Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ БОЛЬШЕВИКОВ В 1917-1920 ГОДЫ'

ЭВОЛЮЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ БОЛЬШЕВИКОВ В 1917-1920 ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
советская семья / большевики / марксизм / аборты / реформы / soviet family / bolsheviks / marxism / abortion / reforms

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — З.Д. Степанков

Статья посвящена анализу политики большевиков в отношении семьи в первые годы существования Советского государства. Рассмотрены идеологические предпосылки преобразования системы брачно-семейных отношений, а также конкретные правовые реформы в данной сфере. Автор показывает, что гражданам была предоставлена значительная свобода в рамках своей частной жизни, что в конечном итоге привело к падению престижа института семьи. Иллюстрируется, что на фоне укрепления государственной власти, к концу 1920-х гг. намечается тенденция возвращения к традиционным семейным ценностям, происходит формирование советской семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLUTION OF THE BOLSHEVIK FAMILY POLICY IN 1917-1920

The article is devoted to the analysis of the Bolsheviks' policy towards the family in the early years of the Soviet state. The ideological prerequisites for the transformation of the system of marriage and family relations, as well as specific legal reforms in this area, are considered. The author shows that citizens were given considerable freedom within the framework of their private lives, which ultimately led to a decline in the prestige of the institution of the family. It is illustrated that against the background of strengthening state power, by the end of the 1920s there is a tendency to return to traditional family values, and the formation of the Soviet family is taking place.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ БОЛЬШЕВИКОВ В 1917-1920 ГОДЫ»

ЭВОЛЮЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ БОЛЬШЕВИКОВ В 1917-1920 ГОДЫ З.Д. Степанков, студент

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева (Россия, г. Саранск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024- 7-2-17-20

Аннотация. Статья посвящена анализу политики большевиков в отношении семьи в первые годы существования Советского государства. Рассмотрены идеологические предпосылки преобразования системы брачно-семейных отношений, а также конкретные правовые реформы в данной сфере. Автор показывает, что гражданам была предоставлена значительная свобода в рамках своей частной жизни, что в конечном итоге привело к падению престижа института семьи. Иллюстрируется, что на фоне укрепления государственной власти, к концу 1920-х гг. намечается тенденция возвращения к традиционным семейным ценностям, происходит формирование советской семьи.

Ключевые слова: советская семья, большевики, марксизм, аборты, реформы.

В первые годы Советской власти создание нового общества требовало изменения всех привычных институтов. Для эффективного внедрения широких масс населения в систему общественного производства и вовлечения их в активную общественно-экономическую жизнь требовалось фундаментально реформировать основополагающие принципы общественного устройства. Это касалось и базового элемента социальной структуры общества - семейной ячейки.

Октябрьский переворот повлек за собой не только смену политического строя, но и идеологии, затронул самые фундаментальные основы общественного устройства. С точки зрения марксистской идеологии, семья - это непосредственное отражение классовой структуры общества. В своем монументальном труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс подчеркивал, что современная ему буржуазная моногамная семья есть непосредственный продукт капиталистического порядка, чья главная функция, четко определенная цель: «рождение детей, происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению». Эта необходимость связана непосредственно с институтом собственности, порядком наследования имущества: дети, как непосредственные приемники своего отца должны были по прошествии времени вступить во владение имуществом [1].

Такая семья, согласно Энгельсу, являлась первой формой классового угнетения - угнетения мужчиной женщины. Женщина оказывалась в состоянии некоего «суррогатного пролетариата», чьи права и свободы в значительной степени ограничивались материальной зависимостью от своего супруга. Поскольку сам по себе брак, согласно данной концепции, обусловливается, прежде всего, общественным положением лиц, вступающих в брак, и потому такое супружество можно назвать браком приличия.

Изменить положение предполагалось посредством уничтожения частной собственности как таковой. При ее исчезновении женщина становилась экономически независимым объектом общественных отношений, наступившие вслед за этим обобществление бытовой стороны жизни должно было переложить на плечи общества задачу воспитания подрастающего поколения. Вследствие этого уничтожались обе основы современного брака, связанные с частной собственностью, - зависимость жены от мужа и детей от родителей [1].

У большевиков, пришедших к власти в 1917 году, появилась возможность попытаться реализовать теоретические положения отцов-идеологов и избавиться от старой семьи на практике. Советское правительство уже в первые месяцы своего

нахождения у власти приступило к реформированию данной отрасли.

