Е. Рудакова,
кандидат политических наук ЭВОЛЮЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО ИСЛАМА В РАМКАХ ПРОБЛЕМЫ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИИ
Согласно последнему отчету представителей центрального аппарата ФСБ России, начальников органов ФСБ в ПФО, полпреда Президента РФ в ПФО Михаила Бабича, в округе удается обеспечить сохранение стабильной и контролируемой ситуации в сфере межнациональных отношений1.
В отчете отмечается, что в регионах округа созданы необходимые условия, чтобы и мусульмане, и православные, и представители всех иных конфессий чувствовали себя уверенно, безопасно, при этом условие для всех одно - не нарушать закон2.
Тем не менее, несмотря на стабильную и управляемую ситуацию в сфере этноконфессиональной безопасности в ПФО, по данным последних социологических исследований число граждан в Саратовской, Самарской, Нижегородской областях и Пермском крае, полагающих, что в регионах ПФО возможны этноконфес-сиональные конфликты, сегодня составляет около 20%, что является высоким показателем3.
Президент Республики Татарстан также отметил, что в 20122013 гг. традиционный ислам в округе столкнулся с рядом серьезных угроз: религиозные экстремисты совершили покушение на экс-муфтия Республики Татарстан Илдуса Файзова, убили его заместителя Валиуллу Якупова; произошла серия поджогов исламистами православных храмов (с. Албаево Мамадышского р-на, с. Ленино Новошешминского р-на, с. Крещеные Казыли Рыбно-слободского р-на, г. Чистополь); были предприняты попытки терактов. На фоне снижения толерантности в молодежной среде, па-
1 Бабич М. 2014. Основная проблема - это отток молодежи в зарубежные образовательные исламские центры. - РЯОГОРОД Йошкар-Ола. Доступ: http://pgl2.ai/news/view/65262 (Проверено 7.05.2014.)
2 Сергей Гаврилин побывал в Оренбургской соборной мечети. Пресс-служба Главного федерального инспектора по Оренбургской области. - Оренбургские новости. 2014. Доступ: ШрУ/опПо. ги/п/77599 (Проверено 30.04.2014.)
3 Минниханов Р. 2014. Межнациональное согласие и стабильность -предмет постоянной кропотливой работы. - Портал Правительства Республики Татарстан. Доступ: http://www.intertat. га (Проверено 15.05.2014.)
дения авторитета духовных лидеров, роста агрессивного экстремистского контента в сети Интернет, высокого уровня миграционных процессов и отсутствия программ адаптации мигрантов происходит рост радикальных настроений в обществе. Рустам Минниханов отмечает, что всё это заставляет отчасти ужесточить подходы к работе: усилено взаимодействие с силовым блоком, налажено тесное сотрудничество с аппаратом главного федерального инспектора по Республике Татарстан и другими федеральными и территориальными органами.
Специалисты Российского института стратегических исследований (РИСИ) полагают, что в последние годы ПФО столкнулся с целым рядом угроз на конфессиональной почве, которые имеют как объективные внутренние, так и внешние причины. В качестве самой серьезной угрозы конфессиональной безопасности округа называется постепенная эволюция ислама и его роли в общественно-политических отношениях. Настораживают отход молодых мусульман от традиционной системы ценностей и вероучения ислама, продолжающиеся попытки подмены их идеями радикального и экстремистского толка. Можно выделить несколько причин, способствующих данному процессу.
1. Кризис доверия к традиционному исламу среди молодежи. Серьезное влияние на мировоззрение мусульманской молодежи оказал распад СССР. На смену идеологии коммунизма и религиозному вакууму пришли нетрадиционные воззрения. В советский период на многие сотни тысяч мусульман было подготовлено всего лишь несколько десятков священнослужителей, в медресе преподавали выходцы из арабских стран, которые пропагандировали чуждые российскому исламу нормы [Задворнов 2000].
