Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ'

ЭВОЛЮЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЗОР / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ / СОФИНАНСИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Набережная И.Б.

Статья представляет собой обзор нормативно-правовой базы, посвященной организации оказания и финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи. Рассматриваются законодательные акты принятые как на уровне Российской Федерации в целом, так и в отдельно взятом регионе. Прослеживается динамика изменения объемов и источников финансирования данного вида помощи. Приводятся данные как о решенных проблемах в организации высокотехнологичной медицинской помощи, так и о правовых пробелах в законодательстве. Основным фактором, препятствующим увеличению доступности высокотехнологичной медицинской помощи, считается дефицит финансирования и несовершенство механизмов планирования объемов. Оказание высокотехнологичной медицинской помощи за счет государственных источников финансирования нуждается в совершенствовании, особенно в отношении отсутствия четкого регламента уровня софинансирования. Решение данных вопросов в итоге будет способствовать росту обеспеченности населения России высокотехнологичной медицинской помощью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF REGIONAL REGULATORY AND LEGAL ACTS CONCERNING THE ORGANIZATION AND FINANCINGS OF HIGH-TECH MEDICAL CARE

Article represents the review of regulatory-legal base of the devoted organization of rendering and financial maintenance of high-tech medical care. Acts accepted both at a level of the Russian Federation as a whole, and in separately taken region are considered. Dynamics of variation of volumes and sources of financing of the given type of the help is traced. Data as about the solved problems in the organization of high-tech medical care, and about legal blanks in the legislation cite. The major factor preventing an increase of availability of high-tech medical care, it is considered deficiency of financing and imperfection of mechanisms of planning of volumes. Rendering of high-tech medical care due to the state sources of financing, requires perfection, especially concerning absence of the precise rules of a level co-financing. The decision of the given questions will assist as a result to growth of security of the population of Russia by high-tech medical care.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»

Право

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ОС1: 10.21045/1811-0185-2022-10-23-32 УДК: 616-082:001.895:351.77(470.46)

ЭВОЛЮЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

И.Б. Набережная :

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Астрахань, Россия. https://orcid.org/0000-0003-1354-1175

И Автор для корреспонденции: Набережная И.Б.

АННОТАЦИЯ

Статья представляет собой обзор нормативно-правовой базы, посвященной организации оказания и финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи. Рассматриваются законодательные акты принятые как на уровне Российской Федерации в целом, так и в отдельно взятом регионе. Прослеживается динамика изменения объемов и источников финансирования данного вида помощи. Приводятся данные как о решенных проблемах в организации высокотехнологичной медицинской помощи, так и о правовых пробелах в законодательстве. Основным фактором, препятствующим увеличению доступности высокотехнологичной медицинской помощи, считается дефицит финансирования и несовершенство механизмов планирования объемов. Оказание высокотехнологичной медицинской помощи за счет государственных источников финансирования нуждается в совершенствовании, особенно в отношении отсутствия четкого регламента уровня софинансирования. Решение данных вопросов в итоге будет способствовать росту обеспеченности населения России высокотехнологичной медицинской помощью.

Ключевые слова: обзор, высокотехнологичная медицинская помощь, государственное задание, софинансирование, федеральный бюджет.

Для цитирования: Набережная И.Б. Эволюция региональных нормативно-правовых актов по вопросам организации и финансирования высокотехнологичной медицинской помощи // Менеджер здравоохранения. 2022; 10: 23—32. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-10-23-32.

«Г"

□ беспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью (ВМП) основывается на Конституции Российской Федерации и регламентируется Федеральными законами (ФЗ), постановлениями Правительства, нормативно-правовыми актами Минздрава России и другими нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

Законодательно закрепленное понятие ВМП появилось еще в 1991 году, а в настоящее время получило свое отражение в 34 статье ФЗ РФ № З23-Ф3 от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». В данной статье приводится следующее определение: высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения,

© Набережная И.Б, 2022 г.

«КС

а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники [1]. В 1992 году было положено начало новому виду медицинской помощи в РФ Указом Президента от 26 сентября 1992 г. № 1137 «О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации» [2]. Дальнейшее развитие медицина высоких технологий получила в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». В данном нацпроекте отдельным блоком было выделено обеспечение населения ВМП.

Кроме финансовых вливаний в систему оказания ВМП Минздрав приступил к внедрению

№ 10 Мападег /Менеджер

2022 2с1гв\/оосЬгвпвп1а / здравоохранения

системы мониторинга, начав издавать отдельные приказы по данному вопросу. При дальнейшем развитии системы мониторинга была отработана система учетных и отчетных форм, содержащих, в частности, информацию о численности пролеченных больных, заявки на оказание ВМП гражданам по государственному заданию и расходах на ее оказание за счет ассигнований федерального бюджета. В отчеты включались сведения не только о количестве, но и о профилях ВМП, категории лиц, которым была оказана данная помощь [3].

В рамках мониторинга в стране была введена и функционирует по сей день компьютерная программа подсистемы мониторинга реализации государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета Информационно-аналитической системы Минздрава России. Данная система позволяет осуществлять учет и контроль за оказанием ВМП в режиме online.

