Научная статья на тему 'Эволюция правового регулирования трудовой миграции в Западной Европе'

Эволюция правового регулирования трудовой миграции в Западной Европе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
321
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕМЕЩЕНИЕ РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Громцев Олег Владимирович

Показано этапное развитие в Западной Европе законодательства о миграции в сфере трудовых ресурсов. Историко-эволюционный анализ проводится во взаимосвязи с историческими процессами общей миграции и с современными социально-экономическими условиями. Применяется многофакторный анализ, прогнозируется дальнейшая динамика трудовых миграционных процессов в связи с развитием законодательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция правового регулирования трудовой миграции в Западной Европе»

УДК 341.1/8 ББК 60.7

эволюция ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ трудовой МИГРАЦИИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

О.В. Громцев

Показано этапное развитие в Западной Европе законодательства о миграции в сфере трудовых ресурсов. Историко-эволюционный анализ проводится во взаимосвязи с историческими процессами общей миграции и с современными социально-экономическими условиями. Применяется многофакторный анализ, прогнозируется дальнейшая динамика трудовых миграционных процессов в связи с развитием законодательства.

Ключевые слова:

миграция, трудовой договор, производство, перемещение ресурсов.

Западная Европа отличается от соседних регионов высоким уровнем жизни, что обуславливает ее привлекательность как место жизни для различных групп и общин. Особо острой проблемой является процесс трудовой миграции, которая активно сочетается с процедурами общих миграционных процессов. Динамика въезда в регион специалистов для работы заставляет актуализировать существующее законодательство о трудовой миграции. Из данного исследования исключались такие случаи миграции, как приглашение на работу, перемещение в связи с условиями трудового договора и развитием структур работодателя, который гарантировал увеличение потоков работников. Развитие эволюционных процессов вместе с продолжающимся финансово-экономическим кризисом формирует новые задачи для регулирования миграционного трудового законодательства.

В отличие от США, в странах Западной Европы не было непрерывной истории миграции. Примерно с 1960 г. Европа получила значительный приток иммигрантов из Азии, Африки и Карибского бассейна, которые дополнили в основном внутри-европейскую международную миграцию 1950-х гг. (когда восточные немцы и итальянцы доминировали в миграционных потоках) и 1960-х годов, когда большое количество испанцев, португальцев и греков переехали в Западную Европу. К 1970 г. Европа явно изменилась из-за того, что регион рабочей эмиграции к тому времени стал весьма насыщенным [7, с. 63].

На протяжении веков в Европе доминировали миграции в виде потоков: сначала - колонизация Нового Света, затем -поставка рабочих для процесса индустриализации в Америку, Канаду и доминионы. Считается, что за 115 лет до 1930 г. около 50 млн человек, или около 12% населения покинули «Старый Свет», в основ-

ном с Британских островов, Пиренейского полуострова и Скандинавии, большинство из них эмигрировали в США [4, с. 126; 9, с. 82; 6, с. 114; 5, с. 533]. По сути, классическая эра иммиграции в США отражает классический период эмиграции из Европы. Начавшаяся Первая мировая война обусловила огромной отток из Европы и последовательное введение странами ограничений на въезд в 1920-х гг.. Великая депрессия 1930-х гг. и Вторая мировая война предотвратили возобновление этой эмиграции [6, с. 97].

1870 год был ключевым, поворотным моментом для эмиграции из Европы, обусловленным общеевропейским скачком сельскохозяйственных и промышленных технических усовершенствований и инноваций, ростом сельского населения. После 1870 г. США продвинулись достаточно далеко по пути индустриализации. Чтобы «вытащить» иммигрантов из Европы, она привлекала доступностью наемного труда в обрабатывающей и добывающей промышленности в условиях быстро развивающейся экономики [14, с. 109]. Взлеты и падения этой европейской эмиграции очень тесно зависели от обратно связанных с ними экономическими циклами бизнеса в Европе и США Последние данные подтверждают существование «эмиграци-ионных циклов», вызванных демографическими и экономическими факторами, которые объясняют массовую миграцию из Европы в конце XIX в [5, с. 560].

