Научная статья на тему 'Эволюция психофизиологии по сфере восприятие ритма музыки, чувство и эмоция'

Эволюция психофизиологии по сфере восприятие ритма музыки, чувство и эмоция Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
музыкально-ритмическое чувство / чувство музыкального ритма / организация музыкальных звуков / содержание / звук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эволюция Психофизиологии По Сфере Восприятие Ритма Музыки Чувство И Эмоция

Статья фокусируется на музыкально-ритмическое чувство способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Ритм это любое чередование звуков и пауз на основе пульсации метра. Нельзя путать метр и ритм. Метр не зависит от длительностей, в которых вы играете, а ритм как раз характеризуется этими длительностями. Этим термином обозначается четкая организация музыкальных звуков во времени. Между собой чередуется пауза и длительный отрезок музыки. Чувство музыкального ритма это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция психофизиологии по сфере восприятие ритма музыки, чувство и эмоция»

Эволюция психофизиологии по сфере восприятие ритма

музыки, чувство и эмоция

Мадина Зокировна Исломова Туркистанский инновационный университет

Аннотация: Статья фокусируется на музыкально-ритмическое чувство -способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Ритм это - любое чередование звуков и пауз на основе пульсации метра. Нельзя путать метр и ритм. Метр не зависит от длительностей, в которых вы играете, а ритм как раз характеризуется этими длительностями. Этим термином обозначается четкая организация музыкальных звуков во времени. Между собой чередуется пауза и длительный отрезок музыки. Чувство музыкального ритма это - комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.

Ключевые слова: музыкально-ритмическое чувство, чувство музыкального ритма, организация музыкальных звуков, содержание, звук

Evolution of psychophysiology by field perception of music

rhythm, feeling and emotion

Madina Zokirovna Islomova Turkistan Innovation University

Abstract: The article focuses on the musical-rhythmic feeling - the ability to actively experience music, feel the emotional expressiveness of the musical rhythm and accurately reproduce it. Rhythm is any alternation of sounds and pauses based on the pulsation of the meter. Meter and rhythm should not be confused. The meter does not depend on the durations in which you play, and the rhythm is precisely characterized by these durations. This term refers to a clear organization of musical sounds in time. A pause and a long segment of music alternate between each other. The sense of musical rhythm is a complex ability that includes perception, understanding, performance, and creation of the rhythmic side of musical images.

Keywords: musical-rhythmic feeling, sense of musical rhythm, organization of musical sounds, content, sound

Эмоция - психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции. Эмоция проявляется более ярко и интенсивно, она может быть выражена в виде радости, гнева, страха или грусти. Чувство же может быть более тонким и скрытым, например, любовь, благодарность или сожаление. Чувство возникает на основе эмоций, а не наоборот. Оно более длительное и стабильное, более сложное и многообразное.

Ритм (от др. -греч. размеренность, такт, стройность, соразмерность) -чередование каких-либо явлений (например, звуковых или речевых), происходящее с определённой последовательностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо. Итак, есть два вида ритма: ритм-инструмент (запись длительностей нот) и ритм-содержание (фиксация во времени сущностных сторон музыкальной мысли).

Ритм это - любое чередование звуков и пауз на основе пульсации метра. Нельзя путать метр и ритм. Метр не зависит от длительностей, в которых вы играете, а ритм как раз характеризуется этими длительностями. Этим термином обозначается четкая организация музыкальных звуков во времени. Между собой чередуется пауза и длительный отрезок музыки. Каждая нота звучит отведенный ей промежуток времени. Она объединяется с другими нотами, образуя ритмический рисунок.

Чувство музыкального ритма это - комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Музыка есть звуковой процесс, развёрнутый во времени, она используется и воспринимается лишь в движении «от предыдущего к последующему». Ритм это - движение. Музыкальное чувство ритма - умение переживать музыку телесно-двигательно, это умение чувствовать телом эмоциональную выразительность ритма.

Музыкально-ритмическое чувство - способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Чувство - эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений. Эмоция (от лат. ешоуео -потрясаю, волную) - эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Говоря простым языком это - реакция человека на те, или иные жизненные ситуации.