Начиная с 2010 г., регионам из федерального бюджета выделялись субсидии на софинансирова-ние государственного задания на оказание ВМП, закрепленные Постановлением Правительства. В документе было прописано, что за счет субсидии покрываются 70% расходов региона на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Их общий объем в 2010 году составлял 4 млрд. рублей [4]. Основанием для предоставления субсидий было соглашение между субъектом РФ и Минздравсоцразвития России.

В Астраханской области (АО) государственное задание на оказание ВМП в 2010 году было определено в соответствии с нормативными документами для областной клинической больницы (ОКБ) по профилю «Педиатрия» (выхаживание новорожденных массой тела до 1500 гр) за счет средств бюджета региона и субсидий из средств федерального бюджета, выделяемых на выполнение государственного задания [5].

В 2011 году порядок формирования государственного задания был определен Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. № 1187 [6]. Обязательным условием софинанси-рования ВМП оставалось выделение из регионального бюджета 30% средств. Условия соглашения по сравнению с 2010 г. остались прежними. Субсидия распределялась на заработную плату медперсоналу - не более 20% от финансовых затрат и 80% на медикаменты и расходные материалы.

В 2011 году изменились условия предоставления субсидии бюджету региона для обеспечения ВМП. Теперь получить субсидии на софинансирование смогли те регионы, в которых были развиты виды ВМП, существовавшие параллельно и в региональных и в федеральных центрах. При этом за счет субсидий финансировалось только 7 видов медицинской помощи. Всего в 2011 году на основании распоряжения Правительства РФ выделено субсидий на софинансирование из федерального бюджета в размере 4,5 млрд. рублей 53 субъектам РФ и 2-м городам - Москве и С.- Петербургу.

В Астраханской области, по-прежнему, оказание медицинской помощи по ВМП в рамках со-финансирования проводило одно учреждение здравоохранения (ОКБ), при этом количество квот увеличилось с 57 до 160 по двум профилям («Педиатрия» и «Травматология и ортопедия»), а финансирование было увеличено в 3,5 раза до 14 млн. рублей [7]. В целях повышения доступности ВМП населению АО приказом Министерства здравоохранения (МЗ) региона был создан регистр пациентов, нуждающихся в ВМП [8]. Так, руководство региона уже в 2011 году получило лист ожидания пациентов для оказания ВМП. Это помогло рационально распределить плановые объемы как внутри региона, так и за его пределами.

Начиная с 2012 года, изменился порядок со-финансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при оказании ВМП. Теперь в зависимости от значения показателя результативности предоставления субсидии уровень софи-нансирования расходного обязательства региона составлял от 5 до 95%. Таким образом, регионы были заинтересованы получить как можно большее софинансирование за счет своевременного выполнения своих обязательств. В формуле для расчета выделяемой субсидии появился коэффициент, повышающий ее размер.

Субсидии в 2012 году предоставлялись на основании соглашения, их размер составил 5 млрд. рублей для 57 субъектов и 2-х городов Российской Федерации. В Астраханской области в 2012 году в оказании ВМП приняли участие уже пять государственных бюджетных учреждений здравоохранения (областная клиническая больница, областная детская больница, онкологический диспансер, клинический родильный дом, городская клиническая больница № 3) [9]. При этом объем финансирования составил более 190 млн. рублей по 6 профилям ВМП. Комиссия по направлению пациентов,

Менеджер / Manager № 10

здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2022 .

проживающих на территории АО, для оказания ВМП, ее персональный состав и порядок работы были утверждены Постановлением МЗ АО в декабре 2011 года [10]. Впоследствии Положение о комиссии было изменено в 2015 году [11] и в таком виде действует до настоящего времени. Полномочиями комиссии являются не только принятие решения о наличии (отсутствии) медицинских показаний для направления пациентов для оказания ВМП, но и обеспечение пациентов рекомендациями по дальнейшему медицинскому наблюдению и (или) лечению по профилю его заболевания в случае отсутствия показаний к ВМП. Тем самым пациенту дается четкий план дальнейших действий по обращению за специализированной или первичной медико-санитарной помощью. Регламентирующим документом, определяющим порядок действий пациентов или их представителей при подаче заявления для постановки на учет с целью оказания ВМП, явился административный регламент, разработанный в 2012 году МЗ АО [12]. В нем оговорены не только сроки предоставления данной услуги, но и формы документов, а также показатели доступности и качества ее предоставления. Кроме этого для медицинских организаций, подведомственных МЗ АО, был разработан регламент при предоставлении услуги «Оформление заявки на оказание высокотехнологичной медицинской помощи и внесение данных заявителя в лист ожидания оказания высокотехнологичной медицинской помощи государственным учреждением здравоохранения Астраханской области» [13]. Этот документ определял порядок и сроки обследования пациентов и вынесения заключения о необходимости включения его в лист ожидания ВМП. Регламент помогал сделать подготовительный этап прозрачным и в сжатые сроки вставать на учет по ВМП всем нуждающимся, так как общий срок предоставления услуги составлял 26 дней.

