Евдокимова Е.Н. Эволюция процессного подхода в управлении и перспективы его
развития Дата: 21/04/2011 Номер: (28) УЭкС, 4/2011
Аннотация: В статье представлена эволюция процессного подхода как универсального управленческого принципа, приводится обзор основных теорий, повлиявших на его становление. Рассмотрена роль процессного подхода в современных управленческих концепциях. Даны контуры дальнейшего развития процессного подхода.
Annotation: The article shows the evolution of the process approach as a universal management principle, provides an overview of the main theories that influenced its development. We consider the role of the process approach to modern management concepts. Contours of the further development of the process approach are given.
Ключевые слова: процессный подход, бизнес-процесс, межфункциональное управление, моделирование бизнес-процессов
Key words: process approach, business process, cross-functional management, business process modeling
Евдокимова Елена Николаевна кандидат экономических наук, доцент Рязанский государственный радиотехнический университет
Выходные данные статьи: Евдокимова Е.Н. Эволюция процессного подхода в управлении и перспективы его развития // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. - № 4 (28). - № гос. рег. статьи 0421100034/0126. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.
В настоящее время в сфере управления предприятиями и организациями достаточно прочные позиции занимают два принципа управления - функциональный и процессный. Суть функционального управления - контроль над исполнением сотрудниками их функций и строгое исполнение работниками указаний руководителя, тогда как смысл альтернативного ему процессного подхода - в контроле не технологии выполнения работ (функций), а конечного результата работ. Деятельность любой организации можно представить в виде совокупности бизнес-процессов - последовательностей операций, нацеленных на достижение результата, которые рассматриваются как межфункциональные, что позволяет интегрировать функциональный и процессный подходы посредством наложения процессного управления на функциональную структуру организации. Ключевая проблема такого управления «горизонтальными» бизнес-процессами заключается в организации непрерывности управления на стыке бизнес-процессов при их взаимодействии.
Несмотря на то, что эволюция управленческих теорий первоначально шла в направлении развития функционального управления, постепенно формировалось понимание процессуальности производственно-управленческих действий как их объективной характеристики. Действительно, любая деятельность, как производственная, так и управленческая, может быть разложена (структурирована) на отдельные ее составляющие, что и было обосновано еще классиками менеджмента. В результате для повышения эффективности деятельности предприятий были выявлена необходимость как горизонтальной структуризации производственной деятельности (по технологии), так и функциональной структуризации управленческой деятельности (по функциям).
Горизонтальную структуризацию производственной деятельности (по технологии) в виде последовательности операций по изготовлению товара, т.е. как некоторого процесса, можно обнаружить еще у А. Смита (XVIII в.), который показал объективность выделения специализированных производственных операций в составе производственного процесса как определенной последовательности действий [1]. Ф. Тейлор как основатель школы научного управления разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, что было продолжено в работах его соратников и последователей (В. Селларс, Дж. Вартон, Г. Таун, Ф. Хелси, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбретты, Г. Эмерсон, А. Монгенсен, Г. Хофф, Г. Форд). Можно сказать, что выделение (структуризация) производственных процессов стало началом формирования процессного подхода, хотя и в неявном виде.
Важным этапом эволюции процессного подхода стало выделение управления как самостоятельного процесса, чем мы обязаны в первую очередь Ф. Тейлору. Расширение промышленного производства потребовало и усложнения управленческих структур. Старая система линейного иерархического управления требовала от руководителя выполнения столь разнообразных функций, что справиться с ними в равной степени успешно одному человеку стало не по силам. С этой целью и вводилось функциональное администрирование (по Ф. Тейлору - восемь мастеров-инспекторов вместо одного), что привело к замене старого управленческого аппарата (мастер на все руки) новым руководящим персоналом (компетентный специалист). Тем самым была заложена практическая основа специализации управленческих операции, развитая позднее основоположниками административной школы управления А. Файолем, Г. Эмерсоном и др.
А. Файоль рассматривал менеджмент как последовательный ряд операций или функций, а управление - как один из шести видов деятельности наряду с технической (изготовление и производство), коммерческой (закупки, продажи и обмен), финансовой, обеспечением безопасности и учетной деятельностями. А. Файоль утверждал, что «управлять означает прогнозировать, планировать, организовывать, руководить, координировать и контролировать» [2]. В результате была обоснована функциональная структуризация управленческой деятельности (по функциям) в виде последовательности управленческих действий, т.е. управленческого процесса.
