УДК 37.014
ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ВО ФРАНЦИИ
В статье рассмотрены особенности развития системы управления высшей школой во Франции. Проанализированы три этапа развития системы управления высшей школой: догосударственный, государственный и общественно-государственный. Показано, что этапы эволюции системы управления высшим образованием во Франции совпадают с общемировыми этапами, которые соотносятся с аграрной, индустриальной и постиндустриальной «волнами» развития человеческой цивилизации по теории Э. Тоффлера.
Ключевые слова: эволюция, система, управление, высшее образование, Франция.
В. И. Фадеев V. I. Fadeyev
THE EVOLUTION OF GOVERNANCE OF THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN FRANCE
The article describes the features of the development of higher education management in France. The three stages of the development of the management of higher education are analyzed: pre-state, state and public-state. It is proved that the stages of evolution of the management system of higher education in France coincide with the global stages, which correspond to the agricultural, industrial and postindustrial «waves» of human civilization, according to A. Toffler's theory.
Keywords: evolution, system, management, higher education, France.
На современном этапе развития российского образования особый интерес у отечественных ученых вызывает опыт реформирования образования Франции - страны, которая переходит от централизации к децентрализации управления высшим образованием.
Эволюция высшего образования в основном совпадает с аграрной, индустриальной и постиндустриальной «волнами» развития человеческой цивилизации по теории Э. Тоффлера [1]. Первый этап - догосударственное (религиозное) управление формированием национальной высшей школой. В этот период доминирующим является влияние представителей религии на высшее образование. Второй этап - государственный этап развития системы управления высшим образованием. Он начинается с создания первого специального государственного учреждения по управлению высшими учебными заведениями и продолжается до привлечения общественности к процессу управления в конце ХХ в. Третий этап - государственно-общественное (партнерское) управление высшей школой - начинается с подписания «Всемирной декларации об образовании для всех» в Джонтьене в 1990 г. и продолжается до настоящего времени.
Систему высшего образования Франции относят к континентально-европейской образовательной модели. Для данной модели характерны строгая централизация управления высшей школой; значительная патерналистская роль государства; в основном бесплатный доступ к высшему образованию (как правило, вузы взимают только регистрационный взнос); низкий уровень ориентирования на рыночные структуры и механизмы.
С создания в Коллежа desDix-Huit или deNotre-Dame Парижского университета в 1180 г. начинается первый этап развития системы управления высшим образованием во Франции. При этом университеты наделялись особыми привилегиями. Например, булла Папы Григория
IX устанавливала отдельные права Парижского университета [2, с. 88].
Главной чертой второго (государственного) этапа развития системы управления высшей школой во Франции стала жесткая централизация и тотальный государственный контроль над деятельностью вузов. Данный этап начался с создания нового специализированного учреждения 17 марта 1808 г. - «Университет Франции», который фактически являлся министерством высшего образования и состоял из всех факультетов и других высших учебных заведений страны [3, с.167]. До появления Университета Франции преподавание было частным и в большинстве случаев конфессиональным, а в университете преподавание было публичным и централизованным, отделенным от религии. Он стал огромной государственной корпорацией, выпускающей преподавателей, дающей разрешение на открытие новых школ и получавшей доходы от деятельности всех колледжей и университетов [1, с.149].
Под государственный контроль попали все сферы образовательной деятельности: назначение лекторов, преподавателей и профессоров, составление учебных планов и лекционных программ. Университет Франции осуществлял свою деятельность до своего закрытия в 1896 г. Его функции были переданы Министерству образования Франции, но при этом у университетов осталось больше автономии.
Характерной особенностью высшего образования Франции является его разнообразие. Вместе с университетами существуют Высшие школы и специализированные учебные заведения (Университетские технологические институты, Университетские профессиональные институты).
Как справедливо замечает Д. Сапрыкин, реализованные реформы в системе высшего образования в ХХ веке,
по сути, не повлияли на высокий уровень централизации системы государственного управления высшей школой [1, с.150].