Для софинансирования расходных обязательств, возникающих при оказании ВМП в 2013 году, из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ было выделено субсидий на сумму 5,5 млрд. рублей. Эти средства были распределены между 60-ю субъектами и 2-мя городами. Для Астраханской области из этих средств было направлено 64,7 млн. рублей и еще 139,7 млн. рублей софинансировано из средств бюджета региона. Таким образом, всего на 2013 год в рамках софинансирования было направлено 204,4 млн. рублей для оказания медицинской помощи жителям АО в тех же учреждениях

по десяти профилям. Планируемые объемы ВМП составили 1702 случаев [14]. Это было наибольшее количество случаев, планируемое в рамках софинансирования, за все годы работы в системе оказания ВМП.

Изменения, внесенные в пункт 9 статьи 100 ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ, закрепили положение о том, что финансовое обеспечение ВМП осуществляется также за счет средств ОМС. Таким образом, произошло разделение оказания ВМП по источникам финансирования.Так как 2014 год являлся переходным в рамках такого разделения, то новый перечень видов ВМП, вступивший в силу с 1 января 2014 года разделил перечень на 2 группы: оказываемые за счет средств федерального и региональных бюджетов (120 видов) и за счет средств ОМС (65 видов) [15]. При этом часть видов дублировалась в одном и другом списке. Это давало возможность гражданам получить ВМП не только в федеральных клиниках, но и в других учреждениях здравоохранения, имеющим лицензию на данный вид медицинской помощи и работающих в системе ОМС.

Из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в 2014 году на софинансирование ВМП было выделено лишь 3 млрд. рублей. Это в 1,8 раза меньше, чем в 2013 году и связано, в первую очередь, с переходом части видов ВМП на финансирование за счет средств ОМС. При этом количество субъектов РФ, которым были выделены субсидии, увеличилось и составило уже 61.

В общем потоке снижения средств, выделенных на софинансирование по РФ, «пострадала» и Астраханская область. Финансовые средства, выделенные из федерального бюджета, уменьшились в 2,8 раза. При этом областной бюджет выделил такие же финансовые средства, как и в 2013 году - 140 млн. рублей. Однако за счет общего снижения финансирования количество плановых объемов составило 1113 случаев. Данные объемы были распределены между пятью государственными учреждениями здравоохранения Астраханской области по десяти профилям [16].

С 1 января 2015 года с целью создания прозрачного, контролируемого и управляемого механизма расходования государственных средств медицинскими организациями перечень видов ВМП вошел в Программу государственных гарантий (ПГГ) оказания гражданам бесплатной медицинской помощи [17]. Таким образом, с 2015 по 2022 год перечень, как приложение к Программе госгарантий, состоит из двух разделов [18, 19].

С

•КС

Manager

Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

В 2015 году регионам продолжено выделение субсидий на софинансирование расходов при оказании гражданам ВМП, не включенной в базовую программу ОМС. Данные субсидии предоставлялись из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) в федеральный бюджет на указанные цели за счет иных межбюджетных трансфертов в соответствии с бюджетным законодательством. В случае нецелевого использования субсидий они взыскивались в доход федерального бюджета с последующим возвратом в бюджет ФФОМС.

На 2015 год для Астраханской области объем выделенного софинансирования за счет федеральных средств остался практически на уровне 2014 года, но при этом значительно (на 32%) уменьшилось софинансирование из бюджета АО. При этом количество выделенных квот уменьшилось более чем в 2 раза, а также снизилось и число учреждений здравоохранения, оказывающих данный вид медицинской помощи до четырех (исключен клинический родильный дом) [20].

Для получения из федерального бюджета субсидий на софинансирование расходов по оказанию гражданам России ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, до 20 января 2016 года орган исполнительной власти региона должен был направить в Минздрав России отчет об исполнении условий предоставления субсидий. Данный отчет направлялся с пакетом копий, соответствующих нормативных правовых актов субъекта, а также выпиской из закона о бюджете субъекта. В случае непредоставления данных документов с отчетом софинансирование на текущий год не выделялось. В последующем срок предоставления отчета был смещен на 1 февраля, а перечень документов, предоставляемый субъектом РФ, конкретизирован [21]. В нормативно-правовых актах субъекта должны быть прописаны: перечень медицинских организаций и порядок его формирования, а также порядок финансового обеспечения оказания ВМП, в том числе гражданам РФ, проживающим на территориях других субъектов, если субъект обязуется оказывать данную помощь за счет средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия на софинансирование.

Субсидии из федерального бюджета бюджету субъектов РФ в целях софинансирования в 2016 году ВМП были выделены в размере 5,4 млрд. рублей 63-м субъектам РФ и 2-м городам. Для жителей Астраханской области в рамках софинансирования

было выделено порядка 107 млн. рублей за счет средств как бюджета АО, так и за счет федерального бюджета. Эти средства были направлены на оказание ВМП жителям АО теми же государственными бюджетными учреждениями здравоохранения области по семи профилям [22].

В 2017 году меняются правила финансового обеспечения ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой гражданам РФ федеральными бюджетными и автономными учреждениями здравоохранения. Рассматриваемая медицинская помощь оказывается учреждениями, определенными Минздравом России, и в объемах государственного задания, утвержденными учредителями данных федеральных учреждений, а финансируется за счет субсидий из ФФОМС [23]. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств используются учреждением в очередном финансовом году на те же цели, а не возвращаются в бюджет ФФОМС. Соглашение заключалось между Фондом, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и государственным учреждением здравоохранения.