Тем не менее, даже А. Файоль, который выделил среди своих принципов управления единоначалие и иерархическую подчиненность, отмечает, что «горизонтальное единство также важно, если есть необходимость координации деятельности рабочих групп. Все цели производственных единиц и отделов маркетинга должны работать в тесной взаимосвязи. В то же время финансовые планы и задания в отделах снабжения и кредитования призваны скорее облегчать, чем тормозить, достижение целей совместно с такими отделами, как производственный или сбытовой» [3, с. 82]. Этим А. Файоль подчеркивает значение, которое он предавал коммуникационной и координационной связи между функциональными отделами («мостик Файоля»), формируя тем самым необходимость образования в организации межфункциональных процессов. Более определенно по этому вопросу
высказывалась М.П. Фоллетт, которая утверждала, что для эффективной деятельности организации работник должен ставить перед собой вопрос не «перед кем он несет ответственность», а «за что». Взаимное согласование работы различных людей и подразделений должно быть обеспечено посредством «перекрестного функционирования», «кумулятивной ответственности» [4].
Важным этапом развития процессного принципа в управлении явилась стандартизации управленческих действий. Г. Эмерсон, предложив среди своих 12 принципов управления принцип создания на предприятии «писанных стандартных инструкций» [5, с. 201], обосновал необходимость стандартизации управленческой деятельности в виде моделей процессов управления и даже их улучшения.
Последующая эволюция процессного подхода связана с разработкой конкретных методов, позволяющих на практике организовать устойчивое управление межфункицоналъными процессами, ориентированными на достижение требуемых параметров продукции и нацелить менеджеров на постоянное их совершенствование. К числу тех, кто обратил внимание на необходимость межфункционального управления при постоянном совершенствовании процессов, следует выделить В. Шухарта, Э. Деминга, Д. Джурана, которые по праву считаются основоположниками процессного подхода в сегодняшнем его понимании. Их разработки легли в основу концепции управления качеством, именно поэтому так часто процессный подход ассоциируется именно с управлением качеством. Необходимо отметить, что решение данной задачи стало возможным, прежде всего, благодаря бурному развитию статистических методов и информационных технологий.
Статистические методы как источник информации о производственных операциях являются основой стандартных управленческих процессов в управления качеством продукции. Заслуга В. Шухарта заключается в том, что еще в 1924 г. он предложил перейти от Тейлоровского индивидуального контроля конкретной детали, основанного на допусковом подходе, к контролю, направленному на обеспечение стабильности операций на всем протяжении технологического процесса и позволяющему достичь запланированного уровня качества конечной продукции [6]. Предложенные им контрольные карты есть не что иное как стандартизованный процесс управления (выявления и устранения) вариаций параметров качества выпускаемой продукции.
Э. Деминг обосновал применимость идей В. Шухарта о статистическом контроле и для других приложений, например в администрировании, обслуживании, финансах, прогнозировании и т.д. Однако более значимы достижения Э. Деминга в формулировании им законченной концепции непрерывного (процессного) улучшения качества (14 принципов
Э. Деминга) и введении в практику цикла PDCA («Р» - plan, «D» - do, «С» - check, «А» -action) как схемы управления любым видом деятельности на основе общей командной работы. «Люди из различных функциональных подразделений ... должны работать в командах (бригадах), с тем чтобы устранять проблемы, которые могут возникнуть с продукцией или услугами» - гласит 9-й принцип Э. Деминга [7, с. 46]. Как разъясняет этот принцип его ученик Г. Нив, «большинство компаний организованы по функциональному принципу, но должны работать в режиме межфункционального взаимодействия» [8, с. 66]. Разработанная Э. Демингом поточная диаграмма, представляющая взаимосвязи фирмы от поставщика до потребителя, является первой визуальной потоковой моделью процесса. В дальнейшем были созданы модели различных процессов в управлении качеством («спираль качества» Д. Джурана, модель жизненного цикла продукции, модель А. Фейгенбаума, модель Эттингера-Ситтига). В целом можно заключить, что к 60-м гг. XX в. сформировалось понимание процессного межфункционального управления как основы создания качественного продукта, удовлетворяющего потребности клиента.
