Научная статья на тему 'Эволюция системы лингвистических маркеров названий американских фильмов'

Эволюция системы лингвистических маркеров названий американских фильмов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
180
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лингвосинергетика / дискурс / номинативная парадигма / малоформатный текст / linguosynergetics / discourse / nomination paradigm / microtext

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Скворцова Екатерина Владимировна

В статье рассмотрена динамика номинативной парадигмы, представленной названиями американских художественных фильмов, в терминах лингвосинергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Скворцова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF LINGUISTIC MARKERS SYSTEM IN THE AMERICAN FILM TITLES

The article deals with the linguosynergetic dynamics of the nomination paradigme represented by the American film titles.

Текст научной работы на тему «Эволюция системы лингвистических маркеров названий американских фильмов»

УДК 81'42

ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ МАРКЕРОВ НАЗВАНИЙ

АМЕРИКАНСКИХ ФИЛЬМОВ

© 2011 Е.В.Скворцова

Самарский государственный университет

Статья поступила в редакцию 07.10.2010

В статье рассмотрена динамика номинативной парадигмы, представленной названиями американских художественных фильмов, в терминах лингвосинергетики.

Ключевые слова: лингвосинергетика, дискурс, номинативная парадигма, малоформатный текст.

Массово-информационное дискурсивное пространство, составляющими которого являются малоформатные тексты (МФТ) названий американских художественных фильмов, представляет собой сложную открытую нелинейную систему, которой свойственны категорийные качества иерархичности и неустойчивости. В результате процесса самоорганизации данная система способна из беспорядка и хаоса прийти к состоянию относительного порядка, при этом состояния хаоса и порядка попеременно чередуются между собой в процессе развития системы. В состоянии порядка система находится в относительном равновесии, поддерживая определенное взаимодействие с внешней средой. Это состояние определяется параметрами порядка, действующими в границах системы, а также управляющими параметрами, действующими извне.

Элементы всех уровней системы (микро-, макро- и мегауровня) в своем поведении «тяготеют» к наиболее упорядоченным областям -аттракторам - и в процессе «жизнедеятельности» стремятся укрепиться в них и адаптироваться к условиям их функционирования, так как аттрактор - это «цель всего существования системы в целом и ее элементов в отдельности, наиболее благоприятный, желанный для них режим существования»1.

Рассмотрим особенности функционирования аттракторов на микроуровне системы массово-информационного пространства, а именно, - на уровне названий американских художественных фильмов середины XX и начала XXI вв. Поскольку в задачи нашего исследования входит рассмотрение динамики системы лингвистических маркеров названий американских фильмов, период 1950 - 1959 гг. принимается в ка-

Скворцова Екатерина Владимировна, аспирант кафедры английской филологии. E-mail: katyag@bk.ru

1 Пономаренко Е.В. Функциональная системность дискурса (на материале английского языка). - М.: 2004. - С. 59.

честве начального состояния, а период 2000 -2009 гг. - в качестве конечного состояния рассматриваемой системы.

На начальном этапе исследования классификация наименований фильмов проводилась с учетом их структурных параметров. Синтаксический анализ названий американских художественных фильмов выявил общую для двух временных периодов склонность к доминированию названий, представляющих собой простое, односоставное, номинативное предложение (Attack (1956); The Sisters (2005). Обнаруженная тенденция может рассматриваться в качестве синтаксического аттрактора в самоорганизующейся системе МФТ названий американских фильмов.

Описание и анализ названий американских фильмов середины XX и начала XXI вв. в терминах концептов позволили выявить доминирование концепта «человек» в обоих временных промежутках (John Paul Jones (1959); Carolina (2003), что дает основания рассматривать данный концепт в роли семантического аттрактора рассматриваемой системы.

Классификация прецедентных феноменов, входящих в состав МФТ названий американских художественных фильмов, по сферам-источникам выявила лидирующее положение сферы «литература» в обоих временных промежутках (Treasure Island (1950); Eloise at Christmastime (2003), таким образом, данная сфера проявила себя в качестве аттрактора прецедентности сложной нелинейной системы МФТ названий американских фильмов.

Постоянство обозначенных аттракторов системы в течение шестидесяти лет говорит об относительной стабильности микроуровня массово-информационного дискурсивного пространства. Учитывая все вышеуказанные аттракторы, можно составить модель типичного МФТ названия американского фильма, занимающую лидирующие позиции на протяжении 1950 -2009 гг. Такое название представляет собой од-

Филология

носоставное номинативное предложение, содержащее в себе лексические единицы, актуализирующие концепт «человек», и прецедентные феномены со сферой-источником «литература».

Несмотря на относительную стабильность, которую демонстрирует система МФТ названий американских фильмов в период 1950 - 2009 гг., нельзя забывать о том, что открытые нелинейные системы не могут находиться в состоянии равновесия долгий период времени, иначе им грозит разрушение. В ходе изучения исследуемых единиц периода начала XXI века были выявлены некоторые точки бифуркации, вокруг которых наблюдаются значительные флуктуации, усиливающие дезорганизационные хаотические процессы в границах рассматриваемой системы.

На структурном уровне происходит заметное сокращение названий, представляющих собой простое, односоставное, номинативное предложение, что в определенной мере компенсируется резким увеличением количества названий, оформленных в виде сложносочиненных предложений, средством связи в которых выступает двоеточие. Первая часть таких предложений обычно носит прецедентный характер, являясь названием уже получившего известность фильма (Dirty Dancing 2: Havana Nights (2004)).

