Научная статья на тему 'ДОСТУПНОСТЬ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОГО РЕГИОНА'

ДОСТУПНОСТЬ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ДОСТУПНОСТЬ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ОБЪЕМ / СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Набережная И.Б.

Введение. В статье рассматриваются проблемы доступности высокотехнологичной медицинской помощи для жителей отдельно взятого региона. Проанализирована связь увеличения оказанной медицинской помощи в зависимости от источников финансирования и регламентации уровня софинансирования.Цель исследования: обоснование принципов реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи при наличии недостаточного финансирования региона, основанное на анализе существующих проблем в организации обеспечения доступности высокотехнологичной медицинской помощи.Материалы и методы. В исследовании использовались база данных подсистемы мониторинга реализации государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи Информационно-аналитической системы Минздрава России и нормативно-правовые документы. Применялись статистический, аналитический метод и контент-анализ.Результаты и обсуждение. Выявлено, что при четырехкратном увеличении медицинских учреждений оказывающих данный вид помощи на территории региона, снижается процент ее оказания, не выезжая за его пределы. Начиная с 2012 года, констатируется снижение субсидий из федерального бюджета почти в два раза. При этом на протяжении последних четырех лет финансирование из средств бюджета Астраханской области остается на неизменном уровне.Заключение. Для большого процента пациентов, выезжающих за пределы региона, данный вид помощи фактически является не совсем «бесплатным», так как возникает необходимость оплаты дополнительного обследования и проезда. А отсутствие четкой регламентации уровня софинансирования дает возможность выделять денежные средства из федерального бюджета по «остаточному принципу».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Набережная И.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AVAILABILITY OF HIGH-TECH MEDICAL CARE TO THE POPULATION OF THE ASTRAKHAN REGION

Introduction. In article problems of availability of high-tech medical care for residents of separately taken region are considered. Communication of an increase of the rendered medical care depending on sources of financing and a regulation of a level co- financing is analyses.The purpose of the study: a background of principles of realization of the program of the state guarantees of free rendering of medical aid at availability of insufficient financing the region, based on the analysis of existing problems in the organization of maintenance of availability of high-tech medical care.Materials and methods. In research were used a database of a subsystem of monitoring of realization of the state task on rendering high-tech medical care of information-analytical system of Ministry of Health of Russia and regulatory legal documents. The statistical, analytical method and a content-analysis were applied.Results and discussion. It is revealed, that at a quadruple increase of medical institutions rendering the given type of the help in territory of region, the percent of its rendering decreases, not leaving for its limits. Since 2012, decrease in grants from the federal budget almost twice is ascertained. Thus during last four years financing from means of the budget of the Astrakhan area remains at a constant level.Conclusion. For the big percent of the patients leaving for limits of region, the given type of the help in fact is not at all «free» as there is an indispensability of payment of additional inspection and travel. And absence of a precise regulation of a level co- financing provides the way to allocate money resources from the federal budget by «a residual principle».

Текст научной работы на тему «ДОСТУПНОСТЬ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОГО РЕГИОНА»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2021-10-23-32 УДК: 616-082:001.895(470.46)

ДОСТУПНОСТЬ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОГО РЕГИОНА

И.Б. Набережная :

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Астрахань, Россия.

https://orcid.org/0000-0003-1354-1175

И Автор для корреспонденции: Набережная И.Б.

АННОТАЦИЯ

Введение. В статье рассматриваются проблемы доступности высокотехнологичной медицинской помощи для жителей отдельно взятого региона. Проанализирована связь увеличения оказанной медицинской помощи в зависимости от источников финансирования и регламентации уровня софинансирования.

Цель исследования: обоснование принципов реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи при наличии недостаточного финансирования региона, основанное на анализе существующих проблем в организации обеспечения доступности высокотехнологичной медицинской помощи.

Материалы и методы. В исследовании использовались база данных подсистемы мониторинга реализации государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи Информационно-аналитической системы Минздрава России и нормативно-правовые документы. Применялись статистический, аналитический метод и контент-анализ. Результаты и обсуждение. Выявлено, что при четырехкратном увеличении медицинских учреждений оказывающих данный вид помощи на территории региона, снижается процент ее оказания, не выезжая за его пределы. Начиная с 2012 года, констатируется снижение субсидий из федерального бюджета почти в два раза. При этом на протяжении последних четырех лет финансирование из средств бюджета Астраханской области остается на неизменном уровне.

