methods. General scientific research methods: analysis and synthesis, comparison and generalization. Findings. The conditions for carrying out activities in advance of preparation of the state for civil defense, taking into account the development of the military-political situation in the Baltic region, are clarified, a generalized list of activities for early preparation Application field of research. The results can be used in planning activities of preliminary preparation for civil defense.

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В БАЛТИЙСКОМ РЕГИОНЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОДГОТОВКУ И ВЕДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ»

Б01: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2020.4-2.220 УДК 355.58 (474)

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В БАЛТИЙСКОМ РЕГИОНЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОДГОТОВКУ И ВЕДЕНИЕ

ГРАЖДАНСКОЙ обороны

Хроколов В.А., Мурзич И.К., Бузин Н.Е.

Цель. Анализ влияния военно-политической обстановки в Балтийском регионе на подготовку и ведение гражданской обороны в Республике Беларусь.

Методы. Общенаучные методы исследования: анализ и синтез, сравнение и обобщение.

Результаты. Уточнены условия проведения мероприятий заблаговременной подготовки государства к ведению гражданской обороны с учетом развития военно-политической обстановки в Балтийском регионе, представлен обобщенный перечень мероприятий заблаговременной подготовки.

Область применения исследований. Результаты могут быть использованы при планировании мероприятий заблаговременной подготовки к ведению гражданской обороны.

Ключевые слова: военно-политическая обстановка, Балтийский регион, безопасность, военные угрозы, гражданская оборона.

(Поступила в редакцию 27 февраля 2020 г.)

Введение

Защита населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении или в результате ведения военных действий, - одна их важнейших задач государства. В соответствии с законодательством Республики Беларусь данная функция возложена на гражданскую оборону. Обеспечивая защиту и выживание населения, устойчивость экономики в условиях вооруженной борьбы, гражданская оборона Республики Беларусь является важной составляющей национальной безопасности государства.

Подготовка государства к ведению гражданской обороны в Республике Беларусь осуществляется заблаговременно в мирное время, а ведение гражданской обороны осуществляется в соответствии с планами гражданской обороны, которые вводятся в действие с момента объявления войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Республики Беларусь военного положения. Один из существенных факторов, оказывающих влияние на подготовку государства к ведению и ведение гражданской обороны - военно-политическая обстановка в Балтийском регионе. Так, переход государства к ведению гражданской обороны может проводиться как и в условиях достаточно длительного периода нарастания военной угрозы, так и одномоментно с началом вооруженной агрессии или объявления войны.

В настоящее время Балтийский регион, как составная часть Европейского региона, является наиболее сложным пространством противостояния НАТО и Российской Федерации. В связи с этим необходимо обратить внимание на следующие факторы:

1) в ситуации противостояния Российской Федерации и НАТО Балтийский регион оказывается местом, где может быть спровоцирована эскалация военной напряженности, в которую может быть вовлечена Республика Беларусь;

2) наличие угрозы возникновения вооруженного конфликта в Балтийском регионе требует проведения комплекса мероприятий по обеспечению военной безопасности Республики Беларусь, в том числе мероприятий гражданской обороны;

3) оценка военно-политической обстановки в регионе является важной составляющей прогнозирования вероятных сценариев развития событий, что позволит своевременно

реагировать на возникающие военные опасности, в частности провести комплекс мероприятий по развертыванию гражданской обороны.

Основная часть

Анализ проведенных ранее научных исследований свидетельствует о том, что к определению понятия «Балтийский регион» применяются различные подходы. Так, А.П. Клемешев, В.С. Корнеевец, Т. Пальмовский, Т. Студжиницки, Г.М. Федоров [1] отмечают, что существуют исторический и физико-географический подходы к определению понятия «Балтийский регион». Аналогичную позицию высказывают А. А. Ковалев и А.И. Балашов [2].

Однако в современной международной практике в идентификации Балтийского региона наибольшее значение получили международные программы VASAB (Visions and Strategies around the Baltic Sea - Модели и стратегии вокруг Балтийского моря). Таким образом, в Балтийский регион входят 11 стран: Дания, Германия, Латвия, Литва, Эстония, Норвегия, Россия, Польша, Беларусь, Швеция и Финляндия1.