По мнению директора независимого аналитического Центра религии, права и политики Данияра Мурадилова, религиозная неграмотность является основной причиной радикализма и отхода от традиционных устоев. Однако видится, что гораздо большее значение для молодежи в вопросах религии имеют не сами религиозные знания (хотя ни в коем случае нельзя умалять значение данного фактора), а жизненный пастырский пример высокого служения, нравственной чистоты, культуры самосовершенствования, поиска внутреннего мира и гармонии с окружающими, ценностей уважения к другим конфессиям, сопряженный с личным духовным подвигом во имя Бога и на благо людей. Данные непреходящие ценности нельзя усвоить на студенческой скамье, опыт религиозной жизни и ценностей транслируется из поколения в поколение.
Председатель Духовного управления мусульман Чеченской Республики Султан Мирзаев прямо об этом говорит: «Я не виню молодежь, потому что это только наше упущение. Сегодня еще не поздно, мы не должны ждать, пока они придут к нам, мы должны сами идти к ним». Когда нет духовных авторитетов, наставнических примеров, когда религиозные деятели погрязают в склоках и вражде, молодые люди начинают смотреть проповеди в Интернете и, в конечном счете, вовлекаются в различные секты и радикальные религиозные течения, которые кажутся им более убедитель-
ными1.
Тем более удручающей выглядит ситуация с непрекращающимися бесчеловечными убийствами духовных лидеров традиционных конфессий в России. В связи с убийством лидера мусульман Дагестана шейха Саида Афанди патриарх Кирилл отметил, что «гражданский мир в нашей стране в очередной раз проверяется на прочность, совершаются покушения на религиозных деятелей, оскверняются храмы, мечети, синагоги, попираются символы духовности и культуры, верующих традиционных исповеданий пытаются спровоцировать на месть и конфликт».
Печальная статистика показывает, насколько далеко готовы зайти враждебные России силы в борьбе с традиционными ценностями и конфессиями. Умар Идрисов, Хасмагомед Умалатов, Магомед Хасуев, Ахмед Тагаев, Валиулла Якупов, Саид Афанди аль-Чиркави - это далеко не полный список их жертв. К сожалению, можно констатировать только одно - предпринимаются попытки запугать лидеров ислама в России, проповедующих традиционные взгляды на исламское богословие и теологию, ведущих бескомпромиссную борьбу с радикальной исламистской идеологией даже ценою собственной жизни [Шарафиев 2012].
2. Кризис традиционных структур ислама в России. Некомпетентность, косность, инертность, пассивность в важнейших вопросах современности зачастую характеризует официальные мусульманские структуры. В условиях, когда молодые люди, разочаровавшись во всем официальном, уходят в «подполье», эти изъяны духовных структур становятся не внутренней проблемой мусульманского сообщества, а государственно значимым вопросом.
1 Сарыгулова Б. 2012. Религиозная неграмотность - причина радикализма. -Радио Азаттык. http://rus.azattyk.org/content/kyrgyzstan_ ге^юп/24660636.Ыт1 (Проверено 15.05.2014.)
Эта проблема сегодня вполне осознана мусульманской ум-мой, потому что самокритики в отношении духовных управлений мусульман звучит достаточно. Чего только стоит открытое заявление председателя Духовного управления мусульман Европейской части России муфтия Равиля Гайнутдина о том, что сегодня потенциала духовных управлений не хватает для ответа на все встающие перед российской уммой вызовы. Среди проблем он также называет отчуждение мусульманского духовенства и мусульманской интеллигенции. Алексей Гришин, главный советник администрации Президента РФ, основной проблемой российской уммы называет правовой нигилизм. Рушан Аббясов, заместитель председателя и руководитель аппарата Совета муфтиев России, видит ее в инертности и фрагментированности уммы. Действительно, в российском масштабе фрагментированность российской уммы является реальной проблемой, поскольку объединение российских мусульман необходимо. Мукаддас Бибарсов, имам Духовного управления мусульман Поволжья, констатирует: «Мы до сих пор не можем сформулировать, что хотим для самих себя, не говоря уже о том, чтобы что-то предложить нашей стране и нашим согражданам». В России достаточно специалистов, но они разобщены, и, по признанию многих из них, внутриконфессиональное общение внутри уммы практически отсутствует1.