Заключение. Для большого процента пациентов, выезжающих за пределы региона, данный вид помощи фактически является не совсем «бесплатным», так как возникает необходимость оплаты дополнительного обследования и проезда. А отсутствие четкой регламентации уровня софинансирования дает возможность выделять денежные средства из федерального бюджета по «остаточному принципу».

Ключевые слова: высокотехнологичная медицинская помощь, доступность, финансирование, объем, структура. Для цитирования: Набережная И.Б. Доступность высокотехнологичной медицинской помощи для населения Астраханского региона // Менеджер здравоохранения. 2021; 10:23-32. 1^01: 10.21045/1811-0185-2021-10-23-32.

ORIGINAL PAPER

AVAILABILITY OF HIGH-TECH MEDICAL CARE TO THE POPULATION OF THE ASTRAKHAN REGION

I.B. Naberezhnaya:

FSBEI HE «Astrakhan State Medical University» of Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Astrakhan, Russia. https://orcid.org/0000-0003-1354-1175

H Corresponding author: Naberezhnaya I. B.

© Набережная И.Б,, 2021 r.

№ 10 Manager /Менеджер

2021 Zdravoochranenia / здравоохранения

ABSTRACT

Introduction. In article problems of availability of high-tech medical care for residents of separately taken region are considered. Communication of an increase of the rendered medical care depending on sources of financing and a regulation of a level co-financing is analyses.

The purpose of the study: a background of principles of realization of the program of the state guarantees of free rendering of medical aid at availability of insufficient financing the region, based on the analysis of existing problems in the organization of maintenance of availability of high-tech medical care.

Materials and methods. In research were used a database of a subsystem of monitoring of realization of the state task on rendering high-tech medical care of information-analytical system of Ministry of Health of Russia and regulatory legal documents. The statistical, analytical method and a content-analysis were applied.

Results and discussion. It is revealed, that at a quadruple increase of medical institutions rendering the given type of the help in territory of region, the percent of its rendering decreases, not leaving for its limits. Since 2012, decrease in grants from the federal budget almost twice is ascertained. Thus during last four years financing from means of the budget of the Astrakhan area remains at a constant level.

Conclusion. For the big percent of the patients leaving for limits of region, the given type of the help in fact is not at all «free» as there is an indispensability of payment of additional inspection and travel. And absence of a precise regulation of a level co-financing provides the way to allocate money resources from the federal budget by «a residual principle». Keywords: high-tech medical care, availability, financing, volume, structure.

For citation: Naberezhnaya I.B. Availability of high-tech medical care to the population of the astrakhan region // Manager Zdravoohranenia. 2021; 10:23-32. DOI: 10.21045/1811-0185-2021-10-23-32.

Введение

настоящее время мнения по поводу до-.сгупности высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) в нашей стране диаметрально расходятся. Несмотря на то, что объемы ВМП и ее финансирование стабильно растут и будут расти, российские пациенты выражают тревогу по поводу ее доступности. В своем послании Федеральному Собранию 01.03.2018 Президент Российской Федерации (РФ) В. Путин отметил: «В 2019-2024 годах на развитие системы здравоохранения из всех источников потребуется ежегодно направлять в среднем более 4 процентов ВВП. В абсолютном выражении это будет означать, что общие объемы расходов на здравоохранение должны увеличиться вдвое» [1].

Четкость и однозначность обязательств нашего государства в области охраны здоровья граждан осуществляется посредством утверждения и реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, которая получила свое начало еще 20 лет тому назад [2, С. 6].

Средства на финансовое обеспечение Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи исчисляются исходя из установленного подушевого норматива и распределяются по видам, формам, условиям оказания медицинской помощи в зависимости от источника финансирования [2, С. 8].

В основе проблемы повышения доступности медицинской помощи для регионов, особенно отдаленных, лежит недостаток финансовых средств и просчеты

в планировании. За период с момента появления ВМП многие федеральные медицинские учреждения утратили свой монопольный статус, а целевые средства федерального бюджета в виде субсидий на ее оказание по государственному заданию стали поступать в региональные медицинские учреждения. Это, несомненно, способствовало увеличению обеспеченности населения регионов ВМП [3, С. 46].

Неравенство регионов и их дифференциация по возможностям оказания медицинской помощи населению является одной из основных проблем в России. Вследствие этого, основная задача Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) состоит в выравнивании финансовых средств, выделяемых бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Размер субвенции из бюджета ФФОМС в бюджет ТФОМС должен рассчитываться не только на численность застрахованного населения, но и с учетом коэффициента дифференциации, отражающего климатогеографические и экономические особенности территории, уровня среднемесячной заработной платы [4, С. 15].