Уже 19 декабря 1917 года свет увидел «Декрет о расторжении брака»», ставший первой ласточкой в деле освобождения от пережитков феодально-устаревшего типа семьи. Данный нормативно-правовой акт максимально упростил процедуру развода: теперь для его свершения было достаточно лишь желания одного из супругов. Для того, чтобы дело о разводе было рассмотрено, оба супруга или даже их поверенные вызывались в суд. В результате, после принятия декрета количество разводов моментально возросло. Согласно данным, представленным Ю.А. Королевым, уже в 1918 году среднее количество разводов в Москве достигло примерно 1000 случаев в месяц, но в последствии ситуация стабилизировалась и их число сократилось до 400-500. Декрет оказал значительное влияние на социальную обстановку в государстве. Благодаря его появлению было расторгнуто множество неравных браков, произошло раскрепощение как представителей мужского, так и женского пола [2].

Этот документ оказал значительное влияние на развитие социальной сферы и закрепил новые принципы в отношениях между государством и гражданами. Многоженство запрещено даже для тех, кто исповедует ислам. После заключения брака в церкви, пары не считались супругами в глазах закона. Важно отметить, что браки, заключенные до вступления в силу декрета, оставались в силе. Также стоит отметить, что дискриминация детей, рожденных вне брака, была устранена. Нелегитимные дети получили равные права и обязанности как по отношению к родителям, так и к детям. Матери было предоставлено право через суд доказать отцовство (пункт 10 Декрета).

Однако, Декрет обозначил лишь в общих чертах изменения в семейной сфере. Принятый же 16 сентября 1918 г. «Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» дает более ясное представление об изменениях, произошедших в этой сфере общественной жизни.

Церковный брак до декабря 1917 года был равноправен зарегистрированному браку, а после введения в силу Декрета о браке лишился этого статуса. Теперь только гражданский брак, заключенный в ЗАГСе, давал супругам все права и обязанности. Советская власть ясно определила свою позицию, отменив официальное признание церковного брака и признавая только гражданский брак. значение церкви было постепенно сведено на нет. Советская власть, введя гражданский брак и отстраняя церковь от влияния на вопросы развода, уничтожила устаревшие феодальные и патриархальные основы семейных отношений [3].

В результате, отношение молодежи к браку стало менее серьезным и более легкомысленным, что привело к увеличению числа скоропостижных браков, заключенных сразу после знакомства. Разводы тоже происходят быстрее. Эта тенденция отражена в культуре, например, в рассказе М. Зощенко «Свадьба», где герои за два дня заключили и развели свой брак [4].

Такая либерализация отношений имела закономерный итог - рост числа беременностей. Для того, чтобы каким-либо образом отрегулировать ситуацию большевики пошли на радикальный шаг - легализацию абортов. В РСФСР стала первой страной в мире, где не только перестает быть преступлением сама эта операция, но и возникает система медицинской помощи для женщин. Стоит понимать, что руководство страны относилось к абортам скорее негативно, но при этом понимало, что это дает женщинам больше свободы и позволит им выбраться из ловушки репродуктивной функции и активнее включиться в общественную жизнь, процесс социалистического строительства.

В результате, 18 ноября 1920 г. появился на свет «Декрет о разрешении медицинских абортов по желанию женщины». Особым достижением этого Декрета стало то, что женщина, сделавшая аборт, не подвергается репрессиям, проблема планирования семьи становится приватной проблемой. Но, при всем при этом, в стране началась полноценная эпидемия абортов. По сути, в массовом сознании населения

возникла ментальная установка, что аборт является основным и самым надежным методом регулирования рождаемости.

В 1924 году спрос на аборты стал выше предложения из-за легализации процедуры и низкого уровня жизни. Это означало, что количество людей, желающих сделать аборт, превышало доступные медицинские ресурсы. Искусственное прерывание беременности стало распространенной практикой в быстром темпе. В Москве количество абортов на 1000 человек увеличилось с 5,7 в 1921 году до 15,8 в 1926 году [5]. Аналогичная тенденция наблюдалась в Ленинграде, где количество операций за период с 1924 по 1928 год возросло с 5,5 до 31,5 на 1000 человек [6].

В связи с этим, в 1924 г. были сформированы специальные абортные комиссии, которые устанавливали очередь на производство аборта. Практика медицинского прерывания беременности в данный исторический период следовала чётко установленной иерархии. Преимущество отдавалось представительницам пролетариата. Зачастую не отказывали в абортах матерям-одиночкам и жёнам рабочих, которые уже имели нескольких детей. В то время как другие, в зависимости от ситуации, убеждались в отказе от этого шага или получали прямой отказ. Индивиды, которые не смогли получить официальное разрешение от соответствующей комиссии, могли всё же выполнить операцию, но только в качестве платной услуги в клинике или, обращаясь к услугам неофициального, «чёрного» рынка

С 1926 года политика СССР в плане абортов начала ужесточаться. В принятом в том же году Кодексе законов о браке, семье и опеке имелись отдельные положения, посвященные данной тематике. Сначала было запрещено прерывание первой беременности, а потом аборты сделали платными. Причём стоимость их привязывалась непосредственно к доходу семьи [7].

