Научная статья на тему 'Эволюция ценностей корпоративного бренда BP'

Эволюция ценностей корпоративного бренда BP Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
449
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ БРЕНДА / BRAND VALUE / ВР / BP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Репина Анна Владимировна

В статье рассматриватся эволюция ценностей корпоративного бренда ВР с 2001 по 2012 г., а также анализируются причины, обусловившие эти изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of the corporate brand values ВР

In this article there is a study of the evolution of BP corporate brand values from 2001 till 2012. And the reasons behind these changes were explored.

Текст научной работы на тему «Эволюция ценностей корпоративного бренда BP»

А В РЕПИНА

Анна Владимировна РЕПИНА — аспирантка кафедры маркетинга СПбГУЭФ

В 2009 г. окончила СПбГУЭФ.

Автор 3 публикаций.

Область научной специализации — маркетинг и экономика предпринимательства.

^ ^ Ъ

ЭВОЛЮЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ КОРПОРАТИВНОГО БРЕНДА "BP"*

В экономической теории, развиваемой в трудах А. Смита, Т. Мальтуса, Д. Рикардо и др., последовательно разрабатывалось понятие ценности. Во второй половине XIX и начале XX в. ценность стала одним из центральных понятий в экономической науке. Исследованию этой актуальной категории была посвящена докторская диссертация «Понятие ценности по учению экономистов классической школы» известного российского экономиста А.А. Мануйлова (1861-1929), которую он защитил в 1900 г. [2| Представители австрийской экономической школы, разрабатывая теорию предельной полезности, существенно развили экономическую категорию ценности [подробнее см.: 3]. Это привело к формированию концепций потребительской ценности, цепочки по созданию потребительской ценности, потребительской ренты и др. [подробнее см.: 1; 4].

Ценность является одним из важнейших понятий современного маркетинга. Достаточно вспомнить ныне действующее определение маркетинга, которое дала авторитетная Американская ассоциация маркетинга в октябре 2007 г.: маркетинг — деятельность, набор подразделений и процессов для создания, к о м м у н и ц и р о в а н и я. поставки и обмена предложений, обладающих ценностью для потребителей, клиентов, партнеров и общества в целом. Ценностно-ориентированные принципы управления маркетингом последовательно разрабатываются учеными кафедры маркетинга СПбГУЭФ и кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова,

Ценности брендов

Важным компонентом характерных особенностей бренда (brand identity) являются ценности бренда. Они представляют собой неотъемлемую часть многих структурных моделей идентичности бренда: Brand Identity System (Д. Аакер), Brand Identity Prism (Ж.-H. Капферер), Модель идентичности бренда (Л. де Чернатони), Brand Wheel (компания "Bates Worldwide"), Brand Platform (компания "Young & Rubicanr ). BrandWorks (компания "Research Business International"), Brand Key (компания "Unilever"), Brand Pyramid (компания "Mars"), Модель пяти кругов индивидуальности бренда (компания «Паприка брендинг») и др. Важность ценностного компонента брендинга выразил профессор по маркетингу, автор учебника по стратегическому бренд-менеджменту К.Л. Келлер в определении бренда. По его мнению, бренд — это «набор ассоциаций, возникающих в сознании у потребителей, которые добавляют воспринимаемую ценность товару или услуге» [5].

Ценности по своей природе представляют собой убеждения (жизненные принципы) человека в значимости, важности или полезности предмета или явления. Ценности отражают когнитивные структуры психики, которые определяют приоритетность реализации мотивов, достижения целей и решения задач.

ГРНТИ 06.56.22 ©A.B. Репина, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук проф. Г.Л. Багиева.

Ценностный подход в брендинге обладает рядом преимуществ:

• ценности хорошо осознаются всеми субъектами маркетинговых взаимодействий;

• ценности достаточно полно и точно коммуницируются;

• ценности обладают свойством транзитивности, т. е. децентрализованного массового распространения без существенных искажений;

• на основе общности ценностей формируются такие важные межличностные взаимоотношения, как уважение и дружба;

• оценка потребителем субъективной ценности товара или услуги определяет восприятие им стоимости этих товаров или услуг;

• ценности универсальны, т. е. разнообразные аспекты жизнедеятельности сводятся к единому ценностному основанию;

• по ценностному компоненту удобно адаптировать бренды к различным потребительским сегментам;

• появляется возможность существенного ослабления приверженности потребителей к брендам конкурентов за счет убеждения и дискредитации системы ценностей, на которую опирается конкурентная марка, и др.