Распоряжением Правительства РФ на 2017 год выделены субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходов, возникающих при оказании гражданам ВМП, не включенной в базовую программу ОМС в размере 6 млрд. рублей. Данные субсидии были распределены между 66 субъектами и 3-мя городами. Субсидии передавались в субъекты через территориальные органы Федерального казначейства в пределах лимитов бюджетных обязательств.

В Астраханской области для оказания ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, в 2017 году был утвержден перечень из четырех государственных бюджетных медицинских организаций, соответствующих критериям отбора [24]. Было выделено 113,5 млн. рублей за счет софинансирования по 11 профилям. Организацию направления пациентов для оказания ВМП проводило МЗ АО. При этом медицинские организации должны были не только обеспечить ведение обособленного учета расходов на оказание ВМП, но и учет пациентов, которым была оказана данная медицинская помощь [25]. В сентябре 2017 года комиссией МЗ АО по отбору медицинских организаций, оказывающих ВМП, не включенную в базовую программу ОМС, за счет средств, предусмотренных в бюджете АО [26] были отобраны бюджетные учреждения здравоохранения, которые в 2018 году

Менеджер / Мападег № 10

здравоохранения / 2с1гв\/оосЬгвпеп'1в 2022 а

планировались к выполнению ВМП [27]. Отбор производился на основании поданных до 1 августа учреждениями заявок.

Начиная с 2018 года, вопросы предоставления регионам субсидий в целях софинансирования расходов, возникающих при оказании гражданам ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, стали регулироваться в рамках реализации государственной программы «Развитие здравоохранения» [28]. Оценка эффективности использования субсидии осуществляется МЗ РФ на основании сравнения значения результата использования субсидии, установленного соглашением, и фактически достигнутого по итогам отчетного года значения, результата использования субсидии.

Субсидии в регионы на 2018 год были распределены в соответствии с ФЗ № 362-ФЗ. Общий объем субсидий составил 6 млрд. рублей. В ноябре 2018 года распоряжением Правительства РФ объем бюджетных ассигнований был увеличен на 240 млн. рублей, которые также были направлены в регионы на покрытие расходов, возникших в процессе оказания ВМП [29]. Увеличения количества случаев при этом не предусматривалось. Распределение субсидий проведено между 72 субъектами РФ и 3-мя городами федерального значения. Для Астраханской области эти субсидии были выделены на 474 случая оказания ВМП по 11 видам ВМП [30].

В 2019 году продолжается оказание ВМП федеральными государственными учреждениями, а также выделены финансовые средства на софинансиро-вание ВМП из средств Федерального бюджета для регионов. На эти цели предусмотрено в 2019 году 6 млрд. 240 млн. рублей для 75 субъектов РФ и 3-х городов федерального значения. В Астраханской области за счет средств регионального и федерального бюджетов в оказании ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, населению АО, участвовали 4 государственных бюджетных учреждения здравоохранения [31]. Оказание ВМП проводилось по 11 видам. Общий объем случаев составил 454, что говорит о ежегодном снижении числа случаев оказываемой ВМП за счет средств софинансирования для пациентов АО [32].

В начале 2019 года Минздрав России подготовил ведомственную целевую программу «Высокотехнологичная медицинская помощь и медицинская помощь, оказываемая в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации». Мероприятия данной программы рассчитаны на 5 лет (2019-2024 гг.) и направлены

на повышение доступности и качества оказания высокотехнологичной медпомощи, а также на развитие и внедрение новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации [33]. Данная Программа призвана увеличить к 2024 году обеспеченность населения ВМП не менее, чем на 28% по сравнению с 2017 годом до 919,8 человек на 100 тыс. населения. Финансирование данных мероприятий составляет более 1 трлн. рублей, из которых 165,3 млрд. рублей - средства федерального бюджета, 204,9 млрд. рублей - средства консолидированных бюджетов субъектов РФ, 634,4 млрд. рублей - средства бюджета ФФОМС.

Таким образом, в настоящее время нормативно-правовая база, касающаяся вопросов оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи, продолжает развиваться. Законодательно определены не только перечни высокотехнологичных видов помощи, которые закреплены в Программе государственных гарантий, но и критерии, по которым сложные/уникальные или ресурсоемкие методы могут быть отнесены к ВМП. Имеется достаточно развитая единая государственная информационная система, в которой происходит обмен информацией по всем пациентам, нуждающимся и получивших данный вид медицинской помощи. Однако еще остаются достаточно существенные правовые пробелы и противоречия, несмотря на то, что ВМП является частью специализированной помощи, но при этом она сильно отличается от иных видов медицинской помощи. На протяжении ряда лет основным фактором, препятствующим увеличению доступности ВМП, считается дефицит финансирования и несовершенство механизмов планирования объемов ВМП. Так, в Астраханской области финансирование ВМП из средств бюджета, несмотря на темп инфляции, остается на неизменном уровне на протяжении последних 4 лет. В то время как в 2014 году объем выделенных средств был почти в 1,6 раза больше. На фоне этого, начиная с 2012 года, констатируется еще и снижение субсидий из федерального бюджета почти в два раза. Все это в целом делает такой вид помощи как ВМП в целом малодоступным для региона. В результате все нормативные изменения, регламентирующие деятельность по оказанию ВМП за счет государственных источников финансирования, нуждаются в совершенствовании, это особенно касается отсутствия четкого регламента уровня софинансирования. Решение данных вопросов в итоге будет способствовать росту обеспеченности населения России ВМП.