Первоначально регуляция трудовой миграции не проводилась вследствие того, что не сформировалось понимание самой миграции трудовых ресурсов. Однако вследствие научно-технической революции, связанной с индустриализацией Британской империи, Англия в 1689 г. принимает Закон «Об ограничении выезда рабочих и служащих», который характеризовал страну как имеющую дефицит

рабочих кадров. В то же время, низкая стоимость ручного труда имела противоположную тенденцию к нарастанию трудовой миграции и насыщению рынка предложением, что в свою очередь также стимулирует процессы внешней миграции. Наступавшая индустриализация способствовала формированию рабочего класса как основного элемента накопления капитала, но в то же время поддерживающего деятельность лиц, нанявших его. В 1800 г. сложилась ситуация, когда рабочие промышленных предприятий были ограничены в возможности выездах за границу. Учитывая, что к 1750 г. основной территорией мирового развития становились США, дальнейшим направлением развития трудового миграционного законодательства оставалось регулирование возможности выезда из Европы. Также необходимо учитывать, что восточные регионы Европы не рассматриваются в силу технологической отсталости и неконкурентоспособности в исследуемый период.

В дополнение к этой эмиграции в течение полутора столетий с 1800 года происходила весьма значительная миграция в Европе в соответствии с требованиями индустриализации и добывающей промышленности во Франции, Германии, Австрии и др. После Первой мировой войны миграцию в Европе можно разделить на потоки, которые связаны с перемещением и этническими чистками, вызванными образованием новых государств (примерно 6 млн чел.), привлечением иностранной рабочей силы (около 1,2 млн чел.), а также беженцами (2,5 млн чел.) [7, с. 51; 9, с. 76]. Значительные потоки межвоенной миграции были направлены во Францию в силу длительного негативного влияния военных действий на демографическую ситуацию.

Р. Мюнц, классифицируя миграцию в Европе с 1945 г., делит её на перемещения и миграции этнических чисток, миграции деколонизации, постколониальной миграции, трудовой миграции, элитной миграции, а также этнических и политических беженцев и ищущих убежища [8, с. 29]. Сразу после Второй мировой войны около 12 млн этнических немцев либо бежали, либо были изгнаны из восточных частей Третьего Рейха и территорий, ранее оккупированных германским вермахтом (Польша, Прибалтика, Чехия, Моравия, Словения, Сербия, Украина) или если они проживали в течение Второй мировой войны на территории союзных фашист-

ских и авторитарных режимов (Словакия, Хорватия и Венгрия). В 1950-е и 1960-е гг. и в конце 1980-х и в 1990-е гг. происходила эмиграция среди венгров, чехов и словаков, поляков, болгар, восточных немцев, бывших югославских граждан, и граждан бывшего Советского Союза.

Период после 1945 г. характеризуется поиском направления миграционных процессов, что позволяет характеризовать этот этап как предпосылку перед образованием единого европейского пространства, формированием единой синергети-ческой структуры и появлению общего рынка труда, а, следовательно, и развитию законодательства в аспекте принятия фундаментальных законопроектов.

Деколонизация и последующие процессы трудовой миграции привели к тому, что во второй половине прошлого столетия Западная Европа превратилась из континента эмиграции в один из иммиграционных центров. В 1950-х и 1960-х гг. большое количество рабочих из стран Южной Европы (Италия, Португалия, Греция, Испания, Турция и Югославия) и из новых независимых колоний, таких как Алжир или Индонезия, переселились в Западную Германию, Францию, Швейцарию, Нидерланды, Бельгию, и скандинавские страны. Эти страны испытали период послевоенного восстановления и развития промышленности. Эти перемещения населения ускорились в 1960-х гг., превращая ранее однородные общества в страны с очень существенным разнообразием и разнородностью этнических иммигрантских общин. Подобная произошло в Великобритании - с приходом значительного числа иммигрантов с британским паспортом из новых независимых государств Содружества.

В период после Второй мировой войны крупные промышленные страны Западной Европы ввели систему привлечения трудовых ресурсов, через которую большое количество иммигрантов были получены для облегчения хронической нехватки рабочей силы и облегчения процесса послевоенной индустриальной и инфраструктурной реконструкции [1, с. 86].