На первый взгляд, данная тенденция противоречит концепции языковой экономии, однако, необходимо помнить, что «закон экономии» не всегда сопровождается видимым количественным сокращением речевого сообщения. Чрезмерная лаконичность может существенно снизить коммуникативную эффективность речи. Следовательно, экономия достигается при «оптимальном соотношении количества и качества используемых автором дискурса необходимых структурно-смысловых средств - с одной стороны, и усилий коммуникантов, необходимых для успешного осуществления коммуникативного замысла, - с другой»2. В описанных сложных конструкциях, представленных МФТ названий американских фильмов начала XXI века, прослеживается действие обозначенного закона: первая часть таких предложений, имеющая прецедентные единицы в своей структуре, сводит к минимуму ментальные усилия потенциальных зрителей, выступающих в данном случае в роли коммуникантов. При этом вторая часть таких названий, следующая за двоеточием, служит цели заинтриговать аудиторию. Другими словами, тема-рематические отношения двух частей сложных предложений, представленных МФТ названий фильмов 2000 -

2 Пономаренко Е.В. Функциональная системность.... - С.125.

2009 гг., создают объективные условия для полноценной реализации принципа экономии языковых средств. С точки зрения функциональных отношений, в МФТ названий фильмов, представленных сложными предложениями, на первое место выдвигается функция воздействия, поскольку рекламный потенциал таких названий весьма велик.

Семантический анализ МФТ названий американских фильмов показал значительный рост количественных показателей актуализации концепта «насилие» в период 2000 - 2009 гг. (2001 Maniacs (2001); Face of Terror (2003); А History of Violence (2005). С одной стороны, это может быть обусловлено жанровой спецификой кинолент и стремлением создателей фильма обеспечить эффектную рекламу картины. С другой стороны, успех таких фильмов у аудитории можно объяснить психологическими причинами.

Необходимо также отметить тенденцию к сокращению прецедентных феноменов с источником «литература» в период 2000 - 2009 г.г. и рост маркеров в сфере «кино/телевидение» (The Mummy Returns (2001); Sex and the City (2008)). Увеличение числа данных прецедентных феноменов на микроуровне, представленном МФТ названий американских фильмов, объясняется, на наш взгляд, изменениями, происходящими на макроуровне системы массово-информационного дискурсивного пространства, а именно, - стремительным ростом популярности кино и телевидения на протяжении всей второй половины XX века. Данная тенденция является ярким примером тесной связи между всеми уровнями рассматриваемой системы, а также экспликации функции воздействия, поскольку в данном случае кино как бы рекламирует само себя, причем происходит это за счет самого наименования киноленты.

В переломный момент самоорганизации принципиально неизвестно, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие. В точках бифуркации система как бы колеблется перед выбором того или иного пути организации. В таком состоянии даже небольшая флуктуация может послужить толчком - началом эволюции системы в некотором направлении, одновременно отсекая при этом возможности развития в других направлениях. Таким образом проявляется такое свойство рассматриваемой системы, как нелинейность. Математическим языком это свойство сформулировано в следующей формуле: «результат суммы воздействий не равен сумме их результатов»3, т.е. результирующая сила какого-либо воздействия на систему складывается не только из силы очевидных причин этого воздействия, но и «преоб-

разуется под влиянием других, менее заметных или даже неочевидных, мало предсказуемых факторов»4. Таким образом, самоорганизация осуществляется путем совместного функционирования элементов и подсистем, кооперирующих ради сохранения системы.

Начало XXI века можно рассматривать как начало периода возможной хаотизации системы МФТ названий американских художественных фильмов. Очевидно, что между параметрами порядка активизируется взаимодействие, назревает конкуренция и неравновесность системы увеличивается. Динамические процессы, происходившие в системе массово-информационного дискурсивного пространства на протяжении полувека, привели к возникновению случайных колебаний - флуктуаций. Пройдя через хаотическое, неструктурированное состояние, система может осуществить фазовый переход на качественно новый уровень организации, где вновь произойдет движение к аттракторам и упорядочивание структур.

Сложно предсказать, как именно будет развиваться микросистема МФТ названий американских фильмов в дальнейшем, однако, в случае отклонения системы в сторону наметившихся тенденций, следующей моделью МФТ названия американского фильма может стать название фильма, представляющее собой сложное предложение, содержащее в себе лексические единицы, актуализирующие концепт «наси-

лие», и прецедентные феномены со сферой-источником «кино / телевидение». При этом возрастет потенциал функции воздействия, так как на всех уровнях системы МФТ названий американских фильмов 2000 - 2009 гг. именно эта функция проявляет себя наиболее активным образом и поэтому имеет больше шансов стать функциональным аттрактором рассматриваемой системы в будущем.

Итак, проведенное исследование МФТ названий американских фильмов середины XX и начала XXI вв. позволяет сделать вывод об относительной стабильности сложной нелинейной системы английского массово-информационного дискурса. Сохранение доминирующих характеристик рассматриваемой номинативной парадигмы на протяжении полувека дало нам возможность сконструировать типичную модель МФТ названия американского фильма периода 1950 - 2009 гг. Вместе с тем, обнаруженная стабильность системы может быть нарушена в результате влияния выявленных флуктуаций системы, что может привести в будущем к появлению совершенно новой типичной модели МФТ названия американского фильма.

3 Буданов В.Г. Принципы синергетики и языка // Философия науки. Вып.8: Синергетика человекомер-ной реальности. - М.: 2002. - С.346.

4 Пономаренко Е.В. Функциональная системность.... -С.60.

EVOLUTION OF LINGUISTIC MARKERS SYSTEM IN THE AMERICAN FILM

TITLES

© 2011 E.V.Skvortsova

Samara State University

The article deals with the linguosynergetic dynamics of the nomination paradigme represented by the American film titles.

Key words: linguosynergetics, discourse, nomination paradigm, microtext.

° Ekaterina Vladimirovna Skvortsova, Postgraduate student English Philology Department. E-mail: katyag@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.