Весомый вклад в развитие процессного подхода внесла кибернетика, создателем которой
является Н. Винер, как наука о сложных системах, преобразующих входы в выходы. В соответствии с таким пониманием бизнес-процесс рассматривается как совокупность видов деятельности (подпроцессов), потребляющая определенные ресурсы на входе и дающая продукт (результат), ценный для потребителя, на выходе. Иными словами, ценность продукта для потребителя - есть результат бизнес-процесса. Ценностная ориентация деятельности организации была активно воспринята как в теории (М. Портер, Дж. Томпсон, М. Хаммер, Д. Чапми, Д. Харрингтон, В. Шеер, Т. Давенпорт), так и на практике. Считается, что современное понимание процессной ориентации бизнеса на ценность впервые было предложено М. Портером в 1985 г. при обосновании теории конкурентных преимуществ в виде цепочки создания ценности как последовательности «стратегически важных видов деятельности». Он идентифицирует пять первичных (обеспечение поставок сырья и материалов, входящая логистика, производство, выходящая логистика, маркетинговые мероприятия и продажи, послепродажное обслуживание) и четыре вторичных действий (формирование инфраструктуры, управление человеческими ресурсами, развитие технологий и материально-техническое обеспечение), составляющих такую цепочку в любой фирме [9, с 39-40].
Однако еще в 1967 г. американский социолог Дж. Томпсон предложил структурировать процессы в организации на «технологическое ядро», которое обеспечивает устойчивость, воспроизводимость и производительность бизнес-процессов, и защищающую его от изменчивой внешней среды буферирующую прослойку в виде набора интерфейсов со средой, позволяющей предсказать будущие изменения или даже активно воздействовать на окружение [10]. Основа его подхода - фундаментальное понятие взаимозависимости задач всего производственного цикла «вход - трансформация - выход». Дж. Томпсон максимально широко понимал термин «технология» - не как специфику технологических процессов применительно лишь к средней части производственного цикла, а как способ создания организацией ценности для ее потребителей и других стейкхолдеров на всем протяжении цикла «вход - трансформация - выход». Дж. Томпсон выделял три базовых типа технологий: многозвенные или цепочечные (все этапы производства организационно независимы, но соответствующие операции производятся строго последовательно, примером чего является стандартизированное производство единственного продукта), интенсивные (этапы производственного цикла неразделимы, а операции итерационны и зависят друг от друга непредсказуемым образом) и посреднические (этапы производственного цикла независимы, равно как и операции, которые при этом делают индивидуальный вклад в общий производственный процесс, в результате чего осуществляется связь между отдельными потребителями или их группами). Именно выбор того или иного типа технологии определяет всю специфику взаимодействий внутри и снаружи организации, т.е. технологию, и структуру организации.
Взяв за основу идеи Дж. Томпсона и М. Портера, Ч. Стабелл и О. Фьельдстад внесли в них современное понимание организации процессов, выделив три конфигурации (табл. 1).
Таблица 1 - Базовые конфигурации создания ценности продукта [11].
Конфигурации Описание
Цепочка создания ценности В процессе трансформации сырья на моде к его ценности на каждой стадии добавляется некая промежуточная ценность, пока на выходе не будет получен продукт, востребованный потребителем. Производственный процесс линеен, последователен, имеет четкие начало и конец. Конкурентное преимущество достигается за счет классическим экономически* факторов: экономии от масштаба и экономии за счет специализации {совершенствование стандартных повторяемых операций).
Мастерская создания ценности Конечный продукт всегда уникален. Стандартизация и контроль качества возможны топько по отношению к самому процессу, к получаемой и накапливаемой информации и. отчасти, к кгсл-пификации исполнителей, Характер решаемой проблемы определяет выбор и порядок задействованных ресурсов, а также величину издержек. При этом величина издержек той или иной стадии процесса принципиально не коррелирует с величиной создаваемой ценности, а конечная ценность заключена не только в продукте, но и а способе его получения, поскольку потребитель активно участвует в производственном процессе. Производственный процесс нелинеен, т.е. последователен лишь в предела* одного итерационного цикла. Основа конкурентного преимущества - способность каждый раз по-новому компоновать портфель ресурсов для решения очередной проблемы. Модель естественным образом стремится к результативности.