Согласно распределению субвенций из бюджета ФФОМС, направляемых в бюджеты ТФОМС на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, на 2020 год расчетная сумма базовой программы обязательного медицинского страхования (ОМС) для Астраханской области (АО) составила 12846,4 руб., а размер субвенции из бюджета ФФОМС равнялся 12699,2 руб. Коэффициент соотношения между субвенцией и расчетной суммой был равен 0,99 [5, 6].

Менеджер / Manager № 10

здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2021 .

На финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи в 2020 году в бюджете ФФОМС было израсходовано 124,4 млрд. рублей [7]. Использование клинико-статистических групп в отношении ВМП не используется, а вместо этого ежегодно утверждается «Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи», который разделяется на два сегмента - включенный и не включенный в базовую программу ОМС [4, С. 17].

Исчисление общего объема субвенций, предоставляемых бюджетам территориальных фондов, происходит без учета распределения объемов данного вида помощи относительно численности населения регионов и количества медицинских организаций, оказывающих ее. Отсюда происходит неравномерность финансовой нагрузки на бюджеты ТФОМС, имеющих на своей территории разное количество и мощность медицинских организаций, оказывающих

ВМП [8, С. 34-35].

Теоретическое значение настоящего исследования состоит в обосновании принципов реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи при наличии недостаточного финансирования региона и основывается на анализе существующих проблем в организации обеспечения доступности основных видов медицинской помощи, прежде всего высокотехнологичной.

Материалы и методы

Астраханская область имеет протяженность с севера на юг - около 500 км и с востока на запад - около 200 км. Область входит в состав Южного Федерального округа и является приграничным

регионом. В Российской Федерации соседями Астраханской области является Волгоградская область и Калмыкия. Область включает 11 сельских районов, 442 села и поселка. Кроме областного центра в области 5 городов - Ахтубинск, Камызяк, Знаменск, Харабали и Нариманов.

Численность населения Астраханской области на 01.01.2021 г., по данным областного управления государственной статистики, составляет 997 778 жителей, из них городское население составляет 67,3%. Половой состав региона выглядит следующим образом: 53% - женщины, 47% - мужчины. На 1000 мужчин приходится 1130 женщин [9].

Данные официальной государственной статистики указывают на то, что численность населения в России, в том числе и в Астраханской области, имеет достаточно стабильную тенденцию к снижению, как в настоящее время, так и в перспективе. Анализ показателей возрастной структуры населения Астраханской области в период с 2010-2019 гг. указывает на процесс постарения населения. Тип населения в Астраханской области регрессивный, несмотря на то, что численность детского населения возрастает, оно все же не успевает за увеличением лиц старше трудоспособного возраста (таблица 1).

В Астраханской области высокотехнологичная медицинская помощь оказывается: ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Минздрава России, НУЗ «Отделенческая больница на ст. Астрахань-1 ОАО «РЖД» и НУЗ «Медико-санитарная часть», в 5 государственных лечебных учреждениях (ГБУЗ АО Александро-Мариинская областная клиническая больница, ГБУЗ АО «Городская

Динамика численности населения АО с 2010 по 2019 гг.

Год Численность населения АО Численность детского населения Численность трудоспособного населения Численность старше трудоспособного населения

2010 1010073 183646 631653 194774

2011 1009801 176733 620146 212922

2012 1014972 180150 617554 217268

2013 1013840 185209 606780 221851

2014 1016516 190439 599431 226646

2015 1021287 196400 593336 231551

2016 1018626 201710 580223 236693

2017 1018866 205758 571778 241330

2018 1017514 207448 564144 245922

2019 1014065 207703 556510 249852

С

#хс

Таблица 1

Manager

Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

клиническая больница № 3 им. С.М. Кирова», ГБУЗ АО «Областной онкологический диспансер», ГБУЗ АО «Областная детская клиническая больница им. Н.Н. Силищевой», ГБУЗ АО «Клинический родильный дом»). Из них в 4 предоставляют ВМП детскому населению Астраханской области и в 6 взрослому. Общее число учреждений, оказывающих ВМП в Астраханской области, в динамике, начиная с 2010-2011 годов, значительно выросло от 2-х учреждений (ФГБУ «ФЦССХ» Минздрава России и ГБУЗ АО АМОКБ) до 8-ми в 2019 году.