С принятия в 1984 г. Закона «О высшем образовании» № 84-42 (так называемый закон Савари) и базовых законов о децентрализации 1982, 1983 и 2003 гг. во Франции реализуется третий (государственно-общественный) этап развития управления высшей школой. Среди важнейших положений этих законов можно выделить следующие: автономия высших учебных заведений, разграничение полномочий между государством, региональными и муниципальными властями согласно принципу субси-диарности [4]. Согласно этому принципу ответственность за определение и реализацию образовательной политики в рамках законодательства несет правительство Франции. Высшее образование находится в подчинении Министерства национального образования, высшего образования и науки (МНОВОН) и соответствующих министерств, осуществляющих контроль за функционированием отдельных высших школ. Одновременно важная роль в управление вузами делегируется государством региональным структурам. Так, территория Франции разделена на 30 учебных округов (академий), возглавляют их ректоры - представители МНОВОН в округе, которые контролируют выполнение распоряжений центральной власти в регионах. Ректор академии входит в состав руководящих советов вузов, а в его распоряжении есть администрация, состоящая из ректората, советников, инспекторов и консультативных комиссий. Ректор собирает информацию о потребностях данного региона в специалистах с определенной квалификацией, что позволяет контролировать количество выпускаемых специалистов по направлениям подготовки.
Современное реформирование системы управления высшим образованием происходит под влиянием внутренних (кризис, в котором оказались система высшего образования Франции; требования рынка труда; автоно-мизация университетов; закон «О социальной модернизации», который касается инноваций в зачислении знаний и умений, полученных во время профессиональной деятельности; закон «О свободе и ответственности университетов», который касается изменения прав и обязанностей университетов) и внешних (вхождение Франции в общеевропейское пространство высшего образования и обусловленные им реформы) факторов.
Децентрализация управления была связана с идеей, согласно которой высшее образование как чрезвычайно сложная система не может управляться централизованно. С другой стороны, желание центра передать часть полномочий региональным правительствам было обусловлено стремлением разделить финансовую нагрузку с другими участниками управленческого процесса. Региональным правительствам было предложено создавать собственные планы развития вузов в соответствии с региональными потребностями, а также заключать контракты с университетами
В 1989 г. была отменена аккредитация вузов, а вместо этого было введено подписание между высшим учеб-
ным заведением и государством контрактов на четыре года. Данные контракты предоставляют вузам больше самостоятельности при проектировании развития вузов, учитывая при этом государственные, региональные и муниципальные потребности образования. Эти контракты проходят процедуру согласований между вузами и государством, работодателями и местными властями, что позволяет учитывать интересы всех заинтересованных сторон на четырехлетний период.
Система государственно-общественного управления высшим образованием во Франции реализуется не только в форме консультативных органов при Министерстве, но кроме них, с 2003 г. образующие ее учреждения работают на региональном уровне, как это представлено на рис.
Министерство Национальный совет по высшем)' образованию и национального научным исследованиям (СИЕБЕЮ
образования, Национальный совет по университетам (СЖ1) высшего
образования и Национальный совет по учебным программам (СИР) науки
Национальный комитет по оценке (СЫЕ)
региональный Академические советы по национальному образованию
уровень (САЕЮ
Территориальные советы по национальному образованию (СТЕКГ)
Рис. Консультативные органы системы высшего образования, работающие на национальном и региональном уровне во Франции
Особо следует обратить внимание на представленность всех заинтересованных сторон в данных консультативных органах, как одно из составляющих успеха построенной модели общественно-государственного управления системой высшего образования во Франции.
Например, Национальный совет по высшему образованию и научным исследованиям состоит из 61 члена, среди которых 29 человек являются представителями профессорско-преподавательского состава, 11 человек представителями студенчества, а 21 человек представляют интересы предприятий и общественных организаций. Но самым важным является то, что постановления данного совета являются обязательными для исполнения государственными чиновниками.
Следующим шагом в расширении диалога и сотрудничества между неправительственными организациями и органами государственной власти стало принятие Советом Европы 1 октября 2009 г. на Конференции международных неправительственных организаций Кодекса участия общественности. Цель этой меры заключается в облегчении взаимодействия организаций и более широком привлечении граждан к демократическим процессам на местном, региональном и национальном уровнях.