Сеть создания ценности Создание инфраструктуры, объединяющей потребителей, желзющи* быть временно взаимозависимыми, оставаясь в целом независимыми и разделенными в пространстве и времени. Сама ота возможность и создает ценность сетевого продукта, а дополнительную ценность имеют размер сети и «качество» клиентской базы. Производственные процессы сети создания ценности распадаются на две принципиально разные- категории: процессы создания и поддержания инфраструктуры, и собственно множественные однотипные процессы взаимодействия потребителей друг с другом (либо их кооперативные взаимодействия с сетью}. Инфраструктура должна поддерживать большое количество одновременных процессов взаимодействии на разных уровнях с гарантированным качеством.
В конце 60-х с развитием компьютерных технологий, а также в связи с применением системного анализа в программировании процессный подход нашел свое применение при описании и моделировании этапов проектирования в первую очередь программного обеспечения. Целый ряд разработанных нотаций (например, SADT (Structured Analysis and Design Technique, технология структурного анализа и проектирования), WFD (Work Flow Diagram, диаграммы потоков работ), DFD (Data Flow Diagram, диаграммы потоков данных), ERD (Entity Relation Diagram, диаграммы «сущность-связь»), STD (State Transition Diagrams, диаграммы переходов состояний)), позволяющих визуально представлять различные процессы (последовательности действий, потоки информации и ресурсов) в виде графических моделей, дали возможность проводить оптимизацию процессов с целью сокращения цикла разработки.
Стандартизация правил описания процессов позволила расширить возможности визуального моделирования и описывать также процессы функционирования предприятий, что послужило основой для последующего создания информационных моделей бизнес-систем. В частности широкую популярность приобрело семейство стандартов IDEF, методология ARIS, разработанную компанией IDS Scheer AG (Германия), язык UML (Unified Modeling Language - унифицированный язык моделирования), диаграммы BPD (Business Process Diagram, «диаграмма бизнес-процессов»).
В настоящее время процессный подход нашел широкое применение в современных управленческих концепциях (табл. 2).
Таблица 2 - Характеристика процессного подхода в современных управленческих концепциях
Управленческие концепции Место процессного подхода в управленческой концепции
Организация производства В основе организации производства пежиг понятие производственного процесса как совокупности игах действий пюдей. осуществляемых на предприятии для изготовления конкретных видов продукции. С самого зарождений науки об организации производства еще & XIX в. (Ф. Тейлор, Ф и Л. Гиг брег, Г Гантт. Г Форд, А Файоль, Г, Эмерсон и др.) процессуальность производственной дейтельности, основанная на принципах рациональной специализации и интеграции производственным и управленческих операций, даляется концептуальной основой повышения эффективности производства.
Управление качеством Процессный подход, обоснованный еще в работа* В. Шухарта. Э. Деминга, Д. Д>сурэна. является ключевым принципом обеспечения качества продукции. Суть процессного подхода в управлении качеством заключается в Том, ЧТО выполнение каждой работы рассматривается как процесс, а функционирование организации - как цепочка взаимосвязанных процессов, необходимых для выпуска продукции. При этом нацеленность управления качеством на основе процессного подхода на повышение эффективности предприятия в цепом приводит к пониманию того, чіе его предназначение и механизм затрагивает гораздо более широкий круг вопросов управления предприятием, нежели только управление качеством продукции а узком смысле этого ПОНЯТИЯ.
Логистика Процессный подход также является основой и логистической концепции, где производство товаров и услуг рассматривается как единый и непрерывный процесс движения предметов труда от их исходной формы до конемного продукту а также связанной с ним информации. Логистика, имей своей цельна ло&ышение эффективности функционирований организации, занимается управлением потоками, прежде всего материапьнык ресурсов. Предметом изучения являются не сами материальные ресурсы, а их движение в пространстве и времени
Управление проектами Для успешного достижения поставленных перед компанией цепей должна быть выполнена определенная последовательность действий над объектом управления, выполнение этик действий представляет собой процесс, продолжающийся в течение некоторого периода времени. При этом необходима координация действий вда< сотрудников организации, участвующих в процессе, ориентированном на достижение поставленных целей, и своевременная корректировка ситуации.