Источником информации для комплексной оценки объемов и структуры оказания ВМП жителям Астраханского региона, в период с 2010-2019 гг., послужила база данных подсистемы мониторинга реализации государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи Информационно-аналитической системы Минздрава России.

С целью проведения контент-анализа были использованы следующие нормативно-правовые документы с 2010 по 2019 гг.: Постановление Правительства РФ «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», Постановление Правительства АО «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области», отчеты о результатах деятельности ФФОМС, Постановление Правительства РФ о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходов, возникающих при оказании гражданам

РФ высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, Постановления Министерства здравоохранения АО об утверждении государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи медицинскими организациями Астраханской области.

Результаты и обсуждение

Стоит отметить, что, несмотря на увеличение в Астраханской области числа учреждений, оказывающих высокотехнологичные виды медицинской помощи, и расширение перечня, далеко не все виды доступны для получения ее, не выезжая за пределы своего региона. Остается достаточно большой процент оказанной ВМП за пределами области. Средний суммарный показатель за весь исследуемый период составил 66,4% объема оказываемого на уровне нашего областного центра, 19,1% получили ВМП в г. Москве и Московской области, 8,2% в г. Саратове, 4% в г. Санкт-Петербурге и 2% эпизодически еще в 35 городах РФ (таблица 2).

Нами также была оценена доступность ВМП для жителей нашего региона в зависимости от предоставляемых профилей. Начиная с 2010 года, количество профилей было равно 20, а в 2011 и 2012 их становится 21, добавляется «неонатология». С 2013 г. по 2015 г. выпадает профиль «неврология», а в 2016 году еще и «гастроэнтерология» тоже отсутствует. Но, начиная с 2017 года, число профилей, по которым была оказана ВМП жителям Астраханской области, возвращается, и становится

Таблица 2

Обеспеченность населения АО ВМП

Год Общее количество ВМП Обеспеченность населения АО ВМП /о00 Количество ВМП, выполненное в регионе % выполненной ВМП в регионе Количество ВМП, выполненное за пределами региона % выполненной ВМП за пределами региона

2010 2817 27,9 2025 71,9 792 28,1

2011 2410 23,9 1497 62,1 913 37,9

2012 3645 35,9 2397 65,8 1248 34,2

2013 3890 38,4 2655 68,3 1235 31,7

2014 4230 41,6 2948 69,7 1282 30,3

2015 4252 41,6 2690 63,3 1562 36,7

2016 5689 55,8 3845 67,6 1844 32,4

2017 5766 56,6 3840 66,6 1926 33,4

2018 5521 54,3 3643 66,0 1878 34,0

2019 5942 58,6 3795 63,9 2147 36,1

Менеджер / Manager № 10

здравоохранения / Zdrevoochrenenie 2021 .

равным 20, а начиная с 2019 года - 21. Что касается профилей, оказанных в пределах нашего региона, то их количество постепенно увеличивается. При этом на терр,итории Астраханской области в 2010 г. предоставлялось ВМП только по двум профилям - «сердечно-сосудистая хирургия» и «педиатрия». В 2011 году их становится 3, такие как «неонатология», «сердечно-сосудистая хирургия», «травматология и ортопедия», а в 2012 году уже 7 (добавляются «акушерство-гинекология», «гематология», «онкология» и «офтальмология»). В 2013 году количество профилей - 10, плюсом «комбустиология», «нейрохирургия» и «челюстно-лицевая хирургия». С 2014 г. по 2016 г. их уже 12, в том числе «гастроэнтерология» и «эндокринология». Начиная с 2017 и по 2018 гг. присоединяются еще 2 профиля: «урология и ревматология». А вот в 2019 году таких профилей уже 15 (еще «торакальная хирургия»).

Произведенный анализ динамического ряда оказания высокотехнологичной помощи жителям Астраханской области выявил, что в целом с каждым годом наблюдается абсолютный прирост по числу оказанной ВМП, за исключением 2011 и 2018 гг. (таблица 3).

Наиболее актуальным вопросом развития высокотехнологичной медицинской помощи в целом, а также в отдельных регионах Российской Федерации является финансирование за счет тех или иных источников. Хронологически финансовое обеспечение оказания ВМП в Астраханской области, так же как и в Российской Федерации делится на 3 этапа. Первый этап - это финансирование за счет средств бюджетных ассигнований (до 2014 года).

Второй (с 2014 по 2016 гг.), когда начался переход на включение ВМП в систему страховой медицины, но так как объем финансов ОМС и МЗ РФ оказался недостаточным, в 2015-2016 годах сохранили финансирование ВМП за счет федерального бюджета с квотированием. А начиная с 2017 года, осуществляется одноканальное финансирование.