Среди принципов участия общественности в этой работе авторы Кодекса отмечают доверие, отмечая, что открытое и демократическое общество основано на честном взаимодействии между субъектами и секторами. Хотя неправительственные организации и органы госу-
110
Гуманитарные исследования • 2015 • № 1 (5)
дарственной власти играют разные роли, считается, что улучшить жизнь людей можно на основе прозрачности, уважения и взаимной надежности.
Отмечается, что чрезвычайно важны также принципы подотчетности и прозрачности, поскольку деятельность в общественных интересах требует открытости, ответственности, подотчетности от обеих сторон как от общественных организаций, так и органов исполнительной власти. Не обойтись и без принципа независимости, отмечают европейцы. Неправительственные организации должны быть признаны свободными и независимыми институтами в их целях, решениях и мероприятиях. Они имеют право действовать и отстаивать свою позицию независимо от органов власти. Кодекс предусматривает разные уровни участия неправительственных организаций на различных этапах процесса принятия политического решения. Это может быть информация, консультация, диалог и партнерство.
Практика привлечения общественности к управлению высшей школой нашла свое воплощение в новом Законе о реформе, согласно которому к 2012 г. все университеты изменили свои советы директоров. Теперь в совете не более 45 % представителей профессорско-преподавательского состава, 20 % представителей студенческих организаций, а 25 % являются представителями внешних общественных организаций и потребителей образовательных и научно-исследовательских услуг, которые оказывают высшие учебные заведения. Таки образом, все заинтересованные стороны смогут влиять на стратегическое развитие высших учебных заведений во Франции [5].
Итак, в результате анализа реформирования системы управления высшим образованием во Франции выявлены следующие тенденции, которые совпадают с общемировыми: на первом этапе (1180-1808) происходит становление системы управления высшими учебными заведениями, основной чертой является переход от церковного и королевского управления к системе государственного управления Второй этап начался с 1808 г., а с 1984 г. наступил третий этап, во время которого наблюдаются следующие тенденции: делегирование власти, которая предусматривает трансляцию части высших контрольных функций на более низкие ступени бюрократической иерархии или в специально созданные структуры (например, Национальный совет по высшему образованию и научным исследованиям и др.); передача полноты от-
ветственности за образовательную деятельность местным общинам (например, Академия в центре учебного округа); создание паритетного с университетским профессионального или технологического сектора (высшие профессиональные школы), направленного на тесную кооперацию с промышленностью; увеличение процессуальной автономии вузов путем повышения уровня внутреннего самоуправления и самоконтроля; изменения в финансировании вузов (4-летние контракты); постепенный переход от государственного образовательного инспектората к мониторингу со стороны общественных или государственно-общественных органов; реформирование учебных курсов: создание в университетах курсов малой длительности, адаптированных к потребностям рынка труда (введение в университетах профессионально ориентированных бакалаврских программ); внедрение кредитно-модульной организации учебного процесса как гибкой основы системы высшего образования и интерна-лизация в высшем образовании. Указанные тенденции реформирования высшего образования во Франции направлены на повышение конкурентоспособности и привлекательности высшего образования в глобальном образовательном пространстве.
1. Сапрыкин Д. Государство и фундаментальное образование: национальные модели // Высшее образование в России. 2005. № 1. С. 148-156
2. Хрестоматия по истории педагогики / под общ. ред. С. А. Каменева. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1935. Т. 1. 639 с.
3. Андреев А. Ю. «Национальная модель» университетского образования: возникновение и развитие // Высшее образование в России. 2005. № 1. С. 156-169.
4. Жермен Ж. Высшее образование и его перспективы: история, централизация, автономия // Управление высшим образованием. Российско-французская конференция. Москва 7-10 июня 1993 г.: тез. докл. / отв. ред. Н. И. Архипова. М.: РГГУ, 1994. С. 13.
5. Группа № 17 - опыт реформы университетов во Франции. URL: http://www.2020strategy.ru/g17/ news/32623017.html (дата обращения 25.12.2014).
© Фадеев В. И., 2015