Эмoции вoзникли в npo^cce эвoлюции KaK cpeдcтвo oпpeдeлeния биoлoгичecкoй знaчимocти внeшниx вoздeйcтвий и cocтoяний opгaнизмa. В пepвyю oчepeдь этa знaчимocть oтpaжaeтcя в эмoциoнaльнoм тoнe oщyщeний. Нaпpимep, BKyc cытнoй пищи coпpoвoждaeтcя ^иятными пepeживaниями, бoлeвыe oщyщeния - ^^пятными. Grpax - caмaя мoщнaя и пepвичнaя, бaзoвaя nporpaMMa чeлoвeкa, eщe oднa эмoция, в кoтopoй c^b^a cилa. У чeлoвeкa ecть миндaлeвиднoe тeлo - aмигдaлa, oблacть гoлoвнoгo Mo3ra, в кoтopoй зapoждaeтcя чyвcтвo CTpaxa. Амигдaлa oтвeчaeт 3a тo, что мы бoимcя 24 4aca в cyTO^

Автоpы мeтaaнaлизa выявили, что пpocлyшивaниe музыки yмeньшaeт cимптомы CTpecca - ypoвeнь кopтизoлa cнижaeтcя, nynbc зaмeдляeтcя, a люди нaчинaют чyвcтвoвaть ceбя cпoкoйнee. Пpичeм в тex paбoтax, гдe pecпoндeнтaм включэли мeдлeнныe кoмпoзиции, пoлoжитeльныe эффeкты были бoлee зaмeтными. Музыкальное восприятие - это способность слышать и эмоционально переживать музыкальное содержание (музыкальные образы) как художественное единство, как художественно-образное отражение действительности, а не как механическую сумму разных звуков.

Музыка это - действительно мощный инструмент, который может напрямую влиять на наше мышление и поведение. Она способна переключать мозг на разные "волновые длины", открывая новые горизонты восприятия. Помните, искусство музыки это - путь к самопознанию и саморазвитию. Как показывают результаты последних исследований, музицирование повышает IQ и уровень грамотности, улучшает память и внимание, активизирует креативное мышление и воображение.

Музыка может вызывать в человеческом организме процессы, отзеркаливающие ее настрой, и таким образом порождать эмоции. Она запускает воображение, наводит на мысли, возвращает к воспоминаниям, которые сами по себе порождают эмоциональный отклик. Музыка способна вызвать в человеке процессы, отзеркаливающие ее настроение, и таким образом породить эмоции. Она запускает воображение, наводит на мысли и воспоминания, которые сами по себе вынуждают на эмоциональный отклик. Наконец, она может удовлетворить или, напротив, не оправдать ожиданий слушателя. В психологии ощущение считается процессом отражения отдельных свойств объектов окружающего мира. От понятия восприятия (как целостного впечатления, например, восприятие чашки кофе как целостного образа) отличается количественно (ощущение аромата кофе, цвета, температуры и т. д.).

В головном мозге человека нет специализированного центра, ответственного за восприятие музыки. В переработке музыкальной

информации участвуют височные, лобные доли мозга, подкорковые структуры и другие многочисленные области, обычно задействованные в разных формах мозговой деятельности. Классическая музыка, как показано в исследованиях ГЮ. Маляренко, Д.С. Сахарова, М. Bodner, L.T. Мийи1ег, О. Ка1с^1и, G.L. Shaw и т.д., оказывает благоприятное влияние на психофизиологические характеристики благодаря последовательности волн, повторяющихся каждые 20-30 секунд. Многие функции центральной нервной системы также имеют цикличность в 30 секунд (такова, например, периодичность волн активности нейронных сетей).

Те или иные музыкальные направления становятся наиболее популярными неслучайно. Согласно литературным данным, популярность, а вместе с ней и развитие каждого музыкального направления, отражала (отражает) преобладающие настроения и потребности человечества. Поэтому выводы о негативном влиянии музыки одних направлений и позитивном - других являются, на наш взгляд, несколько некорректными и требуют более тщательной экспериментальной проверки.

Практически неисследованными являются также и половые различия психофизиологических особенностей восприятия музыки разных направлений. С учетом того, что подавляющее большинство композиторов -мужчины, данное направление экспериментальной работы представляет особый интерес. Естественно, что отдельного внимания заслуживают и частотно-спектральные характеристики предъявляемой для прослушивания музыки в связи с психофизиологическими особенностями ее восприятия. Эволюционно обусловленные способности женщин различать акустические сигналы на более высоких частотах, а мужчин - на более низких должны находить свое непосредственное отражение в психофизиологических характеристиках процесса восприятия музыкальных произведений.