При этом целесообразно детально рассмотреть в связи, с чем происходит увеличение объемов оказанной ВМП. Поэтому нами была рассмотрена структура оказанной ВМП и ее объемы в зависимости от источников финансирования, начиная с 2010 года, когда предоставление ее стало возможным и в региональных медицинских учреждениях, наряду с федеральными.

В зависимости от источника финансирования отмечены свои особенности. При анализе финансирования из бюджетных ассигнований за период 10 лет не отмечается тенденции в сторону увеличения предоставляемых видов ВМП, даже в те года, когда этот источник финансирования был единственным. Максимум оказания ВМП за счет бюджетных средств регистрируется в 2013 году, затем происходит уменьшение объемов ВМП в 2014 и 2015 гг., что, несомненно, связано с появлением дополнительного источника финансирования (за счет средств ОМС). Но в 2016 году происходит опять увеличение объемов ВМП, оказанных за счет бюджетных средств, с последующим волнообразным изменением количества предоставленных ВМП. Что касается периода с 2010 г. по 2012 г., там тоже не отмечается никакой тенденции, но все же ВМП набирает свои обороты (рис. 1).

Анализ динамического ряда оказанной ВМП жителям АО

Год Количество случаев Абсолютный прирост (убыль) Темп прироста (убыли) % Темп роста (снижения) % Абсолютное значение 1% прироста (убыли)

2010 2817 - - -

2011 2410 -407 85,6 -14,4 28,2

2012 3645 1235 151,2 51,2 24,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013 3890 245 106,7 6,7 36,5

2014 4230 340 108,7 8,7 38,9

2015 4252 22 100,5 0,5 42,3

2016 5689 1437 133,8 33,8 42,5

2017 5766 77 101,4 1,4 56,9

2018 5521 -245 95,8 -4,2 57,7

2019 5942 421 107,6 7,6 55,2

С

#хс

Таблица 3

Manager

Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

Рис. 1. Динамика случаев оказания ВМП жителям АО в зависимости от источника финансирования (абс.)

При анализе объемом ВМП за счет средств обязательного медицинского страхования, который появился, начиная с 2014 года, можно отметить, что год от года количество оказанной ВМП за счет данного источника финансирования постепенно увеличивается. Это является закономерным, так как с 2017 года осуществился окончательный переход на одноканальное финансирование. Так, если в 2014 году их было выполнено 844 случая, то в 2015 году абсолютный прирост составил уже 236 случаев, а в 2016 г. уже 855 случаев. В 2017 году по отношению к 2016 году произошло увеличение лишь на 472 случая. А вот в 2018 г. произошло уменьшение оказанной ВМП, за счет средств ОМС - на 281 случай. Но 2019 год выровнял данную убыль, и прирост составил 826 случаев.

Проведя анализ и систематизировав полученные данные, можно показать результаты софинансиро-вания расходов, возникающих при оказании гражданам Астраханской области высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования (рис. 2).

Из рис. 2 видно, что общий объем финансирования ВМП в рамках софинансирования расходов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи жителям Астраханской области в 2010 году составлял 5,6 млн. рублей. К приведенным цифрам следует добавить, что начиная с 2008 года, высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая медицинскими организациями Астраханской области, дополнительно финансируется

Рис. 2. Финансирование на оказание ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, за счет средств бюджета АО и средств федерального бюджета для государственных бюджетных учреждений здравоохранения

(софинансируется) также из регионального бюджета, который ежегодно увеличивает свои расходные обязательства на эти цели. Затем в течение 2011-2013 годов происходило увеличение финансовых средств, и в общей сложности рост составил 36,5 раза.

Именно в 2012-2013 гг. наблюдалось максимальное «вливание» денежных средств в систему оказания ВМП как со стороны бюджета Астраханской области, так и из федерального бюджета. За этот же период времени практически во столько же раз увеличилось количество граждан, получивших данный вид медицинской помощи. Всего за этот период медицинскую помощь в рамках ВМП получили более 3,3 тыс. пациентов (рис. 3).