С

•КС

Manager

Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». URL: https://minzdrav.gov.ru/documents/7025-federalnyy-zakon-323-fz-ot-21-noyabrya-2011-g (Дата обращения: 13 января 2022).

2. Указ Президента РФ от 26 сентября 1992 г. № 1137 «О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации»^Ь http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102018664 (Дата обращения: 13 января 2022).

3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 января 2015 г. № 29н «О формах статистического учета и отчетности, используемых при организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, порядках их заполнения и сроках представления». URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=309343 (Дата обращения: 13 января 2022).

4. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1152 «О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета государственного задания на оказание в 2010 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации». URL: https://rg.ru/2010/01/13/ medpomosch-dok.html (Дата обращения: 13 января 2022).

5. Приказ Министерства здравоохранения Астраханской области от 5 апреля 2010 г. № 169-Пр «Об утверждении государственного задания на оказание в 2010 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Астраханской области». URL: https:// minzdravao.ru/document/24511 (Дата обращения: 13 января 2022).

6. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. № 1187 «О финансовом обеспечении в 2011 году за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации».URL: https://rg.ru/2011/01/11/ medpomosch-site-dok.html (Дата обращения: 13 января 2022).

7. Приказ Министерства здравоохранения Астраханской области от 17 марта 2011 г. № 123-Пр «Об утверждении государственного задания на оказание в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Астраханской области». URL: https:// minzdravao.ru/document/24450 (Дата обращения: 13 января 2022).

8. Приказ Министерства здравоохранения Астраханской области от 18 марта 2011 г. № 135-Пр «О создании областного регистра больных, нуждающихся в высокотехнологичной медицинской помощи». URL: https:// base.garant.ru/9133229/ (Дата обращения: 13 января 2022).

9. Постановление Министерства здравоохранения Астраханской области от 18 апреля 2012 г. № 42П «Об утверждении государственного задания на оказание в 2012 году высокотехнологичной медицинской помощи медицинскими организациями Астраханской области». URL: https://minzdravao.ru/document/688 (Дата обращения: 13 января 2022).

10. Постановление Министерства здравоохранения Астраханской области от 12 декабря 2011 г. № 60 П «Об организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению Астраханской области». URL: https://minzdravao.ru/document/24610 (Дата обращения: 13 января 2022).

11. Постановление Министерства здравоохранения Астраханской области от 11 февраля 2015 г. № 12П «О комиссии по отбору пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи». URL: https:// minzdravao.ru/document/19704 (Дата обращения: 13 января 2022).

12. Постановление Министерства здравоохранения Астраханской области от 12 июля 2012 г. № 83П «Об административном регламенте Министерства здравоохранения Астраханской области по предоставлению государственной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и предоставление информации об организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи». URL: https://minzdravao.ru/document/1112 (Дата обращения: 13 января 2022).

13. Постановление Министерства здравоохранения Астраханской области от 12 июля 2012 г. № 81П «Об административном регламенте государственных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Астраханской области по предоставлению услуги «Оформление заявки на оказание высокотехнологичной медицинской помощи и внесение данных заявителя в лист ожидания оказания высокотехнологичной медицинской помощи государственным учреждением здравоохранения Астраханской области». URL: https://minzdravao.ru/document/1113# (Дата обращения: 13 января 2022).

14. Постановление Министерства здравоохранения Астраханской области от 20 мая 2013 г. № 52П «Об организации оказания в 2013 году высокотехнологичной медицинской помощи населению Астраханской области медицинскими организациями Астраханской области». URL: https://minzdravao.ru/document/2429 (Дата обращения: 13 января 2022).

15. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 декабря 2013 г. № 916н «О перечне видов высокотехнологичной медицинской помощи». URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=224070 (Дата обращения: 13 января 2022).

16. Постановление Министерства здравоохранения Астраханской области от 26 мая 2014 г. № 45П «Об организации оказания в 2014 году высокотехнологичной медицинской помощи населению Астраханской

Менеджер / Maneger № 10

здравоохранения / Zdrevoochrenenie 2022 .

области медицинскими организациями Астраханской области». URL: https://minzdravao.ru/document/18823 (Дата обращения: 13 января 2022).

17. Перхов В.И. О транспарентности обязательного медицинского страхования // Менеджер здравоохранения. - 2018. - № 10. - С. 14-22.

18. Обухова О.В. Высокотехнологичная медицинская помощь в системе обязательного медицинского страхования // Менеджер здравоохранения. - 2015. - № 4. - С. 33-41.

