Эволюция системы исполнения наказания в Великобритании The evolution of the penal system in the UK
Дрынкин Андрей Дмитриевич
Бакалавр Студент, СамГТУ Россия, Самара anmdru@mail.ru
Drynkin Andrey Dmitrievich
baccalaureate student, Samara state technical University Russia, Samara anmdru@mail.ru
Аннотация.
Для современного уголовно-исполнительного законодательства актуальным представляется изучение исторического опыта развития законодательства, регламентировавшего исполнение наказаний в пенитенциарных учреждениях. В данной статье предлагается общий обзор истории развития системы исполнения наказаний в Великобритании. Методологической основой исследования стал диалектический метод познания, позволивший рассмотреть возникновение и изменение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность пенитенциарной системы Великобритании. В статье применяются сравнительно-исторический метод, позволивший рассмотреть правовое регулирование исполнения наказаний в виде лишения свободы в различные периоды развития пенитенциарной системы Великобритании; формально-юридический метод, представивший возможность толковать нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность пенитенциарных учреждений и др. В статье проводится анализ правового регулирования исполнения наказаний в местах лишения свободы Великобритании. Особое внимание уделено изменениям условий содержания осужденных в процессе эволюции законодательства. Прослеживаются тенденции внедрения усовершенствований в деятельности пенитенциарной системы в процессе развития пенитенциарного законодательства.
Annotation.
For modern criminal executive legislation, it seems relevant to study the historical experience of the development of legislation governing the execution of sentences in prisons. This article provides a general overview of the history of the development of the penal system in the UK. The methodological basis of the study was the dialectical method of cognition, which allowed to consider the emergence and change of regulatory legal acts regulating the activities of the UK penitentiary system. The article uses the comparative historical method, which allowed to consider the legal regulation of the execution of sentences in the form of imprisonment at various periods in the development of the UK prison system; the formal legal method, which provided the opportunity to interpret the regulatory legal acts regulating the activities of prisons, etc. The article analyzes the legal regulation of the execution of sentences in prisons in the UK. Particular attention is paid to changes in the conditions of detention of convicts in the process of evolution of legislation. There are observed trends in the introduction of improvements in the activity of the penitentiary system in the process of development of the penitentiary legislation.
Ключевые слова: система исполнения наказаний, пенитенциарнаясистема Великобритании.
Key words: penal system, the penitentiary system of Great Britain.
Начиная с XIX века, проблема реформирования системы исполнения наказаний была актуальной. Было отмечено, что из-за плохих условий содержания под стражей увеличивается число лиц, которые могут повторить преступление, за которое они были осуждены, или совершить новое преступление в будущем. Система наказаний того времени была проста и сурова. Наиболее распространенными наказаниями были телесные наказания, тюремное заключение, ссылка и смертная казнь. В XIX веке уголовная система Англии не предусматривала какого-либо разделения приговоров на основные и дополнительные. Они могли либо заменять, либо дополнять друг друга. Судя по статистике тех времен, страной с наиболее частым применением смертной казни была Англия. Она был использована в деле о 220 преступлениях, установленных парламентской комиссией в 1819
году. Публичное исполнение смертной казни было отличительной чертой того времени. С учетом периода с 1858 по 1861 год на территории Великобритании было проведено более 1000 телесных наказаний. Большинство из которых было осуществлено в Англии и Уэльсе - 860. Ярким примером, казалось бы, безобидного проступка считался свист в камере, за который полагалось наказание в виде ударов розгами. Этот вид наказания применялся к детям с 11 лет [4].
Со временем недовольных системой исполнения приговоров в стране становилось все больше. Эти люди считали, что телесные наказания неэффективны. Мест в тюрьмах становилось все меньше и меньше, а сами учреждения были неуправляемы. Тюремная система была децентрализована, так что правительство практически не контролировало условия содержания заключенных. В своей диссертации Э. П. Бурдо дал классификацию, согласно которой с 1738 по 1908 год началась реформа пенитенциарной системы. Она проходила под влиянием просветительских и гуманистических течений в уголовном праве, представителями которых были С. Монтескье, В. Вольтер, К. Беккариа и В. Иден. Но больший эффект дало само внутреннее развитие английского общества. В ХУШ-ХХХ веках Д. Говард и И. Бентам разработал систему исполнения наказаний, которая стала классической и была принята британским правительством. В рамках этих проектов предполагалось искоренить дурные манеры, которые, по мнению исследователей, приводили к правонарушениям. Это необходимо было сделать путем привлечения заключенных к работе в специально оборудованных помещениях - мастерских, где обучались трудовым специальностям. Предполагалось также общее воспитание и моральное воздействие на заключенных
[5].