3. Отчуждение молодежи от традиционных исламских ценностей. В одном из своих последних интервью заместитель муфтия Валиулла Якупов предупреждал, что в регионах Поволжья наметилась опасная тенденция расслоения в мусульманской среде. Старшее поколение мусульман по-прежнему придерживается традиционного богословия и культовых практик, а молодежь, массово получающая образование за рубежом, привносит веяния новой религиозной культуры. Число сторонников нетрадиционных версий ислама только в Казани уже составляет более 1000 человек, среди них как прихожане мечетей, так и представители мусульманского духовенства.
Есть мнения, что ничего опасного в распространении зарубежных школ ислама в России нет. Тем не менее, перенимая, например, религиозные идеи, присущие богословию Саудовской Аравии, сторонники салафизма пытаются привнести в них политические и социальные традиции аравийского общества, которое в
1 Якупов В.М. 2012. Ваххабизм в России должен быть запрещен. - Суть времени. Доступ: http:// eotl6.ru/archives/4203 (Проверено 20.05.2012.)
религиозном плане не терпит инакомыслия и иных форм исповедания, запрещает многие духовные практики, имеющие кораниче-ское обоснование в Сунне, отрицает право на жизнь других мусульман и представителей других конфессий. Все это идет вразрез не только с традиционными ценностями ислама в России, но и с законодательством нашей страны, неизбежно ведет к конфликтам и насилию, если дать беспрепятственно развиваться их проповеди. Так, события в Кукморе, Бугульме, Волгограде наглядно продемонстрировали, к чему это может привести. По мнению целого ряда специалистов, подобная идеология должна быть официально запрещена в России как человеконенавистническая, противоречащая духу и букве Конституции РФ.
Более того, по мнению большинства российских и зарубежных мусульманских богословов, коранический дух ислама наиболее адекватно отражен именно в российской исламской практике. В то время как большинство мусульманских стран ищут ответ на вопрос об адаптации ислама к вызовам глобализации и транзитам демократии, выбирая между возвратом к традиционализму и модернизацией ислама, российский ислам давно ответил на эти вопросы в процессе его долгой эволюции в рамках Российского государства: это и возможность находить компромисс со светскими структурами, и адаптивность к полирелигиозной среде. Веками российский ислам генерировал образцы человечности, терпимости, которые показывают, что существует адекватный ислам, имеющий колоссальный духовный потенциал и культурную привлекательность.
Конечно, российский ислам сегодня нуждается в формулировании и демонстрации своих возможностей. Мусульмане еще не вернулись к массовой исламизации, но это обязательно произойдет, вызвав мощный духовный феномен, который окажется привлекательным для всего мусульманского мира. И среди арабов, и среди турок есть осознание того, что у российских мусульман имеется духовное сокровище: к нам многие ездят, книги наших ученых внимательно изучаются и издаются за границей.
4. Проблема теологического образования мусульманской молодежи и мусульманского духовенства. Сотни российских мусульман ежегодно выезжают на учебу за границу, с тем чтобы получить исламское образование в Египте, Саудовской Аравии, Иордании, Эмиратах, Кувейте, подталкиваемые тем, что в России до сих пор не сложилась единая система исламского образования.
Ректор Московского исламского университета Дамир Хай-ретдинов считает, что учиться за рубежом мусульманину имеет смысл, когда он имеет подготовку в сфере исламской теологии и богословия, например с целью повышения своего квалификационного уровня, получения опыта и знаний иного цивилизационного подхода в изучении ислама. Без предварительных знаний студенты просто становятся носителями религиозной и политической идеологии страны обучения. Около 70% студентов, которые возвращаются в Россию после обучения за рубежом, не способны воспринимать истинные знания об исламе . Хайретдинов отмечает, что, несмотря на плачевную ситуацию в области исламского образования в России, зарубежное исламское образование не является панацеей. Так, например, уровень преподавания арабского языка в данных странах находится на низком уровне, он не идет ни в какое сравнение с российской востоковедческой школой.