Однако обращает на себя внимание тот факт, что на протяжении последующих 6-ти лет выделение финансовых средств на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в рамках софинансирования постоянно снижалось. Так, начиная с 2014 года и по 2019 год, среднегодовой темп снижения составил 9,5%. Более выраженный среднегодовой темп снижения был характерен для средств федерального бюджета, он составил 13,3%, в то время, как ежегодное уменьшение финансирования за счет средств бюджета Астраханской области составило 6,3%. Пропорционально уменьшению финансирования снижалось и число выделенных объемов ВМП. Фактически за 6 последующих лет (2014-2019 гг.) высокотехнологичную медицинскую помощь смогли получить менее 3,5 тыс. граждан.

В соответствии с нормативными документами, принятыми на уровне Правительства Российской

Федерации в 2010 и 2011 году, четко регламентировался уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии, который был установлен в размере 70 процентов [10, 11].

Стоит отметить, что в данные два года такое процентное соотношение строго исполнялось с обеих сторон. Но в дальнейшем ни в одном из Распоряжений Правительства РФ о распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, не было четкого регламентирования процентного соотношения средств. Поэтому начиная с 2012 года, не только не видно такого соотношения, но и констатируется снижение субсидий из федерального бюджета почти в два раза [12]. Процентное соотношение средств бюджета Астраханской области по отношению к субсидиям федерального бюджета практически ротировалось. Это продолжалось на протяжении двух последующих лет. Но начиная с 2014 года, среднегодовое процентное отношение в структуре софинансирования за счет средств федерального бюджета составляло лишь 17% (таблица 4).

Обращает на себя внимание и тот факт, что на протяжении последних четырех лет (2016-2019 гг.) сумма средств выделенных бюджетом Астраханской области оставалось практически неизменной, несмотря на уровень инфляции и ежегодное увеличение тарифа на 1 случай оказания ВМП.

Рис. 3. Плановые объемы на оказание ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, за счет средств бюджета АО и средств федерального бюджета для государственных бюджетных учреждений здравоохранения

№0%0 Мападег /Менеджер

^(ЗгеуаосЬгепеп'ю

здравоохранения

Таблица 4.

Соотношение средств федерального бюджета и бюджета АО в структуре софинансирования ВМП

Год Общий объем софинансирования ВМП (тыс. руб.) Средства федерального бюджета (тыс. руб.) Доля в структуре софинансирования Средства бюджета Астраханской области (тыс. руб.) Доля в структуре софинансирования

2010 5 637,30 3 944,40 70% 1 692,90 30%

2011 20 292,00 14 200,00 70% 6 092,00 30%

2012 190 219,20 65 526,50 34% 124 692,70 66%

2013 204 349,70 64 657,00 32% 139 692,70 68%

2014 163 336,30 23 336,30 14% 140 000,00 86%

2015 119 653,60 24 014,30 20% 95 639,30 80%

2016 107 014,30 17 654,20 16% 89 360,10 84%

2017 113 469,60 24 089,60 21% 89 380,00 79%

2018 108 124,20 18 744,20 17% 89 380,00 83%

2019 106 937,10 17 555,50 16% 89 381,60 84%

Заключение

На фоне всевозрастающей потребности населения в высокотехнологичных видах помощи, значительного увеличения количества оказанной ВМП в Астраханском регионе за десятилетний период не наблюдается. Обеспеченность населения выросла лишь в 2 раза, несмотря на то, что количество медицинских организаций, оказывающих ВМП в регионе, за 10 лет увеличилось вчетверо. Тем самым это должно было бы приблизить данный вид помощи к населению Астраханской области, но при этом процент выполнения ВМП, не выезжая за пределы региона, снижается. Это напрямую зависит от количества выделенных квот, подлежащих финансированию.

Большой процент пациентов, выезжающих для оказания ВМП за пределы региона, фактически делает данный вид помощи не совсем «бесплатной», так как возникает необходимость оплаты дополнительного обследования, проезда как для самого пациента, так и сопровождающих его лиц (в частности по профилю «педиатрия», который не достаточно оказывается на территории Астраханской области).

Остается недостаточной материально-техническая база оснащения учреждений, имеется дефицит кадров, все это и приводит к тому, что на территории Астраханского региона из 21 профиля оказываются лишь 15, что снижает доступность ВМП для жителей.

Финансирование ВМП за счет средств ОМС должно было увеличить объемы данного вида

помощи. Но на самом деле в Астраханском регионе стабильной тенденции к положительной динамике не наблюдается. Это в том числе связано и с дефицитом территориальной программы госгарантий, что препятствует выделению финансирования ВМП в достаточном количестве при возрастающей потребности в ней. Также необходимо отметить, что в 2019 году по отношению к 2014 году, когда только появился такой источник, как средства ОМС, произошло увеличение оказанной ВМП в 3,5 раза. Но это, в первую очередь, связано еще и с тем, что сохранился такой источник финансирования Минздравом РФ из федерального бюджета. А вот по отношению к 2017 году, когда произошел окончательный переход на одноканальное финансирование,увеличение произошло лишь в 1,2 раза.