"Паноптикум" - так называется проект идеальной тюрьмы И. Бентам. Он предложил держать заключенных отдельно друг от друга, в зависимости от пола, возраста и тяжести совершенного преступления. В рамках этой системы предполагалась организация самоуправления. Д. Говард согласился с суждениями И. Бентама, а в своей работе "состояние тюрем в Англии и Уэльсе" писал, что главной мерой в реформировании тюремной системы должно стать разделение заключенных. Это было необходимо, чтобы "предотвратить взаимную порчу". Также Говард считал, что введение "правильной и постоянной работы" и установление возможности улучшения режима осужденного при "постоянном усердии в труде" и "безупречном поведении" должно благоприятно сказаться на заключенных. В 1778 году правительство активно использовало труд Д. Говарда и И. Бентама при написании акта "об учреждении исправительных учреждений" [2].
Первым шагом в реформировании системы стало создание централизованных тюрем и разделение заключенных. Таким образом, заключенные были разделены на 4 категории: "под следствием"; несостоятельные должники; преступники первой категории (менее тяжкие преступления), осужденные за преступления средней тяжести; особо опасные преступники. В дальнейшем "прогрессивная система" предусматривала заключение преступников в одиночную камеру, после чего заключенных переводили в общую камеру, где режим состоял из трех этапов. Передвижение по этим ступеням позволяло заключенному накопить соответствующие им привилегии. Такой "рост" зависел исключительно от того, как вёл себя арестант. "Прогрессивная система" -система видов исполнения наказания, включающая три последовательных этапа: испытательный срок (заключение в одиночной камере); исправительный период (лишение свободы с отбыванием срока в общей камере и участии в принудительных общественных работах ); условно - досрочное освобождение (после отбытия не менее 1/4 срока).продолжительность одиночного заключения сокращается до 9 месяцев, может быть применено досрочное освобождение после 2/3 срока [4].
"Испытательный срок" - так называются первые этапы "тестовой системы". Его суть заключается в установлении определенных ограничений, которые накладываются на осужденного с целью его реабилитации,
предотвращения его дальнейших преступлений и защиты общества от его действий. В настоящее время в Англии существует модифицированная версия такого учреждения. Связь между тремя компонентами "прогрессивной системы" заключается в том, что отбывание срока в одиночной камере подготавливает заключенного ко второму этапу. Вторая стадия-это центр наказания. Тюрьма Милбанк - первая тюрьма, возникшая в 1816 году. В ней заключенные отбывали заключение в одиночной камере. Так планировалось заменить ссылку. Это решение было принято, отчасти, из-за провозглашения независимости Соединенных Штатов и удаленности других британских территорий. Благодаря этому решению был создан первый "элемент" - одиночное заключение. Заключенные были совершенно одни и, как говорят современники, "занимались бесполезной тратой мускульной силы" [2].
Такие нововведения оказались полумерами, которые увеличили частоту нападений. Тюремные инспекторы считали, что рост агрессивности заключенных имеет две причины. Во-первых, каторжники не были отделены друг от друга, а находились в одном здании, так что могли заранее сговариваться о нападении. С ссыльными заключенными таких проблем не было. Во-вторых, помимо возможности сговора, у преступников было много времени на подготовку нападения, так как большинство из них не были заняты никакой работой, а те, кто все-таки как-то причастны - были заняты недостаточно долго. Только в 1842 году была создана и введена классификация заключённых в Пентовилльской тюрьме, которая являлась частью "пробации", вторым элементом которой является использование заключенных на общественных работах. Установлены критерии, которым должна соответствовать работа заключенных в целях содействия исправлению осужденных. Эти трудовые критерии включали: его бремя; способность обеспечить существование заключенного на свободе; его пригодность для покрытия расходов на содержание заключенного в тюрьме [1].
В 1853 году институт, так называемого " уголовного рабства ", окончательно был утверждён, но, в роли самостоятельного наказания, просуществовал только до 1857 г. После 1857 г. система, называющаяся "прогрессивной", рассматривается только как система взаимосвязанных видов наказания. Также, институт "уголовного рабства", выросший из использования ссыльного труда в Австралии, в самой метрополии получил широкое распространение в " тюрьмах общественных работ " только к 1847 году для этой цели были построены: Портлендская тюрьма (арестанты строили гавань) и Дартмурская тюрьма (арестанты занимались сельскохозяйственными работами). В это время закончилось формирование второго этапа "прогрессивной системы". До тех пор, пока поведение арестанта не оценивается, как достаточное для УДО, он остаётся на стадии общественных работ, что в свою очередь представляет собой третью стадию "прогрессивной системы". В 1864 году в тюрьмах была введена классовая система для заключенных, приговоренных к принудительным работам
[5].