Более того, российские студенты в зарубежных исламских центрах сталкиваются со всевозможными трудностями. Лишь небольшой процент из них проходит весь курс подготовки, многие уезжают по окончании первого года обучения. По воспоминаниям самого Хайретдинова, получившего образование в университете Уммуль Кура (Мекка, Саудовская Аравия), учеба сопровождалась постоянным внеучебным контролем: «Помимо обязательного образования, которое было в университете, нам постоянно навязывались различные кружки. Я прекрасно помню дискуссию, когда один мальчик доказывал, будто бы именно Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот. Это навязывалось российским студентам, и тех, кто верил в подобную нелепицу, брали на заметку. У нас существовало несколько мушрифов, т.е. "старших", которые, в свою очередь, подразделялись на несколько уровней - низших, более высокого порядка, самых старших мушрифов. Они фильтровали информацию про нас, отслеживали нас, выделяли какими-то подарками, знаками внимания, премиями тех студентов, которые подходили им по их идеологическим критериям. Со своей стороны, мы, будучи более просвещенными российскими гражданами, получившими хорошее образование, пытались не упускать мальчишек из России из-под нашего влияния, чтобы они не подда-
1 Более 70% студентов, которые возвращаются в Россию после обучения за рубежом, неспособны воспринимать истинные знания об исламе. - Интерфакс. Религия. 2006. 30 декабря. Доступ: http://www.interfax-religion.ra/islam/?act= interview &div=118&domain=3
вались саудовской пропаганде. Но нам мешали, вставляли палки в колеса, чтобы было невозможно контролировать ситуацию - расселяли по разным общежитиям, тех людей, которые пытались вразумить молоденьких ребят, объявляли агентами спецслужб». По мнению Хайретдинова, процесс отправки студентов за рубеж должен обязательно курироваться официальными мусульманскими организациями России1.
В Приволжском федеральном округе озаботились данной проблемой всерьез. Проблема давно осознана и, по мнению полномочного представителя Президента РФ в ПФО Михаила Бабича, «отток молодежи в зарубежные исламские образовательные центры и создание в стране системы современных конкурентоспособных исламских вузов» является основной проблемой. Также Михаил Бабич отмечает, что исламские курсы будут особенно полезны сельским имамам, которые в основном имеют лишь начальное религиозное образование либо не имеют никакого, что подрывает их пасторский авторитет среди сельской молодежи и зачастую приводит последнюю в экстремистские организации2.
В настоящее время в России зарегистрировано 95 мусульманских учреждений образования, семь вузов и 31 медресе, которые получают государственную поддержку. В ПФО в рамках пилотного проекта в ближайшее время будет апробирована разработанная программа трехуровневого исламского образования. Данная программа предполагает внедрение системы исламского образования в республиках Татарстан и Башкортостан. Основная цель программы - создать отечественную систему современного исламского образования в России. Проект предполагает трехуровневое обучение на базе среднего мусульманского образования, высшего исламского образования на базе исламских вузов округа и непрерывное повышение квалификации имамов. Два центра повышения квалификации уже работают, на их базе в 2013 г. отучились более 200 имамов, в их числе семь человек из Республики Марий Эл. В этом же году указанное число планируют увеличить в несколько раз, а к 2017 г. должны быть переподготовлены около 3 тыс. имамов.
1 Ежова А.Ф. Учеба за рубежом и перспективы исламского образования в России. - Tatarmoscow. ги. Доступ: http://tatarmoscow.ru/ (Проверено 23.05.2014.)
2 Бабич М. 2014. Основная проблема - это отток молодежи в зарубежные образовательные исламские центры. - РЯОГОРОД Йошкар-Ола. Доступ: http://pg12.ru/news/view/65262 (Проверено 07.05.2014.)