Ввиду географического положения, сложившихся политических, военных, экономических и других взаимоотношений процессы, протекающие в Балтийском регионе, напрямую затрагивают интересы Республики Беларусь, в том числе в сфере обеспечения безопасности государства.

Анализируя протекающие геополитические процессы в мире, необходимо отметить, что действия блока НАТО направлены на укрепление и расширение сфер своего влияния и поэтому будут: во-первых, стремиться укрепить свои позиции в Балтийском регионе; во-вторых, обеспечить условия для вступления в блок НАТО Украины, что поставит Беларусь в положение незавершенного полного охвата. С учетом того что сегодня основные геополитические притязания Запада направлены на Россию, а Беларусь является членом Союзного государства, несомненно, в таких условиях Беларусь может рассматриваться Западом как вероятный противник.

Н.В. Карпиленя отмечает: «История показывает, каковы бы ни были разделяющие Европу интересы, все они соединяются в общем враждебном чувстве к России, для чего Европе так необходимо, чтобы на ее стороне оказалась Беларусь. А оказавшись на ее стороне, Беларусь станет легкой жертвой в расширении Польши и исчезновении белорусского этноса...» [3].

Воссоединение Крыма с Россией нанесло серьезный геостратегический и геополитический ущерб планам США и НАТО в целом по приближению к границам России и давлению на нее, что также способствует укреплению Беларуси и Союзного государства в целом.

Экспертами НАТО Балтийский регион еще недавно не рассматривался в качестве потенциальной зоны военных действий. Однако, как отмечают Л.И. Грибанова и Ю.В. Косов, после воссоединения Крыма с Россией ситуация резко изменилась: страны Балтии стали рассматриваться стратегами НАТО, в первую очередь американскими, в качестве следующего объекта российского «захвата» на постсоветском пространстве [4]. Схожую точку зрения имеют А.А. Ковалев и И.А. Балашов. Они отмечают, что ухудшение отношений России со странами Балтии и всем Западным миром произошло после того, как в 2014 г. по результатам референдума Крым вошел в состав Российской Федерации, что было воспринято международным сообществом как акт агрессии [2].

Эстония, Литва и Латвия настороженно отнеслись к факту присоединения Крыма к России. С учетом того, что на территориях данных государств проживает достаточно много русскоязычного населения, у властей появись опасения, что они могут последовать

1 Регион Балтийского моря - территориальный мониторинг. Март 2014 г. [Электронный ресурс] / VASAB / Vision and Strategies around the Baltic sea. - Режим доступа: https://vasab.org/wp-content/uploads/2018/06/BSR-Territorial_Monitoring_RUS_2014_web.pdf. - Дата доступа: 05.02.2020.

примеру Крыма и выразить желание присоединить к России территории, на которых они проживают.

Рассматривая ситуацию в Балтийском регионе, В. Воловой и И. А. Баторина отмечают, что на политическом, военном и экспертном уровнях не только на Западе, но даже в Прибалтике признается маловероятность полномасштабной войны между Россией и НАТО [5].

По мнению генерал-майора в отставке Франка ван Каппе, работавшего советником по безопасности ООН и НАТО, а также эстонских экспертов Международного центра обороны и безопасности Калева Стойцеску и Хенрика Пракса, прямой военный конфликт между Россией и Прибалтийскими государствами также маловероятен. В то же время они считают, что возможен вариант, когда в результате конфликта русскоязычного населения Балтии с официальными властями Россия заявит о необходимости защиты русскоязычного населения и будет принимать решение о дальнейшей военной эскалации в зависимости от реакции НАТО и ЕС. В худшем случае такой конфликт может обернуться полномасштабной войной [4].

Анализируя военно-политическую обстановку на восточном направлении, эксперты НАТО и прежде всего США выражают озабоченность тем, что Литва, Латвия и Эстония, являясь передним фронтом НАТО на востоке, изолированы от других государств - членов НАТО, что, по оценкам американских специалистов, значительно усложняет задачу по их защите. Для ее выполнения они предлагают ряд решений, среди которых:

а) осуществление подготовки чрезвычайных операций для защиты стран Балтии;

б) обеспечение готовности к быстрой переброске сил США в Европу [4].