Деление было произведено на пять классов: испытательный класс, третий, второй, первый и специальный. Заключенный должен ежедневно зарабатывать тяжелым трудом и хорошей работой определенное количество баллов - "отметок" (6 шт. в день). Эта система в науке получила название "штемпельная система". За нарушение режима работы количество баллов может быть уменьшено, и тогда заключенный будет наказан. За особо тяжелую работу отметка могла быть повышена, но не более чем на 2 балла. В зависимости от количества баллов, набранных за месяц, осужденному предоставлялись льготы (в том числе перевод в следующий класс) или он наказывался (в том числе понижением в классе). Чтобы досрочно освободиться, заключенный должен был пройти первые четыре класса. Все те заключенные, которые в силу своего физического состояния не могли содержаться в "тюрьмах общественных работ" (старые, больные), содержались в специальных тюрьмах. В отношении опасных преступников наиболее часто применяется режим групповой изоляции во время работы [8; 254-262].
Своеобразной "прогрессивной системой" была "ирландская система"(существует также мнение, что "ирландская система" была первой, но все исследователи сходятся во мнении, что как таковой тип системы был изначально позаимствован из ссыльных тюрем Австралии), введенная В. Крофтоном (1815 - 1897) в Ирландии. Его характерной особенностью являлось то, что между исправительным периодом и УДО (условно-досрочным освобождением) предусматривался еще один этап - переходное заключение в тюрьму с полусвободным режимом (выход на работу без сопровождения, свободное общение с внешним миром). Переходный этап позволил лучше адаптировать заключенных к условиям жизни на свободе. Отличительной чертой Ирландской системы были также критерии оценки работы осужденного. Ирландская система требовала, чтобы заключенный набирал не менее девяти баллов в месяц. При определении оценок в классической "прогрессивной системе" поведение заключенного и его успехи в занятиях вообще не учитываются, тогда как в Ирландской системе и то и другое имеет такое же значение, как и труд. Как утверждал основатель Ирландской системы В. Крофтон, одной работы осужденного недостаточно. Хорошие оценки даются не за притворное смирение и покорность, а за то, что заключенные прилежны, прилежны и послушны. Это является гарантией того, что успех в обучении поможет осужденному в дальнейшем встать на путь исправления [7].
Была даже создана экспериментальная тюрьма в Леске, в которой заключенные с отличными оценками значительно могли уменьшить сроки своего заключения. Исключительно ночью заключенных запирали в казармах, но днем они могли работать свободно, без цепей, охраны и заборов. В то же время, по словам В. Крофтона, за то время, сколько просуществовало этого исправительное учреждение, из него не было совершено ни одного побега. Опыт применения "прогрессивной системы" в Англии дал выдающиеся результаты. Таким Образом, А. Тимофеев утверждал, что в 1889 году число осужденных к лишению свободы было почти в три раза меньше, чем в 1859 году, несмотря на то, что население за этот период увеличилось в 1,5 раза. В то же время не все остались довольны созданной системой. Известный шотландский писатель т. Карлайл (1795-1881) в своей работе "образцовые тюрьмы" резко критиковал инициативы ирландского пенолога В. Крофтона. Он заявил, что такие заведения даже более комфортабельны, чем у обычных англичан. Карлейль выступал за суровое обращение с осужденными, и утверждал, что "метод любви" неэффективен в долгосрочной перспективе и в какой-то мере является издевательством над жертвами этих преступников [2].
Однако эти сомнения были отброшены в сторону кратковременным снижением уровня преступности в Англии. Было решено применить опыт "прогрессивной системы" к несовершеннолетним правонарушителям. Следует отметить, что до принятия закона о несовершеннолетних правонарушителях (Palmerston Act) 1854 года тюремная система гнглиана не выделяла несовершеннолетних заключенных среди всех заключенных, в частности, они содержались вместе со взрослыми правонарушителями. Борстальская исправительная система исполнения наказаний в виде лишения свободы для преступников в возрасте от 17 лет до 21 года, являвшаяся структурным продолжением системы исправительных учреждений (коррекционных школ), в которых размещались дети до 16 лет. Это также своего рода "прогрессивная система" по отношению к этой возрастной группе. Свое название он получил от пенитенциарно-воспитательного учреждения, открытого в Борстале в 1902 году. Заключенные содержались здесь от шести месяцев до двух лет по строгим режимным правилам с обязательным привлечением к трудовой, профессиональной и общеобразовательной деятельности. В Борстальскую тюрьму, с ее довольно тяжелым режимом работы, было решено не принимать слабых и болезненных юношей, а также тех, кто уже побывал в исправительном учреждении, но не справился и совершил рецидив (таким образом, конечно, был несколько искусственно завышен процент" исправившихся " осужденных. Физический труд, как и индивидуализация заключенных, был одной из особенностей Борстальской системы,
которая была заимствована из "прогрессивной системы". Индивидуализация заключенного заключалась в его переподготовке и применении его рабочих навыков. Главным принципом работы Борстальских мастерских была тишина во время работы. Но в реальных условиях администрация лишь препятствовала совместным беседам заключенных [4].