В двусторонних соглашениях между агентами труда в принимающих и направляющих стран были расписаны условия и правила, регулирующие найм рабочей силы. Агенты набора (комиссии, трудовые брокеры, или поручения министерств) были ответственны за выбор наиболее подходящих кандидатов и регулирования иммиграционных потоков - «соглашений,

предусмотренных для выбора процедуры, транспорта, жилья, размещения, заработной платы и социальных пособий, переводе сбережений и, в общем, различных права и обязанности сторон трудового договора» [10, с. 17]. Работа и вид на жительство выдавались работнику первоначально на один год, а затем через периодические обновления, как правило, - на несколько лет, и это частично регулировало иммигрантский поток

В настоящее время международная миграция рабочей силы в Европе, и особенно в Европейском Союзе (ЕС), встает в политической повестке дня. Демографический дефицит в Европе характеризуется низкой рождаемостью и старением населения и усугубляется дефицитом рабочей силы для квалифицированных и низкоквалифицированных рабочих мест. Это привело ряд правительств ЕС к необходимости привлечения иностранных трудовых ресурсов как к одному из решений. Этому решению в настоящее время также способствовала Европейская комиссия в своем последнем плане по политике легальной миграции, которая определяет актуальную ситуацию и перспективы развития рынка труда в ЕС, отражающие «необходимость сценария» [3, с. 8].

Однако менее широко признается, что трудящиеся-мигранты, необходимые для всех секторов экономики, не всегда приемлют те условия, на которых они будут работать в странах назначения. В эпоху глобализации работодатели для того, чтобы конкурировать на мировом рынке, стремятся к большей гибкости в методах работы и многом другом относительно временной занятости [11, с. 3], поэтому существует риск, что достойной работы для всех категорий трудящихся-мигрантов и особенно низкоквалифицированных, будет мало.

Действительно законно работающий не будет сильно отличаться от ряда мигрантов с неурегулированным статусом работников, которые уже найдены во многих частях Европы. Не оспаривается, что права человека распространяются на всех лиц, независимо от национальности или правового статуса. Конкретные права на основе правовой базы для регулирования трудовой миграции поддерживаются на международном уровне в рамках системы ООН в принятой в 1990 г. Международной Конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, разделах международного трудового права в Международной организации труда (МОТ), в

т.ч. конкретных документах, принятых для защиты трудящихся-мигрантов, а в последнее время в Плане действий МОТ для трудящихся-мигрантов, принятом Международной конференцией труда в 2004 г. Ряд стран к югу и к северу от средиземноморского региона, которые уже являются участниками некоторых из этих документов, считают, что их реализация успешна лишь частично.

Кроме того, на региональном уровне документы Совета Европы обеспечивают Перечень гарантий прав человека, и в Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ) [12] эта защита распространяется на всех лиц, которые находятся на территории 46 членов Совета Европы. Тем не менее, основанную на правах человека защиту, предоставляемую в соответствии с Уставом ООН на основе системы органов надзора соотносят с такими документами и механизмами, как: возможности для подачи жалоб перед Комиссией по правам человека в рамках резолюции 1503, в «ситуациях, которые как представляется, свидетельствуют о систематических грубых и достоверно подтвержденных нарушениях прав человека, требующих рассмотрения комиссии» [15]; резолюции 1235, посредством которой Комиссия может проводить ежегодные публичные дебаты о грубых нарушениях в ряде стран [16]; и назначение тематического докладчика или рабочей группы для рассмотрения нарушений прав человека, связанных с определенной темой. В связи с этим в 1999 г. на 55-й сессии Комиссия назначила Специального докладчика по вопросу о правах человека мигрантов. Специальный докладчик был назначен на первоначальный трехлетний период с мандатом рассмотреть «пути и средства преодоления существующих трудностей, препятствующих полной и эффективной защите прав человека этой уязвимой группы, включая препятствия и трудности для возвращения мигрантов, которые не имеют документов или постоянного статуса» [2].