19. Перхов В.И. Программа государственных гарантий как инструмент обеспечения социальных обязательств государства в сфере охраны здоровья граждан // Менеджер здравоохранения. - 2018. - № 5. - С. 6-12.

20. Распоряжение Министерства здравоохранения Астраханской области от 21 мая 2015 г. № 797р «Об организации оказания в 2015 году высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, населению Астраханской области за счет средств федерального бюджета». URL: https://minzdravao.ru/document/20726 (Дата обращения: 13 января 2022).

21. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 декабря 2016 г. № 1034н «Об утверждении формы и порядка представления отчета об исполнении условий предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования». URL: https://cdnimg.rg.ru/pril/138/21/28/46019.pdf (Дата обращения: 13 января 2022).

22. Распоряжение Министерства здравоохранения Астраханской области от 15 июня 2016 г. № 875р «Об организации оказания в 2016 году высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, населению Астраханской области медицинскими организациями Астраханской области». URL: https://minzdravao.ru/document/21489 (Дата обращения: 13 января 2022).

23. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 августа 2017 г. № 565н «Об утверждении перечня федеральных государственных учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования». URL: https://rg.ru/2017/09/18/ minzdrav-prikaz565-site-dok.html (Дата обращения: 13 января 2022).

24. Распоряжение Министерства здравоохранения Астраханской области от 28 сентября 2016 г. № 1304р «Об утверждении перечня медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, за счет средств бюджета Астраханской области на 2017 год». URL: https://docs.cntd.ru/document/444887057 (Дата обращения: 13 января 2022).

25. Распоряжение Министерства здравоохранения Астраханской области от 2 декабря 2016 г. № 1579р «Об организации оказания в 2017 году высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, населению Астраханской области медицинскими организациями Астраханской области». URL: https://docs.cntd.ru/document/446179133 (Дата обращения: 13 января 2022).

26. Постановление Министерства здравоохранения Астраханской области от 26 сентября 2017 г. № 30П «О создании комиссии по отбору медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, за счет средств, предусмотренных в бюджете Астраханской области». URL: http://pravo-astrobl.ru/documents/ document-0002201709280011/ (Дата обращения: 13 января 2022).

27. Распоряжение Министерства здравоохранения Астраханской области от 29 сентября 2017 г. № 948р «Об утверждении перечня медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, за счет средств, предусмотренных в бюджете Астраханской области на 2018 год». URL: https://docs.cntd.ru/document/570924758 (Дата обращения: 13 января 2022).

28. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». URL: https://docs.cntd.ru/document/556183184 (Дата обращения: 13 января 2022).

29. Распоряжение Правительства РФ от 20 ноября 2018 г. № 2534-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 420350603 (Дата обращения: 13 января 2022).

30. Распоряжение Министерства здравоохранения Астраханской области от 29 декабря 2017 г. № 1316р «Об организации оказания в 2018 году высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, населению Астраханской области медицинскими организациями Астраханской области». URL: https://docs.cntd.ru/document/553166223 (Дата обращения: 13 января 2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Распоряжение Министерства здравоохранения Астраханской области от 18 июля 2018 г. № 721р «Об утверждении перечня медицинских организаций, оказывающих высокотехнологическую медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, за счет средств, предусмотренных в бюджете Астраханской области на 2019 год». URL: https://docs.cntd.ru/document/543743574 (Дата обращения: 13 января 2022).

Manager

Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

32. Распоряжение Министерства здравоохранения Астраханской области от 21 декабря 2018 г. № 1293р «Об организации оказания в 2019 году высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, населению Астраханской области медицинскими организациями Астраханской области» (с изменениями и дополнениями). URL: https://docs.cntd.ru/ document/553108771?marker (Дата обращения: 13 января 2022).

33. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 марта 2019 г. № 174 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Высокотехнологичная медицинская помощь и медицинская помощь, оказываемая в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации». URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72127862/ (Дата обращения: 13 января 2022).

ORIGINAL PAPER

EVOLUTION OF REGIONAL REGULATORY AND LEGAL ACTS CONCERNING THE ORGANIZATION AND FINANCINGS OF HIGH-TECH MEDICAL CARE

I.B. Naberezhnaya:

FSBEI HE«Astrakhan State Medical University» of Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Astrakhan, Russia. https://orcid.org/0000-0003-1354-1175

H Corresponding author: Naberezhnaya I.B

ABSTRACT

Article represents the review of regulatory-legal base of the devoted organization of rendering and financial maintenance of high-tech medical care. Acts accepted both at a level of the Russian Federation as a whole, and in separately taken region are considered. Dynamics of variation of volumes and sources of financing of the given type of the help is traced. Data as about the solved problems in the organization of high-tech medical care, and about legal blanks in the legislation cite. The major factor preventing an increase of availability of high-tech medical care, it is considered deficiency of financing and imperfection of mechanisms of planning of volumes. Rendering of high-tech medical care due to the state sources of financing, requires perfection, especially concerning absence of the precise rules of a level co-financing. The decision of the given questions will assist as a result to growth of security of the population of Russia by high-tech medical care.

Keywords: review, high-tech medical care, state task, co-financing, federal budget.