5. Религиозная некомпетентность СМИ. Ситуацию усугубляет религиозная некомпетентность средств массовой информации. Дезориентированный человек захлебывается в потоке религиозной информации, часто становится жертвой сект, мошенников и экстремистов. Пользуясь неграмотностью молодежи, радикальные структуры влияют на незрелое сознание молодых людей посредством искаженной интерпретации религиозных и исторических источников, тем самым влияя на ценностное восприятие молодого поколения [Койчуев 2006: 274].
К сожалению, пропаганда и процесс вербовки молодежи в радикальные исламистские структуры через СМИ и Интернет продолжаются. Более того, опасность заключается в том, что влияние псевдорелигиозных структур захватывает все большую территорию и распространяется уже на более стабильные регионы, где исламисты вовлекают в экстремистские исламистские группировки студенческую молодежь [Матишов 2011: 2].
Во избежание дальнейшей информационной манипуляции сознанием молодого поколения необходимо использовать колоссальный ресурс СМИ, прививать российской молодежи чувство толерантности к другим конфессиям, которое является гарантом стабильности и благополучия мультикультурного светского государства [Фисенко 2014].
6. Роль мигрантов в распространении экстремистских идей. ПФО расположен на пути устойчивого внутрироссийского миграционного дрейфа, направленного в Центральный округ. Решающую роль в миграционном пополнении населения ПФО играет поток из Казахстана и стран Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан) - эти два региона обеспечивают 3/4 миграционного прироста, что составляет около 2,5 млн иностранных граждан в год [Миграционная ситуация... 2004]. В связи с этим необходимо совершенствовать меры социальной адаптации мигрантов, создавать цивилизованные условия их пребывания в стране.
Многие мигранты едут на заработки со слабым знанием русского языка, не имеют представления об укладе и традициях российских регионов, не знают норм и законов, что вызывает озабоченность принимающего населения. Одним из пилотных проектов адаптации мигрантов стал Оренбургский центр социальной адаптации трудовых мигрантов, основными задачами которого являются содействие социальной адаптации мигрантов, обучение русскому языку, культурно-просветительские мероприятия, информационное консультирование мигрантов, помощь в оформле-
нии документов, нормализация взаимоотношений мигрантов с местным населением. Центр только начал свою работу, но подобного рода центры в скором времени должны появиться во всех регионах ПФО [Короткина 2014].
Не стоит забывать, что с миграционными потоками происходит экспорт радикальных религиозных и националистических идей. В среде мигрантов идет активный процесс создания организаций, альтернативных существующим национально-культурным структурам. Кроме того, именно мигрантов в своих интересах начинают использовать некоторые радикальные религиозные организации и отдельные общественно-политические деятели. По мнению некоторых экспертов, Россия может оказаться в ситуации Западной Европы, где идет процесс замещения населения с насаждением привнесенных радикальных религиозных убеждений под видом идей толерантности [Самсонов 2013].
7. Активная деятельность радикальных исламистских организаций. По мнению сотрудника Главного управления МВД по ПФО, невидимые простому глазу события идут даже ближе, чем мы думаем. Регион является зоной интереса двух организаций -«Хизб ут-Тахрир аль Ислами» и «Имарат Кавказ», которые ставят целью отделение от России регионов традиционного проживания мусульман и создание всемирного исламского халифата. Террористический акт в Волгограде с участием русского молодого человека Дмитрия Соколова свидетельствует о новой тенденции - вербовке террористов из числа немусульманских жителей России, в том числе в местах лишения свободы. Прежде всего, их интересуют единоверцы из молодежи, причем из таких населенных пунктов, где у нее мало перспектив и отсутствуют четкие жизненные установки, моральные ориентиры1.