Несмотря на уровень инфляции и ежегодное увеличение тарифа на 1 случай оказания ВМП, финансирование из средств бюджета Астраханской области остается на неизменном уровне на протяжении последних 4 лет, в то время, как в 2014 году объем выделенных средств был почти в 1,6 раза больше. На фоне этого, начиная с 2012 года, констатируется еще и снижение субсидий из федерального бюджета почти в два раза. Все это в целом делает такой вид помощи как ВМП в целом малодоступным для региона. А отсутствие четкой регламентации уровня софинансирования дает возможность выделять денежные средства из федерального бюджета по «остаточному принципу».

Менеджер / Мападег № 10

здравоохранения / 2с1гт\/оосЬгвпеп'1в 2021 а

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Послание Президента Федеральному Собранию 01.03.2018. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/56957 (Дата обращения: 2 ноября 2021).

2. Перхов В.И. Программа государственных гарантий как инструмент обеспечения социальных обязательств государства в сфере охраны здоровья граждан // Менеджер здравоохранения. - 2018. - № 5. - С. 6-12.

3. Белостоцкий А.В. Правовые основы оказания высокотехнологичной медицинской помощи // Менеджер здравоохранения. - 2010. - № 7. - С. 43-46.

4. Перхов В.И. О транспарентности обязательного медицинского страхования // Менеджер здравоохранения. - 2018. - № 10. - С. 14-22.

5. Постановление Правительства Астраханской области от 30.12.2019 № 597-П «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». URL: https://docs.cntd.ru/document/561698499 (Дата обращения: 2 ноября 2021).

6. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2019 г. № 1610 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». URL: https://docs.cntd.ru/document/564041496 (Дата обращения: 2 ноября 2021).

7. Федеральный закон от 02.12.2019 № 382-Ф3 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/44873 (Дата обращения: 2 ноября 2021).

8. Обухова О.В., Брутова А.С., Базарова И.Н., Артамонова Е.Н. Эволюция перехода высокотехнологичной медицинской помощи на страховые принципы оплаты: опыт, результаты и перспективы // Медицинские технологии. Оценка и выбор. - 2016. - № 3(25). - С. 34-41.

9. Управление Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и республике Калмыкия. Официальная статистика. URL: https://astrastat.gks.ru/folder/41523 (Дата обращения: 02 ноября 2021).

10. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1152 «О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета государственного задания на оказание в 2010 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации». URL: https://rg.ru/2010/01/13/ medpomosch-dok.html (Дата обращения: 2 ноября 2021).

11. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. № 1187 «О финансовом обеспечении в 2011 году за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации». URL: https:// rg.ru/2011/01/11/medpomosch-site-dok.html (Дата обращения: 2 ноября 2021).

12. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. № 1062 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации». URL: https://www.szrf.ru/szrf/doc.php? nb=100&issid=100201200 1000&docid=107 (Дата обращения: 2 ноября 2021).

REFERENCES

1. The message of the President to Federal Assembly 01.03.2018. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/56957 (Accessed: on November, 2nd 2021).

2. Perkhov V.¡. The program of state guarantees as a tool for ensuring social obligations of the state in the field of health protection of citizens // Manager Zdravoochranenia. - 2018. - № 5. - P. 6-12.

3. Belostotsky A.V. Legal of a basis of rendering of high-tech medical care // Manager Zdravoochranenia. -2010. - № 7. - P. 43-46.

4. Perkhov V.¡. About the transparency of compulsory health insurance // Manager Zdravoochranenia. -2018. - № 10. - P. 14-22.

5. The governmental order of the Astrakhan area from 30.12.2019 № 597-P "About the Program of the state guarantees of free rendering to citizens of medical aid in territory of the Astrakhan area for 2020 and the scheduled period 2021 and 2022". URL: https: // docs.cntd.ru/document/561698499 (Accessed: on November, 2nd 2021).

6. The governmental order of the Russian Federation from December, 7th, 2019 № 1610 « About the Program of the state guarantees of free rendering to citizens of medical aid for 2020 and for the scheduled period 2021 and 2022». URL: https: // docs.cntd.ru/document/564041496 (Accessed: on November, 2nd 2021).