Юридический статус гражданского сожительства, равнозначного зарегистрированному браку, был законодательно закреплен, в ответ на значительный прирост неформальных союзов в начале советской

эпохи. В начале существования Советской власти количество фактических браков стремительно увеличилось. По информации А.Г. Харчева, уже к 1923 году в стране было зарегистрировано примерно 100 тысяч фактических браков, оставляя женщин и детей в таких отношениях без защиты. Следовательно, приведение в порядок правового положения подобных союзов было необходимым шагом, отвечающим определенным потребностям общества [8].

В целом, В 1926 году Семейный кодекс был признан одним из наиболее передовых документов своего времени. в мире нормативно - правовых актов в своей сфере этот труд не только представил более совершенные модели семейных отношений в СССР, но также утвердил эволюцию процесса формирования основ советской семьи.

К концу 1920-х годов начал проявляться тренд возвращения к консервативному политическому курсу в области семейных отношений. Поддерживание здоровых отношений внутри семьи становилось важным компонентом укрепления государства в свете изменяющейся социально-экономической ситуации. После всех потрясений в начале века было необходимо увеличить рождаемость для решения экономических проблем. Не следует забывать, что именно семья играет ключевую роль в формировании и адаптации личности, преобразовании ее нравственного облика и воспитании, в том числе и идеологическом. Она не только влияет на формирование психологического и нравственного облика личности, но также способна оказывать значительное воздействие на политические взгляды и убеждения индивида в соответствии с задачами государственной стратегии. В конце 1920-хх начале 1930-хх гг. в советском обществе были сформированы основополагающие принципы семейной жизни. Они заключались в том, что советский гражданин должен придерживаться моногамного брака, а женщина может проявлять свою сексуальность только через рождение детей. Предбрач-ные отношения считались нравственно неприемлемыми, и любые отклонения от установленных форм поведения строго

осуждались. В 1930-е годы советское гос- мнению некоторых исследователей, на за-ударство начало активно защищать семью конодательном уровне данные институты и материнство, запретив аборты в 1936 го- целенаправленно разрушались «до основа-ду [9]. нья». Однако, в конечном счете, на фоне

Подводя итоги семейной политики Со- общего укрепления государственной вла-ветского государства на заре его суще- сти, к концу 1920-х гг. наметилась тенден-ствования, стоит отметить, что в данный ция возвращения к традиционным семей-промежуток времени произошла значи- ным ценностям, более привычным формам тельная либерализация сферы брачных от- функционирования союза мужчины и ношений. Семья и брак, как социальные женщины. Сформировалась советская се-институты, стали гораздо более открыты- мья, ставшая первичной ячейкой, фунда-ми, но при всем при этом в значительной ментом нового государства. степени девальвировалось их значение. По

Библиографический список

1. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства: в связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. - Москва: Политиздат, 1989. - 222 с.

2. Королев Ю.А. Семья, государство, общество. - Москва: Юрид. лит., 1971. - 190 с.

3. Кодекс законов об Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве (принят ВЦИК 16.09.1918. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nnov.hse.ru/ba/law/igpr/sov_gos/kodeksy_18 (дата обращения: 02.07.2024).

4. Зощенко М.М. Рассказы: Повести; Голубая книга. - Москва: Слово, 2000. - 717 с. -ISBN 5-85050-401-X.

5. Демографическая модернизация России, 1900-2000 / Под ред. А.Г. Вишневского. - М.: Новое издательство, 2006. - 608 с. - ISBN 5-98379-042-0.

6. Статистический справочник по Ленинграду 1930. - Л.: Изд. Леноблисполкома., 1930. - 308 с.

7. Постановление ВЦИК от 19.11.1926 «О введении в действие Кодекса законов о браке, семье и опеке» (вместе с Кодексом). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nnov.hse.ru/ba/law/igpr/sov_gos/kodeksy_26.

8. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - М.: «Мысль», 1979. - 367 с.

9. Цинченко Г.М. Политика в отношении семьи в первые годы советской власти // Вестник ННГУ. - 2015. - №1 (37). - С. 174-182. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unn.m/pages/e4ibrary/vestnik_soc/18115942_2015_-_1(37)_unicode/0174-0182.pdf.

THE EVOLUTION OF THE BOLSHEVIK FAMILY POLICY IN 1917-1920

Z.D. Stepankov, Student

N.P. Ogarev Mordovian State University

(Russia, Saransk)

Abstract. The article is devoted to the analysis of the Bolsheviks' policy towards the family in the early years of the Soviet state. The ideological prerequisites for the transformation of the system of marriage and family relations, as well as specific legal reforms in this area, are considered. The author shows that citizens were given considerable freedom within the framework of their private lives, which ultimately led to a decline in the prestige of the institution of the family. It is illustrated that against the background of strengthening state power, by the end of the 1920s there is a tendency to return to traditional family values, and the formation of the Soviet family is taking place.

Keywords: soviet family, bolsheviks, marxism, abortion, reforms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.