Активно действуют на территории ПФО новые религиозные движения, которые часто внешне привлекательны для населения своей простотой, черно-белым восприятием мира, отсутствием глубоких духовных практик и усилий. Так, неохристианские, неоязыческие, псевдоисламские культы могут привлекать некоторую часть населения своей примитивностью, простотой, отсутствием изнурительной духовной работы по самосовершенствованию. Если в традиционном исламе и православии приближение к Богу связано с доброделанием, очищением, самоконтролем и дисциплиной,
1 Полякова Ю. 2013. Вербовщик возникает незаметно. - Нижегородская правда, № 132. 5 дек.
то в псевдорелигиозных организациях все гораздо проще, это приводит к отчуждению населения от подлинных культурных корней, делает людей восприимчивыми к любым религиозным идеям.
По мнению Раиса Сулейманова, эксперта Института национальной стратегии, проблема с радикальными организациями отчасти связана с массовым приездом в Россию зарубежных проповедников после распада СССР. Распространение радикальных идей, по его мнению, зависит от трех факторов: насколько население готово воспринимать эту идеологию, насколько активно действуют сами проповедники и насколько региональные власти реагируют на вызовы. Надо понимать, что для исламистов границы России и административных округов условны, у них прекрасно налажены связи с радикалами Урала, Поволжья, Северного Кавказа, стран СНГ и Закавказья1.
8. Межэтническое напряжение в ПФО. В мире всегда были силы, заинтересованные в разжигании межрелигиозной и межэтнической розни, создании очагов нестабильности с целью использования групп религиозных и национальных фанатиков в своих политических целях. Их основные методы разжигания ненависти и вражды - ложь, пропаганда и дезинформация - не меняются веками, но никогда они не обладали столь эффективными технологиями распространения информации. С целью обработки сознания целевых групп всё чаще используется пространство сети Интернет, свободное от нравственных и юридических ограничений, ответственности, - незаменимый механизм беспрепятственного анонимного обмена данными и консолидации общественных групп2.
Именно благодаря этим незримым механизмам информационной войны сегодня целенаправленно подтачиваются вековые традиции мирного сосуществования в России представителей разных конфессий и народностей. Активно пропагандируется мысль о том, что традиционные российские религии и ценности являются дискриминирующим и деструктивным фактором в жизни общества, способствуют разжиганию межэтнической и межрелигиозной
1 Сулейманов Р. 2014. Для ваххабитов нет границ внутри страны. - Информационное агентство Башмедиа. Доступ: http://bashmedia.info/video/ drya_vahhabitov_net_granic_vnutri_strany/ (Проверено 16.05.2014.)
2 Митрополит Иларион (Алфеев). 2011. Проблема религиозной нетерпимости. Что мы можем сделать вместе? Текст выступления на конференции «Хри-стианско-иудео-мусульманский межконфессиональный диалог». Будапешт, 2 июня, 2011. Доступ: http://hi1arion.ru/ (Проверено 15.06.2014.)
розни, вражды, ведут к конфликтам, радикализации, распространению экстремистских идей.
И Россия не является исключением. Доказательством, подтверждающим тот факт, что против традиционного российского населения и конфессий ведется целенаправленная информационная война, является продолжающийся рост провокаций и попыток разжигания межэтнической розни с целью подрыва стабильности, безопасности, традиционных устоев добрососедства и мирного взаимодействия этносов и конфессий в целом ряде регионов страны.
О тех, кто провоцирует межэтническое напряжение в России, президент В. В. Путин заявил прямо: «Это своего рода аморальный интернационал, в который входят и распоясавшиеся, обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов России, и продажные сотрудники правоохранительных органов, которые крышуют этническую мафию, и так называемые русские националисты, разного рода сепаратисты».
По словам Михаила Бабича, эта проблема для Приволжского федерального округа является особенно актуальной в связи с тем, что для округа характерны многонациональный и многоконфессиональный состав населения, а также большое число религиозных организаций и значительные миграционные потоки. Михаил Бабич доложил, что в настоящее время совместно с главами регионов проводится большая работа для того, чтобы проанализировать ситуацию, разобраться в проблемах, создать равные условия для жизни людей вне зависимости от национальности и вероисповедания. Тем более что в России был подписан федеральный закон, который определяет ответственность глав регионов и муниципальных образований за состояние межнациональных и межконфессиональных отношений1.