По оценкам российских экспертов, вступление стран Балтии в НАТО на начальном этапе существенно не изменило существующий баланс сил в Европе после Второй мировой войны, однако учитывая политическое, экономическое и военное противостояние НАТО и Российской Федерации, необходимо отметить, что в настоящее время военно-политическая обстановка в Балтийском регионе становится все более напряженной. Кроме этого, есть основания предполагать, что активизация военного вектора на данном направлении способна привести к появлению новых рисков военной опасности и трансформации их в военную угрозу для стран региона, в том числе для Беларуси.

Так, в период с 2012 г. по настоящее время численность контингента НАТО на восточном направлении увеличилась в три раза. Срок приведения их в готовность к боевому применению сократился с 45 до 30 сут. В настоящее время Североатлантическим альянсом реализуется инициатива «Четыре по 30», в соответствии с которой предполагается в 30-суточной готовности к применению иметь 30 механизированных батальонов, 30 авиационных эскадрилий, 30 боевых кораблей. Готовность самолетов-носителей к применению ядерного оружия предусматривается сократить с 10 сут. до 24 ч. Кроме того, в Прибалтике развернуты американские РВС ПВО по обнаружению воздушных целей, которые позволяют контролировать воздушное пространство России на глубину до 450 км2. Применительно к Республике Беларусь - это более 2/3 территории страны.

В ноябре 2019 г. в военных учениях НАТО, проведенных на полигоне в близи города Пабраде (Литва), расположенном в 15 км от границ Республики Беларусь, приняли участие около четырех тысяч военнослужащих из Бельгии, Великобритании, Германии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, США, Чехии и Эстонии, а также свыше одной тысячи единиц военной техники .

2 Заседание коллегии Министерства обороны [Электронный ресурс] / Президент России. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/62401. - Дата доступа: 04.02.2020.

3 Учения НАТО с участием 4 тыс. военнослужащих начались в Литве [Электронный ресурс] / RuBaltic.Ru -Политика. Экономика. Новости. - Режим доступа: https://www.rubaltic.ru/news/04112019-ucheniya-nato-s-uchastiem-4-tys-voennosluzhashchikh-nachalis-v-litve/. - Дата доступа: 05.02.2020.

Весной 2020 г. планируется проведение в Европейском регионе крупнейших за последние 25 лет учений Defender Europe - 2020 (Защитник Европы - 2020) с участием 37 тыс. военнослужащих из 18 государств на территории 10 европейских стран, включая Германию, Польшу, Латвию, Литву, Эстонию и Грузию. Их цель - отработать оперативную переброску американских войск в Польшу и страны Балтии. В рамках учений в Европу по морю и воздуху будут доставлены до 20 тыс. солдат и офицеров США, а также 13 тыс. единиц военной техники. Продолжаться данные учения будут около пяти месяцев4.

Такая масштабная активизация действий Североатлантического альянса у границ России и Беларуси не может оставаться без внимания и адекватного реагирования. Президент Республики Беларусь неоднократно обращал внимание на увеличение милитаризации и эскалацию напряженности в военно-политической сфере Балтийского региона. Учитывая складывающуюся обстановку вокруг Республики Беларусь в октябре 2019 г., госсекретарю Совета Безопасности и министру обороны поручено разработать план мероприятий по адекватному реагированию на действия, связанные с размещением в Литве в непосредственной близости от границы с Беларусью бронетанковой техники и контингента вооруженных сил США5.

Российская сторона также не оставляет без внимания происходящие в регионе события и принимает соответствующие ответные меры по обеспечению своей безопасности и, как, следствие, также наращивает свое военное присутствие в регионе. Так, в Западном военном округе недавно сформированы три новых полка - мотострелковый, танковый, инженерный. Ранее была возрождена 1-я танковая армия, Балтийский флот усилен новыми ракетными кораблями и танковым полком. В Калининградской области развернуты оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-М» и новейшие зенитные ракетные системы С-4006.

Все вышеперечисленные факты свидетельствуют о нарастании военного потенциала в регионе и, как следствие, об увеличении риска возникновения вооруженного конфликта, что непосредственно отражается на действиях Республики Беларусь по обеспечению безопасности, в том числе осуществлению мероприятий заблаговременной подготовки к ведению гражданской обороны.