Два из этих договоров, Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) которые были приняты в 1966 г. [13], вместе со Всеобщей декларацией прав человека (ВДПЧ) 1948 г. составляют так называемый Международный билль о правах. В то время как Всеобщая декларация прав человека не является юридически обязывающим договором, он считается предшественником к

МПГПП и МПЭСКП, и большинство его положений получили широкое признание и сегодня составляет основу международного трудового права.

Остальные пять основных договоров по правам человека касаются конкретных тематических вопросов или защиты уязвимых групп лиц: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (КЛРД) 1965 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (КПП) 1984 г.; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) 1979 г.; Конвенции о правах Ребенка (КПР) 1989 г.; и Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (ICMW) 1990 г.

В то время как ICMW является основным договором по правам человека, который уделяет особое внимание защите негражданам, другие документы по правам человека, за исключением нескольких положений, также являются применимыми к мигрантам.

Список литературы:

[1] Bonhing W.R. Studies in International Labour Migration. - London: Macmillan, 1984. - 317 p.

[2] CHR Res. 1999/44 of 27 April 1999 (adopted without a vote), para. 3.

[3] European Commission, Policy Plan on Legal Migration (COM (2005) 669, 21 December 2005) at p. 4. - 111 p.

[4] Ferenczi I. International Migrations, Volume I, Statistics. - New York: National Bureau of Economic Research, 1929. - 218 p.

[5] Hatton T. J., Williamson J.G. What Drove the mass migrations from Europe? // Population and Development Review, Vol. 20. - 1994, № 3. - 182 p.

[6] Massey D.S. The Social and Economic Origins of Immigration, The Annals of the American Academy of Political and Social Science, Vol. 510. - Newbury Park: Sage Publications, 1990. - 835 p.

[7] Münz R. Where did they all come from? Typology and geography of European mass migration in the twentieth century // Plenary session III, European Population Conference, Milano Italy, Sept. 4-8 1995. - 214 p.

[8] Münz R., Ulrich R. Changing Patterns of Migration. The Case of Germany, 1945-1994. - Berlin: Humboldt University Press, 1995. - 310 p.

[9] Mitchell B.R. European Historical Statistics: 1750-1975. - New York: Facts of File, 1998. - 405 p.

[10] Papademetriou D.G. International Migration in North America and Western Europe: Trends and Consequences // Appleyard R.T. International Migration Today: Volume I, Trends and Prospects, Paris: UNESCO, 1988. - 790 p.

[11] Taran P., Geronimi E. Globalization, Labour and Migration: Protection is Paramount, Perspectives on Labour Migration 3E. - Geneva: International Labour Office 2003. - PP. 3-4. - Интернет-ресурс. Режим боступа: http://www.ilo.org/public/english/protection/migrant/download/pom/pom3e.pdf

[12] Rome, 4 November 1959; European Treaty Series (ETS) № 5; entry into force 3 September 1953; ratified by 46 States Parties. - 416 p.

[13] UN G.A. Res. 2200A (XXI) of 16 December 1966 and UN G.A. Res. 2200A (XXI) of 16 December 1966.

[14] Thomas B. Migration and Economic Growth. - New York: Cambridge University Press, 1954. - 514 p.

[15] UN ECOSOC Res. 1503 (XLVIII). - 1970.

[16] UN ECOSOC Res. 1235 (xLII). -1967.

В заключение можно отметить, что эволюция законодательства о трудовой миграции, работниках-иностранцах претерпела значительные изменения и составила две полярные ситуации. В начале своего развития Западная Европа обладала индустриальной экономикой с бурным ростом производства, и для обеспечения роста требовалось сохранение рабочей силы в регионе. Внешние же угрозы перемещению трудовых ресурсов с аналогичным уровнем производства не существовали или же были ограничены. В настоящее время в регионе наблюдается избыток рабочей силы в массовом сегменте, а вместе с существующими условиями организации труда, происходит значительная дифференциация социально-экономических условий, что позволяет говорить о полярном отношении к миграции вместе с существованием законодательного инструментария обеспечения прав и свобод рабочих-мигрантов. Развитие законодательства следует ожидать в отношении ужесточения и снижения уровня доступности региона для иностранных граждан.

3 ю О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.