Философия «бережливого производства» (Lean production) Ключевыми понятиями «бережливого производства* йвлйютсй «ценность*, * цепочка создания ценности а, «потери*, «совершенствование». Производство продукции согласно данной философии представляет собой <шоток создания ценности» как совокупность всех действий, которые требуется совершить, чтобы определенный продукт соответствовал требованиям потребителя, т.е. обпадал ценностью длй потребителя, а именно-определенными характеристиками и ценой. Концепция ^бережливого производства* ориентирована на борьбу с потерями всех видов и во всех сферах деятельности организации, снижая тем самым затраты и сроки производства продукции, повышая в итоге доходы.
Необходимо заметить, что процессуальность является современным пониманием любой деятельности, поэтому процессный подход и следует рассматривать как универсальный управленческий принцип, позволяющий совершенствовать и повышать эффективность разнообразных видов деятельности вне зависимости от их специфики.
Однако не следует ограничивать область применения процессного подхода исключительно уровнем микросистем (отдельных фирм и их объединений). Следует учесть тот факт, что начиная с 70-х гг. ХХ в. процессный подход активно выходит на уровень мезо- и макросистем как концепция управления межорганизационными процессами по цепочке добавленной стоимости. На фоне глобализации усиливаются интеграционные процессы между различными предприятиями, формируя тем самым сложные организационные структуры регионального, межрегионального и межнационального характера, ориентированные на международного потребителя с его дифференцированными потребностями. В результате бизнес-процессы, ранее идентифицируемые в рамках локальной организации, приобретают черты сложных пространственно-распределенных систем. Управление бизнес-процессами переходит на более высокий межорганизационный уровень, приобретая, в том числе, аспект региональности. Например, функционирование крупных транснациональных компаний с их многочисленными контрагентами можно представить в виде такой многозвенной цепочки процессов, охватывающих территории нескольких государств, превращая
межорганизационные процессы в межрегиональные. По нашему мнению, процессный подход как универсальный инструмент развития организационных систем микроуровня вне зависимости от их специфики может быть применен и для управления на уровне региональных систем.
Контуры применения процессного подхода на региональном уровне описываются через представление и анализ региональных систем сквозь призму процессных моделей, создание механизмов управления на региональном уровне, ориентированных на анализ и постоянное совершенствование региональных процессов, раскрытие ведущей роли органов власти всех уровней в повышении эффективности региональной системы при ориентации в управлении на региональные процессы.
Таким образом, исходя из представленных выше пояснений относительно эволюции процессного подхода, следует заключить:
1) в настоящее время процессный подход, являясь теоретической основой многих управленческих концепций, представляет собой самостоятельное научное направление в теории управления и является очередным эволюционным этапом его развития, обусловленным развитием экономической науки и информационных технологий;
2) развитие методологии процессного подхода видится в его применении на более высоком иерархическом уровне (на уровне региональных систем);
3) решение проблем дальнейшего развития процессного подхода на региональном уровне должно приводить к формированию механизмов и методов управления с учетом современных достижений в области экономики, управления, информационных технологий, а также социо-эколого-экономических особенностей конкретного региона.
Библиографический список:
1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Антология экономической классики. Т.1. - М.: Эконов, 1993.
2. Fayol H. General and Industrial Management. - London: Pitman, 1949.
3. Дункан Дж. У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. Пер. с англ. - М.: Дело, 1996.
4. Follett M.P. Freedom and Coordination: Lectures in Business Organization by Mary Parker Follett / L. Urwick, ed. - London: Pitman, 1949.
5. Управление - это наука и искусство: пер. с англ. / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд. - М.: Республика, 1992.
6. Shewhart W. Economic Control of Quality of Manufactured Product. - Milwaukee, WI: ASQ Quality Press, 1931.
7. Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишерз, 2007.
8. Нив Г.Р. Пространство доктора Деминга: Принципы построения устойчиво го бизнеса / Генри Р. Нив ; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
9. Porter M.E. Competitive Advantage. - N.Y.: Free Press, 1985.
10. Thompson J.D. Organizations in action; social science bases of administrative theory. - N.Y.: McGraw-Hill, 1967.
11. Stabell C.B., Fjelstad O.D. Configuring value for competitive advantage: on chains, shops and networks // Strategic Management Journal. - 1998. - Vol. 19. - P.413-437.
№ гос. рег. статьи 0421100034Ю12б
Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный журнал
http://uecs.mcnip.ru
ЦКЬ этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=403