Взаимодействие в маркетинговых системах строится на основе предположений о целях взаимодействующих субъектов и понимания условий такого взаимодействия. Когда цели бизнес-субъекта множественные, неоднородные и неупорядоченные, тогда компания может выстраивать свои взаимоотношения со стейкхолдерами на основе ценностей данного субъекта. В этом случае ценности выполняют функцию «мягких целей», определяя общее направление активности и приоритетность целей, задач и действий бизнес-субъекта.

Ценности корпоративного бренда существенным образом влияют на восприятие и оценку потребителей, так как они отражают приоритеты в деятельности компании. Рассмотрим эволюцию ценностей корпоративного бренда на примере компании "BP".

Ценности корпоративного бренда "BP".

В 1998 г. произошло слияние компаний "British Petroleum" и "Amoco", и новая компания стала называться "BP Amoco". В конце XX в. в ее состав вошли также "ARCO", "Castrol" и 'Aral". С этого времени аббревиатура "BP" уже не могла быть сокращением от "British Petroleum". Для нее была придумана новая расшифровка: "Beyond petroleum" — «По ту сторону нефти».

22 апреля 2010 г. такая ценность корпоративного бренда "BP", как экологическая ответственность и лидерство, «затонула» в глубинах Мексиканского залива вместе с остатками сгоревшей нефтяной платформы. Помимо ликвидации масштабных экологических, экономических и социальных последствий, компании "BP" пришлось переосмыслить свои приоритеты и возможности, избавившись от пустой риторики, надуманной патетики и наносного пафоса. Для эффективной работы корпорации и восстановления «взорванной» и «сгоревшей» репутации жизненно необходимо было найти то, за что в сложившихся тяжелых условиях компания "BP" может себя уважать и за что ее смогли бы уважать те, в чьем уважении она остро нуждалась. В октябре 2010 г. на корпоративном сайте "BP" появились новые корпоративные ценности, на основе которых был разработан объемный документ — «Кодекс поведения», включающий следующие разделы: прогрессивность; ответственность; иннова-ционность; ориентация на результат.

Как видно, ценности корпоративного бренда "BP" после «черного вторника» не подверглись радикальной реконструкции, а были косметически подновлены. Лишь самоуверенные заявления об экологическом лидерстве сменили сдержанные высказывания об ответственности и безопасности.

Ценности корпоративного бренда "BP" в 2012 г.

Еще через год, в ноябре 2011 г., компания "BP" обновила ценности своего корпоративного бренда и «Кодекс поведения», включающий новые разделы: безопасность; уважение; достоинство; храбрость; одна команда.

Структура ценностей корпоративного бренда подверглась радикальному обновлению. Для переосмысления новых реалий и своей роли компании "BP" потребовалось полтора года.

На корпоративном сайте "BP" история одноименной компании заканчивается 2009 г. Видимо, руководители и сотрудники компании до конца не преодолели те катастрофические последствия, которые начались 20 апреля 2010 г.

Выводы

Ценности корпоративного бренда отражают основные приоритеты в деятельности компании. Выход на лидирующие рыночные позиции потребовал от "ВР" отражения в ценностях приоритетов лидерства и экологического превосходства. Радикальное увеличение общего числа служащих и новая организационная структура корпорации сделали необходимым детализацию корпоративных ценностей с тем, чтобы сотрудники вошедших в ее состав компаний с иной корпоративной культурой правильно понимали основные приоритеты и ключевые направления в деятельности новой "ВР". Взрыв на нефтяной платформе в апреле 2010 г. нанес сокрушительный удар по ценностям корпоративного бренда, которые нужно было создавать заново. Ценности бренда подверглись поверхностным изменениям. Окончательное осмысление произошедшего и всех последствий для корпоративного бренда произошло лишь спустя полтора года. Эволюция корпоративного бренда "ВР" наглядно демонстрирует, что серьезные последствия и радикальные изменения в структуре компании приводят к осмыслению того, что в новых условиях является действительно важным, и это вызывает уважение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков Д.Л. Теория ценностно-ориентированного менеджмента: финансовый и бухгалтерский аспекты. 2-е изд. СПб.: Издательский дом С.-Петерб. ун-та, 2008. 320 с.

2. Мануйлов А.А. Понятие ценности по учению экономистов классической школы: Смит, Рикардо и их ближайшие последователи. 2-е изд. М.: Либроком, 2012.

3. Менгер К., Бем-Баверк Е, Визер Ф. Австрийская школа в политической экономии. М.: Экономика, 1992.

4. Юлдашева О.У., Полонский С.Ю., Никифорова С.В. Методология организации бизнеса на основе цепочки по созданию потребительской ценности // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 8: Менеджмент. 2007.

5. Keller K.L. Strategic Brand Management. New York: Prentice Hall, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.