For citation: Naberezhnaya I.B. Evolution of regional regulatory and legal acts concerning the organization and financings of high-tech medical care // Manager Zdravoohranenia. 2022; 10: 23-32. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-10-23-32.

REFERENCES

1. Federal Law of 21.11.2011 № 323-FZ "On the Fundamentals of Health Protection of Citizens in the Russian Federation". URL: https://minzdrav.gov.ru/documents/7025-federalnyy-zakon-323-fz-ot-21-noyabrya-2011-g (Accessed: 13.01.2022).

2. Decree of the President of the Russian Federation of September 26, 1992 № 1137 "On measures to develop health care in the Russian Federation". URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&first Doc=1&lastDoc=1&nd=102018664 (Accessed: 13.01.2022).

3. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of January 30, 2015 № 29n "On the forms of statistical accounting and reporting used in the organization of the provision of high-tech medical care using a unified state information system in the field of health care, procedures for filling them out and deadlines for submission". URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=309343 (Accessed: 13.01.2022).

4. Decree of the Government of the Russian Federation of December 30, 2009 № 1152 "On financial support at the expense of budget allocations from the federal budget of the state assignment for the provision of high-tech medical care to citizens of the Russian Federation in 2010". URL: https:// rg.ru/2010/01/13/medpomosch-dok.html (Accessed: 13.01.2022).

Менеджер / Meneger № 10

здравоохранения / Zdrevoochrenenie 2022 .

5. Order of the Ministry of Health of the Astrakhan Region of April 5, 2010 № 169-Pr "On the approval of the state assignment for the provision of high-tech medical care in 2010 to citizens of the Russian Federation residing in the Astrakhan Region." URL: https://minzdravao.ru/document/24511 (Accessed: 13.01.2022).

6. Decree of the Government of the Russian Federation of December 29, 2010 № 1187 "On financial support in 2011 at the expense of budget allocations from the federal budget of the state assignment for the provision of high-tech medical care to citizens of the Russian Federation." URL: https://rg.ru/2011/01/11/medpomosch-site-dok.html (Accessed: 13.01.2022).

7. Order of the Ministry of Health of the Astrakhan region of March 17, 2011 № 123-Pr "On the approval of the state task for the provision of high-tech medical care in 2011 to citizens of the Russian Federation living in the Astrakhan region." URL: https://minzdravao.ru/document/24450 (Accessed: 13.01.2022).

8. Order of the Ministry of Health of the Astrakhan region of March 18, 2011 № 135-Pr "On the creation of a regional register of patients in need of high-tech medical care." URL: https://base.garant.ru/9133229/ (Accessed: 13.01.2022).

9. Decree of the Ministry of Health of the Astrakhan region of April 18, 2012 № 42P "On approval of the state task for the provision of high-tech medical care in 2012 by medical organizations of the Astrakhan region". URL: https://minzdravao.ru/document/688 (Accessed: 13.01.2022).

10. Resolution of the Ministry of Health of the Astrakhan region of December 12, 2011 № 60 P "On the organization of the provision of high-tech medical care to the population of the Astrakhan region." URL: https:// minzdravao.ru/document/24610 (Accessed: 13.01.2022).

11. Resolution of the Ministry of Health of the Astrakhan Region of February 11, 2015 № 12P "On the Commission for the selection of patients for the provision of high-tech medical care." URL: https://minzdravao.ru/ document/19704 (Accessed: 13.01.2022).

12. Resolution of the Ministry of Health of the Astrakhan region of July 12, 2012 № 83P "On the administrative regulations of the Ministry of Health of the Astrakhan region for the provision of public services" Reception of applications, registration and provision of information on the organization of the provision of high-tech medical care. URL: https://minzdravao.ru/document/1112 (Accessed: 13.01.2022).

13. Decree of the Ministry of Health of the Astrakhan region of July 12, 2012 № 81P "On the administrative regulations of state budgetary institutions subordinate to the Ministry of Health of the Astrakhan region for the provision of services." state healthcare institution of the Astrakhan region". URL: https://minzdravao.ru/ document/1113# (Accessed: 13.01.2022).

14. Resolution of the Ministry of Health of the Astrakhan region of May 20, 2013 № 52P "On the organization of the provision of high-tech medical care to the population of the Astrakhan region by medical organizations of the Astrakhan region in 2013". URL: https://minzdravao.ru/document/2429 (Accessed: 13.01.2022).

15. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of December 10, 2013 № 916n "On the list of types of high-tech medical care". URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=224070 (Accessed: 13.01.2022).

16. Resolution of the Ministry of Health of the Astrakhan region of May 26, 2014 № 45P "On the organization of the provision of high-tech medical care to the population of the Astrakhan region by medical organizations of the Astrakhan region in 2014". URL: https://minzdravao.ru/document/18823 (Accessed: 13.01.2022).

17. Perkhov V.¡. About the transparency of compulsory health insurance // Manadger Zdravoochranenia. -2018. - № 10. - P. 14-22.

18. Obuhova O.V. High-tech medical care in the system of compulsory health insurance // Manadger Zdravoochranenia. - 2015. - № 4. - P. 33-41.