7. The federal law from 02.12.2019 № 382-FZ «About the budget of Federal fund of a mandatory health coverage for 2020 and for the scheduled period 2021 and 2022». URL: http: // www.kremlin.ru/acts/bank/44873 (Accessed: on November, 2nd 2021).

Manager

ZdrevoochreneniB ,

'Менеджер

здравоохранения

8. Obuhova O.V., Brutova A.S., Bazarova I.N., Artamonov E.N. Experience, results and prospects of the transition to insurance principles of payment for high-tech medical care // Medical technologies. An assessment and a choice. - 2016. - № 3(25). - P. 34-41.

9. Management of Federal service of the state statistics on the Astrakhan area and republic Kalmykia. Official statistics. URL: https://astrastat.gks.ru/folder/41523 (Accessed: on November, 2nd 2021).

10. The governmental order of the Russian Federation from December, 30th, 2009 № 1152 "About financial maintenance due to budgetary appropriations of the federal budget of the state task for rendering in 2010 of high-tech medical care to citizens of the Russian Federation". URL: https://rg.ru//2010/01/13/medpomosch-dok. html (Accessed: on November, 2nd 2021).

11. The governmental order of the Russian Federation from December, 29th, 2010 № 1187 «About financial maintenance in 2011 due to budgetary appropriations of the federal budget of the state task for rendering of hightech medical care to citizens of the Russian Federation". URL: https://rg.ru //2011/01/11/medpomosch-site-dok. html (Accessed: on November, 2nd 2021).

12. The governmental order of the Russian Federation from December, 21st, 2011 № 1062 "About granting grants from the federal budget to budgets of subjects of the Russian Federation on co-financing the account obligations of subjects of the Russian Federation arising at rendering of high-tech medical care to citizens of the Russian Federation". URL: https://www.szrf.ru/szrf/doc.php? nb=100*issid=1002012001000*docid=107 (Accessed: on November, 2nd 2021).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Набережная Инна Борисовна — канд. мед. наук, доцент, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом последипломного образования ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Астрахань, Россия.

Inna B. Naberezhnaya - Ph.D. (Medicine), Associate Professor, Associate Professor of the Department of public health and public health with a course of postgraduate education FSBEI HE «Astrakhan State Medical University» of Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Astrakhan, Russia.

E-mail: innanabl975@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-1354-1175

Здравоохранение-2021

ПРОФСОЮЗ ВЫСТУПИЛ ЗА ПОВЫШЕНИЕ СТАВКИ БАЗОВОГО ОКЛАДА В НОВОЙ СИСТЕМЕ ОПЛАТЫ ТРУДА МЕДРАБОТНИКОВ

Глава Профсоюза работников здравоохранения России Анатолий Домников направил обращение министру здравоохранения Михаилу Мурашко и министру труда и социальной защиты Антону Котякову с просьбой пересчитать ставку базового оклада в проекте новой системы оплаты труда с учетом планируемого повышения размера МРОТ на 2022 год. В письме отмечается, что проектом в числе параметров заработной платы зафиксирована расчетная величина для установления должностных окладов в размере МРОТ - 13 617 руб. Но на совещании по социальным вопросам 18 ноября президент России Владимир Путин поручил подготовить поправки в проект федерального закона, предусматривающие повышение минималки до 13 890 руб. Профсоюз считает важным увеличение этого показателя, используемого при исчислении заработной платы медработников в рамках пилотного проекта.

Проект новой системы оплаты труда был одобрен на заседании рабочей группы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) 18 октября. Предполагается, что он будет реализован в семи пилотных регионах и продлится до конца марта 2022 года. Будет задействовано 440 медорганизаций, в которых работают более 170 тыс. человек. На время «пилота» предусмотрена защитная норма, исключающая снижение зарплат по сравнению с их начислением согласно прежним условиям. По данным, которые приводил «Коммерсантъ» со ссылкой на проект постановления правительства, расходы на оплату труда медработников в пилотных регионах вырастут в первом квартале 2022 года на 30%, или на 9 млрд. руб. Компенсировать их предлагается из федерального бюджета.

Ранее в Минтруде прокомментировали причину использования в новой системе оплаты труда медработников в качестве расчетной величины одного минимального размера оплаты труда (МРОТ) на 2022 год - 13 617 руб., а не двух, как предлагали профсоюзные организации.

Источник: Медвестник.ру

Менеджер / Manager № 10

здравоохранения / Zdrevoochrenenie 202 1 j

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.