В Татарстане убеждены, что «межнациональные согласие и стабильность - это не божий дар, а предмет постоянной кропотливой работы всех государственных и общественных институтов». В марте 2014 г. Татарстан выделил более 21 млн руб. субсидий на «укрепление единства российской нации и этнокультурное разви-
1 Рустам Минниханов принял участие в заседании Совета при Полномочном представителе Президента РФ в ПФО. - Официальный портал Аппарата Президента Республики Татарстан. 2013. 19 дек. Доступ: https://prav.tatar.ru/rus/index. htm/news/ 252874.html (Проверено 14.06.2014.)
тие народов России» с целью реализации задач Стратегии государственной национальной политики России1.
Сегодня работу по межнациональным и межконфессиональным отношениям в республике курирует руководитель Аппарата Президента Республики Татарстан Асгат Сафаров. В 2012 г. был образован Департамент Президента РТ по вопросам внутренней политики, которым руководит заместитель руководителя аппарата секретарь Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям. Текущие вопросы рассматривает Межведомственная рабочая группа по межнациональным вопросам под руководством вице-премьера республики. Постоянно проводятся социологические исследования и мониторинг состояния дел, что позволяет адекватно и своевременно реагировать на происходящие изменения. Все главы районов и другие чиновники, отвечающие за национальный мир и согласие, уже прошли курсы повышения квалификации. Разработанные по инициативе Духовного управления мусульман стандарты религиозного исламского образования сейчас находятся на рассмотрении у президентам2.
Литература
1. Задворнов И.А. 2000. Северный Кавказ: этнополитические и религиозные особенности социокультурной идентичности. - Социологические исследования, № 10.С. 52-57.
2. Койчуев А.А.-Дж. 2006. Северный Кавказ: Ислам в деле воспитания молодежи. - Известия Южного федерального университета. Технические науки, Т. 68. № 13.С. 271-275.
3. Короткина А.А. 2014. Центр социальной адаптации трудовых мигрантов в Оренбургской области: опыт работы. - Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры». Оренбург, 29-31 января. 2014 г. Доступ: http:// conference. osu.ru/assets/files/conf_reports/conflO/286. doc
4. Матишов Г.Г. 2011. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. Северный Кавказ: проблемы и перспективы развития: спец. вып. Т. 5. - Ростов н/Д.: Изд-во ЮНЦ РАН. - 160 с.
1
Указ Президента РФ «О стратегии государственной национальной политики на период до 2025 г.». - Информационно-правовой портал «Гарант». Доступ: http://base.garant.ru/ (Проверено 20.06.2014.)
2 Ренкова Т. 2014. Межконфессиональный опыт Татарстана растиражируют в других регионах ПФО. - РосБизнесКонсалтинг. Доступ: http:// rt.rbc.ru/tatarstan_topnews/15/05/2014/924015. shtml (Проверено 4.05.2014.)
5. Миграционная ситуация в регионах России. Вып. 1. Приволжский федеральный округ (под ред. С. Артоболевского, Ж. Зайончковской). М., 2004. 212 с. Доступ: http://www.migrocenter.ru/publ/m_privol.php
6. Самсонов А. 2013. Миграция как главная угроза национальной безопасности. -Новые вести. Доступ: http://newvesti.info/ (Проверено 4.05.2014.)
7. Фисенко В. 2014. Технологии вербовки молодежи в радикальные псевдорелигиозные организации. - Материалы научной студенческой конференции НГЛУ им. Н.А. Добролюбова. Н. Новгород.
8. Шарафиев Т. 2012. Знаковые утраты мусульман. - Общероссийское информационное агентство мусульман ШЬЫат.
«Власть», М., 2014 г., № 8, с. 70-84.