Метод кардиоинтервалометрии выбран неслучайно, поскольку он позволяет оценивать особенности системных процессов обеспечения текущей деятельности. Согласно имеющимся в литературе сведениям, сердце является одним из самых чувствительных органов человека, так как оно способно реагировать даже на незначительные изменения окружающей среды. Следовательно, изменения ритма сердца - универсальная реакция целостного организма в ответ на любое воздействие внешних факторов.

Психофизиологические закономерности процесса восприятия музыки разных направлений определяются комплексом связанных с половыми различиями эволюционно обусловленных особенностей восприятия динамически организованных акустических сигналов.

Использованная литература

1. К.Б. Холиков. Педагогическое корректирование психологической готовности ребенка к обучению фортепиано в музыкальной школе. Science and Бёисайои 4 (7), 332-337

2. К.Б. Холиков. Характеристика психологического анализа музыкальной формы, измерение ракурса музыкального мозга. Science and Education 4 (7), 214-222

3. К.Б. Холиков. Защитный уровень мозга при загрузке тренировочных занятиях и музыкального моделирование реальных произведениях. Science and Бёисайоп 4 (7), 269-276

4. К.Б. Холиков. Мозг и музыкальный разум, психологическая подготовка детей и взрослых к восприятию музыки. Science and Education 4 (7), 277-283

5. К.Б. Холиков. Внимание и его действие обученному музыканту и оценка воз производимости тренировок. Science and Education 4 (7), 168-176

6. К.Б. Холиков. Приёмы анализа и корректировки различных ситуаций, возникающих между преподавателем и учеником в ходе учебного процесса в вузе. Science and Education 4 (7), 350-356

7. К.Б. Холиков. Прослушка классической музыки и воздействия аксонов к нервной системе психологического и образовательного процесса. Science and Бёисайоп 4 (7), 142-153

8. К.Б. Холиков. Модели информационного влияния на музыку управления и противоборства. Science and Education 4 (7), 396-401

9. К.Б. Холиков. Измерение эмоции при разучивании музыки, функция компонентного процессного подхода психологического музыкального развития. Science and Education 4 (7), 240-247

10. К.Б. Холиков. Внимания музыканта и узкое место захвата подавление повторения, сходство многовексельного паттерна. Science and Education 4 (7), 182-188

11. К.Б. Холиков. Сравнение систематического принципа музыкально психологического формообразования в сложении музыки. Science and Education 4 (7), 232-239

12. К.Б. Холиков. Психика музыкальной культуры и связь функции головного мозга в музыкальном искусстве. Science and Education 4 (7), 260-268

13. К.Б. Холиков. Ответ на систему восприятия музыки и психологическая состояния музыканта. БЫепсе апё Бёисайоп 4 (7), 289-295

14. К.Б. Холиков. Мш1са1 pedagogy апё рБусИо^у. ВиПейп оГ Бшепсе апё Бёисайоп 99 (21-2), 58-61

15. К.Б. Холиков. Аксоны и дендриты в развиваемшийся музыкально психологического мозга. Science and Education 4 (7), 159-167

16. К.Б. Холиков. Проект волевого контролья музыканта и воспроизводимость музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 189-197

17. К.Б. Холиков. Абстракция в представлении музыкально психологического нейровизуализации человека. Science and Education 4 (7), 252-259

18. К.Б. Холиков. Измерения непрерывного занятия и музыкальная нейронная активность обучения музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 312-319

19. К.Б. Холиков. Сложная система мозга: в гармонии, не в тональности и не введении. Science and Education 4 (7), 206-213

20. К.Б. Холиков. Фокус внимания и влияние коры височной доли в разучивании музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 304-311

21. К.Б. Холиков. Музыкальность и музыкальная память, непроизвольная перенос энергии к эффективному получении знания на занятиях музыки. Science and Education 4 (7), 296-303

22. К.Б. Холиков. Рост аксонов в развиваемшийся музыкально психологического мозга в младшем школьном возрасте. Science and Education 4 (7), 223-231

23. К.Б. Холиков. Своеобразность психологического рекомендация в вузе по сфере музыкальной культуре. Science and Education 4 (4), 921-927

24. К.Б. Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science and Education 4 (1), 529-535

25. К.Б. Холиков. Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education 3 (4), 453-458

26. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068

27. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545551

28. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075

29. К.Б. Холиков. Музыка и психология человека. Вестник интегративной психологии, 440-443 2 (1), 440-443

30. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Education 3 (3), 1026-1031

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.