Очевидно, что в современных условиях способы решения международных конфликтов с применением военной силы меняются. Наиболее часто проводятся точечные военные акции, в ходе которых поражаются наиболее важные объекты управления, экономики, в том числе потенциально опасные объекты, системы жизнеобеспечения, связи, что, в свою очередь, может привести к возникновению крупных чрезвычайных ситуаций, влекущих не только большой материальный ущерб, но и человеческие жертвы.

В данных условиях защита населения, материальных и историко-культурных ценностей от опасностей, возникающих в ходе ведения военных действий или вследствие их, является главной задачей гражданской обороны.

В настоящее время в большинстве изученных по данной тематике источников ведение гражданской обороны рассматривается, как правило, в условиях ведения военных действий. В то же время необходимо подчеркнуть, что в Военной доктрине определено, что

4 «Новая провокация»: зачем США перебрасывают войска в Европу [Электронный ресурс] / Главные новости - Газета.Яи. - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/army/2020/02/03/12941857.shtml. - Дата доступа: 03.02.2020.

5 Лукашенко поручил продумать реагирование на размещение американских танков в Литве у границы с Беларусью [Электронный ресурс] / Новости Беларуси|БелТА. - Режим доступа: https://www.belta.by/president/ view/lukashenko-poruchil-produmat-reagirovanie-na-razmeschenie-amerikanskih-tankov-v-litve-u-granitsy-s-366642-2019/. - Дата доступа: 05.02.2020.

6 Беларусь и Россия готовятся к «непонятным учениям» НАТО [Электронный ресурс] / Последние новости Беларуси и мира. - Режим доступа: https://sputnik.by/defense_safety/20191014/1042970834/Belarus-i-Rossiya-gotovyatsya-k-neponyatnym-ucheniyam-NATO.html. - Дата доступа: 03.02.2020.

к мерам по обеспечению военной безопасности в мирное время относится «... поддержание системы гражданской обороны в готовности к развертыванию в установленные сроки и эффективному выполнению задач по предназначению.»7. Так, исходя из данного положения, можно сделать вывод, что ведение гражданской обороны, осуществляется как в условиях мирного времени, так и непосредственно в условиях военных действий.

Анализируя положения Закона «О гражданской обороне», следует заметить, что в Законе указывается следующее: «Ведение гражданской обороны осуществляется в соответствии с планами гражданской обороны, которые вводятся в действие на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях полностью или частично с момента объявления войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Республики Беларусь военного положения»8. Это позволяет сделать вывод, что до момента объявления войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Республики Беларусь военного положения гражданская оборона на территории Республики Беларусь не ведется. Однако данное положение противоречит Военной доктрине.

В то же время следует отметить, что подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время, а организация и осуществление мероприятий по подготовке к проведению мероприятий гражданской обороны возлагается на государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. С введением военного положения в Республике Беларусь государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций прекращает функционировать и развертывается в гражданскую оборону.

Организацию мероприятий по развертыванию гражданской обороны осуществляют Министерство по чрезвычайным ситуациям, республиканские органы государственного управления и иные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь. При этом введение военного положения может осуществляться еще до начала военных действий - в период нарастания военной угрозы. Данный период, по сути, является еще частью мирного времени, характеризуется высоким накалом противоречий в межгосударственных или внутригосударственных отношениях, активизацией деятельности по непосредственному приготовлению противостоящих сторон к войне или вооруженному конфликту. Необходимо отметить: несмотря на то, что по факту период нарастания военной угрозы - еще мирное время, но в это время уже, как правило, активно действуют диверсионно-разведывательные группы и незаконные вооруженные формирования, которые часто поражают наиболее важные объекты управления и экономики, в том числе потенциально опасные, в этих условиях требуется проведение мероприятий по защите населения, материальных и историко-культурных ценностей от возникающих опасностей, что является непосредственной задачей гражданской обороны.

Кроме этого, анализируя положения Закона «О гражданской обороне» и других нормативных актов, целесообразно отметить, что в настоящее время в них не установлен четкий перечень мероприятий заблаговременной подготовки, а определено лишь то, что данные мероприятия проводятся в мирное время.