Заключенные получали вознаграждение, которое зависело от качества проделанной работы. Кроме того, в зависимости от категории, к которой принадлежит заключенный, он мог получить право на прием в камеру, помимо матраса и одеяла с чистым бельем, скамьи, стола, посуды для еды, сосудов для теплой и холодной воды, также железной кровати, зеркала или коврика, кроме того ему могли быть разрешены портреты родственников и друзей, цветы. Все задержанные были разделены на три категории: "обычные", "особые" или " привилегированные "и" особо опасные". При поступлении каждый заключенный сначала попадал в категорию "рядовых". Существовала и другая категория заключенных - "звездная категория". Все осужденные-первопроходцы отправились туда. Они носили звездообразные нашивки на своих шапочках и жили отдельно от других, что давало им дополнительный шанс исправиться. В зависимости от усердия поведения, определенного мастерами с учетом результатов работы заключенного, он мог быть переведен в другую категорию. При переводе в штрафную категорию он был лишен ряда льгот: например, права встречаться с родственниками, права писать и получать корреспонденцию, права получать вознаграждение за свой труд. Переход в привилегированную категорию, напротив, создавал определенные преимущества для заключенных. Этой категории выдавался улучшенный паек по воскресеньям, они имели право по вечерам посещать тюремную библиотеку, играть в шахматы. После определенного срока пребывания в привилегированном классе (12 месяцев) заключенный мог получить право выезда на работу за пределы тюрьмы, в том числе и без сопровождения, ему выдавался синий костюм (остальные заключенные были одеты в серые халаты), на рукаве шился специальный знак. Опыт Борстальской системы был признан положительным, нашел свое отражение в законе "О предупреждении преступлений" 1908 г. согласно статистической информации с 1882 г. из 455 лиц, вышедших из "звездной категории", всего 1 лицо вернулось на путь преступления. Создатели "прогрессивной системы" исходили из того, что в большинстве случаев на поприще относительно легкомысленных преступлений людей толкает либо отсутствие надлежащего семейного окружения, либо отсутствие постоянной работы, обусловленное дезорганизацией социальной работы, либо, наконец, неразвитость субъекта, не осознающего последствий своих действий. Эта система была направлена в первую очередь на реабилитацию осужденных, в том числе посредством коллективного труда [3]. Несмотря на кажущуюся утопичность реализованных в тюремной системе Англии идей, они были неотъемлемой частью английской тюремной системы вплоть до середины XX века (основные элементы системы прекратили свое существование после Второй мировой войны), что, безусловно, характеризует не только приверженность английского права традиции, но и качественно определяет общественно значимый эффект, достигнутый воплощением идей Д. Говарда и И. Бентама.
Список используемой литературы:
1. Паниотов С. С. Реформа пенитенциарной системы в Англии XIX в. и концепция Т. Карлейля // Власть. 2010. N 11. С. 138-154.
2. Решетников Ф. М. Уголовное право буржуазных стран. Вып. II: «Классическая» школа и антрополого-социологическое направление. М., 1966. С. 46-55.
3. Утевский Б. С. Уголовное право современных буржуазных стран. М., 1948. С. 25. Решетников Ф. М. Уголовное право буржуазных стран. М., 1966. С. 43-51
4. Полянский Н. Н. Уголовное право и уголовный суд Англии. 2-е изд., испр. и доп. М., 1969. С. 96-98.
5. Телесные наказания в Англии // Журнал Министерства юстиции. 1861. N 5. С. 395-407.
6. Бурдо Е. П. Наказание по общему праву Англии, Уэльса и США (Сравнительно-правовое исследование): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2007. С. 9-13.
7. О тюрьмах в южном округе Англии // Журнал Министерства юстиции. 1861. Год третий, том VIII. С. -Петербург: Типография Правительственного Сената. С. 165-176.
8. Макаров Е.П. Некоторые особенности положения заключенных в долговых тюрьмах Великобритании XVIII в. // Вояджер: мир и человек. 2017. № 8. С. 254-262