19. Perkhov V.¡. The program of state guarantees as a tool for ensuring social obligations of the state in the field of health protection of citizens // Manadger Zdravoochranenia. - 2018. - № 5. - P. 6-12.

20. Order of the Ministry of Health of the Astrakhan Region of May 21, 2015 № 797r "On the organization of the provision of high-tech medical care in 2015, not included in the basic program of compulsory health insurance, to the population of the Astrakhan Region at the expense of the federal budget." eighteen. URL: https://minzdravao. ru/document/20726 (Accessed: 13.01.2022).

21. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of December 30, 2016 № 1034n "On approval of the form and procedure for submitting a report on the fulfillment of the conditions for granting subsidies from the federal budget to the budget of a constituent entity of the Russian Federation for co-financing of costs arising from the provision of high-tech medical care to citizens of the Russian Federation, not included to the basic compulsory health insurance program". URL: https://cdnimg.rg.ru/pril/138/21/28/46019.pdf (Accessed: 13.01.2022).

22. Order of the Ministry of Health of the Astrakhan region of June 15, 2016 № 875r "On the organization of the provision in 2016 of high-tech medical care, not included in the basic program of compulsory medical insurance, to the population of the Astrakhan region by medical organizations of the Astrakhan region." URL: https://minzdravao.ru/document/21489 (Accessed: 13.01.2022).

23. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of August 28, 2017 № 565n "On approval of the list of federal state institutions providing high-tech medical care not included in the basic program of compulsory medical insurance". URL: https://rg.ru/2017/09/18/minzdrav-prikaz565-site-dok.html (Accessed: 13.01.2022).

Manager

Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

зЯо

24. Order of the Ministry of Health of the Astrakhan region of September 28, 2016 № 1304r "On approval of the list of medical organizations providing high-tech medical care not included in the basic program of compulsory medical insurance, at the expense of the budget of the Astrakhan region for 2017". URL: https://docs.cntd.ru/ document/444887057 (Accessed: 13.01.2022).

25. Order of the Ministry of Health of the Astrakhan region of December 2, 2016 № 1579r "On the organization of the provision in 2017 of high-tech medical care, not included in the basic program of compulsory medical insurance, to the population of the Astrakhan region by medical organizations of the Astrakhan region". URL: https://docs.cntd.ru/document/446179133 (Accessed: 13.01.2022).

26. Resolution of the Ministry of Health of the Astrakhan Region of September 26, 2017 № 30P "On the establishment of a commission for the selection of medical organizations providing high-tech medical care not included in the basic program of compulsory medical insurance, at the expense of funds provided in the budget of the Astrakhan region".URL: http://pravo-astrobl.ru/documents/document-0002201709280011/ (Accessed: 13.01.2022).

27. Order of the Ministry of Health of the Astrakhan Region of September 29, 2017 № 948r "On approval of the list of medical organizations providing high-tech medical care not included in the basic compulsory medical insurance program, at the expense of funds provided in the budget of the Astrakhan region for 2018". URL: https:// docs.cntd.ru/document/570924758 (Accessed: 13.01.2022).

28. Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 № 1640 "On approval of the state program of the Russian Federation" Development of health care ". URL: https://docs.cntd.ru/document/556183184 (Accessed: 13.01.2022).

29. Order of the Government of the Russian Federation of November 20, 2018 № 2534-r.URL: https://docs.cntd. ru/document/420350603 (Accessed: 13.01.2022).

30. Order of the Ministry of Health of the Astrakhan region of December 29, 2017 № 1316r "On the organization of the provision in 2018 of high-tech medical care, not included in the basic program of compulsory medical insurance, to the population of the Astrakhan region by medical organizations of the Astrakhan region." URL: https://docs.cntd.ru/document/553166223 (Accessed: 13.01.2022).

31. Order of the Ministry of Health of the Astrakhan region of July 18, 2018 № 721r "On approval of the list of medical organizations providing high-tech medical care not included in the basic program of compulsory medical insurance, at the expense of funds provided in the budget of the Astrakhan region for 2019". URL: https://docs. cntd.ru/document/543743574 (Accessed: 13.01.2022).

32. Order of the Ministry of Health of the Astrakhan Region of December 21, 2018 № 1293r "On the organization of the provision in 2019 of high-tech medical care, not included in the basic program of compulsory medical insurance, to the population of the Astrakhan Region by medical organizations of the Astrakhan Region" (as amended and supplemented). URL: https://docs.cntd.ru/document/5531087712marker (Accessed: 13.01.2022).

33. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of March 29, 2019 № 174 "On the approval of the departmental target program" High-tech medical care and medical care provided as part of the clinical testing of methods of prevention, diagnosis, treatment and rehabilitation". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/72127862/ (Accessed: 13.01.2022).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Набережная Инна Борисовна — канд. мед. наук, доцент, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом последипломного образования, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Астрахань, Россия.

Inna B. Naberezhnaya - Ph.D.(Medicine), Associate Professor, Associate Professor of the Department of public health and public health with a course of postgraduate education, FSBEI HE «Astrakhan State Medical University» of Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Astrakhan, Russia.

E-mail: innanab1975@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-1354-JJ75

Менеджер / Meneger № 10

здравоохранения / Zdrevoochrenenie 2022 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.