По мнению авторов, к мероприятиям заблаговременной подготовки в общем виде можно отнести:

- подготовку системы управления (уточнение планов ГО; согласование маршрутов движения с органами военного управления; подготовку и развертывание пунктов управления; определение задач оперативному составу ПУ; уточнение планов поставок материаль-

7 Об утверждении Военной доктрины [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 20 июля 2016 г., № 412-З // ^х.Ьу / Информационно-аналитическая система. - Минск, 2020.

8 О гражданской обороне [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 27 нояб. 2006 г., № 183-З // ^х.Ьу / Информационно-аналитическая система. - Минск, 2020.

ных ресурсов, продукции для обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны; уточнение порядка взаимодействия с государственными органами и т. д.);

- подготовку системы связи и оповещения (проверку средств связи и оповещения, монтаж дополнительных средств оповещения и т. д.);

- подготовку сил и средств ГО (определение организационно-штатной структуры подразделений гражданской обороны; определение мобилизационной потребности в людских и материальных ресурсах для комплектования сил гражданской обороны согласно штатам военного времени и т. д.);

- проведение подготовительных мероприятий по защите населения и территорий от опасностей, возникающих в ходе ведения военных действий или вследствие их (наращивание фонда защитных сооружений, а также подготовка существующих к приему укрываемого населения; повышение устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения; подготовка мест эвакуации населения и т. д.);

- планирование финансового обеспечения мероприятий ГО (планирование финансовых средств; установление порядка использования финансовых средств с учетом важности проводимых мероприятий и т. д.).

Заключение

Таким образом, на основании изложенного можно сделать ряд выводов:

- во-первых, в настоящий момент происходит дальнейшая эскалация военно-политической обстановки в Балтийском регионе, сопровождающаяся увеличением военного присутствия как со стороны стран НАТО, так и со стороны России, что может привести к возникновению вооруженного конфликта, в который, возможно, будет вовлечена Республика Беларусь;

- во-вторых, осуществление непрерывного анализа военно-политической обстановки в Балтийском регионе позволит органам управления гражданской обороны своевременно обеспечить проведение необходимого комплекса мероприятий заблаговременной подготовки, что, в свою очередь, позволит в установленные сроки обеспечить приведение гражданской обороны в состояние готовности к выполнению задач по предназначению;

- в-третьих, военно-политическая обстановка оказывает влияние прежде всего на условия подготовки к ведению и ведение гражданской обороны, в связи с этим она является важным фактором, влияющим на продолжительность периода нарастания военной угрозы, что непосредственно оказывает воздействие на продолжительность периода заблаговременной подготовки к ведению гражданской обороны;

- в-четвертых, уточнение перечня мероприятий заблаговременной подготовки гражданской обороны позволит обеспечить единые подходы к определению необходимого комплекса мероприятий заблаговременной подготовки, позволяющих обеспечить приведение гражданской обороны в состояние готовности к выполнению задач по предназначению в кратчайшие сроки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клемешев, А.П. Подходы к определению понятия «Балтийский регион» / А.П. Клемешев [и др.] // Балтийский регион. - 2017. - Т. 9, № 4. - С. 7-28. Б01: 10.5922/2074-9848-2017-4-1.

2. Ковалев, А.А. Военная безопасность Балтийского региона в условиях продвижения военной инфраструктуры НАТО к границам Российской Федерации / А.А. Ковалев, А.И. Балашов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - Т. 14, № 6. - С. 1151-1165. Б01: 10.24891/Ш.14.6.1151.

3. Карпиленя, Н.В. Россия и Европа: взгляд из Беларуси / Н.В. Карпиленя // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2015. - № 2 - С. 167-177.

4. Грибанова, Г.И. Политика НАТО на Балтике - цели и приоритеты / Г.И. Грибанова, Ю.В. Косов // Балтийский регион. - 2018. - Т. 10, № 1. - С. 56-72. Б01: 10.5922/2074-9848-20181-4.

5. Воловой, В. Система безопасности в Балтийском регионе как проекция глобального противостояния России и США / В. Воловой, И.А. Баторина // Балтийский регион. - 2017. - Т. 9, № 1. -С. 27-43. БОТ: 10.5922/2074-9848-2017-1-2.

Военно-политическая обстановка в Балтийском регионе как один из факторов, влияющих на подготовку и ведение гражданской обороны

Military-political situation in the Baltic region, as one of the factors influencing the preparation and management of civil defense

Хроколов Виталий Александрович

Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», кафедра управления защитой от чрезвычайных ситуаций, старший преподаватель

Адрес: ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь e-mail: xrva@tut.by ORCID: 0000-0002-6577-4061

Мурзич Игорь Константинович

доктор военных наук, профессор

Государственное учреждение «Научно-исследовательский институт Вооруженных Сил Республики Беларусь», главный научный сотрудник

Адрес: ул. Славинского, 4/3,

220103, г. Минск, Беларусь e-mail: niivs@mod.mil.by

Бузин Николай Евгеньевич доктор военных наук, профессор

Министерство обороны Республики Беларусь, Генеральный штаб Вооруженных Сил, заместитель начальника по научной работе

Адрес: ул. Коммунистическая, 1,

220034, г. Минск, Беларусь e-mail: modmail@mod.mil.by

Vitaliy A. Khrokolov

State Educational Establishment «University of Civil Protection of the Ministry for Emergency Situations of the Republic of Belarus», Chair of Emergency Management, Senior Lecturer

Address: ul. Mashinostroiteley, 25,

220118, Minsk, Belarus e-mail: xrva@tut.by ORCID: 0000-0002-6577-4061

Igor K. Murzich

Grand PhD in Military Sciences, Professor

State Establishment «Scientific Research Institute of the Armed Forces of the Republic of Belarus» Chief Researcher

Address: ul. Slavinskogo, 4/3,

220103, Minsk, Belarus e-mail: niivs@mod.mil.by

Nikolay E. Buzin

Grand PhD in Military Sciences, Professor

Ministry of Defence of the Republic of Belarus, General Staff of the Armed Forces, Deputy Head of Research

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Address: ul. Kommunisticheskaya, 1,

220034, Minsk, Belarus e-mail: modmail@mod.mil.by

DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2020.4-2.220

MILITARY-POLITICAL SITUATION IN THE BALTIC REGION, AS ONE OF THE FACTORS INFLUENCING THE PREPARATION AND MANAGEMENT OF CIVIL DEFENSE

Khrokolov V.A., Murzich I.K., Buzin N.E.

Purpose. Analysis of the influence of the military-political situation in the Baltic region on the preparation and conduct of civil defense in the Republic of Belarus.

Methods. General scientific research methods: analysis and synthesis, comparison and generalization.

Findings. The conditions for carrying out activities in advance of preparation of the state for civil defense, taking into account the development of the military-political situation in the Baltic region, are clarified, a generalized list of activities for early preparation

Application field of research. The results can be used in planning activities of preliminary preparation for civil defense.

Keywords: military-political situation, Baltic region, security, military threats, civil defense.

(The date of submitting: February 27, 2020) REFERENCES

1. Klemeshev A.P., Korneevets V.S., Palmowski Studzieniecki Fedorov G.M. Approaches to the Definition of the Baltic Sea Region. Balt. Reg., 2017. Vol. 9, No. 4. Pp. 4-20. DOI: 10.5922/20798555-2017-4-1.

2. Kovalev A.A., Balashov A.I. The military security of the Baltic Region and the NATO military infrastructure approximating the border of the Russian Federation. National Interests: Priorities and Security, 2018. Vol. 14, No. 6. Pp. 1151-1165. (rus). DOI: 10.24891/ni.14.6.1151.

3. Karpilenya N.V. Rossiya i Evropa: vzglyad iz Belarusi [Russia and Europe: a view from Belarus]. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS, 2015. No. 2. Pp.167-177. (rus)

4. Gribanova G.I., Kosov Yu.V. NATO policies in the Baltics: objectives and priorities. Balt. Reg., 2018. Vol. 10, No. 1. Pp. 56-72. DOI: 10.5922/2079-8555-2018-1-4.

5. Volovoj V., Batorshina I.A. Security in the Baltic region as a Projection of Global Confrontation between Russia and the USA. Balt. Reg., 2017. Vol. 9, No. 1. Pp. 18-29. DOI: 10.5922/2079-8555-20171-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.